Почему дети дети задерживают дыхание во сне и что с этим делать. Легкие новорожденного

Рождение долгожданного малыша радостное событие, но далеко не во всех случаях роды заканчиваются успешно не только для матери, но и для ребенка. Одним из таких осложнений является асфиксия плода, которая возникла в родах. Данное осложнение диагностируется у 4 – 6% только что появившихся на свет детей, а по данным некоторых авторов частота асфиксии новорожденных составляет 6 – 15%.

Определение асфиксии новорожденных

В переводе с латыни асфиксия означает удушье, то есть недостаток кислорода. Асфиксией новорожденных называется такое патологическое состояние, при котором нарушается газообмен в организме новорожденного, что сопровождается недостатком кислорода в тканях ребенка и его крови и накоплением углекислоты.

В результате чего новорожденный, который родился с признаками живорожденности либо не может самостоятельно дышать в первую минуту после появления на свет, либо у него наблюдаются отдельные, поверхностные, судорожные и нерегулярные дыхательные движения на фоне имеющегося сердцебиения. Таким детям немедленно проводят реанимационные мероприятия, причем прогноз (возможные последствия) при данной патологии зависит от тяжести асфиксии, своевременности и качества оказания реанимации.

Классификация асфиксии новорожденных

По времени возникновения различают 2 формы асфиксии:

  • первичная – развивается сразу после рождения малыша;
  • вторичная – диагностируется в течение первых суток после родов (то есть, сначала ребенок самостоятельно и активно дышал, а потом возникло удушье).

По степени тяжести (клиническим проявлениям) выделяют:

  • асфиксия легкой степени;
  • асфиксия средней тяжести;
  • тяжелая асфиксия.

Факторы, провоцирующие развитие асфиксии

Данное патологическое состояние относится не к самостоятельным заболеваниям, а является лишь проявлением осложнений течения беременности, заболеваний женщины и плода. К причинам асфиксии относят:

Плодовые факторы

  • ) у ребенка;
  • резус-конфликтная беременность;
  • аномалии развития органов бронхолегочной системы;
  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • внутриутробная задержка роста плода;
  • закупорка дыхательных путей (слизь, амниотическая жидкость, меконий) или аспирационная асфиксия;
  • пороки развития сердца и головного мозга плода.

Материнские факторы

  • тяжелые , протекающие на фоне высокого кровяного давления и выраженных отеков;
  • декомпенсированная экстрагенитальная патология (сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легочной системы);
  • беременных;
  • эндокринная патология ( , яичниковая дисфункция);
  • шок женщины во время родов;
  • нарушенная экология;
  • вредные привычки (курение, злоупотребление спиртными напитками, прием наркотиков);
  • недостаточное и неполноценное питание;
  • прием лекарственных препаратов, противопоказанных в период гестации;
  • инфекционные заболевания.

Факторы, способствующие развитию нарушений в маточно-плацентарном круге:

  • переношенная беременность;
  • преждевременное старение плаценты;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • патология пуповины (обвитие пуповиной, истинные и ложные узлы);
  • перманентная угроза прерывания;
  • и кровотечения, связанные с ним;
  • многоплодная беременность;
  • избыток или недостаток околоплодных вод;
  • аномалии родовых сил ( и дискоординация, быстрые и стремительные роды);
  • введение наркотиков менее чем за 4 часа до завершения родов;
  • общий наркоз женщины;
  • разрыв матки;

Вторичную асфиксию провоцируют следующие заболевания и патология у новорожденного

  • нарушенное мозговое кровообращение у ребенка вследствие остаточных явлений повреждений мозга и легких в родах;
  • не выявленные и не проявившиеся сразу при рождении сердечные пороки;
  • аспирация молока либо смеси после процедуры кормления или некачественная санация желудка сразу после рождения;
  • респираторный дистресс-синдром, обусловленный пневмопатиями:
    • наличие гиалиновых мембран;
    • отечно-геморрагический синдром;
    • легочные кровоизлияния;
    • ателектазы в легких.

Механизм развития асфиксии

Неважно, чем был обусловлен недостаток кислорода в организме только что родившегося ребенка, в любом случае обменные процессы, гемодинамика и микроциркуляция перестраиваются.

Степень выраженности патологии зависит от того, насколько продолжительна и интенсивна была гипоксия. Вследствие обменных и гемодинамических перестроек развивается ацидоз, который сопровождается недостатком глюкозы, азотемией и гиперкалиемией (позднее гипокалиемией).

При острой гипоксии увеличивается объем циркулирующей крови, и при хронической и развившейся затем асфиксии объем крови уменьшается. В результате кровь сгущается, вязкость ее повышается, возрастает агрегация тромбоцитов и эритроцитов.

Все эти процессы ведут к расстройству микроциркуляции в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, почки и надпочечники, печень). Нарушения микроциркуляции вызывают отек, кровоизлияния и очаги ишемии, что приводит к нарушению гемодинамики, расстройству функционирования сердечно-сосудистой системы, и как следствие, всех остальных систем и органов.

Клиническая картина

Основным признаком асфиксии новорожденных считается нарушение дыхания, которое влечет за собой сбой работы сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, а также нарушает нервно-мышечную проводимость и выраженность рефлексов.

Чтобы оценить степень тяжести патологии, неонатологи используют оценку новорожденного по шкале Апгар, которая проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка. Каждый признак оценивается в 0 – 1 – 2 баллах. Здоровый новорожденный на первой минуте набирает 8 – 10 баллов по Апгар.

