Дошкольная педагогика как наука. Объект, предмет, принципы и методы научно-педагогического исследования

Надежда Прудникова
Дошкольная педагогика как наука

Подходы к определению дошкольной педагогики

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, направленная на изучение особенностей проектирования образования детей до поступления в школу (Н. В. Микляева).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики связанная с разработкой технологии образования и развития дошкольников в разных видах деятельности (А. Г. Гогоберидзе).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, которая изучает сущностные признаки образования детей дошкольного возраста (Н. Н. Сазонова).

Из выше сказанного следует, что дошкольная педагогика это отрасль педагогики, которая изучает признаки, особенности и сущность образования детей дошкольного возраста.

Признаки дошкольной педагогики как науки.

Педагогика это наука, которая сопровождается восьмью признаками: предмет, цели, задачи, методология и т. д.

Дошкольная педагогика это все-таки отрасль.

Объектом науки является образование на разных ступенях, где знания, умения, навыки, ценностные установки и опыт деятельности осуществляется под развитием интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического воспитания для удовлетворения образовательных потребностей и интереса детей.

Изменение нормативно-правовой базы дошкольного образования привело к трансформации направлений образования.

В 1989 г. была «Концепция дошкольного воспитания», где впервы были законодательно закреплены направления обучения и воспитания дошкольника. Направления предполагали физическое развитие, социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

В ноябре 2009 г. были введены «Федеральные государственные требования (ФГТ) к общему образовательному положению дошкольного образования (ООП ДО) №665 от 23.11.2009 г.». В рамках данного документа направления развития были дополнены образовательными областями: физическое развитие (физическая культура, здоровье, художественно-эстетическое (музыка, художественное творчество, познавательно-речевое (коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социально-личностное (социализация, безопасность, труд).

В июне 2013 г. был принят документ об «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» (ФГОС ДО) – были пересмотрены образовательные области, где направлений развития не выделяется. До общественного обсуждения в проекте ФГОС ДО было обозначено четыре образовательных областей. В принятом же ФГОС ДО утверждены пять образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.

Предметом дошкольной педагогики являются особенности, признаки и сущность дошкольного образования. Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования дошкольного детства, которые и стали ориентирами в ФГОС ДО. До 2009 г. результативность дошкольного образования определялось через освоение ребёнком знаний, умений и навыков, которые и подвергались педагогической диагностике. С 2009 года по 2013 год был введен педагогический мониторинг по оценке сформированности интегративных качеств: личностные, интеллектуальные и физические. С 2015 года федеральными государственными стандартами дошкольного образования запрещена педагогическая диагностика, но в рамках ФГОС ДО определенны требования к результатам дошкольного образования, которые рассматриваются, как целевые ориентиры и тесно связаны с психическими новообразованиями по возрасту. Это предполагает открытость к многообразному проблемному содержанию действительности, т. е. исследовательская активность дошкольника; также это творческое воображение – умение воссоздавать недостающее с помощью воображения; ориентация на образ взрослого, как основа учебного сотрудничества у младшего школьника; синкретизм, т. е. слитность эмоциональных и рациональных компонентов деятельности.

Ученые доказали, что образование может осуществляться по спонтанным и реактивным программам обучения. Для дошкольника с учетом возраста актуальны спонтанные программы, но с учетом методов дошкольной педагогики мастерство педагога заключается в переходе на реактивные программы.

Разработка педагогической технологии дошкольного образования детей предполагают следующие задачи: это воспитание культуры общения, контроль когнитивной (познавательной) деятельности воспитанника и организация работы с родителями.

Методологическая платформа как наука.

Данный раздел дошкольной педагогики изменяется в связи с изменением ведущих педагогических теорий, нормативно правовой базы регламентирующие процессы образования.

Основные признаки методологической культуры педагога:

1. Познание различные понятий образования;

2. Понимание процедур закрепленных за основными понятиями педагогики;

3. Потребность воспроизводить практику образования в понятиях и терминах педагогики;

4. Критическое отношение к самоочевидным положениям педагогики;

5. Рефлексия результатов собственной познавательной деятельности.

Методология педагогики гораздо шире, чем методология дошкольной педагогики. Базовыми педагогическими теориями организации образования являются:

1. Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитие (например, тематические недели);

2. Целостный подход – ориентация на выделение в педагогической системе и развивающиеся личности интегративных инвариантных (постоянных) связей и отношений (ФГТ – интегративные качества);

3. Диалоговый подход – образование коммуникативного единства субъектов педагогического процесса, благодаря которому происходит саморазвитие и взаимораскрываемость (методы игрового обучения);

4. Антропологический подход – образование предполагает учет образовательных потребностей и интересов человека, но в рамках реализуемой образовательной системы.

