Создание парфюмерной композиции. Секреты составления ароматических композиций. из "Основы производства парфюмерии и косметики"

3 7 ..

Глава 4.

ОСНОВЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПАРФЮМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ, ОТДУШЕК, ПАРФЮМЕРНЫХ ЖИДКОСТЕЙ И ПИЩЕВЫХ ЭССЕНЦИЙ

§ 1. Термины и определения

Согласно ОСТ 18-385-81, парфюмерные композиции - это многокомпонентные смеси душистых веществ с определенным запахом, характерным для данной парфюмерной жидкости.

Парфюмерные композиции. Это основная часть всякой парфюмерной продукции. Они представляют собой сложное сочетание искусственных смесей душистых веществ, воспроизводящих запах растений или другой своеобразный запах, который в природе не встречается. Парфюмерные композиции являются основным носителем запаха. В них заложено все будущее готового продукта (запах, стойкость, характер и его гармоничность).

Парфюмерные композиции изготавливают различными способами. Иногда их составляют исходя из индивидуальных душистых веществ, настоев и растворов, но чаще для их составления используют так называемые композиции-базы.

Композиции-базы - это многокомпонентные концентрированные смеси душистых веществ с характерным запахом, используемые для составления парфюмерных композиций по строго определенной рецептуре. Базы не являются готовыми композициями, но их наличие облегчает работу парфюмера, повышает его мобильность, избавляет от необходимости составлять композицию с ’’нуля”.

Высокие цены на мировом рынке на натуральные эфирные масла, непостоянство качества эфирных масел и их дефицитность определили необходимость создания композиций-баз, имитирующих запах натуральных масел. Использование композиций-баз, например ’’Санталовое масло № 6”, ’’Ветиверовое масло”, ”Иланг-иланговое масло № 4”, ”Па-чулиевое масло № 4”, ’’Бергамотное масло № 7”, ’’Ирис-конкрет 153”

и др., позволяет применять их более широко в большом ассортименте духов и одеколонов.

В состав парфюмерных композиций широко вводят многочисленные композиции-базы с цветочным запахом: ’’Роза” № 1, 2, 3, ’’Ландыш” № 1, 2, 3, 5, ’’Сирень” № 7, ’’Тубероза”, ”Резеда”, "Жимолость”, ’’Жасмин” № 1,2, 3, 4, 5, "Жасмин” 31, "Жасмин” 220 и др.; с фантазийным запахом: ’’Альдегидин” 7, "Антерита”, "Букет” 100, "Контилия”, "Табак”, ’’Этерия”, ’’Эрос”, ’’Вениана”, "Контанела”, ’’Шалита” и др.

Наряду с парфюмерными композициями разрабатываются также композиции, обычно называемые отдушками, для ароматизации мыла, моющих средств, косметических изделий, дезодорантов, средств для ванн и других целей.

Разрабатываются также специальные композиции для отдушивания пищевых изделий, так называемые пищевые эссенции. Ниже будет рассмотрена только технология получения парфюмерных композиций, отдушек для мыла, моющих средств и косметических изделий, а также эссенций для безалкогольных напитков и кондитерских изделий, предусмотренных программой курса.

Настои душистых веществ - зто спиртовые растворы экстрактивных веществ, полученные путем настаивания сырья растительного или животного происхождения.

В зависимости от вида применяемого душистого сырья настои подразделяются на следующие группы:

Приготовленные из растительного сырья (листья пачули, дубовый мох, кориандровое семя, корни ириса);

Приготовленные из животного сырья (амбра, мускус натуральный, цибет, кастореум).

Настои продуктов растительного происхождения имеют более полный запах, чем эфирные масла, полученные из этого же сырья, кроме того, экстракцию растительного сырья спиртом применяют тогда, когда экстрагируемое сырье обладает пониженной растворимостью в спирте малой концентрации.

Настои продуктов животного происхождения обостряют чувствительность обоняния, увеличивают продолжительность восприятия запахов, усиливают гармонию между запахом духов и кожей человека. Без них трудно создать полноценные духи высших сортов.

Настои вводят в рецептуры парфюмерных изделий в определенных количествах наряду с парфюмерной композицией и спиртом.

Настои, из которых частично отогнан растворитель, иногда называют резиноидом. Их применяют так же, как и эфирное масло. В отдушки настои, как правило, не вводят.

Растворы душистых веществ - это растворенные в этиловом спирте или других растворителях отдельные эфирные масла, смолы, синтетические душистые вещества, композиции-базы. Растворы применяют в тех случаях, когда душистые вещества вводят в слишком

малых количествах в рецептуры парфюмерных изделий (например, альдегиды, тибетолид и др.) или тогда, когда душистые вещества трудно или медленно растворимы в спирте. Растворы различных смол, бальзамов, эфирных масел (бензойная смола, стиракс, перуанский бальзам, дубовый мох, ладанник и др.) так же, как и настои, являются одной из необходимых составных частей духов и одеколонов. Растворы готовят согласно утвержденным рецептурам.

Огдушки. Это парфюмерные композиции, предназначенные для от-душивания косметических средств, мыла, моющих средств и т. п. Косметические препараты парфюмируют малыми количествами душистых веществ. Например, для ароматизации мыла обычно используют 0,5-1 % отдушек, моющих средств до - 1 %, для отдушивания косметических изделий (кремов, лосьонов, губных помад, шампуней, средств по уходу за зубами - до 1 %. В некоторые дезодоранты, средства для ванн, ароматизаторы помещений вводят отдушки в повышенных количествах (от 3 до 10 %). Назначение парфюмерных композиций и отдушек, как и направление и характер их запахов, совершенно различны.

Отдушки добавляют в косметические изделия в процессе их изготовления для придания им определенного запаха. Каждый косметический препарат имеет свою отдушку, изготовленную по определенной рецептуре.

Некоторые отдушки обладают свойствами предохранять косметические препараты от образования плесеней, т. е. являются консервантами.

Парфюмерные жидкости. Это приятно пахнущие водноспиртовые или спиртовые растворы парфюмерных композиций и настоев. Эта часть смеси душистых веществ является носителем запаха будущих парфюмерных духов, одеколонов и душистых вод. Все эти компоненты обусловливают ароматное начало будущей продукции. Кроме них, в состав парфюмерных жидкостей входят также этиловый спирт и иногда вода и красители. Каждую парфюмерную жидкость приготавливают по строго определенной рецептуре и технологии.

Пищевые эссенции. Это специальные приятно пахнущие парфюмерные композиции, предназначенные для отдушивания изделий пищевой промышленности (кондитерских, ликерно-водочных и безалкогольных напитков). Специфической их особенностью является то, что в них используются главным образом вещества, обусловливающие фруктовое и плодово-ягодное направление запаха.

Сущность и назначение композиций .

Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, так и получение новых комплексов производится путем смешения отдельных душистых веществ. Полученные продукты, в виде концентрированных смесей душистых веществ, называются композициями.

Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духов, одеколонов, туалетных вод) или как добавление к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха.

Изготовление композиций является основой всей парфюмерной техники.

Впечатления парфюмерного запаха ассоциируются в первую очередь и в подавляющем большинстве случаев с представлением о каком-либо растении, потому что в природных условиях только последние в своей массе обладают запахом, четко воспринимаемым человеком, и знакомство человечества с приятными запахами совершается именно через растительное царство.

Другая цель - выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественные сочетания запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство.

Изображаемое сочетание душистых веществ всегда должно иметь своим первообразом жизнь, действительную природу, должно быть приближено к запаху истинного или воображаемого цветка или букета, должно обладать известной «цветочностью», сообщающей впечатление реальности.

Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях составных частей, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере в начале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера. Взаимосочетание запахов будет длительным только в том случае, если весовые соотношения отдельных составных частей находятся в согласии с намеченным оттенком запаха смеси. Кроме практического опыта или частого повторения вариантов и изучения классической рецептуры, пока не существует способа для ориентировки в весовых соотношениях отдельных компонентов, в особенности при подыскании новых запахов. Наоборот, если речь идет о передаче определенных известных запахов, как, например, о воспроизведении запаха цветов, свежескошенного сена, мха и т. д., а равно и определенных запахов специального типа, существуют точные опытные данные, которые обычно усваиваются в процессе работы и изучения классических прописей.

