Методика внесения новой игрушки. Конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе. Игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша

Билет №11

Методические основы использования игрушки в педагогическом процессе.

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, т.е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учиться самостоятельно мыслить, экспериментировать. Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина «учит ребенка жить и действовать».

Роль игрушки в педагогическом процессе.

Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства воспитываются в процессе интересной игровой деятельности. Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр.

Виды игрушек.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.

Сюжетно-образные игрушки.

Прообразом этих игрушек являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, использующиеся преимущественно в сюжетных играх: куклы, фигурки людей, фигурки животных, предметы игрового обихода и др. Они могут быть простыми и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные. К сюжетно-образным игрушкам относятся и театральные игрушки.

Дидактические игрушки.

Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного и сенсорного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки). Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком практическую задачу, решение которой заложено в содержании и конструкции самой игрушки. Это и народные игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, мелкие игрушки.

Спортивно-моторные игрушки.

Они предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.

1-я группа – игрушки, развивающие сенсорномоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, содействующие развитию координации движений кисти рук и пальцев, развитию ловкости и глазомера (волчки, блошки, бусинки и др.)

2-я группа – игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки и корпуса (серсо, обручи, мячи, кольцебросы и др.)

3-я группа – игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища (каталки, обручи, скакалки, коньки, ролики, велосипеды и др.)

4-ю группу составляют игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений (пинг-понг, баскетбол и др.) Они содействуют развитию коллективных взаимоотношений, умение рассчитать силу удара, соотнести свои движения с движениями товарища.

Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой.

Появление в группе новой игрушки – всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.

Предлагая игрушку, изображающую взрослого, ребенка, зверюшку, воспитатель проявляет свое положительное отношение к ней, тем самым возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Учить детей составлять целое из частей.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, оставлять круглые отпечатки пальчиками, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.

Оборудование:

Игрушки: Чебурашка, маленькие раздаточные матрешки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули, зайцы.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей, вырезанные из бумаги уши, клеящие карандаши.
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Красные пальчиковые краски, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Прищепки, разноцветные круги. Полотенца.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек.
Разноцветные машинки, нарисованные на картоне. Прицепы соответствующих цветов, вырезанные из картона.
Аудиозаписи: «Чебурашка»; «Флажок», «Машина», «Игрушки-зверушки» Железновой.

Ход занятия:

Приветствие «Руки вверх мы поднимаем»

Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Хлоп раз, еще раз,
Мы похлопаем сейчас.
А теперь скорей, скорей
Топай, топай веселей!

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить уши.

Дидактическая игра «Матрешки в лес пошли»

Матрешки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрешку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрешкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).
Вот идет матрешка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрешка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрешка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрешка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрешка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрешке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование пальчиками «Ягодки для матрешки»

Матрешки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать будем пальчиками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать.
Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье».

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.
Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище-большой круг разноцветными камешками и наложить круг-лицо на круг-голову.

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая игра «Игрушки»

У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.

Раскрыть ладошку и поочередно загибать пальчики в кулачок, массируя их.

Дидактическое упражнение «Подбери машине прицеп такого же цвета»

Вот машины готовы отправиться в путь. Нужно только прицепить к ним прицепы. Подберите машинам прицепы точно такого же цвета.

Динамическая пауза «Везет меня машина»

Ребята, берите рули и в путь! (Дети произвольно двигаются под музыку).

Дидактическая игра «Разложи игрушки на полки»

Вот полочки. Их две - верхняя и нижняя.

Положите на верхнюю полочку машинку. Остальные игрушки выложите на нижнюю полочку. Сколько игрушек на верхней полочке? На верхней полочке одна игрушка. Сколько игрушек на нижней полочке? На нижней полочке много игрушек.

Игра-инсценировка по мотивам стихотворение А. Барто «Игрушки»

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
(Сложить ладони под левой щекой)

Сонный мишка лёг в кровать,
Сложить ладони под правой щекой)

Только слон не хочет спать.
(Покачать указательным пальцем)

Головой кивает слон,
(Кивки головой)

Он слонихе шлёт поклон.
(Наклон вперед)

Зайка

Зайку бросила хозяйка -
(Взять игрушку и посадить на скамейку)

Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(Взять игрушку, погладить и вытереть полотенцем)

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Нужно только взять карандаш и нарисовать им палочки.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А эти игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Музыкальная игра «Поиграй со мной»

Дети выполняют движения под музыку и слова песни.

Конспект занятия по ознакомлению детей с новой игрушкой.

