Здоровье духовное и физическое — составные части индивидуального здоровья человека. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением








Духовное здоровье человека в зависимости от степени получения удовлетворения от проводимой деятельности в обществе, формирует эмоциональное здоровье человека , путем накладывания отпечатков через призму переживаний, определенного уровня тревоги, и как следствия уровня самооценки личности и степени социализации этой личности в данном обществе. Получаемые личностью эмоции как положительные, так и негативные оказывают влияние на психологическое состояние человека. При преобладании негативных моментов они непосредственно сказываются на здоровье человека. На основе этого следует четко выделить зависимость здоровья физического и духовного в комплексе. Таким образом, эмоции и здоровье человека представляют собой неразрывную связь эмоции + здоровье.





В системе духовного здоровья как основы для общего здоровья человека центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души. Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения.


Все несчастья человека начинаются тогда, когда он теряет свою жизненную силу. Удачливость, здоровье и состояние счастья зависят от объема духовной силы в человеке. Чем более глобальный и великий смысл имеет его жизнь, тем больше духовной силы получает человек. Самое низшее есть бесцельное растительное существование. На втором месте стоит служение мирским эгоистическим интересам. На третьем - жизнь ради чего-то или кого-то. На четвертом - жизнь ради совершенства. На высшей ступени - совершенствование для помощи и спасения людей, для проведения в мир Высшей Божественной Силы. Сам человек, суживая себя до плотского существования, суживает свои возможности восприятия Божественной Силы. Пассивная жизнь, движение по течению, действия по линии наименьшего сопротивления, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего возникают болезни. Каждое действие, в которое вложены усилие и сверх усилие, направленное на Духовную цель, развивает в человеке настолько большую силу, что он может жить в невыносимых условиях и оставаться живым и здоровым. Пассивность и отступление от трудностей на духовном пути - ведет человека к отступлению от здоровья и жизненной силы. Внешними факторами понижения энергии, приводящей к болезни, могут быть стрессы, сопровождающиеся большим выбросом эмоциональной силы, переохлаждение, чрезмерное напряжение (в погоне за результатом), засорение себя тяжелой пищей, алкоголем.



Но, признавая наличие духовного здоровья , наука пока не готова дать точные ответы на многие вопросы и, в частности, предложить критерии оценки именно этой, возможно самой главной, составляющей здоровья человека.





В московской студии нашего телеканала - архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

- Сегодня тема нашей передачи - «Духовное здоровье». Что такое здоровье вообще?

Каждый человек знаком с такими понятиями, как «здоровье» и «болезнь». И конечно, у каждого человека, если у него нет определенной образованности, начитанности, знаний, есть свои представления об этих двух состояниях. Больной человек может думать, что он здоров, а здоровый может понимать, знать или догадываться, что он больной. Поэтому нам необходимо иметь общий уровень знания, от которого каждому человеку можно отталкиваться.

Мы живем в гражданском обществе, в котором существуют такие законы и понятия: Всемирная организация здравоохранения говорит о здоровье как об особом состоянии человека, у которого не только отсутствуют болезни, но есть душевное и социальное благополучие. В этот термин укладывается понятие некоего комфорта и благополучия при отсутствии болезней. Болезнь же, по представлению Всемирной организации здравоохранения, - это когда у человека происходит нарушение, дезадаптация внутри организма, когда органы и системы неправильно реагируют, неправильно регулируются и человек ощущает повреждения в своем организме, неполноценность своего бытия, реально существуют элементы болезни.

Те, кто хочет узнать больше о здоровье, болезни и факторах, которые способствуют здоровью или приводят к болезни, могут ознакомиться со справочными материалами Интернета, но каждый человек должен иметь понятийный минимум и владеть этим понятийным аппаратом, чтобы иметь представления о здоровье и болезни.

- Какие существуют представления о здоровье и болезни?

Человек должен знать, что такое здоровье, прежде всего, из этой рекомендации Всемирной организации здравоохранения по определению понятий. Но также человек должен знать, что мы, люди, состоим из души, духа и тела, поэтому бывает физическое, психологическое (или психическое) и духовное здоровье. Понятие духовного здоровья может расцениваться в секулярном обществе (то есть отделенном от Церкви) не так, как в Церкви. Понятие духовности в мире, отделенном от Церкви, определяется как особая культура, особый стиль поведения, особое воспитание, и сюда приплюсовывается эмоциональная составляющая. Допустим, человек считается духовным, если он пишет и слушает музыку, читает много книг, но понятие о такой духовности в корне отличается от церковного понимания этого термина и состояния духовности.

Духовность - это потребность пребывания в Духе Святом, чтобы Он пребывал в тебе и руководил твоей жизнью, когда ты обращаешься к Богу и опираешься в своей жизни на Божественные повеления, тогда твоя жизнь становится водимой Духом Святым. Это и называется духовным состоянием, жизнью в духе. Духовное здоровье - это когда ты ощущаешь в себе эту полноту, причем такое состояние должно быть не ложным, не лицемерным, а истинным, когда люди, которые сами пребывают в духе, могут увидеть в тебе это состояние духовности.

Чем различается духовное понимание людей, находящихся в лоне Церкви, от понимания людей, которые находятся вне Церкви?

Неправильно понимают сам термин, неправильно ищут корни возникновения этого названия. Люди, которые находятся в Церкви, всегда ищут понятийный аппарат на страницах Священного Писания, Священного Предания, воспитываются в церковном духе и церковной традиции, а люди, которые находятся вне Церкви, пытаются вакуум заполнить душевными (не духовными) объемами, придумывают различный понятийный аппарат для того, чтобы заполнить этот вакуум. Но люди церковные должны очень сильно отличаться от нецерковных людей, потому что церковным людям необходимо изменить свое сознание и отношение к миру: увидеть ложь мира, обличить ее и отстраниться от нее. Если человек был заражен этой ложью, то он должен от нее избавиться, а если не был заражен, то чтобы и не стремился заразиться ложью мира сего.

Как связано телесное, физическое здоровье с духовным здоровьем? Есть такое выражение: «В здоровом теле здоровый дух». Справедливо ли оно для человека, который находится в Церкви?

