Создание хорошего впечатления о себе. Комплименты, их виды и особенности

Виды и примеры неотразимых комплиментов

1. Вы восхищаетесь не самим человеком, а тем, что ему дорого : руководителю – успехи его коллектива или предприятия, родителям – их дети, влюбленному – предмет его страсти, коллекционеру – его наиболее ценные приобретения, охотнику – его ружье, и т. д.

Достаточно, зайдя в кабинет к женщине-начальнице или в приемную к секретарю, заметить между делом, с каким вкусом подобрана обстановка, как уютно себя здесь чувствуешь, проявив интерес к цветам, чтобы заслужить этим определенное расположение к себе.

2. Вы хвалите человека в его отсутствие, будучи твердо уверенным, что он узнает о ваших словах.

Когда в 1985 году Рейган впервые после тяжелой операции выступил с телеобращением к американскому народу, то сказал: «Первых леди не выбирают, и они не получают никакого вознаграждения. Это – частные лица, вынужденные всегда быть на виду. Абигайл Адамс помогала второму президенту США создавать Америку, Долли Медисон вместе с мужем защищала ее. Элеонора Рузвельт представляла собой глаза и уши президента. Нэнси Рейган для меня все».

«Имеет ли она влияние на меня?» – спрашивал Рейган и давал ответ: «Да. Никогда в жизни я не был так счастлив, как с ней. Она такая, какой вы ее видите. Тактичная и очень добросовестная. Мне всегда ее недостает, когда мы врозь. Мы очень счастливы. Уверен, что если я даже буду продавать обувь, как это делал мой отец, она и в этом будет помогать мне. Она очень интеллигентный человек. Нет ни одной темы, которую я не смог бы обсудить с ней».

Слушая эту речь, его супруга плакала от счастья.

3. Комплимент «минус-плюс». Вы «даете» собеседнику вначале небольшой минус, а затем – огромный плюс. К примеру: «Не могу сказать, что вы хороший работник. Вы просто незаменимы для нас!»

После «минуса» слушатель теряется и готов возмутиться и поэтому наиболее остро и эмоционально воспринимает позитивную часть высказывания. Психологи считают такой комплимент наиболее запоминающимся.

Руководитель ввел для себя правило поздравлять своих подчиненных с днем рождения. В день рождения сотрудницы Т. И., зайдя в ее комнату, он узнал, что та заболела. Он позвонил ей домой и серьезным голосом сообщил, что у него к ней есть одно серьезное дело. «Слушаю», – с напряжением в голосе ответила сотрудница, решив, что он даже поболеть ей не даст. «Дело мое состоит в том, что я хочу от всей души поздравить вас с днем рождения, а себя с тем, что у меня есть такая замечательная сотрудница. Жаль, что приходится говорить это не при личной встрече. Желаю вам скорейшего выздоровления». В трубке послышались всхлипывания «Т. И., я вас чем-то обидел?» – «Ой, нет, что вы! Так приятно, это я от радости».

4. Комплимент – сравнение с чем-нибудь самым дорогим для автора комплимента: «Как я мечтал бы иметь такого же ответственного сына, как вы». Подобные комплименты приятны, но рамки их применимости ограниченны: а) чтобы он не выглядел искусственным, необходимы близкие и доверительные отношения собеседников; б) партнер должен знать, сколь важно для вас то, с чем вы сравниваете. Пришлось как-то услышать фразу, сказанную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы». (Оказывается, этот человек очень любит наблюдать за своими рыбками-барбусами.)

Все родители, как правило, хотят вырастить замечательного ребенка. Но как правило под словом "хороший", родитель подразумевает слово "удобный". Но вряд ли родители хотят чтобы их ребенок был похож на робота, который беспрекословно выполняет все их просьбы.

Поощрение как и наказание надо тоже использовать правильно, а главное знать меру.

Поощрение – это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.

С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера:

  • доброта;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • аккуратность;
  • честность;
  • способность к обучению;
  • уверенность;
  • самоконтроль и многие другие.
Ограничители похвалы:

  • не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);
  • не хвалить больше двух раз за одно и то же;
  • не хвалить из жалости;
  • не хвалить из желания понравиться.

Типы похвалы

"Компенсация". Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

"Аванс" – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:
  • утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;
  • одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;
  • не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

  • "Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
  • Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
  • "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

Правила поощрения

Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.

Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т.д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.

Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.

Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.

Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.

Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.

