Конспект урока на тему "генеалогия как наука". Генеалогия как историческая дисциплина. Родословная

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода Андреев Александр Радьевич

Что изучает генеалогия

Что изучает генеалогия

Генеалогия – это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании генеалогия фамилии подразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Genealogia в переводе означает «родословие семьи», где genea – «семья», logos – «знание», «слово». Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанным с Россией.

Генеалогия семьи у нас ведет свое начало со времен царской России. Не секрет, что в ту пору право на владение имуществом первостепенно передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий, по которым историки и простые любители генеалогии определяют родственную связь между поколениями дворянства, например, XVI и XV веков. История России формируется из тысяч судеб и событий, происходящих в жизни каждой отдельно взятой семьи. И, проводя исследование генеалогии фамилии или рода по нескольким ветвям, люди еще раз подтверждают это, проникаясь духом единения с предками, а также пониманием значимости своей личности в историческом процессе существования целого государства.

Историческая генеалогия как вспомогательная дисциплина зародилась примерно в XVIII веке. При этом основы генеалогии семьи – есть возникновение родственных связей (отношений) между людьми и последующее их развитие. Но у рассматриваемого научного термина есть и альтернативный смысл, например он может употребляться в таких словосочетаниях, как «генеалогия открытия». И в данном переносном смысле имеются в виду этапы становления какого-либо события в рамках целостной хронологии, а также взаимосвязь явлений, приведших к свершению конечного результата. Говоря о главном значении генеалогии фамилии (родословии семьи) и о ее предмете изучения, выделим основополагающие понятия:

1) анализ происхождения конкретных людей и их семейная генеалогия;

2) построение родственных цепочек взаимосвязи поколений одного рода;

3) составление родословных древ в виде схем и поколенных росписей.

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою [с иллюстрациями] автора Шерман Фредерик

Из книги Война на Тихом океане. Авианосцы в бою автора Шерман Фредерик

1. Генеалогия авианосца Первенцы Авианосец родился в Англии в процессе поисков средств борьбы с дирижаблями над Северным морем. Гидросамолеты не справлялись с этой задачей из-за своей требовательности к состоянию моря при взлете и посадке. Оставалось поднять самолеты с

Из книги Жизнь и приключения капитана Майн Рида автора Рид Элизабет

Глава XXIV Изучает привычки животных. Любовь к домашним животным. «Натуралист на Уае». Репутация в качестве натуралиста. Усилия Чарлза Олливанта. Последний роман. Тяжелый литературный труд. Тревога за его жизнь. Вклад в американские публикации. Новые сани. Приключения в

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Выдуманная генеалогия Очень характерно, как Тимур и его дети пытались доказать, что монголы - это всего лишь одно из тюркских племен, а также связать себя с Чингисханом. Отрицание монгольского этнико-лингвистического фактора, похоже, никогда не смущало и самих монголов.

Из книги Избранные произведения автора Мао Цзэ Дун

Генеалогия Чингисхана и монгольских ханов

Из книги Грязь. M?tley Cr?e. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

Фиктивная генеалогия Тимура, якобы доказывающая его родство с Чингисханом Алан-Гоа, Бодончар, Эмир-Буха, Туменай-хан,

Из книги Чингисхан: Покоритель Вселенной автора Груссе Рене

Тимуриды (упрощенная генеалогия)

Из книги Создай свою родословную. Как самому без больших затрат времени и средств найти своих предков и написать историю собственного рода автора Андреев Александр Радьевич

3. СТРАТЕГИЯ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ КАК ЕДИНОГО ЦЕЛОГО Всякая война представляет собой единое целое. Таким единым целым в случае войны может быть весь мир, может быть отдельная страна, может быть и отдельный партизанский район или крупное самостоятельное

Из книги История русской литературы автора Ивинский Дмитрий Павлович

ЧАСТЬ 2. РОЖДЁННЫЙ СЛИШКОМ СВОБОДНЫМ Глава 1. Никки “Об испытаниях и муках юного Никки, где наш герой: был жестоко избит за то, что чистил зубы не в том направлении; изучает тонкости, которые необходимо знать при забое кроликов; использует коробку из-под завтраков для