Степени асфиксии новорожденных

Легкая асфиксия

При асфиксии легкой степени количество баллов у новорожденного по Апгар составляет 6 – 7. Первый вдох ребенок совершает на протяжении первой минуты, но отмечается ослабление дыхания незначительный акроцианоз (синюшность в районе носа и губ) и снижение мышечного тонуса.

Среднетяжелая асфиксия

Оценка по Апгар составляет 4 – 5 баллов. Отмечается значительное ослабление дыхания, возможны его нарушения и нерегулярность. Сердечные сокращения редкие, менее 100 в минуту, наблюдается цианоз лица, кистей и стоп. Повышается двигательная активность, развивается мышечная дистония с преобладанием гипертонуса. Возможен тремор подбородка, рук и ног. Рефлексы могут быть, как снижены, так и усилены.

Тяжелая асфиксия

Состояние новорожденного тяжелое, количество баллов по Апгар на первой минуте не превышает 1 – 3. Ребенок не совершает дыхательные движения или производит отдельные вдохи. Сердечные сокращения менее 100 в минуту, выраженная , сердечные тоны глухие и аритмичные. Крик у новорожденного отсутствует, мышечный тонус значительно снижен или наблюдается атония мышц. Кожные покров очень бледные, пуповина не пульсирует, рефлексы не определяются. Появляются глазные симптомы: нистагм и плавающие глазные яблоки, возможно развитие судорог и отека мозга, ДВС-синдрома (нарушение вязкости крови и повышения агрегации тромбоцитов). Геморрагический синдром (многочисленные кровоизлияния на коже) усиливается.

Клиническая смерть

Подобный диагноз выставляется при оценке всех показателей по Апгар в ноль баллов. Состояние крайне тяжелое и требует незамедлительных реанимационных мероприятий.

Диагностика

При вынесении диагноза: «Асфиксия новорожденного» учитывают данные акушерского анамнеза, как протекали роды, оценка ребенка по Апгар на первой и пятой минутах и клинико-лабораторные исследования.

Определение лабораторных показателей:

  • уровень рН, рО2, рСО2 (исследование крови, полученной из пупочной вены);
  • определение дефицита оснований;
  • уровень мочевины и креатинина, диурез в минуту и за сутки (работа мочевыделительной системы);
  • уровень электролитов, кислотно-основного состояния, глюкозы крови;
  • уровень АЛТ, АСТ, билирубина и факторы свертывания крови (работа печени).

Дополнительные методы:

  • оценка работы сердечно-сосудистой системы (ЭКГ, контроль АД, пульс, рентген грудной клетки);
  • оценка неврологического статуса и головного мозга (нейросонография, энцефалография, КТ и ЯМР).

Лечение

Всем новорожденным, родившимся в состоянии асфиксии, проводятся немедленные реанимационные мероприятия. Именно от своевременности и адекватности лечения асфиксии зависит дальнейший прогноз. Реанимация новорожденных осуществляется по системе АВС (разработана в Америке).

Первичная помощь новорожденному

Принцип А

  • обеспечить правильное положение ребенка (приспустить голову, подложив под плечевой пояс валик и слегка ее запрокинуть);
  • отсосать слизь и околоплодные воды изо рта и носа, иногда из трахеи (при аспирации амниотической жидкостью);
  • интубировать трахею и просанировать нижние дыхательные пути.

Принцип В

  • провести тактильную стимуляцию – шлепок по пяткам ребенка (если крик отсутствует на протяжении 10 – 15 секунд после появления на свет, новорожденный помещается на реанимационный стол);
  • подача кислорода струйно;
  • осуществление вспомогательной либо искусственной вентиляции легких (мешок Амбу, кислородная маска или эндотрахеальная трубка).

Принцип С

  • проведение непрямого массажа сердца;
  • введение лекарств.

Решение вопроса о прекращении реанимационных мероприятий проводится через 15 – 20 минут, если новорожденный не реагирует на реанимационные действия (отсутствует дыхание и сохраняется устойчивая брадикардия). Прекращение реанимации обусловлено высокой вероятностью поражений мозга.

Введение лекарств

В пупочную вену на фоне искусственной вентиляции легких (маска или эндотрахеальная трубка) вводится кокарбоксилаза, разведенная 10 мл 15%-глюкозой. Также внутривенно вводится 5%-гидрокарбонат натрия для коррекции метаболического ацидоза, 10%-глюконат кальция и гидрокортизон с целью восстановления тонуса сосудов. Если появилась брадикардия, в пупочную вену вводится 0,1% - сульфат атропина.

Если частота сердечных сокращений меньше 80 в минуту, осуществляется непрямой массаж сердца с обязательным продолжением искусственной вентиляции легких. Через эндотрахеальную трубку вводится 0,01%-адреналин (можно в пупочную вену). Как только ЧСС достигла 80 ударов, массаж сердца прекращается, ИВЛ продолжают до достижения ЧСС 100 ударов и появления самостоятельного дыхания.

Дальнейшее лечение и наблюдение

После оказания первичной реанимационной помощи и восстановления сердечной и дыхательной деятельности новорожденного переводят в палату интенсивной терапии (ПИТ). В ПИТе проводится дальнейшая терапия асфиксии острого периода:

Особый уход и кормление

Ребенка помещают в кувез, где осуществляется постоянный подогрев. Одновременно проводится краниоцеребральная гипотермия – головку новорожденного охлаждают, что предотвращает . Кормление детей с легкой и средней степенью асфиксии начинают не ранее, чем через 16 часов, а после тяжелой асфиксии кормление разрешается через сутки. Вскармливают малыша через зонд или бутылочку. Прикладывание к груди зависит от состояния ребенка.

