Испортилась память что делать. Признаки ухудшения памяти и как улучшить свою память

Потеря памяти у пожилых людей: как лечить, что предпринимать при появившихся симптомах заболевания – тема нашей очередной статьи о здоровье людей, перешагнувших «осенний» порог.

Снижение важнейшей психической функции – это настоящая трагедия для человека, ведущая к разрушению личности, ухудшению качества жизни, нарушению социальных связей.

Возраст и забывчивость

Плохая, «дырявая» память является достаточно распространенным явлением у людей зрелого возраста. Старческие болезни занимают первые позиции среди животрепещущих проблем здоровья нации любой страны. И самое обидное, что они сваливаются на человека в «золотой» период – свободы от работы, возможностью отдыхать, путешествовать, общаться с природой. Даже школьники знают, если у бабушек-дедушек происходит потеря памяти, как называется болезнь. Конечно, речь идет об амнезии.

Медициной давно установлено, что эмоциональные переживания (и радостные, и болезненные), увлекательные события запоминаются лучше, чем события рутинные. Старческой амнезией – утратой познавательной способности удерживать (сохранять) знания или воссоздавать ранее накопленный материал – страдает более 15% людей, перешагнувших семидесятилетний рубеж.

Возрастная забывчивость связана с накоплением «плохого» холестерина на стеночках сосудов нашего «центра управления» — мозга, разрушающими процессами, которые происходят непосредственно в мозговой ткани. Многие замечали, что зачастую старые люди с удовольствием и мельчайшими подробностями могут рассказывать о ярких событиях своего детства и совершенно забывать о том, что делали совсем недавно.

Причины потери памяти у пожилых людей

В то же время патологические процессы в старческом возрасте не всегда являются следствием прожитых лет. На их возникновение может влиять наследственность, образ жизни, перенесенные заболевания, в т. ч. и в раннем возрасте. Изменения познавательных способностей могут быть временными и постоянными.

При первых факторах дегенеративного процесса необходимо учитывать, что если произошла кратковременная потеря памяти, причины могут быть вызваны:

  • Протекающими и не всегда заметными для окружающих недугами, в т. ч. , бессонницей, обмороками, головокружением.
  • Различными повреждениями.
  • Инфекциями ( , третичным сифилисом, туберкулезом и др.).
  • Последствиями приема химических препаратов. Установлено, что негативно влияют на головной мозг «Кемадрин», «Тимолол», «Проциклидин», «Дисипал» и др.
  • Злоупотреблением горячительными напитками.
  • Приемом наркотиков.

Вконтакте

Одноклассники

Плохая память, причины и пути преодоления….

Можете ли вы с уверенностью сказать, где лежат ключи от квартиры?
А в каком месте находится ваша расческа? Какая прическа была у продавщицы в магазине, куда вы заходили недавно? Наверное, подобных мелочей вам не удастся вспомнить. «Подумаешь, ничего страшного!» – скажете вы. И будете неправы.

Легкая рассеянность грозит обернуться в будущем плохой памятью. Сегодня мы поговорим о том, почему возникают проблемы с памятью и как их решить.

Плохая память: причины

Память – мыслительный процесс, объединяющий функции запоминание информации, ее хранение и последующее воспроизведение.

Для того, чтобы щадить нашу нервную систему, уберечь ее от перенапряжения, существует функция забывания.

Обычно мозг старается «стереть» негативнуюинформацию и оградить человека от отрицательных эмоций. Именно по этой причине мы зачастую забываем выполнять те действия, которые нам не по душе.

Если пришло понимание, что с памятью есть проблемы, прежде всего, нужно определить, какой именно вид запоминания стал подводить.

Исходя из времени запоминания, память можно разделить на такие виды:

непосредственная – явление забывается сразу (например, напечатанная и тут же благополучно забытая буква);

кратковременная – информация хранится не более 30 секунд;

долговременная – хранение в сознании запомнившейся информации на протяжении многих лет;

скользящая – явление хранится ровно то количество времени, которое необходимо, затем стирается (к примеру, выученный экзаменационный билет).

Если память ухудшается, причина не в приближении старости или полученной травме, например, тяжелом сотрясении мозга.

Постепенное снижение способности запоминать информацию кроется в нарушении работы мозга.

Обычно это происходит по ряду определенных причин.

  1. Стресс, тревога, переживания. Мозг человека концентрируется на той проблеме, из-за которой он переживает беспокойство. Вследствие этого память ухудшается, человек становится рассеянным.
  2. Алкоголь. Замедляет процесс мышления, снижает восприятие окружающего мира. Подобное действие могут оказывать антидепрессанты и другие успокоительные лекарства.
  3. Курение. Никотин и другие отравляющие вещества значительно ослабляют визуальную и кратковременную память.
  4. Хроническая усталость и недостаток сна – одна из распространенных причин рассеянной памяти.
  5. Недостаток витаминов (фолиевой, никотиновой кислот).
  6. Самая распространенная причина – обычная привычка спешить. Второпях человек не концентрируется на мелочах, вследствие чего быстро о них забывает.

Бросаться в аптеку за лекарствами от «плохой памяти» совсем не нужно. Существует множество методик и способов улучшить запоминание, причем некоторые из них можно опробовать дома или во время поездки в общественном транспорте.

Если забывчивость не является последствием травмы, то с ней вполне успешно можно бороться. Воспользуйтесь следующими советами.

Внимательно относитесь к мелочам. Сосредоточьтесь на деле, которое выполняете, каким бы простым оно не казалось. Решайте задачу, как только вспомните о ней, и пусть сопутствующая информация станет подспорьем вашей памяти. Например, паркуя машину, отметьте, что рядом растут два дерева, а напротив – магазин с вывеской такой-то. Вы задействуете при этом несколько видов памяти, и информация запомнится лучше.

Старайтесь не отвлекаться от поставленной задачи. Зайдя в комнату в поисках, например, ключей, ищите именно их, не обращая внимания при этом на посторонние предметы.

