Моя большая дагестанская свадьба. Дагестанская женщина: рабыня или царица

Издавна понятие брака и все вытекающие из него обстоятельства играли особенную роль в жизни любого дагестанца. Если даже не сказать, что главную. И также, с давних времен, так сложилось, что дагестанцы, особенно те, кто живет в сельской местности, предпочитают женить своего сына или выдать дочь замуж за «своих» - близких и дальних родственников, односельчан, уж, в крайнем случае, за человека своей национальности. Эпоха Советского Союза, бурный рост городов и повсеместное распространение (особенно в городах) нетрадиционных для Дагестана взглядов, ценностей и устоев немного пошатнули эту ситуацию: всё чаще начали появляться межнациональные браки, порой узами браками связывали свои сердца даже представители таких национальностей, которые внутри республики считались не очень дружественными. Конечно, сопровождалось всё это участившимися случаями кражи невест, бегства возлюбленных или даже переезд в другой регион, чтобы хоть как-то «спрятать позор».

И всё же, в силу строгих традиций дагестанские браки всегда считались крепкими, основывающимися, прежде всего, на мусульманских устоях, где жена беспрекословно подчинялась мужу, а муж, мужчина, глава семьи отвечал за свою семью, и прежде всего, за честь своей жены. Видимо в силу этих обычаев и понятий до сих пор редкий дагестанский мужчина захочет взять в жены девушку, которая, как бы сказать деликатно, «успела вкусить вкус мужчины». Поэтому, чтобы выйти замуж и не опозориться в первую брачную ночь, успевшие на свой страх и риск согрешить девушки после бурного прошлого поспешного бегут к врачам – восстанавливать целомудрие. Но это всё, как говорится, издержки производства.

На самом деле дагестанский брак имеет крепкие корни, разводы крайне не приветствуются, родственники сразу же начинают примирять мужа и жену, дабы не страдали дети, да и чтобы женщина не оставалась одна – «На разведенных у нас стараются не жениться – это типа лажа считается» - бросил фразу один из наших собеседников, с которым нам довелось говорить в ходе подготовки этого материала. Писать о браке в Дагестане нелегко – уж слишком много противоречий и столкновений, но они всё же есть. Есть и разводы, о которых так не любят говорить в Дагестане. Но статистика неумолима.

По словам начальника отдела статистики населения и здравоохранения Территориального органа Федеральной государственной статистики по Республике Дагестан Нанав Оздеаджиевой, за последние годы количество разводов в республике увеличилось, как правило, в процентном отношении намечается рост таких случаев: «Несмотря на то, что по сравнению с 2012 годом в 2013-ом мы выявили некий спад в количестве разводов, само их число вызывает тревогу – раньше такого не было. Каждый пятый брак в республике распадается, и это хоть и кажется небольшим показателем, но весьма не характерно для Дагестана. К примеру, в 2013 году было зарегистрировано 19471 браков, тогда как разводов было 4471, получается, практически 1 к 4. И это только данные текущей регистрации».

На самом деле разводов было бы гораздо больше, просто разводиться в Дагестане как-то не принято. Ведь к браку, как уже отмечалось выше, здесь относятся очень серьезно. «Сыграть свадьбу и обзавестись семьей в Дагестане – это главное событие в жизни человека, к нему подходят крайне серьезно: начиная от выбора будущей жены (а выбирают именно парни), заканчивая свадебных приготовлений и планирования будущего нового социальной ячейки, - рассказывает социолог Магомед Гасанов, - Свадеб у нас всегда много, что говорить, если банкетные залы и музыкантов бронируют чуть ли ни за год до свадебного торжества. И как бы кто не отрицал, в Дагестане были, остаются желательными браки между представителями одной нации – так уж «запрограммированы» историческим прошлым наши люди.

Действительно, если брать отдельно тему «Брак» и классифицировать ее по различным аспектам и проблемам, то в Дагестане на первый план выйдет именно вопрос о межнациональном браке. Даже при том, что традиции так сильны, позиции свои они всё же сдают. Уже никого не увидишь здесь фактом, что девушка, наполовину кумычка, наполовину даргинка выходит замуж за парня, у которого отец аварец, а мать лезгинка. Ну, или наоборот. Межнациональные браки становятся нормой, и даже начинают превалировать, правда, случается такое в менее архаичных семьях, менее консервативных. Причем чем выше в горы, тем консервативнее мамы с папами. Конечно, возникает на этом фоне и немало проблем, в частности, проблема незнания детьми в таких семьях родного языка: либо родному языку ребенка вообще некогда учить, так как приходится постоянно говорить на русском, либо муж гнет свою линию и пытается научить ребенка родному для себя языку. Здесь не совсем с нами согласно психолог, специалист по семейному консультированию частной клиники Амина Казибекова: «Наши специалисты имеют не малый опыт работы с семьями, и могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев в межнациональных браках матерям лучше удается научить ребенка своему родному языку, чем выучить родному языку отцу. Отцам попросту некогда, а мать то всегда рядом. Мне лично известен случай, когда в семье аварца и табасаранки ребенок буквально тараторил на табасаранском языке, тогда как отец постоянно жаловался, что никак не может научить ребенка своему родному, аварскому, при том, что у них дома постоянно собирались его родственники аварцы. Из ребенка невозможно было и слова вытащить! И такое сплошь и рядом у нас».