Как часто поощрять детей

Мотивация поощрением

Мотивация ребенка на исполнение каких-либо обязанностей в виде будущего поощрения – хороший способ добиться желаемых результатов. Нет! Нельзя! – очень часто можно слышать эти слова от мамочек, пытающихся объяснить своему ребенку как не надо себя вести или что такое «плохо». «Если ты будешь плохо учиться, ты будешь наказан!», «если ты не соберешь игрушки, я поставлю тебя в угол!» и так далее. А наоборот не пробовали, уважаемые родители?

«Если ты быстро соберешь игрушки, мы успеем почитать две сказки, а не одну!», «если ты прямо сейчас помоешь посуду, у тебя останется больше времени на прогулку». Вы не поверите, какой действенной может быть такая мотивация.

Самое главное поощрение и мотивация в жизни ребенка – это любовь, внимание и понимание родителей. Позитивная атмосфера в семье, взаимное уважение и правильное воспитание позволят вам вырастить ребенка таким, каким вы хотели бы его видеть.

Поощрять ребенка нужно даже за то, что взрослому порой покажется обычным делом. По мнению мамы, ребенок обязан кушать кашу, так как это нужно для его здоровья; с точки зрения малыша, скушав нелюбимое блюдо, он переступил себя - а значит, нуждается в поощрении.

Положительные моменты поощрения

Положительным моментом станет появление ласкового прозвища у малыша, которое он станет часто слышать из уст любящих родителей. Дети отлично воспринимают все, что слышат - поэтому так быстро закрепляют за собой услышанные неоднократно от родителей ярлыки "неумеха", "неряха", "растяпа". Такие слова в адрес ребенка не означают нелюбовь родителей - просто они считают нужным отмечать лишь проступки малыша, а быть хорошим превращается в его обязанность, не нуждающуюся в подкреплении. У таких детей впоследствии может сформироваться заниженная самооценка.

Способы выражения похвалы могут быть самыми разнообразными - ласковые слова, объятия, даже воздушный поцелуй, если мама чем-то занята. Немаловажно хвалить малыша в присутствии других родственников или детей. Еще одно из поощрений - материальное; это способ действенный, но вызывающий довольно много споров. Ясно одно: материальное поощрение должно быть дозированным, иначе ребенок очень быстро к нему привыкнет.

Виды поощрения

Виды поощрения и наказания

  • Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  • Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  • Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

  • поощрения и наказания, осуществляемые по логи­ке «естественных последствий»;
  • традиционные поощрения и наказания;
  • поощрения и наказания в форме экспромта.
Подробности Создано: 29.03.2016 11:18

Не обижайтесь на неудачные комплименты. Просто не все умеют выражать свои мысли четко. Услышав фразу «У тебя такое красивое лицо!» - не отвечайте: «Ах, а тело, значит, не очень?»

Люди вряд ли вас хотели задеть, а вот ваша неуверенность в себе будет очевидна.

Кейт Уинслет

Комплимент - это универсальный способ расположить к себе человека. Каждому приятно услышать комплимент в свой адрес, поскольку комплимент удовлетворяет человеческую потребность в положительных эмоциях.

Что же такое комплимент?

Комплимент (французский compliment) - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова. От лести комплимент отличить достаточно легко, льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Лесть грубее и имеет больше шансов быть отвергнутой из-за своей неправдоподобности.

Комплименты – это очень сильное оружие в наших руках, мощный инструмент воздействия на себя и других людей. При помощи комплимента мы можем поднять настроение человеку, подбодрить его, поощрить, сделать своим союзником или другом. Умение говорить комплименты - прекрасный навык, который необходим каждому.

Существует великое множество различных видов комплиментов. Но наиболее часто мы используем три из них.

1 вид - комплимент, непосредственно направленный на личность человека, то есть на его качества, умения, навыки и черты характера.

Танечка, мне очень нравится твоя целеустремленность, умение достигать поставленных целей. Со стороны кажется, что ты делаешь это легко, получая при этом истинное удовольствие.

Комплименты первого вида мы чаще говорим людям, которых хорошо знаем. Особенность этого вида в том, что кроме качеств и умений нужно обязательно проговорить, какие действия или поступки совершил человек, которые дают нам возможность предполагать наличие у него того или иного качества.

Мало сказать: "Ты добрый". Нужно объяснить, с какой стати я так считаю. Иначе комплимент становится лестью.

