Занятие в старшей группе по фцкм (формирование целостной картины мира) «путешествие в профессии. Конспект нод по фцкм для детей старшей группы на тему: виды транспорта

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18

«РАДУГА» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект НОД по образовательной области:

« Познание » (ФЦКМ)

в старшей группе

Экологическая викторина « Знатоки природы»

Выполнила:

Вафина Динара Рамисовна,

воспитатель.

Зеленодольск, 2013г.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме Задачи:

    Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире

    Узнавать и называть летающих насекомых, животных и их среду обитания, птиц, деревья, дикорастущие и культурные и лекарственные растения.

    Закрепить умение отгадывать загадки

    Закрепить знания о живой и неживой природе

    Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

    Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Предварительная работа: подготовить задания и вопросы, изготовление эмблем, заучивание приветствия

Материал и оборудование: картинки с объектами живой и неживой природы, картинки с изображением животных и средой их обитания, деревьев, набор букв для каждой команды, эмблемы для команд, счетные палочки, медали для награждения, мяч.

Ход игры - викторины:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.

Воспитатель: Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы». Давайте вспомним правила нашей игры:

Воспитатель: Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники. Нужно быть очень внимательным и терпеливым! И так начинаем!

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»:

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»:

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

II – «Вопрос-ответ»

Эту птицу называют «лесным доктором», он лечит деревья, вытаскивая вредных насекомых из-под коры? (Дятел)

Растет ли дерево зимой? Почему? (Нет, оно зимой в состоянии покоя)

Назовите животных, которые зимой спят? (Медведь, еж)

Какое животное может прожить без воды 45 дней? (Верблюд)

Кто меняет шубку 2 раза в год? (Белка, заяц)

Назовите профессию человека, охраняющего и оберегающего заповедники? (Лесник)

Что такое Красная книга? (Книга, в которую заносят редкие растения, животных, которых нужно охранять)

Что такое экологический кодекс? (Это закон, в котором записано, как надо охранять природу)

III «Четвёртый лишний»

Воспитатель : Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

Команда «Чистый родничок»:

    заяц, ёж, лиса, шмель;

    трясогузка, паук, скворец, сорока;

    бабочка, стрекоза, енот, пчела;

    кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

    пчела, стрекоза, енот, пчела;

Команда «Защитники леса»:

    кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

    таракан, муха, пчела, майский жук;

    стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

    лягушка, комар, жук, бабочка;

    стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

IV « Животные заповедника »

Команда «Чистый родничок»:

1. Какое животное строит хатку? (бобр)

2. В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)

3. Что кормит волка? (волка кормят ноги)

4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)

5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)

6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)

Команда «Защитники леса»:

1. Какого животного называют санитаром леса? (волка)

2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)

4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)

5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)

6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

V . «Что это за дерево?»

Команда «Чистый родничок»:

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

Команда «Защитники леса»:

Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

VI. «Эстафета из букв».

В этом конкурсе вам предлагается отгадать загадки. Но ответы вы будете не говорить и не кричать, а складывать из букв.

Воспитатель – Каждой команде я дам по набору букв, какая команда выложит ответ быстрее и поднимет флажок, та и получает счетную палочку.

Командам вручаются одинаковые наборы букв. Используя которые игроки складывают ответы.

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ежик)

Зимой и летом - одним цветом (Елка)

Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак)

Только тронь

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава

Как огонь. (Крапива)

Воспитатель - Молодцы ребята вы отлично справляетесь с заданиями, а сейчас мы немножко отдохнем, разомнемся и опять играть начнем!!

Игра - Земля, вода, огонь, воздух»

Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Кто ошибся, выбывает из игры.

Конкурс капитанов:

«Закончи предложение»:

    Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

    Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)

Блиц опрос:

1. У какого дерева белый ствол? (У березы.)