Этот термин («здоровый дух») встречается на страницах Священного Писания в апостольском послании, но также он был очень сильно распространен и в языческом мире, когда спортсмены-олимпийцы показывали силу своего тела, демонстрируя тем самым силу духа, то есть волевые качества (душевные) приравнивались к духовным качествам. То есть если человек хочет избавиться от какой-то привычки ради того, чтобы хорошо выглядеть, он начинает воспитывать в себе качества выносливости, заниматься особенным образом спортом, чтобы выигрывать в олимпиадах, но он же не становится от этого духовнее. Он становится сильнее, выносливее, более волевым, принимает соответствующие решения, но о духовности здесь вообще нет никакого разговора, потому что жизнь человека протекает без Церкви, без ее благодатных таинств, без имени Христова.

Мы знаем, что конечная цель нашей жизни - Царствие Небесное, и каждый человек должен стремиться к нему. Значит, мы должны ставить для себя векторы в направлении Царствия Небесного. А здесь мы видим, что векторы ставятся на внешние, часто непостоянные особенности человеческого тела. Сегодня они прекрасны, а завтра находятся в упадке, сегодня человек молодой и красивый, а завтра он дряхлый старик, которому никто не может помочь. Так и здесь: человек, который устанавливает неправильный духовный вектор, потом пожинает плоды достижения своих неправильных целей. Конечно, такой человек совершает грех, приводит свое тело и душу в состояние упадка, при котором не достигнуть Царства Небесного. Это плотской, душевный человек. И апостол говорит, что хочет во всех нас видеть людей не плотских, не телесных, не думающих о временном, но думающих о вечности, хочет видеть в нас людей духовных. И поэтому он призывает думать о вечном, о Христе и Его учении, о том, как достичь пребывания в Боге и в славе Божией.

- То есть спортивная сила духа - это совсем не стяжание Духа Святого?

Абсолютно. Здесь мы говорим о духе с маленькой буквы, а когда говорим о духовности, то слово «дух» имеет сродство с Духом Святым, то есть к таким состоянием. Кто такой Дух Святой? Это Бог, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и каждый человек призван к обожению. Апостол говорит о том, чтобы мы подражали Богу. А если человек подражает Богу, то значит, он изменяется в корне: изменяет свои поступки, мысли, поведение, свое отношение к жизни, изменяется вообще, преображается и становится новым человеком. И апостол говорит, что человек может достигнуть Царства Небесного, когда он преобразится до тех критериев, которые дает нам Святая Церковь через Священное Писание, Священное Предание, по тем правилам и нормативам, которые необходимы для того, чтобы попасть в Царство Бога.

А возможен ли противоположный известному изречению «в здоровом теле здоровый дух» вариант? У подвижников происходит как раз наоборот: в немощном теле, у больного человека происходит цветение духа.

Здоровый дух может быть и у здорового человека, красивого внешне. Мы помним (есть на страницах Священного Писания) об Иосифе Прекрасном, который не зря так назван, потому что он был красив и телом, и душой. Конечно, и через него исполняются обетования Божии. А бывает и такое, что у человека здоровый дух, когда у него нездоровое тело. Например, праведный Иов Многострадальный, который был не здоров телом, и когда дьявол искушал его и поражал его тело, но, боясь Бога, не забирал его душу, Иов пребывал в состоянии здорового духа. Конечно, он и плакал, и печалился, но прежде всего о том, что не мог полностью угодить Богу. Здесь Господь открывает нам через Священное Писание особенное понимание: мы должны знать, для чего Господь нам дал все, что мы имеем при себе (тело, душу, дух), и как мы должны это использовать. Потому что если человек неправильно относится к своему телу, значит, он неправильно понимает, для чего оно существует.

Если он не соблюдает внешнюю и внутреннюю гигиену своего тела, он не знает, что за механизм, что за «машину» дал ему Господь, потому что тело - это машина по большому счету. Если его рассмотреть, то увидишь в нем канализацию, различные моторы, клапаны и насосы. Даже в самой маленькой клеточке существуют насосы, которые переносят микрочастицы, молекулы, поэтому это такая машина, которую человек не знает до конца, он еще не понимает всей полноты ее работы. Поэтому тело - это Божий дар, и к нему надо правильно относиться: заботиться, но не поклоняться ему, потому что есть люди, которые просто живут своим телом, вся их жизнь складывается из того, чтобы поддерживать свое тело на определенном уровне, чтобы оно определенным образом выглядело.

Духовные люди заботятся о том, чтобы их дух достиг Царства Небесного, потому что знают, что это тело разрушится, а душа нет. Такой человек знает, что тело он потеряет, но душа войдет в рай, а в Царство Небесное войдет тело, которое Господь воскресит. Мы верим в воскресение тела, не в духовное воскресение, а в такое, которое будет в совершенном теле, и Христос нам показал Своим воскресением Свое совершенное тело, когда Он являлся апостолу Фоме и сказал ему: «Дай Мне свой палец и вложи в Мои раны, наложи руку свою на Мое ребро и посмотри, что это то тело, которое было истязаемо и распято, но сейчас Я нахожусь в нем и управляю им полностью». Его хотят схватить - и не могут, хотят обнять - Он пропадает, исчезает, и никто не знает, где Он находится. Но мы знаем, что Христос всегда пребывает в христианской общине и телом, а не только Духом, но просто тело Его неосязаемо и невидимо нашими ограниченными органами чувств.

Когда призывается имя Христа на литургии, Он пребывает там и Духом, и Телом, но мы Его не видим, так же как мы не видим электричество, но это не значит, что его нет. Мы видим, что лампочка светит, но само электричество не видим. Так же мы не видим и бактерий, которые в нас существуют, но это не значит, что их нет. И человек духовный понимает, что Господь с ним, поэтому он не будет грешить. Попробуй сделать что-нибудь плохое, когда ты видишь Личность Бога, попробуй согрешить против твоего брата. Духовный человек физически и духовно не может идти против Бога, Которого видит. Святые люди видят Бога особенным образом: они знают, что Он рядом с ними, они чувствуют Его, поэтому духовные люди не могут идти против Самого Господа, они живут особенным образом и призывают других так жить и говорят, что до определенного времени мы не видим Бога, а потом все Его увидим.