Быть может, однонациональные браки и имеют свои плюсы, но не в тех случаях, когда женятся на близком родственнике, однако такое тоже характерно среди дагестанцев. Ведь чаще всего родители или близкие родственники сами становятся инициаторами устройства семейной жизни молодых людей. Как правило, начинают выбирать невесту для парня среди двоюродных или троюродных родственников, в свою очередь, сторона невесты, узнав, что родственники проявляют интерес к их дочери, взвесив все «за» и «против» (имеется ввиду то, что из себя представляет семья, какое мнение о них среди других родственников или знакомых, насколько будущий муж обеспечен и способен содержать семью, ну остальные важные (!) мелочи, вплоть до цвета диплома и финансового состояния родителей будущего жениха). Но времена меняются…

Все чаще молодые люди сами становятся кузнецами личного счастья, благо современные технические средства (официоз, зато правда) создают для этого все условия. Молодежь уже не смотрит на национальность будущего спутника жизни, а родители все чаще смиряются с выбором своих чад: «Хоть межнациональным браком сегодня и никого не убедишь и не напугаешь, все-таки сохраняются определенные стереотипы о браках между некоторыми национальностями, и вы знаете, эти стереотипы небезосновательны и лишь подтверждают сами себя. Например, считается, что брак между аварцем и лезгинкой или даргинцем и кумычкой заведомо обречен на несчастье и развод, - рассказывает Майя Муслимова, адвокат по гражданским и семейным спорам, кандидат юридических наук, - к примеру, сейчас я веду одно дело, в котором уже разведенные муж и жена, он – даргинец, она – кумычка, никак не могут поделить ребенка. Женщина хоть и нарушала свои родительские обязанности и уклонялась от их выполнения в какой-то степени, но она имеет полное право на то, чтобы ребенок остался с ней. В свою очередь, отец ребенка, с которым девочка и выросла, напрочь отказывается отдавать ребенка и судится уже два года, бегает по разным инстанциям. В итоге, личная жизнь у них у обоих как-то не сложилась, страдает ребенок, страдают ее родители. Просто видимо и в самом деле бывают такие нежелательные браки, скажем так, заведомо неудачные. Но в то же время такое могло произойти и в однонациональном браке, правда в этом случае конфликт был бы разрешен гораздо легче и быстрее, потому что его бы решали совместно, подключали бы общие тухумные (родственные) связи. Отсюда и идет приверженность большинства дагестанцев создавать однонациональные браки – любой конфликтный вопрос можно решить гораздо легче и с “наименьшими потерями”.

Но давайте же все-таки разберемся, какое мнение о современном дагестанском браке сложилось у нынешнего поколения дагестанцев, мы решили провести небольшой соцопрос среди жителей города Махачкала и нескольких горных районов. Так вот, респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1.Как Вы считаете, можно ли назвать современный дагестанский брак крепким и надежным?

2.Одобряете ли Вы (или, наоборот, считаете нежелательным) брак между мужчиной и женщиной разных национальностей?

3.Как Вы относитесь к межконфессиональным бракам? Пожалуйста, кратко аргументируйте.

4.Гражданский брак – это нормально или неприемлемо для Дагестана? Как Вы вообще относитесь к гражданским бракам?

Результаты говорят сами за себя.

Ясмина Кадирболатова, сотрудница одного из республиканских телеканалов:

2.Я считаю, что это хорошо, потому что является сдерживающим фактором для импульсивных внезапных всплесков эмоций, которые часто приводят к разводу. В итоге, выигрывают и сами супруги, и дети, рожденные в этом браке. В принципе, ничего против не имею, но это добавляет дополнительные трудности в семейную жизнь молодых супругов: они не только притираются друг к другу, но и опытным путем изучают все обычаи другого народа, представителем которого является супруг или супруга. Вообще это очень сложно и приводит часто к конфликтам. Я вышла замуж за представителя той же нации только из другого села, и то было сложно: начиная от тонкостей каких-то традиций и заканчивая трудностями в переводе другого диалекта. А если человек другой нации, то вообще тяжело с родственниками общаться.

3.К гражданским бракам отношусь плохо. Брак должен быть скреплен не только штампом в паспорте, но и обрядом никяха (мусульманский брад бракосочетания- прим.ред). Без этого, подобные отношения - это грех.

4.Соответственно плохо отношусь к гражданскому браку. Даже есть никях, но нет штампа в паспорте - это ставит в сложное положение женщину, ведь в случае возможного развода, женщина лишается своих прав.

Зайнаб Алимирзаева, заместитель начальника Управления по информационной политике администрации города Махачкала:

1. Не всегда, все индивидуально.

2. У меня самой интернациональный брак, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Если говорить об отрицательных моментах, прежде всего, надо отметить, что дети в таких браках чаще всего не знают родного языка, также сказывается разность культур, несмотря на то, что мы живем в одной республике.

3. Межконфессиональные браки вынуждают одну из сторон полностью переформатироваться, это дается тяжело. Возможно, на первых порах, пока эйфория чувств возобладает над разумом, сторонам кажется, что это легко преодолимо. Практика же показывает, что, практически в большей половине случаев, наступает разочарование.

4. Для многих дагестанцев брак, который заключен по нормам религии, но не зарегистрирован законно - явление обычное. Можно ли считать такой брак гражданским, вопрос спорный. Что касается гражданского брака в общепринятом понятии этого слова, вряд ли приемлем для дагестанцев.

Лилия Саидова, преподаватель Педуниверситета:

1.Думаю, что сегодня дагестанский брак даже крепче, чем раньше, потому что у молодых есть возможность общаться по интернету или по телефону, если нет возможности встречаться, и лучше понять друг друга.

2.Одобряю, если он основан на крепких чувствах.

3.Отношусь положительно и считаю, что молодые сами должны решить, какую религию им исповедовать.

4.Я считаю, что это ненормально. По-моему мнению - это блуд. Конечно, для Дагестана это неприемлемо.

