Свадебная мода и её история. Свадебные традиции: история белого платья невесты

К двадцати шести годам она стала разумным шопоголиком – тратила не намного больше, чем планировала, и ненужных вещей не покупала. Сегодня предстояло выбрать себе платье. Юля, подруга и коллега по работе, пригласила весь их небольшой коллектив на свадьбу. Коллектив дружный, но женский. Значит, платье непременно должно быть новое и сногсшибательное!

Увенчанная пестрым ворохом нарядов, Женя прошла в примерочную и, как в детстве, оставив вкусненькое напоследок, начала с простого однотонного платья-футляра. Оно комфортно вместило стройную фигурку, но теснота примерочной не позволяла оценить картину во всей полноте. Пришлось выйти в зал к большому зеркалу. Место панорамного просмотра занимал молодой человек в безупречно сидящем костюме. Он окинул Женю оценивающим взглядом и улыбнулся…

Юлина свадьба впечатляла бестолковым размахом: лимузин, в который, помимо молодоженов, набились родственники трех поколений; респектабельный зал ресторана, опошленный hand-made плакатами с банальными пожеланиями; музыканты «не первой свежести», озабоченные больше своим похмельем, чем мероприятием; изнуряющая конкурсами и загадками тамада.

Дружный женский коллектив сосредоточился на одном конце стола за привычным занятием – обсуждением всех и вся.

– Столько денег вбухано!

– Не говори, лучше бы отправились в путешествие. В Ирландию, например. Изумрудный остров, средневековые замки, все включено…

Женя отделилась от коллектива, погрузившись в собственные мысли. Три года живет она в гражданском браке с Артемом. Три года ждет предложения руки и сердца. И не важно, какой будет свадьба – разгульной или символической, важно само событие. Долгожданное событие! Трогательный момент, свидетелем которого станут родные и близкие…

– Вы не понимаете, каждая девушка с детства мечтает стать принцессой, надеть свадебное платье…

Все обернулись в сторону невесты и перешли к обсуждению платья.

– Старомодное какое-то платье. Гипюра много.

– Да, в кремовом цвете оно бы гораздо лучше смотрелось.

– Ну, у нашей Юли со вкусом всегда было не ахти. То ли дело Женька! Как тебе это удается? Вроде простенькое платьице, а смотрится изумительно!

– Я это платье не сама выбрала, – открестилась Женя. – Мне один молодой человек помог.

– Как помог?

– Взглядом, – призналась она. – Так посмотрел, что грех было не купить.

– Только посмотрел? – любопытствовали коллеги. – И ничего не сказал?

Но Женю больше волновало то, что ничего не сказал Артем – даже не заметил нового платья. В последнее время претензий к нему становилось все больше и больше. Невысказанные, они перерастали в страсть, и отношения на некоторое время становились свежими, как воздух после грозы. Но стоило страстям поутихнуть, как претензии снова вступали в силу. Причиной этого Женя считала то, что брак их – гражданский. И сегодня, наблюдая церемонию бракосочетания, в который раз представляла себя невестой.

Тем временем девушки добрались до гостей.

– А это кто?! – Женя с изумлением узнала во вновь прибывшем госте молодого человека, с которым столкнулась во время примерки в торговом центре. Костюм, приобретенный им в тот день, эффектно дополняла нарочно небрежная прическа. А взгляд откровенно блуждал по залу, заставляя оживиться прекрасную половину…

Оказалось, что звали его Ян, и он открыто выражал Жене свою симпатию:

– Вам бесконечно идет это платье! Я еще тогда, в магазине, хотел это сказать.

Девушке льстило внимание мужчины, комплименты, перешептывания подруг, но завидовала она только той, которая была по настоящему неотразима и неповторима, – невесте!

«У меня обязательно будет свадьба! – подумала Женя, любуясь молодоженами. – Сегодня же сама сделаю Артему предложение!»

Домой Женя вернулась с решительным намерением, но Артем встретил ее словами:

– Насмотрелась на цирк? Небось, с частушками, выкупом, хлебом-солью. Не понимаю этого! На Запад надо равнение держать. Там давно предпочитают гражданский брак.

