Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Конспект занятия - экспериментирования в старшей группе доу

Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

с. Новобелокатай «детский сад

«Светлячок» с. Новобелокатай»

Конспект занятия

по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Электрические чудеса»

Выполнил: воспитатель1 категории

Елисеева С.В

Конспект занятия «Электрические чудеса»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно- экспериментальной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с достижением человечества - электричеством; обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком;
  • познакомить с понятием «статическое электричество»
  • закреплять правила безопасного обращения с электроприборами.

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • вызывать чувства уважения и гордости к достижениям человека.

Оборудование и материалы:

  • материалы используемые для беседы : презентация на проекторе, иллюстрации с изображением Доброй Феи и предметов бытовой техники; фрагмент мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Школа безопасности», карточки-схемы с правилами безопасности;
  • материал для наблюдения и экспериментирования ; часы, батарейка, воздушные шары, лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, губка смоченная водой;
  • материалы для дидактических игр ; парные карточки с изображением предметов;
  • материал для обратной связи ; облачка, солнышки, схема человека.

Ход занятия

Приветствие. Организационный момент.

Воспитатель. Я принесла сегодня вас часы чтобы было удобно заниматься, и мы не пропустили другие важные дела. Но, по-моему, они не работают. Не слышно, что бы они тикали, да и стрелки стоят на месте. Что же с ними такое?

Дети. Завод кончился, нет батарейки, батарейка села, и т.д.

Осматриваем часы выясняем что нет батарейки.

Воспитатель. Попробуем поставить батарейку. Как вы думаете, почему стрелки на часах стали двигаться? Верно, когда мы вставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и часы заработали. Стрелки движутся часы такают. Что же за сила скрывается в батарейки? Как вы думаете? (предложения детей.) Молодцы, это электричество. Что же такое электричество?

Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Послушаем что нам расскажет тетушка сова из научного дупла. (Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из сериала «Уроки тетушки Совы»)

Воспитатель. Тетушка Сова рассказала о том, что электричество есть в каждом доме. Как вы думаете в зале где мы сейчас находимся есть электричество? (Розетки, выключатели, провода и т.д). Откуда электричество поступает в наш дом? (Предложения детей.) Ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наш дом.

Про девушку эту я сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожаленью не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А ей на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос что бы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины что моет посуду!

А надо еще приготовить обед.

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

Воспитатель. Вы догадались, о ком это стихотворение? (О Золушке ). Она трудится не покладая рук, а на бал приедут ее вредные сестры. Вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? Сегодня Фея предлагает вам сделать золушке подарок. Если вы правильно называете отгадку, Фея дарит подарок Золушке. Дети отгадывают загадки, по мере отгадывания на экране появляются изображения предметов бытовой техники.

Есть у меня в квартире робот.

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ"

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

Отгадка (ответ): Пылесос

Летом папа нам привез

В белом ящике мороз —

И теперь мороз сухой

У нас и летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

Отгадка (ответ): Холодильник

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,

Четыре синих солнца горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

Отгадка (ответ): Электроплита

Этот ящик очень любят,

Он умеет говорить,

И показывать он будет,

Только надобно включить.

Деткам он дарит мультфильмы,

Взрослым новости, кино,

Включат ящик Димки, Машки,

Сразу весело, смешно.

Отгадка (ответ): Телевизор

Воспитатель. Сколько подарков Золушке мы подарил! Как можно назвать предмеры, которые мы перечислили? (ответы детей) Это бытовая техника, или электрические приборы. Почему мы эти приборы называем электрическими? (ответы детей) Как вы думаете для чего нужна бытовая техника? (ответы детей)

Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку»

Для игры понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которое показывает, для чего эти предметы нужны человек. Детям нужно найти пару и объяснить свой выбор.

Раскладываются карточки, составляющие пару.

Волосы- фен.

Спящий человек - будильник.

Ночь - фонарь.

Чашка - электрический чайник.

Ковер - пылесос.

Фотография - фотоаппарат.

Платье - швейная машинка.