Предупреждение отека мозга

Внутривенно, через пупочный катетер вводятся альбумин, плазма и криоплазма, маннитол. Также назначаются препараты для улучшения кровоснабжения головного мозга (кавинтон, циннаризин, винпоцетин, сермион) и антигипоксанты (витамин Е, аскорбиновая кислота, цитохром С, аевит). Назначаются и гемостатические препараты (дицинон, рутин, викасол).

Проведение оксигенотерапии

Продолжается подача увлажненного и согретого кислорода.

Симптоматическое лечение

Проводится терапия, направленная на предупреждение судорог и гидроцефального синдрома. Назначаются противосудорожные препараты (ГОМК, фенобарбитал, реланиум).

Коррекция нарушений метаболизма

Продолжается внутривенное введение бикарбоната натрия. Проводится инфузионная терапия солевыми растворами (физ. раствор и 10%-глюкоза).

Мониторинг новорожденного

Дважды в сутки ребенка взвешивают, оценивают неврологический и соматический статус и наличие положительной динамики, контролируют поступившую и выделенную жидкость (диурез). На аппаратах регистрируются ЧСС, кровяное давление, частота дыхания, центральное венозное давление. Из лабораторных анализов ежедневно определяются общий анализ крови с и тромбоцитами, кислотно-основное состояние и электролиты, биохимию крови (глюкоза, билирубин, АСТ, АЛТ, мочевина и креатинин). Также оцениваются показатели свертываемости крови и бак. посевы из ротоглотки и прямой кишки. Показано проведение рентгенографии грудной клетки и живота, УЗИ головного мозга, УЗИ органов брюшной области.

Последствия

Асфиксия новорожденных редко проходит без последствий. В той или иной степени недостаток кислорода у ребенка во время и после родов сказывается на всех жизненно важных органах и системах. Особенно опасна тяжелая асфиксия, которая всегда протекает с полиорганной недостаточностью. Прогноз для жизни малыша зависит от степени оценки по Апгар. В случае увеличения оценки на пятой минуте жизни прогноз для ребенка благоприятный. Кроме того, тяжесть и частота развития последствий зависят от адекватности и своевременности оказания реанимационных мероприятий и дальнейшей терапии, а также от степени выраженности асфиксии.

Частота осложнений после перенесенной гипоксической :

  • при I степень энцефалопатии после гипоксии/асфиксии новорожденных – развитие ребенка не отличается от развития здорового новорожденного;
  • при II степени гипоксической энцефалопатии – 25 – 30% детей в дальнейшем имеют неврологические нарушения;
  • при III степени гипоксической энцефалопатии половина детей гибнет в течение первой недели жизни, а у остальных в 75 – 100% появляются тяжелые неврологические осложнения с судорогами и повышенным мышечным тонусом (позднее задержка умственного развития).

После перенесенной асфиксии при родах последствия могут быть ранними и поздними.

Ранние осложнения

О ранних осложнениях говорят, когда они появились на протяжении первых 24 часов жизни малыша и, по сути, являются проявлениями тяжелого течения родов:

  • кровоизлияния в мозг;
  • судороги;
  • и тремор рук (сначала мелкий, затем крупный);
  • приступы апноэ (остановки дыхания);
  • синдром аспирации мекония и вследствие этого формирование ателектазов;
  • транзиторная легочная гипертензия;
  • за счет развития гиповолемического шока и сгущения крови формирование полицитемического синдрома (большое количество эритроцитов);
  • тромбозы (нарушение свертываемости крови, сниженный тонус сосудов);
  • расстройства сердечного ритма, развитие постгипоксической кардиопатии;
  • расстройства мочевыделительной системы (олигурия, тромбоз почечных сосудов, отек интерстиция почек);
  • желудочно-кишечные расстройства ( и парез кишечника, дисфункция пищеварительного тракта).

Поздние осложнения

Поздние осложнения диагностируют после трех суток жизни ребенка и позднее. Поздние осложнения могут быть инфекционного и неврологического генеза. К неврологическим последствиям, которые появились вследствие перенесенной гипоксии головного мозга и постгипоксической энцефалопатии относятся:

  • Синдром гипервозбудимости

У ребенка имеются признаки повышенной возбудимости, ярковыраженные рефлексы (гиперрефлексия), зрачки расширенные, . Судороги отсутствуют.

  • Синдром сниженной возбудимости

Рефлексы плохо выражены, ребенок вялый и адинамичный, тонус мышц понижен, расширенные зрачки, склонность к летаргии, присутствует симптом «кукольных» глаз, периодически замедляется и останавливается дыхание (брадипноэ, чередующееся с апноэ), редкий пульс, слабый сосательный рефлекс.

  • Судорожный синдром

Характерны тонические (напряжение и ригидность мышц тела и конечностей) и клонические (ритмичные сокращения в виде подергиваний отдельных мышц рук и ног, лица и глаз) судороги. Также появляются оперкулярные пароксизмы в виде гримас, спазма взгляда, приступов немотивированного сосания, жевания и высовывания языка, плавающие глазные яблоки. Возможны приступы цианоза с апноэ, редкий пульс, усиленное слюнотечение и внезапная бледность.

  • Гипертензийно-гидроцефальный синдром

Ребенок запрокидывает голову, роднички выбухают, черепные швы расходятся, увеличивается окружность головы, постоянная судорожная готовность, выпадение функций черепных нервов (отмечается косоглазие и нистагм, сглаженность носогубных складок и прочее).

  • Синдром вегето-висцеральных нарушений

Характерна рвота и постоянные срыгивания, расстройства моторной функции кишечника (запоры и диареи), мраморность кожи (спазм кровеносных сосудов), брадикардия и редкое дыхание.

