Социальные институты общества и их роль в социализации личности. Институты социализации индивида

Понятие института возникло в юриспруденции, где его использовали для характеристики определенного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т.п. Заимствование данного понятия сначала социологией, а затем социальной психологией и педагогикой значительно расширило трактовку данного термина. Под социальным институтом понимается:

  • – форма социальных взаимоотношений; особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и в качестве устойчивых конфигураций образующие статусно-ролевую структуру общества (Т. Парсонс);
  • – совокупность различного рода норм, формальных и неформальных правил, принципов, установок, исполняющих регулятивную функцию в обществе (Л. А. Седов);
  • – модели поведения, воспроизводящие те или иные нормы, обычаи, стереотипы мышления (Т. Веблен);
  • – сознательно регулируемая и организованная форма деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение (С. Липсет, Дж. Ландберг, П. Блау, Ч. Миллс);
  • – исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности (К. Маркс);
  • – системы учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп (Я. Щепаньский);
  • – правила игры, созданные в обществе людьми и организующие определенным образом взаимодействия между ними (Д. Норт).

Возникновение социальных институтов – процесс, во многом обусловленный социально-исторической необходимостью. Существует пять основных потребностей общества , для удовлетворения которых на различных этапах его становления возникли основные группы социальных институтов:

потребность в воспроизведении рода – институт брака;

  • – потребность в социальном порядкеинститут государства, в состав которого входят политические институты;
  • – потребность в социальном существовании – институт экономики;
  • – потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения – институт образования;
  • – потребности, связанные с духовной сферой человеческой жизниинститут религии.

В целом процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов:

  • 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • 2) формирование общих целей;
  • 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  • 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
  • 6) установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

В социально-педагогической литературе термин "институт" чаще употребляется в значениях либо общности людей (семья, неформальная группа и т.п.), либо организации, учреждения (школа, клуб и др.).

Классификация социальных институтов может строиться на различных основаниях:

  • 1. По предметному критерию, т.е. характеру выполняемых институтами задач, выделяют:
    • – политические институты (государство, партии, армия);
    • – экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.);
    • – институты родства, брака и семьи;
    • – институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.), и др.
  • 2. По характеру организации институты делятся:
    • – на формальные. Их деятельность основана на строгих нормативно и юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.п. К формальным институтам относятся государство, армия, суд и т.д.;
    • неформальные. В них подобная регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности, а также санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется неформальным регулированием через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

К числу самых общих признаков социального института относят:

  • а) выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • б) определенную (более или менее формализованную) организацию;
  • в) наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
  • г) наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в ней.

Указанные признаки не являются строго нормативно закрепленными. У формальных институтов (таких, как армия, суд и т.п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других институтов, в основном неформальных либо только возникающих, – менее отчетливо.

Выделяют структурные элементы социального института (Я. Щепаньский):

  • 1) цель и сферу деятельности;
  • 2) функции, предусмотренные для достижения цели;
  • 3) нормативно обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • 4) средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции.

Принципиально важным является понимание института как сферы социализации – в этом смысле можно говорить об институте социализации . Такого рода институт выступает основным каналом получения внешних ресурсов для конкретного человека в процессе социализации. Обязательным условием доступности ресурса конкретного института для человека является принятие им норм и ценностей данного института, правил поведения в нем и т.п. В институциональной сфере совокупность и взаимозависимость институциональных норм и ценностей, с одной стороны, обеспечивает константность социальных статусов и ролей конкретной личности, а с другой – делает доступным личностный и социальный рост члена общества через осознанное принятие им известных и однозначно трактуемых в конкретном обществе норм и ценностей. Относительная устойчивость социальных связей, ролей и статусов представителей микросоциума конкретной личности позволяет человеку использовать ресурс микросоциума в качестве просоциальной сети поддержки в психотравмирующих ситуациях.

Сфера института – это совокупность людей и территории, на которую распространяются принятые в институте нормы и ценности. В этом смысле социум можно характеризовать как совокупность институциональной и внеинстиуциональной сфер.

Институциональная сфера – пространство социума, в котором пересекаются сферы различных институтов.

Внеинституциональная сфера социума понимается как совокупность людей и территории, на которую не распространяются нормы и ценности конкретного института либо группы институтов. Можно говорить о двух разнонаправленных потенциалах внеинституциональной сферы социума:

  • а) конструктивном, способствующем развитию личности ребенка при условии наличия педагогического сопровождения;
  • б) деструктивном, создающем условия для перенапряжения адаптационных механизмов личности, возникновения девиантных и делинквентных форм поведения, других нарушений социализации.

Воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще, определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Группы или отдельные люди, которые способствуют этому, называют, в свою очередь, агентами социализации .

На дотрудовой стадии социализации институтами выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли, в этот же момент происходит формирование черт маскулинности и фемининности, понимание половых ролей. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры. В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Школа

Во втором периоде ранней стадии основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом.

С точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Можно сказать, что юность — это период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова. Перед молодыми людьми стоит выбор профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным первым относится не только школа, но и профессиональные учебные заведения, молодежные организации и объединения. Социализация может быть регулируемой и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой опыт за счет того, что, по мнению учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным, спонтанным.

На сегодняшний момент исследований в разрезе высших учебных заведений, как институтов социализации, все еще нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Трудовой коллектив

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив . В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа. Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение» интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Первичная и вторичная социализация

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты — это ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Характер вторичной социализации представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с трудовой деятельностью. Вторичная социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты социализации — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения . Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я". Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Социологи традиционно рассматривают семью, как социальную группу, члены которой связаны родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья-это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Семьи различаются по составу, по типу наследования, месту проживания и по принципу распределения власти. Социальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.

В последние годы многие социологи пришли к выводу, что индустриализация и расширенная семья не являются не совместимыми. Изучая семейную жизнь текстильных рабочих в Нью-гемпшире в 21веке, обнаружили, что индустриализация способствовала усилению родственных связей.

По типу наследования семьи бывают трех видов. В условиях патрилинеальной структуры, где родословная ведется по отцовской линии, люди прослеживают происхождение и передают наследство по линии отца. При матрилинеальных, наследование осуществляется по материнской линии. При билинеальном типе обе семейные линии индивида имеют одинаковую важность.

По месту проживания различают три вида. В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа. Обратная схема превалирует в условиях патрилокальной модели. Нелокальная модель-молодые пары отделяются и живут отдельно от родителей.

По типу власти бывает патриархальный уклад, где роль главы семьи выполняет муж, а при его отсутствии-старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Третий тип уклада-элитарный-власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последнее время набирает вес во всех странах мира.

Люди вступающие в брак являются представителями разных родовых групп и это оказывает решающее влияние на структуру семьи. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована, в сохранения некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строится по четырем различным принципам: моногамия-один муж и одна жена; полигиния-один муж и две или большее число жен; полиандрия-два или более мужей и одна жена; групповой брак-два или более мужей и две или более жен. Моногамия считалась предпочтительной в менее чем 20% из 862 обществ. Полигиния получила широкое распространение в 80% обществ, включенных в выборку, где мужьям разрешается иметь по две жены. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, она не означает свободу сексуального выбора для женщин, зачастую она означает, что младшие братья мужа получают право жить с женой своего старшего брата. Например, у некоторых народов в Индии, если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может найти жену только для старшего сына.

По всему миру на семью возлагается ответственность по защите, содержанию и прочему поддержанию детей, слабых, престарелых и других иждивенцев. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ. Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же «естественным» путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.

Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и «естественно», для этого требуется специальная образовательная структура.

Все общества придают индивидам независимо отих качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современные общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институт образования, как правило, выполняет эту функцию, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице. Но конфликтологи оспаривают это утверждение и полагают, что школы служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные» удостоверения, могли гарантированно получить лучшие места. Они рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующих существующий социальный порядок и, таким образом, действующих во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.

С точки зрения конфликтологов в школах существует скрытый процесс обучения; он состоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с представлениями доминирующих институтов. Учителя формируют и поощряют качества, воплощающие нормы среднего класса, - трудолюбие, ответственность, добросовестность, надежность, прилежность, самоконтроль, эффективность. Дети учатся быть спокойными, пунктуальными, терпеливыми, уважительными к учителям, восприимчивыми к требованиям группы.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив . В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации , является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

    Понятие о социализации

В современной социальной психологии отсутствует однозначное определение понятия «социализация». Т. Шибутани определяет социализацию как процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм.

В Психологическом словаре социализация определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта».

Е.В. Змановская определяет социализацию как процесс постепенного интегрирования индивида в социум посредством познания, присвоения и принятия общественно-значимых отношений, смыслов и норм».

Г.М. Андреева дает следующее определение: «Социализация – двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности; активного включения в социальную среду». Важным является то, что человек не просто усваивает, но и преобразовывает социальный опыт в собственные ценности, установки, ориентации, т.е. проявляет не пассивность, а активность. Процесс социализации тесно связан с процессами развития личности и воспитания. Развитие личности предполагает активность личности (личность как субъект). Воспитание – в широком и узком смысле (воздействие воспитателя) и воздействие на человека свей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Социализация включает три взаимосвязанных процесса

    социальная адаптация – это активное приспособление к условиям среды посредством усвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственных реакций;

    индивидуализация – активное приспособление личности к собственным особенностям в форме самопознания, самопринятия и самореализации;

    социально-психологическая интеграция - постепенное усложнение, упорядоченность и согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие с требованиями социальной реальности.

Схема 1. Структурно-динамическая модель социализации.