Воспитатель. Сейчас мы с вами отправимся в мою лабораторию где будем учеными и будем изучать электричество. Но не простое, а статическое. А попадём мы туда с вами с помощью этого провода. (Дети встают в круг говорят слова передавая по кругу за узелки провод.)

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам,

Чтоб работали приборы:

Холодильник, мониторы,

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принес.

Экспериментирование

Воспитатель. Электрический ток в проводах очень опасен, а вот статическое электричество не опасно. Поэтому мы можем с ним поэкспериментировать.

У меня есть шарики из пенопласта. Я попробую заставить их двигаться без помощи рук.

Опыт 1.

Натирается крышка пластиковой коробки шерстеным лоскутком. Накрывается коробка с шариками.

Воспитатель. Что происходит с шариками? (Они зашевелились) Почему они зашевелились? Когда мы натирали пластик шерстяным лоскутком, он зарядился статическим электричеством, поэтому шарики задвигались притянулись к пластику.

Попробуем другие предметы сделать «волшебными».

Опыт 2.

Показываю бумажных бабочек, разложенных на подносе. Предлагаю детям взять пластмассовые палочки и прикоснутся к бабочкам. Что происходит? (Бабочки лежат спокойно.) Как вы думаете, что будет с бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? (ответы детей) Предлагаю сделать эти палочки «волшебными» - электрическими, и они помогут бабочкам взлететь.

Натираем вместе пластмассовые палочки. Медленно подносим их к бабочкам и потихоньку поднимаем их бабочки поднимаются в след за палочками потому что получили электрический заряд.

Воспитатель. Для следующего опыта понадобится воздушные шары на длинных нитках.

Опыт 3.

Натираю шар шерстяной материей, и пытаюсь нему приблизить второй шар. Шары разлетаются в разные стороны. Дав заряженных предмета отталкиваются друг от друга, поэтому шары отлетают. Далее один шар сбрызгивается водой. Шары притягиваются друг к другу, потому что вода сняла электрический заряд, и он стал притягиваться к тому который наэлектризованный.

Воспитатель. Предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

Опыт 4.

На столе на подносе рассыпано соль и перец. Натираем шар подносим к подносу к шару притягивается более легкий перец, а соль остается. Вот так мы помогли золушке.

Итог

Воспитатель. О чем мы с вас говорили сегодня? Кому что запомнилось?

Ребята мне бы хотелось узнать понравилось вам это занятие или нет. У меня есть фигурка человека. Это - я. Сейчас моя фигурка «пойдет гулять». (Приклеить фигурку к магнитной доске) Если вам понравилось занятие, то над головой фигурки появится солнышко, а если не понравилось, то тучка. Так я узнаю кому понравились занятие, а кому - нет.

Дети прикрепляют над фигуркой солнышки и тучки. Благодарю детей за солнышки и, если появляются тучки выясняю почему дети ее прикрепили.

Благодарю детей прощаюсь с ними.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

«Город волшебства»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование:набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Как вы думаете, стоит нам его открывать?

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Появляется волшебник.

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

А теперь ребята, не пора ли нам размяться, я предлагаю вам станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлыйгопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник:

Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебницеВулкании - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан.

Вулкания разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Ребята, скажите,пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось то, пожалуйста, приклейте цветочки, которые вам подарила Фея Цветов веселой мордашке, а если вдруг вам не понравилось, приклейте цветочки грустной. Ребята спасибо вам большое, что вы были у нас в гостях.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти.

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

Испечем угощение

Цель . Дать представление о том, что мокрый песок прини-мает любую нужную форму.

Оборудование.Емкости с сухим и мокрым песком, формочки для песка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится мокрый песок. Дети трогают песок в обеих емко-стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям ис-печь угощение для мам: скатать колобки и сделать «пирожные» с помощью формочек. Дети выполняют задание. Воспитатель обращает внимание на то, что песок мокрый, поэтому из него легко лепить. Далее воспитатель предлагает малышам про-делать то же самое с сухим песком. У вас получается? (Нет.) Почему? (Потому что песок не лепится.) Почему песок не ле-пится? (Потому что он сухой.)

Вывод. Из мокрого песка можно лепить, а из сухого — нет.

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке оста-ются следы и отпечатки.