Учитесь включать логику и строить ассоциативные ряды. Например, вы должны запомнить адрес Иванова, 12. Представьте, что у вас есть знакомый с такой фамилией, который зайдет к вам в 12 часов. Таким же образом поступайте с именами. Например, вам никак не удается запомнить фамилию начальника. Придумайте какую-нибудь ассоциацию к ней. Каждый раз, встречая этого человека, воспроизводите в мозгу придуманный образ.

Если память снижается из-за нехватки в организме витаминов, значит, нужно усиленно восполнять их дефицит. Учеными доказано, что ухудшение памяти связано с недостатком железа, цинка, бора. Фрукты, овощи, мясо должны входить в ваш рацион постоянно.

Ну и, конечно, главный враг памяти – неправильный образ жизни. Алкоголь, курение, вредная пища, стрессы и постоянная усталость приводят к нарушениям в работе мозга. Пусть вашим спутником станет здоровый образ жизни, и тогда даже в преклонном возрасте болезни будут вам нипочем.

Вконтакте

Потеря памяти – это недуг, слывущий одним из особо загадочных явлений нашего времени. Причины ее зарождения не изучены до конца. Многих интересует вопрос: «потеря памяти, как называется болезнь?». Болезнь именуют амнезией. Заключается она в утрате воспоминаний о некоторых обстоятельствах, невозможности воссоздать отдельные жизненные события. Чаще у индивида стираются воспоминания о ситуациях, произошедших недавно, особенно важных. Нередко так происходит, что индивидуум отобразить полноту картины произошедшего не в состоянии, другими словами, его воспоминания частичные. При абсолютной утрате воспоминаний, субъект не может вспомнить лиц близкого окружения, забывает собственные биографические данные, а также все происходящее ранее. Амнезия может наступать неожиданно, например, часто отмечается при алкогольном опьянении. Кроме этого, рассматриваемый недуг может развиваться постепенно, чаще имея временный характер.

Причины потери памяти

Все причины, провоцирующие возникновение провалов в памяти, можно поделить на две категории, а именно причины физиологического характера и психологического.

К физиологическим факторам относятся: травмы, хронические заболевания (например, сердечно-сосудистые недуги), различные нарушения в головном мозге и расстройства функционирования нервной системы. Также данное расстройство зарождается вследствие регулярного недосыпа, малоподвижного образа жизни, неправильного обмена веществ, несоблюдения режима питания, сбоев в системе циркуляции крови.

К психологическим факторам относят: ежедневные стрессовые ситуации, постоянную усталость, недостаток внимания, экспансивные состояния (вялость или возбуждение), излишняя задумчивость. Вследствие перечисленных факторов индивид переходит на механическое выполнение отдельных существенных операций, при этом они совсем не запоминаются.

Кратковременная потеря памяти может быть проявлением множества разнообразных нарушений. А причиной ее зарождения являются депрессивные состояния, инфекционные заболевания, различные повреждения, побочный эффект от злоупотребления спиртосодержащими напитками или наркотическими препаратами, прием некоторых медикаментозных средств, дислексия. Среди наиболее частых факторов, провоцирующих данное расстройство, выделяют: алкоголизм, опухолевые процессы мозга, Крейтцфельда-Якоба и Паркинсона, депрессивные состояния, инсульт, менингит, вирус иммунодефицита человека, эпилепсию и .

Также взаимодействие некоторых лекарственных средств может вызвать кратковременную утрату памяти, к примеру, одновременное применение Имипрамина и Баклофена.

Кроме этого, кратковременная потеря памяти может наступить вследствие нейродегенеративных заболеваний, цереброваскулярного нарушения, травм черепа, нормотензивной гидроцефалии, расстройства сна, патологий щитовидной железы, психических расстройств, болезни Вильсона.

Кратковременную амнезию, в свой черед, может спровоцировать гормональное нарушение. У некоторых представительниц женской части населения во время менопаузы могут наблюдаться случаи кратковременной амнезии.

Частичная потеря памяти – это так называемый сбой в функционировании головного мозга, характеризуемый расстройством пространственно-временных показателей, целостности воспоминаний и их последовательности.

Наиболее распространенным фактором, провоцирующим частичную амнезию, считается диссоциативная фуга либо состояние после перемены местожительства. Например, частичная амнезия может наступить вследствие переезда индивида в другой город. При этом могут исчезнуть из памяти события, давность которых составляет от пары минут до нескольких лет.

Второй причиной рассматриваемой формы считается сильная травма психического характера или потрясении. У субъекта исчезают из памяти некоторые данные биографии, которые провоцируют негативные воспоминания.

Кроме этого, частичная амнезия может наступить вследствие воздействия на индивида . Индивид может не вспомнить происходящее с ним в процессе гипнотического воздействия.

Старческая потеря памяти наблюдается соответственно у пожилых индивидов. Однако нельзя ее считать исключительно следствием возрастных изменений. Чаще старческая амнезия наступает из-за образа жизни индивидов. Также, причинами возникновения данной формы недуга могут стать: нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления и различные патологии мозга.

Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. У молодежи также может наступить потеря памяти после стресса. Нередко вследствие перенесения тяжелого эмоционального потрясения индивиды молодого возраста могут полностью забыть все данные о себе.

Симптомы потери памяти

Данная болезнь характеризуется неспособностью вспомнить определенные события либо людей. Все симптомы рассматриваемого недуга зависят от его тяжести, формы, характера патологии. Кроме признаков провалов в памяти также могут наблюдаться ухудшение зрения, головные боли, шум в ушах, нарушения пространственной координации, повышенная возбудимость, спутанность сознания и иные симптомы.

Чаще наступление амнезии возникает после перенесения травм головы, нередко вызывающей сотрясение мозга. При травматической ситуации, в основном, наблюдается ретроградная амнезия. Ее приступ может иметь продолжительность до нескольких часов. Индивид полностью утрачивает умение усваивать и воспринимать информацию. Пациент находится в пространственно-временной дезориентации и выглядит растерянным. У него наблюдается отсутствие воспоминаний, предшествующих травмирующему опыту либо заболеванию.