  • Синдром двигательных расстройств

Характерны остаточные неврологические нарушения (парезы и параличи, дистония мышц).

  • Субарахноидальное кровоизлияние
  • Внутрижелудочковые кровоизлияния и кровоизлияния вокруг желудочков.

Возможные инфекционные осложнения (вследствие ослабленного иммунитета после перенесенной полиорганной недостаточности):

  • развитие ;
  • поражение твердой мозговой оболочки ();
  • развитие сепсиса;
  • инфекционное поражение кишечника (некротический колит).

Вопрос – ответ

Вопрос :
Нужен ли ребенку, который перенес асфиксию в родах, особый уход после выписки?

Ответ : Да, конечно. Такие дети нуждаются в особенно тщательном наблюдении и уходе. Педиатры, как правило, назначают специальную гимнастику и массаж, которые нормализуют возбудимость, рефлексы у малыша и предупреждают развитие судорог. Ребенку необходимо обеспечить максимальный покой, предпочтение отдавать грудному вскармливанию.

Вопрос :
Когда выписывают из роддома после асфиксии новорожденного?

Ответ : О ранней выписке (на 2 – 3 день) стоит забыть. Ребенок будет находиться в родильном отделении как минимум неделю (необходим кувез). При необходимости малыша и маму переводят в детское отделение, где лечение может продолжаться до месяца.

Вопрос :
Подлежат ли новорожденные, перенесшие асфиксию, диспансерному наблюдению?

Ответ : Да, все дети, которые перенесли асфиксию в родах, в обязательном порядке ставятся на диспансерный учет у педиатра (неонатолога) и невролога.

Вопрос :
Какие последствия асфиксии возможны у ребенка в старшем возрасте?

Ответ : Такие дети склонны к простудным заболеваниям из-за ослабленного иммунитета, у них снижена успеваемость в школе, реакции на некоторые ситуации непредсказуемы и зачастую неадекватны, возможна задержка психомоторного развития, отставание в речи. После тяжелой асфиксии часто развивается эпилепсия, судорожный синдром, не исключена олигофрения, и парезы и параличи.

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Когда ваш ребенок не дышит: детальный разбор мер реанимации

Шаг второй: очистите рот ребенка. Выньте любые посторонние предметы, пищу или жевательную резинку. Не действуйте вслепую и вытаскивайте только те предметы, которые четко видите. Если во рту ребенка скопилась рвота или жидкость, переверните его, чтобы она вытекла. Если вы подозреваете, что ребенок подавился, энергично похлопайте его по спине.

Шаг третий: положите ребенка так, чтобы его дыхательные пути распрямились. Ребенок лежит на спине, голова – на уровне сердца. Положите одну руку на лоб ребенка, а пальцы другой руки – на подбородок. Отодвиньте его язык от задней стенки гортани, оттянув подбородок одной рукой (другая в это время находится на лбу). Голова ребенка должна быть запрокинута, но не настолько сильно, как это делают у взрослых (это может перекрыть дыхательные пути младенца) – так называемая позиция для вдоха носом (сделайте несколько вдохов носом и заметьте, насколько при этом ваша голова отклоняется вверх и вперед). Скатанное полотенце, подложенное под шею, обычно дает правильный наклон головы. Этот угол немного увеличивается с возрастом ребенка. Ваши пальцы, держащие подбородок ребенка, не должны нажимать на горло; этой же рукой можно опустить нижнюю губу, чтобы рот оставался открытым.

Шаг четвертый: начинайте дыхание рот в рот.

– Для младенцев в возрасте до 1 года.

Накройте рот и нос ребенка вашим ртом и вдувайте воздух с силой, достаточной для того, чтобы его грудь поднималась. (Вдувайте воздух только изо рта – скорее дуйте, чем вдыхайте, причем более короткими вдохами, чем вы обычно дышите. Вдувая слишком большое количество воздуха в быстром темпе, вы можете повредить легкие ребенка, раздуть его желудок и остановить дыхание или вызвать рвоту.) Начинайте с 2 коротких вдохов. Посмотрите, поднимается ли при этом грудь ребенка.

Если она поднимается, значит, его дыхательные пути свободны и ваша техника правильная. Продолжайте дыхание рот в рот, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно. Темп вдыхания – через каждые 3 с (т. е. 20 раз в минуту).

Если грудь ребенка не поднимается, увеличьте давление, попытайтесь делать более сильные вдохи. Если дыхание не восстанавливается, грудь ребенка не поднимается, возможно, его дыхательные пути перекрыты проглоченным предметом или положение головы неправильное. Повторите вдыхание рот в рот или немедленно переходите к похлопыванию по спине и нажатию на грудь – методом, предназначенным для извлечения инородного тела.

– Для детей старше 1 года. Зажмите ноздри ребенка указательным и большим пальцами и крепко прижмитесь губами к его губам. Дальше поступайте так, как рекомендуется для младенцев, не достигших года.

Шаг пятый: проверьте пульс ребенка . Появление пульса означает, что сердце ребенка работает и искусственное дыхание можно прекратить. Простейший способ нахождения пульса у ребенка: нажать на точку на внутренней стороне его руки, между плечом и локтем. Другой способ – попытаться прощупать пульс на шее. Если у ребенка нет пульса, переходите к следующему шагу.

