Что такое полноценная и благополучная семья. Правила счастливой семьи

Вопрос - Общая характеристика проблем современной семьи. Социально-педагогические проблемы семьи.

Семья - это система, элементами которой являются отдельные её члены, а системообразующей связью - родственные и супружеские отношения между ними. На самом деле нет четкого определения понятия семейное неблагополучие. Поэтому наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "дисфункциональная семья", "семьи группы риска", "проблемная семья" и др.

Проблемная семья - как неспособная продуктивно разрешать семейные проблемы.

Дисфункциональная - как плохо или совсем не выполняющая основные семейные функции.
Дисфункциональной обозначают также семейную систему, которая является причиной дезадаптированного поведения одного или нескольких членов семьи.

Неблагополучная - это семья, которая характеризуется низким состоянием психологического комфорта внутри семейного пространства.

Если в жизнедеятельности семьи одна или несколько функций не срабатывают, то семью относят к "группе риска".

Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. Но не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Несмотря на разные варианты раскрытия понятия "неблагополучная семья", главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Показатели социального благополучия семьи.

Показателями соц. благополучия семьи является:

Демографическая характеристика семьи. В нее входит: состав семьи, структура семьи. (полная, неполная, нуклеарная, или многопоколенная, количество детей и т.д.

Социально-экономический статус семьи (материальные условия ее жизнедеятельности). Сюда входит: уровень дохода семьи, жилищные условия, благоустроенность быта.

Социально-психологический статус семьи (психологический климат)

Социальный статус родителей (уровень образования родителей, культурный уровень родителей, наличие девиации в поведении)

Воспитательный потенциал семьи это совокупность характеристик семьи, определяющих успешное семейное воспитание.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой единство следующих компонентов:

1. Педагогический компонент (психолого-педагогическая культура родителей);

2. Социально-психологический (стили семейного воспитания, наличие контакта с детьми, отсутствие конфликтов, наличие авторитета родителей)

3. Культурно-ценностных компонентов (культурный статус семьи, культура в быту, отношение к сфере досуга, гражданская позиция)

4. Социально-экономический компонент (уровень доходов. Помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании ребенка)

5. Готовность сотрудничать со школой (готовность к сотрудничеству, пассивность к требованиям со стороны школы, не проявлении инициативы, старание занять позицию опекаемого, стремление к доминированию)

6. Особенности образа жизни семьи (правонарушители, психологическая отягощенность, склонность к девиации)

4. Проблемы современной российской семьи: их социально-экономическая обусловленность.

Социально-экономические проблемы.

Чрезмерная занятость на производстве.

Финансовые затруднения (несвоевременная выплата зарплаты, потеря работы, низкая зарплата из-за неквалифицированного труда родителей и т.д.).

Проблемы в получении льгот и пособий.

Плохие жилищные условия (количество комнат, санитарно-гигиенические условия).

Проблемы в обеспечении полноценного питания и одеждой.

Ограничены возможности получения детьми дополнительного и профессионального образования (нет средств на кружки, секции и т.д.).

Неумение найти дополнительный заработок (как родителями, так и детьми).

Трудности (или невозможность) оформления ребенка в детский сад.

Проблемы в оформлении и восстановлении документов на жилье.

Социально-медицинские проблемы.

Алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

Инвалидность кого-то из членов семьи.

Хронические заболевания, требующие стационарного, санаторно-курортного лечения.

Некачественное питание, несоблюдение режима дня.

Социально-психологические проблемы.

Нарушение детско-родительских отношений.

Конфликтность между членами семьи, эмоционально-напряженная атмосфера в семье.

Нарушение психического развития ребенка (проблемы с речью, памятью).

Нарушения в поведении ребенка (воровство, ложь, упрямство, непослушание, бранные слова и т.д.).

Психологические проблемы родителей (тревожность, доминантный стиль поведения).

Рассмотрим важнейшие предпосылки будущего семейного, в том числе супружеского, благополучия.

Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20–24 года. Наиболее естественная разница в возрасте супругов 1–4 года. Устойчивость так называемых неравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от их взаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, от умения противостоять «злословию» окружающих и т.д.

Продолжительность знакомства. За период знакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, но и в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабости характера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-то время, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.

Все эти факторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости и несовместимости. Психологическая несовместимость – это невозможность в критических ситуациях понять друг друга. В браке каждый из супругов может выступать как «психо-травмирующий фактор», например, когда один из супругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. Психологическая совместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании – сходстве или взаимодополнительности – ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость) личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов:

эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;

сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;

сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности;

сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;

общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Факторы семейного благополучия

Место и ситуация знакомства молодых людей;

первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное)

социально-демографические характеристики вступающих в брак;

продолжительность периода ухаживания;

инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

время обдумывания брачного предложения;

ситуация оформления брака;

возраст будущей пары;

родители и отношение последних к браку своих детей;

динамические и характерологические особенности супругов;

отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи - освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе.

Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22-23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество - это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта - у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25-27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, к которым относится и супружеский союз, реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими), если, например, муж имел младшую сестру, а жена - старшего брата. Некомплементарные отношения - если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти - кому из них быть главным, старшим, а кому младшим), а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, которые не имели ни брата, ни сестры: у них в семье была только одна модель - родительский брак.

Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1. Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2. По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т.е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3. Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения, отсутствием братьев и сестер и т.д.

Анализ специфики добрачного периода позволяет сформулировать его функции:

накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней;

более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;

проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

2. Принятие решения о вступлении в брак

брак семейный мотивация

Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Принятие решения нередко полимотивировано, можно выделить такие мотивы: любовь, долг, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения.

Любой из них может оказаться ведущим, однако молодые люди чаще всего на первое место ставят любовь.

В рамках психологической науки систематический анализ проблем любви начался в 40-е гг. XX в. Первые работы о любви были в основном теоретическими, в наши дни значительно больше эмпирических исследований.

В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость.

Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности).

В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

Теоретики пессимистичного направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

«Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Маслоу и других представителей гуманистической психологии

Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста.

Как возникает любовь? Л.М. Панкова выделяет три стадии любви.

Первая - интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая - восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее все зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

Третья - поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека, нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические подходы к проблеме семейного благополучия. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Причины и мотивы мужских и женских измен. Социально-психологические особенности супругов, не удовлетворенных браком.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Предбрачный период в человеческом сообществе - ухаживание, влюбленность. Основание института брака. Функции предбрачного периода. Мотивы вступления в брак. Воздержание и отказ от близости. Проблемы внебрачных отношений: причины и духовные последствия.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2008

    Понятие и основные виды конфликтов. Ролевой конфликт: виды и типы. Формирование ролевого конфликта. Проблема профессиональной карьеры у женщин. Взаимосвязь профессиональной карьеры и семьи у женщин. Определение субъективного благополучия и факторы.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2016

    Мотивация каждого из супругов при вступлении в брак и ее значение для успешности их брачного союза. Психологическое исследование семей с небольшим стажем брака (до трех лет), выявление мотивов при вступлении в брак. Общие рекомендации по укреплению брака.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2012

    Исследование материнской сферы женщины методами экспериментальной психосемантики. Ценностно-смысловой блок сферы женщины и его влияние на мотивационно-потребностную и операциональную сферы материнского отношения к младенцу и состояния его благополучия.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Теоретические аспекты проблемы субъективного благополучия. Факторы, влияющие на субъективное благополучие в студенческий период. Организация и методика проведения экспериментального исследования уровня субъективного благополучия психологов и менеджеров.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2012

    Изучение уровневых характеристик субъективного благополучия молодых людей в целом по выборке и выявление возрастных и половых различий по данному параметру. Исследование влияния факторов личностной автономии на субъективное благополучие молодых людей.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2017