Арсланали Исаев, фельдшер Кумухской районной больницы (Лакский район Дагестана): «Сельские браки намного крепче и надежнее, чем те, которые заключаются в городе. Городские больше подвержены изменам и разводам, потому что слишком пресыщены жизнью, я считаю. Много навидались и наслышались. В селах всё гораздо строже, редко доходит дело до развода. Против межнациональных браков ничего не имею, но я не понимаю, когда, допустим, агулец женится на даргинке, или цахурка выходит замуж за лезгина. Агулов и цахурцев и так немного, говорят даже, что у этих наций нет прироста, тогда зачем смешиваться с другими, если нужно пополнять свою популяцию Проблем здесь немало, но прежде чем заключать брак нужно хорошенько подумать, чтобы потом не было непонимания между супругами, а еще хуже недопонимания между родственниками. Когда брак однонациональный – все эти проблемы сами по себе нивелируются. Многоконфессиональный брак нежелателен, я считаю, так как разные взгляды, ментальность, мировосприятия. Ну, и, во-вторых, мусульманам нельзя заключать брак с немусульманами».

Кстати, здесь с тружеником здравоохранительного тыла согласиться нельзя. Помнится, как совсем недавно председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнудин в одном из своих интервью отметил, что «в Коране, который является законом для мусульман, выделены "люди Писания" - иудеи и христиане - и предписана веротерпимость по отношению к ним. Это ярко проявляется, в частности, в том, что мусульманам позволяется вступать в брак с представителями этих вероисповеданий, который вправе и в браке исповедовать свою веру».

Наверняка читатели обратили внимание, что большинство наших собеседников и респондентов выразили свое категорическое «нет» гражданским бракам, и это притом, что в республике таких пар немало. К примеру, предприниматель из Махачкалы Наида Магомедова, считает, что гражданский брак - это уже давно норма для республики. «Нормально отношусь к таким бракам, - комментирует Наида, - Главное, чтобы это не было развратом и не оборачивалось изменами одного или обоих "супругов"».

Провели мы небольшой опрос и в набирающих популярность социальных сетях – здесь среднестатистический дагестанец был как-то более искренен.

Пользователь Facebook под ником «Highlander Lee», дагестанец, ныне живущий и работающий в Дубаи, поделился своим мнением относительно приемлемости гражданского брака в дагестанском обществе: «Я вообще считаю, что гражданский брак – это блудливое сожительство. Объясню почему. В первую очередь, я - мусульманин, и на все события и явления вокруг, я должен смотреть через призму Таухида! (Единобожие - по мусульманской терминологии - прим.ред). Брак должен быть заключен с соблюдением определенных условий: махрам (родственник по мусульманской терминологии - прим.ред), свидетели и т.д. Иные формы – это уже прелюбодеяние. Если же под словом «гражданский» вы подразумеваете наличие такого брака по сунне (обычай, пример по мусульманской терминологии -прим.ред)., но не регистрация его в загсе, то это другое дело, ибо нежелательно давать жене свою фамилию (мнение большинства ученых), потому что фамилии в исламе происходят от отцов, а жена по крови не может быть родна мужу, и чтоб не было лжи, это нежелательно».

Патимат Бекеева, сотрудник редакции республиканской газеты «Ёлдаш» на кумыкском языке: Я считаю, что дагестанские браки всегда были самыми крепкими и надёжными, и не вижу ничего плохого в том, что молодые люди разных национальностей вступают брак: почему нет? А вот межконфессиональные браки я не воспринимаю, может потому что я выросла в семье, где такие браки не приветствуются вообще. Если бы это был мой случай, я бы могла выйти за парня другой конфессии, но при условии, что он примет мою веру. Что касается гражданского брака, то для мусульман это грех, но если законы шариата соблюдены, то, я думаю, это допустимо».

Пользователь «Альбина Гаджимурадова», дагестанка, ныне живет и учится в Москве: «Я могу сказать, что современный дагестанский брак крепкий и надежный с натяжкой, основываясь на опыте своих сверстниц/сверстников: могу сказать, что только единицы, к сожалению, счастливы в браке. Вообще у молодых дагестанцев в привычку вошло разводиться и без причин. Или, вот еще я часто слышу такую причину: "не сошлись характером". Раньше ради детей пытались сохранить семью, а сейчас даже это не останавливает. Кстати, в случае с Дагестаном межнациональные браки это очень даже хорошо. Все люди одинаковы, независимо от национальности, расы и т.д. От национальной принадлежности мало что зависит. И вообще, я против, чтобы выходить замуж "в слепую", думаю лучше выбрать парня другой нации, но зная, кто он и что он вообще собой представляет, что идти замуж за какого-нибудь родственника, которого вообще даже в глаза никогда в жизни не видела. Вот, моя одноклассница так вышла, на этом настояли родители, но сейчас они на грани развода, даже на годовалого ребенка не смотрят. И таких случаев очень много. Главное, не конфессия или национальность – главное, сам человек. Я только против гражданских браков. Для меня это как мертвый груз. Вроде как замужем и не замужем, ни то и ни другое. Хотя я знаю несколько семей, которые живут в гражданском браке, как в законном. Не хочу никого обидеть, но я не вижу разницы, что гражданский брак в Дагестане, что у некоторых титульных народов России, когда холостые парень/девушка вместе живут».

Пользователь «Сабрина Гаджиева» считает, что современный дагестанский брак можно считать крепким, но при условии, что если мамы, папы и весь тухум (род – прим.автора) не вмешивается в дела молодых. Ничего плохого нет и в межнациональных браках, а вот межконфессиональные – это не совсем хорошо, потому что такие браки рано или поздно разваливаются».

Мурад Абдуллаев

Строгий, гордый, величественный и мудрый Кавказ - это захватывающие дух природные пейзажи, внушительные горы и живописные равнины. Народы, которые заселяют эти территории, такие же сильные духом, строгие, гордые, мужественные, задумчивые и умудренные опытом. Одним из таких народов являются дагестанцы. Им свойственны свои специфические черты, которые их отличают от других у них свои обычаи и менталитет.