Из книги автора

Генеалогия монгольских ханов

Из книги автора

Семейная генеалогия – значение родословия и гербов фамилий Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если вы проводите исследование

Из книги автора

Генеалогия и геральдика Генеалогия – наука об истории родов и родословных связях, одна из наиболее древних наук, теснейшим образом связанная с хронологией, историей, библиографией, биографикой, на формирование и развитие которых оказала существенное

Из книги автора

Приложение VII. Генеалогия Историческая генеалогия: труды обзорного характераЛомоносов М. В. Краткий российский летописец с родословием: Соч. Михайла Ломоносова. СПб.: Императорская академия наук, 1760. 75 с.Мальгин Т. М. Зерцало российских государей с 862 по 1789 год,

Генеалогия – это дисциплина истории, она изучает родственные связи людей, историю семей и родов, происхождение и биографии отдельных представителей рода. Генеалогическое (родословное) древо – представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья. Генеалогическое дерево позволяет проследить происхождение фамилии, а иногда и подсказать ее значение.

Человек должен знать свои корни. Именно поэтому многие так стремятся восстановить генеалогическое древо, отыскать предков. Однако задача эта непростая, придется запастись терпением и упорством, потратить время и усилия.

Первым делом уточните фамилию, имя и отчество самого дальнего вашего предка. Именно с него начнутся поиски всех остальных родных, ведь нужна зацепка. Кроме этих данных надо знать еще год и место рождения человека, сведения о котором вы собираетесь искать. Ведь все данные о людях в архивах хранятся сгруппированные не по алфавиту, а по годам и районам. Именно так священники составляли метрические книги.

Далее надо обратиться в архив по месту рождения вашего предка с запросом. Запрос можно направить лично и по почте. Сотрудники архива будут искать записи о нужном вам человеке в метрических книгах. Там может быть указана не только дата его рождения, но и родители. Так можно отыскать информацию для дальнейшего восстановления родословной. Ведь в записях о родителях может быть указано, откуда они, к какому принадлежали сословию.

Если ваши предки принадлежали к купцам, казакам, золотопромышленникам и т. п. сословиям, можно поискать информацию о них в исторических фондах или областном музее. Но это придется делать самому, кропотливо работая в читальном зале. Зато могут найтись расписки, прошения своих предков и тому подобные сведения.

Начните поиск предков с опроса своих ближайших и дальних родственников. Объясните им, что хотите восстановить информацию о конкретном человеке, чтобы не прерывалась связь поколений. Из непринужденных бесед с родными можно почерпнуть самые необходимые начальные данные, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения и место жительства предка. Фиксируйте результаты на бумаге или воспользуйтесь диктофоном. Это позволит не потерять ценную информацию и обратиться к ней впоследствии для анализа. Проведите поиск в семейном архиве. Источником сведений о конкретном лице могут стать старые фотографии, свидетельства о рождении и заключении брака, аттестат о среднем образовании, диплом об окончании вуза. Нередко в архивах имеются разного рода справки, содержащие установочные данные. Но самым ценным материалом для исследований могут стать письма прежних лет. Разумеется, чтобы ознакомиться с ними, получите согласие тех, кому они адресованы. По возможности делайте копии с документов, представляющих интерес для ваших розысков. Собрав первичную информацию о разыскиваемом предке, обратитесь за помощью в архивные учреждения. В местных и центральных архивах длительное время сохраняются многие из документов, которые могут оказаться ключевыми в ваших поисках: данные о местах проживания и работы, о службе в вооруженных силах.

