Развитие технического конструирования в условиях современного детского сада. Семинар для воспитателей в ДОУ. Конструирование

Светлана Щербакова
Конструирование в ДОУ

1слайд – Конструирование в ДОУ .

2слайд – Задачи :

*Знакомить детей с явлениями окружающей жизни, с необходимыми умениями и навыками конструирования .

*Дать детям знания о предметах, внешнем виде, структуре, частях, форме, пространственном расположении, величине, о материалах, с которыми работают.

*Развивать чувство коллективизма, сосредоточенность, внимание, пространственное воображение, фантазию.

* Воспитывать самостоятельность в работе, творческую инициативу, умение контролировать свою деятельность.

3слайд – Направления работы по конструированию :

*Создание условий для самостоятельной практической деятельности.

*Проведение специального организационного обучения.

*Обучение конструированию по рисунку , схеме, по образцу с различными конструктивными материалами .

*Изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослыми.

4слайд – Конструирование : техническое (строительный материал, с различными видами крепления, крупногабаритные конструкторы , художественное (бумага и картон, бросовый материал, природный материал) .

5-6слайд - Строительный материал (кубик, кирпич, пластина, цилиндр, треугольная призма, брусок и т. д.) .

Самый доступный для детских игр конструктор . Используется во всех возрастных группах в детском саду и дома.

7-8слайд – Конструкторы с разными видами крепления.

В современном мире большой выбор конструкторов с разными креплениями. Они развивают мелкую моторику, воображение, усидчивость, самостоятельность.

9-слайд - Крупногабаритные конструкторы (деревянные, пластмассовые и т. д.) . Широко используются в играх детей, развивают конструктивные навыки , умение играть группами, договариваться между собой.

10слайд – Мечта…

11-12слайд – Бумага разных видов, картон.

Ребенок самостоятельно познает свойства, структуру листа бумаги. Учится складывать ее в разных направлениях, наслаждается палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

Конструирование из бросового и природного материалапрекрасное средство для развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструктивного мышления детей .

13-14слайд – Бросовый материал (коробки, трубочки, крышки, бутылки, камешки, бусинки, диски, ватные палочки и диски).

15-16слайд – Природный материал (шишки, желуди, орехи, ракушки, палочки, листья, нитки, пластиковые ложки и т. д.).

17слайд – Литература : «Творим, изменяем, преобразуем» О. В. Дыбина, «Самоделки из различных материалов» Г. И. Перевертень, «100 поделок из бумаги» Г. И. Долженко, «Творим и мастерим» Л. В. Куцакова, «Оригами для всей семьи» Т. Б. Сержантова, «Конструирование из строительного материала» Л. В. Куцакова, «Что можно сделать из природного материала» Э. К. Гульянц, И. Я. Базик и т. д.

18слайд – Вывод :

Конструирование - это особая форма детской деятельности, основная цель – получение определенного продукта, создание из различных материалов разнообразные игровые поделки.

Конструирование больше , чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

19слайд – Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Цель: Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его. Задачи: Развивать любознательность детей,.

Конструирование из бумаги. «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальца, образно говоря, идут тончайшие.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта. Детское конструирование.

Материалы: жёлтая бумага, клей ПВА, ножницы, пластилин, шаблон круга. Этапы работы: 1. Вырезаем малый и большой жёлтые круги. В младшей.

Мы с ребятами средней группы очень любим аппликацию Вот таких веселых львят мы сделали при изучении лексической темы "Жиотные жарких стран".

"Вот такое!" конструирование на тему "Транспорт" прошло у нас в группе. Сегодня перед ребятами нашей группы встал вопрос: -"Как можно.