При составлении композиций с цветочным запахом, парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он, в основном, хочет передать. В то же время, ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций.

При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси.

Состав парфюмерных композиций.

Любая парфюмерная, т. е, искусственно гармонично созданная композиция, какого бы она не была запаха, как и естественные эфирные масла, часто состоит из очень большого количества отдельных душистых веществ.

Для пояснения в табл. 1 приводим примерную рецептуру четырех наиболее распространенных парфюмерных композиций: фиалки, гелиотропа, свежего сена и трефля (клевера).

Таблица 1.

Составные части композиций.

Фиалка     Гелиотроп     Свежее сено     Трефль    
Ионон     Гелиотропин     Кумарин     Амилсалицилат    
Ирисовое масло (1)     Кумарин     Гелиотропин     Фенилэтилсалицилат    
Масло фиалковых листьев    
   
Ванилин
Обепин
Бензилацетат
   
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Изобутилсалицилат   
Жасминное масло
Масло померанцевых цветов (2)
   
Бензилацетат     Линалилацетат     Жасминное масло     Розовое масло    
Линалилацетат     Бензиловый спирт     Бензилацетат     Фенилацетальдегид    
Иланг-иланговое   
или кананговое масло
   
Иланг-иланговое масло     Линалилацетат
Бензиловый спирт
   

Настой дубового мха
   
Розовое масло     Розовое масло     Розовое масло     Настой ванили    
Гераниевое масло     Гераниол     Гераниевое масло     Настой бобов тонка    
Гераниол     Фенилэтиловый спирт     Гераниол     Мускус амбровый    
Фенилэтиловый спирт     Иононы     Фенилэтиловый спирт     Мускус кетоновый    
Гелиотропин     Ирисовое масло     Иононы     Масло гваякового дерева    
Кумарин     Масло померанцевых цветов     Ирисовое масло     Кумарин    
Ванилин     Мускус     Неролиевое масло     Ванилин    
Обепин     Ветиверовое масло     Пачулиевое масло    
Терпинеол     Настой дубового мха     Ветиверовое масло    
Линалоол     Мускус амбровый     Иланг-иланговое масло    
Гидрооксицитронеллаль     Мускус кетоновый     Терпинеол    
Настой амбры     Обепин    
Настой мускуса     Гелиотропин    
Ирисовое масло    
Настой мускуса    
Настой амбры    
Настой бобровой струи    
Настой бензойной смолы    

Табл. 1 показывает, что в каждую композицию входит много различных душистых веществ. Поэтому сам по себе напрашивается вопрос; нужно ли так много душистых веществ, а если нужно, то что, в основном, определяет запах этой композиции, какова роль каждого из остальных душистых вешеств в композиции и нельзя ли обойтись более простыми сочетаниями.

Небесполезно далее выяснить, является ли здесь обилие компонентов хаотичным, беспорядочным нагромождением различных душистых веществ, случайным скоплением предметов, оторванных друг от друга, или это - связное, единое целое, где душистые вещества органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

При углубленном анализе рецептуры любой парфюмерной композиции мы обнаруживаем, что составные части ее подчиняются закономерному порядку, могут быть уложены в систему и выявлены функции элементов композиций.

Так же, как натуральные душистые вещества, гармонически собранная парфюмерная композиция состоит из элементарных частей - отдельных душистых веществ, органически тяготеющих друг к другу. Это тяготение заключается в том, что эти части группируются в естественные отрезки (или фазы, см. табл. 2), которые дают впечатление определенного, существующего в природе запаха цветов, плодов, листьев и других частей растений. Функции этих элементарных частиц имеют аналогию в буквах, которые соединяются затем в слова.

Таблица 2, часть первая.

Расположение душистых веществ композиций по отрезкам.

Композиция "Фиалка"    
Композиция "Гелиотроп"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Ионон
Ирисовое масло
Масло фиалковых листьев   
(или эфиры карбоновых кислот)
   
Фиалка (ведущий запах)     Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп (ведущий запах)    
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин     Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин    
Розовое масло
Гераниевое масло
Гераниол
Фенилэтиловый спирт
   
Роза     Розовое масло
Гераниол

Фенилэтиловый спирт    

Роза    
Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп     Иононы
Ирисовое масло
Масло померанцевых цветов   
Мускус
   
Фиалка    
Терпинеол
Линалоол
Гидрооксицитронеллаль
   
Сирень    

Таблица 2, часть вторая.

Композиция "Свежее сено"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Композиция "Трефль"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Кумарин
Гелиотропин
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Свежее сено (ведущий запах)     Амилсалицилат
Фенилэтилсалицилат
Изобутилсалицилат
   
Клевер (ведущий запах)    
Масло жасмина
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
   
Жасмин     Масло гваякового дерева   
Лимонное масло
Настой бобов тонка
Настой бензойной смолы   
Настой ванили
Кумарин
Ванилин
Обепин
Гелиотропин
   
Гелиотроп    
Розовое масло
Гераниевое масло   
Гераниол
Фенилэтиловый спирт   
   
Роза     Настой бобровой струи   
Настой амбры
Настой мускуса
Мускус амбровый
Мускус кетоновый
   
Мускус    
Ионон
Ирисовое масло   
Неролиевое масло
   
Фиалка     Терпинеол
Гидрооксицитронеллаль   
Фенилацетальдегид   
Ирисовое масло
Иланг-иланговое масло
   
Сирень    
Пачулиевое масло   

Настой дубового мха
   
Пачули     Настой дубового мха   
Ветиверовое масло   
Пачулиевое масло
   
Пачули    
Мускус амбровый   
Мускус кетоновый   
Настой амбры
Настой мускуса
   
Мускус     Масло жасмина   
Масло нероли   
Масло розовое
   
Жасмин    

Эти отрезки могут быть двух видов:

1) полностью передающие запах цветов, плодов, листьев или других частей растений, т. е. из заранее заготовленных парфюмерных композиций;

2) и передающие только их основной запах.

Готовые парфюмерные композиции состоят или из фаз одной первой группы или из одних фаз второй группы, или, наконец, из сочетания тех и других.

Если мы, в свою очередь, проанализируем фазы первой группы, то есть, полностью передающие запах различных душистых частей растений, то мы обнаружим, что и они, в свою очередь, состоят из отдельных элементов, передающих только основной тон, основной запах других видов растений.

Предположим, что мы проанализируем композицию фиалки: тогда мы найдем в ней также элементы запаха жасмина, розы, гелиотропа и сирени, а в запахе белой акации - жасмина, померанцевых цветов, ландыша и т, д. При этом, эти элементы запаха существуют не только в искусственных парфюмерных композициях, но и в запахах естественных продуктов.

К тому же, если возьмем, например, запах сирени, то мы естественных условиях находим в нем довольно сильные признаки жасмина, ландыша, гелиотропа и, частично, фиалки, большие или меньшие, в зависимости от сорта сирени (белой, персидской т. д.), и иногда доходит до того, что некоторые, особенно выращенные в теплицах, сорта сирени пахнут уже чистым жасмином и вообще мало напоминают по запаху сирень.

Запах жасмина и померанцевых цветов сильно чувствуется в цветах белой акации, запах фиалок - в матеоле, гелиотропе, в мимозе, запах сирени - в ландыше и т. д., и многие цветы по запаху несколько напоминают друг друга.

Как, например, повторения запахов в природе, где растения по запаху сильно напоминают друг друга, можно указать на представителей различных ботанических видов: цветы розы и герани, цветы фиалки и корень ириса, гвоздику и некоторые виды левкоев, цветы белой акации и цветы апельсина, фиалковый лист и зеленые огурцы, и многие другие. Таким образом, в парфюмерных композициях мы наблюдаем такое же явление, какое существует в природных условиях: все количество химически индивидуальных веществ, из которых парфюмер строит многочисленные композиции, ограничено, но измененные количественно и в различных сочетаниях эти вещества дают нам огромное разнообразие запахов.