2 вид - комплимент, направленный на личность человека через что-то материальное, принадлежащее ему или внешний вид (прическа, макияж, бижутерия, одежда, автомобиль, квартира…).

Василий Николаевич, какой классный у Вас органайзер. Он говорит о том, что Вы планируете свою деятельность и всегда достигаете поставленных целей.

Кому мы сказали комплимент? Василию Николаевичу. Но сделали это через органайзер. Ведь если бы человеку нужно было просто делать записи, он бы, скорее всего, купил блокнот. Раз у него новый органайзер, он собирается, скорее всего, нарабатывать такое качество как целеустремленность. Если мы это увидели и сказали об этом, мы дали понять человеку, что за вещами видим его личность. И прежде всего - личность.

3 вид - комплимент, направленный на личность человека через мои чувства и ощущения, которые я испытываю при общении с ним.

Кирилл, я чувствую себя рядом с тобой очень уверенно. Ты вселяешь в меня эту уверенность своей манерой общения, и мне кажется, что когда ты рядом, я смогу достичь любых целей.

Мы говорим о своих чувствах, а что при этом испытывает человек? Радость и благодарность. Причём, если мы говорим, что можем рядом с этим человеком достичь любых целей, он опосредованно получает информацию о своей целеустремлённости.

Комплименты третьего вида хорошо использовать при общении с малознакомым человеком или с группой людей. Мы не можем сказать комплимент каждому, если у нас несколько собеседников, но мы можем сказать о своих искренних чувствах, расположив тем самым группу по отношению к себе. Это гораздо лучше, чем говорить дежурные фразы или приличествующие банальности.

И все же, для многих остается вопросом, каким образом лучше формулировать комплимент, чтобы он был уместным и оказал на собеседника нужное влияние? Достаточно знать несколько правил, следуя которым, умение делать комплименты приведет к успеху и ожидаемой симпатии у собеседника.

Правила формулирования комплиментов:

Правило 1. Комплимент не должен быть безликим. Он всегда имеет своего адресата – женщину или мужчину, сотрудника по работе и т.д. Главное, обратиться к человеку по имени (имени отчеству) и смотреть при этом на этого человека.

Правило 2. Комплимент должен быть искренним. Говоря комплимент, вы должны быть по возможности честны и откровенны, ваши слова не должны содержать в себе ярко выраженной лести.

Правило 3. Ценным является тот комплимент, который подчеркивает индивидуальные черты адресата, выделяет его из общей толпы. Например, «У вас такая лучезарная улыбка!», «Вы всегда изысканно и со вкусом одеваетесь» и т.п.

Правило 4. Мимика, жесты должны соответствовать словам. Когда говорите комплимент улыбайтесь.

Правило 5. Избегайте штампов.

Правило 6. Не делайте комплимент мимоходом, между делом.

Правило 7. В комплименте нельзя поучать. «Тебе идет это платье, всегда его носи» - это уже поучение, а не комплимент.

Следуя этим несложным правилам, ваши комплименты всегда будут оценены по достоинству!

Каждому из нас приятно получать внимание. Услышав комплименты в свой адрес, мы, как бы, расцветаем. После приятных слов, мы становимся более уверенные в себе, чувствуем легкость, а, порою, чувствуем смущение, робость, а также помощь,чтобы раскрыться тем, кто замкнут в себе.

Думаю, комплименты всегда приятно получать, поэтому стоит знать о том как и когда говорить комплименты. Комплименты являются мощным оружием для завоевания новой и для сохранения настоящей любви.

Начнем с определения термина. Согласно Википедии: Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, лестный отзыв. Я почти согласен во всем:действительно, комплименты направлены на то, чтобы поднять настроение человеку, сделать ему приятное, и стремление выразить любезность и добрые чувства.

Но, насчет лестного отзыва, я немного под сомнением, так как лесть отличается от комплимента, пример: «Ты самая красивая! » (лесть, но вполне приемлемая, но не стоит употреблять грубую лесть), «Твое платье как будто сшито для тебя, тебе идет» (комплимент).

Искусство комплимента — это умение увидеть в человеке те вещи и качества, которые отличают его от других и в прошлом от себя, умение их заметить и правильно высказать.

Виды комплиментов

  1. Прямые комплименты.

    Такие комплименты прямо «говорят» о достоинствах человека. Их легко преподносить, достаточно посмотреть на человека и выделить его детали, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравятся Вам. Вы не ошибетесь, потому что комплимент будет искренним, и Ваш комплимент вызовет огромный восторг. Пример таких комплиментов: «У тебя очень красивая прическа, тебе она очень идет».

