Организация коллективной трудовой деятельности в доу. Организация трудовой деятельности детей среднего возраста

Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от:

1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;

2) уровня трудового опыта детей;

3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность;

ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного зада-ния, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.

Особенности:

Они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, кон-кретно определена задача;

Это наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;

Особое воспитательное значе-ние имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и труд;

В них заключа-ется элемент требования, с помощью которого малыш приучается дей-ствовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого;

Помогает воспитателю осуществлять контроль за правиль-ностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца, предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми, дают возможность воспитателям повседневно, систематичес-ки приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).

Содер-жание:

Поручения детям младших групп косят преимущественно ин-дивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, по-мочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с про-гулки, раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т.д.;

В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой, подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку от пыли и др.;

В старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных, особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), да-ются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)


ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Особенности :

Это более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей, требующая большей самостоятельности;

Дежурные ставятся в условия обяза-тельности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или пере-ключиться на игру;

Дают возможностьформировать у детей желаниепотрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.

В практике работы дошкольных учреждений используется несколько видов дежурств, которые вводятся постепенно:

Дежурства по столовой (2-ая мл. группа),

Дежурства по подготовке к занятиям (средняя группа).

Дежурства по уголку природы (старшая группа).

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - общая трудовая деятельность, объединяю-щая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участ-ка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформ-ление зала или групповой комнаты к празднику).

Условия:

I. Объ-единять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается ка-кое-либо общее задание.

4. Трудом должны быть охвачены все дети.

Своеобразие трудовой деятельности:

1. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре . Выполняя трудовую задачу, дети часто пе-реключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. Однако, здесь есть и свои отличия: труд имеет ярко выраженный конечный результат; процесс труда без достижения результата не имеет смысла; труд происходит в реальном плане; в нем замещения одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует. Раскройте отличия игры и трудовой деятельности на конкретных примерах .

2. Труд детей носит воспитывающий харак-тер . Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании соб-ственных возможностей, сближает его со взрослыми.

3. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения . Но это не профессиональные навыки (как, напри-мер, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

4. В процессе своего труда ребенок не создает общественно значимых материальных ценнос-тей.

5. Труд дошкольников не имеет постоянного ма-териального вознаграждения .

6. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный харак-тер , от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

7. Особенностью детского труда является и то, что, не-смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого .

Т.О., трудовая деятельность дошкольника имеет ряд отличий от труда взрослых, но несмотря на это очень важна для всестороннего развития ребенка.

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Условия организация детского труда :

I. Систематичность детского труда . Каждый вид труда способствует всестороннему развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс , чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка

2. Постепенность рабочей нагрузки . Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Непосильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости" (Е.А. Аркин), что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Чтобы определить оптимальные нагрузки, регистрируют внешние признаки утомления ребенка во время работы: отмечают изменение цвета лица, влажности кожи, определяют частоту пульса и дыхания до и после физической нагрузки в течение 3 минут. Ответная реакция со стороны сердечно-сосудистой к дыхательной систем говорит о благоприятной допустимой и неблагоприятной физической нагрузке.

3. Подбор оборудования для труда . Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место.

4. Создание в группе трудовой атмосферы . Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя - постоянного рнимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые дела его воспитанники, какое отношение яри этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Воспитателю следует постоянно помнить о своей роли руководителя группы. Принимаясь за любое дело, он непременно организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.

Виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд.

Общий, совместный, коллективный труд.

Если поруче-ния и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе и дети достигли оп-ределенных успехов, становится возможным перейти к бо-лее сложной форме - общему, совместному, коллективно-му труду.

Данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь зак-репляются, а обучение новым осуществляется, как и преж-де, индивидуально. Воспитатель не может вводить в содер-жание общего труда то, что дети еще не умеют делать. На-пример, если дети не владеют умением правильно мыть игрушки, включать эту работу в общую деятельность нельзя, так как у воспитателя не будет возможности для ин-дивидуального обучения.