Вторая младшая группа

Воспитатель Павлова Анна Николаевна

Цель: становление эмоционально положительного отношения к игрушке.

Программные задачи:
1. Познакомить детей с новой игрушкой – с собачкой.
2. Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия частей тела собаки (лапы, хвост, ушки, нос, глаза).
3. Учить образному сравнению (глаза – бусинки, нос – пуговка).
4. Воспитывать умение бережно обращаться с игрушкой.

Ход игры.

Воспитатель подзывает к себе детей. Послушайте дети, за дверью кто – то скулить, просится к нам в гости. (За дверью раздается лай)

Слышите, кто – то лает, пойдемте, встретим гостя. (воспитатель открывает дверь и вводит собачку за веревочку),
- Кто это, ребята? (Собачка)
- А, как вы догадались, что это собачка? (Она лает, у неё хвостик и ушки),

Посмотрите, какие ушки у собачки? Они висят или стоят? (Хоровой ответ детей и 2-3 индивидуальных),
- А какой интересный хвостик у собачки. Куда поднят хвостик у собачки? (ответы детей),
- А какие лапки у собачки? (Широкие, большие),
- Дети, скажите, чем на нас смотрит собачка? (Глазками смотрит),
- Какие глазки красивые, а на что они похожи? (На бусинки, на пуговки, на ягодки, на горошек),
- Ребята, а собачку зовут Шарик. Позовите её по имени. (Хоровой и индивидуальные ответы),
- Алеша, позови собачку ласково, как мама (малыш, щеночек, сыночек гав – гав),
- А наш Шарик, хочет есть. Чем мы его угостим? У нас на столе есть разное угощение: яблоко, молоко, косточки и конфеты. Что больше всего любит собачка? (Дети выбирают косточку и кормят собачку),
- Довольна собачка, что вы её покормили. Погладьте собачку. Какая шерстка у собачки? (красивая, мягкая, гладкая, разноцветная), (хоровой и индивидуальные ответы),
- А давайте мы собачке песенку споём. Садитесь на стульчики, и собачка сядет и будет вам подпевать. (Поют песенку):

Баю- бай ты собаченька не лай,

Бела лапа не скули, нашу детку не буди.

Темна, ноченька не спится,

Наша деточка боится.

А наша собачка умеет ходить и бегать. (Воспитатель показывает, держа собачку за веревочку),
- Догоняйте Шарика! (дети играют с щенком),
- Долго бегал Шарик, и устал. Он хочет полежать. Подай, пожалуйста, Даша, коврик для Шарика. (Воспитатель укладывает собачку на коврик),
- Шарик отдохнет, а мы с вами будем отгадывать загадки.

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком. (Собачка)

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается, на цепи сидит, дом сторожит. (Собака)

Полежал Шарик, отдохнул и хотел бы с детками поиграть. (Подвижная игра с собачкой).

В уголке собачка сидит (дети сидят на стульчиках, а собачка

И на наших деток не глядит. В другом конце группе)

Наши детки дружно встали (дети встают и идут к собачке, грозят

И собачке так сказали: пальчиком и проговаривают слова)

«ты, собачка, вставай

И ребяток догоняй! (убегают от собачки)

Игра повторяется 2 - 3 раза. На второй – третий раз игра усложняется.

Шарику очень понравилось в нашей группе, и он просит разрешения остаться у нас жить. Дети, вы согласны?

Дети выбирают в группе место, где будет жить собачка.

НОД «Знакомство с новыми игрушками: куклы».

Автор. Воспитатель Саясова В.В. детский сад "Колосок", Шатковский район, Нижегородской области.
Описание материала. Этот материал будет интересен воспитателям первой младшей и второй младшей групп при знакомстве детей с новыми игрушками. Можно использовать любые игрушки и любого цвета.
Интеграция образовательных областей. "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Музыка"
Цель. Продолжать знакомить детей с новыми игрушками группы.
Задачи .
Образовательные. Учить сравнивать игрушки по величине,учить узнавать красный и жёлтый цвет, называть части тела, находить их у себя; учить детей двигаться в соответствии со словами текста.
Речевые: отвечать на вопросы воспитателя, обогащать и активировать словарный запас детей по теме; развивать речь,
Развивающие: развивать слуховое внимание, тактильные ощущения, общую моторику, развивать чувство ритма.
Воспитывающие: бережное отношение к игрушкам.
Средства реализации. Две новые куклы разных размеров и в разного цветом платьях (красный и жёлтый). Игрушки (куклы, мишки, зайчики) на каждого ребёнка и музыкальное сопровождение для танца.
Ход НОД
1 Организационный момент. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в группу принесли новые игрушки и загадывает детям загадку:
Платье носит,
Есть не просит,

Всегда послушна,
И с ней не скучно.
Кто это, ребята? (Кукла)
2 Основная часть. Рассматривание большой и малой куклы.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые игрушки- куклы. Одна кукла большая, а вторая,ребята, какая? (маленькая). Каким цветом платье у большой куклы? (Красным).