2. У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)

5. Природная зона, находящаяся под особой охраной? (заповедник)

6. Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

7. Самый ядовитый гриб в мире? (бледная поганка)

8. Сколько ног у паука? (8)

10. Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

11. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

12. У каких растений есть корни, листья, стебли, но никогда не бывает цветов? (хвойные)

13. Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

14. Какая птица выводит птенцов даже зимой? (клест)

15. Какое жизненно необходимое вещество выделяют все зеленые растения? (кислород)

16. Какая птица любит пить березовый сок? (дятел)

17. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

18. Животное, которое строит дом на реке? (бобр)

19. Разноцветные грибы (сыроежки)

20. Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).

21. Чем питается бабочка? (Нектаром.)

22. Сколько крыльев у жука? (4)

Задание №7

Воспитатель: Ребята, наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Подсчет очков.

Награждение медалями.

Воспитатель - Ну что ж ребята, победила дружба. Молодцы!

Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ.

Тема: «Вода в жизни человека».

Образовательная область: познание.

Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Форма проведения: занятие - опыт.

Возраст детей: старшая группа 5- 6 лет.

Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека; о свойствах воды (прозрачная, без цвета, вкуса и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твёрдая (снег, лёд), жидкая, газообразная – пар).

Задачи: 1. Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды; уточнить знание детей о назначении воды в жизни человека.

2. Развивающие: - развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; закреплять умение работать с прозрачной посудой.

3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к воде; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками; ёмкости для проведения опытов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся?

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пришла Капелька. Но не одна, а со своими подружками – капельками и принесли нам загадки. Доставайте капельки из ведёрка, а я прочитаю загадки, написанные на них.

Течёт, течёт - С неба – звездой, Я и туча, и туман

Не вытечет, В ладошку – водой. И ручей, и океан

Бежит, бежит - (Снежинка) И летаю, и бегу

Не выбежит. И стеклянной быть могу.

(Река) (Вода)

Чтобы не было беды, Меня пьют, меня льют.

Жить нельзя нам без… Всем нужна я,

(Воды) Кто я такая? (Вода)

Ребята, вы догадались, о чём мы с вами будем беседовать? Правильно, о воде и её значении в жизни человека.

2. Основная часть.

Для чего нужна вода человеку? (Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения, тушить пожар, животным, рыбам).

Где можно встретить воду? (В луже, в кране, в колодце, в бутылках, в магазине, в море, в океане, в речке).

А нам с вами в детском саду нужна вода? Для чего? В группе есть вода? Где? (в водопроводном кране)

Вы согласны, что без воды нам с вами просто нельзя?

Представьте себе, что на Земле вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? (Правильно, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ).

Без еды человек может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Вы слыхали о воде? На плите у вас кипит,

Говорят, она везде! Паром чайника шипит.

В луже, в море, в океане. Без неё вам не умыться,

И в водопроводном кране. Не наесться, не напиться!

Как сосулька замерзает, Смею вам я доложить:

В лес туманом заползает, Без воды вам не прожить!

Ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережём её? Чтобы Земля не стала пустыней, мы должны беречь воду, не загрязнять.

А сейчас мы с вами поближе познакомимся с водой. Встаньте все, выполняйте за мной:

Наклонись.

Раз, два, три, повернись (в стороны)

Раз, два, три, покружись

В лаборантов превратись.

Мы с вами пройдём в нашу лабораторию и проведём опыты с водой.

Перед вами стаканчики: один пустой, другой – с водой. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик и скажите мне: какая вода? Она льётся? Да, а почему?

Вывод : потому что она жидкая, она течёт.

А сейчас, ребята, положите в воду пуговицу. Мы видим пуговицу? Почему? Какая вода?

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Ребята, а теперь попробуйте на вкус воду. Какая она? (без вкуса) А теперь разлейте в стаканчики воду поровну: в один ложечкой положите сахар (найдите его у себя в тарелочках) и размешайте его. Теперь попробуйте. Какая стала вода? (сладкая)

Кто скажет, когда вода меняет вкус? Затрудняетесь? Тогда в другой стаканчик положите соль. Какой вкус приобрела вода? Попробуйте язычком (солёная). Когда в воду что- то добавить, она меняет вкус.

Вывод: чистая вода не имеет вкуса и вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавляем.