Общий, совместный и особенно коллективный труд со-здает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг дру-гу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Объединяет общий, совместный и коллективный труд общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Уборка помещения, участка, оформление групповой комнаты к празднику и др. - все это нужно не кому-то од-ному из участников труда, а им всем.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при кото-рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Например, воспитатель предлагает детям навести порядок в помещении группы и распределяет обязанности: «Саша и Сережа, вы сложите строительный материал в коробки. Наташа и Лена, надень-те на кукол чистые платья. Мы с Димой и Олей будем про-тирать стульчики» и т.д. После окончания работы он об-ращает внимание детей на то, что каждый трудился хоро-шо и вот результат - в комнате стало чисто и красиво. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, - единая. При такой форме организации рас-пределять детей на звенья. Каждое звено имеет свое трудо-вое задание, а внутри звена дети работают «цепочкой»: один снимает игрушки с полки и ставит на стол, другой их моет, третий протирает, четвертый снова помещает на полку. Качество и скорость работы одного ребенка влияют на те же показатели работы другого. При такой форме органи-зации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регу-лировать взаимодействие.

Наконец, коллективной можно назвать такую форму орга-низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша-ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру-да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоци-ровать» детей к установлению взаимоотношений. Он не допускает случайных объединений детей, а продумывает их (рядом с кем поставить работать Зину, которая любит отвлекаться; какое задание лучше дать Юре - он не умеет работать быстро, хотя и выполняет все качественно; у Коли нужно воспитывать умение и желание помогать другим; кому поручить относительно новый для детей участок работы и т. п.). Коллективная форма потому и называется коллектив-ной, что она способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд - коллективный. Но каждый коллективный труд - об-щий и совместный.

Общий труд возможен уже в средней группе дошколь-ного учреждения, совместный и коллективный - в старшей и подготовительной к школе.

Поддержанию интереса детей к коллективному труду способствует осознанное принятие его мотива и цели. Тра-диционно коллективный труд организуется один раз в не-делю. Как правило, это уборка групповой комнаты или труд в природе. Формулировка цели всегда одна и та же - убе-рем в группе, чтобы было чисто и красиво. Сама по себе цель, конечно, достойная, но дети к ней привыкают, и она теряет для них привлекательность.

Следует подчеркнуть, что выделение на определенный отрезок времени общественно значимой цели труда не ис-ключает ни другого содержания, ни иных форм организа-ции. Дети продолжают дежурить, выполнять поручения, в индивидуальной форме обучаться трудовым навыкам.

Т.О. трудовая деятельность дошкольников организовывается в разных формах. При распределении работы, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей, посильность выполняемой работы, в конце обязательно подводить итог и давать оценку.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2. Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Дежурства . Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей сте-пени, чем в поручении, выделяются общественная направ-ленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способству-ет развитию ответственности, гуманного, заботливого от-ношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными де-журства по столовой (со 2-й половины года 2- мл. гр,), в уголке природы (ст. гр.), по подготовке к занятиям (со ср. гр.) .

Дежурство поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень, оно способствует воспитанию навыков общественного характера. Во время дежурства дети приучаются к организованности, к проявлению заботы о своих товарищах, развивают свои трудовые умения и навыки. Формируется желание выполнять работу качественно, уважение к труду других.

Методика организации : На дежурство дети назначаются поочередно, лучше всего назначать дежурных с вечера. Дежурные должны иметь свою форму, через все виды дежурств должны пройти все дети. В группе устраивается доска дежурств (ее можно оформлять по-разному, в зависимости от фантазии и уме-ний воспитателя и родителей), которая должна быть понят-на и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимо-сти от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т. е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке при-роды, 2-3-дневное (в редких случаях). В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии и с участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в слу-чаях особенно интересного выполнения детьми своих обя-занностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Дежурство по столовой: Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, напри-мер, Мише предлагает расставить хлебницы на тех двух сто-лах, а Юле - на этих. Затем задание усложняется: один ребе-нок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой -разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскла-дывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети ос-ваивают умения согласовывать свои действия, договаривать-ся, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «при-вязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития у детей навыков совместной деятельности, трудовых навыков, а также систематичности данного труда в их практике. Но важно соблюдать эту последовательность и своевременно пе-реводить детей с одной ступеньки трудности на другую.