Уже поздней ночью она думала, что, возможно, Артем прав. Они любят друг друга, и это главное, а все остальное – блажь…

Когда Юля пригласила коллектив на годовщину свадьбы, пришлось невольно задуматься о том, как летит время.

– Неужели год прошел?!

– А чему удивляться? У Юльки уже живот на носу.

– Надо было хоть немного для себя пожить. Сейчас такие испытания начнутся…

– Ну, какие испытания?! – вступилась Женя. – Дети – это счастье!

– Что-то ты с Артемом не торопишься их заводить.

– Артем меня еще и замуж не позвал…

Очередной год буквально ускользнул из-под ног. Не случилось перемен, не исполнилось заветных желаний… Но сегодня не хотелось думать о наболевшем. Сегодня молодые праздновали «ситцевую» свадьбу, и Юля в положении была прекрасна!

Друг семьи Ян решительнее ухаживал за Женей, да и она позволяла себе больше. Их соседство за столом сопровождалось легкомысленным весельем, его рука ненавязчиво придерживала ее открытое плечико, потом – медленный танец…

– Кто такой этот Ян? – прощаясь с Юлей, поинтересовалась Женя.

– Даже не вздумай! – резко оборвала ее Юля. – Ни одной юбки не пропускает! Я бы его давно от семьи отвадила, но мой Шурик с ним с детства дружит. Водой не разольешь!

В этот же вечер Шурик попытался замолвить словечко за друга.

– Кстати, Ян твоей Евгенией интересуется, – заметил он в разговоре с супругой. – Она не замужем?

– Она с молодым человеком живет. И у них все серьезно, – с вызовом ответила Юля. – Так и передай своему Яну.

Дома Артем ошарашил Женю новостями:

– Мне предлагают годовой контракт в Америке. Но чтобы проблем с визой не возникло, нужен штамп в паспорте. Нам надо расписаться.

Вместо должного «я согласна!» Женя сухо констатировала:

– Фиктивный брак…

– Дурочка, – ласково отозвался Артем. – Мы с тобой пятый год вместе.

И снова страсть, озон в отношениях, как после грозы… Она наконец-то сможет назвать своего бойфренда мужем!

Женя и Артем собирались в ЗАГС, когда Шурик сообщил, что Юля родила мальчика. Подачу заявления отложили на вечер.

Небольшой дружный коллектив встретился в роддоме. Шурик и Ян приехали следом.

– С пополнением!

– Имя уже выбрали?

– Как Юленька?

– С каким весом родился?

Посетителей пригласили в бокс, где за стеклянной перегородкой их ожидали мама и малыш. Юля с младенцем на руках была очаровательна! Правда, демонстрация великоватого костюмчика, крошечных пальчиков и на удивление густых волосиков закончилась таким возмущенным плачем малыша, что гости поспешили уйти.

Шурик остался с женой и ребенком, а Ян предложил Жене подвезти ее на машине. Она ждала этого, и не сказать, чтоб инициатива Яна была для нее неожиданной.

С ним было приятно просто молчать в дороге.

– Я, оказывается, плохо представлял себе, как выглядят новорожденные… – первым заговорил Ян. – Впечатлений масса!

– И я об этом думаю, – призналась Женя. – Он такой славный! Господи, как я Юльке завидую!

– Ты торопишься? – вдруг спросил Ян. – Если нет, то предлагаю оставить машину и как следует «обмыть ножки» пацану!

Сказать, что она торопится в ЗАГС, Жене в тот момент и в голову не пришло…

Они обошли не один ресторан. Отведали экзотической азиатской кухни, сорвали голос в караоке-баре и закончили празднование романтической прогулкой по городу.

– Спасибо за вечер! – поблагодарил Ян и… внезапно поцеловал ее у подъезда.

Это случилось так же спонтанно, как первая встреча, как последующее знакомство, как сегодняшний вечер. Девушка чувствовала, что теряет голову, несмотря на предостережения Юли.

– Женя! – окликнул Ян, когда она почти скрылась за входной дверью. – Спасибо за вечер, который закончился так прекрасно!