Парфюмер имеет возможность создать почти неограниченное количество различных запахов композиций соответствующим подбором душистых веществ. Все зависит от характера сочетаний и весовых соотношений. Иногда это достигается лишь некоторым сдвигом запаха в ту или иную сторону, почему некоторые запахи, хотя несколько и напоминают друг друга, но все же они совершенно различны: так, например, на основе запаха ландыша создаются композиции с запахом сирени, липы, цикламена; из запаха гвоздики - запах левкоев; из жасмина - магнолии, бегонии, гардении; из фиалки - цветочной кассии и резеды; из клевера - орхидеи, свежего сена; из гиацинта - душистого горошка; из гелиотропа - белой акации, мимозы, боярышника и т. д.

При этом следует отметить, что нередко имеется огромная разница между химическими составными частями, имеющимися в запахе естественного цветка, т. е. в композициях, созданных самой природой, и искусственно воспроизведенными запахами того же цветка. Для того, чтобы создать запах того или иного цветка, плода и т. д., парфюмер пользуется тем, что элементы запаха, типические черты его, повторяются в природе, так же, как повторяются звуки, цвета и линии. Используя эти элементы для своих творческих комбинаций, парфюмер в состоянии вызвать соответствующие впечатления.

Отсюда станет понятным, почему в композициях, приведенных и табл. 1 и 2, в состав запаха фиалок входит также и жасмин, и роза, и гелиотроп, и сирень; в гелиотроп - жасмин, роза и фиалка и т. д., причем во всех приведенных композициях повторяются элементы запаха.

Попытаемся распределить на отрезки составы четырех разнородных запахов, приведенных в табл. 1, в таком виде, в каком они органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга; попробуем собрать эти «буквы» в «слова» и мы получим картину, в виде которой они представлены в табл. 2.

Из этой таблицы видно, что располагая душистые вещества по положенным им местам, соответственно группируя составные части этих композиций, выводя из «хаоса», нагромождения душистых веществ, и путем приведения их в соответствующий порядок, оказывается, что они подчиняются закономерному распределению на сочетания (отрезки), каждому из которых присуща одна какая-либо функция, свойственна одна типическая черта, один специфический запах, повторяющийся в целой группе различных композиций. Отдельные душистые вещества, сами по себе изолированные, группируются в более осмысленные сочетания; из этих сочетаний уже складывается готовый парфюмерный запах. Так звуки, складываясь в мелодии, рождают музыку.

Спрашивается, каким же образом из одних и тех же отрезков, из родственных типических запахов, создается несколько различных цветочных композиций?

Дело в том, что обобщая некоторые типические черты, мы получаем только схему, т. е. предварительный набросок из общих черт, найденных в результате изучения запахов многих конкретных индивидуальных видов цветов и трав. Но для того, чтобы получился живой, художественный, типический образ, обладающий всеми многообразными чертами индивидуального предмета (например, сирени, ландыша, жасмина, фиалки), к этой схеме мы прибавляем некоторые душистые вещества, сообщающие общей композиции индивидуальные черты. Такими веществами в фиалке является, в основном, ионон; в гелиотропе - гелиотропин; в свежем сене - кумарин; в трефле - салицилаты (эфиры салициловой кислоты). Каждое из этих веществ своим преобладанием над общей смесью является как бы наивысшей точкой ее, определяющей тип композиции. Эти вещества в парфюмерии называются ведущими запахами.

Отсюда понятно, почему парфюмер при составлении цветочных композиций несколько ограничен в выборе душистых веществ, подбор которых предопределяется запахом того типа, который он хочет передать.

Вместе с тем, это ограничение не является препятствием к проявлению художественного творчества и рецептура тех или иных композиций с определенным цветочным (и приравненным ему) запахом не является чем-то стабильным, неизменяемым. Наоборот, если мы сравним различные, точно определенные цветочные духи, например, сирень, ландыш, фиалку и т. д., созданные различными парфюмерами, то обнаружим, что при одном и том же тоне в них имеются различные и иногда довольно значительные отклонения от запаха прообраза. Это не всегда зависит от стоимости изделия или неумения парфюмера воспроизвести точный запах цветка, но в не меньшей степени от того, что разные парфюмеры по-разному понимают тот или иной запах и поэтому по-разному его воспроизводят. Поэтому по общему оформлению запаха нередко можно распознать «почерк» парфюмера.

«Почерк» парфюмера, однако, в несравненно большей степени проявляется при создании так называемых фантазийных композиций. Фантазийные композиции, так же как и цветочные, строятся в основном из тех же цветочных отрезков, но отличаются своеобразием компонования. Здесь парфюмер создает новые образы, в жизни не существующие, на основании фантастического синтеза элементов действительности, на основе воображения, то есть, он создает новые образы на основе материала прошлых восприятий. Таким же образом всякие фантазийные парфюмерные композиции ("Шипр", "Голубой ларец", "Жди меня", "Камелия" и др.) являются образами, в жизни не существующими, созданными на основании фантастического синтеза, но построенными на элементах, взятых из действительности (т. е. отрезков различных запахов). Ярким примером фантазийных духов является "По д"Эспань" ("Испанская кожа"), "Русская кожа" и близкие им по запаху, "Жокей-клуб", а затем "Фужер" ("Папоротник") и др. Из практики мы знаем, что ни испанская кожа (седельная), ни русская кожа (юфть) не могут быть названы «душистыми», так как они в основном пахнут дегтем. Но, если отдушить эти кожи веществами гармонирующими с ними по запаху (мускусом, амброй, сандаловым маслом и т. д.), то получаются своеобразные, пронзительные, но теплые, приятные и очень богатые сочетания.

Почти то же сочетание запахов применяется и для духов "Жокей-клуб", потому что верховую езду в седле всегда сопровождают запахи дегтя (седла) и тела (лошади), поэтому эти духи строятся на основе дегтя (запаха седла) и мускуса с амброй, передающих так называемый «животный» запах, запах тела, особенно сильный во время хода лошади.

Из всех существующих в природе видов папоротников нам, пожалуй, неизвестен ни один, который обладал бы более или менее значительным или привлекательным запахом. Однако духи такого наименования выпускаются парфюмерами. В данном случае парфюмер передает не запах папоротника, а окружающей его обстановки - тенистого лиственного леса, где папоротник растет в естественных условиях, окружающих полевых и лесных цветов. Запах тенистого леса передается в основном экстрактом дубового мха, запах полевых и лесных цветов - кумарином (напоминающим запах свежего сена), «темнота» - пачулиевым, ветиверовым и другими маслами.

Аккорды.

Всякая парфюмерная композиция состоит из элементарных частиц в виде отдельных душистых веществ. Эти душистые вещества применяются из-за присущего каждому из них тона, силы и оттенка, а так же, как звуки в музыке, служат материалом для построения парфюмерных произведений. В осмысленном сочетании эти душистые вещества, по аналогии с музыкой, дают нам эстетическое чувство, которое мы испытываем от парфюмерного запаха.

Если мы воспринимаем индивидуальные душистые вещества (например, приведенные в табл. 1) аналогично простым звукам, то простейшие сочетания из них (отрезки, табл. 2) - как звуков единство, т. е. в одновременном «звучании». Сочетания, в которых сопоставляются одновременно несколько тонов, по аналогии с музыкой, могут быть названы аккордами. Здесь, как и музыке, преобладают трехзвучие, четырехзвучие и пятизвучие.

Таким образом, поскольку это касается построения произведений, подтверждается аналогия между простыми звуками и элементарными душистыми веществами, между отрезками и аккордами, между парфюмерной композицией и музыкальной мыслью, музыкальной фазой.

В табл. 2 приведено значительное количество отрезков композиций. Это будут первичные аккорды. Они служат, главным образом, фазами для построения законченного запаха на их основе.