Воспитатель обращает внимание на темп и качество вы-полнения работы. Особенно он ценит проявления творче-ства, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу («Сегодня у Люды день рождения, поставьте ей эту красивую чашку», «Давайте подумаем, чем мы сегодня обрадуем детей, - по-ставим цветы или разложим новые салфетки?», «Давайте сегодня расставим столы по-другому, чтобы все видели друг друга» и т.п.); поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредо-точенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисо-вании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответствен-ность за живые объекты. Если они выпол-нят все дела (покормят рыбок, польют цветы, почистят клетку и т.д.) утром, то потом уже им не надо будет уделять внима-ние живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно по-лить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растени-ями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будут формироваться потреб-ность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой орга-низации труда и необоснованно расширяют ее виды. На-пример, устраивают дежурства по раздевалке, по спальне по подготовке к выходу на прогулку и т.п. Этого делать не следует. Подобного рода деятельность превращается в кон-троль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основ-ной смысл дежурств - забота о других.

Средства трудового воспитания дошкольников . Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

1. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания, т.к. нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные и практические задачи трудового воспитания.

2. Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволит расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду

Рассматриваемое средство воспитатель может использо-вать как пример для подражания, образец, на который ребе-нок будет ориентироваться. Ознакомление с тру-дом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания

3. Художественные средства. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека тру-диться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. Но с помощью худо-жественных средств можно вызвать у детей интерес к тру-ду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важ-ность и общественную значимость труда людей.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует:

- художественная литература : (пословицы и поговорки,сказки, энциклопедическая литература) с помощью художественной литературы, решается сразу несколько важных обучающих и вос-питательных задач: дети узнают о разных профессиях, формируется интерес к деятельности взрос-лого человека, отношение к ней, но это возможно при условии, если воспитатель сам является для детей примером для детей, и умеет сочетать чтение художественных произведений с орга-низацией собственной трудовой деятельности детей.

Организация трудовой деятельности дошкольников

в дошкольной образовательной организации.

Подготовила воспитатель:

Зайцева Е.Н.

Москва, 2016

Дидактические игры по трудовому воспитанию.

«Кто это знает и умеет?»
Цель:
расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Правила: Педагог задаёт детям вопросы, после ответов показывает соответствующие картинки.

Примерные вопросы: Кто знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми? (воспитатель).
Кто играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры? (музыкальный руководитель).
Кто знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни? (врач) и т. п.

«Кто, что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Правила: Педагог показывает картинки или фотографии людей разных профессий и задаёт вопрос: Кто это? Что он (она) делает?

Примерные вопросы: Дворник - подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель - поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) - моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Правила: Педагог показывает картинки с изображением предметов, необходимых человеку определенной профессии и задаёт вопрос: Для человека какой профессии это нужно? Дети должны дать ответ.

Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Правила: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Правила: Педагог задаёт детям вопросы:

Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Правила: Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим.

Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.
«Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры : Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Правила: Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить, что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде. Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна.

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: «Подай!», «Подержи!», «Поднеси!», то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться. Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом. Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей в семье, организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Памятка для родителей

по трудовому воспитанию детей.

    Вы хотите видеть своего ребенка сильным, выносливым и закаленным - тренируйте его в разнообразном физическом труде.

    Вы хотите видеть его умным и образованным - заставляйте его ежедневно выполнять посильные трудности в умственной работе.

    Вы хотите видеть его всегда веселым и жизнерадостным - не дайте ему закиснуть в праздности и погрузиться в лень.