Ребята, возьмите в руки стаканчик и понюхайте воду. Как она пахнет? (нет запаха). Теперь добавим в воду лимон и опять понюхаем. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет лимоном). Что же это значит?

Вывод : Чистая вода не имеет запаха и вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё положили.

Ребята, а что произойдёт с водой, если в неё добавим краску? Растворилась ли краска? Возьмите кисточку, обмакните в стаканчик и в краску побольше и опустите в воду кисточку. Вода окрасилась. Краска что сделала в воде? (растворилась).

Вывод: Краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Значит, вода – растворитель.

3. Физминутка: Море очень широко, (руки широко в сторону)

Море очень глубоко, (присесть, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья. (выполнять движение «рыбки»)

А вот воду пить – нельзя. (развести руки в сторону,

приподняв плечи)

4. Сюрпризный момент.

Кто же это к нам стучится? Может зверь, а может птица. (стук в дверь).

Ребята, Снежная королева прислала нам посылку. Что там? (Лёд). Возьмите все по одной льдинке в ладошку. Что происходит? (лёд тает). А почему? (В группе тепло, руки тёплые и лёд тает). Какие руки у вас стали? Почему? (руки мокрые, потому что лёд превратился в воду). Значит вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. А когда вода превращается в лёд? (когда холодно)

Вывод: Вода имеет твёрдое состояние.

Ребята, посмотрите, сейчас я налью в стакан кипяток и сверху над ним подержу зеркальце. Посмотрите, что образовалось на зеркальце? (Пар)

Пар – это капельки воды, вода испаряется. В каком состоянии ещё бывает вода? (В парообразном)

5. Рефлексия.

Ребята, давайте вспомним все наши опыты и скажем, какие же свойства есть у воды.

Чистая вода не имеет запаха.

Чистая вода не имеет вкуса.

Чистая вода не имеет цвета, она прозрачная.

Чистая вода растворяет вещества.

Какое состояние приобретает вода? Жидкое, твёрдое, парообразное.

Подготовила воспитатель I квалификационной категории Куртикова Татьяна Альбертовна МБДОУ дс комбинированного вида №149 «Сказочный» г. Брянск

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс знакомства детей с окружающим миром является система творческих заданий, которые помогают развивать у детей фантазию, логическое и творческое мышление, желание исследовать окружающий мир, понимать суть происходящих процессов в этом мире. Предлагаю одно из авторских занятий, направленных на решение следующих задач.

Программные задачи: уточнить и расширить представления о домашних птицах; характерных признаках, повадках; развивать умение у детей принимать информацию, переданную невербальными средствами; решать проблемные задачи, используя при этом речь - убеждать, доказывать, объяснять; анализировать и делать выводы; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; обогащать речь словами, обозначающими действия; поощрять попытки высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; воспитывать привычку заниматься сообща, не мешая друг другу.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Планируемые результаты: имеет представление о домашних птицах, их характерных признаках, повадках; понимает информацию, переданную невербальными средствами; поддерживает беседу, решает проблемные задачи, высказывает свою точку зрения; анализирует и делает выводы; умеет работать в микрогруппе; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: заучивание пословиц о птицах; изучение художественной и энциклопедической литературы, связанной с домашними птицами; выполнение этюдов, пантомим «Догадайся, кто я?» ; Триз-игры

«Что сначала, что потом» , «Ассоциации»

Словарная работа: замашки, гоготанье, квохтанье, клекот, кукареканье, кряканье; оперенье, водоплавающие.

Материалы и оборудование: иллюстрации домашних птиц (утки, гуся, петуха, курицы, индюка, цыплят) ; магнитофон, грамзапись птичьих голосов; корзина; игрушки (яйцо, курица) ; тарелочки с пшеном и горохом; колокольчик; цепочка рисунков.

1. Орг. момент

Ребятки, с какими пословицами мы недавно с вами познакомились?

(«Всякая птица по-своему поёт» , «Всякая птица своим пером гордится» ,

У всякой пташки свои замашки»)

Как вы понимаете пословицу «У всякой пташки свои замашки» ? (всякая птица ведет себя по-своему)

Что означает слово «замашки» ? (привычки птицы, повадки птицы)

А хотите узнать побольше о повадках и привычках домашних птиц? Тогда отправляемся на птичий двор.