Методология дошкольной педагогики предполагает разработку образовательной программы дошкольного учреждения, куда будут включены не более 60% материалов общей образовательной программы (ООП) и не менее 40% материалов детского сада.

Теоретико-методологическая основа ООП ДО:

1. Культурологический подход основан на взаимосвязи аксиологического, технологического и личностного творческого компонентов образования;

2. Деятельностный подход предполагает специальную работу по формированию деятельности ребенка по поводу его в позицию субъектов.

3. Личностный подход – опора

Культурологический подход в педагогики основан на психологической теории КИТРВПФ («Культурно-историческая теория развития высших психических функций» автор Л. С. Выготский).

1 идея. Л. С. Выготский считал, что биологический фактор меньше влияет на психику человека, чем социальный: «Ребенок – социальное существо с самого рождения»;

2 идея. Спонтанная программа обучения дошкольника всегда имеет конкретно тематический характер;

3 идея. Л. С. Выготский доказал влияние среды на развитие ребенка, в дошкольной педагогике этот научный тезис трансформировался в понятие предметно-развивающей среды, в рамках ФГТ были разработаны методические рекомендации по организации образовательной среды в дошкольных группах детских садов (шесть центров);

4 идея. Обучение определяет развитие, поэтому в рамках дошкольной педагогики педагог-мастер обладает образованием календарного и тематического планирования.

Деятельностный подход – это психологический подход.

Дошкольная педагогика предполагает формирование умений и навыков у детей восьми базовых видов деятельности:

1. Физическая культура – двигательной деятельности;

2. Социализация – игровая деятельность;

3. Труд – трудовая деятельность;

4. Коммуникация – коммуникативная деятельность;

5. Познание – познавательно-исследовательская и продуктивной (конструктивной) деятельности;

6. Чтение художественной литературы – восприятие художественной литературы;

7. Музыка – музыкально-художественная деятельность;

8. Художественное творчество – продуктивная деятельность.

Форма игры в образовательном процессе ДОУ – это мотивация, составляющая сотрудничества: игровая мотивация, мотивация общения в условиях помощи взрослому и мотивация личной заинтересованности.

Методы дошкольной педагогики:

1. Методы изучения педагогического опыта;

2. Методы педагогического исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, беседа, анкетирование.

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности на получение новых знаний о закономерностях образования.

Законом целостного образовательного процесса является эффективное взаимодействие педагога с воспитанником.

методы научного исследования .

)

Становление дошкольной педагогики, исследование в дошкольной педагогике прогрессивных педагогических идей прошлого.

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси. Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости. Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования: с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин. Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывая ребенка необходимо следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности. Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы.Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи. И.Г. Песталоцци высказал идею развивающего обучения. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности. России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К.Д. Ушинского (1824–1870)-.принцип – воспитывающего обучения. Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Источники развития дошкольной педагогики как науки.

народная педагогика - отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым равным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное.

инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания. Так, огромное значение для развития дошкольного воспитания в СССР имело принятое 21 мая 1959 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Постановление предусматривало целую систему мер материального и педагогического характера. Во исполнение этого постановления было утверждено в 1960 г. "Временное положение о ДДУ яслях-саде" разрабатывалась новая программа воспитания дошкольников, обеспечивающая систематическое и последовательное развитие, воспитание и обучение ребенка с первых месяцев его жизни и до поступления в школу. В 1984 г.вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "0 реформе общеобразовательной профессиональной школы", после которого активно проводились исследования по возможности перевода обучения детей с 6-летнего возраста в школе.

В 1990 г. принимается "Концепция развития дошкольного воспитания в БССР" которая наметила основные пути перестройки работы в области дошкольного воспитания. В результате стали создаваться новые типы дошкольных учреждений, альтернативные программы воспитания и обучения дошкольников, пересматривалось содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду,

В настоящее время важными документами, оказывающими влияние на развитие дошкольной педагогики, являются "Закон о правах ребенка", "Закон об образовании", "Положение о дошкольном учреждении" и т.д.

данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так, при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей. Изменения в области языкознания влекут за собой изменения в разработке вопросов развития речи, умственного воспитания детей.

передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран. В детской саду используют элементы системы Марии Монтессори. На страницах журнала "Пралеска" периодически публикуются находки в планировании, конспекты занятий, сценария праздников, новаторские методики (Е.Г.Ремизовская), представляется опыт воспитания и обучения детей за рубежом.