Детское конструирование в формировании личности ребенка

в соответствии с ФГОС ДО

Машнева Диана Анатольевна,

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №37»,г.Новокузнецк

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Существование двух видов детского конструирования (рисунок 1) имеет свои особенности и требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Рисунок 1 «Виды детского конструирования»

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно - технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала или делать из бумаги различные поделки и т.д.), но и обобщенные умения - целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают (рисунок 2)

рисунок 2 «Материалы для конструирования в работе с детьми в ДОУ »

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
В разных формах образовательной деятельности по конструированию в детском саду показывает, что каждая из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.(Таблица 1)

Таблица 1 «Формы образовательной деятельности по конструированию в ДОУ»

Формы образовательной деятельности

Непосредственно образова­тельная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

    Занятия (конструирова­ние и художественное кон­струирование);

    экспериментирование;

    рассматривание эстети­чески привлекательных объектов;

    игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые);

    тематические досуги;

    проектная деятельность;

    конструирование по об­разцу, модели, условиям, теме, замыслу;

    конструирование по простейшим чертежам и схемам

    Наблюдение;

    рассматривание эстетически привле­кательных объектов природы;

    игровое упражне­ние;

    проблемная ситу­ация;

    конструирование из песка;

    обсуждение (про­изведений искус­ства, средств выра­зительности и др.)

    Игры (дидактиче­ские, строительные, сюжетно-ролевые);

    рассматривание эстетически привле­кательных объектов природы, быта, про­изведений искус­ства;

    самостоятельная конструктивная дея­тельность

В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.
Важным моментом в формировании учебной деятельности, является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения.

Конструктивная деятельность требует аккуратного пользования материалами. С самых первых дней обучения необходимо, чтобы дети выполняли соответствующие правила: перед занятием раскладывали материал в удобном порядке, после занятия или окончания игры не разрушали, а разбирали постройки, собирали неиспользованный материал (коробки, кусочки, бумагу, природный материал) и аккуратно, в определенном порядке укладывали его на постоянное место хранения.
Порядок на рабочем месте - необходимое условие для успешного выполнения любого задания, воспитания у детей навыков организованного труда, эстетических чувств.
Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.
Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.
При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки . Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
Образец или картинка с изображением предмета могут быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы .
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции.

Например, при изготовлении коробки, корзинки они учатся складывать большой квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков. После выполнения этой операции надо проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить.

При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. А уж затем переходить к следующему этапу работы.
При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.

При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

А самое главное, нам, педагогам следует тщательно продумывать тематику занятий по конструированию. Важно, чтобы конструкции по сложности изготовления предлагались детям от простого к сложному с использованием самых разнообразных материалов для конструирования, которые значительно расширят ассоциации детей, что приведёт их к неожиданным конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала, которые они для себя открыли.

Литература

1.Акиньшина, С. Примерные занятия по конструированию из строительного материала / С. Акиньшина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 35 – 36.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1976

3. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.

4.Лиштван, З.В. Конструирование / Э.В. Лиштван. – М., 1981. – 232 с.

5.Парамонова, Л. Творческое художественное конструирование / Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – С. 92 – 102.

6.Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1988.

7.Урадовских, Г. Художественное конструирование из деталей конструктора / Г. Урадовских // Дошк. воспитание. – 2005. – № 2. – С. 15 – 22.

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Робототехника - наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Цели

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Конструирование для ребёнка - это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

  • Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
  • Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Видео: художественное конструирование из бумаги

https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM Video can’t be loaded: Художественное конструирование из бумаги в детском саду (https://youtube.com/watch?v=mhHXhHlDctM)

Формы конструирования

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • Конструирование по модели - это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
  • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
  • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
  • Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

    Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

  • Задания на дом. Не стоит требовать от детей самостоятельно подготовить материалы или принести их из дома. Уровень благополучия и степень занятости родителей различны в разных семьях, и то, что кажется воспитателю быстро и легко доступным и недорогим, может быть серьёзной проблемой для семьи, что, в свою очередь, вызовет у ребёнка сильные негативные эмоции.
  • Эстетика. Помните, что чувство вкуса у детей ещё не развито, и требовать от них уместного (с точки зрения взрослого) сочетания цветов, материалов и соответствующего стилистического оформления ещё нельзя. Тем не менее необходимо прививать им общее понимание красоты как точности передачи и завершённости облика, красоты как целесообразности. Следует воспитывать аккуратность в работе и стремление даже самую простую поделку завершить в приемлемом виде, обязательно проводя работу по исправлению ошибок (доделка поделок сразу или несколько позже). Цвета рекомендуется использовать яркие и разных оттенков, материалы лучше выбирать с разнообразной фактурой (детям будет приятно перебирать их, потому что большинство детей визуалы и кинестетики).
  • Безопасность. Все сложные виды обработки материалов (например, окраска, вырезание) воспитатель должен проводить заранее самостоятельно, давая детям уже подготовленные детали конструкции. Постепенно можно вводить в употребление детьми безопасные инструменты и красители, при этом тщательно контролируя их применение и объясняя правила использования и технику безопасности. Некоторые виды работ детям проводить категорически нельзя (травление, термическая обработка, рубка, сверление или протыкание шилом и др.).
  • Индивидуальный подход и эмоциональная поддержка. Даже в группе одного возраста (и тем более в разновозрастной группе) дети демонстрируют разную степень развития навыков и моторики. Степень усидчивости, аккуратности и внимания к деталям будет сильно отличаться в том числе и в связи с физическим и психологическим здоровьем конкретного ребёнка. Поэтому допускается дифференциация заданий по степени сложности для разных детей, а также индивидуальная система оценки каждой работы. В качестве одного из вариантов организации такой схемы работы можно привести распределение детей по подгруппам с разными по сложности задачами.
    Необходимо помнить о правильной подаче обратной связи, оценки результата труда ребёнка. Ребёнок из проблемной семьи, болезненный ребёнок, ребёнок гиперактивный (с синдромом дефицита внимания) - все они будут очень чувствительны к негативным оценкам своего труда. Даже если воспитатель не выскажет свои мысли вслух, он может проявить их невербально или случайно продемонстрировать игнорированием и пренебрежением, вниманием к поделке одного ребёнка в ущерб поделке другого.

    Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе - художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

    Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

  • Игра и трудовое воспитание. Не упускайте возможность обыграть поделки, делайте их не просто так, не для графы в методическом отчёте и календарно-тематическом плане, а именно для игры и, играючи, поддерживайте в детях использование поделок в игре. Игра - основное занятие любого ребёнка, это его аналог труда взрослого человека, полноценная игра необходима для нормального развития и социализации. Поделки, созданные для игры (игрушки, сделанные своими руками), дают ребёнку раннюю установку на труд, приучают его к производительной деятельности и бережному отношению к труду других, в том числе и воспитателя.

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

  1. Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
  2. Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
  3. Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие - реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.

    Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

  4. Тема конструирования «Платье принцессы» или вариант для мальчиков «Доспехи рыцаря». В начале занятия разыгрывается небольшая сказка с ручными куклами или куклами-марионетками, повествующая о принцессе и её храбром рыцаре. Проводится обсуждение сказки и нарядов. Выполняется демонстрация элементов одежды и доспехов, демонстрация материалов (обрезки тканей для платья принцессы, скорлупа орехов и проволочные кольца - верёвки - для доспехов рыцаря). Дополнительная мотивация для мальчиков (девочкам она обычно не нужна): доспехи очень нужны рыцарю для схватки с драконом. Желательно показать и этого страшного дракона.

Видео: пример мотивирующего начала занятия по конструированию в первой младшей группе

https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24 Video can’t be loaded: Занятие по конструированию «Домик для Машиных игрушек» группа «Капитошки» (2-3 года) (https://youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24)

Занятие по конструированию в детском саду

При грамотной организации занятий конструирование может не просто стать любимым видом досуга для ребёнка, но и оставить приятные воспоминания на всю дальнейшую жизнь. Обратите внимание, какой наиболее распространённый пример приводят люди старшего поколения, когда рассказывают о внимании к детям во времена СССР и вспоминают о различных Домах школьников и Дворцах пионеров. Чаще всего наши родители упоминают не танцевальные и художественные студии, а именно авиамодельные кружки и секции моделирования.

Технологические карты и схемы

Использование картотеки тем, а также наличие заранее подготовленных схем и заготовок значительно облегчит работу воспитателя, сделает возможным рассмотрение разных тем и их комбинаций. Технологические карты должны быть подготовлены по определённой схеме и включать в себя следующие пункты и разделы:

  1. Тема конструирования.
  2. Цель образовательной деятельности.
  3. Задачи образовательной деятельности.
  4. Предварительная работа.
  5. Организация развивающей среды.
  6. Материалы и оборудование.
  7. Описание этапов проведения с указанием продолжительности каждого из них.

Для облегчения работы и ориентирования детей используются схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции. Если вы пользуетесь готовыми конструкторами наподобие «Лего», то подобные схемы можно легко найти на сайте производителя.

