Плохая память. Как улучшить память взрослому и ребенку? Проблемы с памятью в молодом и зрелом возрасте

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Потеря памяти у пожилых людей: как лечить, что предпринимать при появившихся симптомах заболевания – тема нашей очередной статьи о здоровье людей, перешагнувших «осенний» порог.

Снижение важнейшей психической функции – это настоящая трагедия для человека, ведущая к разрушению личности, ухудшению качества жизни, нарушению социальных связей.

Возраст и забывчивость

Плохая, «дырявая» память является достаточно распространенным явлением у людей зрелого возраста. Старческие болезни занимают первые позиции среди животрепещущих проблем здоровья нации любой страны. И самое обидное, что они сваливаются на человека в «золотой» период – свободы от работы, возможностью отдыхать, путешествовать, общаться с природой. Даже школьники знают, если у бабушек-дедушек происходит потеря памяти, как называется болезнь. Конечно, речь идет об амнезии.

Медициной давно установлено, что эмоциональные переживания (и радостные, и болезненные), увлекательные события запоминаются лучше, чем события рутинные. Старческой амнезией – утратой познавательной способности удерживать (сохранять) знания или воссоздавать ранее накопленный материал – страдает более 15% людей, перешагнувших семидесятилетний рубеж.

Возрастная забывчивость связана с накоплением «плохого» холестерина на стеночках сосудов нашего «центра управления» — мозга, разрушающими процессами, которые происходят непосредственно в мозговой ткани. Многие замечали, что зачастую старые люди с удовольствием и мельчайшими подробностями могут рассказывать о ярких событиях своего детства и совершенно забывать о том, что делали совсем недавно.

Причины потери памяти у пожилых людей

В то же время патологические процессы в старческом возрасте не всегда являются следствием прожитых лет. На их возникновение может влиять наследственность, образ жизни, перенесенные заболевания, в т. ч. и в раннем возрасте. Изменения познавательных способностей могут быть временными и постоянными.

При первых факторах дегенеративного процесса необходимо учитывать, что если произошла кратковременная потеря памяти, причины могут быть вызваны:

  • Протекающими и не всегда заметными для окружающих недугами, в т. ч. , бессонницей, обмороками, головокружением.
  • Различными повреждениями.
  • Инфекциями ( , третичным сифилисом, туберкулезом и др.).
  • Последствиями приема химических препаратов. Установлено, что негативно влияют на головной мозг «Кемадрин», «Тимолол», «Проциклидин», «Дисипал» и др.
  • Злоупотреблением горячительными напитками.
  • Приемом наркотиков.

Свойственны только пожилым людям, а молодёжь усваивает и запоминает информацию хорошо и быстро. Раньше это было так, но, учитывая высокий темп современной жизни, ситуация немного изменилась. Перенапряжение и стрессы на работе приводят к тому, что у многих молодых людей снижается умственный потенциал. Следствие этого процесса - плохая память. Что делать в случае возникновения этой проблемы? Поговорим об этом позже, а сейчас пару слов о симптомах данного «недуга».

Симптомы

Как определить, что у вас Что делать, если она ухудшилась, читайте ниже. А пока попробуем вернуться в прошлое. Помните ли вы главные события прошедшей недели? Можете ли вы по пути на работу со стопроцентной уверенностью сказать, что закрыли дверь и выключили утюг? Если вы ответили отрицательно, то у вас есть определённые проблемы с памятью. Но не стоит паниковать. Любая проблема имеет решение.

Итак, у вас стала плохая память. Что делать для того, чтобы это исправить? Воспользуйтесь перечисленными ниже советами.

1. Двигайтесь

Занимайтесь спортом, двигайтесь. Упражнения и прогулки оказывают положительное влияние на функционирование головного мозга. Но это вовсе не значит, что надо убиваться в тренажёрном зале каждый день. Остановитесь на любимом виде спорта и планируйте нагрузки, ориентируясь на текущий уровень своей физической формы. После нескольких недель активных тренировок вы уже не будете задаваться вопросом: «У меня плохо с памятью. Что делать?»

2. Не зубрите

Заучивание неэффективно и не даёт результатов. Без понимания смысла информация запоминается лишь до определённого момента и быстро забывается.

3. Повторяйте

Не надо повторять прочитанную информацию по 20 раз. Делайте это один раз в день в течение недели и лучше всего непосредственно перед сном.

4. Включите воображение

Люди, запоминающие длинные числа, обладают развитым воображением. Они представляют цифры в виде неодушевлённых предметов, животных и растений. Поэтому используйте своё воображение. Научитесь привязывать информацию к определённым образам, и вы забудете, что такое плохая память. Что делать для заучивания текста? Используйте также образы. Если текст очень большой, то привязывайте образ к каждому абзацу.

