Контрастные цвета желтый красный синий фиолетовый. Контрастный цвет это

Если мы будем одеваться в соответствии со своим контрастом внешности (как цветовым, так и по светлоте), то таким образом мы только подчеркнем свои достоинства: цвета и тона одежды будут гармонично сочетаться с нашими собственным цветами, подчеркивая либо нашу яркость, либо драматичность, либо нежность, легкость и т.д.
Диссонанс цветов одежды и внешности может привести к тому, что мы станем выглядеть бледнее, взрослее, уставшими и т.д. А этого никому не хочется. Так что давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Пришло время узнать все тайны цветового контраста .

Что такое цветовой контраст во внешности

Прежде всего давайте вспомним, какие типы цветового контраста создают цвета при сочетании друг с другом. Профессионалы обычно пользуются цветовым кругом при создании таких сочетаний, вы также можете его применять, это очень удобно.
.

Итак, сочетания цветов могут быть:

монохромными , когда мы сочетаем разные оттенки одного и того же цвета (пример: сочетание различных оттенков синего на фото ниже) — это наименее контрастное сочетание цветов;

Сочетания аналогичных цветов , которые находятся рядом друг с другом на цветовом круге: синий / голубой + зеленый, зеленый + желтый, желтый + оранжевый и т.д. Это умеренно контрастное, спокойное сочетание цветов;

контрастные сочетания создают цвета, находящиеся через три сектора друг от друга: красный — синий — желтый, зеленый — оранжевый — фиолетовый и т.д. (пример: сочетание красного и синего на фото ниже);

дополняющие цвета создают очень контрастные сочетания, находясь друг напротив друга на цветовом круге: красный + зеленый, синий + желтый и т.д. (пример: красный + зеленый на фото ниже).

В дальнейшем для краткости словом «Цвет» (вот так, с заглавной буквы) я буду называть все цвета, не являющиеся нейтральными (то есть ахроматическими цветами и их производными, либо близкими к ним цветами — черным, белым, серым, бежевым и т.п.). Например, голубой я назову Цветом.
А словосочетанием «нейтральные цвета» в этих статьях я буду обозначать ахроматические цвета (черный, белый, серый, бежевый).

Если цвет ваших глаз очень сильно контрастирует с цветом волос, а также с цветом кожи, то цветовой контраст вашей внешности высокий, если же цвет ваших глаз, кожи и волос не слишком отличаются друг от друга, то цветовой контраст вашей внешности низкий.

То есть, если цвета вашей внешности являются контрастными или дополняющими по отношению друг к другу, то у вас присутствует высокий цветовой контраст . Вам подойдут сочетания различных контрастных / дополняющих Цветов.

Если цвета вашей внешности являются аналогичными по отношению друг к другу, то у вас средний цветовой контраст . Именно сочетания таких аналогичных Цветов, не слишком контрастных, но и не монохромные, вам подойдут больше всего.

Если же цвета вашей внешности монохромные, то для вас наиболее выигрышными будут сочетания различных оттенков одного Цвета ,

Либо сочетания одного Цвета с нейтральными цветами (ниже: сочетание горчичной водолазки с оттенками серого и черным).

Вам подойдет и сочетание нейтральных цветов.

Как определить свой цветовой контраст во внешности

Светлоту цвета (его глубину и насыщенность) сейчас мы не учитываем, за нее отвечает . Для определения цветового контраста мы будем руководствоваться только самим цветом глаз и волос. Посмотрите, как расположены цвета ваших глаз и волос на цветовом круге относительно друг друга.
Цвет кожи нужно учитывать только, если она активно окрашена (имеет ярко выраженный цвет). То же самое касается и цвета губ.

Высокий цветовой контраст

Возьмем для примера шатенку или брюнетку с голубыми глазами.

Найдите голубой цвет на цветовом круге.
Цвет ее волос (коричневый) является глубоким оттенком оранжевого цвета. Голубой на цветовом круге находится напротив оранжевого, значит, цветовой контраст такой женщины будет высокий. В ее внешности присутствуют дополняющие, то есть очень контрастные цвета (голубой + оранжевый).

Зеленые глаза также будут контрастны (удалены на три сектора = контрастное
сочетание) по отношению к подобным волосам (зеленый - оранжевый).