А кто пребывает во грехе, будет очень плакать о своих грехах, потому что Господь Сам Свидетель всего того, что с нами происходило, происходит и каким было направление нашей души. Поэтому здесь мы должны очень правильно оценивать ту обстановку, прежде всего духовную, в которой мы находимся. И люди духовные понимают, где они находятся и что происходит. Плотские, душевные люди этого не понимают.

- Как человеку плотскому, душевному, может быть, далекому от Церкви, обрести духовное здоровье?

Прежде чем обрести духовное здоровье, надо понять, что оно отсутствует у человека, который хочет его обрести, потому что сам термин «обрести» означает «найти», «получить», «завладеть». Если человек задумывается об этом, значит - первый шаг к духовному состоянию уже сделан: человек задумывается о том, есть ли у него духовное здоровье, есть ли у него какие-то духовные плоды, чтобы правильно жить и иметь определенные цели и ориентиры в своей жизни. Нельзя сказать в двух словах, как обрести духовное здоровье, это очень глубокий вопрос. Первый шаг нужно сделать в Церковь Божию, воспитать себя в Духе. Если человек некрещеный, то должен покреститься во имя Господа Иисуса Христа, во имя Святой Троицы, чтобы иметь надежду возрождения в жизни будущей. Если у такого человека есть это желание, посыл, то он начинает приобретать надежду на то, что у него будет духовное здоровье.

Но каждый человек должен знать, что когда мы творим грехи и беззакония, отворачиваемся от Бога, то все мы больны. Так же как у всех людей есть какие-то вирусы в организме, которые творят свое дело. Они могут быть болезнетворными, сильными и слабыми, но у каждого человека они есть, просто не каждый об этом знает. Есть такие вирусы, которые до определенного момента не проявляются, и человек, который знает, что они могут проявиться, пойдет провериться, сдаст анализы и увидит, что они есть, и поймет, что необходимо от них избавиться, пока иммунитет сильный, или поддерживать свою жизнь на таком уровне, чтобы они никогда в нем не возобладали, не проявились. Так же и у человека духовного: сначала он должен прийти к духовнику, духовно опытному человеку, и побеседовать с ним, поговорить о Боге, своей жизни и получить некий диагностический список того, что ему необходимо сделать, как ему жить дальше в Боге и Духе Святом. Конечно, это может сделать Святая Церковь, которая имеет в своем запасе людей, живущих в Духе, пользующихся спасительными таинствами, способными изменить духовную часть в человеке.

Пример духовного здоровья нам явил Господь наш Иисус Христос, Он был духовно здоровым Человеком, Вторым Адамом. Адам и Ева тоже были сотворены духовно здоровыми, но мы знаем, какая потом произошла трагедия со всем родом человеческим. Поэтому каждый человек рождается в грехе, и этот грех Адамова преслушания (первородный грех) омывается банею пакибытия, то есть крещения.

Задают такой вопрос: «Если оба родители крещеные и у них рождается ребенок, то почему его надо крестить? Ведь у них уже должно родиться святое дитя». Нет, дело в том, что грех настолько задел человеческую душу и тело, что у души появились склонности к тем или иным греховным поступкам. Тело как машина, само по себе ничего не может делать: если машина стоит без водителя, то она не сигналит, не потребляет бензин, не едет по газонам, то есть виноват тот, кто ею управляет, а не она сама из-за того, что она существует. Машина может быть и несовершенной, то есть здоровый водитель может попасть в какую-то проблемную ситуацию, если неисправна машина. Здесь у человека примерно такая ситуация, когда и «водитель» болен, и «машина» поломана.

Поэтому Господь говорит о том, что мы все время должны заботиться о своем теле (чинить свою «машину»), но в конце концов тело будет утилизировано (пойдет в землю и будет в ней растворено, пойдет туда, откуда было взято), как и машина пойдет в утиль. А вот душу сдать в утиль, как машину, невозможно. Мы должны знать, что наше тело временное, уже обладает генетическими поломками, сродством с болезнью, все в нем уже работает не так, как было задумано Богом. Бог дал человеку пройти определенный жизненный искус, чтобы человек набрался опыта, прежде всего духовного, и понял, что без Бога жить невозможно.

Адам и Ева были изгнаны из рая, и тем самым им было дано время подумать; иначе они могли бы добраться до древа жизни и стать вечными. Дело в том, что наша жизнь как вспышка, но в нашем земном бытии она имеет какую-то продолжительность, которую чувствует наше тело, но для души она вообще неощутима. И очень хорошо начинаешь понимать тех людей, которые говорят: «Да, я старик (или старушка), но душа у меня молодая». Так обычно говорят люди, которые все время живут в Боге, не творят беззакония, понимают, что придет конец для тела, но не для души.

Многие люди ошибаются, когда думают, что будут жить в своих детях, а сами умрут. Это заблуждение, такие люди не знают о том, каково предназначение человеческой личности, это языческие остатки, рудименты, которые живут в человеке. Все это существует у нас сейчас потому, что мы неполноценны, мы не цельные. Бог создал первых людей цельными, Христос был цельным и явил Собой эту полноту, когда не имел потребности в грехе. А у каждого из нас есть потребность грешить, совершить личный грех, потому что первородный грех дает свои корни и такие вот «цветки».

- У каждой болезни есть первые симптомы. Как определить симптомы духовного заболевания?

Очень вредно определять у себя симптомы болезни, даже физические, потому что все люди болеют болезнью третьего курса мединститута: когда студенты начинают изучать пропедевтику болезней (введение в курс внутренних болезней) и основы хирургии, то, прочитывая о терапевтических, хирургических болезнях, они начинают все это замечать у себя, поэтому это очень вредно - ставить себе самому диагноз, он всегда будет не объективным, а субъективным.

Человек находится в обществе, а мы знаем, что «село не стоит без праведника, а город без святого», поэтому в каждом селе или городе есть люди, которые живут в Боге, есть Святая Церковь, которая приводит нас своим учением и наставлением в Царство Божие, и люди должны понимать, что нужно приходить именно в эту врачебницу, как приходят лечиться в поликлинику или больницу при телесных заболеваниях. В духовной врачебнице (в церкви) с человеком проведет беседу священник или катехизатор. Катехизатор выступает здесь как младшая медсестра в больнице, дьякон как фельдшер, а священник как врач. Эти люди расскажут, что необходимо проверить свой внутренний духовный мир, насколько человек живет в Духе Святом - все это имеет специфические элементы обследования, которое проводится именно в храме Божием.

