Зачем ребенку посещать детские кружки? Полезны ли детские кружки для развития ребенка

5 сентября в Верманском парке весь день будет весело и интересно - впрочем, как всегда на празднике «Nāc un piedalies». С 12 до 17 часов дети и молодежь будут петь, танцевать, запускать почти настоящие самолеты и автомобили, плести, подтягиваться на турниках и демонстрировать прочие полезные навыки, приобретенные в сотнях кружков, студий и секций Риги.

В них занимается около 50 тысяч детей и подростков, почти 80 процентов от общего количества рижских учащихся. И для тех, кто еще не охвачен этим движением, сентябрь - самое время присоединиться к этой творческой общности.

Почему сделать это просто необходимо, порталу riga.lv рассказали начальник Управления спорта и молодежи Дина Виксна и заведующая отделом учреждений культуры и самодеятельного искусства Управления культуры департамента образования, культуры и спорта Рижской думы Айя Калниня.

  1. Кружки и секции Риги предлагают занятия всем и на любой вкус

Система образования по интересам в Риге уникальна. Она вызывает восхищение не только у наших северных соседей эстонцев, но и в Западной Европе. Ни в одной стране образование по интересам
в таком объеме не дотируется из бюджета - государства и самоуправлений.

В Риге - самое богатое предложение внеклассных занятий. Самые популярные - пение, танцы, спорт. А еще есть моделирование, театр, шахматы, иностранные языки, плетение, ткачество, шитье, керамика… Каталог кружков и студий занимает сотню страниц, и это очень увлекательное чтение.

Возрастной диапазон образования по интересам широк - с двух-трех лет до 25. А в центрах культуры ограничений по возрасту и вовсе нет. Участие взрослых, сениоров, целых семей приветствуется. Так, во Дворце культуры VEF славный семейный фольклорный ансамбль «Берендейка» уже много лет объединяет детей, родителей, бабушек и внуков.

  1. Внеклассные занятия учат творческому подходу к любому делу

Не нужно бояться, что занятия в кружках отвлекают школьников от учебы. Наоборот, дополнительная нагрузка учит их распоряжаться своим временем так, чтобы его хватало на все. Совместное творчество воспитывает коммуникабельность, умение работать в команде. Танцуя, занимаясь спортом, ребята легко осваивают языки. Внеклассные занятия воспитывают творческий подход к любому делу и еще целый набор полезных качеств.

3.Образование по интересам - замечательное средство интеграции

Здесь неважно, какой ты национальности, важно, можешь ли ты забивать гол в ворота и заворожить всех игрой на гитаре, петь или танцевать. Так, на Празднике песни ансамбли нацменьшинств составляли сильную конкуренцию латышским коллективам. В совместном творчестве рождается и крепнет чувство сопричастности - к школе, городу, стране.

4. Тем, кто занят, хулиганить некогда

Подростки, которые увлечены делом, не попадут в плохую компанию. В кружках и студиях - замечательные педагоги, это тоже феномен системы образования по интересам. Многие из них в свое время сами выросли в кружках и секциях, которыми сейчас руководят. Опытные и увлеченные педагоги много времени проводят с детьми, которые порой делятся с ними тем, о чем не рассказывают дома, и могут стать хорошими помощниками родителей.

  1. Занятия в кружках помогают выбрать профессию

Система образования по интересам дает возможность детям и подросткам попробовать свои способности в разных сферах и правильно выбрать профессию.

Так, Рижский центр юных техников и Дом технического творчества «Annas 2» стали кузницей молодых инженеров. Вот хороший пример - нынешний руководитель компании LMT Юрис Бинде в свое время выбрал профессию, благодаря занятиям в кружках, и сейчас продолжает сотрудничество с ним, помогая следующему поколению найти себя.