  2. Скрытые комплименты.

    Такие комплименты, обычно, легко даются. Пример такого вида комплимента: «Знаешь, у тебя красивая прическа, я думаю ты хорошо разбираешься в них, помоги мне, пожалуйста, определиться с выбором.» Такой комплимент сделает приятно этому человеку, да и он, думаю, будет не против Вам помочь.

  3. Комплименты с чувством юмора.

    После таких комплиментов человеку не только будет приятно, но еще и появится улыбка на лице, Вы развеселите его, тем самым убиваете двух зайцев. Пример: «У тебя такие красивые глаза!!! Ты их всегда с собой носишь? (с улыбкой на лице)».

  4. Косвенные комплименты.

    Их следует говорить, когда Вы не уверены в том, как примет комплимент Ваш собеседник и от косвенных комплиментов сложно устоять. Говорите не о достоинствах человека, а о чувствах, которые Вы испытываете к этому человеку. Пример такого комплимента: «Мне с тобой тепло и уютно, мне нравится находиться рядом с тобой».

  5. «Обычные» комплименты.

    Эти комплименты, как будто для Вас повседневные, и Вам не сложно их высказать. Пример: «На Вас красивое платье! Не скажете, где брали?». Комплименты этого рода не заставят Вашего собеседника в неловком положении. Он будет охотно отвечать на все Ваши вопросы.

Комплименты: когда говорить?

По-моему, комплименты нужно говорить как можно чаще. Но они должны быть уместны. Бывают случаи, когда человеку тяжело, то уместны не комплименты, а приятные слова любимому (слова поддержки). Просто, когда человеку действительно тяжело, то ему как-то все равно до ваших комплиментов, редко бывает такое, что в таких моментах комплименты оказываются удачными.

Комплименты: как говорить?

Комплименты обязательно стоит говорить ИСКРЕННЕ, слова должна идти «от сердца». Если Вам действительно нравится что-то в человеке, то можно это говорить смело.

Но если есть сомнения, то лучше промолчать, фальшь чувствуется мгновенно, и этот комплимент, сделанный фальшиво, может сыграть отрицательно, следствие этого, человек будет относится к Вам совсем по-другому.

Не стоит стараться заранее готовить комплименты, что-то заранее учить и пр., комплимент не будет естественным, может даже вызвать усмешку…

Какие комплименты не говорить ?

Много комплиментов мы слышим вокруг нас, которые не уместны и, как бы, не своевременны. Один из таких комплиментов — «Какая Вы сегодня красивая». В ответ на этот вопрос сразу напрашивается встречный вопрос: «А в остальные дни я страшная?». Думаю, не стоит говорить комплименты, несущие в себе двойной смысл.

Также в комплименте не должны присутствовать ярко выраженная лесть и переувелечения. Еще не стоит говорить комплименты, с примерным следующим смыслом:»Тебе эти юбка идет, ты в ней очень красива, одевай ее как можно чаще», Все бы было отлично, если Вы не сказали бы последнюю часть предложения: «… одевай ее как можно чаще». Не надо такие вещи советовать, если Вы сказали, что девушка прекрасна в этой юбке, она возьмет на ум, и, когда надо, сама оденет.

Манера произношения комплиментов:

  • Комплименты говорите искренне, уверенно и, желательно, с улыбкой, чтобы была видна доброжелательность.
  • Свести к минимуму готовые комплименты, которые знают многие по фильмам, книгам и т.п., старайтесь придумать что-нибудь свое — оригинальное, эксклюзивное.
  • Комплименты действительно оцениваются на отлично, если они сказаны вовремя и в нужном месте.
  • Жесты, мимика должны быть связанные с друг другом, т.е. телодвижения должны соответствовать Вашим произнесенным словам.
  • Избегайте грубой лести.
  • Если есть сомнения, что Ваш комплимент может будет принят отрицательно, то лучше не говорите, воздержитесь от такого комплимента.

Как реагировать на комплимент:

  • Примите комплимент достойно и поблагодарите на искренний комплимент также правдиво. Старайтесь говорить не только «спасибо».

Косвенный комплимент: вы хвалите не самого чело­века, а то, что ему дорого (для руководителя - это его дело, коллектив, для родителей - их дети, для влюб­ленного - предмет его страсти, для коллекционера - его раритеты и т.д. и т.п.).