Дагестанцы - это не единая нация, а своеобразный конгломерат народов. В чем их особенность, почему Дагестан называют территорией с уникальным и специфическим народом? Какие они - дагестанские мужчины и женщины? В статье пойдет речь о специфических чертах характера и менталитете дагестанцев.

Особенности дагестанской внешности

В Дагестане проживают более 30 народностей, половина из которых являются коренными жителями. Поэтому неправильно характеризовать всех дагестанцев по единому стандарту. Например, образ сельских жителей отличается от образа городских, горные представители народа отличаются от равнинных жителей.

Основные черты дагестанской внешности это:

  • Высокий рост (более 170 сантиметров).
  • Прямые жесткие волосы от черного до светло-каштанового оттенка.
  • Цвет глаз - серый, черный, карий.
  • Расположение глаз «переднеазиатское», или горизонтальное, глазная щель узкая.
  • Брови прямые, очень часто сросшиеся.
  • У мужчин волосяной покров развит нормально, борода и усы негустые.
  • Лицо длинное и узкое. Черты лица несколько угловатые, с заметными скулами.
  • Лоб длинный, прямой, узкий, кончик иногда приподнят. Часто лоб и нос образуют одну линию.
  • Губы пухлые.
  • Подбородок не выступающий, но высокий.
  • Затылок выпуклый. Уши высокие с длинными мочками.

В Интернете часто обсуждают красоту и внешние данные дагестанцев. Очень сложно однозначно утверждать - красивые дагестанские мужчины или нет. Красота - это очень относительное понятие. Следует отметить, что у многих представителей этого народа достаточно яркие восточные черты, которые придают определенный шарм.

Забота о доме

Традиционно забота о доме, детях, семье - это одна из святых обязанностей дагестанских мужчин. Вся жизнь их посвящена обустройству и совершенствованию быта. В народе желают друг другу: «Чтобы твой дом здравствовал!» В этом пожелании вся суть отношения к своему и чужому дому: уважение, почитание, бережное отношение и пожелание процветания.

Гостеприимство

Дагестанцы свято чтят традиции гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство - это обычай, в разной степени свойственный многим народам, но у горцев он возведен в культ. Сколько бы хлопот это не доставляло хозяину, вне зависимости от экономического положения семьи уважающие себя дагестанцы сделают все, чтобы достойно встретить гостей. Существует правило: все лучшее (кровать, пища, вино, комната) - гостю. Даже в наши дни дети спрашивают, если находят деликатес, для них это или для гостей.

Уважение к старшим

Национальной характеристикой дагестанских мужчин и женщин является почитание старших. Это древняя характерная особенность бытовых и семейных отношений. Старость имеет свои преимущества: молодые люди всегда уступают место старикам, первым начинает говорить всегда тот, кто старше, в присутствии стариков молодые всегда стоят, при стариках нельзя курить и пить, им первым подают воду и пищу. Почитание старших передается из поколения в поколение. Неуважительное отношение к старикам порицается в обществе, такому человеку могут выкрикнуть проклятия в след.

Уважение к женщине

Многие исследователи подчеркивают приниженное и бесправное положение женщин в среде мусульманского Востока, но среди них дагестанские девушки относительно свободны. Женщины не носили паранджу, чадру, здесь не было распространено женское затворничество.

Уважение к женщине в обществе выражается в обычаях и обрядах. Например, когда дагестанская девушка проходит мимо группы мужчин, они прекращают смех, чтобы она не подумала, что они смеются над ней. При появлении в обществе взрослой женщины (как в прошлом, так и в настоящее время) принято вставать в знак уважения к ней. Достоинство и честь девочек и женщин строго оберегается. Посягательство на честь женщины служило и продолжает служить поводом для кровной мести. При этом наказание, мщение, убийство не совершается в присутствии женщины.

Если женщина без головного убора и с распущенными волосами бросалась в центр сражающихся, дагестанцы вмиг останавливали кровопролитие и враждующие расходились.

Следует отметить, что у дагестанских мужчин отношение к женщине формировалось исходя из двух исторических предпосылок. С одной стороны, у мальчиков с рождения воспитывалось уважительное отношение к матери, они осознавали необходимость заботиться о родных женщинах: матери, сестре, жене, дочери или других родственниках. Забота и оберегание женщины - святой долг мужчины.

Но с другой стороны, женщина всегда занимала подчиненное положение в семье, то есть последнее слово всегда оставалось и остается за мужчиной. До сих пор сохраняется разделение обязанностей по дому на мужские и женские, чаще всего женщины не работают, а занимаются домашними делами (готовят, стирают, убирают, растят детей). Мужчины зарабатывают деньги и обеспечивают семью всем необходимым.

Межнациональные браки

Взаимоотношения в межнациональных браках очень сложные из-за разности менталитетов, мировоззрений, культур. Как правило, до сих пор у дагестанцев принято создавать браки с представителями своего народа. Но бывают и исключения, когда возникающие отношения между русской женщиной и дагестанским мужчиной перерастают в брак. Следует отметить, что взаимоотношения могут быть гармоничными только в том случае, если соблюдаются традиции и обычаи каждого партнера, если есть уважительное отношение к культуре народа своего супруга или супруги.

  • уважительно относиться к нему и его родственникам;
  • не перечить мужу в присутствии посторонних;
  • не провоцировать его;
  • не создавать искусственно ситуаций, в которых проявилась бы его ревность;
  • быть гостеприимной;
  • ответственно относиться к своим домашним обязанностям;
  • быть скромной и воспитанной.

Ответственность

Особенностью дагестанских мужчин является ответственность. Слово для них дороже жизни: если он что-то пообещал - сделает. Но даже самые ответственные способны забывать о мелочах, особенно если это касается бытовых вопросов, например, купить лампочку, отремонтировать шкаф, установить Интернет и так далее.