Многие известные музыканты и певцы начинали свою карьеру в музыкальных и художественных коллективах «Zelta sietiņš», «Kamoliņš», «Teiksmiņa» и, конечно, в прославленном «Dzintariņš». (Рижская дума поддерживает 174 коллектива). Пусть не все из них стали звездами, но знатоками и ценителями музыки наверняка

  1. Это близко и удобно

Кружки и студии действуют во всех 115 школах Риги. Они предназначены для учащихся данной школы. Среди них есть совершенно замечательные коллективы! Такие, как народный танцевальный коллектив «Auseklītis», который существует уже 43 года. Он стал визитной карточкой Французского лицея и неизменно занимает призовые места во всех конкурсах и смотрах.

Всех желающих, независимо от места жительства, приглашают центры свободного времени, которые открыты в 15 средних учебных заведениях Риги - в 15-й, 28-й, 74-й, 89-й, 94-й школе, Плявниекской гимназии и других. А также 13 детско-юношеских центров: „Рижский дворец школьников”, «Altona», «Bolderāja», «Auseklis», «Kurzeme», «Daugmale», «Laimīte» и другие. Есть также 6 центров культуры - это «Ritums», «Mazā Ģilde», «Ziemeļblāzma», «Imanta», „Iļģuciems”, Дворец культуры VEF и пр.

Расположены эти центры досуга в разных районах города, так что каждый может выбрать тот, до которого удобнее добираться.

  1. Это недорого

В детско-юношеских центрах работает 580 педагогов. Зарплаты педагогов на 50 процентов оплачивает Рижская дума (вторую половину покрывает государство). В этом году самоуправление выделило на оплату труда педагогов 4 710 959 евро. Самоуправление обеспечивает также помещение для занятий, ремонты, что составляет львиную долю расходов. Единственное, что требуется от родителей - оплатить материалы, которые используются на занятиях - в соответствии с решением Рижской думы Nr. 5376 «О размере софинансирования программ образования по интересам и неформального образования взрослых в образовательных учреждениях Рижского городского самоуправления».

Оплата, как правило, скромная и зависит от рода и продолжительности занятий. Понятно, что рисование и скульптура обходится дороже, чем, скажем, обучение шахматной игре. И она уж точно меньше, чем в частных студиях, которым приходится оплачивать труд педагогов.

Впрочем, с прошлого года самоуправление частично финансирует и частные коллективы - те, которые выиграли конкурс. Важнейшая задача - сохранить и передать следующим поколениям народные традиции. В основном речь идет о хоровых и танцевальных коллективах. Но не только. Под «крышей» праздника находятся и различные виды прикладного искусства.

Где узнать все о кружках и студиях

Вся информация о кружках, студиях, спортивных секциях со всеми адресами и телефонами - в каталоге Департамента образования науки и культуры. Он находится:

В электронном виде на домашней страничке www.e-skola.lv в разделе «Aktuāli»,
- в печатном виде - в Рижской Центральном библиотеке и ее филиалах.

Советы родителям

  1. Не медлите! Некоторые кружки и студии настолько популярны, что в них существует настоящий конкурс.
  1. Прежде чем записать ребенка в секцию или студию, познакомьтесь с педагогом, с условиями, в которых будут проходить занятия. Если у вашего ребенка есть особенности здоровья или характера, сообщите о них руководителю кружка.
  2. Для того чтобы записаться в любой кружок или студию, нужно только заявление от родителей.
  3. Для занятия в спортивных секциях нужна медицинская справка.

VI межрайонная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»

Начальная школа

Зачем нужны кружки?

Волчек Никита

3 А класс

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя

общеобразовательная школа

Научный руководитель –

Маслова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

МКОУ Заброденская СОШ

с.Заброды, 2016г.

Содержание

1.Введение

1.1. Цели и задачи 3

1.2. Актуальность 4

2.Зачем нужны кружки

2.1. Социологический опрос 5

2.2. Немного о спорте 5

2.3. Что интересного в музыке 6

2.4. Как повысить интеллект 7

2.5. От простого к великому 8

3. Заключение

3.1. Выводы 9

3.2. Результат моей работы 9

4. Литература 10

5. Приложение 11-12

1.Введение

1.1.Цели и задачи

Цель: узнать, какие кружки бывают и что в них интересного.