Невооруженным глазом яркий цветовой контраст во внешности также заметен: мы видим, что яркий цвет глаз Кортни Кокс контрастирует с ее насыщенным цветом волос.

То же самое можно сказать про рыжеволосых женщин с зелеными или голубыми глазами (оранжевый и синий противоположны на цветовом круге, а оранжевый и зеленый разделены тремя секторами, то есть они контрастны по отношению друг к другу).

У блондинок с голубыми глазами также высокий цветовой контраст - голубой (глаза) и желтый (волосы).

Если у вас высокий цветовой контраст, вам обязательно нужен Цвет, а лучше сразу несколько.
Вам больше подойдет сочетание различных контрастных (или дополняющих) Цветов, чем монохромные сочетания или сочетания аналогичных Цветов. То есть вы смело можете носить несколько различных контрастных цветов в одном комплекте. Они только подчеркнут вашу красоту.

Необходимо учитывать при подборе одежды и яркость ваших красок. Например, если цвет голубых глаз довольно яркий, то вам подойдут контрастные сочетания .

Примечание: на всех фотографиях с примерами одежды я хочу вам показать именно примеры цветовых сочетаний в одежде. Женщины на этих фото — модели, которые часто не соответствуют обсуждаемому контрасту. Очень трудно найти фото, которые бы содержали и необходимое для демонстрации цветовое сочетание, и подходящую модель. Это можно увидеть на фото с актрисами — их более удачные наряды, и менее удачные. А что касается фотографий с одеждой, то вы сами можете заметить: многие из приведенных ниже сочетаний моделям не идут, так как не соответствуют их типу контраста и колористики.

Средний цветовой контраст

Теперь возьмем для примера блондинку с карими глазами и светлой кожей. Цвет ее волос можно причислить к желтому сектору на цветовом круге. Коричневый сектор находится рядом (желтый + оранжевый). Значит, у нее во внешности присутствуют аналогичные цвета. Она имеет средний цветовой контраст.

Средний цветовой контраст и у блондинок с зелеными глазами (желтый и зеленый находятся рядом на цветовом круге и являются аналогичными).

То же самое можно сказать и про обладательницу рыжих волос и глаз орехового или золотистого цвета (оранжевый + желтый). На примере Холланд Роден ниже мы видим, что у нее не такой высокий цветовой контраст между цветом глаз (ореховые, золотистые) и рыжих волос, как у зеленоглазой Эммы Стоун выше (см. высокий цветовой контраст).

Точно также, как и у рыжеволосых, средний цветовой контраст и у шатенки или брюнетки с ореховыми или желтыми (золотистыми) глазами (оранжевый (волосы) + желтый (глаза) являются аналогичными цветами).

Если у вас средний цветовой контраст, то вам подойдут не слишком контрастные сочетания Цветов, находящихся близко друг от друга на цветовом круге (аналогичных), то есть вам нужен умеренный цветовой контраст.


Низкий цветовой контраст

Цвета внешности брюнетки с карими глазами и персиковой кожеймонохромные . Можно сказать, что все они являются разными оттенками одного и того же цвета (темные оттенки оранжевого). У нее очень низкий цветовой контраст.

У кареглазых брюнеток со светлой кожей также будет низкий цветовой контраст, так как цвет глаз и волос совпадает.

Монохромными будут и цвета шатенки с карими глазами.

Также цвета кареглазой обладательницы рыжих волос можно причислить к монохромным (оранжевый + коричневый, как глубокий оттенок оранжевого).

То же самое можно сказать и об обладательнице светлых волос и золотистых глаз (желтые, ореховые). Цвет волос (желтый) совпадает с цветом глаз (желтый).

Довольно монохромная внешность и у обладательниц пепельно-русых волос, цвет которых близок к серому, «мышиному» и абсолютно серых глаз.

И невооруженным глазом видно, что цвет глаз и волос вышеперечисленных женщин очень близки.

Примечание: если, при вышеописанной внешности, у вас яркий цвет кожи, и он не совпадает с цветом глаз и волос, то тогда цветовой контраст у вас будет средний, а не низкий. Смотрите рекомендации выше для среднего цветового контраста. Также, если Вы часто пользуетесь яркой помадой, это тоже можно учитывать. Ее наличие добавляет цветовой контраст монохромной внешности.