    Теоретические основания исследований семейно-брачных отношений. Современный взгляд на семейные отношения. Молодая семья как этап развития семьи. Психологические аспекты мотивации для вступления в брак. Характеристика методов эмпирического исследования.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2014

    Сущность и функции семьи, факторы семейного благополучия и условия устойчивого семейного союза. Стадии развития взаимоотношений в паре и цикл развития семьи. Психологическая совместимость и ее виды. Дуальность как одно из основных положений соционики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2011

    Сущностная характеристика показателей субъективного благополучия выпускников ВУЗа. Определение возможностей психологической коррекции с помощью тренинга личностного роста уровня субъективного благополучия в условиях социально-экономического кризиса.

Введение

Создание семьи - важнейшая жизненная необходимость молодого человека. Готовность к вступлению в брак включает в себя взаимную любовь мужчины и женщины. Именно любовь многие супружеские пары закладывают в основу своих отношений. Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможности быть любимым. Но иногда даже и самое сильное чувство как любовь не может удержать от соблазна, и, подчиняясь ему человек осознанно или нет, идет по «грешному пути», который называется супружеская измена.

В современном обществе все чаще встречаются семьи, в которых один или оба супруга изменяют друг другу. Быстрый темп жизни, множество проблем на работе и в семье подталкивают мужа или жену на «поиски» новых впечатлений, новых эмоций, переживаний. Супружеская верность - уже, к сожалению, не является главной ценностью для современной семьи, на первый план выступает материальное благополучие. Это все приводит к дестабилизации семейных отношений, к росту супружеских измен и разводов.

Измена - это одна из малоисследованных проблем брачной жизни. Сложность в том, что она отражает много противоречий, конфликтов, дисгармоний между супругами, следовательно, несет в себе массу разнообразных психологических мотивов. Для исследования семьи интересны, прежде всего, причины и мотивы измены.

Цель нашего исследования - изучить виды супружеских измен и причины их возникновения в современной семье.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие и факторы «семейное благополучие» в современной научной литературе.

2. Рассмотреть причины супружеских измен.

3. Выявить социально-психологические особенности супругов, неудовлетворенных браком.

Объект исследования - супружеские измены.

Предмет исследования - социально психологические факторы супружеских измен.

Метод исследования - метод селективного обзора и теоретический анализ литературы по данной теме.

Семейное благополучие: факторы и кризисные периоды брака

Теоретические подходы к проблеме семейного благополучия

Определение понятия «семейное благополучие», как одного из показателей психического здоровья, требует предварительного категориального анализа понятий семьи и благополучия.

По мнению А.Харчева, надо говорить не об одном, а, по меньшей мере, о трех одинаково правомерных подходах к определению семьи: «макросоциальном» («семья - институт»), «микросоциальном» («семья - малая группа») и индивидуальном («семья - сфера личной жизнедеятельности ») . Такая логика не позволяет получить монистического определения семьи и, соответственно, основу для определения семейного благополучия.

Тараданов А.А. отмечает, что поскольку никакое другое социальное, образование, кроме семьи, неспособно к самосохранению и воспроизводству социального, искомым рабочим монистическим определением семьи является следующее: «семья есть уникальная общность, воспроизводящая общество в процессе удовлетворения основных потребностей субъектов социального действия». Такое определение, по его мнению, «снимает» неопределенность традиционного подхода через применение понятия «субъект социального действия», которыми являются основные элементы социальной структуры общества: институты, социальные группы и индивиды..

Понятие «благополучия» происходит из понятия «благо». По Платону «благо» есть высшая нравственная ценность, единство добродетели и счастья. Гегель рассматривает «благо» как объединенное в «одном особенном » потребности, интересы и цели субъекта. Поэтому благополучие в литературе обычно определяется как счастливая обеспеченная спокойная жизнь, отсутствие материальных недостатков, неприятностей; счастье, взаимность, то есть соответствующие удовлетворенные потребности и достигнутые цели, которые приносят субъекту ощущение счастья, обеспеченности и спокойствия.