Но для самой Жени вечер еще не был закончен. Ей предстояло объясниться с Артемом. Артем не поинтересовался, где она была и с кем. Он переживал, что заявление до сих пор не подано.

– Я время теряю! Получение визы – процесс длительный.

– Артем, я не хочу…

– Ты спятила?! – опешил он. – Ты что, не понимаешь, как подставляешь меня?

– Извини…

– Бред какой-то! – усмехнулся Артем. – Или ты боишься, что не сможешь меня дождаться?!

Еще вчера это звучало бы смешно, но сегодня, сейчас она была уверена, что поступает правильно.

Новые отношения развивались стремительно. Ян был так настойчив и решителен, что не успела Женя опомниться, как небольшой дружный коллектив уже поздравлял ее с предстоящей свадьбой.

– Молодец, Женька!

– Такого красавца отхватила!

– А ты, Юлька, не верила, что дело до свадьбы дойдет!

– Ну, девочки, кто следующий?

Салон начинал работу с девяти. Женя не случайно подошла к открытию, когда залы пусты, а примерочные свободны. Сегодня предстояло выбрать свадебное платье.

«Жаль, что жениху нельзя видеть платье невесты до свадьбы…» – думала она, вспоминая первую встречу с Яном. Но команда продавцов-консультантов сработала профессионально, и уже через час Женя любовалась своим отражением в зеркале, представляя жениха в элегантном костюме. Уж он-то непременно оценит ее уже знакомым взглядом!

Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория. Но лишь после того, как принцесса Мура во времена Наполеона стала очередной невестой в белом, этот цвет окончательно завоевал свадебную моду.

С самых древнейших времен свадебное платье было особенным нарядом для каждой женщины. В Древней Греции невесты надевали «пеплос» - белое легкое платье до пят, скрепленное на плечах застежками. На голове девушки лежал венок из живых цветов или покрывало золотистого цвета – прообраз фаты. Древнеегипетские девушки выходили замуж в платье «калазирис» - куске ткани, обматывающем фигуру от груди до пят и с одной бретелькой. Важнее для них было не платье, а украшения, - амулеты, талисманы, браслеты на руку и на щиколотку, диадемы из золота. После падения Римской империи красота физическая ушла на задний план, и невесты, как и все женщины эпохи аскетизма, закутывались в тяжелые ткани, маскирующие фигуру. Наряд невесты состоял из двух туник с длинными рукавами и высоким вырезом. Торжественность события выдавала лишь богатая отделка верхней туники – ее украшали жемчугом, золотом и вышивкой.

В 15 веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта – в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито – беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом. Более того, в моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

Внешность женщин также подгонялась под моду – в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью – естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни - энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола – как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл – она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

В начале 17 века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине 17 века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным – допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет как память о первом супруге. Кружевной воротник – фрэза - по-прежнему являлся важным атрибутом наряда. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» - после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В 18 веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый - весьма спорный цвет – например, а Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте – впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху Неоклассицизма пришла мода на кремовые или цвета слоновой кости подвенечные наряды. В ту же эпоху прошли раскопки Помпей и достоянию общественности представили множество фресок и скульптур, изображающих древних модниц в свободных платьях-драпировках мраморного цвета. Современные красавицы той поры тотчас подхватили «ретро»- идею.

В те времена родилась и чудесная традиция, сохраняющаяся и по сей день – особенно на Западе. ««Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное, что-то голубое», - вот он, непременный must have невесты, изобретенный англосаксами. Лишь эта заветная формула гарантировала паре долгие отношения и крепкую любовь. «Что-то старое» часто бралось из бабушкиного сундука – например, античная камея или другое фамильное украшение. С «новым» проблемы не возникало, ибо добрая часть гардероба невесты шилась специально для свадьбы. «Позаимствованным» выступало украшение матери жениха или любая другая изящная вещица, взятая у кого-то из близких родственников. Голубым могло быть как платье, так и любая другая часть наряда.