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел непоколебимую волю и мужественный характер - не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы и направлять их на достижение цели.

    Вы желаете, чтобы Ваш ребенок был чутким и отзывчивым, что бы он был хорошим товарищем и верным другом - создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.

    Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым человеком - научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.

    Воспитание есть цепь непрерывных все усложняющихся упражнений в разнообразных видах труда!


Анкета для воспитателей

Наблюдение за хозяйственно-бытовым трудом детей.

    Принимает ли ребёнок цель труда, охотно ли принимает предложение воспитателя?

    Проявляют ли дети самостоятельность при определении предметов труда, вычленяют его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

    Самостоятельно ли дети выбирают необходимое оборудование для трудовых действий?

    В процессе трудовой деятельности распределяют ли дети обязанности, договариваются ли между собой?

    Охотно ли дети принимают и включаются в трудовую деятельность, проявляют старательность в выполнении трудовых действий?

    Включаются ли дети в коллективные формы трудовой деятельности, или же предпочитают выполнять роль помощника?

    Владеют ли действиями самоконтроля, умением самостоятельно добиться результата?

    Умеют ли дети пользоваться в процессе ручного труда пооперационными картами?

    Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных?

    Хорошо ли дети дежурят без контроля со стороны воспитателя?

    Выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим детям?

    Каковы их мотивы, характер поведения детей в процессе дежурства?

    Обращают ли дети внимание на непорядок в группе и устраняют ли его?

    В процессе труда проявляют ли дети старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам?

    Могут ли объективно оценивать и сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников?

Конспект занятия по трудовому воспитанию в уголке природы

«Уход за комнатными растениями».

Цель:

Развитие у детей трудовых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности в процессе совместного труда в уголке природы.

Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.

Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Ход труда:

Ребята, сегодня в группе, я нашла письмо от Феи Цветов (воспитатель открывает конверт и читает): «Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться с моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из- за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и трудолюбивые и наведете порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.

Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы с вами умеем ухаживать за комнатными растениями. Но для начала я хочу вам загадать загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Скажите, а какие растения есть в нашей группе?

Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

Как надо ухаживать за комнатными растениями? (Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

Дети подходят к комнатным растениям.

Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься (полив, опрыскивание, протирание, рыхление, сбор сухих листьев, очищение растений от пыли). Рассмотрите и выберите те растения, которые нуждаются в помощи, определите, какой именно уход нужен для каждого растения, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Воспитатель: (подходит к первому ребёнку) расскажи, как ты будешь выполнять задание? (Поливать растения). Перечисли правила поливки комнатных растений?

поливать нужно отстоянной водой комнатной температуры.

носик лейки надо класть на край горшочка.

поливать нужно тогда, когда верхний слой земли подсох.

Почему ты решила, что эти растение нужно поливать? (ответ ребёнка.) Продолжай работу. Молодец. (Полив растений, мытье горшка, мытье поддонов.

Воспитатель: (подходит ко второму ребёнку) что ты делаешь, расскажи мне? (протирание растений) С чего ты начала работу. (Постелила клеенку, затем принесла растение, приготовила необходимые материалы. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой. А как надо обтирать листочки? (ответ ребёнка)

Воспитатель: (подходит к третьему ребёнку) чем ты занимаешься? Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры. Сначала: горшочек с растением ставим в таз. Землю в горшке закрываем клеёнкой, чтоб вода не размыла землю, опрыскивать растение нужно аккуратно. Молодец, ты хорошо знаешь свою работу. (протирание горшка, мытье поддонов). Во время труда играет тихо спокойная музыка.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Вам понравилось трудиться?

Ребята, зачем нам цветы в группе? (Ответы детей).

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили о том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. За ваши старания, добрые дела хочу вручить вам медали. И я думаю, что фее Цветов очень понравится результаты вашего труда.

А сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

Открываем глаза, тихо встаем.

Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение? (ответы детей).

Спасибо вам за труд! Все молодцы! Славно потрудились!

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ

    Без труда нет плода.

    Воля и труд дивные всходы дают.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Советы хорошо, а дело лучше.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Не спеши языком - торопись делом.

    Умелые руки не знают скуки.

    Дело мастера боится.

    Сделал дело - гуляй смело.

    Скучен день до вечера - коли делать нечего.

    Что на месте лежит, то само в руки бежит.

    В деле не сила нужна, а умение.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Человек от лени болеет, от труда здоровеет.

    Где охота и труд - там поля цветут.

    Птицу узнают в полете - человека в работе.

    Кто первый в труде - тому слава везде.

    Рукам - работа, душе - праздник.

    Без труда жить - только небо коптить.

    Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

    Делу время, а потехе час.

    Всякое дело концом хорошо.

    Делано наспех - сделано на смех.

    Мыло серо да моет бело.

    Труд человека кормит, а лень портит

    Кто любит трудиться, тому на месте не сидится

    Пролениться - и хлеба лишиться

    Терпение и труд все перетрут

    Судят не по словам, а по делам

31.Было бы терпенье - будет и уменье

32. Кто весной не сеет, тот осень не жнет

Стихи и художественные произведения.

СТИХИ О ТРУДЕ

Помощник

Мама усталой с работы придет,
Маме и дома хватает забот.
Веник возьму я и пол подмету
Дров наколю и сложу под плиту.
Свежей воды принесу два ведра
Ну а теперь за уроки пора!
Мама сегодня с работы придет.
Будет у мамы по меньше хлопот .

П. Жанэ

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное .

Б. Белова.

И мы будем трудиться

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарим людей,
Придет пора, придет час,
И мы трудиться будем!

В. Ливмиц

Каравай

Вот лежит каравай
У меня на столе
Черный хлеб на столе –
Нет вкуснее на земле!
Будет плакать мой хлеб
Каравай мой румяный
Если я разженюсь
Если лодырем стану.
Но ведь я не лентяй
Я в роботе проворный
Улыбнись каравай
Улыбнись, хлеб мой черный.

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать
Я водицы притащу
Из колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте!
Не жалейте!
А хотите в лейку лейте –
Поживайте огород
Он ведь тоже воду пьет!

Рожь поспевает

На горе за рощей
Зреет хлеб хороший
Зерна намываются
В ласковом тепле
Колоски тяжелые
Наклонили головы
Благодарно кланяться
Матери – земле.

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины
Спешат по дорогам машины.
А в кузове важные, срочные грузы
цемент и железо, изюм и арбузы
Работа шоферов трудна и нужна
Но как она людям повсюду нужна.

Врач

Я врачом как мама стану
Трубку наверно достану
Быть врачом нелегкий труд
Все теперь ко мне идут.

В землю бросили зерно

В землю бросили зерно
А весной взошло оно
Выглянуло солнышко
Вверх его на солнышко
А зерно тому и рада
А зерну того и надо
Напоите водой росток
Дать ему дождя глоток.

Помогать я буду всем

Л. Дьяконов

У меня сестренок семь.
Помогать я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой.

Мастерица

Г. Ладонщиков

Я не привыкла напрасно хвалиться,

но все называют меня мастерицей -

За то, что сама я на куклу свою

Вяжу, вышиваю и шью и крою.

Строители

Б. Заходер

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

И неважно, что пока

Этот домик из песка.

Портниха

В. Орлов

Научилась вышивать я

Кур, цыплят и петушков.

А еще для кукол платья

Сшила я из лоскутков.

Молодец, – сказала мама, -

Ты у нас портниха прямо!

Стирка

Е. Серова

Не мешайте нам сейчас -

Стирка срочная у нас:

Я и мама, мы вдвоем

Управляемся с бельем.

Наше правило такое -

Не давать белью покоя!