Существуют специализированные архивы предприятий, организаций и учреждений, где хранится информация по видам деятельности. Так, если ваш предок участвовал в Великой Отечественной войне, его послужной список или данные о награждениях можно отыскать, обратившись в Центральный Архив Министерства обороны РФ. Рассортируйте все собранные сведения и проведите их анализ. Составьте перечень всех родственных связей, через которые можно получить доступ к дополнительной информации о своем родственнике. В результате вы наверняка сможете разыскать тех лиц, с которыми он поддерживал родственные или дружеские отношения, вместе работал или проходил службу. Самое ценное в том, что ваш информационный поиск может стать началом большой и полезной работы по составлению семейного генеалогического древа. Составление генеалогического дерева позволит вам узнать много нового из истории вашей семьи. Кроме того, это увлекательное хобби и прекрасный повод для того, чтобы провести свободное время с родственниками. Составление фамильного древа может стать очень увлекательным занятием. Начав искать информацию о своих предках, вы узнаете очень много нового и об их окружении и о тех исторических периодах, когда они жили. На этом пути может оказаться немало неожиданностей.

ГЕНЕАЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ

(греч. genealogia , от genea - рождение, род, и logos - слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

[гр. genealogia - родословная] - история рода, семьи; родословная запись.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

греч. genealogia , от genea , рождение, род, и logos , слово. а) Родословное дерево. b ) Наука о родословии.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная, определение родства между членами разных семейств.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная; определение степеней родства между предками и потомками отдельных родов.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Генеало́гия

(гр. genealogia родословная)

1) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие;

2) родословие, история рода; родословная запись.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Генеалогия

генеалогии, ж. [греч. genealogia – родословие ] (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословных. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия человека. || Совокупность последовательных, возникающих одна из другой стадий в развитии явлений одного порядка. Генеалогия материализма от Эпикура до наших дней.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Генеалогия

и, мн. нет, ж. (нем. Genealogie греч. genealogia родословная).
1. Родословие, история рода; родословная запись. Г . семьи .
|| Ср. линия .
2. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие.
Генеалогический -
1) относящийся к генеалогии 1, 2;
2) в сочетании генеалогическое древо - то же, что г.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕНЕАЛОГИЯ" в других словарях:

    ГЕНЕАЛОГИЯ направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности… … Философская энциклопедия

    ГЕНЕАЛОГИЯ, генеалогии, жен. (греч. genealogia родословие) (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия… … Толковый словарь Ушакова

    Родословная, родословное древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, генеалогическое древо, родословие Словарь русских синонимов. генеалогия см. родословная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

    генеалогия - и, ж. généalogie f. <гр. 1. Раздел истории, занимающийся изучением отдельных родов и составлением родословных таблиц. Сл. 18. Енеалогия турецкая, откуль взяли свой початок. кон. 17. в. Соболевский Перевод. 88. Тем, которые.. в Истории,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (I) один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’. В предисловии к… … История Философии: Энциклопедия

    Родственные связи определенной особи с рядом предков, прослеживание которых существенно для селекции растений и животных. Синонимы: Родословная См. также: Селекция Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (греч.) систематическое собрание сведений опроисхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многимнародам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точныеформы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    генеалогия - ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genealogia родословная) методология моделирования исторической событийности. Предложена Ф. Ницше как альтернатива историзму, недостаток которого состоит в том, что прошлое воспринимается и оценивается на основе… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (греческое genealogia родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Как научная дисциплина, устанавливающая родственные связи исторических деятелей, родов и фамилий, возникла в 17 18… … Современная энциклопедия

    - (греч. genealogia родословная) вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17 18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий. ...ГЕНЕЗ (от греч. genesis… … Большой Энциклопедический словарь

Журнал Южно-Уральской Ассоциации генеалогов-любителей города Челябинска. Электронная версия Ольги Щетковой.


Стр. 3-5


Иван Владимирович Купцов -историк, герольдмейстер Челябинского Дворянского Собрания. Член ЮУРО АГЛ города Челябинска.

ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Интерес к генеалогии в нашей стране имеет устой-чивую тенденцию роста. Люди, осознавая свое ме-сто в связке: я - семья -род - народ, обращаются к истории своих предков. Изучение своего проис-хождения, истории своего рода способствует пони-манию значимости каждо-го человека, повышению его ответственности за судьбу своего рода, семьи, всех живущих ее представителей, препятствует ра-зобщению и отчуждению людей в современных ус-ловиях.