А каким цветом платье у маленькой куклы? (Жёлтым)


Воспитатель . Давайте, ребята, назовём, что есть у кукол и у нас у всех. Воспитатель обращает внимание детей на ноги, руки, глаза и тп., просит показать эти части тела у себя.
Воспитатель . Молодцы! А как можно играть с куклами?
Ответы детей (с подсказкой воспитателя): покормить, покачать, причесать.
Воспитатель . Я хочу напоить наших кукол чаем, но большая кукла любит красный цвет, а маленькая жёлтый. Из чашки какого цвета, мне напоить большую куклу? (Из красной), а маленькую из чашки какого цвета? (из жёлтого). Воспитатель ставит чашки нужного цвета у каждой куклы.
Воспитатель . Кроме того, что кукол можно кормить, причёсывать, убаюкивать, с ними можно ещё и танцевать. Давайте-ка мы с вами то же потанцуем!
Чтобы не было споров кому танцевать с новыми куклами, а кому со старыми, воспитатель предлагает:
Новых кукол посадим на стульчики и они посмотрят, как наши дети умеют танцевать. А мы с вами возьмём игрушки с полочек, а то им грустно стало, почему это с ними не играют и не веселятся.
3 Музыкально- ритмические движения.
Под музыку пляска с куклой и другими игрушками (дети держат игрушки за руки, лапки и выполняют движения за воспитателем)
Хлопать куколка умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.
Топать куколка умеет,
Своих ножек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ножек не жалеет.
А теперь мы все пойдём,
С куклами плясать начнём,
Вот так, Вот так,
С куклами плясать начнём.
(А. Ануфриева)
4 Итог занятия. Воспитатель предлагает детям оставить новых кукол у себя в группе и придумать им имена, организовывает сюжетно- ролевую игру «Семья».

Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.

Предлагая образную игрушку (изображающую взрослого, ребёнка, зверюшку), воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно предупредить об этом детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют постепенного внедрения, неоднократного обыгрывания.

9 методик внесения детской игрушки в группу детей детского сада

Способ1 . Музыкальное оформление.
К каждой новой игрушке рекомендуется подобрать песенки или звуки, которые связаны с названием игрушки. Игра чем-то напоминает «Угадай мелодию», только простая версия. Например, вносим игрушку барабан. При этом звучит Песенка про барабан. Может быть целая музыкальная подборка под конкретную игрушку: барабанная дробь в цирке, звук барабана оркестра и т.д. Пока звучит музыка детям предлагается угадать, какая игрушка сейчас появится.
Способ 2 . Театральная постановка Игрушке дается актерская роль, как в театре и она участвует в театральной постановке. Например, кукла Мариша превращается в заколдованную царевну, которую все раскалдовывают. Сценка разыгрывается буквально 5-8 минут. Сценарий необходимо продумать заранее. Для постановки потребуются другие персонажи и сцена.
Способ 3 . Загадки, прибаутки, стихи О предмете – игрушке можно загадать загадку, а также рассказать стихотворение.
Способ 4 . История, сказка Прежде, чем приподнести игрушку детям, можно поведать удивительную историю о ней, рассказать сказку. В этом случае не требуются сценарий и сцена.
Способ 5 . Спортивные игры, соревнование Игрушка включается как элемент спортивной игры. Например, игрушка может задавать спортивные задачки. Кукольное хозяйство (посудку) можно предложить детям на скорость сервировать для кукол на стол. Игрушка заяц может попросить детей попрыгать также быстро как он.
Способ 6. Волшебство Игрушка может быть накрыта красивым покрывалом, расшитым блестками и бисером. Такие покрывала очень напоминают платки из Индии или Турции. Знакомство с игрушкой начинается словами, которые описывают свойства игрушки. Саму игрушку можно трогать под покрывалом, но не показывать, пока дети не догадаются, какая игрушка спрятана под покрывалом. Например, «Что скрывает волшебное покрывало? По форме это квадрат, если потрогать пальчиками, то оно похоже на стекло, а по запаху это малина».
Вместо покрывала может быть использован сундук, в котором всегда появляются очень значимые предметы.
Способ 7 . Гости Когда игрушка приходит в гости, все дети стараются ее чем-нибудь порадовать, угостить и рассказать что-то интересное. А потом игрушка рассказывает о себе что-то полезное и просит детей погостить у них
подольше.
Способ 8 . Дружба Игрушка хочет узнать у детей, что такое дружба и можно ли подружиться с детьми.
Способ 9. Забота Здесь игрушка преподносится как яркий, красивый предмет, за которым нужно бережно ухаживать, не ронять, не рвать, мыть. Здесь детям можно показать как ухаживать за игрушками, рассказать историю о бережном отношении к предметам.