Самостоятельно изготавливая схему, помните, что она не должна быть похожа на чертёж. Схема должна быть проста и интуитивно понятна ребёнку, вместе с тем подсказывать ему внешний вид готового изделия, число элементов конструкции, места и способы их соединения.

Таблица: пример технологической карты занятия по конструированию

Тема технического конструирования «Мост»
Цель образовательной деятельности Развитие конструктивного творчества у детей посредством работы со строительным конструктором
Задачи образовательной деятельности
  • Образовательная: познакомить детей с понятиями «мост», «переправа», «вес», «прочность», «устойчивость», «узкое место».
  • Развивающие:
    • решение проблемной задачи переправы героя игры,
    • понимание понятий «прочность» и «устойчивость»,
    • развитие умения работать по схеме.
  • Воспитательная:
    • формирование мотивации к коллективному сотрудничеству,
    • формирование навыков коллективного обсуждения и решения задач,
    • воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.
Предварительная работа
  • Беседа с детьми о природном рельефе, неровностях и возвышенностях.
  • Мотивирующая сказка-игра (преодоление героем препятствия - водного потока).
Организация развивающей среды Имитация реки, широкого ручья (преграды, для преодоления которой необходим мост) из полиэтиленовой плёнки.
Материалы и оборудование
  • Аудиозапись шума речного потока.
  • Макеты мостов из строительного конструктора.
  • Строительный конструктор (деревянные кубики и другие элементы).
  • Рисунки мостов.
  • Схема-подсказка, помогающая построить мост.
Описание этапов проведения с указанием продолжительности
  1. Подготовительный этап (приветствие, мотивационная сказка-игра) - 5–7 минут.
  2. Основной этап (постановка цели, практическая деятельность, небольшая разминка в процессе) - 10–12 минут.
  3. Заключительный этап (подведение итогов, обсуждение результата) - 3–5 минут.

Фотогалерея: примеры схем конструирования из конструктора «Лего» или аналогичного ему

Конструирование из блоков помогает детям изучать новые геометрические фигуры Можно собрать модель по стандартной инструкции, а затем самостоятельно модифицировать её по заданию воспитателя Моделирование из конструктора может стать любимым занятием и для детей, и для взрослых Мальчиков заинтересует возможность самостоятельно сконструировать автомобиль Элементы для конструирования могут быть разных размеров, для младших детей лучше выбирать более крупные детали Из конструктора можно собрать не только дом или самолёт, но и сказочных персонажей Схемы для конструирования должны быть наглядными и понятными ребёнку

Фотогалерея: примеры схем для занятий по конструированию из различных материалов

Схемы для конструирования могут быть как цветными, так и монохромными Выполнять аппликации можно из разных материалов Схемы необходимо готовить с учётом типа строительных материалов, которыми располагает ДОУ Дети могут собрать мост и модифицировать его впоследствии по заданию воспитателя Эта схема позволяет понять, как выглядит готовое изделие Глядя на схему, ребята могут сконструировать животных из подготовленных фрагментов бумаги, картона или фетра Дети могут наклеивать заранее подготовленные фрагменты бумаги, картона или других материалов на готовую схему

Фотогалерея: готовые поделки, выполненные в разных техниках

Поделки маленького размера требуют от ребёнка большой концентрации внимания и помощи взрослых В процессе занятий дети могут работать все вместе как над одним объектом, так и над целыми инсталляциями Дети могут заниматься конструированием и дома вместе с родителями
Аппликация «Космос» выполнена с использованием легко доступных материалов (цветная бумага, одноразовая посуда, клей, фломастеры) В инсталляции можно включать как поделки, так и готовые фабричные объекты Детям очень нравится, когда с выполненными поделками можно играть после окончания работы Инсталляции можно выполнять с использованием любых подручных материалов, в зависимости от цели занятия Изделия, выполненные на занятиях по конструированию, хорошо интегрировать в другие виды деятельности ДОУ

Временной план занятия

  1. Вступление, организационный момент - 1 минута.
  2. Мотивирующее начало - 3–5 минут.
  3. Показ и объяснение приёмов работы - 2–3 минуты.
  4. Самостоятельная работа детей - 6–8 минут.
  5. Обсуждение работ - 2 минуты.
  6. Заключение - 1 минута.