Задачи:

    узнать историю происхождения некоторых видов кружков;

    выяснить, как развиваются в наши дни эти занятия;

    провести социологический опрос среди учащихся 3-х классов нашей школы;

    сформировать правильное представление о пользе занятий в таких кружках;

    создать буклет " Где с пользой провести свободное время "

Объект исследования: четыре направления развивающих кружков.

Гипотеза: занятия в различных кружках полезны для здоровья и саморазвития школьников.

Методы исследования:

1. Получение информации из различных источников (литературы, сети Интернет), а также от знакомых, учащихся и выпускников школы.

2. Социологический опрос.

3. Практическая работа.

1.2. Актуальность

- Смотри, мой сын, надо успеть!-

Сказала моя мама.

И песнь красивую допеть,

И дел свершить немало.

Не тратить время на пустое,

Побольше важного успеть,

Заданье не совсем простое,

Но все же надо все суметь.

Узнать, что создал Ломоносов?

Коль надо слабому помочь,

Найти ответ на все вопросы

Ну, а безделье прогнать прочь.

Как раньше выиграть зарницу,

Звезду для девочки достать,

И покормить с руки синицу,

И журавля в небе поймать!

Все родители хотят для своих детей самого лучшего, чтобы они не просто учились, а еще были здоровы и разносторонне развиты. Именно для этого и были придуманы развивающие кружки. Свой проект я хочу посвятить теме "Зачем нужны кружки?" К сожалению, далеко не все дети согласны с тем, что посещать кружки это интересно и полезно, считая, что можно просто учиться в школе и не тратить время на какие-то секции, а подольше дома посидеть у компьютера или на диване у телевизора. Честно признаться, я и сам так раньше думал. Но однажды моя мама, узнав, как я с одноклассниками бегал на перемене, сказала, что я неправильно трачу энергию и отвела меня в танцевальный кружок. К моему великому удивлению, это оказалось не бесполезная трата времени, как я думал раньше. Там было очень интересно: новый коллектив из числа 20 человек, тренировки, достижения, многочисленные поездки, призы и награды. Я делился впечатлениями с одноклассниками и друзьями, пытался позвать их с собой, ведь многие из них так и не посещают никакие кружки. Но ребята не решились записаться, ответив, что все это им не подходит.

2. "Зачем нужны кружки?"

2.1. Социологический опрос

Я провел социологический опрос среди учащихся 3 классов нашей школы, чтобы выяснить, кто и какие кружки посещает (Приложение 1).

Я опросил 48 человек, оказалось, что 22 человека занимаются в различных кружках, а 26 вообще не посещают кружки, из них 11 хотели бы

чем- то заниматься, но еще не определились.

И тогда я решил исследовать некоторые из этих кружков, с целью убедить друзей, что такие занятия полезны. Кружки делятся на несколько категорий: спортивные, музыкальные, интеллектуальные, прикладное творчество, туристические, художественные и др.

2.2 Немного о спорте

К спортивным относятся: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, а также секции разных видов борьбы: каратэ, бокс, самбо, дзюдо, тхэквондо. Для лучшего знакомства, с каким либо видом спорта, можно изучить его историю происхождения.

Немного о футболе . Эта популярнейшая игра впервые появилась в Англии. Футбол в переводе с английского «foot-нога», а «boll-мяч». Это страстное противоборство 2 команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрая реакция, где надо играть только ногами, а думать головой. Похожие игры были замечены и в других странах. Еще до нашей эры в древнем Китае во время праздников 2 команды услаждали взор китайского императора и его приближенных стараясь забить кожаный мяч, набитый перьями или волосами, в бамбуковые ворота. А в Древней Греции игра в мяч являлась одним из видов военной тренировки и отличалась жестокостью. На Руси тоже были игры с мячом похожие на футбол. Играли в лаптях на базарных площадях, одна из таких игр называлась "шалыга".