При антероградной потери памяти наблюдается утрата воспоминаний об обстоятельствах после начала заболевания при сохранении образов, предшествующих заболеванию либо травме. Данная форма заболевания обусловлена нарушениями, возникшими в процессе перемещения информации в долговременную память из кратковременной либо с разрушением сберегаемой информации. Память впоследствии может восстановиться, но не полностью. Пробелы, относящиеся к послетравматическому периоду, останутся.

При парамнезиях память индивида искажает хорошо известные ему факты и события. Часто можно увидеть в различных телесериалах персонажей, которые утратили полностью воспоминания о собственной прошлой жизни и о себе. Поэтому многих поклонников сериалов очень волнует вопрос: «потеря памяти, как называется болезнь?». Обозначается данный недуг как реакция бегства либо называется состоянием психогенного бегства. Обычно подобное состояние вызывается тяжелым эмоциональным потрясением или личными переживаниями и может длиться довольно долго. Нередко индивиды, страдающие этой формой потери памяти, начинают в другом месте и совершенно в ином окружении новую жизнь.

Среди основных симптомов амнезии выделяют: непосредственно провалы в памяти, которые характеризуются различной длительностью, сложности с запоминанием недавних событий и моментов только что произошедших и конфабуляции или ложные воспоминания.

Провалы в памяти могут быть отдельным симптомом или сопутствовать другим психическим заболеваниям.

Переходящая амнезия являет собой внезапный тяжелый приступ дезориентации сознания, который в памяти не сохраняется. Характерным признаком амнезии считается неспособность узнавать близких людей.

Приступы преходящей амнезии могут проявиться раз в жизни, а иногда несколько. Длительность их составляет от пары минут до двенадцати часов. В основном, симптомы проходят без соответствующего лечения, но иногда воспоминания не восстанавливается.

Синдром Верника-Корсакова наступает вследствие несбалансированного питания или злоупотребления алкоголем. Данной форме сопутствуют такие симптомы как длительная потеря памяти и острая дезориентированность сознания. Среди других проявлений можно выделить ухудшение зрения, шаткость походки, сонливость.

Кроме перечисленных симптомов, амнезии могут сопутствовать следующие проявления: слабоумие, снижение познавательных процессов, нарушение координации мышц.

Слабоумие характеризуется прогрессирующей природой, спутанностью сознания и непоследовательностью мыслей.

Снижение когнитивных процессов заключается в ухудшении восприятия, сложности в обучении и произведении мыслительных операций. Столкновение с этим проявлением считается довольно травмирующим симптомом.

Нарушение мышечной координации чаще всего отмечается при ряде недугов спинного и головного мозга.

Потеря памяти головные боли зачастую сопутствуют либо травма головы, либо заболеваниям, характеризующимся наличием патологических процессов мозга.

Внезапная потеря памяти нередко в сочетании с утратой сознания часто наблюдается при инсультах.

Кроме этого, зачастую отмечается потеря памяти после стресса или депрессивных состояний. В результате проведения ряда исследований было обнаружено, что стрессовое воздействие разрушает рост мозговых клеток. Поэтому, чем дольше продолжается депрессивное состояние, тем больше будут повреждения.

Виды потери памяти

Виды потери памяти подразделяются в зависимости от событий, которые стерлись из воспоминаний, распространенности, продолжительности, скорости начала и утраченным навыкам.

По распространенности амнезия может быть полной, то есть утрачиваются все воспоминания, и частичной – происходит фрагментарное утрачивание воспоминаний.

По продолжительности описываемый недуг бывает кратковременным (утрата памяти на короткий отрезок времени) и долгосрочным (воспоминания не восстанавливаются продолжительно).

По событиям, стираемым из памяти, рассматриваемый недуг подразделяется на антероградную и ретроградную амнезию. При первом виде амнезии индивид не может вспомнить происходящее после воздействия травмы при сохранности в памяти всех событий до причинного фактора. Наиболее часто данный вид наблюдается после перенесения мозговых травм, психоэмоциональных потрясений и характеризуется кратковременностью.

Ретроградная амнезия проявляется в утрате воспоминаний на события, случившиеся до возникновения причинного фактора. Данная форма амнезии присуща прогрессирующим дегенеративным патологиям головного мозга (например, болезни Альцгеймера, токсической энцефалопатии).

По скорости начала описываемый недуг бывает внезапным, то есть острым вследствие воздействия некоторого причинного фактора, и постепенным, наступающим в процессе естественного старения – старческая амнезия.

По потерянным навыкам амнезия делится на семантическую, эпизодическую, процедурную и профессиональную. Семантическая амнезия характеризуется утратой памяти, отвечающей за общее восприятие окружающей действительности. Например, субъект не в состоянии различить животные или растения перед ним. Эпизодическая – утрачиваются воспоминания на отдельные события или определенный момент. Процедурная – индивид утрачивает воспоминания о простейших манипуляциях, например, забывает, как чистить зубы. Профессиональная или рабочая – заключается в неспособности удерживать информацию, нужную для выполнения дальнейших операций, даже на протяжении короткого промежутка времени. Такой индивид не может ориентироваться на собственном рабочем месте, не понимает, какие задания он должен выполнять и, в какой последовательности.

Нижеприведенные виды следует выделить в отдельные формы амнезии. Корсаковская амнезия обычно обусловлена хроническим алкоголизмом и характеризуется полной амнезией во время опьянения и в процессе выхода из нее. Нередко пациенты, вследствие того, что утратили воспоминания, заменяют их выдуманными.

Старческая потеря памяти обусловлена закономерными процессами старения. Для нее свойственно ухудшение запоминаний текущих событий, пожилой индивид не может припомнить, что происходило утром вчера, но во всех подробностях может рассказать о событиях, случившихся с ним в глубокой молодости.

Возникающая вследствие инсульта. Потеря памяти головные боли, головокружения, ограничение зрения, зрительная агнозия, нарушение чувствительности, алексия, потеря равновесия – типичные симптомы инсульта.