Так и эдак повернем

и намылим и натрем.

Воду чистую в корыто

Надо чаще подливать…

Все готово, перемыто -

Значит, будем отжимать!

Я развесила белье

Куклино и мишкино,

Мама вешает мое

и еще братишкино.

Мишкина рубаха -

Белая, как сахар!

Сохнет куклин наряд…

Наряжу своих ребят!

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О МАСТЕРСТВЕ И ПРОФЕССИЯХ:

В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «А, что у вас?»,

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?».

Пономарев Е., Пономарева Т. "История ремесел" (серия "Я познаю мир")

А. Пиль "Пожарные" (серия "Все обо всем")

А. Хавукайнен, С. Тойвонен "Тату и Пату идут на работу"

Книжка-картинка Р.Скарри "Город добрых дел"

Б. Лапидус "Когда я вырасту, я стану железнодорожником"

А. Корзоватых "Когда я вырасту, я буду строить дома"

Н. Иволга "Когда я вырасту, я стану лесохимиком"

Т. Виноградова "Когда я вырасту, я буду работать в "Аэрофлоте"

Детям о труде.

Константин Ушинский «Дети в роще»

Антон Параскевин «Пашкин клад», «Дарья – золотое веретёнце ».

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Золотой гвоздь».

Борис Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Откуда хлеб берется»


Содержание:

Лев Модзалевский. Приглашение в школу (предисловие)

Константин Ушинский. Дети в роще (рассказ)

Антон Параскевин. Пашкин клад (рассказ)

Спиридон Дрожжин. Первая борозда (стихотворение)

Антон Параскевин. Дарья - золотое веретёнце (рассказ)

Константин Ушинский. Как рубашка в поле выросла (рассказ)

Евгений Пермяк. Золотой гвоздь (сказка)

Борис Шергин. Плотник думает топором (рассказ)

Борис Шергин. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (рассказ)

Агния Барто. Маляр (стихотворение)

Валентин Распутин. Красный день (рассказ)

План воспитательно-образовательной работы на месяц по трудовому воспитанию детей

Трудовое воспитание в старшей группе ориентировано на формирование отчетливых представлений о роли разных видов производительного и обслуживающего труда. Ориентировано на развитие самостоятельности, инициативы, творчества, сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками.

Цель : воспитание у детей ценностного отношения к труду взрослых и стремления включаться в детскую трудовую деятельность. Создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Развивать умение трудиться в коллективе.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Тема: «День космонавтики»

2 неделя

Тема: «Весна-красна»

3 неделя

Тема: «Цветы. Комнатные растения»

4 неделя

Тема: «Птицы»

Труд в природе

Сбор мусора на участке.

Рыхление почвы в цветниках.

Разбрасывание снега для быстрого таяния.

Рыхление почвы в цветниках.

Пересадка и черенкование комнатных растений.

Посадка семян цветов для рассады.

Цель: Учить детей правильно помещать зерна в землю; воспитывать интерес к труду

Сбор мусора на участке.

Рыхление почвы в цветниках.

Уборка участка от сухих веток.

Хозяйственно-бытовой труд

«Мытье строительного материала»

Учить участвовать в организованном труде большого количества сверстников; формировать привычку к чистоте и порядку.

«Застилаем кровати»

Учить накрывать постель покрывалом; обратить внимание на красивый вид такой кровати; воспитывать нетерпимое отношение к небрежности.

«Ухаживаем за комнатными растениями»

Учить правильно ухаживать за растениями: полив, протирание листьев, опрыскивание водой.

«Мытье игрушек»

Формировать культуру труда;

учить работать рационально, результативно, в общем темпе; воспитывать трудолюбие, старательность.

Ремонт книг в книжном уголке.

Ручной труд

«Космические ракеты»- поделки из бросового материала

«Подснежники»

Изготовление подснежников из салфеток и фетра.

Макет весеннего луга «Весенняя лужайка» - техника папье-маше.

