Особенности экстраверсии и интроверсии у детей. Мой ребёнок - интроверт

Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

Как воспитывать, общаться и строить отношения с ребенком-экстравертом и интровертом?

Поговорим об этом со специалистом-экспертом, Викторией Пашкевич .

Виктория Пашкевич

ГЕНЫ, УСЛОВИЯ ИЛИ ВОСПИТАНИЕ

От чего зависит будет ребенок-экстравертом или интровертом?

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами и зависят от врожденных особенностей центральной нервной системы, которые регулируют баланс между процессами возбуждения и торможения.

Какую роль играют гены?

Сложно сказать. Состояние мамы во время беременности, способ родов, степень зрелости нервной системы, принятие/непринятие в семье - вот что влияет.

Экстраверсия и интроверсия - это адаптация ребенка к миру. Теплые отношения в семье непосредственно на нее влияют

Какую роль играет воспитание? Две крайности: ежовые рукавицы и вседозволенность как влияют на формирование типа личности?

Во-вторых, подумайте: Вы бережете границы своей семьи? Или каждому встречному-поперечному рассказываете о своих ссорах, проблемах. Думаю, выводы ясны.

Воспитание ребенка и мир в семье начинаются с личных границ

В-третьих, подумайте, может, есть доля правды во мнении окружения? Если да, то какими Вы видите своих детей в будущем? Вы уверены, что им нужно жить в замкнутом пространстве?

Хотя стоит отметить здоровое желание родителей отгородить свою семью, в том числе и детей, от аморального общения, безнравственных поступков, которые нормально воспринимает окружение.

Но запрещать мало, надо что-то давать взамен: ограничиваете общение с соседями, пойдите вместе с ребенком в секцию или кружок.

Нормальная здоровая семья не замкнута, живет миролюбиво, но по своим порядкам и законам.

Мне кажется, что проблема в том, родители и учителя не принимают своих детей и учеников.

.................................................................................................................

Введите e-mail адрес:

Поведение ребенка приводит вас в замешательство? Он ведет себя не так, как вели себя вы в его возрасте. Он нерешительный, колеблющийся, сдержанный и малообщительный. Вместо того чтобы с головой погружаться в игры, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за другими детьми. При этом его общение ограничено всего несколькими людьми. С вами же он общается совершенно непредсказуемо - иногда без умолку рассказывает интересные истории, а иногда просто замолкает, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Много времени он проводит в своей комнате в одиночестве. А его учитель говорит вам о том, что ему нужно быть активнее на уроках. Но что еще более странно при всем этом, так это то, что он, кажется, абсолютно доволен ситуацией. Если вы узнали своего ребенка, поздравляем, у вас интроверт.

Родители-экстраверты часто волнуются по поводу своих детей-интровертов и даже задумываются о том, не является ли их поведение каким-то отклонением от нормы. Конечно, дети могут испытывать тревогу и страдать от депрессии так же, как и взрослые. Здесь важно знать характерные признаки таких состояний, их подлинные симптомы. Так, иногда отказ от общения с друзьями и семьей наряду с низким уровнем энергии и потерей аппетита свидетельствуют о большем, чем просто интроверсия.

Однако многие дети-интроверты вообще не испытывают ни депрессии, ни тревоги. Они так ведут себя благодаря врожденной конституции , особому складу личности. Чем глубже вы примете естественную природу ребенка-интроверта, тем счастливее он будет.

Как заботиться о ребенке-интроверте

1. Знайте, что нет ничего необычного или постыдного в том, чтобы быть интровертом

В мире немало интровертов. В разных исследованиях их число варьирует от 25 до 30-ти процентов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся и талантливые люди.

2. Поймите, что конституция вашего ребенка обусловлена биологией

В мозге интровертов и мозге экстравертов есть некоторые отличительные особенности. Так, например, у них по-разному проложена нейронная «проводка» и движение нейромедиаторов происходит по несколько отличающимся траекториям. К тому же, в своей работе мозг интровертов и мозг экстравертов склоняется к разным отделам нервной системы (интроверты предпочитают парасимпатическую систему - «отдыхай и переваривай (т. е. анализируй и синтезируй)», а экстраверты - симпатическую - «дерись, беги или замри»). Кроме того, исследования обнаружили, что у интровертов в префронтальной коре (области мозга, ответственной за абстрактное мышление и принятие решений), количество серого вещества больше. Поэтому, если ваш ребенок более осторожен и сдержан, чем его сверстники-экстраверты, будьте уверены, что существует биологическое обоснование такого поведения.

3. Знакомьте ребенка с новыми людьми и обстановкой постепенно

Интроверты часто чувствуют себя встревоженными и взволнованными тем, что могут не справиться как в новых условиях, так и в обществе новых людей. Если вы планируете посетить общественное мероприятие, не рассчитывайте на то, что ваш ребенок немедленно включится в происходящее и начнет общаться с присутствующими там детьми. Если это возможно, приедьте заранее, чтобы он освоился и тоже почувствовал, как другие люди входят в пространство, которым постепенно «овладевают».