Оборудование. Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям на сухом пес-ке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет.) Воспитатель смачивает песок, перемешивает его. ровня-ет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Да.) Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему подучи-лись отпечатки ладошек и следы ног? (Потому что песок на- мочили.)

Вывод. На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом — нет.

Песчинки

Цель Дать представление о том, что песок *то множес-тво песчинок.

Оборудование. Емкость с сухим песком, лист бумаги.

Ход занятия Ребята, что у меня в стаканчике? Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного пес-чинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бума» и. Чтобы получилась большая горка носка.

нужно очень много песчинок. Воспитатель насыпает несколько горок песка разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

Вывод . Песок состоит из множества песчинок.

Цель . Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

Оборудование . Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям емкость с песком и предлагает сунуть руки в него. Что это? {Песок.) Достаньте ручки. Они мокрые? (Нет, сухие.) Значит, и песок сухой. Он не намочил руки. Стряхните ручки. Стали руки чис-тыми? (Да.) Это потому что песок сухой, он легко стряхивается с рук. Затем воспитатель наливает в емкость с песком воду так, чтобы песок стал влажным, и снова предлагает детям сунуть в него руки. Какой стал песок? (Мокрый.) А почему песок мок-рый? (Потому что его полили водой.) Достаньте ручки. Какие стали ручки? (Мокрые, грязные.) Стряхните ручки. Стали руки чистыми? (Нет.) Это потому что мокрый песок не стряхивается с рук. Что нужно сделать для того, чтобы руки стали чистыми? Помыть их водой.)

Вывод. Песок бывает сухой и мокрый, если его полить во-дой. Сухой песок легко стряхивается с рук, а мокрый — нет.

Цель. Дать представление о том, что сухой песок может сы-паться.

Оборудование. Емкости с сухим и мокрым песком, песоч-ный набор: воронка, сито, мельница.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям определить, где находится сухой песок. Дети трогают песок в обеих емко-стях, выполняя задание. Затем воспитатель предлагает детям набрать в кулачок горсть сухого песка и выпустить его малень-кой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплет- ся.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с мокрым песком. Что происходит с мокрым песком? (Он не сыплется.)

Воспитатель показывает малышам песочный набор и объясня-ет, как с ним играть: просеивать сухой песок, сыпать его через воронку на мельницу и т. д. Воспитатель предлагает детям про-делать те же манипуляции с мокрым песком. У вас получается? (Нет,) Почему? (Потому что песок не сыплется.) Почему пе-сок не сыплется? (Потому что он мокрый.) Затем дети играют с сухим песком.

Вывод. Сухой песок сыплется, а мокрый — нет.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ

Поймаем воздух

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден.

Оборудование . Полиэтиленовый пакет.

Ход занятия . Воспитатель предлагает детям посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А еще в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтилено-вый пакет. Что там? (Он пуст.) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем ею. Наш пакет полон воздуха и похож на по-душку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха.) Опять на-берем в пакет воздух и снова его выпустим (2—3 раза).

Вывод. Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо пой-мать.

Этот же опыт можно проделать с воздушным шаром: сна-чала надуть его, а потом постепенно выпускать воздух из от-верстия шара, направив его на руку ребенка, чтобы он ощущал движение воздуха.

Наберем воздух в стакан

Цель. Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.

Оборудование . Емкость с водой, стакан.

Ход занятия . Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в емкость с водой, обращая вни-мание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Выпустим воздух из стакана

Цель. Дать представление о том, что вода может выместить воздух.

Оборудование . Емкость с водой, стакан.

Ход занятия . Воспитатель снова опускает стакан в емкость с водой, но теперь держит стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод . Если воздух выпустить из стакана, то его место зай-мет вода.

Буря в стакане

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование . Стакан с водой, соломинка.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям опустить соломинку в стакан с водой и подуть в нее. Что получается? Пузырьки воздуха вырываются на поверхность. Это происхо-дит потому, что воздух легче воды.

Вывод. Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды.

Утопим игрушки

Цель . Дать представление о том, что воздух легче воды.

