Пользу массажа пальчиков новорожденного трудно переоценить. Ведь именно он помогает ускорить многие процессы в организме малыша. Кроме этого, массаж пальчиков-это отличный способ развития речи с самого раненого возраста.
Про , я писала раньше. А сегодня хочу подробнее остановиться на массаже пальчиков ног ребёнка.
1. Массаж можно делать минимум через час после кормления.
2. Помещение, где он выполняется, должно быть хорошо проветренным и температура воздуха должна составлять 20-25 градусов.
3. Руки массажиста (или мамы) должны быть теплыми. Еще лучше будет смазать их детским кремом, предварительно убедившись, что у ребёнка нет аллергии на него.
4.Массаж не должен вызывать или усиливать болевые ощущения у малыша
5. Нельзя его выполнять перед сном.
6. Если ребенок плачет, ни в коем случае не нужно делать массаж, чтобы успокоить его.
Как делать массаж пальчиков ног ребёнку
♦ Одной рукой аккуратно нужно взять ножку ребёнка, другой проводить поглаживающие действия от пяточки к пальчикам и обратно. Упражнение выполняется не более 4 раз.
♦ Теперь можно прогладить тыльную сторону стопы от кончиков пальцев до голеностопного сустава. Помните, что сами суставы массировать нельзя. Упражнение выполняется максимум 6 раз.
Мышцы детей до 1 года очень чувствительны, поэтому важно выполнять упражнения аккуратно, дабы не навредить малышу.
Если у ребёнка нет никаких отклонений и он полностью здоров, то массаж пальчиков выполняется довольно просто и содержит несколько простых упражнений, таких как:
♦ Поглаживание каждого пальчика
♦ Растирание каждого пальчика
♦ Разминание каждого пальчика
Массаж дома могут выполнять как сами родители, так и массажист.
Массаж пальчиков позволяет активизировать процесс кровообращения в организме ребёнка, а также стимулирует работу внутренних органов.
Выполнение массажа малышу возрастом более года:
Возьмите ручку малыша в свою. Массируйте его рукой пальчики ног. Пусть сам попробует выполнить такое упражнение при помощи указанной техники. Такое полезное, но простое упражнение поможет развивать моторику не только ног, но и рук.
Аккуратно, каждый пальчик берите в свою руку и прокручивайте его, немного вытягивая вперед. Помните, нельзя создавать болевых ощущений!
Важность данного массажа заключается в том, что ребенок сам участвует в его проведении, пусть даже с вашей помощью. Это позволит развивать все органы чувств, включая, речевой аппарат.
Массажу пальчиков нужно уделять не менее 15 минут ежедневно.
Эффективность способны оказывать даже самые простые приемы:
- Сгибание и разгибание пальчиков ног (каждого отдельно).
- Плавное вращение стопы в левую и в правую стороны.
- Поглаживание пальчиков снизу вверх, и обратно.
Показания для массажа пальчиков
Малышам, которые имеют некоторые неврологические или ортопедические отклонения, такой массаж назначается в обязательном порядке.
Обычно, массаж пальчиков ног назначают при:
- Гипертонусе мышц
- Гипотонусе мышц
- Различных заболеваниях и патологиях, связанных с опорно-двигательным аппаратом.
- Профилактике различных болезней.
- Если ребёнок поджимает пальчики на ногах.
После консультаций с врачом, и нескольких процедур, выполненных массажистом, мама ребенка может самостоятельно его делать. Техника выполнения не составит никакого труда, тем не менее, она является очень эффективной.
Противопоказания
Существуют и противопоказания по массажу для малышей, как по общему, так и для конкретных частей тела.
Ни в коем случае нельзя его делать при:
- Онкологических заболеваниях
- Гнойных заболевания кожи
- Детям после операции
- Пороке сердца
Польза и эффективность массажа пальчиков ног и рук очень велика. Он является одинаково полезным как для здоровых деток, так и для малышей с отклонениями в состоянии здоровья.
Родителям стоит серьезное внимание уделить массажу пальчиков ребёнка. Ведь эта несложная процедура поможет вырастить крепкого, смышленого и здорового малыша.
У вас родился малыш. Все мысли заняты только им – как он растет, развивается. Сначала ребенок учится фиксировать взгляд, улыбаться, говорит первое желанное «АГУ»! Именно с этого первого гуленья и начинается . Но не всегда все идет так гладко, как хотелось бы маме и папе – речь у ребенка может появляться с задержкой или иметь дефекты. Последнее десятилетие стал очень распространенным такой способ устранения речевых дефектов, как логопедический массаж с помощью специалиста или самостоятельно, при наработке опыта.