«Птица-веснянка» - изготовление птиц из ткани.

Дежурства

По столовой,

в уголке природы,

по занятиям.

По столовой,

в уголке природы,

по занятиям.

По столовой,

в уголке природы,

по занятиям.

По столовой,

в уголке природы,

по занятиям.

Самообслуживание

Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом

Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом

Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом

Работа с родителями

Изготовление поделок ко Дню космонавтики из бросового материала

Изготовление поделок по теме недели из бумаги и бросового материала

Изготовление Скворечника

Беседы с детьми: «Что может вырасти из семян?», «Зачем нужно мыть игрушки?», «Комнатные растения – Какие они?», «Перелётные птицы», «Растения весной», «Ремонт книг».

Диагностический материал на выявление трудовых навыков и умений.

ТРУД В ПРИРОДЕ

Критерии

Показатели

1. Умение принять цель труда

Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

Ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

Ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

Ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2. Умение выделить предмет труда

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

Предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

Не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3. Умение предвидеть результат труда

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

Ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Результат труда определяет при помощи взрослого;

Не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4. Умение спланировать трудовой процесс

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

Ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

Раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

Не может спланировать последовательность трудовых действий.

5. Умение

отобрать необходимое оборудование

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

Самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

С помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

Не может выполнить задания.

6. Освоение трудовых навыков и умений

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

Все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Оценивание результатов

Н - НИЗКИЙ - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

С - СРЕДНИЙ - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

В - ВЫСОКИЙ - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

Критерии

Показатели

1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Оценивание результатов:

НИЗКИЙ - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

РУЧНОЙ ТРУД

Ручная умелость

Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2. Способность реализовать замысел

Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Оценивание результатов:

НИЗКИЙ - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

ДИАГНОСТИКА ТРУДОЛЮБИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЖУРСТВ

За детьми проводится наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства назначается по два человека. Проводится смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивается качество работы, т.е. формируется самооценка.

Дежурство по

столовой

хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

Каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

Хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

Хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

Хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Дежурство в игровом уголке

Дежурство в уголке природы

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика учебник для студ. сред. учеб. заведений 10-е изд., исправ. и доп. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 416 с.

    Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду. Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: Просвещение , 2004.

    Куцакова Л.В. Нравственно трудовое воспитание ребенка-дошкольника. Владос Гуманитарный Издательский центр, 2003 г.

    Комарова Т.С. , Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

    Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС - М.: Мозаика - Синтез, 2014.

    Маханёва М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.

    Савченко В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ / В.И. Савченко //Дошкольная педагогика. – 2010.- №8. – С.6 – 11.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина.

В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата. В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

  1. самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой;
  3. в природе;
  4. ручной.

Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

Самообслуживание

В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

  1. пальцы малыша еще недостаточно послушны;
  2. пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
  3. способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

  1. раздевание и одевание;
  2. умывание и уход за зубами;
  3. уборка постели после сна;
  4. подготовка места для работы;
  5. наведение порядка в игровом уголке.

Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

  • Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
  • Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
  • Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты. Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку. Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

Труд в природе

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе. В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки. Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы. Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений. Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

Ручной труд

Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  1. разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
  2. природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
  3. бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста.

Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка. При дозировании занятий учитываются также:

  1. объем;
  2. сложность;

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

  1. фартуки;
  2. подносы;
  3. тазики;
  4. щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников. Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями. Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

В заключение

  1. Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу;
  2. Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности - пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий (или самообслуживание), как вид детского труда

обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

(или труд детей в природе)

направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд детей

связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда - во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями - укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности - формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, - его обязательность.

Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом - коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства - по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

Виктория Кудаева

Большое воспитательное значение имеет коллективный труд детей , в ходе которого они переживают радость сотрудничества , у них появляется чувство ответственности за выполняемую работу, возникает желание работать сообща.