5. Сосредоточьтесь на запоминании

Сосредоточьтесь на данном процессе. Проводите параллели, слушайте, размышляйте, обдумывайте. Чем больше ассоциаций, мыслей и чувств закрепится за информацией, тем лучше она запомнится.

6. Питайтесь правильно

Для поддержания высокой активности мозга нужно питаться небольшими порциями 4-5 раз в день. При таком режиме уровень глюкозы в организме не будет падать. А, как известно, глюкоза - это главный источник энергии для мозга.

7. Ассоциируйте

К примеру, если взять такую профессию, как бизнесмен, то у ее обладателя, в принципе, не должна быть плохая память. Что делать, если это так? Можно нанять помощника, который будет всё помнить за него. Но гораздо лучше использовать метод ассоциаций. Он поможет как при новых знакомствах (чтобы запомнить человека, нужно ассоциировать его с известной личностью), так и при запоминании важной для бизнеса информации.

анонимно

Мне 30 лет. На данный момент считаю, что имею проблемы с памятью: забываю слова, словосочетания, события, поручения, лица и тп. Забываю то, о чем думала 5 минут назад, с трудом восстанавливаю события вчерашнего дня. В голове легкий туман, чувство недосыпа, хотя сплю по 7- 8 часов, много времени провожу за городом, питаюсь нормально, не курю, не пью, не принимаю лекарства. Подскажите пожалуйста. какие обследования можно и и нужно пройти в моем случае, какие анализы сдать, к какому врачу (специализация?) нужно обратиться? Какие курсы процедур сделать? В чем вообще может быть причина? Не хочу просто принимать лекарства, хочу найти причину. Спасибо.

Здравствуйте! Причин ухудшения памяти может быть несколько. Во-первых, это травмы мозга, как непосредственно ушибы, так и кровоизлияния, которые неминуемо ведут к проблемам с запоминанием. Причиной может стать также и длительное депрессивное состояние, особенно если оно сопровождается нарушением сна. Одной из причин, особенно актуальной в нашем современном мире является увлечение диетами, которые ведут к дисбалансу поступления полезных веществ в организм и в первую очередь углеводов, недостаток которых и приводит к ухудшению процессов памяти. И если причина именно в этом, то достаточно нормализовать режим питания, физических нагрузок и отдыха. Причины ухудшения памяти могут быть также чисто психологическими. Возможно, ваши мысли заняты постоянным обдумыванием каких-то очень важных проблем, и концентрироваться на чем-то другом становится очень трудно, что и ведет к рассеянности. Для определения наличия когнитивной дисфункции учитывается исходный уровень. Опрашивается и пациент и родственники. Имеют значения случаи деменции в роду, употребление алкоголя, эпизоды депрессии, принимаемые лекарственные препараты. Невролог при осмотре может обнаружить основное заболевание с соответствующей неврологической симптоматикой. Анализ психического состояния проводится по различным тестам ориентировочно и углубленно психиатром. Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение. Для больного с наличием приобретенного когнитивного дефицита необходимо проведение лабораторного обследования: анализ крови,липидограмма, определение тиреотропного гормона, В 12, электролитов крови, печеночные пробы, креатинин, азот, мочевина, сахар крови. Для нейровизуализации поражения головного мозга применяют компьютерную и магнитно-резонансную томографию, доплерографию магистральных сосудов, электроэнцефалографию.

Консультация врача-невролога на тему «Проблемы с памятью» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-невролог, кандидат медицинских наук, врачебный стаж: более 17 лет.
Автор более 50 публикаций и научных работ, активный участник конференций, семинаров и съездов неврологов России.

Сфера профессиональных интересов:
-диагностика, лечение и профилактика неврологических заболеваний (вегетативно-сосудистая дистония, дисциркуляторная энцефалопатия, последствия инсультов, артериальные и венозные нарушения, нарушения памяти, внимания, невротические расстройства и астенические состояния, панические атаки, остеохондроз, вертеброгенные радикулопатии, хронический болевой синдром).
- Пациенты с жалобами на мигрень, головные боли, головокружения, шум в ушах, онемение и слабость конечностей, расстройства вегетативной нервной системы, депрессивные и тревожные состояния, панические атаки, острые и хронические боли в спине и грыжи дисков.
- Функциональная диагностика нервной системы: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), ультразвуковая допплерография сонных и вертебральных артерий (УЗДГ), транскраниальная допплерография (ТКД), реоэнцефалография (РЭГ), Эхо-энцефалография (ЭХО-ЭГ).
- Антистрессовая мезотерапия спины.
- Ударно-волновая терапия.
- Гирудотерапия.
- Омелотерапия.