Оборудование . Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям резиновую иг-рушку. Загнем несколько раз нажимает на нее, направляя выходя-щую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в иг-рушке есть воздух.) Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает.) Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод . Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.

Мой веселый звонкий мяч

Цель . Дать представление о том, что мячик прыгает высо-ко, потому что в нем много воздуха.

Оборудование . Два мяча: новый и старый проткнутый.

Ход занятия . В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, ее можно бросать. Что это такое? (Мяч.) Посмотрите, какой он большой, упругий, как вы-соко прыгает. А вот если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет пры-гать. Воспитатель бьет мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха.)

Вывод . Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

Лодочка, плыви

Цель . Дать представление о том, что предметы могут пере-двигаться при помощи воздуха.

Оборудование . Таз с водой, бумажные лодочки.

Ход занятия . Воспитатель опускает лодочку на воду. Предлагает набрать побольше воздуха и подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (Она плывет.) Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем.) Так и настоящие лодки тоже мо-гут плыть благодаря ветру.

Вывод . Лодки могут передвигаться по воде при помощи ветра.

Сделаем ветерок

Цель. Дать представление о том, что ветер — это движение воздуха Оборудование. Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

Ход занятия. Воспитатель предлагает посмотреть в окно, есть ли ветер. Можно ли прямо сейчас пригласить ветер в гости? (Если на улице сильный ветер, достаточно открыть форточку, и дети увидят, как колышется занавеска. Если погода безветренная, воспитатель устраивает сквозняк, и тогда ветер «приходит в гости».) Можно поздороваться с ним. Затем вос-питатель предлагает подумать, откуда берется ветер. (Как правило, дети говорят, что ветер дует потому что деревья качаются). Ветер рождается из-за движения воздуха. Воспитатель раздает ниточки, на концах которых прикреплены бабочки, божьи коровки, вырезанные из бумаги. Воспитатель предлагает сделать глубокий вдох, набрать в рот воздух и подуть на ни-точки. Что происходит? (Бабочки и божьи коровки улетают.) Да. бабочки и божьи коровки улетают благодаря струнке вет-ра. идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту; двигаться, а он в свою очередь двигает ниточки с фигурками.

Вывод Ветер — это движение воздуха. Ветер можно изоб-разить — сделать глубокий вдох и подуть.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КАМНЯМИ

Помоем камешки

Цель. Дать представление о том, что камни тонут в вазе, потому что они тяжелые.

Оборудование. Емкость с водой, камни, перышко.

Ход занятий. Воспитатель предлагает детям поместить камни в емкость с водой. Что произошло? (Камни утонули) Почему? (Потому что они тяжелые .) Для сравнения воспита-тель опускает в воду перышко, обращав внимание детей на то. что оно не утонуло, потому что перышко лотос.

ВыводТяжелые предметы в воде тонут, а легкие — нет.

Теплый — холодный

Цель. Дать представления о том, что камни могут быть теплым и холодным.

Оборудование. Два небольших камешка.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям камни, пред-лагает их потрогать. Затем воспитатель кладет один камень на подоконник (зимой) или в холодильник, а другой — на батарею. Через некоторое время воспитатель предлагает детям поочеред-но потрогать камни, отмечая, что они стали холодными и теп-лыми.

Вывод. Камни могут быть холодными и теплыми в зависи-мости от окружающей температуры.

Какой формы камень?

Цель. Дать представление о том, что камни имеют различ-ную форму.

Оборудование . Камни различных форм.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям камни, обра-щая внимание на то, что они разной формы. Дети берут кам-ни в руки, а воспитатель просит их обвести пальчиком силуэт камня. Воспитатель объясняет, что камни могут быть округлой формы, без уголков, и могут катиться; могут быть плоскими, как тарелочка, а могут быть с уголками.

Выво д. Камни имеют разную форму.

Легкий — тяжелый

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяже-лые и легкие.

Оборудование . Три камня, резко контрастные по величине.

Ход занятия . Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие.) Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обраща-ет внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый.)

Вывод . Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Твердый — мягкий

Цель. Дать представление о том, что камни твердые.