В конце 18 века появились первые свадебные наряды белого цвета. Но, надо отметить, произошло это потому, что белый цвет в принципе был главным в эпоху Ампир. Античные силуэты – максимально высокая талия, маленькие рукавчики, драпировки из легких тканей – покорили всю Европу. Сдавливающие дыхание корсеты ушли в прошлое. Невесомое платье часто носилось с меховым боа или теплой накидкой. Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию – обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками. Наиболее популярным цветом наряда невесты был красный. Начиная с 18 века , русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

В 19 веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость – они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы 19 века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина – флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, - на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах 19 века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения – все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев – брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире – рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В 1900-е, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» - деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми - с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья – оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья – в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в Лету, - его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах 20 века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течении 20 века свадебная мода много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния - популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки – и ее назовут максимум чудачкой.

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Для женщины свадебное платье, пожалуй, самый долгожданный наряд. Век за веком сменяют друг друга, меняется наша жизнь и мода, но, как и всегда, очередная счастливая невеста трепетно притрагивается к свадебному обличью, как к удивительному и самому красивому наряду. Женщина остается женщиной и в любую эпоху мечтает выйти замуж.

Сегодня в это трудно поверить, но как такового свадебного или подвенечного платья до середины XIX века не существовало. Невеста появлялась в самой лучшей одежде, которую имела.

Почему у свадебного платья есть душа

Неиссякаемый источник вдохновения для свадебной стилистики – народ. Как известно, каждая этническая народность самобытна, отличается своими традициями и вероисповеданием. Поэтому одеяния невесты в древние времена были глубоко символичны и несли неразрывную духовную связь поколений.


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Можно лишь поверхностно отследить моменты канонического формирования свадебной моды. Пересказать историю длиною в путь человечества практически невозможно. До нас дошли лишь отголоски тех времен, по которым можно судить, как одевались на свадьбу наши далёкие соплеменники.

Исходные точки истории

Античная эпоха

Древнегреческие и римские невесты наряжались при помощи длинной нарядной ткани светлого тона, скрепив ее на груди, спине или сбоку особыми застежками. Венок из лавровых листьев символизировал триумф молодости и красоты. Иногда его заменяли накидкой цвета золота. Строгие и простые линии были присущи античной гармонии.

Древний Египет

Именно там заключались первые юридические браки и появлялись брачные контракты. Ну как может обойтись без свадебного платья родина семейных уз? Оно у древнеегипетских женщин чуть ли не впервые стало обязательным. Калазирис (свадебный наряд невесты) был похож на античный. Белая ткань, расшитая золотом и драгоценными камнями, обнимала тело от груди до щиколоток и придерживалась бретелью.

Аскетичный фон расставлял акценты на украшения. Бесчисленные амулеты и обереги в виде подвесок, колец, браслетов, поясов, диадем носили глубоко сакральный смысл, так как являлись частицей веры. Они связывали новобрачную с божественными силами, защищая от злых духов и порчи. Популярные украшения зеленого цвета символизировали плодородие.

Древний Рим

Он не желал выставлять напоказ природные прелести своих женщин, культивируя скромность и целомудрие. Земная красота – грех, так считали римляне и прятали ее под складки огненно-желтого, как солнце, свадебного покрывала «фламениум». Торжественное убранство олицетворяло источник жизненной силы и света. Одежда снималась только, когда новоявленные супруги оставались наедине. Во многом культуру облачения в одежды римляне переняли у греков.

Смутный досредневековый период омрачался не только падением Римской империи, но и забытьем культа красоты человеческого тела. Византийские невесты стыдливо прятались под двойные бесформенные туники, расшитые золотом и жемчугами. Дозволялось бросать случайные взгляды лишь на дорогие тяжёлые ткани, из которых шились многослойные наряды.

Светская львица

Первые свадебные платья, привычные для нашего восприятия, появились в XV веке. Они коренным образом отличались от тех, что были ранее, и подчёркивали хрупкий силуэт и утончённую натуру юной девушки. Подобное платье можно назвать «едва беременна», поскольку они требовали объёмного округлого животика, который имитировался специальными подкладными подушками.