В 1897 году состоялся первый футбольный матч, который был зафиксирован отечественной спортивной печатью. Многие великие футболисты начинали свой путь с обычных спортивных кружков. Например, известный футболист Андрей Аршавин, помимо того, что учился в образовательной школе, он уже с семилетнего возраста посещал тренировки в спортивной школе «Смена», под руководством тренера Сергея Гордеева. Через 9 лет, в 1999 году Аршавин уже начал выступать за резервный состав «Зенита». Приятно осознавать, что в нашем городе тоже проводятся футбольные тренировки в физкультурно-оздоровительном комплексе. И уже сформированные по возрастам команды принесли немало побед. А мой одноклассник Карапетян Артем из застенчивого мальчика вырос в решительного и ловкого игрока команды «Ягуар».

Тхэквондо - это вид боевого искусства, где развиваются чувства самосохранения, отваги и защиты других. На таких занятиях отрабатывают удары ногами и руками, прыжки, блоки, уходы, уклоны. Очень радует, что ученица нашей школы Анна Каширина, занимаясь этим видом спорта с раннего детства, уже добилась многочисленных побед на очень высоком уровне.

2.3. Что интересного в музыке

Музыкальные кружки бывают: хоровые, вокальные, фольклорные и инструментальные. В первую очередь такие занятия хорошо развивают слух и чувство ритма. Там можно научиться петь и играть на различных музыкальных инструментах, например, гитаре, скрипке, пианино и т. д.

Немного из истории. Первобытными музыкантами стали обычные охотники, которые внезапно осознали, что их охотничьи орудия способны издавать мелодичные звуки. Так что тетива лука, фактически, самая первая в мире струна. Такое оружие, как плевательные трубки для дротиков, положило начало флейты, а в дальнейшем органа. С течением времени инструменты усовершенствовались и достигли более высокого уровня. Дети, увлеченные музыкой, участвуют в конкурсах различного уровня, получают награды, а главное, на праздничных концертах своими выступлениями радуют зрителей. Так, ученица нашего класса, Логинова Ева, занимаясь в музыкальном кружке, в вокальном ансамбле «Варенька», много раз радовала нас своими выступлениями на школьных мероприятиях.

2.4. Где можно повысить интеллект

К интеллектуальным кружкам относятся: шахматные, компьютерные, исторические, математические, литературные и др. Они развивают логическое мышление, внимательность и самостоятельность, что просто необходимо для хорошей успеваемости в школе. Опять хочу отметить, что Абсолютный чемпион мира по шахматам Владимир Крамник в четырехлетнем возрасте начал свой путь с шахматного кружка местного дворца пионеров города Туапсе, где он проживал. Достиг многократных побед на крупнейших турнирах и является обладателем шахматного «Оскара».

Согласно древней легенде игра шахматы была создана в Индии простым математиком, который пошел к царю и взамен на свое изобретение попросил, казалось бы, незначительную награду: столько зерен пшена, сколько уместится на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую два зерна, на третью четыре и т.д. Однако вышло так, что зерен в царских хранилищах не хватило. Но правитель отдал все свои запасы и взял шахматное изобретение себе. Именно тогда было положено начало возведению чисел в степень.

2.5. От простого к великому

Прикладное творчество - сюда можно отнести: шитье, бисероплетение, выжигание, резьба по дереву, лепка и др. Такие занятия вырабатывают у детей усидчивость, терпение и развивают мелкую моторику рук. Поделки, сделанные своими руками всегда являлись лучшим подарком для близких. А умение хорошо шить, может просто пригодится в повседневной жизни. Самая обычная лепка может помочь достичь невероятных высот. Например, Александр Егорович Козинин, житель нашего города, будучи ребенком из-за слабого здоровья не поспевал за сверстниками и не мог заниматься спортом. И тогда он увлекся художественными работами и лепкой. Александр Егорович стал известным художником и скульптором, он является автором герба нашего города Калач и создал аллею героев социалистического труда, которая расположена на площади Ленина. Его прекрасные работы, такие как памятник Пушкину и его няне и другие, установлены в разных городах России. Хочется отметить, что Мещанинцева Дарина, ученица нашего класса, занимаясь в кружке «Тестопластика», мастерит чудесные поделки из этого материала для своего удовольствия, для того, чтобы дарить своим близким и друзьям, а также принимает участие в конкурсах детского творчества различного уровня. Так, например, второй год подряд она занимает призовые места в районном конкурсе «Красота Божьего мира». В областном конкурсе детского творчества учащихся в рамках «Киселёвских чтений» в прошлом году Дарина заняла 3 место.