Важность речевого развития
Заметьте, что заниматься развитием речи нужно не с первых слов, а первого дня рождения малыша. Хотя в последнее время стало модно слушать – спокойную, классическую, мамину колыбельную и, конечно же, папин голос. Речь – один из важных этапов развития ребенка. Сначала малыш издает звуки, после звуков наступает лепет: «ба-ба-ба», «да-да-да», «та-та-та», «ду-ду-ду», «бу-бу-бу». Лепет – это предречевая вокализация, своего рода тренировка мышц артикуляционного аппарата.
Если родители замечают какие-то признаки отставания в речевом развитии малыша, то в таком случае может понадобиться помощь специалиста. Перед посещением логопеда было бы неплохо посетить невропатолога, сделать энцефалограмму и нейросонограмму.
Логопедический массаж для детей в борьбе с задержкой речевого развития
Самым древним методом лечения многих заболеваний считается массаж. С давних времен люди методом нажатия на определенные точки пытались лечить разные недуги. Логопедический массаж – это тоже массирование и нажатие определенных точек языка, щек, губ, мочек ушей и рук.
Существуют различные виды логопедического массажа – это и , и логопедический массаж по Дьяковой, Краузе, Приходько.
Конечно же, наиболее эффективно проводят его квалифицированные и опытные специалисты, обученные по любой из методик или наработавшие свой личный опыт. Но при желании мама может научиться мастерству и делать речевой массаж ребенку самостоятельно. Самые простые и легко выполнимые упражнения мы и опишем в данной статье.
Логопедический массаж рук
Пальчики рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами. Распределение такое: большой палец связан с головным мозгом, указательный – с желудком, средний палец – с кишечником и позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Ежедневно массируя пальчики малыша, вы будете стимулировать все его органы. Так что логопедический массаж нужно начинать с рук. Перед началом массажа тщательно помойте руки, продезинфицируете спиртом или стеллириумом, намажьте детским маслом.
- Массаж ручек нужно начинать с мизинчика, массируя от ноготка до основания каждый суставчик. Пройдите несколько раз каждый пальчик.
- Надавливайте на подушечки пальчиков от 3 до 10 раз, постепенно увеличивая и силу нажатия и их количество.
- Указательным пальцем массируйте круговыми движениями ладошку малыша, как вы делаете сороку-белобоку.
- Теперь те же движения, только надавливая указательным пальцем, начиная с края и сводя в центре ладошки. Повторить несколько раз.
- Кольцевой массажер наденьте на пальчик малыша и массируйте им сверху вниз каждый пальчик. Все упражнения начинайте с мизинца.
- Возьмите резиновый мячик с шипами или деревянные массажеры, водите ими по ладошке от запястий к пальчикам.
Логопедический массаж рук для детей не имеет противопоказаний. Его можно начинать делать с первых дней жизни. Главное чтобы у ребенка не было аллергии на массажное масло.
По поводу массажа языка лучше проконсультироваться со специалистом. В домашних условиях массаж языка можно делать зубной щеткой, можно так же использовать электрическую зубную щетку или детский набор зубных щеток фирмы кампол.
Логопедический массаж языка делается точечными и круговыми движениями поочередно и повторяется от 3 до 10 раз.
- Точечными движениями от левой стороны к правой от основания по краю языка (в виде U) и по средине.
- По такому же маршруту, только круговыми движениями.
- По всему языку зигзагообразным (Z) маршрутом с лева направо сначала точечными и затем круговыми движениями.
- Теперь по левому краю языка, от основания к кончику, проделайте те же упражнения
- По правому краю языка, от основания к кончику, чередуя точечные и круговые движения.
- В виде птички (V) от уздечки к кончику языка, начиная с левой стороны, чередуя точечные и круговые движения.
- Как две прямые параллельные линии, проводите от уздечки к кончику языка, сначала по левому краю, затем по правому. Не забывайте сначала делать точечные движения, затем круговые.
Логопедический массаж губ
Массаж губ делается круговыми движениями 50 раз по часовой стрелке и 50 раз против часовой стрелки.
- Один указательный палец поставьте у крылышка носика с левой стороны, а средний палец поставьте у уголка губ – проведите круговые движения. Затем, то же самое только с другой стороны.
- Поставьте указательные пальцы по средине над верхней губой и проглаживайте и круговые движения поочередно в стороны. Так же проделайте под нижней губой.