Психологическая периодизация

КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ (от рождения до 2 мес.)

1. МЛАДЕНЧЕСТВО (2 мес. - 1 год)

КРИЗИС 1 ГОДА

2. РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 - 3 года)

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

3. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет)

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Педагогическая периодизация

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст

(от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный возраст

(от 3 до 6 лет):

младший дошкольный возраст(3-4 года)средний дошкольный возраст(4-5 лет)старший дошкольный возраст5-6 лет)

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст. Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество - эмоциональное общение; ранний возраст - предметная; дошкольный возраст - игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:3 мес.-1 год - I группа раннего возраста;1-2 года - II группа раннего возраста;2-3 года - I младшая; 3-4 года - II младшая; 4-5 лет - средняя; 5-6 лет - старшая; 6-7 лет - подготовительная. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей.

Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РБ «О правах ребёнка» (2000) Принят Палатой представителей 2 октября 2000 года

Закон состоит из 40 статей, в которых закрепляет правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его права и обязанности, обязанности юридических и физических лиц по защите детства.

Глава 4. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях С особым вниманием государство относится к детям, оставшимся без родителей. Работники государственных органов власти стараются устроить их в другую семью, в этом случае приемным родителям выплачиваются деньги на питание, одежду и другие вещи для детей. Если не находятся приемные родители в нашей стране, то ребенка могут усыновить люди из-за границы, но и тогда ребенок остается гражданином Беларуси, получает оставшееся после родителей жилье, имущество и другое наследство. Если для ребенка, оставшегося без родителей не нашли семью, то он поступает в детский дом или интернат, где о нем заботится государство. Ребенку открывают счет в банке, куда кладут пенсию за родителей и другие деньги, если они появляются. Дети, у которых есть физические или другие недостатки, имеют право на особую заботу. Права детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф Запрещение участия детей в военных действиях Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов. Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях.

Задачи вос-я д. 1 г.ж.

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ – основн. умения, кот. определяют раз-е ребенка в данный момент и явл. благоприятными предпосылками для следующего развития.

Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является 1 год жизни. Его отличительные особенности :

Более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физ. и нервно-псих. раз-я,

--тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,

Проявление

сенсомоторной потребности,

Ярко выраженная эмоциональность,

Большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,

Потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.

Задачи воспитания:

Обеспечение полноценного физ. раз-я детей, охрана и укрепление их здоровья, фор-е движений, вос-е элементарных навыков аккуратности и опрятности, полож. отношения к режимным процессам;

С целью умственного вос-я своевременное фор-е ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, раз-е умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;

Фор-е предпосылок нравственного поведения, т.е. полож. привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, вос-е доброжелательного отношения ко взрослым и детям;

Для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музык. вос-я.

1год жизни условно делится на следующие этапы :

I этап - от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ - первые 3-4 недели);

П этап - от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;

Ш этап - от 5-6 мес. до 9-Ю мес;

4 этап - от 9-Ю мес. до I года.

На I этапе вед. линиями раз-я являются:

Развитие зрительного и слухового сосредоточения;

Развитие эмоц.-полож. реакций, формирование "комплекса оживления";

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ - сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.

Формирование умения лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.

Для П этапа характерны следующие линии развития :

Формирование зрительных и слуховых дифференцировок;

Развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;

Дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.

На Ш этапе ведущими линиями развития являются:

Формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;

Дальнейшее совершенствование лепета;

Начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не разговаривает);

Развитие ползания.

Для 4 этапа характерными являются такие линии развития:

Формирование результативных действий с предметами;

Появление первых осмысленных слов;

Дальнейшее развитие пассивной речи;

Формирование умения самостоятельно ходить.

Физическое воспитание

Физ. вос-е включает в себя следующие задачи:

Закаливание организма

Повышение иммунитета к заболеваниям;

Обеспечение здоровья и полноценного физического развития ребенка;

Его уравновешенное активное поведение

Преобладание бодрого, хорошего настроения;

Предохранение нервной системы ребенка от переутомления);

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Умственное воспитание

Задачи ум. вос-я детей включает в себя следующие:

-- Сенсорное развитие (или еще говорят, развитие мелкой моторики, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи: пусть ребенок на ощупь исследует различные предметы, разные по фактуре, давайте пробовать и на зуб, ребенок большую часть информации получает именно осязанием; разные игры с крупами,; бусы из разнокалиберных пуговичек…);

Развитие речи

Развитие ориентировки в окружающем пространстве (обязательно используйте предлоги в своей речи: «возьми за игрушкой», «найди в шкафчике», «слева от тебя», «положи на стол» и т.д. В этом случае хороша игра «Прятки»: вы прячете на видном месте любимую игрушку, а подсказываете только словами «направо», «налево», «ближе», «дальше»…);

Развитие игры и других видов деятельности (играйте с ребенком в различные игры: подвижные, сюжетные, дидактические… Не забывайте и о творческих играх: аппликации, рисование, лепка, конструирование…);

Формирование представлений и первичных понятий о предметах, качествах и явлениях

Формирование мыслительных операций (память, внимание, мышление, воображение, умение обобщать, сравнивать и т.д.).