Шаг шестой: начните сжатия груди . Положите ребенка на твердую поверхность (на пол или на стол). Расстегните рубашку или снимите ее. Положите 2–3 пальца на грудь, ниже линии, соединяющей соски. Проводите сжатия груди (сердце находится справа, ниже) на глубину от 0,5 до 1,5 дюйма (1,52,5 см) с частотой не менее 100 сжатий в минуту (можно про себя считать: «и раз и два, и раз, и два…», говоря «и» при опускании и «раз», «два» и т. д. – при нажатии на грудь, ритм – плавный без рывков. Если вы проводите реанимацию самостоятельно, делайте ребенку искусственное дыхание рот в рот после каждого 5-го сжатия сердца, при этом проверяйте положение головы ребенка и смотрите за тем, поднимается ли его грудь. Не отнимайте пальцы между нажатиями (за исключением времени, когда делаете искусственное дыхание).

Если работают вместе два спасателя, один сжимает грудь, останавливаясь после каждых 5 сжатий, чтобы второй спасатель сделал искусственное дыхание рот в рот (такая координация движений и искусственного дыхания бывает обычно у натренированных спасателей).

Продолжайте проверять пульс каждые 5 мин, пока не прибудет скорая помощь. Остановите сжатия груди, когда у ребенка появится пульс, но продолжайте искусственное дыхание рот в рот, пока малыш не начнет дышать самостоятельно.

Итак, меры по реанимации включают:

А – очищение дыхательных путей : правильно расположите голову ребенка и очистите дыхательные пути, убрав все инородные тела, перекрывающие их.

Б – восстановление дыхания : проделайте дыхание рот в рот или рот в рот и в нос при правильном положении головы ребенка и с частотой 1 вдох за 3 с.

В – восстановление циркуляции крови : если вы не чувствуете пульса или биения сердца ребенка, проведите сжатия груди с частотой 100 в минуту.

Г – вызов скорой помощи : где бы вы ни находились, в течение 1–2 мин после начала мер по реанимации, необходимо вызвать скорую помощь.

Разница в сжатиях груди для младенцев разного возраста

Новорожденный: удобнее проводить сжатия груди, обхватив ее двумя руками ниже подмышек и сжимать концами больших пальцев.

Более старшин ребенок: используйте ладонь своей руки для более глубоких сжатий, примерно на 1–1,5 дюйма (2,5–3,5 см), с частотой около 100 сжатий в минуту.

Из книги Как вернуться к жизни автора А. П. Столешников

Разбор иностранной литературы по голоданию В вечно голодной России голодание как метод лечения не был известен, и не был популярен до самого конца 80-х годов 20-ого века, когда в России появились переводы брошюр Поля Брэгга и Герберта Шелтона. Поэтому в России до сих пор

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 автора

Из книги Грудное вскармливание автора Марта Сирс

Когда ребенок появляется Некоторые приемные дети берут грудь сразу же. Других нужно задобрить. Это зависит от возраста ребенка, от того, кормила его биологическая мать или нет, от потребности ребенка в сосании и от его характера. Вообще дети, которые начинают жить со

Из книги Болят колени. Что делать? автора Сергей Михайлович Бубновский

КОГДА МАТЬ ИЛИ РЕБЕНОК БОЛЬНЫ Грудное вскармливание - лучшее лекарство, если вы или ваш ребенок заболели простудой, гриппом, диареей или многими другими заболеваниями. Ваше молоко поможет ребенку бороться с микробами. Если больны вы, у ребенка может проявиться только

Из книги Методика доктора Ковалькова. Победа над весом автора Алексей Владимирович Ковальков

Часть II Разбор болезни, или Как не надо лечить колено

Из книги Стероидный московский лохотрон доктора Любера автора Юрий Борисович Буланов

Глава 3 ПОЧЕМУ МЫ ТОЛСТЕЕМ (разбор причин набора веса) Как наш организм набирает вес Кто конкретно виноват в увеличении массы тела Как худеть и при этом быть счастливым Почему женщины и мужчины худеют по-разному Каким образом 2 конфетки могут превратиться в

Из книги Книга от кашля. О детском кашле для пап и мам автора Евгений Олегович Комаровский

Б. Разбор «лохотрона» Анаболические стероиды. Часть I Анаболически-андрогенные стероиды.Такого медицинского термина, как «Анаболически-андрогенные стероиды» в медицине не существует. Не существует его так же и в быту. Это «отсебятина» автора книги, настоящее имя

Из книги Гармоничные роды – здоровые дети автора Светлана Васильевна Баранова

Болезни с кашлем, или когда РЕБЕНОК кашляет? Существуют тысячи болезней, но здоровье бывает только одно. Карл Людвиг Бёрне Список болезней, при которых может иметь место симптом под названием кашель, - это несколько сотен (если не тысяч) конкретных диагнозов.В этом,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Анатолий Павлович Кондрашов

Когда ребёнок нуждается в особом уходе Если ваш ребёнок родился преждевременно или возникли какие-либо медицинские проблемы, его могут оставить на некоторое время в отделении неонатальной интенсивной терапии. Конечно, вы будете чувствовать испуг, волнение и

Из книги Золотые правила очищения и голодания автора Геннадий Петрович Малахов

Из книги Золотое пособие народного знахаря. Книга 2 автора Наталья Ивановна Степанова

ГЛАВА 2 Подробный разбор процессов голодания и восстановления Каждый человек, желающий провести голодание, всегда озадачен вопросом: сколько дней необходимо проголодать, чтобы выздороветь, омолодиться, приобрести особые способности? Учение о стадиях голодания и

Из книги Дыхание по методу Бутейко. Уникальная дыхательная гимнастика от 118 болезней! автора Ярослава Сурженко

Из книги Ребенок и уход за ним автора Бенджамин Спок

О пользе и вреде дыхания Кто как дышит ТАК ГОВОРИЛ КОНСТАНТИН БУТЕЙКО: «Правильное дыхание не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже „стоит”