Оборудование. Камень и кусочек поролона примерно оди-наковой формы.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям камень и по-ролон и предлагает им определить, что из них тяжелее. После этого воспитатель предлагает детям сжать в руке сначала поро-лон. Что произошло? (Поролон сжался.) Почему? (Потому что он мягкий.) Затем воспитатель предлагает сжать камень. Что произошло? (Камень не сжимается.) Почему? (Потому что он твердый.)

Вывод. Камни твердые.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ С БУМАГОЙ

Бумажные листочки

Цель. Дать представление о том, что бумага легкая.

Оборудование. Лист бумаги, емкость с водой.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить, тяжелый он или легкий. Затем предла-гает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони.) Почему? (Потому что он легкий.) Далее вос-питатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произо-шло? (Листок плавает.) Почему бумага не утонула? (Потому что она легкая.)

Вывод. Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде.

Тонкая — толстая

Цель. Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.

Оборудование. Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия . Воспитатель показывает детям два листа различной бумаги, дает их потрогать и обращает внимание на то» что один лист бумаги тонкий, а другой — толстый. Затем воспитатель предлагает детям смять тетрадный листок. Что получилось? (Он легко смялся.) Почему? (Потому что листок тонкий.) То же воспитатель предлагает проделать с картоном. Что произошло? (Он не мнется.) Почему? (Потому что листок толстый.)

Вывод.Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага лег-ко мнется, а толстая — нет.

Порвем бумагу

Цель.Дать представление о том, что бумага может рваться.

Оборудование . Тетрадный лист и лист плотного картона.

Ход занятия. Воспитатель показывает детям два листа бу-маги, отмечая ее толщину. Затем предлагает оторвать кусочек от тонкого листа бумаги. Что произошло? (Бумага легко порва-лась.) Далее воспитатель предлагает то же проделать с толстым листом бумаги. Что произошло? (Бумага не рвется.) Почему? (Потому что она толстая.)

Вывод. Тонкая бумага легко рвется, а толстая — нет.

Сценарий родительского собрания

Тема. Опытно-экспериментальная деятельность детей ран-него возраста.

Форма проведения собрания. Семинар-практикум.

Цель . Сформировать представление у родителей об экспе-риментаторской деятельности детей раннего возраста и ее зна-чении.

Оборудование . Пять прозрачных стаканов, гуашь четырех цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, пе-рышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

  1. Теоретический материал. Консультация для родителей «Маленькие исследователи».
  2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрос-лых; «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно за-метить, что это не просто проказы, а действия активного экс-периментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведе-нии малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не толь-ко чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объ-екта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согла-ситесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и го-ворить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила иле могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментиро-вание.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофееча ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи — кот Васька. Это действие - игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалил-ся своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произ-вел испытание предмета на ее функциональную пригодность и это говори г о том, что малыш уже понимает функциональное назначение пещей ближайшего окружающее пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя,

почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже увидел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он кача-ет на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опус-кается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окру-жающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «ша-лости», это значит, что они не до конца понимают интеллекту-альных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, на-правлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 3-го года? Любопытство малютки постепенно под ру-ководством родителей переходит в новое качество: оно начи-нает приобретать черты любознательности. Однако, хотя само-стоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «диплома-тический» прием воспитания этот замечательный период его жизни.

  1. Элементарные опыты. «Разноцветная водичка», «Песочек», «Выпустим воздух из стакана», «Помоем камеш-ки», «Тонкая — толстая».

Документы для скачивания:

Воспитатель «МБДОУ Д/сад №10» Е.Л. Токарева.

Цель:

Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов) . Познакомить с новым способом рисования - рисование цветным песком. Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется) , логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи гному: исследовать песок для строительства дома) , приемов экспериментирования (творческих заданий) , вопросов развивающего характера, творческую активность через использование нетрадиционных приемов рисования (с помощью песка) . Воспитывать желания заниматься, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию

«Волшебные дощечки» с буквами «П» «Е» «С» «О» «К» . Готовый образец цветка.

На каждого ребёнка две тарелочки с сухим песком, вода в стаканчике, разнос, полотенце, цветной песок, дощечка, клей ПВА, трафарет цветка, кисточка и увеличительное стекло.