При назывании птиц, воспитатель выставляет соответствующие карточки на фланелеграфе.

Кто это? (птицы)

Уточните, какие птицы? (домашние)

Назовите, что общего у всех домашних птиц? (тело покрыто перьями; у всех птиц по два крыла, по две лапы, по два глаза, хвост; умеют взлетать, перелетать, подлетать; все несут яйца; питаются зерном и травой; за ними ухаживают хозяева)

Чем отличаются? (у гуся и утки широкий, плоский клюв; лапы с перепонками; умеют плавать и нырять; а у петуха, курицы и индюка - клюв острый, узкий; не умеют плавать; на лапках нет перепонок; на голове у курицы и петуха гребень, а у индюка - борода; издают резкие голоса)

Молодцы! Ребята, почему гуси и утки умеют плавать, а куры, петухи и индюки - нет? (у гусей и уток на лапках перепонки)

А еще почему? Не знаете? Я сейчас расскажу вам об этом без слов.

Покажу, превратившись в домашнюю водоплавающую птицу.

Постарайтесь понять, что я буду делать.

Показ воспитателем этюда (под музыку) .

Дети, если вы поняли, что я вам показала, расскажите об этом (птица поплавала, вышла на берег, отряхнулась от воды, обсохла, почистила перышки)

Молодцы! Вы почти все отгадали.

А для чего все это делают водоплавающие птицы, я сейчас вам объясню.

Накупавшись птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, птицы смазывают перья жиром.

Клювом набирают жир из железы, которая находится под хвостиком и распределяют его по перьям. Дело это нелегкое! Хорошо смазанные перья помогают птицам держаться на воде. А если птица не будет ухаживать за своим оперением, она может утонуть.

А сейчас я вам предлагаю превратиться в домашних птиц и погулять на птичьем дворе.

3. Этюд «На птичьем дворе» (под музыку) .

Дети показывают повадки утки, гуся, индюка, петуха, курицы с цыплятами.

Молодцы! Я чуть не забыла, что вы дети. Мне показалось, что я попала на настоящий птичий двор.

4. Игра «Приготовь корм для цыплят» . (работа по микрогруппам) .

Пока мы играли, цыплята проголодались и нам нужно их покормить. Какое зерно любят цыплята? (пшено)

Но у меня случилась неприятность. Я случайно перемешала пшено с горохом. А маленьких цыплят кормить горохом нельзя. Выручайте, ребята, помогите мне отделить пшено от гороха. Вот только сделать это нужно быстро. Работать будем по микрогруппам. Посмотрите внимательно на столы. Перед вами все, что может пригодиться для быстрого выполнения работы. У вас три минуты. Когда заканчивать – я позвоню в колокольчик. Посоветуйтесь друг с другом и начинайте.

Работа детей.

Молодцы! Как ловко и быстро вы справились с работой.

5. Решение проблемной ситуации.

Я приготовила для вас сюрприз (показ корзины, в которой курочка с яйцом) . - Что это? (яйцо)

Кто его снес? (курица)

Ребята, кто появился раньше - яйцо или курица?

Рассуждения детей: - Курица! - Откуда взялась курица? - Из яйца. - Значит, яйцо появилось первым! - А яйцо кто снес? - Курица!)

Ничего не понимаю. Может нам помогут две логические цепочки разобраться в этой проблеме.

Рассмотрим первую цепочку.

Что в этой цепочке является началом развития? (курочка)

Которая снесла...? (яичко)

Из которого вылупился...? (цыпленок)

Который вырос...? (в курочку)

Которая снесла...? (яйцо)

Ребята, значит первой в этой цепочке является курочка, а заканчивается цепочка яйцом, которое снесла курочка.

Рассмотрим вторую цепочку.

В этой цепочке первым появилось...? (яйцо)

Из которого вылупился...? (цыпленок)

Который вырос в...? (курочку)

Которая снесла...? (яйцо)

Если верить первой цепочке, то первой появилась курочка. А откуда же она взялась?