Периодически каждый человек начинает замечать, что попросту не помнит каких-то произошедших событий или действует рассеянно. В большей части случаев такие симптомы являются совершенно естественными, они проходят сами по себе, стоит лишь уменьшить нагрузки и хорошенько выспаться. Но если вы замечаете их постоянно, не оставляйте такое недомогание без внимания. Справиться с проблемой плохой памяти и рассеянности вполне можно своими силами, придерживаясь нехитрых рекомендаций квалифицированных специалистов. Итак, если у вас ухудшилась память и внимание, что делать для устранения таких нарушений?

Как утверждают специалисты, плохая и внимание далеко не всегда объясняются возрастом человека. Довольно часто такие симптомы возникают из-за .

Какие вещества помогают улучшить память и внимание?

Для улучшения памяти и внимания нужно приучить себя пить побольше жидкости – . Достаточное потребление жидкости обеспечивает полноценную деятельность мозга, помогает справиться с утомлением и . Специалисты советуют принимать минимум по семь стаканов воды на день.

В рацион необходимо включить побольше , они содержатся в печени, многих крупах и цельнозерновых продуктах. Кроме того при нарушениях памяти и внимания стоит есть побольше бананов. В меню стоит включать сухофрукты, орешки, молокопродукты, свежие овощи и фрукты, в том числе и в виде салатов (овощные салаты рекомендуется заправлять нерафинированным растительным маслом). При этом желательно отказаться от потребления откровенно вредной пищи – жареной, жирной, копченой, а также консервов, полуфабрикатов и пр.

Для улучшения деятельности мозга (для активизации памяти и внимания) можно принимать поливитаминные составы и растительные стимуляторы (). О них мы поговорим чуть ниже.

Что делать если ухудшается память и внимание?

Справиться с нарушениями памяти и внимания можно при помощи некоторых изменений в образе жизни. Так специалисты советуют людям с такими проблемами проявлять максимальную внимательность – концентрироваться на одной деятельности и не пытаться выполнять несколько дел одновременно. Часто забывчивость и рассеянность объясняются банальной нехваткой сосредоточенности.

Также при нарушениях памяти и внимания нужно тренировать мозг – создавать логические связи. Для запоминания новой нужной информации постарайтесь создавать ассоциации с различными данными, усвоенными ранее. Кроме того стоит тренировать образное мышление.

Специалисты давно доказали, что работа мозга (в том числе и память, и внимание) во многом зависит от памяти человека. Ведь при активных физических нагрузках к мозгу поступает особенно много кислорода. Систематические физические упражнения помогут также справиться со стрессом, который отрицательно сказывается на мозговой деятельности.

Для улучшения памяти и внимания стоит поддерживать мозг в рабочем состоянии. Для этого можно учить новые языки, изучать новую информацию, запоминать стихи, разгадывать кроссворды и решать логические задачи.

Стоит отметить, что хорошая память и внимание просто невозможны при . Если вы систематически спите менее восьми часов за ночь, вскоре вы столкнетесь с разными нарушениями в деятельности мозга.

Народные средства для улучшения внимания и памяти

Специалисты народной медицины советуют использовать самые разные средства на основе лекарственных растений для активизации работы мозга, для улучшения памяти и внимания.

Так отличный эффект дает прием настоя . Столовую ложечку измельченного сырья заварите стаканом кипятка. Выдержите такое средство на огне минимальной мощности в течение десяти минут. После остудите лекарство и процедите его. Принимайте настой по паре столовых ложек дважды-трижды на день вскоре после трапезы.

Замечательный эффект дает прием растений-адаптогенов, к примеру, элеутерококка, женьшеня и пр. Такие лекарства можно приобрести в любой аптеке без рецепта, но их можно приготовить и своими силами.

Так вы можете подготовить пятьдесят грамм измельченных корешков розовой родиолы, залейте их тремястами миллилитрами водки и отправьте в довольно теплое место на одну неделю. Все это время не забывайте ежедневно встряхивать готовящееся лекарство. Процеженную настойку принимайте по чайной ложечке трижды на день примерно за двадцать минут до трапезы. Ближе к вечеру пить ее не стоит, так как она может вызвать нарушения сна.

Для приготовления настойки элеутерококка стоит соединить двести грамм сухих корней данного растения с одним литром водки. Настаивайте в сухом месте в течение двух недель, не забывая периодически встряхивать. Процеженную настойку перелейте в стеклянную емкость и принимайте по двадцать-тридцать капелек за полчаса до трапезы.

Есть данные, что справиться с нарушениями памяти и внимания можно с использованием . Для приготовления лекарственного состава на ее основе соедините столовую ложечку растительного сырья с одним стаканом кипятка. Проварите смесь на огне минимальной мощности в течение пяти минут, далее настаивайте пять часов. Процедите лекарство, растительное сырье отожмите. Долейте отвар предварительно вскипяченной водой до первоначального объема в один стакана. Принимайте его по столовой ложечке трижды на день.

При сильном ухудшении памяти и внимания нужно обязательно обратиться за консультацией к доктору.

Екатерина, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!