Эстетическое воспитание

Эстет. вос-е детей включает в себя следующие задачи:

Обеспечить свое временное полноценное и гармоничное развитие ребенка;

Фор-е эстетических чувств (умение сопереживать, радоваться, видеть красивое – все это надо прививать еще в детстве);

Фор-е эстетических представлений (знакомьте детей с театром, с красивыми картинами, с художественной литературой, показывайте различные иллюстрации к одному и тому же произведению…).

Задачи воспитания

1)Гражданско-патриотическая

2)Нравственная

3)Эстетическая

4)Вос-е культуры самопознания и саморегуляции

5)Вос-е культуры здорового образа жизни

6)Гентерное вос-е

7)Семейное вос-е

8)Труд.и пофессиональное

9)Экологическое

10)Вос-е культуры безопасности жизнедеятельности

11)Вос-е культуры быта и досуга

Задачи воспитания отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое.

Задачи умственного воспитания:

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

Становление речи.

Задачи физического воспитания:

оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

воспитательные задачи: формирование нравственно-физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно-гигиенических качеств.

образовательные задачи: формирование представлений о своем организме, о здоровье; формирование навыков выполнения основных движений; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Задачи социально-нравственного воспитания:

В 1-ю группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма : представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

2.группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Задачи эстетического воспитания:

1.группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

2. группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Задачи трудового воспитания:

задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств

46.Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста .

Закономерность-это объективно-существующие повторяющиеся связи пед.процессов и явлений. Существуют следующ.закономерности :

1)Воспитание ребенка возможно, если ребенок активен. Цель можно достичь при добровольном участии детей.

2)Воспитание эффективно с учетом актуальных потребностей. Ведущей потребностью ребенка является-потребность в любви, доброжелательности. Вос-е включает демонстрацию любви к детям.

3)Личность эффективно раз-ся, воспитывается лишь в ситуации успеха.

деят-ть ребёнка должна сопровожд. или венчаться успехом, кот.должен пережить каждый ребенок. Полож.пед.оценки-сувенир,улыбка,комплимент и т.д.Надо снимать страх у детей(У тебя все получится!)

4)Ребенок эффективно воспитывается в условиях совместно-раздельной деят-ти ребенка и педагога.Суть этой зак-ти заключ.в соблюдении пропорц. соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совм.деят-ти. На нач.этапе активность педагога выше,а потом активность ребенка возрастает. Это помогает ребенку ощутить себя субъектом деят-ти,ч то важно для свободного творческого развития.

5)Целостность воспитательных влияний -это единство слова и дела педагога; это не противоречивость пед. Требованийи т.д.

Задачи сенсорного воспитания. Содержание сенсорного воспитания.

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

56. Этапы и методика сенсорного воспитания воспитанников.

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. содержательная, результативная деятельность детей .

Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения : занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа - формирование представлений об эталонах . В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика". В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

57.Становление педагогики раннего детства .

Педагогика РД начала выд. в сам. область знания в начале XX в. Взгляды на педагогику РД первоначально формир в контексте пред­ставлений о вос-и детей от рождения до поступления в школу. Бол-во ученых и педагогов-практиков, под­черкивая важность первых лет жизни для последующего раз­-я человека, утверждали, что наилучшие условия для вос-я и обучения маленьких детей могут быть лишь в семье.

Я. Коменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» заложил фундамент системы народного образо­вания, сформулировал общие зак-ти пед. явлений, очертил основные проблемы педагогики - це­ли, задачи, содержание, методы, организационные формы образования, выделил 4 ступени развития подрастающего поколения - детство, отрочество, юность, возмужалость.