Поэтому самому себе ставить диагноз нельзя, другое дело, что мы сами можем регламентировать направление своей воли: делать нам плохое или не делать. Потому что каждый человек имеет совесть, и если он делает что-то беззаконное, противное закону Божьему, это претит его внутреннему состоянию, поэтому он не может просто так убить, или украсть, или совершить другие грехи, которые возопиют к Богу, такой человек понимает, что он делает что-то не то. Может быть, «технически» он может совершить такие грехи, но внутри что-то скребет, давит, не дает ему нормально существовать. Это и есть совесть - дар Божий, который заложен в каждом человеческом организме, это атрибут души.

Но дело в том, что человек - трехсоставное существо, душа есть и у растений (это жизненная сила), а у человека душа - это разум, который обладает волей, чувствами и имеет некую жизненную силу, которую мы не можем исследовать, понять и раскрыть, но мы знаем, что она есть. Чувства для нас субъективны, но объективно мы можем сказать, что они есть у каждого, а субъективно почувствовать, как они работают, человек может только на собственном опыте. Поэтому Господь дал каждой личности отдельное тело, и каждая личность имеет право распоряжаться своим телом так, как хочет, но Господь смотрит, какой вектор выбирает его душа, эта жизненная сила, наделенная разумом, волей и чувствами.

- Грех может быть заразительным. Как противостоять греховному влиянию со стороны?

Ветхий и Новый Заветы наполнены рекомендациями, а также и Псалтирь: «Блажен тот человек, который не ходит на собрания нечестивцев, на путях грешных не стоит, не ожидает приближения греха, а удаляется от него». Священное Писание пропитано этими словами, этим духом и всегда говорит: «Убегай греха, беззакония, безбожия». Оно заставляет нас (не рекомендует, а заставляет) уходить от беззакония, как если бы человек знал, что использование определенных продуктов питания или предметов быта ведет к заражению какой-то болезнью. И поэтому знающий человек написал бы: «запрещено», «не трогать».

- То есть это самонадеянно: оставаться среди грешников и считать, что будешь чист?

Абсолютно. Это такое состояние, как если бы незащищенный человек шел туда, где очень сильная радиация, и думал бы, что он такой сильный, что может противостоять ей. Мы несовершенные, находимся в этом уже поврежденном теле, греховном, которое призвано к разложению, поэтому радиация для нас страшна и нужны средства защиты. Мы просто не знаем, что такое духовная зараза, а все святые говорят: «Убегай от греха, от тех людей, которые заражены каким-то пороком, духовной заразой, убегай от сплетников». Нигде на страницах Священного Писания мы не найдем призывов общаться со сплетниками или блудницами, ворами и беззаконниками, потому что Господь прямо говорит уходить от этого. Мы должны знать это правило, и если видим какой-то грех, беззаконие, то должны помолиться за душу этого человека. У таких людей тело часто бывает побиваемо, убиваемо, но надо помолиться за их душу, которую нельзя убить. Видя наше отношение к такому явлению, Господь может простить нам множество грехов. Поэтому грех беззакония мы должны от себя отсекать, отстраняться от него и забыть дорогу туда, где он находится.

- Физические болезни появляются в силу разных условий: плохое питание, чрезмерные нагрузки, экология…

- …курение, пьянство, наркомания. У нас почему-то об этом не любят говорить, но надо подчеркивать, что у курящих очень часто рождаются уродливые дети, потому что никотин и продукты сгорания табачного дыма приводят к мутациям. У алкоголиков рождаются уродливые дети, потому что продукты распада этилового спирта тоже приводят к мутациям, у наркоманов рождаются неполноценные дети, потому что изменения, которые происходят вследствие употребления наркотических средств, особенно последнего поколения, способны приводить к рождению уродов и физически неполноценных людей. Об этом надо часто говорить и напоминать людям. Про экологию все понятно, мы также должны избегать ее вредного влияния, не должны жить на «мусорке», грязно питаться, мы должны оберегать свое тело, соблюдать гигиену, но должны помнить, что болезнь нашего времени - это вышеперечисленные пороки (курение, алкоголизм, наркомания).

- А если перевести на язык духовного здоровья, какие условия являются причинами духовных болезней?

Основная причина - бездуховность, потому что бывает так, что у верующих родителей, которые в третьем поколении ходят в храм Божий, рождаются дети, становящиеся наркоманами, и праведность всего их рода, получается, идет насмарку. Этим подчеркивается, что душа у человека очищается только личным крещением, и необходимо над каждой личностью проводить это таинство, крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы должны знать, что мы неполноценные люди (хочется нам это признавать или нет) как с душевной, так и с физической точки зрения. Мы все время нуждаемся в Боге, в Духе Святом, мы должны заполнять свой внутренний сосуд Духом Святым, потому что апостол говорит: «Все вы сосуды Духа Святого, Его храмы, в которых Он должен обитать». Если в этом сосуде не обитает Святой Дух, то «свято место пусто не бывает» - туда заселяются духи злобы поднебесной, которые хотят, чтобы богоподобный образ человека был в грязи и далек от Бога, вот они и уловляют человека, который не заботится о своей душе, и стаскивают его в ад.

Если мир во зле лежит, мы должны этого мира остерегаться, должны быть водимыми Духом Святым, должны просить Бога, чтобы Он помог нам найти путь спасения и избавиться от греховности. Полностью от нее избавиться сейчас, в этом теле, невозможно, но мы можем иметь стремление избегать наростов греховной коросты, брать палочку покаяния и сбивать со своей души эти наросты, чтобы они не мешали нам жить в этом мире. Поэтому у Церкви есть посты, Таинства покаяния, соборования.