Из книги Лечение детей нетрадиционными методами. Практическая энциклопедия. автора Станислав Михайлович Мартынов

Когда ребенок не спит 230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как

Из книги автора

Так ли уж вредно, когда ребенок грызет свои ногти? А знаете ли вы, что по канонам китайской медицины ногти являются зеркалом печени? Бледный, тусклый их цвет всегда свидетельствует об изменениях в печени. О подобных функциональных отклонениях (а точнее, о недостатке

Из книги автора

Хорошо, когда ребенок силен в коленях и к тому же у него красивый пупок Хочу вас разу же предупредить. Пожалуйста, не настраивайтесь на шутливый лад, ибо далее речь пойдет о вполне серьезных вещах. Я сказал бы даже больше - об очередных профессиональных тайнах китайских

Осознает, как дышит ребенок в утробе матери. Некоторых будущих мамочек этот вопрос очень интересует, а иногда и настораживает, поэтому лучше заранее разобраться в особенностях газообмена плода и роли плаценты и пуповины в этом процессе.

Процесс дыхания плода

Дыхание представляет собой процесс газообмена в живом организме, при котором из клеток выводится углекислый газ и поступает кислород, необходимый для полноценного функционирования всех систем организма.

Поэтому понятие, что ребенок не дышит, а беременная женщина дышит за двоих, является неправильным. Так как процесс дыхания подразумевает в себе не механический вдох и выдох, а газообмен в клетках организма. Плод начинает дышать еще в утробе матери, но этот процесс имеет отличительные особенности от привычного для нас дыхания.

Понять, как дышит ребенок в утробе матери, достаточно просто. Этот процесс происходит через плаценту, которая не только обеспечивает возможность дыхания, но также является проводником питательных элементов от матери к плоду и средством отведения от плода продуктов жизнедеятельности и метаболических процессов.

Кроме этих функций плацента выполняет также функцию разделителя, препятствующего смешиванию материнской крови и лимфы с биологическими жидкостями плода.

Как дышит младенец в утробе матери

Из организма матери по пуповине кислород передается плаценте. В обратном направлении от плаценты движутся продукты метаболизма и углекислый газ, который является продуктом клеточного дыхания плода.

Отработанный газ с кровью поступает в легочные артерии матери и выводится через дыхательную систему, а в альвеолах легких происходит газообмен. Этот процесс происходит бесконечно, позволяя насыщать организм матери и плода необходимым для жизнедеятельности кислородом.

Зная, как дышит ребенок в утробе матери, легко можно сделать вывод, что беременность является тяжелой нагрузкой на женский организм, так как он буквально работает за двоих, обеспечивая развивающегося малыша всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и необходимым для жизни кислородом.

Роль пуповины в процессе дыхания

Организм матери и ребенка соединяется не только плацентой, но и пуповиной, которая представляет собой плотный жгут, состоящий из двух артерий и одной вены. По мере роста ребенка пуповина увеличивается в размере, и после рождения ее длина соответствует росту ребенка.

Через пуповину из организма плода отводятся продукты метаболизма, из вены в пуповине они поступают в кровоток матери и выводятся из ее организма. От матери через пуповину к плаценте поступают питательные вещества и кислород. Как дышит ребенок в утробе матери, можно понять только разобравшись в самом корне этого вопроса и понимая особенности процессов дыхания.

Значение свежего воздуха в процессе дыхания

Чтобы обеспечить свой организм и организма малыша, беременной необходимо много времени проводить на свежем воздухе, так как недостаток кислорода может вызвать не только головокружения и потери сознания матери, но и гипоксию у плода, что негативно влияет на его развитие.

Поэтому для понимания важности свежего воздуха нужно знать, как дышит ребенок в утробе матери. Фото плода, находящего в утробе матери, делает этот процесс более наглядным и понятным.

Так как легочная ткань ребенка созревает только на 34-й неделе, после воздействия на нее специального вещества - сурфактанта. Если ребенок рождается недоношенным, его подключают к аппарату искусственной вентиляции до тех пор, пока в организме малыша не созреет легочная ткань. Современная медицина научилась синтезировать сурфактант, позволяя обеспечить созревание легких и дать ребенку возможность самостоятельно дышать.

То, как дышит малыш в утробе матери, значительно отличается от процесса самостоятельного дыхания, для которого необходимо раскрытие альвеол легких. Поэтому беременной необходимо достаточно гулять на свежем воздухе и стараться как можно меньше времени пребывать в душных помещениях, чтобы избежать развития кислородного голодания и преждевременных родов.

Малыш сопит и хрюкает, но простуда исключена, а носик чист? Эта проблема возникает, когда кроха спит или кушает?

Не стоит паниковать раньше времени: все не так страшно, как кажется.

Почему это происходит, и как облегчить дыхание новорожденного?

Казалось бы, все сложности позади, малыш родился здоровым и уже находится дома. Но мама, прислушиваясь к дыханию крохи, пугается: откуда эти хрипы, почему дыхание затруднено?

В панике хватает капельки, «на всякий случай» прикупленные еще до родов, пытается закапать носик…

Сначала разберемся — нужны ли капли, и какие?

Причины осложненного дыхания у младенцев

Самое первое, на что думают родители при появлении сопения и хрипов, – ребенок простужен.

Однако при простуде к затрудненному дыханию присоединяются такие симптомы, как:

  • Насморк и дыхание через ротик.
  • Кашель.
  • Покраснение горла.
  • Часто – повышение температуры.

Если всего этого нет, да и педиатр не видит признаков ОРЗ, скорее всего, причина хрюканья и сопения – физиологическая или патологическая .

Особенности строения носоглотки новорожденного

У младенцев органы носоглотки еще незрелы и продолжают формироваться в течение первого года жизни. Полость носа низкая и узкая, средний и верхний носовые ходы еще недоразвиты, а нижний отсутствует вовсе, начиная формироваться с 6 месяцев, и окончательно сформировывается к подростковому возрасту.

1,2 — носовой ход; 3 — нижний носовой ход; 4 — носоглотка; 5 — язык; 6 — щитовидная железа; 7 — трахея; 8 — левое легкое; 9 — сердце; 10 — диафрагма; 11 — правое легкое; 12 — тимус; 13 — полость рта; 14 — нёбо; 15 — складки носовой полости.

Слизистая носа чрезвычайно нежная, в ней много капилляров и сосудов, поэтому при малейшем раздражении она набухает, и без того узкие носовые ходы уменьшаются.

Слуховая трубка проходит близко к носоглотке, оттого часто даже обычный насморк может дать осложнение на ушки.

Физиологические причины затрудненного дыхания младенцев

Находясь в околоплодных водах во время внутриутробного развития, ребенок не дышит носиком. Поэтому, появляясь на свет, малыш не готов во всю мощь использовать свои органы дыхания.

После рождения слизистые носа сухие, но уже в первые сутки начинается приспособление к новым условиям дыхания, начинает вырабатываться слизь.

Иногда ее вырабатывается очень много, при этом носовые ходы крохи могут быть уже среднестатистических показателей.

Слизь, которая скапливается на задней стенке носоглотки, плохо стекает в гортань, а самостоятельно отхаркивать ее ребенок еще не способен. При дыхании она вибрирует, от этого и слышен хрюкающий звук.

Хрюканье и сопение может стать следствием слишком сухого воздуха в комнате. Слизистая пересыхает, в носу образуются корочки, которые затрудняют прохождение воздуха.

Раздражаться и отекать слизистая носа может и по причине частых срыгиваний . Короткий пищевод способствует выплескиванию желудочного содержимого в носоглотку, отчего она воспаляется и провоцирует затруднение дыхания.

Патологические причины нарушения дыхания новорожденных

Малыш может родиться с патологическими изменениями строения органов дыхания. Например, с искривлением носовой перегородки или аномалиями носовых ходов.

Сразу после рождения это может быть незаметно, а проявится в течение первых месяцев жизни. Опытный ЛОР обнаружит отклонения при осмотре. Патологии устраняются хирургическим путем.

Даже груднички, к сожалению, не застрахованы от новообразований . Опухоли могут возникать в полости носа. Как правило, метастазируют они редко, а выявляются на ранней стадии, и после операции здоровью и дыханию малыша ничего не угрожает.

Инородное тело и трудное дыхание

Питьевой режим

Особо важно, если кроха – искусственник, давать ему воду. Но и малышу на грудном вскармливании вреден дефицит жидкости.

Сухость слизистой носа, хрюканье и сопение при дыхании – как раз признак того, что организму не хватает жидкости.

Комфортный микроклимат в комнате

Чтобы малышу легче дышалось, в комнате, где он спит и бодрствует, нужно соблюдать режим температуры и влажности.

«Прежде всего, нужно поддерживать оптимальный микроклимат в детской, — советует врач-неонатолог Е.Комар (Ростов-на-Дону). – А это подразумевает комнатную температуру не выше 24 ° С и достаточную влажность воздуха: около 70%. Это становится особо актуальным в зимнее время, когда из-за отопления и редких проветриваний создаются негативные условия для дыхания не только младенцев, но и взрослых».

Вовсе не обязательно покупать увлажнитель, если не позволяет финансовое положение: мокрое полотенце на горячей батарее станет успешной альтернативой.

Проветривание и влажная уборка способствуют поддержанию идеального микроклимата в доме.

Прогулки

Регулярное пребывание на свежем воздухе улучшает состояние ребенка: воздух на улице (естественно, не на загазованном проспекте, а в парковых зонах или скверах) насыщен чистым и оптимально увлажненным кислородом.

Это делать не только не желательно, но и нельзя!

  • Закапывать в нос грудное молоко. Миф о пользе молока в борьбе с насморком и трудным дыханием давно развенчан: молоко, высыхая, образует корочки, которые еще больше мешают нормально дышать.
  • Использовать сосудосуживающие капли без надобности. Мало того, что сужать сосуды вредно, так еще и возникает привыкание к ним.
  • Отсасывать аспиратором слизь (не сопли). Чем чаще отсасывается слизь, тем больше ее появляется.
  • Ингаляции. Они нужны только при лечении ОРЗ без осложнений и температуры. При физиологическом насморке ингаляции приводят к эффекту «ленивого носа».
  • Отказываться от купания , боясь усугубить состояние ребенка.

Если нет температуры, насморка и кашля, затрудненное дыхание – не повод отменять водные процедуры . Теплая ванна окажет расслабляющий эффект, расширит сосуды, и крохе станет легче дышать.

Кроме того, купание – это и закаливание, а значит, профилактика настоящего насморка и простуды.

В среднем, с дыхательная система ребенка становится относительно адаптированной к окружающему миру, и физиологические проблемы дыхания оставляют малыша.

Но иногда процесс может затянуться до года.

Не стоит отказываться от наблюдения у педиатра и ЛОРа, это позволит вовремя отследить возможные осложнения и успокоит молодых родителей.