Другой вариант - попросить ребенка воздержаться от активного участия в событиях и отойти на комфортное расстояние - возможно стоять радом с вами, где он чувствует себя в безопасности, и просто наблюдать за событиями в течение нескольких минут. Спокойное наблюдение поможет ему осознать происходящее и немного адаптироваться.

Если нет возможности прибыть заранее или наблюдать за процессом со стороны, просто накануне обсудите с ребенком предстоящее событие, поговорив о том, кто будет присутствовать и что, скорее всего, будет происходить, какие чувства у него могут возникнуть и что он может сказать, чтобы завести разговор с тем, кто его заинтересует.

Независимо от того, к каким новым впечатлениям вы приучаете ребенка, помните: двигайтесь медленно, но поступательно. Не позволяйте ему отказываться от нового опыта, однако уважайте пределы его возможностей, даже если они покажутся вам экстремальными. Вместе с ребенком осторожно и деликатно познавайте и осваивайте то, из-за чего он так переживает.

4. Напоминайте ребенку о том, что он может делать перерывы в общении, если чувствует себя перегруженным или усталым

Следует помнить о том, что во время общения экстраверты чувствуют воодушевление и эмоциональный подъем, интровертов же оно, как правило, истощает. Если ваш ребенок уже постарше, он может самостоятельно уйти в тихую часть комнаты или на улицу, тем самым обезопасив себя от растраты последних сил. Если же ребенок еще маленький, он может не заметить момента наступления утомления, поэтому вам самим придется проследить за появляющимися признаками его усталости.

5. Хвалите ребенка, когда он проявляет социальную смелость

Пусть ребенок знает, что вы восхищаетесь тем, как он поступил. Говорите, например: «Вчера я видела, как ты разговаривал с новым мальчиком в вашем классе. Я знаю, как тебе было нелегко, но я горжусь тем, что ты сделал».

6. Отмечайте моменты, когда ребенку начинает нравиться то, чего он поначалу боялся

Говорите: «Ты думал, что ужасно проведешь время на дне рождения своего одноклассника, а в конечном итоге познакомился с новыми друзьями ». Со временем благодаря такому положительному подкреплению ребенок, скорее всего, сможет самостоятельно регулировать возникающие чувства волнения и страха.

7. Помогайте ребенку развивать свои увлечения

У вашего ребенка могут быть глубокие и, возможно, даже уникальные интересы. Предоставьте ему возможность для их практической реализации. Некоторым детям хорошо подходят футбол и музыка, но не забывайте также предлагать своему ребенку такие нестандартные занятия, как писательская студия или лагерь юных естествоиспытателей. Активное участие в их работе приносит счастье, прекрасное самочувствие, эмоциональное равновесие и уверенность , а также предоставляет ребенку возможности для общения с другими детьми, у которых такие же любимые увлечения (и, возможно, схожая конституция).

8. Поговорите с учителем об интроверсии вашего ребенка

Это поможет учителям правильно истолковывать его поведение. Некоторые педагоги ошибочно полагают, что дети-интроверты не часто высказываются в классе, потому что им не интересно или они не уделяют занятиям должного внимания. Наоборот, ученики-интроверты могут быть весьма внимательными и сосредоточенными, но зачастую предпочитают слушать и наблюдать, а не активно участвовать. Кроме того, если учитель знает об интроверсии вашего ребенка, он сможет деликатно помочь ему наладить взаимодействие с одноклассниками, участие в групповой работе или просто обычное пребывание в классе.

9. Учите ребенка стоять за себя

Ребенка младшего возраста научите четко и выразительно говорить «стоп» или «нет», когда другой малыш пытается отобрать у него игрушку. Если ребенок уже старше и подвергается издевательствам или несправедливому отношению в школе, поощряйте его четко и ясно высказывать свою позицию обидчику или, если необходимо, взрослому. Для начала ему нужно объяснить, насколько важными являются характеристики его голоса: тон, громкость, интонации и т. д. Порой даже более важными, чем слова.

10. Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя «услышанным»

Прислушивайтесь к своему ребенку и задавайте вопросы, которые помогут вовлечь его в разговор. Многие интроверты - и дети, и взрослые - борются за то, чтобы их «услышали». Ведь интроверты живут внутренней жизнью и им необходимо, чтобы кто-то вызывал их на откровенность («выманивал» из их крепости). Без родителей, которые слушают и откликаются, как эхо, на то, о чем они думают, такие дети могут заблудиться в собственных мыслях.

11. Помните: ваш ребенок может и не обратиться за помощью

Интроверты, как правило, впитывают проблемы (трансформируют их в свое внутреннее «приобретение», придавая им субъективный характер). Ваш ребенок может и не рассказать вам о сложной ситуации в школе или конфликте с другом, хотя желает этого и/или может получить пользу от наставничества взрослого. Поэтому задавайте вопросы и искренне слушайте, при этом ничего не выпытывая и не превращая беседу в допрос.