Чтобы работа приняла целенаправленный, систематический характер, воспитатель должен наметить перспективный план, в котором предусмотрены следующие виды коллективного труда :

1. Уборка в игровых центрах.

2. Мытьё игрушек.

3. Мастерская Доктора Айболита (ремонт книг) .

4. Украшение группы к праздникам.

5. Уборка участка.

6. Посев семян овощей на огороде.

7. Прополка огорода и цветника.

8. Полив растений на огороде и в цветнике.

9. Сбор овощей, семян, цветов лекарственных растений.

10. Подвешивание кормушек, подкормка птиц зимой.

11. Труд в природном уголке .

К коллективной форме организации труда детей воспитатель готовит постепенно. В младшей группе даются несложные индивидуальные трудовые поручения . На этом этапе педагог не объединяет детей в коллектив для выполнения общих заданий, так как ребёнку ещё трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей.

Уже в средней группе воспитатель, формируя у детей новые трудовые навыки , использует форму объединения – труд «рядом» . По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками педагог переходит к более сложной задаче – обучению детей трудиться вместе , помогать друг другу.

В организации труда в старшей группе воспитатель выделяет три последовательных этапа : распределение предстоящей работы, выполнение детьми разных заданий, обсуждение результатов трудовой деятельности .

В процессе труда воспитатель направляет усилия каждого ребёнка на достижение поставленной цели (одним – помыть растения, другим – навести порядок в игровом центре, третьим – постирать кукольную одежду).

И, конечно же педагог уделяет особое внимание тем детям, которые затрудняются выполнят трудовое задание (показывает как правильно помыть листья растения или постирать кукольное платье). Воспитатель побуждает детей помогать друг другу советом, показом, но не делать работу за другого.

Итак, в процессе совместного труда воспитатель внимательно присматривается к взаимоотношениям между детьми, регулирует возникающие недоразумения, побуждает к проявлению товарищества, ответственности. Педагог подчёркивает : «Как сегодня дружно работали дети, помогая помощнику воспитателя заправлять постели! Дело у них спорилось, поэтому кровати аккуратно заправлены, в спальне уютно».

Правильно проведённая работа воспитателя даёт положительные результаты. Повышается общий уровень развития детей. Они приобретают трудовые умения и навыки , осознают жизненную необходимость и пользу своего труда для окружающих , повышается интерес к труду . В ходе коллективной деятельности дети учатся работать сообща, помогать друг другу, распределять справедливо обязанности.

Но, хотелось напомнить, что в коллективном труде объединять детей можно только после того, как они приобретут некоторый опыт работы в кругу сверстников, могут самостоятельно трудиться . А определяя содержание работы, воспитатель должен включать только те виды труда , навыками которых дети достаточно владеют.

Список литературы

1. Буре Р. С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде . - 3-е изд., испр., доп. - М., 1983.

2. Буре Р. С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Пособие для педагогов дошк. учреждений : Програм. -метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003.

4., Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности . / Д. В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Конспект коллективной трудовой деятельности в старшей группе «Книжная больница» Интеграция: «Познавательное» развитие, «Речевое» развитие, «Художественно- эстетическое» развитие, «Физическое» развитие, «Социально.

Конспект организации коллективной трудовой деятельности дошкольников «Новогодние игрушки» Тема: «Новогодние украшения»Вид труда: Хозяйственно бытовой труд Форма организация труда: коллективная Цель: создание условий для развития.

Конспекты занятий по трудовой деятельности Конспект по трудовой деятельности в старшей группе. 1. Вид труда: самообслуживание. 2. Содержание труда: Формировать умение самостоятельно.

Консультация для воспитателей «Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста» ГБОУ Гимназия №1404 "Гамма" Консультация для воспитателей. Тема: “Организация трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста”.

Цель:Воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие умения и навыки у дошкольников в ходе организованных.

Осень, листопад, листья желтые летят. Осень- прекрасное время года для привлечения детей к труду. Основы трудового воспитания закладываются.