Для изображения того или иного из указанных в табл. 1 и 2 запахов, необязательно брать сочетания из всех указанных для данного аккорда веществ: основной запах гелиотропа определит один гелиотропин, фиалки - один ионон; жасмина - один бензилацетат; клевера - один амилсалицилат, но тогда эта основа окажется как бы однозвучной, слишком примитивной. Более благозвучны сочетания из нескольких первичных аккордов, подобно указанным выше, из смеси нескольких натуральных эфирных масел или их имитации с добавлением или без добавления индивидуальных душистых веществ, или из одного эфирного масла с добавлением индивидуальных душистых веществ. Сами эфирные масла, например, жасмина, розы - являются для парфюмера первичными аккордами, так как они состоят из созданных самой природой сочетаний нескольких индивидуальных химических веществ и воспринимаются нашим обонянием, как единый запах, но они по своему характеру и по своей «элементарности» не могут удовлетворить нас как готовый парфюмерный запах, а лишь одна из составных частей будущей композиции ("звукоряда").

Наконец, готовые парфюмерные смеси являются развитыми аккордами, созидаемыми из сочетания элементарных или сложных аккордов, или же из суммы тех и других.

Ведущие запахи (лейтмотивы).

Если мы обратимся к живописи, то обнаружим, что среди всей массы красок, линий, цветов и оттенков любой картины, любого рисунка, среди основных и второстепенных деталей найдем какую-то деталь, какой-то отрезок, который является основным смысловым, главным моментом, ведущей частью всей картины. Уберем этот отрезок, и произведение иногда частично, а большей частью полностью потеряет свой смысл, а отсюда и свою ценность.

В музыке мы имеем осмысленный последовательный ряд звуков различной или одинаковой высоты, выражающих основную мысль произведения, так называемую мелодию. Эта певучая последовательность звуков принадлежит какой-нибудь гамме или ладу.

Мелодия составляет главный элемент в музыке, и без нее не обходится ни одно музыкальное произведение. Мелодия является основной смысловой частью музыки и в ряде элементов музыкальной выразительности занимает ведущее место, определяя, в основном, содержание музыкального произведения. Мелодия - самое главное в музыкальном произведении, его основа, его напев, который может спеть один голос. Это одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Каков характер ведущей части или мелодии в парфюмерии?

Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например, в ионон, ванилин, терпинеол, и мы обнаружим, что имеем здесь элементарные запахи, одну ноту, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая очень натренированным обонянием, ничего, кроме этой ноты, не найдем.

Попробуем более длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например, цветы ландыша, сирени, фиалки, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть - в подавляющем большинстве комплекс, в основном, определяющая запах данного цветка. Это особенно бывает ярким, когда мы нюхаем не одни лепестки, а вместе с чашечками, листьями, стеблем, которые имеют свои запахи, отличные от запаха цветка. Эти при-запахи сообщают свежесорванной ветке с цветами особую прелесть, которая в значительной степени превосходит запах одних лепестков. Но уберем лепестки и оставим остальные части цветка (чашечки, тычинки, пестики, листья, веточки), и тогда вся специфика запаха, присущая данному цветку, пропадет. Вместе с тем, разнюхивая цветок, мы обнаружим, что имеем в нем не застывший, а подвижный запах, в котором элементы его чередуются (колеблются) с большой быстротой, и в них проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты, но какой-то тон или группа тонов выделяется особенно четко и, в основном, характеризует запах, который является для него специфическим.

Совершенно то же самое наблюдается и с духами. Наглядным примером может служить композиция "Фиалка", в которой основной тон, основной характер определяется смесью из ионона, метилионона (или масла фиалкового корневища), ирисового масла и масла фиалковых листьев. Без этого комплекса остальная часть композиции будет невыразительной, не будет пахнуть фиалкой и характер в ней будет потерян.

Небесполезно коснуться и такого факта. По букету вин дегустаторы определяют не только марку, но и год изготовления вина. При этом опытные дегустаторы устанавливают данные моменты и для очень редких и старых сортов вин. Чем же это объяснить? Для этого лучше всего обратиться к самим дегустаторам вин, и они нам ответят, что они запоминают отдельные запахи вин, хотя бы только раз когда-либо услышанные так же, как мы запоминаем отдельные мотивы. Само собою разумеется, что повторение в букете одной какой-либо ноты ничего не может дать, так как элементы запаха часто повторяются в природе, и конечно, также и в самих винах. Только общий букет вина с характерным его оттенком, особенно, вместе с сопровождающими ее дополнительными запахами, могут дать возможность вынести соответствующее заключение.

При этом следует учесть, что букеты вин также представляют собою композиции в одних случаях естественные, зависящие от сорта винограда, и метода его обработки, а в других - искусственные, созданные путем купажа, т. е. смешения нескольких сортов.

Таким образом можно установить, что в парфюмерных композициях, как и в естественных душистых частях растений, мы
имеем какой-то стержень, центральное ядро, которое определяет запах всей композиции, и что ядро состоит большей частью не из одного, а из нескольких элементарных душистых веществ (несколько простых звуков), которые воспринимаются нами не сразу, а в виде определенной последовательности, и которые могут быть названы лейтмотивом данного комплекса.

В парфюмерии под термином «лейтмотив» или «ведущий запах» следует понимать ряд близких или различных по запаху душистых веществ, занимающих ведущее место и определяющих основное содержание, основной запах или характер композиции.

Это - собственная главная нота или верхний регистр, которые, например в цветочных композициях, воплощают все душистые вещества, передающие основной запах соответствующего растения. Эти душистые вещества могут составляться из комплексов или очень редко из одного вещества (например, илаиг-илангового масла для одноименных духов), притом это вещество само по себе уже есть природное сочетание из различных индивидуальных веществ со своим ведущим запахом.

Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом: случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли.

Ступени запаха.

В парфюмерии различают три ступени запаха, зависящие как от скорости улетучивания душистых веществ, входящих в состав композиции, так и от явления адаптации - начальная, серединная и остаточная.

Начальным запахом, или I ступенью считается та, которая чувствуется до и вскоре после испарения спирта из духов. Эта ступень решающего значения не имеет.

Самым важным является запах духов в первые 10-12 часов после полного испарения спирта и легколетучих веществ (бензилацетата и т. п.). Духи должны при этом проявлять максимальную стойкость, цельность и красоту, и не должны часто и резко изменять свой запах. В это время наблюдается, если так можно выразиться, гармония испарения. Это будет серединный запах, или II ступень. Длительность сохранения серединного запаха зависит от степени летучести тех душистых веществ, которые были введены в композицию. Наиболее прочные, как пачулиевое, ветиверовое, сандаловое масла и экстракт дубового мха, абсолютные эссенции, кристаллические душистые вещества (гелиотропин, кумарин, искусственные мускусы), смолистые вещества (бензойная смола, стиракс) и животные продукты (натуральные амбра, цибет, мускус, бобровая струя и др.), в зависимости от количества их в композициях, способны влиять на длительность II ступени. Увеличение этой ступени пропорционально увеличению содержания в композиции указанных веществ. Задача парфюмера - добиться максимально возможной длительности этой ступени.

После этого наступает полоса более или менее глубокого изменения (затухания) запаха, причем чувствуется уже не полный букет, а приятно пахнущий остаток, часто имеющий мало общего с серединным запахом, но гармонирующий с ним. В этой III ступени запах носит название остаточного.

Таким образом, в I и во II ступенях запах нарастает, а в III - угасает.

С точки зрения практического применения характерной нотой (базисом) духов является та, которая при действии теплоты тела (поскольку речь не идет о специальном применении, например, в качестве курительного средства, мыла и т. д.) во II ступени дает длительное впечатление. Проба на бумаге не достигает цели, и действительная способность проявления, т. е. развития эффекта смеси душистых веществ, может быть правильно установлена только в контакте с человеческой кожей под влиянием теплоты тела. При этом некоторые запахи значительно усиливаются тепловым излучением тела (мускус и т. д.), другие изменяются или ослабляются.

Становится ясным бесспорно установленный факт неравномерной ощутимости запaxa при употреблении различными лицами одинаковых духов. Летучесть душистого вещества значительно колеблется также, в зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления. Этим объясняется известный эффект запаха духов, часто наблюдаемый не только при первом впечатлении, но и при дальнейшем процессе улетучивания составных частей.