Грандиозной длины шляпка «энен» пирамидальной формы, дабы не соскользнуть с хозяйки, заставляла её ходить с покорно склонённой головой. Этот неудобный до нелепости головной убор еще и украшался шёлковой фатой.

Подвенечные платья эпохи глубокого Средневековья были несказанно узкими и сильно стесняли движения. Их шили из роскошной парчи или бархата, утягивая фигуру облегающим кроем и бесконечными застёжками. В приоритете оставались яркие цвета: алый, бордовый, пурпурный. Свадебное убранство не обходилось без томных вуалей, плывущих шлейфов, а то и без длинных в пол рукавов.

Готический стиль жизни не мог не отразиться на облике невесты. В те суровые время брак был самой настоящей сделкой. Причем в контракте оговаривалось все до мелочей, даже ткань и меховая отделка платья, в котором невеста пойдет под венец.

Свежее дуновение эпохи Возрождения пришло из Италии. Именно там появились мягко облегающие талию силуэты, пышные рукава и длинные многослойные юбки с ниспадающими в пол мягкими складками. Под юбку поддевались короткие игривые чулочки с завязками в виде бантов над коленом.

В качестве украшений преобладал жемчуг. Перламутровую морскую драгоценность вплетали в волосы, шею и руки украшали жемчужными ожерельями и браслетами. В народе жило поверье, что жемчуг скрепляет брачные узы. Так приживались традиции барокко.

В том же XVI веке из Испании были завезены жесткие корсеты и огромные круглые кружевные воротники. В свадебную моду приоткрыл завесу золотистый цвет, а чуть позже – розовый. В те времена женскую фигуру сравнивали с песочными часами.

XVIII век ворвался в Европу витиеватым французским стилем «рококо» и воротником Медичи, без которого выходное платье даже не мыслилось. Удушающе узкие костяные корсеты женщины затягивали талию, пока дамы могли дышать. Юбка «панье» с жестким кринолином и летящим шлейфом достигла запредельной пышности. Причем длина последнего указывала на статус невесты.

Обилие утонченных мелких деталей, кружева, рюшей, лент и бантов сводило с ума. Вполне уместными казались кудрявые напудренные парики, прически «высотою с дом» и грудь, стремящаяся из декольте наружу. Всё это было модным, изысканным, искусственно преувеличенным и отнюдь не считалось вульгарным. Ведь даже букет невесты тщательно подбирался под оттенок платья.

В конце столетия пришел сдержанный стиль ампир. Простой силуэт с сильно завышенной талией, маленькими рукавчиками и расширяющейся к низу юбкой хорошо знаком нам и сегодня. Разница лишь в том, что заднюю часть платья в те времена увеличивали в объеме специальным каркасом или подкладными подушечками. При этом оставалось предостаточно места для ярких и соблазнительных элементов «рококо». Надо отметить, что типичные цвета ампира – серебристый и белый. Впрочем, последний в ракурсе свадебной моды заслуживает отдельного внимания.

Белое шествие

Если брать во внимание нравы XVI-XVII столетий, то девушка в белом могла дойти только до монастыря и стать «Христовой невестой». У многих народов белый цвет считался атрибутом скорби по ушедшему человеку. Свадебный наряд мог быть голубым, розовым, зеленым, фиолетовым, бордовым и даже одиозно черным, но никак не белым.

Однако из существующего правила появлялись исключения. И какие весомые исключения! Ведь если можно Марии Стюарт, Анне Австрийской или королеве Марго, значит бояться нечего. Полную ясность в этом вопросе внесла английская королева Виктория. Ее белое свадебное платье одержало фантастический триумф на публике и подействовало как свежий наркотик на преданных красавиц, списывающих моду со своей Королевы. Остановить белоснежную свадебную волну оказалось невозможно. Наконец-то искушенный мир признал белый цвет, как символ чистоты и непорочности.

XIX век принес невестам золотистые блонды – тончайшие кружевоплетения, теряющие свою структуру на палящем солнце. Несмотря на столь «хрустальную» хрупкость, этим великолепием украшали открытое декольте, маленькие рукава-фонарики, тончайшую фату. Юбку-колокол выстраивали кринолином с вшитым по низу рулоном.