Амнезия, возникающая вследствие травмы мозга. Практически всегда, даже при незначительных сотрясениях, отмечается непродолжительная потеря памяти. При этом воспоминания быстро восстанавливаются.

Потеря памяти после алкоголя

Считается, что даже на первой стадии алкогольной зависимости возможно наступление амнезии. Внезапная амнезия вследствие излишнего алкогольного возлияния становится стрессом для индивида. Однако потеря памяти после употребления спиртных жидкостей наблюдается далеко не у всех. Для возникновения временной амнезии необходимо «соблюдение» нижеприведенных условий: количество выпитых напитков, градус спиртного, одновременное употребление разнообразных спиртных напитков, употребление алкоголя на голодный желудок, сочетание алкогольных напитков с лекарственными препаратами.

Насколько сильно повредятся связи между мозговыми клетками во время распития спиртосодержащих жидкостей, зависит от количества этилового спирта, попавшего в организм. Считается, что незначительные дозы алкоголя не ведут к утрате воспоминаний. Однако влияние алкогольных напитков на людей довольно индивидуально: в первый черед, само понятие незначительная доза для разных людей различно, во второй – большим значением обладает половая принадлежность выпивающего, его возраст и общее состояние здоровья.

Также существует закономерность, чем выше градус спиртного напитка, тем больше вероятность того, что у выпевающего индивида будут провалы памяти.

Одновременное употребление различных напитков, содержащих разные спирты, резко увеличивает вероятность возникновения амнезии.

Возлияния на голодный желудок способствует мгновенному всасыванию в организме жидкости, вследствие чего почти весь этанол незамедлительно поступает в кровь, что ведет к быстрой интоксикации, которая обладает максимально разрушающим влиянием.

При приеме алкоголя в процессе прохождения медикаментозного лечения или сочетании употребления спиртосодержащих жидкостей с наркотиками или табакокурением в несколько раз увеличивается вероятность наступления амнезии.

Алкоголь из трех видов памяти способен воздействовать исключительно на краткосрочную память, другими словами у индивида из воспоминаний как бы «выпадает» промежуток времени.

Потеря памяти при алкогольном опьянении наступает после палимпсеста. Характерным признаком описываемого состояния считаются мелкие провалы памяти, то есть субъект не может вспомнить некоторые незначительные детали, эпизоды случившегося во время алкогольной интоксикации.

Потеря памяти у молодых людей вследствие алкоголизма наступает вследствие возникновения синдрома Вернике-Корсакова. Данный синдром наблюдается, когда организм индивида подвергается длительной интоксикации при отсутствии полноценного питания, нехватки витаминов В и С группы.

Лечение потери памяти

Механизмы памяти довольно сложны, поэтому закономерным становится вопрос: «как лечить потерю памяти». Ведь нередко восстановление памяти является проблематичным вопросом. Поэтому лечение должно включать, в первый черед, воздействие на причинный фактор, нейропсихологическую реабилитацию, назначение нейропротекторов, препаратов, активизирующих в головном мозге холинергические процессы, витаминов В группы и антиоксидантов.

Кроме этого в лечении амнезии практикуются методы гипносуггестивной терапии. В процессе сеанса гипнотерапии пациент при помощи терапевта восстанавливает в памяти утерянные события и забытые факты.

Как лечить потерю памяти, в первый черед, зависит от вида амнезии, ее степени выраженности, распространенности, событиям, исключенным из памяти и причинных факторов. С этой целью разработано множество психотерапевтических методик. В некоторых случаях, особо эффективной считается цветотерапия, в других – творческая арт-терапия. При диссоциативной амнезии успешно применяются методы , при ретроградной – гипнотехники.

Потеря памяти у пожилых людей, как лечить? Ухудшение памяти считается возрастной нормой, которая неуклонно прогрессирует. Возрастное понижение способности запоминать и воссоздавать события, связано с отложением в капиллярах мозга холестерина и дегенеративными процессами в мозговой ткани. Отсюда основная задача любого лечения сводится к предотвращению дальнейшего ухудшения памяти. В случае старческой амнезии не говорится о полном выздоровлении. Замедление процессов снижения памяти уже является успехом. Поэтому, в первый черед, назначаются медикаментозное лечение:

— сосудистые препараты (такие как: Пентоксифиллин);

— ноотропы и нейропротекторы (такие как: Пирацетам, Церебролизин);

— препараты, непосредственно воздействующие на функцию запоминания (например, Глицин).

Кроме этого, эффективными считаются следующие методы: разгадывание кроссвордов и решение головоломок, чтение книг, заучивание на память стихотворений, счет в обратном порядке от ста до одного и т.п.

Амнезию у пожилых людей, как лечить определяет исключительно специалист и после проведения тщательного диагностического обследования, включающего инструментальные исследования и тестирование, способное оценить функцию памяти и определить вид амнезии.

Не можете вспомнить, куда положили очки? А может, уходя из дома, вы оставили включенным утюг, или не закрыли входную дверь? Согласитесь, когда вы не можете вспомнить элементарные вещи, и легко забываете то, что заучивали долгое время – это приводит к неловким ситуациям и очень мешает. Как можно сделать свою память лучше? Поговорим об этом далее.

Память человека – сложное устройство, в котором одновременно функционируют и физиологические, и психологические «элементы».

Естественно, ухудшение памяти может происходить по разным причинам

Физиологические причины потери памяти

Такими причинами могут стать перенесенная острая травма или хроническое заболевание, например, эндокринное или сердечно-сосудистое (особенно атеросклероз), различные нарушения головного мозга и нервной системы.

Может сказаться также постоянное недосыпание, неправильный обмен веществ, плохое питание, сбой в системе кровообращения, малоподвижный образ жизни.

Психологические причины потери памяти

Сюда входят следующие факторы: каждодневный стресс, усталость, дефицит внимания, экспансивное состояние (возбуждение или вялость), задумчивость. Из-за всего этого вы переходите на машинальное выполнение некоторых важных операций, которые при этом совсем не запоминаются.