Если у вас низкий цветовой контраст, то вам больше подойдет однотонная одежда, а также комплект, состоящий из оттенков одного Цвета,

Либо сочетания различных нейтральных цветов.

Хорошо на вас будет смотреться и сочетание одного Цвета с нейтральными цветами.

Если у вас серые глаза

Так как серый — ахроматический цвет, то он не дает цветового контраста с другими цветами. Так что, если у вас абсолютно серые глаза без примеси других цветов (не серо-голубые, серо-зеленые — в этом случае, скорее, рассматривайте их, как разновидность голубого и зеленого цветов), то цветовой контраст определяйте по сочетанию цвета волос и кожи, если цвет кожи хорошо выражен. Либо определяйте контраст по сочетанию цвета волос и губ, если цвет губ хорошо выражен.


Например, у сероглазой шатенки с яркой кожей и / или губами будет средний цветовой контраст, так как розовый (губы, кожа) находится рядом с оранжевым (волосы) на цветовом круге.

Если же цвет вашей кожи и губ довольно нейтрален, не ярко выражен, то тогда ваши краски можно рассматривать, как монохромные (выражен только цвет волос), а серый (цвет глаз) — ахромат, то есть он нейтральный.
В этом случае ориентируйтесь на рекомендации для низкого цветового контраста. То есть вам подойдет однотонная одежда, а также монохромные сочетания разных оттенков одного цвета и различные сочетания нейтральных цветов (можно и с добавлением одного цвета).

Кстати, если у вас гетерохромия (разноцветная радужная оболочка глаза), полная или частичная (как на фото выше), то не забывайте, что это дает дополнительный контраст. Посмотрите, какой контраст между цветами глаза.
Например, голубые глаза с коричневыми вкраплениями или участками сразу относят вас к высокому цветовому контрасту (оранжевый — голубой).
Но дальше ориентируйтесь на сочетание этих цветов с цветом ваших волос.

Например, у Кейт Босуорт на фото выше высокий цветовой контраст: коричневый + голубой (цвета глаз) + желтый (цвет волос).

Как одеваться в соответствии с собственным цветовым контрастом

Яркость и глубина этих цветов зависит от вашего контраста по светлоте и :
  • чем ярче краски вашей внешности, тем более яркие цвета вам идут,
  • чем приглушеннее краски вашей внешности, тем более мягкие, приглушенные, пастельные цвета вам идут,
  • чем темнее краски вашей внешности, тем более глубокие цвета вам идут,
  • чем светлее краски вашей внешности, тем более светлые цвета вам идут.

Например, возьмем высокий цветовой контраст. Всем его обладательницам подходят контрастные сочетания цветов. Но!
Если Вы шатенка или рыжая с яркими голубыми или зелеными глазами, то цвета эти должны быть яркими, например ярко-желтый + ярко-красный.
Кстати, при сочетании контрастных очень ярких цветов старайтесь выбрать один в качестве доминирующего, а остальные пусть дополняют его в меньшей пропорции. Иногда, такие цвета начинают спорить за внимание, если их смешать в равной пропорции.

Брюнеткам с яркими глазами подойдут не только яркие, но и глубокие цвета. В их случае можно сочетать яркие цвета с более насыщенными, глубокими.

А вот голубоглазым блондинкам больше подойдет сочетание более светлых контрастных оттенков.

Давайте рассмотрим на примере трех довольно темных шатенок с разным цветовым контрастом, как сочетания цветов, подходящих нашей внешности, влияют на восприятие образа в целом.

Возьмем три сочетания: контрастных цветов, аналогичных цветов и монохромные сочетания.

Шатенка с яркими голубыми глазами Алексис Бледел имеет высокий цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных контрастных ярких Цветов.

Контрастное сочетание красного, зеленого и желтого цветов подчеркивает яркую красоту Алексис.
В платье с дополняющими цветами (желтый + голубой) она выглядит уже не так ярко, намного бледнее. Почему? Ведь цветовой контраст соблюден, как и в первом случае? Не стоит забывать о насыщенности и яркости цветов девушки, они у нее очень яркие. Вот если бы это платье было более ярким, то, несомненно, оно бы ей больше подошло.
Платье с принтом из аналогичных цветов (синий+зеленый) слишком монохромно для ее ярких красок.