Поэтому А.А.Тараданов отмечает, что семейное благополучие представляет собой удовлетворение в семье потребностей субъектов социального действия. Следовательно, теоретически речь может идти о семейном благополучии отдельных социальных институтов, социальных организаций, социальных групп, личностей. Нарушения же процессов функционирования семьи ведут к неудовлетворению семьей потребностей указанных элементов и их последующему распаду, закономерно ведущему и к разложению и исчезновению самого общества. Это отношения семейного неблагополучия.

Данные теоретические результаты позволяют определить понятия «благополучная семья», «благополучие семьи», «благополучие в семье». «Благополучная семья» определяется в качестве такой тогда, когда она исполняет функции, удовлетворяющие потребности того или иного института и потому есть представление институционально ограниченного субъекта, институционально определенный феномен семейного благополучия. А поскольку она имеет разное содержание с точек зрения различных институциональных структур, постольку сам образ «благополучной семьи» объективно является весьма противоречивым, и это главная причина отсутствия ее (такой семьи) общепризнанного определения в социологической литературе.

По мнению Ковалева С.В. понятие «благополучие семьи» фиксирует ее собственное состояние среди и в оценках вышеуказанных субъектов, в том числе и самой семьи. Иначе говоря, благополучие семьи есть удовлетворение ее потребностей посредством субъектов социального действия.

Понятийное образование «благополучие в семье» означает удовлетворение потребностей члена семьи в ходе семейной жизни, в семейных отношениях, удовлетворенность индивида его семейной жизнью.

Однако не все согласны с данной точкой зрения. Так, Цельмер отмечает, что степень удовлетворенности браком не может быть полностью объективной оценкой его благополучия, поскольку и муж и жена могут быть неудовлетворенны браком, в котором не наблюдаются конфликты и явные противоречия, и наоборот, могут быть чрезвычайно довольны союзом, в котором множество нерешенных проблем.

Рассматривая в качестве субъектов социального действия семью как социальный институт и отдельного индивида, можно отметить, что предельным состоянием благополучия семьи предстает полнота семьи, определенная с позиций стабильности брака, т. е. наличия в ней обоих супругов. Отражением семейного благополучия индивида является положительная оценка им самим его семейной жизни в целом. Еще одним проявлением семейного благополучия является отсутствие конфликтов.

Критерием удовлетворения, помогающим вывести оценку успешности брака, впервые воспользовался американский доктор Роберт В. Гамильтон, разработавший двенадцать вопросов, позволяющих определить степень удовлетворения семейной жизнью.

Гамильтон как значительный критерий успеха в супружеской жизни выделяет сексуальное соответствие. Но Цельмер считает, что это не единственный признак супружеского счастья и к нему следует подходить скорее как к результату соответствия в других областях совместной жизни. Она обосновывает эту точку зрения тем, что в результате психологических исследований вопреки распространенному мнению выясняется, что в большинстве семей вопросы секса не стоят на первом месте, их серьезно опережают взаимодополняемость супругов, согласие между ними, партнерские отношения.

Если успех в супружеских отношениях, нужно определить какой- то одной чертой, то это будет совместимость, гармония в отношениях между супругами. Удачно подобравшейся супружеской парой можно считать мужа и жену, если они одинаково понимают главные проблемы в своей жизни, а также подходят друг другу своим интересам, целям, тому, что они считают главным в жизни.

Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущих супругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей ее сложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры, заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей, разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье.

Алешина Ю.Ю. считает, что неудачу в браке во многом предопределяют ошибки в выборе партнера; избранник в реальности либо не обладает необходимыми личностными чертами, либо совокупность его психофизиологических особенностей, взглядов и ценностей не соответствует представлениям и потребностям избирающего. Разочарование может наступить независимо оттого, что партнер обладает множеством положительных качеств. Очень важно, чтобы муж и жена подходили друг другу по биологическим и нравственным факторам, отражающим различные аспекты воспитания, политические, культурные, религиозные взгляды, а также, чтобы партнеры терпимо относились к особенностям друг друга .