Здоровый образ жизни

Вы, наверное, уже сто раз слышали, что необходимо вести здоровый образ жизни. Но это не просто слова. От качества вашей жизни зависит ваша память.

  • Правило 1. Больше двигайтесь и находитесь на свежем воздухе. От этого зависит работа системы кровообращения и вашего головного мозга. На воздухе ваш мозг лучше снабжается кислородом, а это необходимо для эффективного функционирования нейронов. Врачи рекомендуют совершать ежедневную интенсивную (до легкого пота) прогулку или заниматься два раза в неделю любым видом спорта. А выходные очень полезно проводить где-нибудь на природе.
  • Правило 2. Очень важно высыпаться. Если по какой-либо причине вы регулярно не досыпаете несколько часов, вскоре ваш мозг начнет давать сбои, а память, соответственно, ухудшаться. Забывчивость – это своеобразная защитная функция организма, которая «включается», чтобы разгрузить мозг и нервную систему от перенапряжений.
  • Правило 3. Избегайте стрессов. Спокойно и нейтрально относитесь к неприятностям на работе, каким-либо семейным неурядицам, к несовершенству окружающего мира. Если придерживаться такой линии поведения, вы сможете обезопасить себя от забывчивости.
  • Правило 4. К своему здоровью нужно относиться внимательно, нельзя переносить болезнь на ногах, т.к. большинство заболеваний дает осложнения на нервную систему.
  • Правило 5. Лучше всего избавиться от вредных привычек – пристрастиям к алкоголю, табаку, т.к. они затормаживают наши мыслительные способности, ухудшают восприятие информации и плохо влияют на кратковременную память. Запущенная форма алкогольной или никотиновой зависимости может привести к энцефалопатии головного мозга.
  • Правило 6. Последний по счету, но отнюдь не по значимости пункт – правильное питание. О нем мы расскажем ниже.

Правильное питание

Все движения нашего организма, как правило, зависят от биохимических процессов, в том числе и от хорошего обмена веществ. Если организм будет испытывать недостаток в жирах, аминокислотах, витаминах группы В, железе, лецитине, йоде, калии и других полезных элементах – это плохо повлияет на нервную систему, и, следовательно, отразится на качестве памяти. Поэтому нужно уделить особое внимание следующим продуктам:

  • Нужно употреблять белковую, богатую аминокислотами и витаминами группы В пищу: куриные яйца, мясо, молочные продукты, морепродукты, бобовые. В них содержится масса полезных аминокислот, триптофан, тирозин, липоевая и тиоктовая кислота.
  • Включите в свое ежедневное меню бананы (богаты калием), сухофрукты (яблоки, урюк, изюм, курагу, которые содержат калий и кальций), овощи (картофель и все виды капусты), грецкий орех и фисташки.
  • К потреблению жиров нужно подходить тщательно. Третья часть человеческого мозга состоит из ненасыщенных жирных кислот, и в случае их недостатка нейроны мозга не смогут нормально работать. Поставщиком «хороших» жиров является северная рыба, продукты, содержащие растительные жиры. А вот животный жир, наоборот, является «плохим» жиром, он очень быстро трансформируется в холестериновые бляшки и перекрывает сосуды.
  • Белки с множеством нужных аминокислот содержатся в рыбе, морепродуктах, злаках и бобовых.
  • Для хорошей работы нашему мозгу нужны углеводы. Только не те, что содержатся в сахаре и белом хлебе, а те, что содержатся в овощах и злаках. При их потреблении организм получит такие полезные макро- и микроэлементы как железо, цинк, магний и т.д.
  • Необходимо периодически принимать витаминные комплексы, в состав которых входят витамины группы В.

Упражнения для укрепления памяти

Восстановить память и активизировать работу мозга помогут специальные упражнения. Если вы будете делать их регулярно по 20 минут в день, вы значительно улучшите свою память.

Для начала приведем рекомендации, которые помогут систематизировать ваши поступки, сделать вас более собранным и менее забывчивым. Так, старайтесь не совершать какие-либо действия, прежде не подумав. Делайте все осознано, например, запирая дверцу автомобиля или квартиры, или включая утюг, фиксируйте свое внимание на этом действии. Если вы будете внимательно относиться к таким мелочам, у вас выработается правильное к ним отношение, которое войдет в привычку. Так вы перестанете забывать.

Чтобы разгрузить свой мозг от сиюминутных мыслей, имеющих важность в настоящем, но бесполезных в дальнейшем, вы можете завести ежедневник или расклеить рабочее место небольшими стикерами (бумажными наклейками) с записями типа: «сходить в магазин», «купить клей», «позвонить бабушке» и т.д.

Для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. Ее можно изготовить и самому. Лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). В каждое отделение записывают двухзначное число.
Человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. Недостаточный объем – менее 5ти.

Методика «Изучение непроизвольной и произвольной памяти»

Для исследования необходимы 2 набора картинок по 10 штук в каждом.

Исследование непроизвольной памят и. Человека просят посмотреть на картинки. каждую демонстрируют на протяжение 2-х секунд. после просмотра просят припомнить те картинки, которые он видел.

Исследование произвольной памяти . Перед тестом человека просят запомнить изображения. Метод запоминания не указывают. Демонстрируют второй набор картинок по 3 секунды каждую, затем просят вспомнить их в любой последовательности.

После исследования сравнивают эффективность двух видов памяти.

Память – свойство нервной системы запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить информацию, умения и навыки. Суть памяти – способность получать, хранить и воспроизводить жизненный опыт. Таким образом, память – основа обучения, поэтому ее относят к познавательным процессам.

Когда говорят о плохой памяти, имеют в виду, что на одном или нескольких этапах возникают трудности: человеку сложно запомнить данные, В памяти информация не хранится достаточно долго или вытесняется новыми фактами.
Чаще всего ухудшение памяти связано со снижением внимания, переутомлением и спешкой. Это легко можно исправить с помощью тренировок. Более серьезную проблему составляет резкое ухудшение памяти, связанное с болезнью или травмой. В этом случае требуется помощь невролога.