Вместе с секущимися кружевами «давала трещины» застоявшаяся стилистика женского образа. «Корсетный» век задыхался и требовал разительных перемен. И они пришли в лице непостижимой Коко Шанель.

ХХ столетие изменило представление о «карамельно-кондитерской» насыщенности женских нарядов, предложив женщине глоток свободы и право оставаться собой. Белые свадебные платья от Коко Шанель были намного скромнее и проще, но они ни на секунду не отвлекали взгляд от самой женщины, подчеркивая природные линии ее фигуры. Ничего лишнего! Этим воздухом и сегодня дышит мир моды, в том числе и свадебная стихия. С легкой руки Коко белая свадебная феерия, как паутина, распространилась по цивилизованному миру и до сих пор без боя не желает отдавать свои позиции.

Конечно, свои коррективы внесла II Мировая война. Женщины не только экономили на кружеве, но и становились смелее. Вплоть до 60-х годов ХХ века длина платьев постепенно ползла вверх до пугающего мини. Привычные сегодня фасоны многим казались дерзкими и скандальными, но выглядели сногсшибательно. Мир свадебной моды жил отдельной жизнью и упрямо пробивал себе дорогу в будущее.

Идеал скромной невесты в почти гимназическом платье со скромной шляпкой-котелком на голове остался на пожелтевших снимках 20-х годов. Середина века врывается в мир моды строго очерченной классикой в сочетании со сдержанной романтикой. Вспомним платья-миди от маститого Кристиана Диора.

Этот стиль хиппи из 70-х годов приняли с небольшими поправками, добавив в него фольклорных нот, больше раскованной романтики и вальяжного трикотажа.

В 80-е годы люди повернулись лицом к спорту и предпочитали удобные просторные одежды, не стесняющие движений. Кстати, свадебные платья свободного покроя с приспущенными рукавами снова в тренде и широко представлены в свадебных салонах.

Самыми непостижимыми для истории моды оказались лихие 90-е. Подобной вседозволенности мир не видел никогда. Да и не было тогда особой моды – рыночная анархия, одним словом. Как женщины умудрялись сохранять безупречный вкус, останется загадкой. Любопытно, что многие эксперты называют этот период самой чёрной полосой в истории моды.

Современная невеста, кто она?


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Если попытаться в одно слово обозначить, какой свадебный наряд сегодня в моде, то это, пожалуй, стильный. Учитывая пропорции своего тела, девушка может примерять на себя одеяния любой эпохи, не боясь казаться несовременной. Нет отживших фасонов! Опасаться нужно стилистических ошибок, связанных с комбинаторикой отдельных элементов и нарушением целостности образа. Неважно, что Вы выбрали – дерзость или романтику, лаконичность или блеск , сдержанность или фонтан эмоций, главное оставаться в роли до конца.




Примеряйте не платье, а эпоху. Постарайтесь мысленно хотя бы на мгновение очнуться в том времени, куда стремится душа. Сердце благодарно подскажет, какому платью отдать предпочтение. Сохраните это волшебное ощущение образа на протяжении всего праздника. Вы будете неотразимой.




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Девушка из времен «настоящее+будущее» активна, уверена в своих силах, подтянута и точно знает, что хочет от жизни. Дерзайте!

Современные тенденции свадебной моды

Сегодня мы смело говорим о наличии высокодоходной индустрии свадебных нарядов. Возможно, она развивается не так динамично и кардинально, как другие отрасли, но тому есть вполне резонное объяснение – прочно укрепившиеся традиции в противовес новым идеям. Создателям свадебных нарядов приходится с ними считаться.


Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Но все же, если проанализировать «долгий путь платья к невесте», нельзя не заметить освежающего дыхания XXI века:

  • На новом витке к свадебным платьям вернулись королевская роскошь и изысканность.
  • Современные текстильные технологии явили миру безупречные по фактуре и выделке ткани, атласные, шелковые, кружевные, с помощью которых можно выстраивать силуэт, выполнять густые драпировки, оформлять декоративные детали. Эти материалы сочетают презентабельность и практичность, сохраняя первозданный внешний вид даже на самой активной невесте.
  • Возможности невесты ограничены лишь финансово, в остальном можно бесконечно экспериментировать, выбирая фасон, материал, цвет, отделку.
  • Свадебные платья создаются минимальным тиражом, иногда в единичном экземпляре, и объединяются в небольшие сезонные коллекции, пополняемые несколько раз в год. Салоны проявляют интерес к широким группам покупателей, включая невест в положении и с особыми потребностями. Визуальный мониторинг показывает, что существует идеальный выбор на любую женскую фигуру.

В последнее время стилисты предлагают длинные силуэты, максимально подчеркивающие талию, открывающие плечи и руки.




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

Немного конкретики на примере платьев свадебного салона «Валенсия» (самые ходовые фасоны у девушек разных комплекций):

  • бальные платья – «Lanesta Amandola», «Lussano Bridal Davina», «Lanesta Lumia», «Farletta Petuniya», «Naviblue Bridal Linda», «Farletta Sagitta», «Прециоза» (автор Наталья Романова), «Magdalena» (автор Ева Уткина), «Blanch» (автор Анна Кузнецова);

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»
  • платья «русалка» – «Lanesta Emily», «Lanesta Makko», «Farletta Cassiopeia», «Star» (коронная фишка от Анны Кузнецовой);




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья А-силуэта в стиле 60-х годов – «Gabbiano Cessa», «Obstinate Chamomile», «Farletta Franjepani», «Dorotea» (автор Анна Кузнецова), «Батри» и «Фрея» (автор Наталья Романова);



Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • платья в стиле греческого ампира – Gabbiano «Colombina» и «Estel» Ariamo «Lucca», Оксана Муха «Ennis»;



Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

На кону много интересных трендов сезона 2018-2019 годов:Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»

  • аппликации и вышивки в цветочной тематике;
  • укороченные юбки со шлейфом;
  • обнаженные плечи;
  • длинные, узкие или расширенные к низу рукава;




Фото предоставлены свадебным салоном «Валенсия»
  • смелые нарушения цветового равновесия – самые неожиданные оттенки и их сочетания в крое или в контрастной отделке;
  • кружевные аппликации с тату-эффектом;
  • оригинальные безрукавные плащи (кейпы) или пелерины взамен фаты или головного убора;
  • фасон «кроп-топ».

Фото предоставлено свадебным салоном «Валенсия»

Как бы упрямо не бежало время, свадьба всегда остается важным и счастливым событием в жизни любого человека. Мы прежние, и ищем свое свадебное платье, а теплые отголоски истории – наша путеводная нить на пути к совершенству.

Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней, датированы, начиная с 15 века. Заметим, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.

Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства.

Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого. Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.

Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
В 15 в. уже носили платье с корсетом!

Самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней - это фата. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из белого шелка и стоила очень дорого.

Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.

В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
Далее пришла эпоха воротников-медичи. Подвенечные платья, по-прежнему, были цветными, но богато украшенными, часто золотом или вышивкой, и отделанными кружевом. В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.

Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.
Концом платьев 18 века - из шелка на корсетах с большими фижмами была Великая Французская Революция 1789 г., которая упразднила многие привилегии аристократии и дворянства. Ушли в прошлое пудреные парики, богато вышитые роброны, корсеты, обувь на каблуках. Под влиянием идей античности, Древней Греции и Рима, в моду в конце 1790-х гг. входят высокая талия и белые платья, которые стали главенствующими в период Директории и Консульства. Эта мода стала предвестницей приоритета белого цвета в подвенечных нарядах последующих эпох. Подвенечные платья стали белыми первоначально просто потому, что все платья в эпоху Ампир были белыми, подражая белизне античных мраморных статуй, находимых в раскопках. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны. Такой фасон не предполагает корсета, поэтому под платьем-ампир носили белье из трикотажа телесного цвета. Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье - воспаление легких и туберкулез были распространеннейшими заболеваниями того времени.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра. С тех пор подвенечные платья остаются белыми вот уже 200 лет подряд, хотя просто нарядные платья по окончании наполеоновских войн вновь стали цветными.