46. Занятия как фронтальная форма организации обучения дошкольников. Виды,структура,особенности руководства. ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количест составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельн, месту проведения и т.д. В д саду используются фро-ные, груп и,.индивид формы организован обучения.Осн форма организ обуч детей в д. саду - занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду"". проводятся с детьми всех возрастных групп дет сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы. (См, таблицы № 3, 4) Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка. В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ

Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

Обеспечить познават. активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО.

Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

47. Экскурсия, как форма занятия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии характерно непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Проведение экскурсии требует подготовки: разрабатывается маршрут, структура, определяются методы, материал, который могут собрать дети, необходимое оборудование. 0 предстоящей экскурсии детям сообщается заранее. Непосредственно перед экскурсией проводится короткая беседа, на которой выясняются представления детей об объектах наблюдения, напоминают о правилах поведения на экскурсии. В ходе экскурсии детей размещают так, чтобы всем был хорошо виден объект наблюдения. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.

48 Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование : планирование. детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату : младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда.Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику т поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога . Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид деят-и Компонент ИГРА ТРУД УЧЕНИЕ
Цель В её постановке главкам роль принадлежит детям, обуслов-ливается интереса- ми и желаниями Совместная (для детей и взрослых) постановка цели Цель перед детьми ставит педагог, который руководству- ется программой
Планирова-ние Дети подчиняются свободному замыслу, обговаривариваемые пути развития сюжета могут изменяться. Предварительный план не обязателен Характерно предварительное обговаривание всех сторон деятельности Занятие проводит педагог по заранее продуманному плану. Дети выпол-няют указания воспитателя.
Процесс деятель-ности В процессе руководства педагог должен считаться с замыслом и интересами детей. Прямые указания могут привести к разрушению игры. Участником педагог может не быть. Общение возникает либо на основе единства замысла, либо на основе личных симпатий. Дети с помощью игрушек или предметов-заместителей изображают деятель-ность взрослых. Их действия носят игровой, отобразительный характер и не приводят к реальному результату. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от на чала и до конца выпол-нять работу с вос-питанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в дости-жении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничест-во и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом. Ведущими явл-ся предметно-орудийные действия, с помощью которых и достигается результат. Педагог всецело направляет деят-ть детей: педагог учит – дети учатся. Усилия детей в достижении постав ленной цели носят индивидуальный характер. Ведущими явля- ются умственные действия и учеб- ные навыки
Результат Не приносит практи-ческого результата. но вызывает у детей ра-дость, довлетворение, Может быть заверше-на на любом этапе и от этого не теряет сво-ей привлекательности. Смысл труда состоит в полу- чении практичес кого результат, удовлетворяющего чью-то потреб ность. Дети получают результат по- знавательного характера - научился.

Требования к организация детского труда :

I. Систематичность детского труда . Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки . Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А.Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда . Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы . Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного рнимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

49. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада. САМООБСЛУЖИВАНИЕ - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое без требования извне, из внутренней потребности соблюдать гигие­нические правила.

Специфика : перед ребенком всегда ставится кон­кретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необ­ходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

Значение :

трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

очевидна его жизненная необхо­димость, направленная на удовлетворение повседневных личных по­требностей ребенка;

приучает к систематическому труду; дети на­чинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отри­цательное отношение к безделью и лени;

дети впервые устанавлива­ют известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обя­занности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приоб­ретают умение действенно заботиться о своих близких;

дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не об­ременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

в младших группах учат де­тей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно оде­ваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотен­цем, садиться за стол только с чистыми руками;

дети средней груп­пы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одева­нии, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию детей;

в старшем дошкольном возрасте большое значение придается длительным обязан­ностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относить­ся к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включа­ют в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы :

показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, само­оценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произ­ведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД - поддержание чистоты и порядка в помещении (групповой, раздевальной, умывальной и спальной комна­тах) и на участке, помощь взрослым при организация режимных про­цессов. Этот труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особенное значение приобретает в средней