Виды памяти по органам чувств

  1. словесно-логическая – запоминание смысла речи;
  2. эмоциональная – память на пережитые эмоции и связанные с ними события;
  3. двигательная – запоминание и воспроизведение сложных;
  4. образная – память на образы, которые сформировались на основе данных полученных от различных органов чувств;
  • зрительная – сохранение зрительных образов, иллюстраций, схем таблиц;
  • слуховая – помогает сохранять и точно воспроизводить звуки, речь;
  • обонятельная – запоминание запахов;
  • тактильная – память на информацию, полученную путем осязания.

По времени хранения

мгновенная (иконическая) – до 0,5 секунд. хранит в памяти только что воспринятое органами чувств;
кратковременная – до 20 секунд. объем очень ограничен (7 предметов), информация быстро замещается новыми данными. На этом этапе отсеивается бесполезная информация, что позволяет не перегружать долговременную память. Кратковременную память считают фильтром и перевалочным пунктом для долговременной памяти, следовательно, чем больше объем кратковременной памяти, тем лучше долговременная память.
оперативная – хранение на определенный срок до нескольких дней (удержать в памяти, пока не запишу, пока не сдам экзамен)
долговременная – хранит информацию на неограниченный срок. Считается что объем этой памяти неограничен, трудности возникают не с хранением, а с припоминанием нужной информации.
генетическая – сохраняется на генном уровне и передается по наследству.
по участию воли в процессе запоминания:
непроизвольная – информация запоминается автоматически, без усилий человека. часто это интересный материал, имеющий большое значение для человека, вызывающий положительные эмоции или необходимый в работе. Очень Часто бывает, что непроизвольная память работает лучше произвольной – запоминание проходит быстрее и информация сохраняется дольше.
произвольная – запоминание обязательно требует волевых усилий. Для того, чтобы Выучить стихотворение, новый материал или иностранные слова необходимо заставить себя, что вызывает дополнительные сложности.

От чего зависит память? (анатомия и физиология ЦНС)

За память отвечают различные структуры мозга:
  • за оперативную и кратковременную память - медиобазальная система (гиппокамп и прилежащая кора височной доли);
  • за процедурную память – миндалевидное тело, мозжечок и кора;
  • за долговременную память – кора головного мозга.
кроме того в функционировании памяти важную роль играют холинэргические, норадренэргические, серотонинэргические, дофаминэргические системы мозга. Они представляют собой совокупность связанных между собой нервных клеток, секретирующих один из нейромедиаторов (гормонов) – ацетилхолин, норадреналин, серотонин или дофамин.

Разделяют множество видов памяти, которые работают слаженно, составляя единую систему.

Образно объясним, как работает память. Представьте машину, посыпающую улицу песком – это информация, которую предстоит запомнить. Она едет, оставляя след, от объекта к объекту (это нейроны – клетки головного мозга). Некоторое время этот след сохраняется – информация хранится в памяти. Но если машина не пройдет повторно по этому же маршруту, то скоро на дороге не останется следа. Так же и с памятью, если информацию не повторять, не пользоватья ею, то постепенно она вытесняется другими раздражителями.

Информация (впечатления, навыки) проходят от ожной нервной клетке к жругой, образуя допожку. Новая информация проходит другим путем, оставляя новый след.

Память включает в себя 4 процесса:

  • запечатление;
  • сохранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.
они обеспечиваются 4-мя механизмами памяти:
  • образование нервных связей;
  • закрепление нервных связей;
  • возбуждение нервных связей;
  • торможение нервных связей.
каждому процессу памяти соответствует свой механизм. Например: запечатление информации происходит через образование нервных связей между группой нейронов. процесс запечатления проходит две стадии. Первая – нервные клетки удерживают возбуждение, что обеспечивает кратковременную память.

Вторая фаза запоминания – закрепление возбуждения за счет биохимических изменений в клетках головного мозга и синапсах (межклеточных образованиях, обеспечивающих передачу нервного импульса между нейронами). Биохимические изменения формируются не мгновенно, поэтому на запоминание информации необходимо некоторое время. оптимально запоминание происходит, если информация повторяется несколько раз. Тогда нервное возбуждение повторно проходит один и тот же путь. Это обеспечивает значительные биохимические изменения, в результате такая информация хорошо запоминается, длительно хранится в памяти и легче воспроизводится. Еще один важный фактор насколько новый материал взаимосвязан с имеющимися знаниями. Проще говоря, легче запоминается то с чем мозгу уже приходилось иметь дело.

сохранение информации в памяти возможно благодаря закреплению нервных связей. согласно последним исследованиям, информация, относящаяся к оперативной памяти кодируется в виде изменений в молекулах РНК (рибонуклеиновой кислоты). Каждая нервная клетка более 1000 измененных рнк. Долговременная память обеспечивается изменениями в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), находящихся в соответствующих нервных клетках, которые принимали участие в запоминании.

воспроизведение информации , когда необходимо припомнить нужное, осуществляется путем возбуждения тех нейронов, которые запоминали информацию. При этом в мозге устанавливаются связи с другими смысловыми компонентами. Другими словами, чем больше в мозге взаимосвязанного материала, касающегося данной информации, тем легче будет его припомнить.

Забыванию информации соответствует торможение нервных связей. это происходит в том случае, когда следы вытесняются новыми впечатлениями. Происходит замещение старых данных более актуальной информацией. забывание считается защитным механизмом, предохраняющим мозг от перегрузок.

Вся информация, содержащаяся в памяти, хранится в различных зонах коры головного мозга. Например, словесно-логическая информация преимущественно локализуется в лобных долях. В запоминании одного события может принимать участие один нейрон или целая сеть нервных клеток. Хорошая память возможна при слаженной работе коры обоих полушарий.

Действия, доведенные до автоматизма (умывание, чистка зубов, закрывание двери) откладываются не в коре полушарий.