Ход занятия

Я приглашаю вас на увлекательное занятие...

А что это? (обращает внимание детей на письмо) . Ответ детей.

От кого оно? От гнома.

Хотите узнать, что здесь написано?

«Добрые знатные умельцы! Наслышан я о ваших делах славных, о ваших руках умелых, об опытах интересных. И хочу вас попросить помочь мне исследовать одно вещество для строительства дома. А какое, вам подскажут волшебные картинки. Не откажите в моей просьбе.

Ваш друг Гном.

Ребята вы согласны помочь Гному? (ответы детей) . В конверте лежат пять волшебных картинок (достаёт их, выкладывает на стол) . Вам нужно с помощью стенки снять верхний слой (дети выполняют задания)

  • Что это? (Буквы) .
  • Нужно сложить картинки так, чтобы получилось одна полоска.
  • Какое слово получилось? (песок)
  • Какое вещество мы будем исследовать? Пройдите в нашу лабораторию. Вы должны с помощью исследования свойств песка дать ответ гному: Из какого песка ему можно построить дом.

1 ОПЫТ У вас на столах в чашечках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами.

  • Что вы заметили?
  • Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)

2 ОПЫТ Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки) .
  • Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету) .
  • Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу) .

ВЫВОД: В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам» . Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу.

3. ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воды.

  • Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
  • Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
  • Каким стал песок? (мокрый влажный) . Попробуйте мокрый песок посыпать.
  • Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

4. ОПЫТ. Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить.

  • Что происходит? (он рассыпается) .

Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что- нибудь.

  • Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.) .
  • Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей) . ВЫВОД:

Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»

  • Какой ответ мы дадим Гному?
  • Из какого песка ему нужно строить песочный дом? (из мокрого)
  • А что можно сделать с сухим песком?

Ребята, а сухим песком можно рисовать. Попробуйте пальчиком нарисовать на сухом песке: дорожки, домик, солнышко.

А сейчас мы немного с вами отдохнем. Подойдите к тазикам и вымойте руки.

Физкультминутка.

Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами
Он на сахарной горе
Спал под воротами

Вдруг, от куда не возьмись
Великан Явился
Слопать гору он хотел
Только подавился!

Ну, а что ж веселый Гном?
Так и спит глубоким сном

Гномик спит и ему снится сон, что около его песочного домика растут красивые, яркие, разноцветные цветы. Но это сон. Ребята, я предлагаю сделать для гномика сюрприз.

Мы посадим возле его песочного домика, песочные цветы. Вы согласны? Как их сделать, я сейчас расскажу. Подойдите к моему столу. У меня на столе в тарелочках лежит разноцветный песок. Я возьму трафарет и наложу его на дощечку. Нанесу на трафарет побольше клея и на клей посыплю цветной песок. Убираю трафарет с дощечки, стряхиваю лишний песок. У меня получился вот какой красивый цветок.

У вас на столах стоит разноцветный песок.

Вам нужно выбрать любой трафарет. Если вы всё правильно сделаете, у вас получится красивый цветок. Самостоятельная деятельность.

Замечательные цветы у вас получились, они обязательно понравятся Гному и украсят его домик.

Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Волшебная соль»

Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Выращивание «кристаллов» из солевого раствора. Выпаривание соли из соленой воды.

Билингвальный компонент: тұз - соль

Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.

Ход занятия:

Вкруг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы. А теперь давайте повторим что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть). Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем. Ходьба по солевой дорожке, как профилактика ОРЗ.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую). А теперь давайте подумаем, можем ли мы из соленой воды добыть соль. (ответы детей). Я наливаю немного соленой воды и выпариваю её. Что вы видите на стенках колбы (Белый налет). Это и есть наша соль. Даю попробовать.

Давайте вернемся в нашу лабораторию, и вспомним как мы выращивали соляные кристаллы. Рассказы детей.

А теперь нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) .

Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Ребята к нам пришёл в гости журналист (воспитатель быстро переодевается в журналиста)

Задаёт вопросы детям используя микрофон. Понравилось ли вам занятие? Про что вы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали про соль? Что именно вам запомнилось на занятии? Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.