3. Заключение

3.1. Выводы

Я считаю, что кружки очень полезны. Даже окончив школу и поступив в институт или другое учебное заведение можно продолжать заниматься любимым делом, используя навыки, приобретенные в кружке. Я общался с некоторыми выпускниками и узнал, что они также продолжают заниматься музыкальной деятельностью, бывают на различных фестивалях. А вот мой двоюродный брат Нежельский Артем окончил художественную школу. Во время учёбы в МЧС создал эмблему своего отряда, которая была признана лучшей и теперь украшает мемориальную доску института.

Также я считаю, что у увлеченных и занимающихся делом детей меньше риска попасть в дурную компанию или к чему- либо пристраститься.

3.2. Результат моей работы

Занятия в кружках не просто развивают и укрепляют здоровье, но еще дают возможность открывать в себе новые таланты. Я выяснил, в каких учреждениях нашего города проводятся занятия для детей начальной школы, и создал буклет "Где с пользой провести свободное время ". Этой информацией я поделился с учениками нашей школы. (Приложение 2)

А для тех, кого я так и не смог убедить, возвращаюсь к своему танцевальному кружку «Регги». Например, я сейчас умею ходить на руках, делать фляк в перед, выполнять разные сложные движения танца и многое другое. Я считаю, надо пробовать свои силы, верить в себя и успех обязательно придет.

Литература

1. Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола, Кир Реднедж, 2001

2. Секреты мастера тхэквондо, С. Сафонкин, 2014

3.Сборник " Русские пословицы и поговорки "

Приложение 1

Социологический опрос:

Какие кружки вы посещаете?

Спортивные:

а) футбол

б) баскетбол

в) волейбол

г) бокс

д) тхэквондо

Музыкальные:

а) хоровые

б) вокальные

в) фольклорные

г) инструментальные

Интеллектуальные:

а) шахматные

б) компьютерные

в) исторические

г) математические

Прикладное творчество:

а) шитье

б) бисероплетение

в) художественное искусство

г) лепка

Запишите кружки, которые вы посещаете, но их нет в вышеуказанном списке: ________________________________________________________

Запишите кружки, которые хотели бы посещать: _______________________________________________________________

Приложение 2

Детско-юношеская спортивная школа .

Отделения: тхэквондо, футбол, волейбол, настольный теннис, лапта.

Детская школа искусств .

Отделения: хоровое, хореографическое, духовое, художественное и инструментальные отделение.

РДК "Юбилейный ".

Клубные формирования: танцевальный ансамбль "Сувенир", детский фольклорный ансамбль "Купава", драматический театр, театр моды "Фантазия" фотостудия "Калач", детский ансамбль русской песни "Варенька", студия бального танца "Росинка", вокально-инструментальный ансамбль " Релиз ",

детский духовой кружок сольного пения, кружок художественного пения "Диалог ", аэробика.

Дворец молодежи .

Декаративно-прикладное творчество, мастерская керамической игрушки "Свистулька ", изостудия.

КДЦ "Заброденский "

Клубные формирования: вокальный детский ансамбль "Родник ", сольное пение, инструментальный кружок, кружок "Умка", кружок тестопластики, кружок вязания крючком, театральный кружок "Лицедей", хореографический танцевальный ансамбль "Регги".

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!