Генеалогия (от греч. genealogia - родословная) - специальная историческая дисциплина, изучаю-щая возникновение и развитие родственных отно-шений. Наиболее ранние сведения о происхожде-нии народов, племен, отдельных родов содержа-лись в эпосе, этногенетических преданиях, мифах, Библии, памятниках эпиграфики. Слово «генеало-гия» появилось на Руси в XI в. в тексте древнерус-ского перевода Хроники Георгия Амартола в зна-чении «родословие» (учение о роде). До XIV в. ро-дословие означало также предсказание, гороскоп. До конца XV в. основные сведения о родственных связях можно было извлечь из летописей, актов, переписки и др. Расцвет генеалогии, как практичес-кой дисциплины, произошел в конце XV - XVI вв., когда вырабатывались законы наследования титу-ла, звания, имущества, в первую очередь земли; устанавливались сословные привилегии; формиро-вались государственные институты, связь с кото-рыми была обусловлена происхождением, принад-лежностью к определенной семье, социальной груп-пе, сословию. В XVI в. появились должности и уч-реждения, занимавшиеся сбором и обработкой ге-неалогической информации и официальным утвер-ждением документов, удостоверявших происхожде-ние лица. С 40-х гг. XVI в. создавались родослов-ные книги. В 1555 г. был составлен «Государев ро-дословец», содержащий генеалогические росписи лиц, входивших в Государев двор. В Русском госу-дарстве был принят принцип составления поколен-ных росписей нисходящего родства, так как иму-щество наследовалось от отца к сыну, а при на-значении на должность всегда учитывалась служ-ба предков по отцовской линии. Со 2-й половины XVII в. известны родословные схемы (дерево). С конца XV - XVI вв. при обосновании прав на пре-стол использовались легенды о происхождении ди-настий, и в частности распространенные на Руси и в Великом княжестве Литовском версии о восхож-дении великокняжеских родов к римскому импера-тору Августу. В процессе утверждения ведущей роли дворянства возникла необходимость собира-ния и представления в государственные учрежде-ния генеалогических сведений для подтверждения прав на служебные места и владение землей. Сбором и проверкой родословных росписей занимал-ся Разрядный приказ, при нем в 1682 г. была со-здана Палата родословных дел, в которой состав-лена «Бархатная книга» - свод дворянского родос-ловия. В конце XVII - XVIII вв. практическая генеа-логия пришла в упадок, так как с отменой местни-чества перед дворянством открылась возможность выслуги, не ограниченная родословными привиле-гиями, а Табель о рангах (1722) давала возмож-ность продвижения по служебной лестнице не толь-ко дворянам, но и представителям других сосло-вий. В 1721 г. в составе Сената была создана Ге-рольдия, в которой кроме составления и утверж-дения родословных росписей разрабатывались гер-бы. После публикации «Жалованной грамоты дво-рянству 1775 г.» практической генеалогией занима-лись губернские дворянские собрания, отсылавшие родословные материалы в Герольдию. В XVIII в. начался процесс становления генеалогии как на-учной дисциплины. Генеалогические материалы широко использовались в трудах В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера и других историков. С конца XVIII в. публиковались родословные документы, создава-лись первые научные исследования по истории отдельных семей, сводные генеалогические спра-вочники (М.Г. Спиридов, Ю. Воейков). Сведения по истории семей в них располагались по той же схе-ме, что и в ранних родословных росписях нисходя-щего родства, имена жен и дочерей, как правило, отсутствовали. В XIX в. наиболее известны родос-ловные справочники кн. П.В.Долгорукова, В.В. Руммеля и В.В. Голубцова и кн. А.Б. Лобанова-Ростовс-кого. Расцвет генеалогических исследований в Рос-сии приходился на конец XIX - начало XX вв. Тог-да возникли Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге (1897 - 1923) и Историко-родословное общество в Москве (1906 - 1921), которые вели исследования по генеалогии и издавали тру-ды. Общества собирали и публиковали материалы дворянских семейных архивов. Ведущими специа-листами по генеалогии были Л.М. Савелов, Н.П. Ли-хачев, Г.А. Власьев, Н.В. Мятлев, С.С. Татищев, Д.Ф. Кобеко, граф С.Д. Шереметев, С.А. Белокуров, кн. М.М. Голицын и другие. Лекции по генеалогии читались в Петербургском и Московском археоло-гических институтах.

Представления дореволюционных исследовате-лей-генеалогов о высоком смысле и значении ге-неалогии прекрасно и глубоко выразил отец Павел Флоренский: «Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уме-стным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в тре-тье измерение, а во время, т.е. измерение четвер-тое... Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кон-чается. У него есть свои расцветы и свои упадки... Чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем ме-нее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к которой он принадлежит...

Жизненная задача всякого - познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критичес-кие точки, соотношение отдельных ветвей и их ча-стные задачи, а на фоне всего этого - познать соб-ственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою - как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не по-нимают этого и родовым самопознанием пренеб-регают , почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный ис-торически заработанный повод к гордости».

Однако 1917 год резко оборвал все исследова-ния в данной области. Те, в ком интерес к генеало-гии и истории семей проявился в 60 - 70-е годы, знают, в каком плачевном состоянии оказалась эта отрасль знания после революции, и хорошо помнят, в сколь неблагоприятном положении она остава-лась в постсталинское время.

Если говорить о генеалогии как науке, то в гла-зах новых властей она представлялась идеологи-чески чуждой интересам строительства коммуниз-ма, и если не прямо вредной и опасной, то в луч-шем случае излишней и бесполезной. В первые же годы после революции генеалогические общества были распущены, печатать книги и статьи по гене-алогии и истории семей стало невозможным, по-чти все ведущие генеалоги были расстреляны, по-пали в тюрьмы, концлагеря, ссылку или вынужде-ны были бежать за границу. Под давлением идео-логического пресса в центре внимания большин-ства советских историков оказались такие вопро-сы, как особенности социально-экономических фор-маций, массовые народные движения, роль партий и идеологий, преимущества одного политического строя над другими, нередко в ущерб истории живых реальных фактов. Конкретные факты часто приво-дились лишь постольку, поскольку они подтверж-дали и иллюстрировали общие, обычно предвзя-тые, положения, а если факты не подтверждали предвзятую концепцию, то тем хуже для фактов. Люди в советских исторических сочинениях высту-пали как безликий фон исторического процесса. Не удивительно, что генеалогия превратилась, по вы-ражению одного немецкого историка, в нелюбимую «падчерицу» советской исторической науки. Лишь немногие историки-профессионалы брались за соб-ственно генеалогические исследования, и то это были в основном ученые, изучавшие далекую старину.

С другой стороны, генеалогия - это не только наука, историческая дисциплина, запечатленная в печатных трудах, это еще и сфера гуманитарного знания вообще, конкретного знания о людях в их родственном окружении, о семьях и родах. Поэто-му генеалогия держится не только на ученых, но и вообще на «носителях» генеалогических сведений, имя которым - легион, и особенно на тех из них, кто знает больше других, кто надежно, бережно и с интересом хранит память о людях, в частности, о своих собственных родственниках, и еще более - на тех, кто эту память стремится обогатить и поде-литься накопленным. Между тем, в нашей стране после 1917 г. имела место массовая утрата инди-видуальной и семейной (и тем самым народной) ге-неалогической памяти. Гражданская война, во вре-мя которой пролилось море крови и миллионы рус-ских людей бежали из большевистского «рая» за границу, репрессии 1920 - 1950-х гг., коллективи-зация, в результате которой миллионы крестьян умерли от голода, были изгнаны из своих домов и разбрелись по всей стране, Великая Отечествен-ная война с ее чудовищными людскими потерями, депортация целых народов - все это привело к тому, что в пределах двух-трех поколений произош-ло массовое истребление носителей семейной па-мяти, была искажена нормальная демографичес-кая структура общества, нарушен традиционный уклад семейной жизни, разорваны родственные связи... Для тех же, кто уцелел, после 1917 г. иметь хорошую память стало опасным. Стало опасным по-мнить своих собственных родителей или дедов и вообще родственников, если они были офицерами царской или солдатами в Белых армиях, чиновни-ками, церковнослужителями, торговцами, домовла-дельцами, зажиточными крестьянами (в общем, теми, кто не имел права на жизнь) - все это подле-жало забвению. Сжигались семейные документы и письма, уничтожались портреты и фотографии, прятались прочие семейные реликвии и даже под-час менялись фамилии. Сколько людей ушло из жизни, унеся с собой в могилу невосполнимую па-мять о прошлом своей семьи - тайну скрытую от собственных детей и внуков! Не приходится удив-ляться, что в нашей стране выросли поколения людей, не ощущающих своих родовых корней, - Иванов, не помнящих родства.

