Афоризмы и цитаты василия сухомлинского. Творческая работа «Высказывания из книг Василия Александровича Сухомлинского

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.И. Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог. Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

Обучая учусь.

Сенека Старший

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи

Наш воспитатель - наша действительность.М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень

Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ

Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги

Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй

В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн

Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский

Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг

Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин

Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций

Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын

Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын

Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев

В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов

Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень

Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.Тиру-Валлювар

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак

Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили

Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский

Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс

У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица

Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах

Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский

Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский

Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов

Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ

Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк

Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

A. Дистервег

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Л. Н. Толстой

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
Луиза Хей


До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот


Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк


Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

«Жить без мысли - влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения - напрасно прожитый день. Расточительство времени - расточительство бесценных богатств человеческой жизни. Опасайся в юные годы пустоты души, легкости в мыслях, дешевых развлечений. Презирай все, в чем минимум напряжения и максимум удовольствия. Легкие удовольствия в конце концов несут убогость мысли и души.»

«Умственное (интеллектуальное) воспитание предусматривает приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения – это сердцевина умственного воспитания.»

«С малых лет и на протяжении всего длительного пути отрочества и юности я стремлюсь к тому, чтобы среди жизненных ценностей, которые составляют содержание бытия воспитанников, на первом месте стояли не материальные блага, не заботы об одежде, квартире, вкусной пище, а радости интеллектуальной жизни. В молодости человек должен быть идеалистом - в лучшем смысле этого понятия.»

«Незаменимым источником знаний и неисчерпаемым источником твоего духовного богатства является книга. Создавай свою библиотечку.»

«Мысль лишь в том случае становится желанным трудом для человека, если он умеет, читая, думать и, думая, читать».

«Если повторение - мать учения, то наблюдение - мать осмысливания и запоминания знаний».

«Мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность - это и значит поставить цель умственного труда».

«Познавая - доказывать и доказывая - познавать - в этом единстве мысли и труда как раз и заключается единство умственного воспитания и мировоззрения».

«Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми, окружающими его, проникнуто пытливой мыслью, поисками.»

«Невежды опасны для общества независимо от того, образованные они или необразованные. Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком. Еще и еще раз следует повторить: умственная воспитанность не равнозначна объему приобретенных знаний; вся суть в том, как происходит жизнь знаний в сложной и многосторонней деятельности человека.»

«Уметь творчески мыслить, быть умным должен и будущий математик, и будущий тракторист. Ум должен давать счастье наслаждения культурными и эстетическими ценностями. Подлинное умственное воспитание ориентирует человека на жизнь во всей ее сложности, во всем богатстве. Если бы ум готовился только к узко профессиональному труду, жизнь была бы убогой, мрачной….»

«Живая, пытливая, творческая мысль формируется у воспитанника тогда, когда по отношению к знаниям он занимает свою личную жизненную позицию.»

«Каждый должен быть в определенной мере и математиком, и физиком, и химиком, и биологом, и историком, и литературоведом - в той мере, в какой это необходимо для всестороннего развития.»

«Знания по каждому предмету несут в себе воспитательный потенциал для становления, формирования живого, творческого ума. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что, мол, для тех, у кого нет, например, математических способностей, допустимы и поверхностные знания по этому предмету. Культура мышления, которой овладевают все дети в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на их умственный труд в процессе учения вообще, на характер изучения биологии, физики, химии, астрономии, географии.»

«Воспитательную роль физики, химии, биологии, географии, астрономии мы усматриваем в том, чтобы знания по этим предметам наложили отпечаток на духовный мир каждого человека буквально на всю его жизнь. Школьное изучение каждого из указанных предметов является своеобразным интеллектуальным огоньком, который должен гореть всегда.»

«Мы проводим четкую грань между тем, что воспитаннику надо навсегда запомнить и прочно хранить в памяти, и тем, что надо только понимать, но не заучивать. При этом от глубины понимания зависит способность в нужный момент как бы извлекать из «запасников» сознания необходимые истины, понятия, факты. Предметом особой заботы каждого учителя является то, чтобы необходимое для прочного запоминания навсегда запомнилось и, наоборот, то, что не нужно запоминать, не заучивалось. От этого в большой мере зависит творческий характер мысли, гибкость, подвижность ума.»

«С первых же шагов умственного воспитания мы озабочены подвижностью, активностью знаний, другими словами - их применением. Гармония знаний и умений, укрепление памяти, развитие творческих способностей - все это зависит от того, что происходит со знаниями: складываются они в голове как мертвый багаж или живут, находятся в постоянном движении, т. е. творчески применяются. В первом случае ребенку становится все труднее и труднее учиться, его равнодушие к знаниям возрастает, он не умнеет, а «тупеет»… Во втором случае ребенок все более проявляет понятливость и сообразительность, пытливость и любознательность - короче говоря, он становится умнее.»

«Жизнь - лучший критерий не только истинности знаний, но и стойкости убеждений, единства мысли и чувств.»