Как и все мужчины восточного типа, дагестанцы умеют много и красиво говорить, способны в мгновение вскружить голову комплиментами. Но везде есть свои подводные камни: дагестанцы очень религиозные, не каждый сможет нарушить традиции рода и жениться на христианке. Если у него уже есть своя семья, то он никогда не уйдет из нее. Семья - это святое, хотя романов на стороне может быть множество.

Отношение к деньгам

Дагестанские мужчины любят красиво ухаживать, дарить подарки, совершать широкие жесты. Им нравится исполнять желания. Но минусом таких жестов является транжирство, а самым страшным злом многих представителей народа являются азартные игры и казино. У многих восточных мужчин сложные взаимоотношения с деньгами, и дагестанские представители сильного пола - не исключение.

Эмоциональность

Дагестанские мужчины умеют открыто проявлять свои чувства - это положительная черта, которая помогает выстраивать отношения, потому что понятно, что именно чувствует человек, можно корректировать свои действия, чтобы улучшить взаимоотношения.

При этом, если возникают вопросы, которые касаются их самих или их здоровья, они очень сдержанные. Например, при переломе руки дагестанский мужчина на вопрос врача о том, что случилось, чаще всего ответит, что поцарапался. Вот так проявляются сдержанность и чувствительность.

Но следует отметить и негативную сторону эмоциональности - ревность, чаще всего абсолютно беспричинная. В отношениях мужчины могут постоянно проверять почту, мобильные телефоны, социальные сети. В случае семейных разборок нельзя выводить мужчину из себя. Конечно, у каждого свой темперамент, но рукоприкладство или разгром помещения - самые распространенные проявления бурного темперамента.

Религиозность

Особенностью народа является следование духовной традиции, несмотря на то, что население Дагестана очень разнообразно. Практически 90 % жителей исповедуют ислам, оставшиеся 10 % - иудаизм и христианство. Распространяться религия в Дагестане начала еще в VII веке. Первоначально она появилась в Дербенте, затем на равнинной территории. Но господствующей религией в Дагестане ислам стал только в XIII веке. Такое длительное его распространение связано с и только после нашествия татаро-монголов ислам стал религией всех народностей республики. Среди жителей есть как шииты, так и сунниты.

Все хорошо, что в меру. Среди дагестанцев встречаются и ярые религиозные фанатики. Они верят, что действуют во имя Бога. Прежде чем заводить семью с дагестанским мужчиной, следует прояснить некоторые моменты: его отношение к женщине и ее роли в семье, его отношение к религии, его отношение к детям. Во многом религиозность отражается на других аспектах жизни человека. Например, строгое соблюдение религиозных обычаев и традиций в быту, подчиненное положение женщины, многодетность и так далее.

Какие они - современные дагестанские мужчины?

  • Это прежде всего самые гостеприимные люди на планете. При встрече всегда улыбаются и жмут руку.
  • Уважение к старшим возведено в культ и в ранг закона. Любой старик будет иметь почет и уважение среди молодежи.
  • Среди мужчин нет никаких поцелуев.
  • Они очень не любят отчества, всегда обращаются только по имени.
  • Очень талантливые, среди них много танцоров, певцов и поэтов.
  • Очень любят петь патриотические песни.
  • Любят должности и внешние атрибуты: машина, кабинет, яркая одежда.
  • У мужчин развиты сильные лидерские качества, всегда берут инициативу на себя.
  • Любят соревноваться по любому поводу и очень болезненно переживают поражения.
  • Любят мясо на огне и хинкали.
  • Легко теряют самоконтроль. Если хотите вывести дагестанца из состояния равновесия, заденьте его патриотизм или укажите на слабости.
  • Открытые, про них можно смело сказать «душа на распашку».
  • Не любят иронию, абстрактные шутки. Все сказанное принимают за чистую монету.
  • Они очень эмоциональные, любят размахивать руками, кричать, громко выражать свои мысли.
  • Многие любят лошадей и собак, причем увлекаются ими серьезно.
  • Знают свой род чуть ли не до 7-го колена.
  • Пренебрежительно относятся к закону, считают себя свободными людьми.
  • Щедрые, отдадут последнее своему соседу.
  • Умеют дружить, для друга пожертвуют всем, что есть.
  • Очень любят свою Родину, язык, культуру и обычаи.

Самые известные дагестанские мужчины

Народы Дагестана дали стране и миру великих поэтов, ученых, художников, спортсменов, композиторов и других деятелей искусства и культуры:

  • Абдулагатов Ильмутдин - ученый физико-математических наук.
  • Айтберов Тимур - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, персидским и арабским рукописям, истории ислама в Дагестане.
  • Аливов Яхья - знаменитый физик.
  • Альдеров Альберт - генетик в области зерновых культур.
  • Алиев Шамиль - разработчик космических технологий и ракетного оружия.
  • Апашев Магомед - доктор технических наук.
  • Темиров Руслан - ученый в области нанотехнологий.
  • Темиров Юсуп - радиоэлектронщик.
  • Халидов Гамид - ученый, изобретатель.
  • Шихсаидов Музакир - знаменитый физик, в настоящее время работает директором АО "Дагтелеком" в Махачкале (Дагестан).
  • Хангишиев Мужаедин - авиаконструктор, изобретатель.
  • Шихсаидов Амри Рзаевич - историк, специалист по дагестанской историографии, средневековому Дагестану, истории ислама в Дагестане и Махачкале.
  • Магомедов Наби - известный химик.
  • Магомедов Мурад - археолог, специалист по истории в период раннего средневековья.
  • Магометов Александр - лингвист, специалист по лезгинским языкам и языкам даргинской группы.
  • Махов Магомед - заслуженный врач Российской Федерации.
  • Нажмудинов Гаджи - специалист в сфере философии и истории зарубежной философии, социальной культурологии, антропологии.
  • Султанов Казбек - специалист по культуре и литературе народов Кавказа.
  • Талибов Букар - специалист по лезгинским языкам, лингвист.
  • Тарланов Замир - литературовед, лингвист, специалист по русским пословицам и литературному языку XVIII века, по агульскому языку.
  • Батдалов Мухтаритдин - знаменитый архитектор.
  • Гамзатов Гаджи - литературовед.
  • Гусейнов Абдусалам - советский и российский философ.
  • Даидбеков Адильгерей - профессиональный инженер Дагестана.
  • Каяев Али - дагестанский религиозный деятель и ученый.
  • Курбанали Акаев - серебряный призер чемпионата мира в 2007 году по кикбоксингу.
  • Сапиюлла Карачаев - чемпион Европы 1978 года по вольной борьбе.
  • Меджид Бектемиров - чемпион России по боям без правил (2007), чемпион мира по боям без правил (2008).
  • Джамал Касумов - двукратный чемпион мира по кикбоксингу. Чемпион мира (2005), Европы (2004).
  • Гаджиев Гаджи - заслуженный тренер России.