Обозначения ступеней I, II и III несколько условны, собирательны, так как одна ступень никогда не перескакивает в другую, не переходит так, чтобы это сразу ощущалось обонянием, а в виду относительной медленности переходов последние совершаются постепенно, и поэтому между ними всегда имеются границы, неуловимые обонянием.

Последовательная смена впечатлений должна быть без скачков, плавной и настолько постепенной, чтобы ступени перехода не могли резко ощущаться нашим обонянием.
________________________________________ _______________________________

1. Ирисовое масло - масло фиалкового корневища.
2. Масло померанцевых цветов - флер д`оранжевое или неролиевое масло.

Нередко в описаниях ароматов встречается такое понятие как парфюмерная композиция. Многие думают, что оно является просто синонимом слова духи, однако это не совсем так. Сегодня мы хотим внести ясность в этот вопрос и разобраться, что же на самом деле собой представляет парфюмерная композиция.

Что такое парфюмерная композиция

Парфюмерная композиция – это концентрированная многокомпонентная смесь душистых веществ с определенным ароматом, присущим конкретной парфюмерной продукции. Именно она является носителем запаха, то есть главным элементом, в составе любого парфюма. И именно она определяет характер и стойкость ваших любимых духов. Однако духами она не является.

Для получения духов, туалетных вод и одеколонов парфюмерную композицию разводят в спиртовом или масляном растворе в определенном соотношении.

Так, духи – это 25-30% раствор парфюмерной композиции, туалетная вода – 15% раствор, а одеколон – 6-10%.

Таким образом, мы можем попутно ответить на ещё один частый вопрос наших читателей – какой процент ароматических масел содержат парфюмерные композиции. Исходя из предыдущей логики, вы и сами уже видите ответ. Парфюмерная композиция – это вещество, на 100% состоящее из чистых ароматических веществ.

Что входит в состав парфюмерной композиции

В зависимости от желания парфюмера в состав парфюмерной композиции могут входить:

Растительные экстракты – обычно это эфирные масла и абсолю
экстракты животного происхождения – амбра, мускус, цибет и т.п.
а также синтетические отдушки, которые получают из нефтепродуктов в химических лабораториях.

Само собой, синтетические ароматы не используются. Растительные же экстракты, напротив, являются основным рабочим материалом парфюмеров, из которого они и создают свои шедевры.

Создание парфюмерных композиций

Как мы уже выяснили, для создания парфюмерных композиций применяют различные природные экстракты. Но как из отдельных аромавеществ, с присущим каждому из них запахом, получают уникальный многогранный аромат, который вводит нас в состояние блаженства?

С технической точки зрения все просто. Необходимо распределить имеющиеся в наличии масла по уровню летучести на три группы: быстро летучие, средне летучие и медленно летучие. Далее в рамках каждой группы составить соответственно верхний, средний и нижний аккорд будущей композиции, соединить их и, вуаля, аромат готов.

Однако если копнуть чуть глубже, то все оказывается гораздо сложнее.

Конечный результат во многом зависит от таланта и уровня мастерства человека, который занимается составлением парфюмерной композиции. Это как в музыке: нот всего 7, но кто-то создает из них шедевры, а кто-то – посредственные произведения.

Хотите проверить ваши парфюмерные таланты? Тут есть небольшая инструкция, как это сделать в домашних условиях. А мы продолжим и поговорим о существующих видах парфюмерных композиций.

Основные виды парфюмерных композиций

Несмотря на то, что парфюмерные композиции это сложные смеси душистых веществ, обычно они имеют ведущий акцент, который относится к тому или другому семейству ароматов.

В разных парфюмерных школах запахи классифицируют по-разному, единого подхода в этом деле у парфюмеров нет. Поэтому мы с вами сейчас будем рассматривать ту классификацию ароматов, которой придерживаемся сами в нашем ателье.

Итак, существует 10 основных семейств ароматов: цитрусовые, пряные, фруктовые, цветочные, травянистые, древесные, фужерные, шипровые, ориентальные, кожаные, а также смолы и бальзамы.

Цитрусовые ароматы

Как нетрудно догадаться, в это семейство входят ароматы лимона, апельсина, лайма, бергамота, грейпфрута и других цитрусовых. Добывают экстракты методом холодного отжима из кожуры соответствующего фрукта. Это бодрящие, освежающие ароматы, которые отлично подходят для создания ярких энергичных парфюмов.

Пряные ароматы

Семейство пряных ароматов составляют экстракты, добытые из тех же растений, из которых мы обычно получаем специи. Корица, перец, мускатный орех, гвоздика, ваниль – наиболее популярные представитель данной группы. Выразительные, насыщенные, соблазнительные… Так же, как и специи в кулинарии, пряные ароматы придают духам характер и особую теплоту.

Ориентальные (восточные) ароматы

Яркие, темпераментные, насыщенные и невероятно соблазнительные. Именно так обычно описывают парфюмерные композиции этой группы. Основу данных ароматов составляют традиционные для восточной парфюмерии эфирные масла жасмина, ириса, ванили, сандала, мускуса и амбры. Амбра, к слову, является сильнейшим афродизиаком, именно поэтому восточные ароматы такие соблазнительные.

Фруктовые ароматы

Спелые, налитые солнцем фрукты имеют потрясающий аромат. Странно было бы не использовать их в парфюмерии. Яблоко, манго, груша, персик, ананас, папайя и другие фруктовые ароматы наполняют парфюмы теплотой и нежностью, поэтому считаются более женскими. В мужских парфюмах они также встречаются, но в гораздо меньшей концентрации.

Цветочные ароматы

Это семейство ароматов наиболее обширное. Сюда входят роза, тубероза, жасмин, фиалка, флердоранж, чампака и ещё десятки других менее известных, но не менее приятных цветочных ароматов. Однако в парфюмерной композиции редко доминирует запах какого-то одного цветка, обычно в ней слышится целая цветочная гамма, что, впрочем, делает ее только интереснее и богаче.

Травянистые (зелёные) ароматы

Этот вид парфюмерных композиций строится на свежих, наполненных энергией ароматах трав. Мята, шалфей, ромашка, майоран, лимонная трава, розмарин – вот наиболее яркие представители этой группы. Поскольку данные ароматы достаточно насыщенные и резкие, то они чаще используются в мужской парфюмерии. Однако не стоит забывать, что , поэтому не стоит обращать на этот пункт особое внимание.

Шипровые ароматы

Ещё один прекрасный вариант для любителей природы. Бергамот, пачули, дубовый мох и ладанник – основные компоненты этих композиций. В духах, выпущенных на их основе, сочетается невероятное – бодрящая свежесть с изысканной сладостью, и все это оттенено лёгкой горечью. Если в эти ароматы влюбляются, то сразу и навсегда.

Фужерные ароматы

Фужерные или папоротниковые ароматы чем-то похожи на шипровые, но без лишней сладости. Имеют свежий, чуть горьковатый запах, в основе которого лежат ароматы бергамота, кумарина и древесного мха. К слову, название группы ни к фужерам, ни к папоротникам никакого отношения не имеет. Она (группа) получила такое название в наследство от первого парфюма с таким запахом, выпущенному в 1882 году. Он назывался «Королевский папоротник», папоротник в переводе с французского «fougere».

Древесные ароматы

К древесным ароматам относят парфюмерные композиции на основе меда, пряностей, дубового мха, кедра, ветивера, сандала и амбры. Также в их состав нередко включают различные смолы и бальзамы. Древесные композиции лежат в основе многих парфюмов унисекс, так как их аромат хорошо подходит как мужчинам, так и женщинам.

Кожаные ароматы

Можжевельник, берёзовый деготь, ветивер и дуб – именно эти экстракты лежат в основе любимых многими кожаных ароматов. Парфюмы с запахом кожи имеют почитателей среди людей всех возрастных групп – многим по душе их теплота, основательность, солидность и, конечно же, приятный «дорогой» шлейф.


Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре

Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед. Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.