Таблица: материалы для вводного этапа занятия

Тема занятия Мотивирующее начало
«Неваляшка» В начале занятия воспитатель загадывает детям загадку:
В гости к нам пришла, друзья,
Кукла необычная.
Не сидит, не лежит,
Только знай себе, стоит.
Знают Сашки и Наташки,
Куклы эти… (неваляшки).
Воспитанникам показывается неваляшка, которая спешила к ним в гости. Воспитатель беседует с ребятами, задаёт вопросы: «Как вы думаете, почему эта кукла называется неваляшкой?», «Как играть с неваляшкой?», «Из каких фигур состоит эта игрушка?» и т. д.
Проводится игра «Найди, где спряталась».
Воспитатель говорит, что в гости к ребятам пришла ещё одна неваляшка, но она стеснительная и спряталась за одной из игрушек в комнате. Детям предлагается найти куклу путём словесных предположение (говорят по очереди): «Неваляшка спряталась за машинкой», «Неваляшка стоит за мячиком», «Неваляшка находится сзади куклы Кати» и т. д., пока неваляшка не будет найдена.
«Игрушки-зверюшки» В начале занятия воспитатель показывает детям картинки с изображением диких животных. Ребята называют их, воспитатель вешает картинки на доску. Затем воспитатель говорит, что дикие животные опасны, их поведение может быть непредсказуемым, и предлагает превратить животных с картинок в игрушки (игровой элемент). Для этого воспитанники должны закрыть глаза и одновременно громко хлопнуть 3 раза в ладоши. В это время воспитатель выставляет на стол игрушки-зверюшки, изображения которых будут конструировать ребята.
«Красавица-снежинка» Воспитателем создаётся сюрпризный момент: на столе стоит почтовая коробка, он сообщает детям, что это к ним в группу доставил почтальон, зачитывает адрес (написан реальный адрес детского сада - город, улица, дом, номер детского сада, группа). В коробке обнаруживается письмо, содержание которого воспитатель зачитывает вслух: к ребятам обращаются животные из далёкой Африки, они рассказывают, какой климат в их родном месте и грустят, что они никогда не видели снега, но много слышали о том, какое это удивительное и красивое явление. Воспитатель спрашивает, как бы показать жителям Африки снег, и путём наводящих и подсказок подводит ребят к мысли о том, что снежинки они могут сделать из бумаги и отправить почтой в Африку.

Таблица: пример конспекта занятия по конструированию

Автор Суворова Л.А.
Название «Будка для собачки»
Цель Создание поделки из бумаги при помощи нового способа конструирования - складывания бумаги пополам.
Задачи
  • Обучение анализу бумажной поделки (выделение частей поделки, их расположения на плоскости и относительно друг друга);
  • обучение приёму складывания листа бумаги;
  • обучения создания овала путём закругления углов квадрата;
  • воспитание аккуратности.
Материалы
  • Лист бумаги белого цвета,
  • полоска бумаги коричневого цвета,
  • квадратный лист бумаги чёрного цвета,
  • клей,
  • кисточка,
  • ножницы,
  • фигурки собачек,
  • клеёнка,
  • тряпочка.
Ход занятия
  1. Игра с мячом «Кто в каком домике живёт».
    Дети становятся в круг, воспитатель - в центре. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников, называя животное или птицу. Задача ребёнка - сказать, где это животное обитает. Затем ребёнок бросает мяч следующему воспитаннику, называя другое животное и т. д.
  2. Воспитатель демонстрирует ребятам готовую будку из бумаги, учит при помощи наводящих вопросов анализировать постройку из бумаги.
  3. Прямой показ действий для создания бумажной будки.
  4. Физкультминутка.
    Раз - подняться, потянуться (потянулись).
    Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе).
    Три - в ладоши три хлопка (хлопки в ладоши).
    Головою три кивка (движения головой).
    На четыре - руки шире (руки в стороны).
    Пять - руками помахать (махи руками).
    Шесть - на место сесть опять (присели).
  5. Самостоятельное выполнение воспитанниками действий по конструированию будки из бумаги.
  6. Демонстрация и обсуждение готовых работ. Игра с бумажными поделками и фигурками собачек.