Кроме того, Дагестан дал миру таких великих поэтов: Гамзатова Расула, Алиева Фазу, более 60 героев Великой Отечественной войны, например, Исмаилова Абдулхакима и многих других. Продолжать можно до бесконечности. На весь мир прославилась школа вольной борьбы. Здесь появился один из лучших борцов в истории, трехкратный чемпион Олимпийских игр - Сайтиев Бувайсар, а дзюдоисты и Хайбулаев Тагир принесли стране первые золотые медали на Лондонской Олимпиаде 2012 года.

Дагестанские мужчины настолько суровы, что… А впрочем, так ли это в действительности? На самом деле система страхов дагестанца многополярна и довольно устойчива. Объясню почему.

Конечно, любой дагестанец, в пределах статистической погрешности естественно, скажет, что он ничего не боится. Но это будет лукавство. Наш брат, боится. Не физических страданий, ни озоновых дыр, пауков, атомной бомбы, войны на два фронта, информационной блокады. Нет-нет-нет! Всё довольно проще. Страхи мужчины лежат совсем в другой плоскости.

Уверяю, дело в воспитании, ответственности и чувстве собственного достоинства. Три кита, которые дают нам отправные точки. Нам не нужно придумывать новые траектории.

Позор. Неуважение. Главный страх. Системный. Впитанный с кровью. Нет ничего страшнее для мужчины, чем неуважение и позор. Можно проиграть важный спор или матч, битву, проебать все на свете, в том числе дом, девушку (жену) и машину, но главное остаться в глазах окружающих man in black . То есть в режиме «почёт и уважуха». И если за тебя молвят слово, а на районе говорят что ты правильный пацан, тебе все по плечу, все преодолимо. Имидж греет не только душу. Имидж работает на тебя. Неважно, как и когда. Репутацию легче потерять, чем создать, говорил Самуил Батлер. Сегодняшний дагестанец слепо следует этому правилу и добавляет: «Нормально делай - нормально будет».

Слезы. Мужчина патологически боится слёз. Своих. Чужих. Особенно женских. Со слезами он совершенно не знаком и не понимает, что сними делать, как реагировать… Слезы, это больше по женской части. Целое искусство, с которым мужчина, как правило, не знаком. Мужчина может знать, чем отличается неаполитанская «Каморра» от латиноамериканской «Мара Сальватручча», о том, как по разному трактовали образ Крессиды Боккаччо, Чосер, Роберт Генрисон и Шекспир, извлекать квадратный корень в уме, и рассуждать о вреде и пользе аутоиммунных препаратов, но о слезах он не знает ничего. Совершенно ничего.

Попасть в ад. Поразительное свойство! В дагестанце уживается одновременно и тяга (магнитная прямо-таки) к самодурству, безбашенности, желании разрушать и выходить за рамки (что есть, то есть, согласитесь) и браваде… и поразительный страх в потустороннее. Мы ужасно боимся попасть в ад и это, тот самый холодный душ, который иногда действует отрезвляюще. И человек задумывается что же он скажет Там Наверху , когда его спросят о грехах. К сожалению, для истинных адептов хаоса это не самый сильный аргумент. «Хочется в рай, но в аду больше знакомых» - вот о чем, к сожалению, многие думают, выйдя утром на крыльцо. Особо сведущие цитируют Шекспира: «Ад пуст. Все бесы здесь».

Отсутствие детей. Тонкая душевная настройка в таких случаях даёт сбой и весь свет становится тьмой. Желание быть отцом - это то, что дагестанцу не нужно прививать. О том, как он будет играть со своим чадом («неважно какого пола будет ребёнок, главное чтобы мальчик был здоровым!») в прятки, футбол или пойдёт смотреть матч на стадион, дагестанец мечтает с 10-ти, нет с 15-ти, ну ладно примерно с 18-лет.

Бедности. Её бояться все. Топография сознания дагестанца даёт отчётливый ответ - семейный достаток это первоочередная забота… не говоря уже о машине, о которой грезит любой представитель сильного пола. Если всё это выливается в посаженную чёрную приору и езду по ночному городу в поисках приключенческих катаклизмов и техногенных катастроф, то кроме как о фиглярстве (один из главных пороков дагестанского мужчины, о котором стоит написать трактат или научную диссертацию) речь не идёт. Мужчина же, который стремится подчинить себе время и деньги и думает больше о том, как прокормить семью бедность боится патологически.