- По этакому же маршруту, как и в упражнении №2 проделайте пощипывание двумя пальцами.
- Пощипывание тремя пальцами.
- Теперь нужно повторить упражнение №3.
- Повторить упражнение №2.
Логопедический массаж заканчивайте массажем мочки ушей по 50 раз по часовой стрелке и против. Так же очень важно массировать «речевую точку», которая находится на кисти руки у основания перепонки между большим и указательным пальцем. Проделывайте круговые движения по 50 раз в одну сторону и 50 раз в другую сторону.
После массажа ласкайте малыша, похвалите его за послушание, поиграйте с ним. Главное, чтобы у малыша осталось приятное впечатление от массажа. И тогда он сам будет подставлять вам свой язычок и вскоре порадует новыми словами.
Всем Доброго дня!
Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.
Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.
Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.
К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется
К мелкой моторике
- движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Крупная и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу
. Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.
Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.
Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.
Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук.
Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.
Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.
Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:
-карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,
-пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью
-бигудей-липучек разного диаметра.
Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.
Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.
Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:
1. Массаж пальцев
.
Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.
2. Массаж кисти.
Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.
3. Массаж всей руки.
Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.
Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.
1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша
. Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).
2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).
3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).
4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка
своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужно
с двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.
5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.
6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).
И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.
Такие игры можно проводить уже с одного года.
ИГРА «КАРАНДАШ»
Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.
ИГРАЕМ:
Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение «назад-вперед».
Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.
ИГРА «ШАРИКИ»
Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.
ИГРАЕМ:
Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.
Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.
Консультация будет интересна и полезна для педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей всех возрастных групп. В консультации описаны приемы массажа и самомассажа рук и пальчиков, а также, массаж с помощью грецких орехов, карандашей, иглбола.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №65 комбинированного вида, Красносельского района, города Санкт - Петербурга
Массаж рук.
Составитель:
Педагог - психолог
Васильева
Жанна Николаевна
Массаж позволяет активизировать
и синхронизировать работу
обоих полушарий мозга,
В.А. Сухомлинский утверждал,
что «Ум ребёнка находится
на кончиках его пальцев».
Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Упражнения улучшают циркуляцию крови.
Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами:
мизинец - с сердцем,
безымянный - с печенью,
средний - с кишечником и позвоночником,
указательный - с желудком,
большой - с головным мозгом.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам:
от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Очень полезен в таких играх массажный мяч - Иглбол. Кроме своих стандартных функций игрового предмета-помощника мячик массирует кончики пальцев ребенка закругленными атравматичными шипиками, развивая тактильные ощущения.
В технику массажа входят следующие приемы:
Поглаживание, разминание, спиралевидные движения по каждому пальцу от кончика
До основания;
- похлопывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;
- поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и предплечья от пальцев
До локтя;
- вращение пальцев (отдельно каждого), круговые повороты кисти, отведение-приведение
Кистивправо, влево;
- поворот руки ладонью вверх - ладонью вниз;
- поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев.
Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 3 лет
1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.
Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому
Суставчику.
2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.
3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.
4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые
Движения в центре ладони.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 3 лет
1. «Сорока-белобока»
Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил...» и т. д.
Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего».
2. «Ладушки-хлопушки»
Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.
Ладушки-ладушки, Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,Хлопали немножко.
3. «Ладушки»
Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами
Ладушки, ладушки!
(Покажите малышу ладони.)
Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.(Хлопайте в ладоши.)
Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу -полетели!
На головку сели.
(Поднимите руки вверх, затем опустите их «домиком»на голову.)
4. «Домик»
Это домик.(Обе ладони приставьте друг к другу.)
Это крыша.(Соедините ладони и переплетите пальцы.)
А труба ещё повыше.(Поднимите все пальцы вверх,не расцепляя их.)
5. «Прятки»
В прятки пальчики играются, Открываются,(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)
Закрываются.(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
6. «Зайчики»
Поставьте все пальцы одной руки на стол.
Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка, Четыре зайка, пять...(Пересчитайте заек.)
Будем лапками стучать.(Стучите всеми пальцами по столувместе или вразнобой.)
Постучали, постучали И устали. Сели отдыхать.(Согните пальцы в кулак.)
7. «Здравствуй, пальчик»
Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.
Массажот 3 до 7 лет
С помощью карандаша
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
Массаж с помощью грецких орехов
С помощью грецких орехов можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
Массаж пуговицами
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
Захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
Благодаря такому массажу активизируется "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях.