Родители ребенка, особенно грудничка, часто беспокоятся по поводу его развития и адаптации к окружающему миру. Некоторые реакции малыша отличны от взрослых. Случается, что иногда ребенок во сне задерживает дыхание на несколько секунд. Внимательная мама обязательно его заметит и может очень испугаться за здоровье ребенка. Стоит ли опасаться? Каковы причины такого состояния крохи?

Причины задержки дыхания

Периодическое дыхание чаще всего может появляться у детей до 6 месяцев. Для них это считается нормой и не требует врачебного вмешательства. Целых 5–10% времени, проведенного ребенком во сне, может приходиться на такие паузы.

Неравномерное дыхание во время сна может иметь объективные причины:

  1. Кислородная недостаточность. Появляется синюшность конечностей, кожи вокруг рта или на теле. Чаще всего бывает у детей до 1 года. Симптомы – ребенок хватает ртом воздух, не может глубоко вдохнуть.
  2. Инфекционные заболевания. Добавляется свист, громкий храп, бульканье. Воспаление легких часто сопровождается увеличением ритма, его учащением.
  3. Сбившийся ритм в комплексе с одышкой говорит о том, что у ребенка повышенная температура тела. Одышка также может наблюдаться при проблемах с сердцем.
  4. Ложный круп и бронхит с обструкцией. Симптомы – сбившийся ритм, шумный выдох, кашель.

Типы задержки дыхания у детей

Выделяют два вида периодического дыхания в зависимости от симптоматики:

  1. Цианоидный. Симптоматика – внезапная остановка дыхания, быстрое распространение синюшности на конечности и лицо, цвет кожных покровов может быть от бледно-голубого до насыщенно-фиолетового.
  2. Второй вариант часто остается незаметным для родителей, поскольку вызывает бледность. Происходит резкий отток крови от кожи. Ребенок может даже потерять во сне сознание.

К этим симптомам могут добавиться судороги. Также повышается мышечный тонус. Поскольку периодическое дыхание возникает во сне, ребенок не может повлиять на ситуацию.

Осложнения частых остановок дыхания во сне

Встречается такое состояние наиболее часто у детей в возрасте до 2–5 лет. К 4 годам более чем у половины малышей все признаки исчезают. У 17% симптомы эпизодически могут возникать даже во взрослом состоянии.

Наиболее опасным состоянием, особенно для новорожденных и грудничков, является апноэ – внезапная остановка дыхания в процессе сна. Проявляется заболевание в посинении кожи (особенно вокруг рта и носа), нарушении работы сердца, кислородном голодании. Чаще всего им страдают недоношенные дети, у которых дыхательные центры в головном мозге не до конца сформированы. Имеет значение также наследственность, родовые травмы, осложнения при беременности мамы, инфекционные болезни.

К апноэ врачи относят эпизоды остановок сна более чем на 10 секунд и с частотой не реже 15 раз в час. СОАС (синдром обструктивного апноэ сна) возникает примерно у 2% детей. Чаще возникает после 2-летнего возраста. Причинами могут быть сахарный диабет, патологии ЛОР-органов, нервно-мышечные расстройства, ГЭРБ, артериальная гипертензия. Апноэ особо опасно для грудничков и новорожденных детей – заболевание может привести к внезапной смерти младенца.

Диагностика дыхания у малышей

При частых эпизодах периодического дыхания обязательно стоит показать ребенка педиатру. Ему может быть назначено обследование – полисомнография. Оно проводится в стационаре и может занять несколько дней (точнее, ночей). Перед сном на тело ребенка устанавливаются высокоточные датчики, которые на протяжении всей ночи будут фиксировать физиологические процессы в организме. Результаты показывают количество остановок дыхания и их продолжительность.

У новорожденных и грудничков дыхание в норме может быть прерывистым и неравномерным, поскольку не все системы и органы успели «дозреть». Перед посещением врача рекомендуется измерить частоту дыхания дома. У грудничков процесс измерения можно провести визуально, наблюдая за поднятием грудной клетки в течение минуты. Можно просто положить руку на грудь малышу и подсчитать вдохи.

Нормы частоты дыхания разнятся:

  • новорожденный – 40–60 вдохов за одну минуту;
  • 1–2 месяца – 35–47;
  • до трех лет – 28–35;
  • 4–9 лет – 24–30;
  • 10–12 лет – 18–20.

Запишите показания на листок и покажите участковому педиатру. Дополнительно могут потребоваться осмотры отоларинголога, невропатолога и других «узких» специалистов, если причиной периодического дыхания или апноэ является патология.

Методы лечения апноэ

Наиболее частой причиной апноэ у детей 2–7 лет является хронический тонзиллит или аденоидит, поэтому может быть порекомендована операция по удалению миндалин. Если причина в нарушенном носовом дыхании (например, аллергический или хронический ринит), показано симптоматическое лечение: промывание носовых ходов, использование сосудосуживающих препаратов. К апноэ может привести и аномалия развития носа или челюсти. В этом случае используется хирургическое исправление или ношение во время сна специальных устройств.

Для новорожденных и грудничков показана СИНАП-терапия при средней или тяжелой степени апноэ. Суть ее состоит в надевании ребенку перед сном кислородной маски, которая шлангом соединяется с аппаратом подачи воздуха. В этом случае остановки дыхания у детей во время сна исключены.

Важно знать, что делать родителям, если они обнаружили не дышащего ребенка. Обязательно разбудите его, только очень осторожно. Если кожа начала синеть, вызывайте скорую помощь. В случае, когда ребенок не начинает дышать, необходимо провести сердечно-легочную реанимацию до приезда скорой помощи. Любая пауза в дыхании более 10–15 секунд должна стать поводом для срочного обращения в больницу.