Сегодня наиболее полное определение генеа-логии дал В.Б. Кобрин: «Нельзя сказать, чтобы се-годня до конца был ясен сам предмет генеалоги-ческой науки. Входит ли в сферу ее действия толь-ко установление отношений родства и свойства в сочетании с самыми основными жизненными веха-ми (рождение, смерть, брак) или ее компонента шире, охватывая также служебную или иную карь-еру, характер и объекты собственности, соци-альный и юридический статус и его изменение? Решение этого вопроса неоднозначно». Не претен-дуя на окончательное решение, В.Б. Кобрин пред-ложил следующую дефиницию генеалогии: «Гене-алогия - историческая дисциплина, занимающая-ся изучением и составлением родословных, выяс-нением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографичес-ких фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц. Тем самым ге-неалогия не отрывается от биографии, но и не сме-шивается с ней».

Генеалогические исследования требуют не толь-ко знаний общеисторического характера, но и при-влечения опыта, накопленного такими вспомога-тельными историческими дисциплинами, как: ге-ральдика, историческая география, антропоними-ка, топонимика, хронология и др. Например, ант-ропонимика (наука о личных именах людей) помо-гает узнать, что трехчленная форма имени возник-ла не сразу: раньше всех возникло имя, потом от-чество и совсем недавно фамилии (у большинства граждан Российской империи с середины XIX в., хотя зародились они в XV - XVI вв.). Имена до вве-дения христианства были языческими, а затем по-степенно вытеснялись именами церковными (или календарными). Для русских феодальных фамилий XV-XVI вв. характерна топонимичность, т.е. многие из них произошли от названий владений и вотчин.

Начиная с XVIII в. представителям духовного сословия стали присваиваться фамилии. Чаще все-го эти фамилии возникали при определении детей в духовные учебные заведения. Большая часть фа-милий белого духовенства происходила от назва-ний церквей (а названия давались в честь святых, церковных праздников, названий икон). К этой груп-пе относятся такие фамилии, как Преображенский, Троицкий, Рождественский, Георгиевский, Тихвин-ский и др. Следующая группа фамилий, образован-ных от христианских канонических, а не обиходных имен: Иоаннов (Иванов), Евфимов (Ефимов) и др.

Историческая география позволяет осветить гео-графический аспект образования фамилий, их рас-пространение на данной территории, помогает уточ-нить место рождения, происхождение лица, дает не-обходимые поисковые данные. Знание приемов и методов хронологии, а также церковных праздников помогает уточнять даты рождений, браков, смертей и др. Для перевода дат из старого стиля в новый не-обходимо учитывать, что разница между ними состав-ляла: в XVI-XVII вв. - 10 дней, в XVIII в. - 11 дней, в XIX в. - 12 дней, в XX в. - 13 дней.

Основой генеалогических исследований являет-ся оформление в виде родословия сведений, по-лученных в ходе поиска. Графические изображе-ния родословий весьма разнообразны. Наиболее широкое распространение получили родословия в виде генеалогического древа, явившегося одной из модификаций «древа жизни», выражавшего пред-ставление о всеобщей взаимосвязи мира. «Древо человеческой жизни» соединяет прошлое, настоя-щее и будущее, в нем торжествует идея бессмер-тия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному древу рода, семей-ства: его листья умирают и падают, но само древо рода продолжает жить.

В основании генеалогического древа помеща-лось имя родоначальника, а на стволе и ветвях рас-полагались в картушах (медальонах) имена, порт-реты и гербы его потомков. В других вариантах дре-ва в основании помещалось имя того, для кого со-ставлялась родословная, а его предки образовы-вали «ствол» и «крону». Дополнительную инфор-мацию передавали с помощью цвета: медальоны с именами замужних женщин было принято изобра-жать лиловым, девиц - синим, мужчин, имевших потомство - желтым, не имевших - красным.

Со средневековья наиболее употребительной графической формой обобщения генеалогических сведений стали таблицы. Внешний вид генеалоги-ческих таблиц также разнообразен, они могут быть вертикальными, горизонтальными и круговыми. Таблицы очень удобны в использовании, так как на-глядны и компактны. Их недостатком считается чрезвычайный лаконизм. Кроме того, генеалогичес-кая таблица, как правило, охватывает не более десяти поколений, так как дальнейшее ее продол-жение затрудняет работу.

В этом случае более удобной формой, чем таб-лицы, оказывается родословная или поколенная роспись. В поколенной росписи под № 1 помещает-ся родоначальник, а далее идет перечисление его потомков в каждом колене, снабженных собствен-ными номерами. Роспись ведется построчно и по-зволяет помещать при имени все необходимые све-дения, включая ссылки на источники.

Таким образом, для записи родословий приме-няется три способа: родословное древо, родослов-ная таблица и родословная роспись.

В самом общем виде родословия делятся на восходящие и нисходящие. Их определения был даны Л.М. Савеловым.

В восходящем родословии главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д Этот вид родословия носит первоначальный, пред верительный характер и составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количестве сведений и ему целесообразнее двигаться от из-вестного к неизвестному.

Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начи-нают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это родос-ловие более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и посте-пенно разворачиваясь до последних дней.

Восходящие и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Мужским нисходящим ро-дословием называется такое родословие, которое указывает все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские пред-ставительницы рода представлены именами сво-их супругов.

Смешанно-нисходящим называется такое родос-ловие, которое указывает все потомство данного ро-доначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это родословие не является родословием одной фамилии потому, что охватывает большое ко-личество родов, происшедших от одного родоначаль-ника по женским линиям. Оно необходимо для выяс-нения родственных связей между боковыми род-ственниками в процессах о наследстве, т.е. пресле-дуют материальные интересы.

Смешанно-восходящим родословием называет-ся родословие, указывающее всех прямых предков данного лица как по мужской, так и по женской ли-ниям, совершенно пренебрегая не только женски-ми именами, но и боковыми линиями, происшед-шими от мужских представителей того же рода. По-добное родословие всегда имеет довольно пра-вильную форму в графическом плане, т.к. в пер-вом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометричес-кой прогрессии, причем каждое из этих лиц в од-ном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей вось-ми различных фамилий, а в пятом - уже шестнад-цати и т.д.

Смешанные родословия, не только восходящие, но и нисходящие, употребляются весьма редко и большею частью со специальными целями.

Таким образом, имеются следующие виды ро-дословий:

1) восходящее-мужское, в котором ука-заны лишь прямые предки по мужской линии;

2) вос-ходящее-мужское с указанием не только прямых предков данного лица, но и братьев и сестер каж-дого из них;

3) нисходящее-мужское является са-мым распространенным и единственно принятым в научных работах, если они не имеют каких-либо специальных задач;

4) нисходящее-смешанное: В этом примерном родословии в 4-м колене от родо-начальника уже 7 различных фамилий. Возможны случаи, когда их может быть больше.


И.В. Купцов, город Челябинск, 1999 год.