Процесс создания духов состоит из нескольких этапов:
1.Создание аромата каждой ноты
2.Смешивание нот в строгой последовательности.
3.Добавление композиции в основу.
4.Созревание композиции.
Первый этап. Создание аромата каждой ноты.
Консистенция эфирных масел.
Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре. Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед.
Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.
Нагревание.
Вам понадобится водяная баня, отдельная чистая емкость, например: пробирка или флакон с крышкой. В емкость вы поместите нужное количество масла для работы. Имейте ввиду, что нагревание не должно быть долгим, это может отразиться на качестве масла. Процедура не должна занимать около 10 минут. Какие то масла разойдутся за 1-2 минуты, а для других понадобиться больше времени. Нагревание емкости с эфирным маслом должно быть постепенным. Не рекомендуется сразу емкость помещать в кипяток - она может треснуть.
Например, Розу Галльскую можно разогреть на водяной бане чуть выше комнатной температуры. Для разведения гваякового дерева вам потребуется очень горячая вода и больше времени.
Разбавление.
Застывшее эфирное масло можно разбавить спиртом в пропорции 1 к 3 или другим, более жидким эфирным маслом. Добавьте несколько капель масла, в флакон и тщательно встряхните до полного его растворения. Это могут быть эфирные масла, которые вы планируете использовать в композиции для создания базовой ноты. Разбавление эфирным маслом удобно при работе над масленными духами.
Абсолюты обладают очень концентрированным ароматом и уже поэтому их следует развести спиртом или другим жидким эфирным маслом перед тем как использовать. Пропорция 1 к 3 и более, где 1 часть абсолю, а 3 части - спирт. Если вы создаете спиртовые духи. Если же вы готовите аромат для масляных духов, то разведите его на масле.
Имейте в виду, что некоторые абсолюты не растворяются в масле. Это абсолю пчелиного воска и какао.
СО2-экстракты очень густые и маслянистые жидкости, внешне скорее напоминают мазь, а не масло. К ним можно применить упомянутые выше меры.

Подбор масел для композиции.
Подбирая ароматы, можно утратить способность к обонянию. Многие считают, что аромат кофе – восстановит ваше обоняние и можно смело продолжать поиск. Думаю, что это очередной миф. Я использую масло базилика.
Подбором ароматов лучше заниматься в хорошо проветриваемом помещении и делать небольшой перерыв. Если вы ощутили головокружение или тошноту, то это значит, что вам нужно прогуляться или выпить чашку чая, отдохнуть и немного проветриться на балконе или вокруг дома. Эфирные масла имеют способность влиять на состояние человека как положительно, так и отрицательно, особенно в том случае, если аромат «не ваш».
Мы уже знаем о том, любая классическая композиция составляется по принципу основанном, на степени летучести эфирных масел. Немного повторимся… - это три фазы аромата:
Первая фаза - голова (5 -20 минут). «Голова» очень важна, так как это первое впечатление о композиции. По этим нескольким штрихам мы решаем, нравится аромат или нет.
Вторая фаза - сердце (20 минут – 1 час). Это середина аромата. Она связывает верхние и нижние ноты. Сердце испаряется медленно, источая все оттенки и краски.
Третья фаза – основа (до 8 часов). Самая длинная по продолжительности фаза. Она остается в нашем восприятии, как напоминание об аромате. Эта нота является основой в духах, и часто используется в роли фиксатора (закрепителя) аромата.
Поэтому, что бы сделать правильную композицию, в своем арсенале вы должны иметь несколько масел с разной степенью летучести.
Например,
верхняя – бергамот, лимон, мята, апельсин, розовое дерево
средняя – илан-иланг, герань, пальмароза, морковь, розмарин, тимьян, фиалка, жасмин
низкая – пачули, ветиверия, кедр, сандал, гвоздика (бутон), корица (кора), ирис (корень), имбирь
Все эфирные масла подбираются на ваш вкус и пристрастия.

Для фиксации аромата можно применить Диэтилфталат - искусственно произведенный фиксатор аромата. Он часто применяется в промышленной парфюмерии. Это вещество не пригодно для терапевтических духов, лучше применять аромафикс или другой «зеленый» фиксатор.
Для работы Вам понадобятся блоттеры. Желательно, что бы они были из плотной многослойной бумаги, белые, длиной около 10 см, шириной 1 см. На них вы будете наносить по капле каждое отдельное эфирное масло. Будет лучше, если вы сначала сделаете надпись, а уже потом капните масло. Для этой процедуры можно использовать стеклянную палочку или шприц (через шприц можно получить micro–каплю), тогда эта процедура не будет очень расточительной. Во время подбора старайтесь блоттеры между собой не соприкасать, в противном случае, все ароматы перемешаются и вы не получите чистый эксперимент.
Теперь нанесите на блоттеры все эфирные масла, из которых вы предполагаете сделать композицию. Прочувствуйте каждый аромат в отдельности. Те ароматы, которые вы бессознательно отвергли - отложите в сторону – они не ваши.
Подготовьте несколько вариантов верхних, средних и нижних ароматов, разделите их по степени летучести. Так вам будет удобнее работать.
Определив, какой аромат будет в роли основы для верхней, средней и нижней ноты, можете начинать работать с каждой нотой в отдельности, добавляя в них комплимнтарные ароматы.
Рассмотрим на примере создания средней ноты.
Вы решили, что это должен быть иланг-иланг. Берем в руку блоттер с этим маслом и подносим к носу. Если вас не устраивает этот аромат в чистом виде, например, он кажется вам слишком приторным, то вы можете разбавить его комплиментами. К основному аромату старайтесь не добавлять более трех комплиментарных ароматов. Их максимальное количество составляет около 30% (3:7). Даже если вы не добились желаемого результата, то не отчаивайтесь. На всех этапах создания духов, вы можете корректировать запах, добавляя в композицию те или иные эфирные масла.
Создавайте композицию с учетом всех приведенных выше данных в части 3.
Итак, когда вы подготовили все три ноты, приступаем к следующему этапу.

Второй этап. Смешивание нот в строгой последовательности.
Все ноты смешиваются в строгой последовательности.
1я - Сердце (средние)
2я - База (нижние)
3я - Голова (верхние)