Хорошая память возможна при высоком тонусе коры головного мозга. Он в свою очередь зависит от работы подкорковых структур и общего состояния организма. а ретикулярная формация и лимбический отдел мозга повышают тонус коры и ориентируют внимание человека, создавая предпосылку для запоминания.

Как определить, что память плохая?

для определения объема памяти используют тесты

кратковременная память

для изучения кратковременной зрительной памяти необходима таблица. ее можно изготовить и самому. лист бумаги разделяют на 12 ячеек (3 ряда, по 4 ячейки). в каждое отделение записывают двухзначное число.
человеку предлагают 10 секунд посмотреть на таблицу, а затем записать числа, которые он запомнил. Средний результат 6-7 чисел. недостаточный объем – менее 5ти.

1. проблемы с запоминанием
сложности с заучиванием на память;
сложности с освоением новой информации;
2. проблемы с сохранением информации

3. проблемы с воспроизведением (припоминанием) информации

Слово «крутится на языке»
провалы в памяти

Основные причины ухудшения памяти (причина – механизм развития патологии)

Хроническая усталость . Длительные изнуряющие умственные нагрузки приводят к нарушению работы высшей нервной системы, в том числе и ухудшению памяти. Особенно ухудшают память обилие информации, необходимость быстро принимать решения, высокая степень ответственности за них, многозадачность.

Стрессы . часто повторяющиеся и длительные стрессовые ситуации крайне негативно сказываются на состоянии памяти и высшей нервной деятельности в целом. Особенно страдает сохранение информации

Недосыпание . учеными доказано, что постоянное недосыпание на 30% снижает эффективность мыслительных процессов и памяти. Больше всего страдает запоминание и воспроизведение информации.

Злоупотребление энергетическими и стимулирующими напитками- постоянная стимуляция приводит к тому, что мозг в конечном итоге истощается.

Курение и злоупотребление алкоголем . никотин вызывает резкое сужение сосудов головного мозга и этот эффект может сохраняться на протяжении нескольких часов. потребление алкоголя (более 40 г в день) вызывает интоксикацию нервной системы. любопытно, что полный отказ от алкоголя (менее 20г в день) также негативно сказывается на состоянии памяти.

Интоксикация организма вредными веществами . наиболее негативное воздействие на память оказывают алюминий, свинец, медь, марганец, ртуть. эти вещества способны накапливаться в организме. это часто случается у людей, работающих на вредных производствах.

Недостаточное питание . дефицит белка, незаменимых жирных кислот и химических элементов ухудшает протекание процессов в мозге и ухудшает его работу.

Дефицит витаминов Е и группы В . Эти вещества участвуют в кислородном обмене и синтезе нейромедиаторов, обеспечивающих прохождение импульсов между нервными клетками.

Возрастные изменения связанны со снижением мозговой активности, ухудшением кровообращения головного мозга. Если не принимать профилактических мер, то даже У здоровых людей возрастное ухудшение памяти происходит после 55 лет.

Беременность и кормление грудью . установлено, что гормон окситоцин негативно влияет на память. Тестостерон и эстроген способствуют запоминанию новой информации.

Прием некоторых медикаментов – антидепрессантов, нейролептиков, обезболивающих, холинолитиков, барбитуратов, антигистаминных препаратов. Кроме того при приеме различных групп медикаментов их действие способно кумулироваться.

Гипоксия мозга . кислородное голодание нервных клеток связано с отравлением угарным газом, нарушении кровообращения, удушении,

Заболевания внутренних органов:

  • туберкулез легких
  • патологии нервной системы
  • нарушения мозгового кровообращения, инсульт
  • черепно-мозговые травмы
  • нейросифилис
  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит
  • доброкачественные и злокачественные опухоли головного мозга

Как улучшить память?

В последние годы набирает популярность теория, что мозг, как и мышца, поддается тренировке. чем чаще вы будете тренировать память, тем лучше она будет. Причем это правило работает в любом возрасте. Этот способ улучшения памяти работает, будь то Плохая память у ребенка или возрастные изменения.

Повторение . повторение на протяжении 20 секунд после поступления информации позволяет дольше сохранить ее в кратковременной памяти и
тренировка памяти

1. в столбик запишите цифры от 1-го до 20-ти. свяжите каждое число с предметом, человеком или явлением. Например: 1-яблоко, 5-магазин. На следующий день попытайтесь вспомнить какой предмет какому номеру соответствовал. Повторяйте ежедневно, меняя предметы. Записывайте количество правильных ответов.
2. запишите 20 двузначных чисел, присвойте им порядковые номера. Лучше, если это сделает кто-то другой. Например: 1. 89; 2. 66… посмотрите на таблицу 40 секунд. воспроизведите все, что запомнили.
3. прочитайте отрывок текста, состоящий из 10-ти предложений. текст должен быть не художественный, а научно публицистический. через 1 минуту необходимо воспроизвести все, что удалось запомнить.
4. запоминание лиц и фамилий. для упражнения необходимо 10 фотографий незнакомых людей. требуется запомнить 10 лиц, а также имена, отчества и фамилии. На запоминание выделяется 30 секунд. Затем фотографии подаются в другом порядке, требуется вспомнить ФИО людей.
5.

  • Медикаменты для улучшения памяти
Лекарственные средства, отпускаемые без рецепта
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Препараты гинкго билоба Билобил, мемоплант, гингогинк, билобил форте, гинкго билоба Улучшают текучесть крови, воздействуют на сосудистую систему мозга. препараты улучшают питание нервных клеток и их кислородом. Взрослым – по 1 капсуле 3 раза в день. курс лечения 3 месяца.
Детям до 18 лет препараты противопоказаны.
Аминокислоты Глицин, глицисед, глицирам Улучшает обменные процессы в нейронах. Улучшает запоминание в периоды интеллектуального напряжения (Экзаменационная сессия). Таблетки для рассасывания под языком. взрослым по 2 таблетки 3 раза в день. детям по 1-й таблетке 3 раза в день. длительность приема от 2-х недель до 2-х месяцев.
Ноотропные лекарственные средства. препараты гамма-аминомасляной кислоты Аминалон, ноофен Препараты улучшают мозговое кровообращение, метаболизм нервных клеток, повышают усвоение глюкозы. Улучшается память, слабое антидепрессивное и психостимулирующее действие.