Социальная адаптация (+)

Социально-психологическая интеграция (+)

Индивидуализация (+)

Усвоение культурных норм

Понимание и принятие норм

Идентификация с культурными нормами

Развитие индивидуальных смыслов и ценностей

Интериоризация знаний, знаков и средств деятельности

Научение в процессе общения и совместной деятельности

Соответствие субъективной картины мира и реальности

Самореализация в познании и конструктивной деятельности

Обучение взаимодействию с другими людьми

Развитие навыков сотрудничества и разрешения конфликтов

Самоценность, равная ценности другого человека

Опыт привязанности и близких отношений

Типизация свойств и стандартизация действий

Гибкость, оптимизация индивидуального стиля

Самоконтроль поведения

Рефлексия, самопознание, саморегуляция, саморазвитие

Социальная активность личность

Согласование общественных интересов и личных целей

Целевая регуляция

Осознаваемые потребности и бессознательные мотивы

    Сферы, этапы и институты социализации

Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:

    деятельность;

  • развитие самосознание.

В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения.

Одновременно происходит расширение контактов человека с другими людьми. Кроме того, в процессе социализация происходит становления в человеке образа Я, формируется его идентичность.

В разных парадигмах психологии существует традиция по-разному рассматривать значение тех или иных этапов социализации личности. Психоанализ абсолютизирует роль ранних этапов становления личности. В других теориях важная роль в социализации личности отводится юношескому возрасту. Т. Шибутани пишет: «Большинство исследований социализации концентрируется на детском возрасте, когда научение, по общему признаку, производит наиболее глубокое впечатление. Это годы, когда устанавливается стиль жизни, когда закладываются основы для всей последующей социализации. Но обучение новым навыкам происходит на протяжении всей жизни каждого человека. Новые модели поведения развиваются, когда человек поступает в вуз, приступает к работе или переходит на новое место. Человек не должен отставать от других, и для этого он развивает новые типы поведения, наиболее соответствующие новым обстоятельствам».

В целом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:

    дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения),

    трудовую и

    послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приведенная ниже является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна.

Стадия детства включает в себя следующие этапы:

    младенчество (от рождения до года);

    дошкольное детство (3-6 лет);

    младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества :

Стадия молодости :

Стадия зрелости включает в себя :

    зрелость (30-40 лет);

    позднюю зрелость (40-50);

    пожилой возраст (55-65 лет).

Стадия старости распадается на 2 этапа:

    старость (65-70 лет);

    долгожительство (свыше 70 лет).

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе, по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.

Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу. Институтами социализации являются:

    семья и дошкольные образовательные учреждения;

    школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

    трудовой коллектив.

Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

    Факторы социализации

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации человека, необходимо рассмотреть в каких условиях он происходит. Есть разные подходы к выделению условий социализации и их классификации.

Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в четыре группы.

Первая - мега факторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макро факторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный двумя другими группами факторов).

Третья - мезо факторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микро факторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Необходимо особо подчеркнуть многофакторность процесса социализации в связи с тем, что были и есть теории, абсолютизирующие один из факторов, игнорирующие или отрицающие роль многих факторов. Так, теологи старого образца единственным социализирующим фактором признавали религиозные общности. Марксизм утверждал в качестве такового класс. Ортодоксальные фрейдисты принадлежность человека к тому иди другому полу рассматривают как определяющий фактор его социализации, а шовинисты всех мастей в качестве такого фактора рассматривают нацию.

В реальности социализация человека протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более иди менее активно влияющих на его развитие. Эти условия фактически даже не все выявлены, а из известных, далеко, не все изучены. Выделенные выше факторы социализации также изучены в разной мере.

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью , и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции(например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся :

  • семья
  • школа
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа)и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Институты социализации

Определение 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

  • первичные институты социализации;
  • вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

  • усиливает процесс опосредованного общения,
  • воздействует на психическое состояние,
  • формирует негативные поведенческие установки,
  • вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

Институты первичной социализации

Определение 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

  • семья,
  • школа,
  • группа сверстников,
  • спортивные секции,
  • творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

  • родители,
  • бабушка и дедушка,
  • братья и сестры,
  • тети, дяди и другие родственники,
  • учителя,
  • тренеры, руководители кружков,
  • друзья,
  • лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

  • проходит процесс половой идентификации,
  • ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
  • получает определенный социальный статус,
  • определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

  • родители обладают низким социальным положением,
  • наблюдается социальное отчуждение,
  • семья неполная,
  • с ребенком жестоко обращаются,
  • родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
  • наблюдаются девиации в поведении родителей.

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

  • формирование самооценки,
  • осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
  • понимание соревновательной составляющей,
  • умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

Замечание 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

  • государство,
  • государственные органы,
  • школа,
  • университеты,
  • армия,
  • производство,
  • церковь,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Агенты вторичной социализации:

  • представители органов власти,
  • администрация учебных заведений,
  • руководители предприятий,
  • вышестоящие по званию лица в армии,
  • сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

  • конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
  • творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
  • протест – отказ от всех норм и ценностей.