12. Не называйте ребенка «застенчивым»

«Застенчивый» - это слово, имеющее негативный оттенок. Если ваш ребенок-интроверт довольно часто слышит слово «застенчивый», он может поверить в то, что его дискомфорт при общении с людьми - это неизменная («пожизненная») черта характера, а не чувство, которым он может научиться управлять. Более того, слово «застенчивый» отражает сдерживание и подавление, которое испытывает ребенок, и не помогает ему понять истинную причину своего внутреннего состояния - конституционную интроверсию. К тому же то, что зачастую выглядит как застенчивость , в случае с ребенком-интровертом застенчивостью может и не являться и зачастую не является.

13. Не переживайте о том, что у ребенка всего несколько близких друзей

Интроверты ищут в отношениях глубину, а не ширину. Они предпочитают маленький круг друзей и, как правило, им не интересно быть в центре всеобщего внимания сверстников.

14. Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, например, походы в школу, общение или даже привыкание к новому расписанию, - истощает его. Если он проводит время в одиночестве в своей комнате, возможно, читая книгу, играя на компьютере или просто размышляя о событиях своего дня, не обижайтесь и не делайте из этого вывод, будто ребенку не нравится быть со своей семьей. Скорее всего, как только он зарядится энергией, он захочет снова проводить время с родными и близкими.

15. Радуйтесь конституции вашего ребенка

Не просто принимайте ребенка таким, какой он есть; цените и дорожите тем, какой он. Дети-интроверты зачастую добры, вдумчивы, сосредоточены и, когда их окружение приятно и вызывает доверие, могут быть очень интересными собеседниками.

Оцените публикацию

Вконтакт

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комнатаидеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»

Интроверт – личность, направленная «внутрь» себя. Интровертам свойственно поведение, связанное с творчеством, размышлениями, наблюдениями за природой, окружающими. Поэтому людям такого типа личности комфортно в одиночестве. От экстравертов их отличает пунктуальность, вдумчивость, немногословность, даже педантичность. Именно интроверты тщательно взвешивают и обдумывают полученную информацию, прежде чем принимать решение. Интровертам труднее находить новые контакты, они не любят избыток общения. Созерцательность и замкнутость – обычные черты характера интроверта.

Преимущества личностей-интровертов

Немецкий психиатр Карл Леонгард определил преимущества интровертов: экстравертам свойственно подпадать под влияние общественного мнения, своей воли у них нет, а интоверты, наоборот, обладают сильной волей и не подвержены давлению со стороны, у них есть свое мнение и свои внутренние установки.

Интровертов меньше, чем экстравертов (примерно 20-30% от всего населения). Большинство вундеркиндов - это интроверты. Чтобы добиться исключительных высот в науке или искусстве, нужно быть одержимым своей идеей, а значит, иметь сильную волю и глубокий интерес к познаниям. А это как раз черты личности интроверта. Он обладает упорством и независимостью взглядов, творческим чутьем.

Этот тип личности не подвержен изменению, поэтому ребенка-интроверта нельзя «переделывать» и «ломать».

Родителям важно понять, что их ребенку нелегко находить общий язык в коллективе. Еще сложнее, если родители не видят наклонности сына или дочери и заставляют быть «как все». Это часто происходит, когда родители-экстраверты не определили интровертную природу малыша.

Родителям нужно знать, какие положительные черты характера часто присущи интровертной личности:

  • усидчивость;
  • неконфликтность;
  • внимание;
  • сосредоточенность;
  • нестандартное мышление;
  • склонность к творческим занятиям;
  • желание учиться.

Понимать и принимать ребенка

Воспитывая ребенка-интроверта, маме и папе нужно помнить, что у них в семье человек с необычайно ярким и богатым внутренним миром. Замкнутость и погруженность в себя – его обычное состояние. Так ребенок черпает силы и учится находить ответы на вопросы быстрого и порой непонятного мира. Нельзя сказать, что такой ребенок никогда не чувствует себя одиноким. Совсем без дружбы и общения ребенку трудно, но при этом ребенок-интроверт не пускает в свой внутренний мир посторонних. Родители должны мягко интересоваться, о чем думает, что переживает ребенок и какие у него желания. Навязывать свое мнение или силой заставлять что-то делать в таком случае не нужно. Можно отбить всякий интерес ребенка к общению.

Самое главное, по мнению психологов, понять и принять ребенка таким, какой он есть. Ребенка-интроверта нужно поддерживать, чутко реагировать на перемены настроения. Очень важно развивать его индивидуальные способности. Нельзя направлять такого ребенка заниматься чем-то в угоду моде или популярному течению. Ничего хорошего из этого не выйдет, а ребенок может получить психологическую травму.

Будьте чуткими родителями и настоящими друзьями своему чаду, и тогда, возможно, в вашей семье вырастет гениальный писатель, художник или архитектор.