У вас есть в наличии все три ноты в отдельности. На один блоттер капните каплю из смеси ноты сердца, на другой ноту основы – поднесите к носу. Послушайте это сочетание. Если оно вас не устраивает, то вы можете «поиграть» с концентрацией эфирных масел. Должно пройти не менее 2 часов, что бы понять, как звучат эти ноты. Можно использовать многослойную бумагу или носовой платок, можно нанести аромат на свою кожу. В течение 2-3 часов аромат будет, словно распадается на невидимые части. Он проявится во всех своих оттенках. Вам нравится? Отлично. Это момент истины, ваш выбор, который зависит от вашего восприятия. Вы нашли нужное вам сочетание. Запишите эту композицию и переходим к следующему шагу.
После того, как вы определились с сердечной и базовой нотой, начинаем смешивать топ-ноту, самую верхнюю ноту в композиции. Для этого соедините все три ноты в одно целое, и выполните все те же действия. Топ ноты тестируются быстрее, около 30 минут. Прочувствуйте всю прелесть вашей композиции, если требуется, то увеличьте концентрацию летучих масел.
Внимание! Многие делают ошибку и на этом этапе смешивают все три ноты воедино. Нет! Этого делать не следует. Каждая нота растворяется по отдельностии фиксируются основой, и только потом смешиваются между собой. Иногда можно в течение нескольких дней создавать только одну ноту.
Не забывайте записывать все ваши действия на каждом из этапов. Может случиться так, что какое-то данное выпадет из вашей памяти и в следующий раз вам придется все повторить заново. Но!…если вы обладаете уникальной формулой ваших духов, то в любой момент вы сможете прибегнуть к ней и приступить сразу к этапу смешивания и нанесения на основу.
Отмечу, что особую роль играет ваш личный опыт. Если вы много и долго используете разнообразные натуральные ароматы в свой жизни, то вы как опытный повар, ничего не пробуя, способны сотворить шедевр. И наоборот, можно долго принюхиваться и сделать…ххх…
Третий этап. Добавление композиции в основу.
Духи могут быть масляными, спиртовыми, твердыми и сыпучими.
Вот здесь хочу маленьку вставочку сделать, возможно, она покажется кому то глупой, но я сама видела этот рецепт на форуме от одной начинающей дамы.
Рецепт довольно длинный, я прикреплю лишь выдержку.«…30 капель 14% сандала на масле виноградной косточки… долила до верха спиртом… не расстворилось…»
Ну конечно не растворилось! Потому, что масло виноградной косточки жирное. Оно не может растворяться спиртом, даже 96%. Если вы решили создавать парфюм спиртовой, то компоненты не должны быть на масляной основе и наоборот. Это разные духи. Иначе - перевод продуктов и средств. (О.Ш.)
После того как вы определились с формулой и ваша композиция готова, она может получить носитель. Носителем духов может являться спирт, масло, воск и пудра. Все зависит от того, что и как быстро вы хотите получить в результате.
Будьте готовы к тому, что одни и те же эфирные масла в масле или спирте будут пахнуть совершенно по-разному.
Правило смешивания с основой, как было уже сказано выше, для всех видов носителей гласит: Сначала в основу добавляется нота сердца, затем нота базы и в конце топ – ноты, (голова).
1.Масляные духи прекрасно играют на коже. Они отличаются долговечностью, но их аромат более сдержан, чем у спиртовых духов. Они не требуют длительной выдержки и могут быть готовы уже через неделю.
Терапевтические духи как правило, создаются на основе масла. Масло впитывается в кожу, унося за собой аромат эфирных масел. Проникая в кровоток, эфирные масла работают на Ваше состояние, улучшают процессы всех систем организма, корректируют и привносят жизнь и энергию. Масляные духи предназначены для нанесения только на кожу. В этом случае, они благодарно раскроют свой аромат.
Масляные духи делаются на основе жирного растительного рафинированного дезодорированного (без запаха) масла или масленного мацерата (инфуза)>>> Это ароматные целебные настойки на различных частях растения. Они могут выполнять роль не только базы, но также ароматического компаненты в композиции.
Иногда духи создаются на основе минерального масла, но в этом случае, масло не впитываются кожей, а оставляет жирную пленку, что согласитесь, не приводит к поставленной задаче. Поэтому, если хотите сделать что-то стоящее, то используйте косметические натуральные растительные масла. Например, миндаль, абрикос, персик и другие. Каждая нота композиции добавляется в масло по отдельности. И только потом воссоединяться в одном флаконе.
Недостатком масляных духов является то, что они оставляют жирные следы на одежде и делают волосы сальными, если конечно наносить их на волосы и одежду.
Концентрация: Для масляных духов концентрация эфиров должна быть примерно 10%. Например, если вы делаете 10 мл духов, то смесь эфирных масел - 1 мл, а жирного масла – 9 мл. Но это не должно вас ограничивать. Если вы хотите усилить интенсивность вашего парфюма, то можете ее увеличить. Жирное масло является всего лишь носителем, растворителем, закрепителем аромата. Многие любители ароматов соединяют эфирное масло непосредственно в арома-кулоне в чистом виде, без растительной основы, …правда это сложно назвать духами, скорее, ароматическим миксом.
Так же, следует напомнить, что если Ваш индивидуальный парфюм удался, то вы перестаете ощущать его на себе уже через несколько минут. Законы парфюма>>>
2.Твердые духи, благодаря своей мягкой, кремообразной консистенции, предназначены только для нанесения на кожу. Как и масляные духи, они созревают около недели и оставляют жирные пятна на одежде.
Для основы твердых духов, как правило, используется пчелиный воск и растительное масло. В пропорции 1:2, где растительное масло занимает 2 части.
Технология: Делать твердые духи нужно незамедлительно, так как основа быстро застывает. Приготовьте заранее флакончик, баночку, использованную пудреницу, футляр из-под губной помады …(и бог знает, что еще вам придет в голову)… Это емкость, которую вы заполните ароматической пастой.
Пчелиный воск следует растопить на водяной бане или в микроволновке (не кипятить!). Дайте ему остыть и пока воск еще теплый, но уже не затвердевший - смешайте с растительным маслом. Можно использовать маленький венчик. Затем добавьте в основу композицию эфирных масел в строгой очередности (сердце, основа, голова). Быстро разлейте готовые духи в емкость для хранения. Теперь положите их в темное теплое место и через неделю вы можете их использовать.
3.Спиртовые духи очень интенсивны и насыщены, но к сожалению - быстро улетучиваются. Их отличает долгий период созревания – от двух недель до трех месяцев. Духи на спиртовой основе можно наносить на одежду, при условии, что они сделаны на светлой тинктуре. Темные духи могут оставить на одежде пигментные пятна. Духи обычно - очень концентрированный аромат.
Вы можете их делать на чистом спирте, а можете использовать настойки на спирту - тинктуры. Тинктуры, уже обладают своим собственным ароматам и могут являться полноценным участником ароматической композиции. Они способны восполнить редкие запахи, а так же украсить смесь цветом. Цвет тинктуры зависит от растения на котором она настаивалась. Создание тинктуры>>>
Туалетная и парфюмированная вода делаются с добавлением воды.
При разбавлении водой, спирт может стать мутным. Известно, что вода является прекрасным растворителем. Поэтому она может содержать множество различных примесей. Старайтесь использовать дистиллированную воду. В самом крайнем случае, вода может быть кипяченой или талой. Важно, чтобы она была мягкой. И обязательно нужно лить спирт в воду, а не наоборот. (концентрация 40-45%). Если все же сместь осталась мутной, попробуйте профильтровать.
Спирт должен быть не менее 96%, иначе эфирное масло не раствориться. В крайнем случае, 70%, но в этом случае воду добавлять не обязательно.
Если вы создаете:
1. Духи, то должны знать, что концентрация эфирных масел в духах - от 15 до 40 %. (20% от общего количества). Это на 10 мл спирта - 1-2 мл смеси эфирных масел.
2.Парфюмированная вода или туалетные духи - концентрация эфирных масел 10-20%. (10% от общего количество). На 9 мл 80% спирта - 1 мл эфирных масел
3.Одеколон - концентрация эфирных масел 3-8% (около 5% от общего количества), где на 50 мл 70% спирта -15-30 капель эфирных масел.
Для удобства могу привести данное из таблицы капель в 1 мл эфирного масла (мяты перечной) содержится около 35 капель.
Имейте ввиду, что все масла разные по консистенции и при использовании капельника формируют индивидуальное количество капель.
Технология: Растворяйте в строгой последовательности каждую отдельную ноту в спирте. (сердце, основа, голова). После растворения эфирных масел, не смешивайте все три ноты воедино. Дайте им настояться около 30 минут. Пусть эфирные масла привыкнут к основе, раствориться в ней смешаются, подружатся и породнятся. Теперь каждая отдельная нотка будет закреплена носителем и будет играть свою роль в нужное время. Через некоторое время смешайте их между собой, встряхните и уже потом добавьте дистиллированную воду, в соответствии с тем, что вы хотите получить: духи, туалетную или парфюмированную воду.
Для начала, можно приготовить пробник. На 20 капель спирта вам понадобиться 10 капель смеси эфирных масел. Приготовив пробный вариант, вам станет понятно – удачна ваша композиция или нет.
После того, как вы добавили смесь эфирных масел в основу, закройте емкостьи поставьте в темное место до полного созревания. В этот период не забывайте встряхивать смесь каждые 2-3 дня.
Духи, выполненные на основе тинктур, меньше отдают спиртом. Чем разнообразнее и насыщеннее тинктура, тем меньше следов спирта.
Внимание! Чтобы ваша композиция не «отдавала» ароматом спирта, вам поможет глицерин.
Перед добавлением эфирного масла в спирт, нужно добавить порцию глицерина и все тщательно взболтать.
Пропорции:
96% спирт или антисептический раствор - 50% или 50 мл
дистиллированная вода - 25% или 25 мл
глицерин - 5 % - или 5 мл
парфюмерная композиция - 5 % - 5 мл