Часто люди думают, что при соборовании им прощаются все грехи. Да, с духовной точки зрения потенциал к прощению есть, но очень многое зависит от самого человека: от его воли, разума, стремления и духовных чувств. Если человек только на языке хочет от них избавиться, то ничего не получится. Если же будет стремиться к этому, то Господь все сделает, чтобы ему помочь. Но мы должны знать, что живем на земле, где набираемся определенного опыта. Мы очень часто любим ссылаться: «Вот, соседка не болеет, прекрасно живет», - не надо этого делать, мы должны смотреть внутрь себя, в свое сердце и свою душу, чтобы знать, не сделали ли мы того, что претит Божией воле, законам благодати, которая может присутствовать только тогда и там, когда и где человек в ней нуждается. Не будет же электрическая энергия существовать там, где нет в ней нужды, если человек не протянет провода, не купит лампочки, хотя в природе эта энергия растворена и ее можно получить различными путями.

У нас не будет концентрированной благодати, если мы ничего не делаем, чтобы ее получить. Она есть, но ее надо концентрировать и применить к себе постом, молитвой. Христос сказал нам, как это все сделать, но когда мы читаем Священное Писание, то воспринимаем слова либо как очень святые, которые не укладываются в нашем сердце и уме (мы думаем, что это такие святые слова, что мы ничего не можем сделать, чтобы следовать им), либо думаем, что это настолько обыденные слова, что их и применять не стоит: сказаны они давно, а мы сейчас живем в другом обществе и при другой политической ситуации (и даже магнитные бури на нас влияют), поэтому исполнять их не надо. Смотришь на отношение человека к своему духовному состоянию и удивляешься, на что он надеется. Каждый человек может жить в Духе Святом, тот, который нуждается в Нем. И когда ты это видишь, думаешь: «Господи, хорошо, что я там (в миру) не живу, защити меня, помоги мне и дай мне силы помочь тому, кто обратится и будет в этом нуждаться».

Ведущий Денис Береснев
Записала Елена Кузоро

Ни у кого не вызывает сомнения, что каким бы видом деятельности человек не занимался, прежде всего, он должен быть здоровым. Мы все желаем друг другу здоровья. Но что такое здоровье? Часто под этим понимается только здоровье физическое, в лучшем случае психическое. Духовное здоровье игнорируется. Игнорируется тот факт, что духовность - основа душевного и физического здоровья. Вопрос: что важнее духовное и нравственное состояние или интеллектуальный багаж и практические навыки - теоретически не вызывает сомнения - и то и другое важно для человека, и они не противоречат друг другу. На современном этапе, на практике предпочтение отдается именно второму. Именно обширность и разнообразность знаний становятся главной задачей образования, именно процесс приобщения к культуре и называется духовным образованием. Но так ли это? Само слово "образование " происходит от слова "образ", - восстановление в человеке образа Божия, воссоздание духовной красоты человека, смыслом жизни которого являются непреходимые духовные ценности. Личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной, развивающей наименее уникальные свои качества; она склонна к "душевной депрессии", к потере смысла жизни - к экзистенциальному неврозу. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей, склонна к уходу от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности.

В России различные социальные, мировоззренческие учения неизменно соотносили себя с традиционным для нашей страны православным умозрением, в центре внимания постоянно оказывался неисчерпаемый духовный опыт личности. В качестве главнейших составляющих древнерусской образовательной традиции можно выделить следующие:

Образование подчинено потребностям внутреннего духовного развития человека;

Основным направлением воспитания признавалось религиозно-нравственное воспитание, по отношению к которому развитие физических и интеллектуальных способностей играет вспомогательную роль;

Процесс обучения и воспитания - это не только передача формального знания, но и трансляция живого опыта целостной личности, вследствие чего, главное руководящее место в этом процессе принадлежало учителю, духовному отцу, старцу, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к Богу. Предполагалось, что духовные постижения призваны направить человеческое бытие, помочь человеку в его становлении как духовного существа. Глубинная особенность русского умозрения восходила к аскетической традиции восточного православия. Понятие аскезы означает духовное подвижничество, конечная цель христианской аскезы - святость, соединение человека с Господом, обожение человека, уподобление человека Иисусу Христу. Это путь бесконечного совершенствования.

Святоотеческая аскетическая традиция на протяжении всего XIX в. сохраняла очаги святости и высокого духовного подвижничества. В этом столетии жили почитаемые на Руси святые праведники Серафим Саровский и Иоанн Кронштадский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Оптиной Пустыни Леонид, Макарий, Амвросий, к которым за поддержкой и духовным советом в разное время ездили известные философы и писатели.

Они своей жизнью учили, что истинная цель духовной жизни - в стяжании Духа Святого. Все остальное - молитва, пост, милостыня - только средства к достижению благой цели. Дух претворяет душу человеческую в Храм Божий, "в пресветлый чертог вечного радования". Характер и степень духовности человека определяется той целью, которую он ставит перед собой в жизни. Основной закон человеческой жизни ясно сформулирован Христом: "Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все приложится вам" (Мф. 6: 33).

Известный русский философ И.В. Киреевский считал, что направленность мышления верующего "заключается в стремлении собрать все отдельные части души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум и воля, и чувство, и совесть, и прекрасное, и истинное, и удивительное, и желанное, и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливается в одно живое единство и таким образом восстанавливается существенная личность человека в ее первозданной неделимости". (3, 400). Рациональное знание представлялось русским философам главной опасностью для развития личности. Если абстрактный разум развивается односторонне, человек теряет способность непосредственного познания истины, утрачивается "тот внутренний корень разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума". Под воздействием рационализма личность распадается на ряд духовных функций, которые плохо связаны между собой. В одной душе возникают многие центры - доминанты, которые выходят из-под власти "Я" как целого, наступает деперсонализация личности. Внутреннее рассогласование сохраняется и в том случае, когда разуму удается возобладать над другими разъединенными способностями духа. Деспотизм разума лишь углубляет разъединение личности, внутренние силы духа ослабевают, человек утрачивает живую веру, так как вера "не вмещается в одной какой-либо познавательной способности, не относится к одному логическому разуму, или сердечному чувству, или внушению совести; но обнимает всю цельность человека и является только в минуты этой цельности и соразмерно ее полноте".(4, 249).