В платье с монохромным принтом Алексис также выглядит менее ярко, хотя синий цвет ей очень идет. Помада спасает положение, но добавить еще какой-нибудь контрастный синему Цвет не помешало бы. Хотя бы даже сумочку (первое фото ниже).
Синее платье смотрится неплохо за счет своего довольно яркого цвета (второе фото), но все же не хватает цветового контраста, чтобы поддержать контраст девушки. Яркость поддержана, контраст — нет.
Наиболее выигрышным для Алексис является сочетание контрастных Цветов (последнее фото) — образ выглядит интереснее, а девушка ярче с внедрением контрастного цвета (красного).

Таким образом, если цвета вашей внешности контрастируют друг с другом, то и сочетание контрастных цветов в одежде будет вас украшать, подчеркивать ваши яркие краски.
Чем ярче сами краски вашей внешности, тем ярче должны быть выбираемые вами Цвета. Не забывайте и о своем , но о сочетании этих двух типов контраста мы поговорим в следующей статье.

Шатенка с глазами золотистого орехового цвета Рашида Джонс имеет средний цветовой контраст , ей подойдут сочетания различных аналогичных Цветов.

Сильный цветовой контраст дополняющих цветов, розового и зеленого (первое фото ниже), немного подавляет Рашиду, ее лицо остается как бы в стороне, платье перетягивает внимание на себя. При том, что Рашида — девушка довольно яркая, такой сильный цветовой контраст ее переигрывает.
Контраст ей необходим, но он должен быть более спокойным.

На втором фото сочетание аналогичных цветов (синего платья и зеленого колье) поддерживает контраст внешности девушки, при этом не подавляет ее. При таком сочетании она выглядит ярко.
Монохромное же сочетание только одних оттенков синего не дотягивает до ее цветового контраста — комплект на ней кажется скучным, да и сама Рашида поблекла.

Если цвета вашей внешности — аналогичные по отношению друг к другу, то вам подойдет и сочетание близких друг к другу на цветовом круге оттенков в одежде (аналогичных). Очень контрастные цветовые сочетания могут быть слишком агрессивны для вас, а монохромные — скучными и безликими.

Шатенка с карими глазами Оливия Палермо имеет низкий цветовой контраст, ей подойдут однотонные наряды, также монохромные сочетания разных оттенков одного Цвета, сочетание Цвета и разных нейтральных цветов, даже просто в одних нейтральных цветах она будет хорошо выглядеть.
Кстати, Оливия иногда перекрашивается в блондинку, а это меняет ее цветовой контраст, он становится средним, что соответственно влияет и на ее гардероб. Но возьмем пример Оливии-шатенки.

Несмотря на яркую внешность Оливии, контрастное сочетание дополняющих цветов желтого и синего несколько «забивает» внешность девушки, а также ее простит.
Цветовой контраст красного и синего также слишком высок для низкого контраста природных красок Оливии. На первых двух фото ниже внимание притягивает одежда, девушка за ней скрыта.
Зато сам по себе желтый (последнее фото), без контрастных цветов в качестве дополнений, смотрится на Оливии хорошо (цветовой контраст отсутствует). Внимание привлекает прежде всего лицо девушки.

Менее контрастное сочетание аналогичных цветов также немного пестровато для Оливии (первое фото ниже), а в однотонном свитере она выглядит гармонично, не создается впечатления, что не хватает какого-то цвета, ничего не хочется добавить — Оливия очень хороша.
То же самое можно сказать и о монохромном принте — девушке он идет. На первый план выступает ее лицо, а затем уже мы обращаем внимание на принт.

Если цвета вашей внешности выдержаны в одной цветовой гамме, и цветовой контраст у вас низкий, то слишком контрастные по цвету сочетания могут вас подавлять, умеренно контрастные сочетания аналогичных цветов также будут смотреться менее выигрышно, чем монохромные принты, сочетания разных оттенков одного цвета или однотонные варианты.
Речь идет только о цвете, а не о контрасте по светлоте «темное + светлое», такой контраст вам может быть даже необходим —

Если при этом краски вашей внешности приглушенные (), то старайтесь выбирать более приглушенные мягкие оттенки цветов. Если же у вас яркий цвет глаз и волос (брюнетки с карими глазами, обладательницы каштановых волос с карими глазами), то вам подойдут яркие либо насыщенные, глубокие цвета.

Давайте посмотрим, как выглядят нейтральные цвета на обладательницах разного цветового контраста.

Яркая по цветам внешность Алексис требует какого-нибудь яркого Цвета, а еще лучше — сразу нескольких. Ахроматические цвета делают ее бледнее, наряд выглядит безлико (и это при том, что фото отретушировано, оно студийное), хочется поддержать цвет ее глаз каким-нибудь Цветом (первое фото ниже).
Обладательницам высокого цветового контраста лучше всего использовать нейтральные цвета, чтобы разбавлять ими сочетания более ярких Цветов . Как вариант, напротив, можно добавить в нейтральный комплект яркий аксессуар, сочетающий контрастные Цвета (второе фото ниже).

В нейтральных черно-бело-серых тонах Рашиде Джонс явно не хватает цвета.
А вот сочетание голубого и зеленого (аналогичных цветов) с нейтральным белым поддерживает цветовой конраст девушки.
Если у вас средний цветовой контраст, старайтесь его поддерживать Цветом . Это может быть и внедрение пары Цветов в гамму различных нейтральных оттенков (яркая помада тоже считается!).

А вот на обладательнице низкого цветового контраста Оливии комплекты, составленные полностью из нейтральных цветов, смотрятся изысканно и благородно. Главное — подобрать подходящий вам контраст по светлоте и «ваши» оттенки (соответствующие вашей температуре — теплые или холодные).

Также в этом случае хорошо будет смотреться какой-нибудь Цвет, внедренный в монохромную гамму нейтральных оттенков. Лучше, если это будет один акцентный Цвет, больше уже может выглядеть, как перебор.

Итак, на данном этапе мы определили свой контраст по светлоте, а также свой цветовой контраст . Осталось дело за малым: воспользоваться этими знаниями и объединить их в одно целое. В следующих статьях мы разберемся, как определить свой лидирующий тип контраста, и как им воспользоваться, чтобы умело сочетать цвета в одежде, как профессионал , а также очень подробно остановимся на различных сочетаниях цветов, которые наиболее эффектно будут смотреться на обладательницах КАЖДОГО типа контраста.


: Alexa Chung


3.2 контрастный цвет: Цвет для усиления зрительного восприятия и выделения на окружающем фоне знаков безопасности и сигнальной разметки, выполнения графических символов и поясняющих надписей. Источник …

ГОСТ Р 12.4.026-2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р 12.4.026 2001: Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

BMW M5, выделенный красным Бампер энергопоглощающее устройство автомобиля (на случай лёгкого удара) в виде бруса, расположенного спереди (часто и сзади). Бампер является разновидностью буфера … Википедия

- (франц. contraste резко выраженная противоположность) в психологии, субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной («одновременный К.») или временной… … Большая советская энциклопедия

Москвич 412 … Википедия

ОКРАСКА МИКРООРГАНИЗМОВ - окраска микроорганизмов, метод бактериологического исследования, применяемый для обнаружения и изучения микробов при микроскопировании препаратов. Последние могут быть приготовлены из культур микробов или нативного материала — тканей органов … Ветеринарный энциклопедический словарь

АРХИТЕКТУРА - учебно воспитательных учреждений, здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств, среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. функциональные и техн. начала в А.… …

АРХИТЕКТУРА учебно-воспитательных учреждений - здания, сооружения и их комплексы, формирующие пространств. среду для жизни и деятельности детей и юношесша в соответствии с задачами их образования и воспитания. Эстетич. функциональные и техн. начала в А. должны соответствовать возрастным… … Российская педагогическая энциклопедия

Петрович, Надежда - (Petrović, Надежда) (12.10.1873, Чачак, Сербия 03.04. 1915, Валево, Югославия) сербский живописец. Родилась в семье, известной культурно патриотической деятельностью. Все дети в ней получили прекрасное гуманитарное образование, а брат… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

- (цветовые измерения), наука о методах измерения и количеств. выражении цвета. В результате цветовых измерений (ЦИ) определяются три числа, т. н. цветовые координаты (ЦК), полностью определяющие цвет при нек рых строго стандартизованных условиях… … Физическая энциклопедия

Из книги И.Иттена "Искусство цвета":

Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет . В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

жёлтый - фиолетовый;
жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый;
оранжевый - синий;
красно-оранжевый - сине-зелёный;
красный - зелёный;
красно-фиолетовый - жёлто-зелёный;

Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдём, что в них всегда присутствуют все три основных цвета: жёлтый, красный и синий:

жёлтый - фиолетовый = жёлтый, красный + синий;
синий - оранжевый - синий, жёлтый + красный;
красный - зелёный = красный, жёлтый + синий.

Подобно тому, как смесь жёлтого, красного и синего даёт серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета. Можно вспомнить также опыт из раздела "Физика цвета", когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе "цветовая гармония" было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.

Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остаётся неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.

Красный и дополнительный к нему зелёный одинаково светлы и обладают одинаковой цветовой яркостью. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведём несколько следующих упражнений.

На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зелёного и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зелёного.

Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений. Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока ещё не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зелёным цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые тона. Старые мастера добивались столь цветного серого тона, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.
Пуантилисты добивались цветного серого тона другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: "Мадонна канцлера Ролена" Ян ван Эйка (1 390-1441) , Париж, Лувр; "Царь Соломон, встречающий царицу Савскую" в Ареццо и работа Поля Сезанна "Гора Сен-Виктор" , Филадельфия, Музей искусства.

От себя добавлю:

Когда мы выбираем контрастные цвета в одежде, мы должны подбирать контрастный цвет, эквивалентный по тону, светлоте и насыщенности. Т.е., если основной цвет, к которому подбираем контрастный, пастельный, то и контрастный будет противоположный с круга пастельный.

Для смешанных цветов подбираем контраст по следующему принципу:

1) определяем, из каких частей состоит наш цвет, например розовый средней светлоты и насыщенности. Он имеет 2 визуальные составляющие красный плюс белый. Соответственно контрастный ему будет чистый зеленый плюс белый (так называемый мятный цвет), такой же средней светлоты и насыщенности, т.е. пропорция белого в цвете должна быть одинакова.

2) коричневые и бежевые цвета образованы смесью синего, красного и желтого в разных пропорциях. Контрастными для коричневых могут быть либо синие, либо красные, либо желтые цвета в соответствующей коричневому степени светлоты и насыщенности.

3) оливковые цвета есть оптическая смесь желтого и черного. Контрастными для оливковых будут фиолетовые плюс черный в одинаковой с оливковым пропорции, т.е. цвет баклажана и черной оливки. Забегая вперед - это базовые цвета осеннего подтипа "оливки и маслины", который является контрастным типом не только по тону, но и по светлоте (светлая кожа оливкового цвета и темные волосы и глаза цвета маслин).

Вот картинка, которую я уже выкладывала, для смешанных цветов, где можно посмотреть контрастные им (диаметрально противоложные на этом круге):

Контраст всегда подбираем к основному цвету, а подтоны переносим в неизменном виде на противоположный основному в круге цвет.

Также для продвинутого использования можно применять два вида контраста одновременно, если основной наш цвет является либо очень светлым, либо очень темным. Тот же цветотип "оливки и маслины" сочетает в себе два вида контраста - дополнительных цветов и светлого и темного, из осенних контрастных цветотипов это также "эбен и слоновая кость", "вино и виноград" (все эти контрасты заключены уже в самой внешности этих цветотипов).

Задание на дом! Продумать дополнительно-контрастные цвета для всех ваших любимых цветов.

Как и обещал, переношу конспект сюда...

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении...

Все спектральные цвета называются хроматическими
Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
Серый белый и черный называются ахроматическими

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре.
Они когда расположены рядом друг-друга усиливают, зажигают.

основные характеристики цвета:

1. Цветовой тон (оттенок по отношению к основному цвету спектра)

2. Светлота (большая или меньшая близость цвета к белому)

3.Насыщенность (степень яркости цвета, изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета)

4. Тепло- холодность (Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные.
К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый.
К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.)

* В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.

...Теплые и насыщенны
е (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими], выступающими.

... Холодные цвета и ненасыщенные
создают впечатление отдаленности. Поэтому их называют удаляющими,отступающими.

Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим - синий. Изображённые на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность, приблизить и выделить одни части фото и отодвинуть на задний план другие.
Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.

В зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.

В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают
шесть переходных степеней светотени :

блик - особо высветленная часть предмета.
светлая часть -
часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон- часть
предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть -
часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
рефлекс -
свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов.
тень,
падающая от предмета на другую освещенную часть;

Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.


На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета.

Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней.

Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

Родственные- цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.

Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов работы, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной фотографии необходимо, чтобы каждый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а разнообразии оттенков и переходов цвета.

Есть несколько правил, которые помогут вам при подборе гармоничного сочетания цветов.

Цвет -----------------> Гармонирующие цвета

Цвет -Красный
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый

Цвет -Малиновый
Гармонирующие цвета-Жемчужно-серый, розовато-лиловый

Цвет-Темно-красный (бардо)
Гармонирующие цвета-Черный, голубой, беж

Цвет-Алый
Гармонирующие цвета-Светло-голубой, зеленый

Цвет-Густо-розовый
Гармонирующие цвета-Различные оттенки голубого

Цвет-Коричнево-розовый
Гармонирующие цвета-Голубой, кремовый

Цвет-Бледно-розовый
Гармонирующие цвета-Салатный, бледно-сиреневый, голубой

Цвет-Оранжевый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий

Цвет-Соломенно-желтый
Гармонирующие цвета-Бледно-розовый, серовато-голубой, зеленый

Цвет- Желтый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, голубой, зеленый

Цвет-[Бледно-желтый
Гармонирующие цвета-Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый

Цвет-Золотистый
Гармонирующие цвета-Светло-серый, зеленый, темно-красный

Цвет-Темно-зеленый
Гармонирующие цвета-Коричневый, беж

Цвет-Серо-зеленый (цвет морской волны)
Гармонирующие цвета-Васильковый, оранжевый

Цвет-Синий
Гармонирующие цвета-Желтый, песочный, оранжевый, розовый

Цвет-Бледно-зеленый
Гармонирующие цвета-Темно-зеленый, лиловато-розовый

Цвет-Серо-голубой
Гармонирующие цвета-Бордо, серый

Цвет-Фиолетовый
Гармонирующие цвета-Светлые и темные оттенки зеленого

Цвет-Бледно-сиреневый
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый, розовато-лиловый

Цвет-Розовато-лиловый
Гармонирующие цвета-Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый

Цвет-Коричневый
Гармонирующие цвета-Оранжевый, красный, беж

Цвет-Серый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

Основные цвета радуги, расположенные согласно их положению в спектре (1)
и по убыванию степени светлоты (2).
3 - монохромный вариант цветового ряда 2

Kонтраст светлых и темных тонов:
К изменениям яркости наше зрение наиболее чувствительно - мы воспринимаем не только сильные перепады светлого и темного, но и тончайшие нюансы изменения светлоты тонов.


Между дополнительными цветами, цветовой контраст которых считается очень сильным, существует различный контраст яркости - между красным и зеленым он наименьший, а между желтым и фиолетовым - максимален.

Гармоничное фото часто содержит в большем или меньшем количестве набор полутонов разной яркости от очень светлого к очень темному. Изменение распределения полутонов на снимке часто позволяет исправить вялый снимок.

контраст по цвету:

Считается, что одновременный контраст трех главных цветов, является самым сильным.

Цветное изображение, построенное на контрасте по цвету, может потерять информативность при преобразовании в монохромное.

Цветовой контраст усиливает ощущения бодрости, чистоты, решительности, энергичности. Он используется для передачи сильных эмоций.

Автор фото Андрей Турцевич

Kонтраст теплого и холодного:

Удивительно, но теплые и холодные цвета, которые так естественно ассоциируются с температурой, могут передавать, также ощущение глубины пространства. Причина тому - свойства земной атмосферы окрашивать удаленные предметы в синеватые тона. Чем дальше предмет от нас находится, тем более холодным он кажется. Художники этим пользуются для усиления чувства близости объектов, умышленно окрашивая их в более теплые тона.

С помощь контраста теплого и холодного вы можете усилить ощущение глубины пространства в пейзажной фотографии,
контраст теплого и холодного можно использовать для передачи динамики.

Ситуация, когда дальние объекты показываются в кадре в более теплых тонах может приводить к диссонансу.

Kонтраст по площади цветовых пятен:
Принцип использования цветового контраста по площади заключается в том, что для усиления звучания какого либо цветового оттенка, его задействуют в меньшем количестве. Изменив пропорции цветов в кадре, можно создать новый цветовой эффект. Чтобы правильно определить пропорцию, необходимо учитывать, что воздействие цвета определяется не только занимаемой площадью, но и другими видами цветового контраста.

Чем светлее цвет, тем меньше должна быть его пропорция для достижения эффекта контраста по площади.

Вот примерные значения степени светлоты основных неразбеленных цветов радуги по десятибалльной шкале: красный - 6, оранжевый - 8, желтый - 9, зеленый - 6, голубой - 7, синий - 4, фиолетовый - 3.

Гармоничное сочетание дают оттенки, общее восприятие которых соответствует монохромному серому, однако для создания гармоничного произведения необходимо учесть как сам цветовой оттенок, так и занимаемую им область.

Например, красный и зеленый - дополнительные цвета. Это значит, их сочетание будет восприниматься как гормоничная нейтральная гамма, если каждый цвет на фотографии займет равную площадь, по той причине, что степень светлоты обеих цветов примерно одинакова.

Иначе складывается ситуация при использовании другого сочетания дополнительных цветов - фиолетового и оранжевого. Поскольку желтый втрое светлее фиолетового, для достижения гармоничного монохроматического эффекта, его необходимо взять в три раза меньшем количестве.

Если же в пропорции 1:3 соотнести красный и зеленый цвета, мы получим совсем иное восприятие гаммы красного и зеленого, где эффект по площади цветовых пятен создаст новый эффект.

Kонтраст дополнительных цветов:

В отличие от других видов контраста, этот проявляется между конкретными парами оттенков - для каждого цвета существует единственный цвет, ему дополнительный. Дополнительными называются два цвета, при смешении дающие нейтральный тон. На действии дополнительных оттенков строится теория цветовой гармонии - наиболее гармоничным принято считать такое сочетание нескольких оттенков, общее восприятие которых соответствовало бы нейтральному тону.

Контраст дополнительных цветов - один и самых сильных, при его использовании необходимо учитывать не только с психологию, но и физиологию восприятия цвета человеком. Например, разглядывание одноцветного объекта приведет к появлению в поле зрения ощущения дополнительного цвета. Этот эффект необходимо учитывают при компоновке цветных снимков.

б ольшое спасибо Андрею Турцевичу за столь доходчивое раскрытие темы!

  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст по цвету

    Контраст по цвету - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

    Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4). Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).

    Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7). Число вариаций здесь очень велико и. в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Как это было показано на рисунках, относящихся к разделу «Цвет и цветовое воздействие», белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).

    Эти упражнения можно было бы выполнять, используя также и произвольно выбранные цветовые пятна. Однако в этом есть большая опасность. Вместо того чтобы изучать собственно силу и напряжение цветовых сочетаний, выполняющие эти упражнения начинают увлекаться формами и рисовать пятнами. Подобное рисование в этом случае становится врагом всякой живописности. Этого безусловно нужно избегать. И простые полосы или сетка шахматной доски здесь наиболее уместны.

    В упражнении, показанном на рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях,чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.

    Композиция рисунка 9 состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а также их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.

    Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. После каждого схематического упражнения рекомендуется давать задания на выполнение свободных композиций в соответствии с характером данного контраста.

    В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.

    На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей - в целях создания радостного декоративного многоцветия.

    Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

    Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.

    Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

    В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.

    Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.

    Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами - красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа. Художники группы «Синий всадник» - Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.

    Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.