Женщин. С одной стороны ну чего их бояться? Да и кто признается в этом. Однако в каждом есть подсознательный страх быть непонятым, отвергнутым, непопулярным… И да… они иногда так странно ведут себя… говорят в тот самом ненавистном тоне «женщины передовых взглядов». Давно уже не секрет, что в присутствии женщины мужчина часто чувствует себя глупцом. А это чувство очень паршивое. Производный от женщин страх, это боязнь семейных уз. По-моему тут комментарии излишни.

Прослыть скупым. Дагестанский мужчина, за редким исключением, априори щедр. Сомнительное качество для семейного бюджета и накоплений, исключительная удача для девушки, имеющей на мужчину виды. К тому же даже незначительный слух между друзьями о том что «Мага жмот» - может полностью уничтожить репутацию.

Быть глупым. Наверное, с этого было нужно начинать. Ведь тут и констатация факта (ну кто не боится быть глупым - только действительно глупый человек) и пожелание.Нет ничего более позорного для мужчины, чем шутовство.

Год назад познакомилась с дагестанцем. Он сразу же начал проявлять к мне симпатию.Изначально понимала, что данные отношения ни к чему большему не приведут. Начинала их для того, чтобы развлечься, отвлечься, приятно провести время, но не более. В тот период переживала расставание с бывшим парнем, с которым встречалась около 2 лет. Расстались по моей инициативе, но все же было неприятно. В то время, я еще не воспринимала новые отношения даже элементарно как отношения, ибо для меня религия достаточно важна.Я четко понимала, что мои родители вероятнее всего будут против. Изначально, мы встречались очень редко, потом все чаще и чаще. Я и не заметила, как быстро привыкла к нему, хотя месяца через два постоянно пыталась прекратить данные отношения, понимая, что будущего нет и, чем раньше мы расстанемся, тем будет лучше. Я знакомилась с другими мужчинами, проводила с ними время, развлекалась с подругами, различные клубы, тусовки. Я искала причины для ссор, но до сих пор не могу понять, зачем он всегда останавливал меня, просил не бросать его, даже плакал из-за меня. Он относился ко мне, как ни один человек не относился (хотя отношений у меня было приличное количество). Это определенно мне льстило и вместо точки, я снова ставила многоточие. Он дарил мне цветы, подарки, прощал мне все, мог приехать ко мне просто чтоб постоять под балконом, выкладывал мне сердечки из цветов, говорил и писал невероятные слова. Первые несколько месяцев мы никогда не заговаривали о религии. Для меня эта тема была табу, и он не начинал ее. Однажды, я попросила узнать подругу о том, что он ждет от этих отношений, на что он сказал, что хочет будущего и вследствие того, что он родился, вырос и его семья живет в славянских местах, обычаев он практически не соблюдает. После месяцев пяти я все же решилась заговорить на эту тему. Он сказал, что запрета на брак между людьми разной религии нет. Я сказала, что мои родители никогда этого не примут, да и его родители тоже. Он мне ответил: «С чего ты взяла? Все возможно и осуществимо“. Я все равно пыталась расстаться, но он держал меня, просил, умолял. Я знала, что он любит меня. И решила рискнуть, попробовать, подумала, почему мы должны расставаться сейчас, раз нам невероятно хорошо вместе? Тогда я понимала, что рано или поздно, но нам придется разойтись и, надеялась, что это произойдет по любой банальной причине, не важно, но только не из-за религии. Мы стали проводить все больше и больше времени вместе, я невероятно привязалась к этому человеку и испытывала очень сильные чувства, эмоции, но держала его на расстоянии, не давала себе полюбить его. Я перестала общаться с подругами, друзьями, перестала куда-либо ходить развлекаться, а если и ходила, то только с ним. Мы проводили все время вдвоем. Он просил не держать на расстоянии его, дать волю всем чувствам, просил серьезности. И я сдалась. Он говорил, что хочет прожить со мной всю свою жизнь, быть только со мной всегда, просилменя быть только с ним всегда. У меня все равно возникали иногда мысли, и я спрашивала, когда мы расстанемся, имея ввиду невозможность быть вместе. Он отвечал, что это глупость, что мы не расстанемся. Он говорил, что встретил ту единственную, с которой хотел бы провести всю свою жизнь. И я верила. Я даже начинала думать, что если это действительно настолько сильная любовь, то и мои родители поймут, и я могла бы попробовать их убедить в этом когда-нибудь потом, в будущем. Он ездил к себе на родину, и я думала, что если не суждено нам быть вместе, он поймет это именно там, в той обстановке. Но он продолжал писать и говорить, что всегда хочет быть со мной, что я единственная в его жизни, и что он меня встретил для будущего. Я снова пыталась ссориться. Но он снова просил и умолял не бросать его, снова писал слово «всегда» и я понимала, что тоже люблю его и не могу без него. Я гнала от себя грустные мысли, пыталась наслаждаться тем, что есть. Но они никогда не оставляли меня. Он видел, что я действительно полюбила, знал, что нужен мне и я серьезна в своих чувствах. И в этот момент он стал отдаляться. Все было, как и раньше, но я чувствовала, что что-то не так. Мы начинали постоянно ссориться, инициатором всегда была я, но он уже не стремился мириться. Я думала, что он всегда прибежит, сам извиниться. Но этого не происходило. И начинала все я. В это время, я как-то забыла о религии и думала, что это кризис в наших отношениях, что надо пережить, попробовать, рискнуть. Мы стали реже видеться. Он перестал мне говорить слово “всегда“. Однажды мы разговаривали и я почему- то спросила у него:“ Сможем ли мы быть вместе?“.Это был очень тяжелый разговор. Он ответил нет. Так принято по их обычаям. Он жениться только на своей девушке. Я говорила ему, что нужно бороться за любовь, за чувства. Просила поговорить с родителями. Он сказал нам не суждено быть вместе никогда. Мы не сможем. Он знает ответ родителей, т.к. в его семье уже возникала такая ситуация. Я спрашивала зачем тогда были все те слова и он отвечал, что говорил то, что чувствовал, не думая о будущем.В итоге решили остаться друзьями, но он все равно меня держит, звонит,пишет,ищет встреч,говорит,что я все еще его девушка, хотя родители сказали ему жениться через год(возможно даже и раньше,а это он так говорит).Он продолжает писать, говорить, что любит очень сильно, не дает общться с другими молодыми людьми.С одной стороны умом я понимаю, что все это лапша на уши, но с другой все еще испытываю к нему сильные чувства. И не видеться не получается, и закончить это все.Действительно хочу быть друзьями, потому что человек хороший,но как дружить с ним ума не приложу. Посоветуйте что-нибудь или расскажите свою историю отношений с дагестанцем.