Согласно Киреевскому, лишь мышление, одухотворенное верой, способно соединить в одно целое разные части души, найти то внутреннее средоточие, в котором разум и воля, чувство и совесть, прекрасное и истинное слились бы в одно живое единство, воссоздав тем самым истинную сущность человека в ее первозданной нераздельности. Дух, по мнению известного русского философа И.А. Ильина, самое главное в человеке. Это - сила личного самоутверждения, основанная на верном восприятии своей личностной "самосути" в ее предстоянии Богу и в ее достоинстве. Дух есть живое чувство ответственности, воля к совершенству; умение распознавать и принимать совершенное; способность к бескорыстной любви и самоотверженному смирению. Дух - это сила личного самоопределения человека, источник самоосвобождения, приводящий к полноте личной свободы. Это - "потребность священного", радость осознания себя нашедшим свое призвание, дар молитвы, "сила поющего сердца", "жилище совести", место рождения искусства и источник правосознания, основа патриотизма, здоровой государственности и великой (1, 51-52). Дух и духовность позволяют нам почувствовать себя не работниками у хозяина, а сыновьями отца, наследниками, сотрудниками и создателями.

Апостол Павел христианскую духовность описал так: "Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать" (Галл.5: 22-26). Апостол говорит о том, что человек духовно очистившийся пребывает в постоянной глубокой радости, у которой есть один несомненный признак - она не может обернуться своей противоположностью.

Суть духовной жизни в христианстве - начинается со способности увидеть себя, свое истинное лицо, свои болезни, свои грехи. Известный психотерапевт Алексейчик А. пишет: "с точки зрения психологии грех - это нежелание выйти из состояния самотождества. Если брать философски и теологически, то грех - это отпадение от Бога, отпадение от духовного в материальное. Это утверждение себя как себя без своего отношения к другому человеку, к Господу Богу. Грех - это то состояние, которое объясняет "я" через "я-же", через себя, делает из себя единственную точку реальности. Грех есть то, что закрывает от "я" реальность. Ибо видеть реальность - это значит именно выйти из себя и пережить свое "я" в "не-я", то есть - в другом, в зримом. По большому пониманию, это значит - полюбить по-настоящему; мы выходим из себя, если уходим к любимому, а не выходим - к своему врагу. В образах - грех есть непрозрачное, мрак, мгла, тьма. Свет есть являемость, реальность. Тьма же, напротив, отъединенность, разрозненность реальности, невозможность явления друг другу, невидимость друг для друга. И это касается не только наших взаимоотношений, но и внутренних наших процессов, которые становятся невидимыми друг для друга. Наши ощущения становятся невидимыми для наших чувств, для наших потребностей". В памяти начинается конфабуляция, в мышлении - сверхценные идеи, в эмоциональной сфере - сверхценные чувства, страстные желания, фантазии, человек начинает "выходит из себя", "сходить с ума".

Чем более греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (МФ.9: 12). Видящий себя разумным и добродетельным не способен встать на путь исцеления, так же как больной, который не осознает своего недуга, не идет к врачу лечиться. Петр Дамаскин называет способность видеть свои грехи "началом просвещения души", а признаком ее здравия - когда ум начинает зреть свои согрешения, множеством своим подобные морскому песку". Это видение - начало и критерий правильности духовной жизни.

К духовному оживлению человека часто приводит не здоровье, а болезнь. Если болезнь отрезвляет, пробуждает от духовного сна, позволяет увидеть свою греховность, побуждает искать спасение в Боге, то она становится благом для человека. Благодаря болезни человек переходит с эгоцентрического уровня на духовный уровень - " в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним, человек приходит к пониманию человека как образа и подобия Божия, поэтому и другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность".(1, 7). Человек начинает духовно выздоравливать.

Литература.

*1. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1986.

2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Собр соч. в 2 т. !993. Т. 1.

3. Кириевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.1.

Кириевский И.В. Отрывки// Человек. Ч.2.

Http://www.ioannp.ru/publications/53328

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Духовное здоровье человека

Введение

психический духовный здоровье

Одной из серьезных проблем современного общества является проблема духовного здоровья человека. Внимание, уделяемое этой проблеме, тем не менее, отнюдь не гарантирует ее успешного решения, поскольку мало признавать, что общество в целом и индивиды, его составляющие, нуждаются в духовном оздоровлении. Необходимо, по меньшей мере, разработать комплекс мер, способствующих этому процессу. Но прежде, чем это произойдет, следует сформулировать суть проблемы и выявить факторы, влияющие на ее решение. Только после этого можно будет наметить пути, ведущие к успеху. Однако трудности начинаются уже на этапе формулирования.

Интересно отметить, что необходимость заботы о духовном здоровье человека и общества не вызывает сомнений даже у идейных антиподов. Возможно, корень проблемы именно здесь: все «доктора» ставят собственные, иногда взаимоисключающие «диагнозы».

В рамках данной работы попытаемся выявить факторы, влияющие на состояние духовного здоровья человека, а также оптимальные, на наш взгляд, пути решения проблемы оздоровления человека, а следовательно, и общества.

Для этого нам придется затронуть историю вопроса, и ознакомиться с наиболее распространенными точками зрения на него.

Психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье) -- согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Духовное здоровье человека определяется тем, какие духовные ценности человек чтит превыше всего. Существует несколько видов оздоровительной практики, и каждый человек, ознакомившись с ними, сможет понять, какой практики ему придерживаться. К ним относят:

1. П. К. Иванов определяет себя как язычника, не имеющего никакого отношения, например, к христианству. Его оздоровительные практики -- это закаливание, вегетарианство, энергия природы;

2. Шри Матаджи определяет себя как представителя сахаджа йоги. Его оздоровительные практики -- это медитация, раскрытие сахасрары и принятие тех энергий, которые ему пошлет Шри Матаджи;

3. Если человек считает себя православным, тогда его идеалом является Христос. Физическое здоровье его исходит из нравственной жизни. Тело для такого человека-- храм, храм для души. Для него естественна любовь к телу-храму (тогда как в йоге, например, тело -- тюрьма для души). Его оздоровительные практики исходят из того, чтобы в первую очередь не повредить душе, во вторую -- соблюсти здоровым и красивым храм. Разумеется, красота храма не строится в ущерб тому, кто в ней живет, а наоборот.

Как видите, идеал у сознательного и последовательного человека определяет и линию поведения в формировании здоровья. Здесь очень важно отметить один принципиальный момент: в зависимости от того, какую точку зрения выберет человек, будет определяться его духовное здоровье. Особенно это касается «нашего» человека.