Растирание ладоней
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,Будем няне (маме) помогать.
Растирание пальцев
«Крепко пальчики сожмём,После резко разожмём» -
Руку сжать в кулак. Резко разжать (5 раз).
«Зажигалка» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец), растирание каждого пальца по 2 раза. Двигать большим пальцем к себе и от себя:«Зажигалку зажигаю,Искры, пламя выбиваю!»
«Мельница» - сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.
Закружилась мельница,Быстро мука мелется.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,Острый кончик получили.
«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
Ножик должен острым быть,Будем мы его точить.
Раз, два, три, четыре,Острый ножик наточили.
«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки.
Пилим, пилим мы бревно,Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,И терпения набраться.
«Сильным я родился,А ну, стена, подвинься!»
Опереться руками о стену. Нажать сильнее, расслабить кисти.
«Вот все пальцы на виду!Бух! – теперь их не найду»
Вытянуть руки вперёд. Поднять кисти рук вверх, дать им свободно упасть вниз.
«Ручкой ручку поддержу,Сильно ею потрясу»
Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать.
Комплексы по самомассажу и массажу
Растирание предплечья
«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю «двигаем браслет», прокручивая его влево-вправо,- (по 2 раза на каждой руке).
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем,
Влево-вправо, влево-вправо,
На другой руке сначала.
«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.
Мы пружинку нарисуем
Длинную и крепкую.
Мы возьмём её растянем,
А потом обратно стянем.
«Гуси» - пощипывание руки вдоль по предплечью от кисти к локтю.
Гуси травушку щипали,
Громко, весело кричали:
Га-га-га, га-га-га,
Очень сочная трава.
«Человечки» - указательным и средним пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечья (человечки – «маршируют, прыгают, бегут».
Для маршировки:
Человечки на двух ножках
Маршируют по дорожке,
Левой-правой, левой-правой
Человечки ходят браво.
Для прыжков:
Человечки на двух ножках
Стали прыгать по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок,
Всё быстрее: скок -поскок.
Для бега:
Человечки на двух ножках
Стали бегать по дорожке,
Побежали, побежали,
Вдруг споткнулись и упали.
Иглбол со стихами
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.(катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
* * *
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.(катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
* * *
Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)
И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.(прижимаем ладошки к себе)
пальцы сначала на левой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение
несколько раз.
Список литературы:
1. "Пальчиковые игры и упражнения для детей - пальчиковая массажная гимнастика
С иглболом",
Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям. Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь. Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.
Польза
Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.
Корректировка включает в себя следующие задачи:
- происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
- приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
- снижение эмоционального перенапряжения;
- корректировка заикания, дизартрии , ринолалии, нарушения голоса;
- увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
- уменьшение повышенного слюноотделения ;
- работа над артикуляционным аппаратом;
- закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
Все это при правильном подходе и систематизации приводит к качественному результату.
Показания к процедуре
- Первое и самое важное показание , если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
- Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
- Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
- Нарушение голоса – ребенок устает говорит ь, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
- Дизартрия. Нарушение, скорее , психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
- Усиленное слюноотделение т акже является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
- Дети с ДЦП.
Однако не всегда можно делать логопедический массаж.
Он противопоказан при кожных заболеваниях лица, губ и полости рта (сыпь, герпес, стоматит, вирусные инфекции, гингивит, болезни горла, воспаление лимфоузлов, а также конъюнктивиты и чирьи).
Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.
Разновидности
Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.
- Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
- Массаж губ . Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
- Массаж шеи . Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
- Массаж ушей . Стимулирует артикуляционный аппарат.
- Массаж для рук . Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
- Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.
Условия для проведения
В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.
Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.
Занятия должны быть систематизированы, примерно 2-3 раза в неделю, чем меньше разрыв между занятиями, тем выше эффективность. Однако каждодневное повторение тоже может привести к отторжению.
Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.
Техника проведения на дому
Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.
Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.
Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.
Язык
Выполняется от кончика язычка к его корню.
- Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
- Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
- Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
- Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
- Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
- Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
- Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.
Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.
Еще одно важное условие – ребенок должен контролировать слюноотделение, если это получается плохо, можно под язык подложить салфеточку и менять по мере намокания.
Губы
Сюда входят также подбородок и носогубная складка.
- Растирание губ пальцами.
- Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
- Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
- Пощипывание губ и области вокруг.
- Надавливание на губы с круговыми движениями.
- Легкие шлепки пальцами.
Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.
Руки
Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.
- Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
- Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
- Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
- Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
- Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.