Видео: занятие по конструированию из строительного материала в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4 Video can’t be loaded: Конструирование в младшей группе, 2011г (https://youtube.com/watch?v=zjR6iTyVbe4)

Видео: занятие по Лего-конструированию в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk Video can’t be loaded: Занятие по легоконструированию «Сказочный лес» в д/с Маленькая страна (https://youtube.com/watch?v=N_iLmb5y2Mk)

Видео: занятие по конструированию из бумаги в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ Video can’t be loaded: Конспект НОД по конструированию из бумаги (https://youtube.com/watch?v=t52D_kdetxQ)

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

Диагностика занятия по конструированию

Результативность занятий по конструированию можно оценить, выполнив диагностику наличия у детей определённых навыков и умений, их заметный рост и развитие за оцениваемый период. Целый блок таких навыков обычно и называют конструкторскими умениями. Уметь определять эти аспекты важно, так как с самого начала работы с группой диагностика позволяет увидеть степень готовности ребёнка к восприятию той или иной техники работы, к взаимодействию с определённым уровнем сложности задач.

Дети в группе наверняка будут иметь разный уровень готовности к работе по конструированию. Точно определить и уточнить этот уровень для каждого воспитанника, чтобы отдельное внимание уделить ребёнку с особенностями, важно для успешности работы воспитателя.

При диагностике желательно не торопиться «наклеивать ярлык» на ребёнка, рекомендуется понаблюдать его действия в течение 1–2 занятий, поработать с ним индивидуально и выяснить причины его поведения (ребёнок болен, не выспался и рассеян, ребёнок из билингвальной семьи и имеет языковой барьер в понимании педагога, боится шумной компании в группе и стесняется и т. д.).

Оценка навыков конструирования ребёнка требует внимательного наблюдения за ним в течение двух–трёх занятий

При необходимости стоит проконсультироваться с другими педагогами, психологом, тактично поговорить с родителями и узнать, как малыш ведёт себя дома, как проводит досуг, кто с ним занимается и играет, во что именно. Обладая терпением и доброжелательным вниманием к ребёнку, учитывая его особенности, воспитатель сможет улучшить выявленные показатели в процессе дальнейших занятий.

Таблица: диагностика занятия с конкретными примерами

Исследуемые навыки Примеры
Умение узнать, определить и выделить объект конструирования среди иных объектов (умение видеть существенное и понимать связанные с этим понятия) Ребёнок опознал или не опознал на показываемой картинке и в предлагаемой объёмной модели понятия «машина», «автомобиль», затруднился дать объекту описание своими словами или без труда справился с поставленной задачей.
Умение работать по шаблону, осознанно повторять предлагаемые действия Ребёнок смог или не смог собрать простой объект (пешеходный переход) из нескольких деталей, несмотря на предварительный показ и понимание объекта.
Умение собрать объект из предложенных частей (синтез от частного к общему) или построить объект при помощи рисунка, схемы Ребёнок смог или не смог собрать светофор из кубиков, несмотря на наличие простого понятного рисунка, небольшое число деталей и посильность операций для других детей его возраста.
Умение расчленять объект на составные части, выделять основные части и второстепенные (умение анализировать) Ребёнок опознал или не опознал в объектах «паровоз» и «машинка» использование схожего элемента, одинакового в предлагаемом конструкторе (колесо), выделил или не выделил колесо как нечто общее в двух объектах, определил или не определил общие свойства этих объектов (у них есть колёса, они едут, они транспортные средства).
Умение видоизменить и преобразовать объект или его компоненты по заданным параметрам В работе с оригами ребёнок затруднился выполнить простую инструкцию–подсказку: «сверни лист пополам, отогни уголок налево» или без труда справился с задачей.
Умение из преобразованного или видоизменённого объекта (или его отдельных частей) собрать новый Ребёнок смог или не смог собрать здание свободной конструкции из имеющихся деталей строительного конструктора, ранее использовавшихся для объекта «забор».

Занятия по конструированию в детском саду являются одним из универсальных способов развития и обучения ребёнка новым навыкам в игровой форме. Необходимо помнить, что работа с детьми помимо соблюдения стандартов образования всегда требует и непосредственного человеческого внимания воспитателя. В своём стремлении дать детям как можно больше знаний нельзя забывать и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе.

1.
2.
Конструирование
деятельности.
Значение
как
конструирования
вид
детской
в
развитии
личности ребенка.
3.
Виды конструирования в детском саду.
4.
Условия для конструирования в ДОУ.
5.
Задачи обучения конструированию в разных
возрастных группах

Конструирование (от лат. constructio - построение) построение, приведение в определенное взаимоположение
различных предметов, частей, элементов.
Детское
конструирование процесс
сооружения построек,
конструкций,
в которых
предусматривается
взаимное
расположение частей и
элементов, способы их
соединения

2. Значение конструирования в развитии личности ребенка
Развитие сенсорных способностей.
Развитие ММР.
Развитие умственных
способностей.
Развитие пространственного
воображения.
Развитие речи.
Развитие трудовой деятельности.
Формирование детского
коллектива.
Развитие учебной деятельности

3. Виды конструирования в детском саду
(авторская классификация)
Косминская В.Б.
Изобразительное
Техническое
Поддъяков Н.Н.
По теме
По образцу
По условиям
Флерина Е.А.
По образцу
По памяти
По рисункам (моделям)
Лиштван З.В.
По образцу
По незаконченному образцу
По рисунку
По теме

Классификация детского конструирования

Конструирование
по материалу
из строительного
материала
по виду задания
по теме
по?
по образцу
(законченному-
изобразительное
незаконченному)
из природного
материала
из бумаги и
картона
по условиям
по замыслу
техническое
постройка
педагога
фото (картинка)
из специальных
конструкторов
(металлических,
деревянных,
пластиковых,
лего и др.)
чертеж
(расчлененныйнерасчлененный)

Конструирование из игровых строительных материалов
Детали строительных наборов это правильные геометрические тела
(кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех
их параметров. Существуют наборы для всех возрастных групп детского
сада: настольных, для игр на полу, во дворе.
Кроме
строительных
наборов,
рекомендуются
«Конструкторы»,
имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются
деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и
металлические конструкторы, у которых крепления более сложные - с
помощью винтов, гаек, шипов и т. д.

Конструирование из бумаги и картона.
Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага,
картон
даются
в
форме
квадратов,
прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку,
нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней
детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем
сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует
умения измерять, пользоваться ножницами.

Конструирование из коробок, катушек, проволоки,
крышек, флаконов и других БРОСОВЫХ материалов
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в
цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д.
фактически представляют собой полуфабрикат для детского
конструирования.

Ольга Ковалева
Конструирование в ДОО

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором представлены следующие направления развития и образования детей (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

В свою очередь образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной , музыкальной и др.)

Конструктивно -модельная деятельность предполагает приобщение детей к конструированию ; развитие интереса к конструктивной деятельности , знакомство с различными видами конструкторов .

Конструирование в детском саду

Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора , бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети дошкольного возраста очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.

Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием :

Развитие мелкой моторики;

Знакомство с формой и текстурой предметов на практике;

Развитие фантазии и воображения;

Обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.) ;

Выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

Стимуляция образного и логического мышления.

Виды конструирования в детском саду

Выделяются два вида конструирования : техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному - конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов : здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

В зависимости от используемых материалов для конструирования , определяется его вид.

1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования , который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

2. С применением специальных конструкторов . Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)

3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.) . Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.) .

Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании .

Основными приемами обучения являются следующие :

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций , поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Слайд 4, 5, 6

Вторая младшая группа. Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой : в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

У детей формируются конструктивные навыки : располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда, расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу.

В процессе организованной деятельности дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.) .

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте : раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании организованной деятельности и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед работой.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования , полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.

Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами - короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.

В процессе конструирования детей учат : замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями : кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их : два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности - конструирование из бумаги , коробок, катушек и других материалов.

Детей обучают некоторым операциям с бумагой : сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.

Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей : как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д.

Слайд 13, 14, 15

Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию , к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

В этой группе проводятся следующие виды конструирования : из строительного материала и из деталей конструкторов .

Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Они продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций , выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями : длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей : у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей,

Слайд 16, 17, 18, 19, 20

Подготовительная к школе группа. В этой группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе.

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо :

четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

иметь хорошие технические навыки;

видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции .

В этом возрасте особое внимание уделяется обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.

Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.

Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.