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Он считал, что «вос-ть детей должны сами родители», а воспит. процесс следует привести в соот­ветствие с природой ребенка и естественными законами его раз­-я

И. Песталоцци (1746-1827). Он утверждал, что цель вос-я заключается в «выявлении истинной человечности», и что к осознанию своей связи с чело­веческим родом каждый приходит в процессе семейного вос-я. В «Книге для матерей» он писал о том, как мать должна раз-ть ребенка с раннего возраста, вести его к познанию экруж. мира, вос-ть любовь к людям, прививать трудовые навыки. Песталоцци указывал, что в обществ. вос-и следует использовать те преимущества, кот. обладает домашнее вос-е.

Ф. Фребель (1782-1852) при­давал первостепенное значение воспитанию маленького ре­бенка в семье.

М. Монтессори (1870-1952). Она была сторонницей свободного вос-я, в основе ее системы ле­жало представление о том, что ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности.. Монтессори разработала стандартизированные автоди- дакт. материалы, которые сами побуждают детей, свободно выбирая то или иное занятие, выполнять действия так, как задумал воспитатель. Действуя с кубами-вкладышами, рамками с застежками, клавишными досками и т.п., ребенок приобретает знания и умения, развивает набл-ть, терпение, волю, спос-ть сам.о обна­ружить и исправить свои

ошибки. Педагогика Монтессори дает возможность обуч-я детей не посредством прямого воздействия на них, а путем организации спец. обра­зов. среды.

Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западно­европейской и отечественной педагогики. Большой вклад в раз-е системы обществ.вос-я детей внес­ли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты ; массовые ясли и детские са­ды стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания спе­циальных образ.программ В России первые образ. программы вос-я детей РД создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Про­грамма воспитания в д\с», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умст­венное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики В 80-90-е годы в связи с реформой образования произо­шел поворот к личностно-ориентированной педагогике, направленной на создание наи­более благоприятных условий для раскрытия и развития спо­собностей каждого ребенка, уважение к его личности, досто­инству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе. Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образо­вательных программ.

58. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста . НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Дошкольная педагогика как наука

Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики:

1. Разработка содержания, методов, форм организации воспитательно-образова­тельного процесса в дет­ском саду с учетом дости­жений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, опи­сание передового педагоги­ческого опыта.

3. Разработка методов, форм, содержания сотрудничества детского сада и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм взаимодействия, преемствен­ности детского сада и школы.

Функции дошкольной педагогики:

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключ в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образов процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования .

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации)

Дошкольная педагогика как наука

Практически до начала 17 в. педагогика существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский философ Френсис Бекон. он и ввёл собственно термин «педагогика»

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях воспитания и обучения детей с рождения до поступления в школу .

Объект дошкольной педагогики – воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс. Предмет – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка.

Основные понятия дошкольной педагогики:

Воспитание – самое основное понятие педагогики. В социальном смысле понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. В педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности. Воспитание явление историческое и носит классовый характер.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение определённой сумой знаний, умений, навыков, действий, привычек, поведения.

Развитие – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психической и биологической природе. Это процесс движения, изменения. Переход от старого к новому.

Формирование – это изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних; природных и социальных.

Пед. процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Пед. взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника следствием которого является взаимное изменение в их поведении, деятельности, отношениях.

Дош. пед. как и другие науки имеет много много источников: народная педагогика, данные смежных наук, передовой пед. опыт.

Задачи дошкольной педагогики.

1. Разработ. содержан., метод., форм, организации воспит.-образов. процесса в д.с. с учётом достижений в области смежных наук.

2. Изучение, обобщение, описание. передового пед. опыта

3. Разработка методов, форм, содержания. сотрудничества д.с. и семьи в воспитании детей.

4. Определение путей, форм, взаимодейств., приемственности д.с. и школы.

Дош. пед. как наука имеет 2 основные функции:

1. Теоретическую (реализуется на трёх уровнях: описательный – главн. задача изучен. передов. опыта; Диагностический; Погностический.

2. Технологическая функция. имеет 3 уровня:

Проективный (связан с разработкой соответ. методических материалов)

Преобразовательный (направлен на внедрен. пед. достижен. в практику)

Рефлексивный (предпологает оценку влияния результатов научн. исслед. на пед. практику).

Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. психологии и возрастной физиологии: данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и обучения в дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика изучает сущностные (главные, определяющие) свойства и объективные связи внутри и между процессами воспитания, обучения и образования дошкольников.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок-дошкольник, чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.

Предмет дошкольной педагогики являются сущностные свойства и закономерности воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста, изучение процессов развития и формирования личности дошкольника.

Дошкольная педагогика как наука выполняет пять основных функций:

1. Описательная – соответствует эмпирическому (опытному, первичному) уровню исследования. Включает накопление педагогических фактов и явлений, их классификацию.