Достаточно, зайдя в кабинет к женщине-начальни­це, заметить между делом, с каким вкусом подобрана мебель, или восхититься обилием цветов (проявив к ним интерес), или сказать, как уютно себя здесь чув­ствуешь. Этим вы уже в определенной степени распо­ложите ее к себе.

Комплимент «минус-плюс»: вы ставите собеседнику вначале небольшой минус, а затем - огромный плюс (к примеру: «Не могу сказать, что вы во всем хороший работник. Но вы незаменимы для нас!»).

После «минуса» слушатель теряется, он готов воз­мутиться и поэтому наиболее остро и эмоционально воспринимает позитивную часть высказывания. Пси­хологи считают такой комплимент наиболее запоми­нающимся.

У руководителя была привычка поздравлять своих под­чиненных с днем рождения. В день рождения сотрудницы Т.И. он узнал, что она заболела, не вышла на работу. На­чальник позвонил ей домой и серьезным голосом сообщил ей, что у него к ней есть одно важное дело. «Слушаю», - с напряжением в голосе ответила сотрудница. «Дело мое состоит в том, что я хочу от всей души поздравить вас с днем рождения, а себя с тем, что у меня есть такие заме­чательные сотрудницы. Жаль, что не смог сказать это вам непосредственно, надеюсь на ваше скорейшее выздоровле­ние». В трубке послышались всхлипывания Т.И. «Я вас чем-то обидел?» - «Нет, что вы! Это я от радости».

Комплимент сравнение: используется нечто наибо­лее значимое для автора комплимента («Я хотел бы иметь сына, такого же ответственного, как вы»).

Подобные комплименты очень приятны, но рамки их применимости ограниченны: а) чтобы он не выгля­дел искусственным, необходимы близкие и доверитель­ные отношения между собеседниками; б) партнер дол­жен знать, насколько важен для вас объект сравнения.

Как-то довелось услышать странную фразу, сказан­ную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы» (оказывается, этот человек очень любил наблюдать за своими рыбками - барбусами).

Распространенное заблуждение состоит в том, что говорить комплименты необходимо, мол, только «нуж­ным» людям, то есть тем, от которых хотят что-то по­лучить. Так ли?

Комплимент можно сказать любому человеку. Для это­го нужно иметь хоть какую-то информацию о нем. Слож­ная, казалось бы, задача - сказать комплимент чело­веку, про которого известно только то, что это скряга, каких свет не видел.

Начнем с эмпатии. Считает ли он себя скрягой? Конечно, нет! Скорее, человеком бережливым, хозяй­ственным, рачительным. И, несомненно, гордится этим, осуждая других за расточительность. Вот и осно­ва для комплимента: «Мне так недостает вашей береж­ливости...» Комплимент на фоне антикомплимента себе!

Ни дня без комплимента!

Как часто надо говорить комплименты? Да как можно чаще. Всякому, кто хоть в какой-то степени достоин доброго слова. Именно практикой достигается легкость и непринужденность комплимента, что делает его ес­тественным и неотразимым.

Комплимент начинается с желания его сказать. Най­дите, что лично вам нравится в собеседнике, что вы хотели бы позаимствовать у него. И скажите об этом прямо.

Люди принимают комплименты весьма благосклон­но: приятно, когда им хотят сказать нечто хорошее. И легко прощают возможные промахи. Особенно если нет посторонних свидетелей. Поэтому учиться делать комплименты лучше один на один.

Однако если комплимент хорош, большее впечатле­ние он производит, когда делается «при свидетелях».

Поскольку мужчины не избалованы комплиментами и в отличие от женщин не пытаются всюду отыс­кивать «подтекст», они и менее требовательны к их качеству. Поэтому учиться делать комплименты лучше на мужчинах.

Например, вы видите, что хозяин кабинета разби­рает кучу бумаг на столе. Почему бы вам не посочув­ствовать ему: «Как много у вас дел! Столько сил на это надо. И как вы успеваете?!» Или вы вошли в кабинет в тот момент, когда его хозяин заботливо ухаживает за рыбками в аквариуме: «Какие изумительные рыбки! Как они называются?» и т.п. Простота (если не примитив­ность) предложенных сюжетов, тем не менее, не оз­начает их неэффективность. Когда мы воспринимаем подобную ситуацию со стороны, не верится, что по­добные элементарные приемы действуют. Еще как дей­ствуют!