Если верить второй цепочке, то первым появилось яйцо. А кто же его снес?

Ребятки, нашли мы точны ответ? (нет)

Дети, а может быть ваши родители знают, кто же появился первым – яйцо или курица? Спросите у них сегодня, а завтра мне расскажите.

6. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось делать на занятии?

С кем тебе понравилось больше всего работать на занятии?

Что нового и интересного узнали для себя?

А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. Молодцы!

Светлана Чурилова
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе «Волшебные глаза»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на

тему : «Волшебные глаза »

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории :

Чурилова Светлана Анатольевна

г. Набережные Челны

Образовательные области :

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

художественно-эстетическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

Показать какую роль зрение играет в жизни человека, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных;

Познакомить детей со строением глаза ;

Продолжать обогащать речь детей;

Учить детей беречь зрение и ухаживать за глазами .

Развивающие :

Развивать умение поддерживать беседу;

Развивать мимику лица и эмоции детей, глазодвигательные функции .

Воспитательные :

Воспитывать усидчивость и умение отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа : глазное яблоко , радужная оболочка, зрачок, окулист, глазница .

Предварительная работа :

Беседа о глазах ;

Рассматривание иллюстраций;

Посещение кабинета врача;

Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативная;

Речевая;

Художественно-эстетическая;

Познавательная.

Планируемые результаты :

Интегративное качество : любознательный, активный, имеющий первичное представление о себе, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Оборудование :

Демонстрационный :

1. Мольберт

2. Картинки с изображением животных

3. Схема строения глаз

4. Магнитофон с веселой музыкой

5. Портреты по количеству детей.

6. Морковь

7. Пеленка для очков

Раздаточный :

8. Зеркала

9. Листок чистой бумаги

Дети стоят возле воспитателя.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о чем-то очень интересном и важном для всех нас. А о чем, я сейчас загадаю вам загадку, и вы мне скажите :

Стоят две хаты

Кругом мохнаты

Придет беда-

Потечет из них вода.

(если дети отгадывают, говорю правильно и спрашиваю, как будет по-татарски).

Скажите, у кого есть глаза ? (ответы детей)

Да, глаза есть у всех , но у всех они разные. Сейчас мы с вами посмотрим. (идем к доске рассматривать иллюстрации животных и птиц.)

Ребята как вы думаете у какой птицы самое острое зрение? (ответы) правильно, у орла - он парит высоко в облаках и оттуда высматривает себе пищу.

Как, вы думаете, какие птицы видят ночью? (сова, филин) У них глаза большие , зато неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. И ночью легко отыскивают себе корм.

Ребята, а вот зайчика называют «косой» , а как думаете, почему? Может он плохо видит? (высказывание детей) потому что у него глаза смотрят в разные стороны, он видит такое большое пространство, которое мы с вами увидеть не сможем, он видит не только, что происходит впереди, но и сзади.

Ребята, вы знаете, сколько глаз у пчел ?

У нее 5 глаз – два больших и три маленьких.

Вот посмотрите, кто это? Это морская звезда, у нее есть по одному глазу на конце каждого луча.

У нас с вами ребята такие глаза , какие именно нам нужны. Давайте сейчас мы с вами сядем и поговорим о наших человеческих глазах . Посмотрите друг на друга, какие у нас глаза ? (ответы детей)

Вы можете сказать, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Правильно. Давайте представим себе, что мы будем делать и видеть без глаз . Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы все закройте глаза и слушайте :

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза »

Разберемся, дети, вместе

Для чего глаза на свете ?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз ?

Для чего нужны глаза ?

Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой ,

Посиди совсем немножко :

Сразу сделалось темно

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно…

Ребята, плохо если ничего не видно?

Да, смотреть на мир и видеть его красоту - это большое счастье. И это счастье дают человеку глаза . И сегодня на занятие мы познакомимся со строением глаза .

Посмотрите, дети, вот так выглядит наш глаз . Но нам с вами видна только передняя часть глаза . А весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком .

Теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза . Скажите, какого цвета у вас глаза ? Правильно, у нас у всех глаза разного цвета - это зависит от радужной оболочки. Вот этот цветной кружочек называется радужной оболочкой (радужка) . (Закрепляем название, смотрим в зеркало, убираем) .

В середине радужной оболочки находиться маленький черный кружочек – это зрачок. (смотрим на схеме и в зеркале)

Еще у наших глаз есть мускулы . Они находятся внутри, поэтому в зеркало мы не можем их увидеть, посмотрим на схему. Вот так мускулы прикреплены к нашему глазу и с помощью их наши глаза могут двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Давайте попробуем. А чтобы наши глаза были в безопасности они спрятаны в специальных углублениях - глазницах и закрываются веками.

Давайте представим, что подул сильный ветер, летит пыль, что ваши глаза делают ?

Правильно, вы стараетесь их закрыть , чтобы пыль не попала. Но вот беда - пыль или соринка в глаз попала . У них, что сразу появиться? (слезы)

Как вы думаете это хорошо или плохо? Хорошо, так как слезы защищают и очищают наши глаза .

(Итог) 1. Какую форму имеет глаз ?

2. Где спрятан наш глаз , как называется это углубление?

3. Как называется цветной кружочек, черный?

4. Что помогает нашему глазу двигаться ?

5. Что еще есть у наших глаз ? (реснички, веки)

Ребята, а как вы думаете, по глазам можно узнать настроение человека? Давайте сейчас мы с вами поиграем : я вам буду показывать картинку с глазами , а вы скажите какое настроение у этого человека и что он делает. (работа с картинками)

Теперь давайте мы возьмем зеркала и посмотрим на себя, когда мы обижены, когда нам охота плакать (включаю веселую детскую песенку, у детей меняется выражение глаз - посмотрели на свои глаза , улыбнулись, положили зеркала на место и вышли поплясать). сели.

Ребята, а что б наши глаза были всегда веселые , здоровые что мы должны делать? Ухаживать за ними. А как?

1. Оберегать глаза от ударов

2. Не трогать глаза грязными руками

4. Нельзя близко и долго смотреть телевизор

5. Нельзя смотреть на яркий свет

6. Умываться после сна прохладной водичкой

7. Больше есть овощей и фруктов

8. Делать гимнастику для глаз

(идти с детьми ополоснуть глазки и взять кусочек морковки)

Пока дети сидят и прожевывают морковь, читаю :

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет!

Ребята, а если наши глаза заболели , что мы должны делать? Правильно, обратиться к врачу. И бояться не надо, так как он наблюдает за состоянием наших глаз и вовремя сможет оказать нам помощь. А вы может, знаете как называют этих врачей - окулистами.

Ребята, а если наши глаза плохо видят что рекомендуют носить? А надо ухаживать за очками? Правильно, потому что они нам помогают лучше видеть, а как? (мыть, протирать мягкой тряпочкой) Мы будем ухаживать за очками?

Давайте ребята, вспомним, с чем мы сегодня познакомились на занятии ? Что нового узнали?

Вот художник вам прислал подарок. Смотрите, он нарисовал вам портреты, но у них чего-то не хватает (глаз ) . Интересно почему ?

Да он дописал : я не знаю строение глаз и поэтому не смогу нарисовать их. Помогите мне ребята! Поможем? Попробуйте, ребята, сядьте за столы и дорисуйте глаза .

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям "превратиться" в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают "себя", то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: "Ребята, помогите!" (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: "Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется "Королевство Кривых зеркал". Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало".

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют "Песню о дружбе".

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: "Старый друг лучше новых двух", "Один за всех и все за одного", "Сам погибай, а товарища выручай", "Дружба делами крепка", "Друзья познаются в беде". Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.

Дружат все на белом свете.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра "Кто такой друг?".

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: "Да!", а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)

Он в беде всегда со мной,

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -

Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.

Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк

И не мучает собак.

Он у малышей забрал -

Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет

И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,

Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,

Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: "Друг". Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: "Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!"

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Ноябрь

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра "Найди сходство и различия".

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей "выращивают", заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: "Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?" Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: "Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?" Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.