Лекарственные средства, применяемые по назначению врача
Группа препаратов представители Действие Способ применения
Ноотропные средства Пирацетам, луцетам, мемотропил, ноотропил, церебрил Усиливает синтез дофамина. улучшает передачу нервных импульсов между нервными клетками. Улучшают кровообращение и обменные процессы в мозге. Повышают усвоение глюкозы нейронами. Внутрь по 150-250 мг 3 раза в день. В стационарах препараты вводят внутривенно. длительность лечения от 2-х недель до 3-х месяцев.
Ноотропные и гамкергические лекарственные средства Энцефабол, пиритинол Улучшает захват и усвоение глюкозы нервными клетками. Повышает обмен нуклеиновых кислот и высвобождение нейромедиаторов в синапсах. Таблетки или суспензию принимают 3 раза в день после еды. Средняя разовая доза для взрослых 2 таблетки или 10 мл суспензии. последний прием не позднее, чем за 3 часа до сна во избежание бессонницы.
Психостимулирующие и ноотропные средства Фенопропил, Активируют деятельность головного мозга, улучшая внимание и память. Регулируют процессы взбуждения и торможения. Улучшают обменные процессы и кровообращение. Принимают по 100-200 мг 2 раза в день после еды. Длительность приема врач устанавливает индивидуально (в среднем 30 дней).
Данные препараты назначаются только после консультации с врачом! они имеют противопоказания и побочные эффекты.

Продукты для улучшения памяти

  • Витамины группы В – мясо и суппродукты (печень, сердце)
  • Витамин Е – Семечки, орехи, авокадо, растительное масло
  • полифенолы – красные и черные ягоды (смородина, вишня, ежевика, виноград), зеленый чай
  • Холин – яичный желток
  • Йод – морская капуста, фейхоа, хурма, морская рыба
  • глюкоза – Мед, шоколад, сахар

Тренировка памяти

  • ассоциации. прочтите или попросите кого-нибудь сказать вам 10 пар слов обеденных ассоциативной связью. дом - уют; блондинка – краска для волос. через 20-30 минут прочитайте первоые слова в
  • заучивание стихов на память. учите на память стихи. при заучивании 2-х четверостиший в день память заметно улучшится уже через 1-2 месяца.
  • запоминание последовательности игральных карт. Вытяните из колоды 6 карт попытайтесь запомнить последовательность, в которой они лежат.
  • создание образов

Лечение причин плохой памяти

При появлении признаков ухудшения памяти необходимо обратиться к неврологу и терапевту, чтобы установить причины нарушений. Далее на основе результатов обследования назначается лечение. Отметим, что у людей с ослаблением памяти (кроме провалов в памяти) неврологические нарушения встречаются редко.
  • активный образ жизни. достаточная физическая активность – условие нормального кровообращения мышц и мозга. Отдых на природе, пешие прогулки, занятия спортом помогают восстановить полноценную работу мозга.
  • новые впечатления. яркие, эмоционально-окрашенные события активируют большое количество нейронов коры головного мозга. которые затем принимают участие в запоминании.
  • не допускайте автоматизма. выполняйте действия осознанно. для этого выполняйте действия (закрывание двери, выключение электроприборов) левой рукой если вы правша. Такой прием заставит напрячься дополнительные отделы мозга и действие запомнится.
  • задачи, кроссворды, головоломки, устный счет.
  • сосредоточить внимание на объекте действия. концентрация внимания позволяет задействовать для запоминания целую сеть нейронов. это облегчит процесс запоминания, улучшит сохранность информации и ее припоминание в нужный момент.
  • задействовать ассоциации. Мозг лучше помнит информацию, которая связана с уже имеющимися данными. Поэтому легче запоминается человек, похожий на знакомого.
  • поддерживать позитивный настрой. То, что вызывает смех и радость запоминается хорошо. А когда человек испытывает депрессию, то память дает сбой. поэтому необходимо сознательно поддерживать положительный настрой – общаться с позитивными людьми, смотреть юмористические передачи.
  • изучать иностранный язык. активирует работу мозга.
  • развивать мелкую моторику. рекомендовано освоить новый вид рукоделия, различать монеты разного достоинства, лепить из каолиновой глины и пластилина.
  • спички бросить 7-10 спичек. посмотреть 1-5 секунд, затем зарисовать как упали спички.
  • освойте метод печатанья на клавиатуре 10-ю пальцами. это помогает задействовать новые ассоциативные связи и дополнительные отделы коры.

Почему плохая память у ребенка? (основные причины)

  • Асфиксия плода во время беременности, сязанная с токсикозом, ранним старением плаценты.
  • невроз. может развиться на фоне переутомления в школе, частых ссор в семье.
  • несобранность
  • выборочная память. только то, что интересно
  • регулярные упражнения
  • игровые тренировки в интернете викиум
  • ейдетика

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается
  • значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему;
  • материал вызывающий эмоции;
  • регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность;
  • материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает;
  • образное мышление – представь себе.
  • факты, на которые обращалось пристальное внимание
  • материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме
  • осмысленный, структурированный материал
  • группированный материал
  • запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в.
  • стих. пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра.
  • слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная.
  • цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории.
  • даты рождения, даты событий пушкин
что делать
  • определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится.
  • для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит.
  • тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов.
  • расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы.
  • отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти. в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе.
  • улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок»
  • больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них.
  • игра «кулачек - пальчик»
  • тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами.
  • расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7.
  • устный счет
  • развивать двигательную память.
  • метод ассоциаций
  • подключение эмоций –
  • создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.