«Мама шла па работу до восхода солнца. Она разбудила девятилетнего Петю и сказала:
- У тебя начинаются каникулы. Вот тебе работа на сегодня: посади возле хаты дерево и прочитай эту книгу о Далеких Синих Горах.
Мама показала, где выкопать дерево и как его посадить, положила на стол книгу о Далеких Синих Горах и пошла на работу.
Петя подумал: посплю еще немного… очень уж сладко спится, когда мама уходит на работу. Лег и сразу же уснул. Снилось ему: у хаты выросло дерево, которое он посадил, а Далекие Синие Горы стали совсем не далекими и стоят у самого пруда.
Проснулся Петя - ой, беда! Солнце уже среди неба. Хотел сразу же за работу взяться, по подумал: успею еще.
Сел Петя под высокой тенистой грушей. Думает: вот посижу еще немножко и возьмусь за дело.
Потом Петя пошел в сад, ягоды ел, потом за бабочкой с полчаса гонялся, потом снова под грушей сидел.
Пришла мама вечером, говорит:
- Показывай, что ты сделал, сын.
А Петя ничего не сделал. Стыдно ему матери в глаза смотреть.
- Знай, сын, что теперь на земле будет меньше на одно дерево, а среди людей - меньше на одного человека, знающего, что такое Далекие Синие Горы. Ты утерял большое богатство - знания. Теперь сколько ни трудись - все равно не узнаешь всего, что узнал бы, если бы не этот потерянный день. Идем, покажу тебе, что сделали люди за тот день, который ты потерял.
Взяла мама Петю за руку и повела. Подвела к вспаханному полю, показывает:
- Вчера здесь была стерня, а сегодня вспаханная нива. Здесь работал тракторист. А ты бездельничал.
Подвела к колхозному двору, показывает много-много ящиков с яблоками и говорит:
- Эти яблоки утром были на деревьях, а сейчас, видишь, в ящиках. Ночыо их повезут в город. Здесь и я работала. А ты бездельничал.
Подвела сына к большому вороху зерна.
- Это зерно утром было в колосках. Хлеб скосили и молотили комбайнеры, привезли шоферы. А ты бездельничал.
Подвела к стене, выложенной из кирпича.
- Здесь утром был только гранитный фундамент, а сейчас кирпичная стена. Хорошо потрудились каменщики. А ты бездельничал.
Подвела к большому белому дому, зашла с сыном в дом. На полках Петя увидел много испеченных хлебов. Все здесь пахло хлебом - и воздух, и стены, даже трава на зеленой лужайке перед домом.
- Это пекарня. Утром этот хлеб был мукой, а теперь слюнки текут… хочется попробовать вкусную горбушку. Целый день пекари трудились. Сейчас машина придет, хлеб повезут в магазины. А ты бездельничал.
Наконец, зашли они в домик, на дверях которого Петя прочитал: библиотека. Библиотекарь показал большую полку, на ней стояло много книг.
- Эти книги люди прочитали сегодня. Их принесли совсем недавно. И столько же взяли новых книг,- объяснил он.
«А я бездельничал…» - подумал Петя. Ему было стыдно даже подумать об этом, и он склонил голову. Теперь он понял, что такое утраченный день.»

Большое зло - корыстолюбие. Корыстолюбивый не может быть ни правдивым, ни принципиальным, ни мужественным, ни верным своему долгу. С малых лет учись жить бескорыстно. Алчность, корыстолюбие

Скупость обедняет человека, превращает в эгоиста и приобретателя. Алчность, корыстолюбие

Вещи существуют для того, чтобы служить человеку, а не порабощать его. Алчность, корыстолюбие

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. Брак, семья

В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу. Брак, семья

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Брак, семья

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Брак, семья

Без чистоты интимных чувств немыслима чистота чувств гражданских. Верность, постоянство

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, - главная причина отсутствия свободного времени. Воспитание и воспитатели

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. Воспитание и воспитатели

Эгоизм - это первопричина рака души.

Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Думать только о себе, только о своем благе - это значит быть скотиной. Высокомерие, тщеславие, честолюбие, эгоизм

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей.

Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Гордость, достоинство, самоуважение

Мужское достоинство состоит, в частности, в том, чтобы не быть нахлебником. Гордость, достоинство, самоуважение

Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства - это камень, на котором оттачивается тонкость чувств. Гордость, достоинство, самоуважение

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. Доброта, человеколюбие

Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем, Доброта, человеколюбие

Подлинная гуманность означает прежде всего справедливость. Доброта, человеколюбие

Там, где есть строгость и требовательность женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной. Женщины, мужчины

Человек лишь тогда по-настоящему дорожит жизнью, когда у него есть нечто неизмеримо дороже собственной жизни. Жизнь

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом - значит самому стать безнравственным человеком. Злобность, жестокость, подлость

Неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. Злословие, склочность

Искусство - это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного. Искусство

Книга - один из важнейших источников радости мышления. Книга, печать

Чтение - это труд, творчество, самовоспитание твоих духовных сил, воли. Книга, печать