Исторические аспекты понятия «духовного здоровья»

Известно, что система моральных ценностей любого общества во многом обусловлена уровнем его развития, особенностями менталитета его индивидов, религиозными воззрениями и пр. Тем не менее, существуют и некие объективные ценности, которые имеют значение в любом обществе, на любом этапе его развития. По крайней мере, понятия, называющие эти ценности звучат одинаково или сходно. Проблемы начинаются, когда требуется раскрыть их содержание и объем. Провозглашение какого-либо понятия моральным критерием, а следовательно, критерием духовного здоровья отнюдь не гарантирует действительное его наличие. Трудно найти в жизни человечества эпоху, когда признаком духовного здоровья личности не считалось бы уважение к старшим, верность долгу, патриотизм, милосердие к ближнему. Однако все эти понятия наполнялись достаточно различным содержанием, иногда даже казуистически.

Например, инквизиция приговаривала еретиков к сожжению на костре исключительно «из милосердия»: ведь святые отцы не имели морального права проливать кровь ближнего, следовательно, плаха и топор исключались.

«При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» - восклицал А.И. Солженицын. Бесспорно, это так. Но были публичные казни, весьма мучительные, и служащие при этом развлечению толпы.

Каждая эпоха предоставляла немало возможностей для проявления того, что следует называть признаками духовного нездоровья человека. Но философы и богословы, поэты и художники мечтали об обратном.

К сожалению, эти мечты практически не привели к реальным результатам: к оздоровлению общества в целом.

Духовное здоровье человека не относятся к нулевым понятиям, обозначаемые ими предметы существуют в реальной действительности, даже если содержание этих понятий корректируется эпохой, определенным историческим периодом, в котором исследуется проблема духовного здоровья.

Глава 2. Духовное здоровье и его составляющие

Критерии духовного здоровья

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

· критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

· соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

От чего зависит духовное здоровье

Оно зависит от:

· умения строить свои взаимоотношения с другими людьми;

· способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.

Факторы, способствующие духовному оздоровлению

Как и в случае с болезнями тела, духовное здоровье все-таки легче сберечь, чем вернуть. Профилактика имеет здесь такое же колоссальное значение, может быть, тем большее, чем труднее лечить пороки нравственные, нежели обычные заболевания.

Сбережение здоровья предполагает определенное самоограничение. То же можно сказать и о духовном здоровье: чтобы говорить о его наличии, следует обозначить границы, за пределами которых начинается патология.

Следовательно, о вседозволенности не может быть и речи. Индивид свободен только до тех пор, пока он не ограничивает свободу других и не мешает их самовыражению, которое в свою очередь ограничено теми же рамками.

Итак, духовная свобода - такое же необходимое условие для духовного здоровья, как и гигиена для физического - начинается с умения себя ограничить. Подобные ограничения можно отчасти регулировать правовым путем, как это и происходит на практике, однако человеческие взаимоотношения слишком сложны для прямолинейности правового регулирования. Нормы морали призваны справляться с этим лучше, нежели нормы юридические.

Но требования соблюдения этих норм по-разному обеспечены. Исполнения моральных норм не обеспечено силой государственного принуждения.

Тогда главенствующим фактором становится общественное мнение. Обосновать действие этого фактора можно таким образом: общественное мнение есть абстракция, поскольку общество в целом не дает оценку определенных проступков. Но эту оценку дают близкие люди. «А друг или любимая - это не абстракция. Как лгать или кривить душой перед ними?»

Если в обществе существует определенная «аксиологическая система, принятая если не всеми его членами, то большинством. Иначе неизбежна оценка поступков своих людей по одной шкале, а посторонних - по другой», что, собственно, мы и наблюдаем зачастую на практике.

Выработка этой единой шкалы зависит от функционирования СМИ, от работы образовательных и культурных учреждений, от рекомендаций ученых, психологов и социологов. Немалую роль в этом должна играть религия, как проверенный веками институт морального воздействия.

Проблема духовного здоровья человека - это проблема будущего все страны.

Инструменты духовного здоровья

Среди множества инструментов, которые обеспечивают духовное развитие личности, можно выделить основные и второстепенные. Мы будем говорить о них в порядке их важности от самых главных к необязательным. Самым главным из них является, конечно, любовь. Она является основной движущей силой человека всегда и везде. Немаловажным инструментом стало и чтение духовной литературы и различных источников мудрости в области познания человека. С помощью медитаций можно достичь единения и гармонии трех составляющих тел человека: ментального, эмоционального и физического. Синтезировать чувства человека помогает пение: чакровое или мантр. Успокоение приносит чтение молитв, а духовные практики различного характера помогают повысить культуру мышления, контролировать эмоции и достичь гармонии микро- и макрокосма. Использование целительных практик помогает использовать и аккумулировать в себе жизненную энергию из внешних источников. Действенным инструментом является тантра. Это умение передавать чувства и любовь во всем единстве всех противоположностей. Духовному развитию помогает, естественно, и разного рода творческие занятия: музыкой, живописью, писательством и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и гармоничную музыку, которая настраивает человека на нужный лад, помогая раскрыться и выразить все эмоции. Таким образом, она оказывает лечебное действие. Оно заметно усиливается, если во время прослушивания музыки предаться танцам. Также очень важно следовать зову души во всех сферах жизни человека. Тогда это позволяет почувствовать себя творцом собственной судьбы. Это, конечно же, не все инструменты, которые приводят духовное развитие личности в действие, но во многом оказывают на этот процесс положительное влияние.

Глава 3. Всемирный день психического (духовного) здоровья

Всемирный день психического здоровья -- памятная дата, 10 октября. Отмечается ежегодно с 1992 года. Установлен по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Т. Б. Дмитриевой.

День психического здоровья входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

В 2007 году 10--11 октября в ООН прошёл также «День психологии» -- несколько мероприятий, приуроченных к Всемирному дню психического здоровья. В мероприятиях участвовали Американская психологическая ассоциация (APA), Международная ассоциация аналитической психологии (IAAP) и другие. Целью Дня психологии был обмен мнениями между психологами, дипломатами, студентами.