2. Объяснительная (основная) – направлена на раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей развития данного явления. Функция соответствует теоретическому уровню исследования.

3. Проективно-конструктивная – выражается в разработке конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, форм, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе.

4. Прогностическая – на основе познания закономерностей воспитания и обучения осуществляется прогнозирование развития педагогических систем в перспективе.

5. Мировоззренческая – направлена на активное формирование педагогического сознания в общественной среде.

Задачи дошкольной педагогики как науки:

1. Адаптация и обоснование общих закономерностей воспитания и обучения применительно к условиям дошкольного образования (изучение специфики действия закономерностей воспитания и обучения по отношению к детям дошкольного возраста).

2. Обоснование новых концептуальных подходов к дошкольному образованию, рассмотрение способов их практической реализации (появление комплексов «детский сад-школа», групп кратковременного пребывания детей в ДОУ, частных ДОУ требует их теоретического обоснования, проработки механизмов и условий их эффективной деятельности).

3. Психолого-педагогическое обоснование развивающих видов деятельности детей в ДОУ, характеристика возможностей и средств их организации (какой деятельностью заполнить пребывание ребенка в ДОУ для обеспечения его всестороннего развития).

4. Разработка педагогических технологий воспитания, обучения, развития дошкольников в условиях образовательного учреждения (обоснование компонентов педагогических технологий, показателей их результативности, механизмы их действия, варианты взаимодействия).

5. Выявление содержания, форм, методов, педагогических условий реализации личностно-ориентированного дошкольного образования, поиск путей индивидуализации педагогических технологий.

6. Изучение, обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

7. Определение возможностей творческой деятельности педагога в условиях реализации различных образовательных программ. Определение принципов и условий педагогической импровизации.

8. Построение модели современного педагога-профессионала, ее обоснование, выявление путей достижения и критериев оценки эффективности педагогической деятельности в ДОУ.

Источники развития дошкольной педагогики : народная педагогика, прогрессивные идеи прошлого (труды выдающихся педагогов; этнопедагогика), экспериментальные исследования, данные смежных наук, передовой опыт общественного и семейного воспитания.

Категории дошкольной педагогики : воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая среда, педагогическая деятельность, педагогический опыт, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство и др.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле , включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание также рассматривается в широком педагогическом смысле – это специально организованное целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, педагогов на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в образовательном учреждении и охватывающее весь педагогический процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание любознательности, самостоятельности, трудолюбия и др.).

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия взрослого (педагоги, родители и т.п.) и детей, направленный на овладение определенной суммой знаний, умений и навыков (ЗУН), действий и привычек поведения.

Знания – это отражение дошкольниками окружающей действительности в форме усвоенных понятий.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений действия.

Образование – процесс овладения суммой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, т.к. выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.

Педагогический процесс – это развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Теоретические основы дошкольной педагогики выстроены данных философии, естественных наук (биологии), теориях отечественных ученых в области детской психологии и истории педагогической мысли, передового педагогического опыта. Отсюда в общих теоретических основах дошкольной педагогики можно выделить четыре основных аспекта: философский, психологический, естественнонаучный и историко-педагогический.

Философские основы. В организации и осуществлении педагогического исследования и педагогического процесса учитываются общие принципы диалектики - науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества (законы непрерывности движения и развития материи, перехода количества в качество, детерминизма, системности, единства и борьбы противоречий как движущей силы развития, неразрывного единства познания и практики и др.).

Естественнонаучные основы дошкольной педагогики определяют учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проведенные их учениками и последователями – В.М.Бехтеревым, Н.Е.Введенским, А.А. Ухтомским, П.К. Анохиным, Н.М. Щеловановым, Н.И. Касаткиным, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной и др. – исследования развития высшей нервной деятельности в онтогенезе. Они показали, что нейрофизиологические механизмы психической деятельности ребенка носят условнорефлекторный характер, на их формирование в дошкольном детстве большое влияние оказывают как процессы созревания, реализации генетических программ, так и внешние воздействия, в том числе воспитание.

Исследованиями установлена целесообразность начала воспитания ребенка с момента рождения, так как одна из закономерностей развития условнорефлекторной деятельности состоит в том, что каждый последующий рефлекс у ребенка образуется быстрее и легче предыдущего.

Учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о трех единствах - диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма как единой открытой биосистемы и единство психического и физического развития - является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ.

Учение о динамическом стереотипе лежит в основе построения режима дня дошкольников. Динамический стереотип - основа формирования умений, навыков, привычек поведения, им объясняется эффективность упражнения как метода воспитания и обучения. Требование индивидуального подхода в воспитании вытекает из учений о разных типах высшей нервной деятельности, о задатках, о различных анатомо-физиологических особенностях индивидов.

Теории о развитии в онтогенезе двух сигнальных систем служат естественнонаучной базой определения психолого-педагогических основ развития речи ребенка, умственного, физического, эстетического и др. направлений воспитания. На их основании вырабатываются рекомендации методов и средств обучения.

Психологические основы дошкольной педагогики составляют:

Культурно-историческая теория развития поведения и психики человека JI.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;

Учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии, средстве и источнике развития психики ребенка;

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддьякова, JI.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;

Теория «амплификации» детского развития в дошкольном детстве А.В. Запорожца;

Психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;

Концепция В.Т. Кудрявцева о социокультурном феномене дошкольного детства и др.

3. Методы исследования дошкольной педагогики:

С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования.

Под методами педагогического исследования понимают способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, киносъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

Беседа – непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Она предполагает установление двустороннего контакта, в ходе которого выявляются интересы детей, их представления, отношения, чувства, оценки и позиции. Для того чтобы результаты беседы были наиболее объективными, необходимо определить цель, разработать программу, продумать последовательность и вариативность вопросов.

Значительно реже используется интервьюирование - односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Правила интервьюирования требуют создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование – метод получения информации посредством письменного опроса. Анкетирование предполагает тщательную разработку структуры анкеты и, как правило, сочетается с другими методами исследования.

Тестирование – целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия испытуемых.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту – исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Цель эксперимента – установление закономерностей между отдельными педагогическими воздействиями и их результатами в поисках наиболее эффективного способа управления педагогическим процессом. В педагогической практике различают лабораторный и естественный эксперимент: первый протекает в специально созданных и контролируемых условиях, второй осуществляется в привычной для испытуемого обстановке. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе. В процессе наблюдения или опроса исследователь может определить место, роль, статус испытуемого, различить стадии формирования внутриколлективных отношений.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

Для того чтобы результаты педагогической деятельности были исчерпывающими и объективными, необходимо использовать методы исследования в совокупности и с учетом возрастных особенностей испытуемых.

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально-педагогическая подготовка специалистов дошкольного образования предполагает овладение системными знаниями в области психологии и педагогики дошкольного детства.

Современная дошкольная педагогика изучает процесс развития, воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления.

В основе воспитания и развития детей лежит деятельностный и личностный подход, предполагающий гуманизацию образовательного процесса ДОУ. Воспитание понимается как процесс создания условий, содействующих развитию детей дошкольного возраста, становлению базисных черт личности дошкольника.

Учебный материал построен по принципу обзорно-монографического метода изложения, помогает формировать у студентов профессионально-ориентированный подход к практической деятельности преподавателя педагогического колледжа, вуза.

ЛЕКЦИЯ I. Дошкольная педагогика как наука

Дошкольная педагогика относится к числу молодых в системе педагогических наук. Её возникновение связано с именем Я.А. Коменского (17 пек). Как наука дошкольная педагогика имеет свой предмет, задачи, функции, источники, методы, категории. Современная дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, технологию осуществления. Исследователей также интересует как влияет система воспитания и обучения на развитие личности дошкольника.

Предмет дошкольной педагогики - вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика данного предмета заключается в изучении периода дошкольного детства (с 3 лет до 7 лет).

Задачи дошкольной педагогики определяются её теоретической и прикладной ролью, социально-педагогической значимостью данной пауки:

1. Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2. Изучать тенденции и перспективы образовательного процесса ДОУ как основной формы воспитания и обучения детей.

3. Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики :

1. Описательно-прикладная, которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса.

2. Прогностичная, заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ.

3. Творчески-преобразовательная, предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии.

Для решения задач и реализации функций дошкольной педагогики используются методы научного исследования. Метод - это путь, способ достижения целей и задач.

Методы исследования позволяют добывать научно-педагогическим производить сознательный и целеустремленный поиск для совершенствования образовательного процесса. Исследовательские методы помогают изучить и обобщить педагогические находки практики, вести самостоятельные научные исследования. К ним относятся: изучение и анализ литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации, детских работ, эксперимент.

Исходя из широкого спектра методов можно назвать их уровни:

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации).

Этапы научного педагогического исследования :

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент);

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Более подробно методы исследования изучаются в курсе «Методология и методы научного психолого-педагогического исследования».

Современная дошкольная педагогика «впитала» в себя многие сведения о воспитании и обучении детей. Её источниками является народная педагогика, религиозная педагогика, зарубежная и отечественная история педагогики, педагогическая практика, научные экспериментальные исследования, данные смежных наук (психология, анатомия и физиология ребенка дошкольного возраста, гигиена и др.).

Методологические основы дошкольной педагогики отражают современный уровень философии образования, наличие разнообразного спектра философских направлений: аксиологический подход, системный, деятельностно-творческий, личностный, культурологический, синергетический и т.д.

Теоретико-методологические подходы дошкольной педагогики определяют взгляд, позицию, стиль педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание роли взрослого в воспитании и обучении детей.

Методологические подходы позволяют произвести переакцентировку содержания в основных категориях дошкольной педагогики.

Воспитание как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле - это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания. В характеристике ребенка-дошкольника можно говорить о возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту, причем важен не столько биологический, сколько психологический паспорт ребенка), индивидуальном (своеобразие, особенности развития), личностном (становление, развитие личностных качеств, их особенности).

Формирование - это специальное организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально-нравственных привычек поведения.

Ребенок-дошкольник живет в социуме, его окружает культура общества, отношений, прав и свобод. Вместе с тем, дошкольник создает свою субкультуру.

В работах П.Г. Кока, В. Кудрявцева и др. субкультура рассматривается как специальный набор признаков, ценностей, по которым представители данного возраста осознают, утверждают себя в качестве «мы», отличного от других возрастных сообществ.

Субкультура детства как категория стала характеризовать особую систему бытующих у детей представлений о мире, ценностях, отношениях. Детская субкультура проявляется в вопросах, словотворчестве, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора. Субкультура детства - это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Данные принципы характеризуют стиль воспитания как определенный взгляд на ребенка обществом (как мир взрослых воспринимает мир детей). Предпочтение отдается гуманному, демократичному (помогающему) стилю воспитания. Мир взрослых (MB) воспринимает мир детей (МД) как реальный самоценный период жизни детей; этот период требует для перемен и изменений определенного времени. Оптимальная модель взаимодействия MB и МД предполагает учет принципов равенства двух миров, диалога, а не монолога, свободы и прав ребенка на ошибку, признание ребенка таким какой он есть. Личностно-ориентированная педагогика исходит из желаний, запросов, интересов, возможностей, своеобразия каждого ребенка, предпочитает видеть и доходить до каждой личности. Смысл педагогической позиции заключается в поддержке. Суть педагогической поддержки заключается в том, что взрослый поддерживает, помогает лишь тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности ребенка. Педагогическая поддержка не может заменить воспитания, так как сам из себя ребенок не может вырастить культуру, создаваемую векам и.

Профессиональная деятельность специалиста дошкольного образования направлена на реализацию всех функций (материнской, развивающей, диагностической и коррекционной, коммуникативной, конструкторско-организаторской, координирующей, профессионального совершенствования) – по классификации Е.А. Панько.

Педагогическая поддержка, согласно работам О.С. Газман, учитывает не только обязанности, но этапы деятельности педагога. Ребенок в условиях поддержки и заботы воспринимает образцы культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Профессиограммы педагога ДОУ, преподавателя педагогического колледжа приобретают общие черты, определенные личностно-ориентированной педагогикой. Характерными чертами должны стать сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему свободы выбора, принятия решения, творчества, сотворчества воспитателя и детей. Эти черты придают технологии деятельности педагога универсальность. Переход к личностно-ориентированному взаимодействию зависит от общей и педагогической культуры, личностных качеств, запросов, желаний педагога.

Профессиональную подготовку кадры для ДОУ получают в педагогических колледжах, институтах, университетах. Классификаторы специальностей и специализаций предполагают их интегрированность и взаимосвязь. В учебных заведениях специализация имеет определенную направленность и связана с конкретными обязанностями специалистов (воспитатель логопедической группы, инструктор по физическому воспитанию в ДОУ. руководитель ритмики, руководитель студии изобразительной деятельности, воспитатель с правом преподавания иностранного языка и т.п.).

По окончанию учебного заведения (среднего или высшего) присваивается педагогическая квалификация, которая характеризует уровень и вид профессионально-педагогической образованности специалиста.

Педагогическая деятельность предполагает постоянное повышение квалификации, реализацию функции профессионального самосовершенствования.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем обуславливается специфика предмета, задач, функций дошкольной педагогики?

2. Чем обуславливается спектр теоретико-методологических основ дошкольной педагогики?

3. В чем заключается феномен педагогической поддержки?

4. Что объединяет профессиограмма воспитателя и преподавателя пед. колледжа?


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12