4. Пудровые духи - сыпучие. Понятие «пудровые» относятся к приглушенным изысканным, деликатным ароматам. Делаются на основе талька, рисовой пудры или пудры без запаха. В качестве наполнителя используют самые дорогие ароматы: жасмин, розу, фиалку, ирис, нероли, туберозу… Иногда используют синтетические наполнители такие как: сирень, ландыш, зеленый чай, пион и др. Пудровые духи применяются для ухода за телом, для ароматического расчесывания волос, для личной гигиены, для ухода за опрелостями у ребенка (с римской ромашкой или лавандой). А так же, применяются для ароматизации платяных шкафов. Ароматная пудровая смесь особенно пользуется большим спросом у полных женщин (…они знают, что с этим делать!)
Технология: В стеклянную емкость с широким входом и герметично закрывающейся крышкой поместить парфюмерную смесь (20 капель - 300 мл). Равномерно распределить жидкость по стенкам емкости и уже затем засыпать носитель аромта. Плотно закрыть и несколько раз встряхнуть. Носителя должно быть в 2-3 раза меньше емкости, что бы пудра хорошо перемешивалась. Встряхивать по мере созревания. Через 1-2 недели у вас готовый пудровый парфюм. Подготовьте специальный мешочек. Снаружи он делается из шелка или атласа, а внутрь вкладывается бумажная прослойка из пористой, но плотной бумаги или флизелин…главное, что бы содержимое не сыпалось, а источало аромат.
5. Саше (Sashet) с добавлением эфирного масла. Саше, чаще всего, красивые рукотворные изделия. В них вложено творчество и душа хозяйки дома. Саше очень медленно и ненавязчиво источает аромат. Его помещают в шкафах с одеждой и бельем для аромата и от моли. Саше, в виде мешочка, можно прикрепить к вешалке с одеждой, а подушечку положить на полку среди нательного или постельного белья. Его можно использовать для спальни в изголовье кровати, для улучшения сна, в детской комнате, можно подвесить на кухне для аромата. По старинному поверью, Саше с ароматными травами является оберегом. Оно предохраняет дом от зависти и злых духов, охраняет покой внутри семьи. В этом случае, Саше можно увидеть висящим при входе в дом или, например, на спинке супружеской кровати. Во многих этнических культурах принято носить небольшие мешочки с травами на шее, как талисман или как амулет, в этом случае Саше выполняет роль индивидуальных духов.
Технология:
1. Нужно сшить небольшой тканьевый мешочек или подушечку с петелькой или ленточками для удобного подвешивания. Ткань, желательно, используйте из натурального волокна (шелк, лен, хлопок). Это будет красивая оболочка для основного, наполненного Саше. Здесь Вы можете дать полную волю вашей фантазии: украшайте его бисером,бусинками и пайетками, вышивкой или кружевами…
2. Затем сшейте второй мешочек. Второй, внутренний мешочек делается из флизелина или плотной ткани, например, из тика. Его размер следует сделать меньше на 3 мм, что бы он легко вставлялся в основной декоративный мешочек. Он выполнит роль фильтра и предотвратит проникновение травяного сбора наружу.
3. Предварительно подготовьте сбор трав или лепестков цветов, специй. Все просушите в теплом помещении. Затем, наполните мешочек из флизелина высушенными ароматными травами и листьями растений.
4. Сделайте ароматную композицию и добавьте ее в Саше.
5. Вставьте мешочек с наполнителем в декоративный и тщательно завяжите или зашейте отверстие.
6. Далее, по мере улетучивания можно добавлять эфирные масла.
Примечание. В некоторых случаях, в Саше можно помещать крупу, например просо, а уже на крупу капнуть несколько капель эфирного масла. Любая крупа содержит липиды (жирные масла) и хорошо удерживает запах, а сухие травы и цветы делают аромат эфирного масла более насыщенным, обогащенным.
Для наполнения подойдут:
Травы и листья: мята, липа, смородина, малина, базилик, табак и др.
Лепестки цветов: роза, жасмин, ромашка, шиповник, пион, лаванда, розмарин, фиалка, клевер и др.
Цедра: апельсина, мандарина, лимона, грейпфрута и др.
Специи: перец, гвоздика, корица, кардамон, фенхель, анис…
Крупа: просо, овес, пшеница, гречка и др.
Четвертый этап. Созревание композиции.
После приготовления смеси, ее нужно поместить в бутылочку с плотной крышкой из темного стекла и поставить в темное теплое место. Духи должны созреть. Как правило, это занимает:
- 4-5 недель, а иногда и до 3-х месяцев - для спиртовых духов.
- 1-3 недели - для масляных, твердых и сыпучих.
- Саше можно использовать сразу.
По мере созревания вы можете тестировать композицию, нанося каплю смеси на блоттер, оценивать аромат и при необходимости вносить изменения.
Первые 2 недели он может вас неприятно удивить оттенками ацетона. Пусть это вас не беспокоит – это идет реакция, где компоненты вступают в взаимодействие, как бы привыкая друг к другу.
Если, в период созревания вашей композиции, вы определили момент аромата, который вам наиболее приятен, то на этом этапе можно дополнительно добавить фиксатор аромата или несколько капель эфирного масла, обладающего фиксирующими способностями. Например, Шалфея мускатного, Дубового мха… В этом случае нужно продлить время созревания вашего парфюма.
Вы должны понимать, что желаемый аромат достигается путем проб и ошибок. Не отчаиваетесь, если не получилось сразу.
На исходе четвертой недели, ваши (спиртовые) духи раскроются как цветок, и вы сможете заслуженно пользоваться результатами своего творчества.
После созревания, духи (спиртовые) нужно процедить через ватный диск или многослойную марлю так, как наверняка выпадет осадок из тяжелых фракций. Затем перелить в темный флакон с герметичной и крышкой и поставить в прохладное место. Но можно и не фильтровать. Незначительный осадок допускается для натуральных духов.
По мере необходимости, духи можно отлить в удобный флакон с пульверизатором, аппликатором или роллером (для жирных духов). Хранить духи можно около года. Поэтому, не рекомендуется делать слишком большие объемы.
Индивидуальные духи - это плодотворная почва для вашего творчества. Вы можете сочинять любые композиции, с разными оттенками ароматов, на любой, даже самый изысканный вкус!

теория+практика

Индивидуальные ароматерапевтические духи из 100% натуральных эфирных масел содержат природные фитоэстрогены, которые способствуют раскрытию духовного и физического потенциала личности, оздоравливают психику, нервную систему, гармонизируют семейную жизнь и интимные отношения, помогают найти «вторую половинку».

Основная задача семинара – научится составлять индивидуальные ароматерапевтические духи, оказывающее как лечебное, так и эстетическое воздействие. Семинар направлен на практическое освоение методов составления духов.

Программа может представлять интерес как для профессионалов в области ароматерапии, так и для любителей.

Программа:

  • Ароматерапевтические духи – их назначение и виды (спиртовые и масляные). Достоинства и недостатки каждого из видов духов. Технология изготовления. Различие в технологии приготовления духов, туалетной воды, одеколона, дезодоранта, душистой воды, ароматического масла.
  • Ароматестирование и подбор композиции.
  • Правила составления композиции, «тона» (ноты) композиции. Расчет пропорций.
  • Аромапсихологическая направленность композиций: тонизирующие, расслабляющие, антистрессовые, эротические (примеры).
  • Мужские и женские композиции. Семейства ароматов: шипровые, фужерные, цитрусовые, цветочные, восточные, пряные, кожаные, зеленые, морские.
  • Создание ароматов «по мотивам» известных марок. «Постановка носа» на определение основных нот аромата.
  • Сочетание ароматов. Применение «доминантных» ароматов. Взаимодополняющие ароматы.
  • Сочетание ароматов и особенностей индивидуального имиджа.
  • Практическое задание по составлению тематической композиции (работа на тестерах).
  • Примеры сложносоставных арома-духов.
  • Практическая работа по составлению индивидуальных арома-духов.
  • Вопросы и ответы.

Семинар проводит: преподаватель-методист ЦА «Ирис», психолог-тренер, сертифицированный коуч (сертификат ECF)