C 2008 года в России проходит ежегодный конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс призван привлечь внимание общественных непрофессиональных и профессиональных организаций к повышению психиатрического образования населения, к актуальным проблемам отечественной психиатрии, к укреплению психического здоровья населения, к привлечению внимания общественности, СМИ и властных структур к проблемам душевнобольных.

Заключение

В заключение следует напомнить об историческом факте, иллюстрирующем всю важность понятия «духовное здоровье человека» для общественного прогресса. За все время нахождения у власти Гитлера, несмотря на заметные достижения в технической области, в Германии не было создано ни одного произведения искусства, чья жизнь оказалась бы дольше, нежели это правление. Да и технические новшества касались в основном вооружения, что не помешало гитлеровцам потерпеть сокрушительное поражение.

Почему же так произошло и «чудо-оружие» не реализовало свои потенциальные возможности? Только ли техническая оснащенность антигитлеровской коалиции стала решающим фактором победы?

Надо полагать, что никакие технические достижения не смогут заменить человеку то, ради чего он эти достижения использует и совершенствует - человечность. Человечность как синоним духовного здоровья.

Список литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В., Философия. М., Проспект, 2001 г.

2.Гуревич П.С., Философия культуры, М., Аспект Пресс, 1994 г.

3.Канке В.А., Основы философии, Логос, 2003 г.

4.Лихачев Д.С., Я живу с ощущением расставания, интервью, Комсомольская правда, 05.03.96 г.

5.Лосев А.Ф., Дерзание духа, М., Политиздат, 1988 г.

6.Мень А., Быть христианином, М., Проспект, 1994 г.

7.Проблема человека в западной философии, М., Прогресс, 1988 г.

8.Спиркин А.Г., Философия, М., Гардарика, 2003 г.

9.Столович Л.Н., Красота. Добро. Истина, М., Республика, 1994 г.

10.Хрестоматия по культуре речи, сост. Граудина Л.К., М., ИНФРА-М, 2002 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и основные функции духовного производства, которое включает духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей. Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви). Роль идеологии.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Сущность понятия "человек" в философии, его осмысление в ходе эволюции цивилизации. Образы человека как воплощение духовного опыта человечества. Развитие понятия о соотношении биологического и социального в человеке в различные исторические эпохи.

    реферат , добавлен 13.06.2012

    Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Исследование духовного мира человека. Изучение сознания как одной из форм проявления души и компонента духовного мира социума. Память как способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Связь самосознания с феноменом рефлексии.

    реферат , добавлен 29.10.2014

    Антропология и ХХ век. Человек и общество. Единство биологического, социального и духовного в человеке. Духовность. Человеческое бытие. Творчество. Исследование человека в единстве многообразных сторон его сущности.

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность человека, проявляющая себя посредством способности творить, созидать, создавать. Настоящее существование человека, возможное лишь при творческом воссоздании им реальности. Факторы и понятия, лежащие в основе философского способа мышления.

    статья , добавлен 17.05.2015

    Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2017

    Изучение понятия и характера воли в философии Артура Шопенгауэра. Исследование глубинных мотивов человеческого поведения. Воля и интеллект как составные части духовного мира человека. Анализ особенностей взаимодействия интеллекта с волей через интуицию.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Роль философии в жизни человека. Мировоззрение как способ духовного восприятия окружающей среды. Диалектика и метафизика - основные методы философии. Понятия мироощущения и миропонимания. Философские взгляды на сущность и закономерности развития культуры.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2009

    Человек как биосоциальное существо (единство природного, социального и духовного. Понятия духа, души и тела с философской точки зрения, их взаимозависимость. Проблема смысла человеческого существования, анализ подходов к решению данного вопроса.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.


Духовное состояние человека является основой не только его здоровья, но и основой благополучия окружающих его людей и природы. " Дух животворит, плоть не пользует ни мало """. Понимание отношений духовной жизни находится в осознании своего творческого Я как подобия и образа Божия.


Физическое здоровье предполагает отказ человека от вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков и др.). Чтобы достигнуть высокого уровня такого здоровья, человек должен рационально питаться, соблюдать правила личной гигиены и безопасного поведения, оптимально сочетать работу и отдых, физический труд и умственную деятельность, выполнять необходимый объем двигательной активности.


В системе физических факторов оздоровления выделяют в основном различные виды гимнастики, массажа, водных процедур, закаливания, дыхания и т. п., делая акцент именно на пользу физическому телу в виде хорошего самочувствия, причем в среднестатистическом проявлении. Тогда как индивидуальные нормы нагрузок, находятся в довольно широком диапазоне, и перебор их в любом виде физических воздействий здоровья не дает. Мы исходим из того, что физическая нагрузка необходима, но в меру, и предназначена она для подготовки физического тела к приему Силы и действию духа. " Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий. живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы ". Во все времена от человека, вступившего на Путь познания, требовалась гармония тела, мысли и духа. Физическое тело - только место приложения Силы, которая не удержится в слабом теле, но и наработка (тренировка) силы ради самой силы не приведет к овладению Силой. Чтобы получить Силу, человек должен приложить усилие, совпадающее с движением Времени, тогда оно не будет гаситься Временем, а движение человека будет движением Вселенной.


Достичь высокого уровня здоровья можно через индивидуальную систему привычек и поведения человека, называемую здоровым образом жизни. Основными путями достижения этой цели являются: необходимый уровень двигательной активности, обеспечивающий потребность организма в движении; закаливание, повышающее сопротивляемость организма к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды; рациональное питание (полноценное и сбалансированное); режим труда и отдыха; правильное экологическое поведение; эмоциональная и психическая устойчивость; отказ от вредных привычек (курение, употребление наркотиков и алкоголя); сексуальное поведение, соответствующее нормам общества.


Практика показывает, что здоровый образ жизни с раннего детства это фундамент долголетия и крепкого здоровья в зрелом возрасте. На индивидуальное здоровье человека влияют и определяют его уровень многочисленные факторы. Основными из них являются: наследственность; состояние системы здравоохранения в регионе; физические, химические, биологические, социальные и психологические факторы внешней среды; образ жизни человека и его отношение к своему здоровью (влияние этого фактора составляет примерно 50%).