Несмотря на расхождение в определении наиболее значимого критерия супружеского благополучия разными авторами, отмечается единство мнения в том, что интегральным показателем является совместимость супругов (членов семьи вообще). Чаще всего под ней понимается совпадение, сходство, подобие социальных позиций, психологических и антропологических процессов и свойств.

При этом, И.В.Гребенников совместимость одного человека с другим определяет как созвучность ценностных ориентаций, интересов, установок, взглядов на жизнь..

Есть и другая точка зрения на супружескую совместимость. Суть ее в том, что совместимость возникает не на основе сходных или дополняющих друг друга качеств, а благодаря стремлению супругов к уступкам, взаимопониманию, благодаря поиску гармоничных отношений..

Можно сказать, что совместимость в первом случае - это потенциальная возможность счастливых семейных отношений. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.

Каждая из приведенных отдельно взятая точка зрения упрощает понятие о супружеской совместимости. На самом деле это явление более сложное и многогранное. Любящие молодые супруги обязательно имеют немало совпадающих, сходных и дополняющих друг друга качеств, и им непременно должно быть присуще стремление расширить их диапазон, совместными усилиями искать пути гармоничных отношений.

Посысоев Н.Н. утверждает, что удовлетворение потребностей субъектов социального действия происходит в форме исполнения семьей ее функций, а социально эффективное их исполнение представляет собой семейное благополучие. Под субъектами социального действия понимаются основные элементы социальной структуры общества в их связях и закономерностях: к ним относятся социальные институты, социальные общности, социальные группы и индивиды в процессе социального поведения .

Тараданов А.А. при анализе функций семьи говорит о семейном благополучии, как отдельных субъектов социального действия, так и общества в целом. Так, «благополучная семья» определяется в качестве такой когда, когда она исполняет функции, удовлетворяющие потребности какого-либо социального института; она есть позитивное представление о семье институционально ограниченного субъекта, институционально определенный феномен семейного благополучия. А это значит, что данное понятие имеет разное содержание для разных институтов.

По мнению Фесенко П.П., «благополучие семьи» есть удовлетворение потребностей семьи посредством субъектов социального действия, и представляет собой понятие, характеризующее эффективность исполнения этими субъектами своих функций по отношению к семье. Соответственно, с позиций разных семей данное понятие также имеет разное содержание..

Анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. При рассмотрении в качестве субъектов социального действия семью как социальный институт и отдельного индивида, можно отметить, что предельным состоянием благополучия семьи предстает полнота семьи, определенная с позиций стабильности брака, т.е. наличия в ней обоих супругов. Отражением семейного благополучия индивида является положительная оценка им самим его семейной жизни в целом. Еще одним проявлением семейного благополучия является отсутствие конфликтов.

Интегральным показателем семейного благополучия, по мнению различных авторов, является совместимость супругов, под которой большинство авторов понимают совпадение, сходство социальных позиций, психологических и антропологических процессов и свойств.

2. Выделяют следующие основные виды супружеской совместимости: духовную - общность мировоззрений, важнейших ценностных ориентаций; психологическую - совместимость темпераментов, взаимодействие характеров, личностную совместимость; сексуальную совместимость; а также семейно-ролевую - совпадение взглядов на предназначение семьи, стиль ее жизни, на семейные роли.

Разные виды совместимости взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга. Духовная совместимость ослабляет противоречия, вызванные несовмещением некоторых личностных качеств. Достижению гармонии интимной жизни способствует высокая психологическая (личностная) совместимость, когда жизнь супругов характеризуется взаимопониманием, искренностью, эмоциональностью. Семейно-ролевая совместимость тоже положительно влияет на все другие виды совместимости. От нее также зависит благополучие супружества.