Большое зло - лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознавать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему. Лесть, лицемерие, ханжество

Любовь - это не только восторженное любование, наслаждение красотой, созданной для тебя, но и бесконечное творение красоты в любимом человеке. Любовь

Нравственное невежество и дикость в сфере любви приносят нашему обществу огромный вред. Тот, кто считает любовь только удовольствием, рождает горе, несчастье, слезы. Любовь

Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Любовь

Без поисков и находок, а следовательно, и без напряжения сил немыслимы увлеченность, вдохновение. Мечты, желания, надежды

Убеждения по самой своей природе не могут быть бездеятельным духовным богатством. Мировоззрение, идеалы, принципы, убеждения

Самое трудное - мужество повседневного, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. Мужество, героизм, доблесть

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Музыка

Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Музыка

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. Музыка

Первое гражданское чувство - чувство создателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. Народ, государство, нация

Невежество, убогость ума и чувств становятся в наши дни моральным пороком. Невежество

Не может быть коммунистической морали без элементарной человечности. Нравственность, мораль

Богатство общества складывается из многообразия составляющих его индивидов, потому что высшая цель воспитания - сам человек. Общество, классы, коллектив

Забота о воспитательной силе коллектива - это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений. Общество, классы, коллектив

Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей. Общество, классы, коллектив

Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми. Общество, классы, коллектив

Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет не кто-то, а его собственная совесть. Поведение, поступки

Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Родина, патриотизм

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Родители, дети

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. Родители, дети

Любого работника - от сторожа до министра - можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. Родители, дети

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Родители, дети

Ребенок ненавидит того, кто бьет. Родители, дети

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. Родители, дети

Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя подлинная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы. Свобода, равенство

Чувство вины - благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. Совесть, честь

Чувство вины не самобичевание, а угрызение совести, стремление к нравственной незапятнанности и порядочности. Совесть, честь

Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком. Если ты наедине с самим собой делаешь что-то плохое и полагаешь, что об этом никто не узнает, - ты ошибаешься. Прятаться от людей - низость, прятаться от себя - низость, помноженная на подлость и лицемерие. Будь предельно честен наедине с самим собой. Совесть, честь

Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других. Счастье, радость

Наивысшее личное счастье - бороться за что-то более значительное, чем личные интересы. Счастье, радость

Человек таков, каково его представление о счастье. Счастье, радость

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество. Физическая культура

Поставь над собой 100 учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь заставлять себя и сам требовать от себя. Характер, выдержка, самообладание

Каждый человек - творец собственного благополучия. Человек таков, каково его представление о счастье.

Рассмотрим основные идеи В. Сухомлинского о том, с чего надо начинать обучение, каким должен быть воспитательный процесс, как правильно обучать детей.

Ребенок, считал Сухомлинский, не может быть счастлив, если в школе ему скучно и плохо, если он не чувствует себя достаточно способным, чтобы овладеть школьной наукой. Сделать ребенка счастливым — значит прежде всего помочь ему учиться.

Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель «Выучить, запомнить!». Вред зубрежки очевиден — она вольно или невольно упраздняет основные идеи учебного предмета. Учитель должен точно разграничить, что надо запомнить на всю жизнь, а что — понять и усвоить без зубрежки, выполняя упражнения.

Сухомлинский настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал, должен стать прежде всего преподавателем словесности.

Слово — первый шаг к мысли ученика. «Большая беда, — говорил педагог, — если воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника».

В воспитательной работе важно все: и содержание материала, и тон, и время разговора, и внешний вид учителя, и манера его поведения. Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает, одухотворяет воспитанников цельностью, красотой жизненных взглядов, морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, если они не соответствуют поведению воспитателя.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу; они являются важнейшим условием их дружбы и товарищества. Учителя и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник.

➣ Интерес поддерживается успехом, к успеху ведет интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания. (В. Сухомлинский)

Таким образом, Сухомлинский доказывал: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя дать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед как результат соединения знания со старательностью. «Учение — труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — все это надежные источники человеческой радости», — писал Сухомлинский.

Василий Александрович неизменно подчеркивал, что с первых дней пребывания в школе ребенок должен уважительно относиться к труду. «Детство не должно быть постоянным праздником; если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда... в труде раскрывается богатство человеческих отношений».

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок приложил усилия, трудясь для других людей, и это принесло ему радость, считал Сухомлинский, он не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя его готовность к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать обществу, но и о том, что труд дает лично ему. У каждого ребенка есть задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Жизнь павлышской школы невозможно было представить без каждодневного многопланового, необходимого и привычного труда детей, в котором эффективно решались интеллектуальные, нравственные, эстетические, эмоциональные воспитательные задачи, прежде всего потому, что труд был личностно значимым делом, нравственным, красивым, творческим. Возможность гармоничного развития личности Сухомлинский видел в неразрывной связи трудового воспитания с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим.