Конспект занятия по бисероплетению Тема: «Изготовление цветов из бисера (французская техника плетения). Конспект занятия по бисероплетению. Плетение комнатного цветка «Пуансеттия

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеский центр «Импульс»

Конспект урока

Тема: «Основы бисероплетения»

для учащихся 1-4 классов

Объединения « Коллекция идей»

(Художественно-эстетического направления)

Декоративно-прикладное искусство

выполнила:

педагог дополнительного образования

Сапожникова Лидия Александровна

г. Хабаровск.

2014г.

Цель: Ознакомление с бисером. История бисера. Материалы для бисероплетения. Простые способы плетения.

Задачи:

Обучающая:

Ознакомить учащихся с бисером. Разновидности бисера. Фурнитура для использования при бисероплетении.

Простые способы плетения бисера.

Развивающая:

Развивать моторику пальцев, что способствует умению концентрироваться, сформировывает движения пальцев рук, влияет на уровень развития речи, умению логически рассуждать, обладанием хорошей памятью.

Воспитательная:

- Воспитывать художественный вкус

Воспитывать положительную самооценку

Воспитывать аккуратность, бережливость, внимательность.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по наглядному показу (схеме))

Практический (работа по схеме)

Методическое обеспечение:

- Наглядные изделия из бисера (бисерные украшения, деревья, бабочки, цветы, стрекозы..и т.д.)

Книги и журналы по бисероплетению

Схемы простого плетения из бисера

Оборудование и материалы:

Проволока 0,3мм

Вид бисера 11/0; 8/0. цвет (зеленый)

Ножницы

Плоская емкость для бисера

Ход урока

  1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с бисероплетением.

Бисероплетение – это популярный вид творчества среди детей и подростков. Работа с бисером очень увлекательна, способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков и памяти, фантазии и воображения.

2. Бисер – это мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки, проволоки или лески.

Размеры бисера.

Чем мельче бисер, тем больше его номер. Например, бисер 15/0 значительно меньше бисера с номером 6/0. Но бисер одного номера у разных производителей зачастую отличается по величине.

Цвет и форма.

Наиболее распространен круглый бисер, но бывает и треугольный, и цилиндрический, и шестиугольный.

Бисер бывает и прозрачный и непрозрачный. Изнутри и снаружи бисеринки могут быть покрыты медью, серебряной, золотой или цветной краской. Бисер матируют, придают металлический блеск, делают радужную окраску или перламутровую.

Для плетения используют:

Проволоку, леску, нитки, резинку. Нитки могут быть нейлоновые, хлопчатобумажные, шелковые, но плести из них можно с условием, что они достаточно прочны. Проволока – податливый материал, ей легко придать любую необходимую форму. Поэтому чаще всего ее используют для изделий с жестким каркасом, например, для плетения фигурок, изделий для декора интерьера, например бисерных деревьев.

3. История бисера:

Родиной бисера был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду до сих пор находят в древних гробницах. Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распростронилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод под Москвой¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения царских нарядов.

4. Приготовим рабочее место и повторим технику безопасности.

Для того, чтобы бисер не укатывался и было легко нанизывать, нам понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Разложим бисер по небольшим плоским коробочкам или крышечкам (например от пластиковых контейнеров)

Техника безопасности:

Особое внимание уделяем месту для занятия рукоделием. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение .

  1. Физкультминутка.

Педагог:

Перед тем, как начать работу, сделаем физкультминутку:

Мы устали, засиделись

Нам размяться захотелось

То, на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

И на место тихо сели.

Педагог: Ребята, мы размялись, теперь приступим к работе:

  1. Простые приемы бисероплетения.

Способ «скрутка»

Веточка листьев из зеленого бисера

Нам понадобится проволока длиной 30-40 см.

Набираем 7 бисеренок зеленого цвета, складываем проволоку пополам, пальцами левой руки плотно сжимаем бисерины, а правой начинаем равномерно скручивать оба конца на длину «ножки».

Педагог показывает выполнение бисерного скручивания.

Затем на один из концов набираем еще 7 бисерин и точно так же обратным ходом скручиваем «ножку». Дойдя до ствола, делаем еще два, три оборота вместе с ним. Снова набираем на длинный конец бисерины и скручиваем сначала «ножку», а потом центральную ветвь до расположения следующей боковой «ножки»

  1. Практическая работа:

Ученики выполняют задание.

Педагог обходит учеников, проверяет выполнения задания.

Корректирует выполнение задания.

По окончанию урока педагог отмечает старательность выполнения работы и аккуратность учеников.

Педагог: Ребята, вы все очень хорошо работали, уберите свои рабочие места, соберите бисер в коробку, проволоку сложите в специальный мешочек. Урок окончен, всем спасибо.

До свидания!

Итог урока :

Ученики познакомились с бисером, его историей.

Освоили простые приемы бисероплетения, способ «Скрутки».

Подготовили веточки листьев из бисера для дальнейшей работы по изготовлению бисерного дерева.

Когда Египет был завоеван римлянами, производство стеклянного бисера распространилось по Римской империи, а после и по всей Европе. На Руси в 16 веке открылся первый русский стекольный завод ¸ где начали создавать изделия из стекла в том числе и бисер, разноцветный стеклярус для украшения нарядов.

Русские мастера делали мозаичные стекла, кольца, браслеты, бусы, вышивали картины, иконы, украшали пасхальные яйца и сувениры.

Венеция главный центр и поставщик бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.

Бисерные работы можно найти и у туземцев Америки, Африки, и Океании. Американские индейцы до сих пор отделывают парадное одеяние бисерной вышивкой. Их орнамент геометрический, или сильно стилизованный изображениями растений.

В современном мире центрами производства бисера считаются такие страны как Чехия, Тайвань и Индия. Новая эра в истории бисера и бисероплетения началась с основания производства бисера в Японии.

Историкам не известно кто именно придумал это Чудо – Бисер. Где, в каких измерениях, в какие времена зародилось пространство Бисерных Чудес. Бисер – это очень красивый, прочный и стойкий материал. Он не портится от времени, как ткань, не слишком чувствителен к свету, то есть не выгорает так сильно, как бумага, ткань или краска, и не ломается. Современные бисеринки могут создаваться не только из стекла, но и из самых разных материалов: драгоценных и полудрагоценных камней, металлов, дерева, пластмассы…


Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.


Конспект открытого занятия по бисероплетению с презентацией.
Автор: Лунёва Лариса Семёновна, педагог дополнительного образования, детское объединение «Бисероплетение».
Тема занятия: «Плетение цветка. Крокусы».
Форма занятия: урок-игра.
Цель занятия: Закрепление основных приемов бисероплетения посредством игры и изготовление цветка в технике петельного плетения.
Задачи:
Образовательные – закрепить ранее изученные техники низания бисера на проволоку: параллельная, петельная и круговая;
- учить использовать бисер для изготовления цветка в технике петельного плетения;
Развивающие – развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать, развивать у детей чувство композиции;
Воспитательные – воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, доброе отношение к своим товарищам, старательность. Воспитывать в детях любовь к природе, проявлять интерес к окружающему миру.
Методы: Игровой,словесный (рассказ, фронтальный опрос);
Объяснительно-иллюстративный (демонстрация, объяснение, инструктаж);
Репродуктивный (практическая работа, выставка).
Приемы:Игра «разгадай кроссворд», опрос, беседа, анализ образцов, показ практических действий, индивидуальная работа, подведение итогов, поощрение.
Дидактический материал: схемы плетения в разных техниках, карточки с заданиями, готовые образы поделок, картинки-иллюстрации.
Материалы и инструменты: бисер разных цветов, ножницы, салфетки для работы, проволока, тарелочки для бисера, бусины для украшения.
План:
1.Организационный: приветствие, проверка подготовки детей к занятию.
2.Подготовительный: сообщение темы занятия, вступление.
3.Введение в занятие: инструктаж игры.
4.Основной: Игра.
5.Физкультминутка.Гимнастика для глаз.
6.Продолжение основного этапа.
7.Практическая работа: практика, изготовление «волшебного» цветка.
8.Итоговый: оформление цветов в единую композицию, подведение итогов, выводы, поощрение.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.
Вале логическая минутка. (2 мин.)Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.Предлагаю детям представить, что они листочки, которые качаются на слабом дуновении ветра. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног, покачивая ими. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены ребята включаются в урок.
2.. Подготовительный.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нашем занятии присутствуют гости, и мы с вами покажем, чему вы успели научиться, какие красивые вещи из бисера вы можете делать. Давайте мы нашим гостям откроем яркий и красочный мир бисера. Покажем, какие вы умницы и рукодельницы.
На улице сейчас поздняя осень, природа спит, затем настанут долгие зимние вечера, а за ними наступит прекрасное время года - весна. И вновь природа заиграет разноцветными красками: распустятся деревья, зацветут цветы в садах и на клумбах.Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?(Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…)- А мы с Вами сегодня попробуем ускорить, приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветок.
-Скажите, из каких частей состоит цветок?(Лепестков, тычинок, стебля, листьев.)- Как окрашены лепестки крокусов в природе?(Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по- разному, например фиолетовый и желтый, белый и розовый и др.)-Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.- Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?(Ножницы, проволока, леска, нитки…)
А занятие наше пройдёт в форме игры. Вы любите играть? А отгадывать загадки? Тогда мы приступим к решению кроссворда.Кроссворд “Отгадай, какой цветок?”
Посмотрите, сколько здесь цветов. Давайте познакомимся с ними:
1. По горизонтали:
Родился цветочек в один майский день, И луг золотистый им дорожит.Мне кажется, только его ты задень,и он мелодично тебе зазвенит.И этот звук услышит луг.И птицы, и цветы.Давай послушаем:А, вдруг услышим я и ты
Правильный ответ –колокольчик.

2. По горизонтали:
Цветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят…
Правильный ответ –ландыш.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
3. По горизонтали:
Я капризна и нежна,К любому празднику нужна.Могу быть белой, желтой, красной,Но остаюсь всегда прекрасной
Правильный ответ–роза.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
4. По горизонтали:
Он – цветочный принц-поэт,В шляпу желтую одет.Про весну сонет на бисПрочитает нам …
Правильный ответ –нарцисс.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
5. По горизонтали:
Длинный тонкий стебелёк, Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный …
Правильный ответ –мак.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
6. По горизонтали:
Пробивался сквозь снежок,Удивительный росток.Самый первый, самый нежный,Самый бархатный цветок!
Правильный ответ –подснежник.
Сравнение живого цветка на фотографии и бисерного.
7. По горизонтали:
На стебельке цветочный ряд,
Бутоны и цветки сидят
Неприхотлива, некапризна
В них голубое небо видно!
Правильный ответ – незабудки.
Расцветает он весной,
тот цветочек озорной
Нет листочков. Вот так фокус.
Пошутил наверно КРОКУС.
Жёлтый, синий, полосатый.
Он ещё ШАФРАН, ребята.
И получилось по вертикали – Крокусы.
Сегодня мы с вами будем плести цветы крокусы. Это и есть тема нашего занятия.А подарим мы их нашим мамам и бабушкам, в праздник «День матери».
4. Основной этап.
Подготовка к изготовлению цветка.
- Начиная работать с бисером, вы должны помнить следующее, что- рабочее место должно быть хорошо освещено.-до начала работы бисер нужно разложить по цветам.- для работы бисер насыпают на салфетку.Напомню правила техники безопасности при работе с бисером1. Опасности в работе: повреждение пальцев проволокой; травма руки ножницами; травма глаз. 2. Что нужно сделать до начала работы: положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. 3. Что нужно делать во время работы: быть внимательной к работе; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. Нельзя резать на ходу. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы. 4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место. 5. Следим за осанкой, не горбимся.
Давайте разобьемся на группы по три человека, каждая группа плетет свои детали, а именно трое плетут лепестки, трое плетут листочки и трое плетут тычинки и чашелистики. Каждая группа будет создавать свой цветок и оформлять его.
Проведем пальчиковую гимнастику: Свернули пальчики в кулачок – представим,что это бутон цветка.Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Все проснулись пальчики - "Ура!" Поработать нам пора!
Раздача материалов.
5. Закрепление материала:
вспомнить круговое плетение;
демонстрация карточки схемы и закрепление работы с ней.
7.Практическая работа.
Педагог предлагает сделать цветок из бисера по ранее изученному петельному плетению. Девочки рассаживаются по своим местам, где для них уже приготовлены салфетки, тарелочки для бисера, ножницы. Выплетают лепестки для цветка. Приложение №3.(плакат со схемой петельного плетения).
Схема петельного плетения.

Давайте вспомним петельную технику бисерного плетения и по схеме, которая висит на доске, вы должны изготовить 5 лепестков. Отрежьте проволоку длиной 20 см. Нанижите 13 бисеринок надо закрутить, ещё набираем 22 бисеринок закручиваем,набираем 31 бисеринку закручиваем. Затем, скручиваем концы проволоки так, чтобы бисер оказался ровно посередине. Получилась петля-это первый лепесток. Работаем по схеме. Таких лепестков надо 4 для одного цветка. Делаем тычинки,набираем 6 бисеринок и закручиваем.Делаем листочки надо набрать 30 -40 бисеринок и закрутить. Приступайте к работе. Кому нужна моя помощь-поднимайте руку.
В процессе работы воспитанникам предлагается послушать легенды и сказки о цветах, рассказанные педагогом.
В имена цветов народ вложил нежность и музыку своего языка. Их названия подчеркивают внешние признаки цветов или навеяны содержанием сказок и легенд. Давайте послушаем некоторые их них.
Астра - тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название “астра” (лат. aster – “звезда”). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева, созвездие на небе, смотрела с неба и плакала.
Василёк - происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.
Ирис - согласно древнегреческой мифологии богиня радуги Ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой Ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Календула - в однойбедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморыш. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготком.
Ландыш - в русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами.
Роза - царица цветов - люди воспевали с древнейших времён. Согласно древнегреческой легенде Афродита (богиня красоты) появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Гимнастика для глаз.
В связи с особенностью материала (мелкие отверстия бусин), здоровье сберегающие технологии предусматривают 2 паузы во время практической работы.Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
8.Итоговый.
Давайте посмотримчто у вас получилось? Посмотрите, какие прекрасные цветы, яркие и у всех разные. Молодцы, вы все справились. Я хочу рассказать, как можно украсить свой дом цветами из бисера или сделать подарок на праздник.
Сделанные нами несколько цветов крокусы из бисера станут отличным букетом украшения дома или дополнением к подарку. Их можно обернуть красивой бумагой, поставить в горшок или вазу.Мы можем сплести маленькие бабочки, которые дополнят образ, усевшись на листики. Вот и все.Создавайте красоту своими руками, радуйте себя и близких. Осуществить это можно,научившись плести крокусы из бисера. Попробуйте вам понравится. Предлагаю сделать выставку ваших работ.
Дети демонстрируют свои работы;
отвечают на вопрос: “Что нового они узнали на этом занятии?”;
высказывают пожелания и фантазии об изготовлении других подарков на следующих занятиях.
Если у вас было отличное настроение и вам понравилось занятие, то берем красный цветочек, если хорошее – синий, если плохое настроение и занятие не понравилось – белый.
9. Заключительное слово
- Ребята! Природа - наш дом. Цветы - украшение этого дома. Давайте относиться к ним бережно, с любовью! Не срывайте цветов на лугах и полянах, там они у себя дома. В них нуждаются бабочки, пчелы, шмели и стрекозы. Ходите только по тропинкам, чтобы не мять ногами травы и цветы. Выращивайте цветы в саду и огороде. Из них можно составлять букеты.
Мы надеемся, что сегодняшний урок был интересным для вас и поучительным.
Список использованных интернет ресурсов
Загадки о цветах
http://littlhuman.ru
Пальчиковая гимнастика
http://www.liveinternet.ru
Фото живых цветов
http://www.funcore.net
http://gallery.ru
Образцы ДПИ с изображением цветов
http://rospisi.narod.ru/gzhel.html
http://masterpodelok.ru
Цветы в различных техниках бисероплетения
http://1pletenie.net
http://www.zhenskoehobbi.net
http://www.biser.info
Схема плетения крокусов
http://more.foto-origami.ru/iz-bisera-shemi-tsvetov.html

Конспект занятий бисероплетения 1 год обучения

Тема «Параллельное низание. Двурядное

(крокодил 2 занятие в данной технике)

  1. Закрепление способов плетения – двурядное параллельное низание.
  2. Обучить детей плести крокодила, выполнять новую деталь ноги.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность.
  4. Развивать эстетический вкус, координацию движения рук.

Оборудование: образец подвески крокодил, схема выполнения, тетради, бисер, леска, карандаши.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Новый материал:

1) Работа в тетради;

2) Работа с бисером.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Итог занятия

Конспект занятия

  1. Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте!

Сегодня мы продолжим тему параллельное двурядное низание. Будем выполнять подвеску крокодильчик. Чем отличается двурядное низание от однорядного при выполнении работы?

Ученик: Каждый ряд выполняется два раза при двурядном низании, выполняется на леске.

Пр: А изделия по виду чем отличаются.

Уч: Они более объемные.

Пр: Можно ли выполнять цветок двурядным, а змею однорядным?

Уч: Можно, но они будут выглядеть не так привлекательно.

Показ образца

Пр: Для изготовления крокодила понадобится бисер зеленых оттенков или желтый, спина выполняется темным цветом, живот светлым цветом.

Еще какие–нибудь цвета нам понадобятся?

Уч: Нос – черная бусинка. Глаза – две бусинки … Лапы – четыре бусинки другого цвета.

  1. Новая тема

1) Работа со схемами в тетраде.

Пр: Чтобы изготавливать изделия кроме бисера и лески нам понадобится что?

Уч: Схема.

Пр: Приготовьте тетради … Рассмотрим схему …. Что можем сказать о выполнении первого ряда?

Закончили голову набрали 3 бусинки и выполняем лапы 3 бусинки темного цвета четвертая другого цвета выполняем на одной леске теперь бусинку другого цвета оставили через 3 вернулись обратно к плетению.

На другой леске выполняем тоже. Второй ряд для живота по три бусинки не выполняется. Перерисовываем схему до конца.

2) Работа над изделием.

Пр: Одеваем черную бусинку на середину лески. Теперь две бусинки в замочек темного цвета, потом две бусинки в замочек светлого цвета. Выполняем голову по схеме дальше. Затягиваем крепче.

Выполнили три бусинки. Закончили голову. Выполняем лапы … Выполняем работу дальше

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Дети выполняют работу по схеме.

  1. Итог занятия

Пр: Закончили работу, закрепляем леску, каждую двумя узелками. Посмотрели на выполняемые работы. Игрушка не должна сильно разъезжаться если она расходится значит леску затягивали слабо в следующий раз постарайтесь затягивать крепче …

Очень замечательные получились крокодилы. Молодцы!

Тема «Косое мозаичное плетение»

  1. Закрепить знания детей о видах мозаичного плетения.
  2. Обучить детей косому мозаичному плетению.
  3. Воспитывать любовь к труду.
  4. Развивать внимание эстетический вкус.

Оборудование: изделия выполненные различными видами мозаичного плетения, схемы выполнения простого мозаичного плетения и косого мозаичного плетения, леска, бисер, тетрадь, карандаш.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Новый материал:
    1. Работа в тетради;
    2. Работа с бисером.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Итог занятия
  1. Организационный момент. Показ образцов

Преподаватель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжим тему Мозаичное плетение. Это вид плотного плетения. Прямым мозаичным плетением можно выполнить.

Ученики: Фенички, пояса для ваз.

Пр: Как выполняется прямое мозаичное плетение?

Уч: Бусинка одевается и просовывается леска в следующую бусинку.

Пр: Правильно. Каким видом мозаичного плетения сделано это изделие? /показывается ежик/

Уч: Шнурок.

Пр: Как выполняется?

Уч: Как и прямое только по кругу.

Пр: Какие изделия можно выполнить таким видом мозаичного плетения?

Уч: Ручка, ваза, зверюшки …

Показываются: шкатулка, роза.

Пр: Этот вид мозаичного плетения как называется?

Уч: Круговое.

Пр: Какие изделия можно выполнить таким способом?

Уч: Цветы, кулоны, вазы, шкатулки, пуговицы …

Показываются бусы.

Пр: Какой вид плетения … Это вид мозаичного плетения называется косое, потому что ряды ложатся как лесенка, каждый ряд выше предыдущего. Что можно сплести таким способом?

Уч: Цепочка, фенечки, пояс для вазы.

  1. Новый материал.

Пр: А теперь рассмотрим и сравним схемы.

Это схема прямого мозаичного плетения …

А это косое мозаичное плетение …

Набираем первый ряд 4 ромба, а потом в конце ряда делаем разворот из 3 бусинок, набрали и просовываем леску в первую бусинку по направлению к плетению. Дальше

выполняем плетение, как простое мозаичное: то есть одеваем бусинку и просовываем в бусинку, первая … вторая… третья … На плетении осталась еще одна бусинка но ряд мы не доплетаем, а выполняем разворот из 2 бусинок и плетем в низ как мозаичное плетение.

1) Работа в тетраде.

Ряд выполняем до конца и делаем разворот из 3 бусинок … Выполняем рисунок в тетради. С одной стороны количество бусинок в ряду уменьшается, а с другой прибавляется и получается благодаря этому смещения каждого нового ряда на одну бусинку.

2) Работа с бисером.

Теперь попробуем выполнить изделие набираем четыре ромба, но не так как обычно бусинку одеваем бусинку одеваем не в замочек, а вместе. Теперь одели 3 бусинки на одну леску (вторая нам будет пока не нужна …)

Выполнение работы учащимися.


3. Самостоятельная работа учащихся.

Пр: А теперь можете преступить каждый к своей работе.

Индивидуальная работа.

4. Итог занятия.

Сегодня мы познакомились со способом косое мозаичное плетение. На следующем занятии мы научимся при помощи этого способа выполнять другие изделия.

Так же каждый из вас трудился над своим изделием …

Занятие закончено.

Конспект занятий бисероплетения 2 год обучения

Тема «Угловое мозаичное плетение. Листья»

  1. Закрепление умений работать в технике мозаичное плетение.
  2. Обучение подвиду мозаичного плетения угловому.
  3. Воспитывать аккуратность, трудовую культуру.
  4. Развивать логическое мышление, исполнительские и конструктивные умения, творческие способности.

Оборудование: схемы косое мозаичное плетение, угловое, образцы изделий выполненных этим видом плетения.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Изложение нового материала.
  3. Практическая работа
  4. Анализ и оценка работы.

Конспект занятия

  1. Организация занятия

Показ образцов

Пр: Сегодня мы познакомимся еще с одним видом мозаичного плетения. Нам понадобятся тетради и бисер двух цветов – следует выбрать правильное сочетание если лист – это лепесток цветка оттенки белого – голубые, бело красные, желто коричневые, если это лист оттенки – зеленро-желтые, деталь для украшения может быть совершенно разных оттенков но близка по сочетанию.

  1. Изложение нового материала.

1) Работа в тетради.

Начинаем выполнение с середины листа, выполняем 1 ромб светлым цветом №1, следующий цвет номер 1, а бусинка вместе цвет №2; дальше выполняем 4 ромба цветом №2 темным.

Обратите внимание ромбы выполняются не как в способе плетения ромбом бусинка одевается не замочек, а леска вместе. Зарисовали в тетради.

Следующий ряд выполняем как косое мозаичное плетение. Делаем разворот из 3 бусинок, цветом №2 дальше прилетаем обыкновенным мозаичным плетением 4 бусинки цвет №2 и одна бусинка цвет №1.

Самостоятельная работа

Теперь приступили к выполнению первой половины лепестка.

Индивидуальная работа с учащимися.

Выполнили первую половину приступаем к выполнению второй. Сейчас мы должны что сделать?

Уч: Разворот.

Пр: Как выполняем?

Уч: Из 3 бусинок.

Пр: Но мы должны присоединить к 1 ряду первой половине. Набираем 2 бусинки цвет №2 (темнее) и просовываем леску во 2 бусинку 1 разворот по направлению вверх и просовываем в 1 бусинку из одетых по направлению вверх. Дальше лист выполняется также.

Индивидуальная работа с учащимися.

Пр:Закончили выполнение листьев, а теперь давайте пофантазируем, поконструируем новые изделия. У меня есть два образца бус …

Можно придумать очень хорошо получаются цветы с положением листов друг на друга. А еще?

Пр: Большую возможность эти листочки дают для создания брошей, заколок … А на какие лепестки настоящих цветов очень похож этот лепесток?

Пр: Что еще можно выполнить используя листья?

3. Практическая работа

Пр: Молодцы, а теперь приступаем к выполнению своей работы.

Индивидуальная работа.

4. Анализ и оценка работы

Пр: Какие виды мозаичного плетения мы знаем?

Уч: Прямое, шнурок, угловое, косое, круговое …

Пр: Правильно

Работали все хорошо. Быстро продвигается работа и скоро будет закончена у …

… выполняет сложную работу.

… выполняет очень аккуратно.

… выполняет медленно надо поторопиться.

Вы работали хорошо. Молодцы. До свидания.

Конспект занятий бисероплетения 2 год обучения

Тема «Ажурное плетение. Изготовление пасхальных яиц .

/урок обобщения и систематизации знаний/

  1. Систематизировать и обобщить знания об ажурном плетении.
  2. Помочь учащимся свободно владеть этой техникой, научить имеющиеся знания применять на практике.
  3. Формировать познавательный интерес.
  4. Воспитывать эстетический вкус, чувство цвета.
  5. Развивать умения и навыки самостоятельно овладевать знаниями, умением воспользоваться наглядными образцами и представить результат своего изделия, развивать творческую инициативу.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Закрепление ранее изученного материала.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Итог занятия.

Оборудование: изделия выполненные в различных техниках, карточки с заданиями, кукла, альбом с образцами, бисер, иголки, ножницы, леска.

Конспект занятия

  1. Организационный момент

Пр: Здравствуйте! Продолжаем работать по теме ажурное плетение.

  1. Закрепление ранее изученного материала .

Пр: В каких видах изделий можно использовать ажурную технику?

Уч: Салфетки, вазы, воротники и ошейники …

Пр: Сколько видов ажурной сетки знаете?

Чу: Ромб, фонарик, квадрат, со связками пример …

Пр: В какой ажурной сетке нельзя конкретно назвать вид ячейки? Почему?

Уч: Со связками, так как можно прихватывать 1,2 … бусинок.

Уч: Некоторые виды многорядного плетения

Пр: В чем преимущество ажурного плетения.

Уч: В экономичности материала и времени.

2) Работа с карточками

Практический материал

Проблемно поисковый

Индуктивный

Пр: А теперь используя свои знания работаем по карточкам.

Подобрать цвет /Пасхальные яйца/

Создать эскиз технический платье для куклы и вазы. При работе с эскизами можно использовать альбом с образцами техник плетения.

Итог по работе с карточками по подбору цвета.

По какому принципу подобраны цвета?

Уч: Светлости, насыщенности, … контрастности, родственности.

Пр: Хорошо справились с заданиями.

  1. Самостоятельная работа.

Пр: Теперь приступаем к работе. Проверка рабочего места. Техника безопасности

Итог по карточкам (эскизам)

Пр: Посмотрим какие получились эскизы платья

Подходит ли техника? … Молодцы хорошо справились.

  1. Итог занятия.

Пр: В какой технике работала …? Какая сетка ажурного плетения самая сложная старинная или современная техника?

Какое количество изделий в этой технике выполнили? Спасибо за работу.

Будем надеяться, что вы выполните еще много изделий в этой технике.

Конспект занятий бисероплетения 2 год обучения

Тема «Ажурная сетка с ячейкой ромб»

  1. Проверить знания детей о бисероплетении, закрепить их.
  2. Укрепить навык работы со схемой.
  3. Содействовать образованию коллектива.
  4. Совершенствовать навыки коллективной и индивидуальной работы.
  5. Развивать внимание, аккуратность, эстетический вкус.

Оборудование: куклы – бусинка (2), ребусы для команд (2), схемы плетения бус (2), бисер, ножницы, леска, застежки.

План занятия

  1. Организационный момент
  2. Разминка

1) устная игра «Озвучь куклу».

2) Практическое сплести бусы.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Итог занятия.

Конспект занятия

  1. Организационный момент

Пр: Здравствуйте! Сегодня мы с вами подведем итог, проверим какие знания на занятиях бисероплетения вы получили. Разделимся на две команды. Куклы – бусинки.

  1. Разминка

Пр: Тянем жребий какая команда 1,2.

    1. устная игра «Озвучь куклу».

Команда по очереди озвучивает свою куклу. Если ответ правильный называет букву, затем ход переходит. Зашифрованы слова, что необходимо для изготовления изделия из бисера.

1. Какие плотные способы плетения знаете? (гобеленовое, мозаичное, монастырское.

2. Какие виды бисера знаете (рубленный, бархатный, обыкновенный, стеклярус)

3. Какими способами выполнено изделие: львенок, змея,

4. Какими способами выполнено изделие ваза.

5. Какие виды ажурного плетения знаете? (4)

6. Какой вид плотного плетения больше всего подходит для передачи цветового рисунка (гобеленовое)

7. Какой вид плотного плетения подходит для обплетения формы животного (мозаичный)

8. Кто считается основателем бисерного промысла на Руси? (Ломоносов).

9. Какие способы плетения используются для изготовления сувениров (параллельное низание, мозаичное).

10. Как называются цепочки в которых используются разные виды цепочек (смешанные)

    1. Практическое сплести бусы.

Капитаны команд Эля, Катя. Вам предстоит изготовить бусы используя схемы самостоятельно.

  1. Распределить работу.
  2. Выполнение:

Сплести 1 цветок,

Сплести две цепочки от застежки,

  1. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

  1. Итог занятия.

Итог занятия. Кто выполнил первым … Качество выполнения.

Молодцы, хорошо справились с работой.

Калякова Наталья Геннадьевна учитель технологии

МОУ «Большеигнатовская СОШ» республики Мордовия.

Разработка занятия по бисероплетению для учащихся 6 класса.

Волшебный бисер

Цели:

1 Познакомить с историей бисероплетения. Научить приему бисероплетения «низание по кругу».

2 Показать привлекательность бисера, как материала, широко используемого при выполнении изящных предметов.

3 Воспитывать точность, аккуратность. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: Бисер синего, красного, зеленого, желтого цвета, бусины произвольного цвета, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки, нитки «Мулине» зеленого цвета, клей «Момент», инструкционные карты, изображения цветка анютины глазки, выставка работ выполненных из бисера.

Межпредметные связи : биология, «Строение растения».

Методы обучения: рассказ,беседа, объяснение, работа в группах.

ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

Ход занятия.

    Орг. момент .

    Знакомство с новым материалом.

Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы. Из какого материала они выполнены?

Из бисера разного цвета, разного размера.

— На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с одним из видов женских рукоделий- бисероплетением. (слайд 1).

Рассказ учителя:

Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. (слайд 2).В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».(слайд 3).
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме, в Греции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток - в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.

Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В России в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, но производство так и не стало массовым.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия.. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

Ни один показ мод сегодня не обходится без демонстрации изделий из бисера.В коллекцияхВ. Юдашкина, П. Раббано, Дж. Армани этот материал очень распространен.

Различают несколько видов бисера: Чистый бисер(слайд4), утопленный бисер(слайд5), мозаичный бисер (слайд 6), цветистый бисер(слайд7),.

Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?

Ножницы, проволока, леска, нитки…

Какие вещи можно сплести из бисера?

Цветы(слайды 11, 12), украшения для дома(слайды 13-16), бижутерию(слайды17,18).

4 Практическая работа

— Совсем скоро наступит весна, весело зазвенит капель, прилетят скворцы и на клумбах появятся первые весенние цветы.

Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?

Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…

— А мы с Вами сегодня попробуем ускорить приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветок –анютины глазки .(показ плаката с изображением цветка анютины глазки)

Правила техники безопасности при работе с бисером:

— рабочее место должно быть хорошо освещено.

До начала работы бисер нужно разложить по цветам.

— для работы бисер насыпают на прозрачную салфетку.

Из каких частей состоит цветок?

Лепестков, тычинок, стебля, листьев.

Как окрашены лепестки анютиных глазок в природе?

Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по разному, например фиолетовый и желтый.

Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера.

Для работы мы разделимся на две группы:

1 группа : В нее входят дети, владеющие навыками бисероплетения. Учащиеся выполняют из бисера зеленого цвета листья цветка. Инструкционная карта в приложении.

2 группа: учащиеся работают под руководством учителя.

Учитель:

— Мы с Вами познакомимся с одним из способов бисероплетения –«низание по кругу».

Выполнение цветка.

Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.

Лепесток.

    Возьмите проволоку длиной 30 см., нанижите на ее серединку 12 бисерин желтого цвета., соедините в кольцо, скрутите проволоку несколько раз.

    Нанижите на один конец проволоки 21 бисерину, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

    Нанижите на один конец проволоки 29 бисерин, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.

Следующий лепесток выполняется самостоятельно, меняется цвет бисера на синий.

На следующем этапе учащиеся делятся на пары: один человек плетет еще один лепесток, а второй выполняет пестик.

Пестик.

На середину проволоки, длиной 20 см. нанижите крупную бусину, затем на каждый конец проволоки нанижите по 8 бисерин контрастного цвета(красный).Пропустите концы проволоки сквозь бусину и скрутите их под ней.

Сборка цветка.

Скрутите вместе концы проволок у 2 лепестков одного цвета, затем прикрутите пестик и три лепестка другого цвета. Обкрутите стебель цветка нитью зеленого цвета, кончик нитки закрепите клеем. Затем прикрутите листочки, выполненные учащимися 1 группы.

4 Итог урока .

Какие трудности встретились вам при выполнении цветка?

Какой этап работы показался вам самым интересным?

Довольны ли вы результатом работы?

— Я благодарю Вас за сегодняшний урок. Работая вместе, мы за 45 минут получили потрясающие цветы.

Давайте соберем их в один букет, и он будет напоминать нам о наступающей весне, когда под теплыми солнечными лучами распустят свои венчики настоящие первоцветы.

Инструкционная карта

Выполнение листика цветка анютины глазки в технике

«Низание по кругу ».

Для работы понадобится бисер зеленого цвета разных оттенков, проволока длиной 50 см.

Каждая девочка выполняет по 3-4 листика.

Выполняется аналогично лепестку:

1 петля- 10 бисерин

2 петля- 17 бисерин

3 петля- 23 бисерины

4 петля- 31 бисерина

5 петля- 40 бисерин

6 петля- 50 бисерин

оПИСАНИЕ

На середину проволоки набирают бисер для первой дуги, складывают низку петелькой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 1 ).

На один конец проволоки набирают рекомендуемое количество бисера для второй дуги, укладывают низку над первой дугой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 2 ).

Таким образом выполняют нужное количество рядов.