Моя история такова. Может для кого-то, она будет поучительной.

Три года назад мы отмечали день рождения моей подруги в кафе. Собрались, у нас был огромный стол и много девчонок. Время спустя подъехала большая компания парней. Они сразу обратили на нас внимание, стали посылать нам на стол всяческие подарки.

Я сидела напротив симпатичного молодого человека, сначала я не поняла, что он нерусский... Потом мы как то начали общаться, они к нам подходили, предлагали покататься на лимузине, мы конечно же отказывались. Потом этот мальчик подошел ко мне и спросил: почему вы не хотите ехать, я сказала, что мы боимся их, и тем более мне надо потом как-то добиратся до дома. Он сказал, что боятся нечего, потому что он работает в милиции, а остальные друзья гаишники (это была правда).

В итоге когда мы уже все собрались выходит у кафе стоял огромный лимузин, нам ничего не оставалось делать как ехать. Он сел рядом со мной, потом я поняла по акценту что он нерусский (дагестанец-аварец).

Вскоре я сказала, что мне надо домой, он сказал, что увезет меня. Мы доехали до его машины и он повез меня домой. Когда мы остались наедине на меня нашел страх, я раньше никогда с этим народом не общалась, и боялась. Но он благополучно довез меня, проводил до двери, поцеловал в щечку, и спросил можно ли ему позвонить завтра.

Тут то все и началось... На следующий день, не успев открыть глаза, я обнаружила кучу смс. Он клал мне деньги на телефон, предлагал увидиться. После того как он позвонил раз 10. Я сказала ладно подъезжай на мойку я буду мыть там машину.

Он приехал. Мы катались по городу, сидели в кафе. Так начался наш роман. Я была без ума от него, он признавался мне в любви. Я уже знала его родственников и друзей.

Мы встречались год. За год отношение существенно изменилось. Он не стал практически ничего делать для меня, а стал требовать к себе много чего...

Потом произошел такой случай: мы гуляли в кафе с его друзьями ментами. И все напились. Не для кого не секрет, что менты всегда ездят пьяные за рулем. В этот день мы были на моей машине. После кафе, мы вышли он сел за руль. И не успев отъехать от кафе он врезался в жигули причем процарапав всю бочину. представляете что стало с моей машиной?

Я сказала остановись. Он сказал нет надо сматываться, а то меня уволят из милиции. Мы ехали дворами. Вскоре я увидела мигалки сзади. Но... это просто была проверка документов, он вышел, помахал корками и нас отпустили, несмотря на то, что он не стоял на ногах.

Он сказал ты не переживай мы сделаем машину. Я оплачу ремонт.(надо же было мне быть такой дурой и верить этому).

Немногим позже мы отмечали день милиции. И как всегда все напились. Мы ехали впереди, я была трезвая за рулем, а сзади в уазике ментовском ехали его пьяные сослуживцы.

Я притормозила на лежачем полицейском, и этот уазик въехал мне в зад. Мы выбежали. Были повреждения, не значительные, но крышку багажника надо было красить... Конечно же никто не хотел вызывать ГАИ, так как были пьяные. Опять же пообещали все сделать.

Время шло, с ремонтом он тянул, отношения были, но мне уже они не нравились, и сама уже хотела уйти от этого человека. Несмотря на то, что любила его. Но перспектив я не видела. В итоге произошла очередная ссора. И я перестала отвечать на его звонки. Мне уже было без разницы сделает ли он мне машину или нет. Он звонил, звонил.... Так прошел месяц.

Когда я решила машину продавать, я все таки решила наконец потребовать денег на ремонт и позвонила...

Телефон был не в зоне. Я позвонила на работу. Мне сказали, что он в отпуске и уехал на Родину.

Я попросила его друга найти мне его тот номер телефона. Он нашел. Сначала он мне писал смс что я сама виновата не брала трубку. Потом он писал мне что скучает. Но я вела себя грубо с ним и требовала денег, а не слов. Он написал мне, что он женится там....

Тут земля ушла у меня из под ног. Он всегда говорил, что никогда не женится на девушке своей нации, что хочет русскую жену.

Я написала ему: хорошо женись, будь счастлив. Но когда приедешь отдай мне деньги.

Он написал: мы будем вместе? ты будешь со мной встречаться?

Я думаю вы представляете, что ответила я на это.

Проло 2 месяца. Он приехал, позвонил мне, что хочет увидится, соскучился. Я говорила, что увижусь, когда он отдаст деньги или договорится о ремонте. Он тянул время. Мне пришлось обратится к нужным людям, чтобы разобрались. Тут то полилось из него, он мне наговорил и написал кучу гадостей. Вообщем было тяжело и неприятно.

Решив, что я сама виновата во всем, что хочу все это забыть, я уехала отдыхать. Затем моя жизнь без этого человека наладилась довольно быстро. И в личном и в финансовом плане все стало не просто хорошо, а очень хорошо...

Через год после этой истории, в канун Нового года он присылает мне сообщение, с просьбой простить его и не злиться. Я сказала Бог простит.

На этом не кончилось дело. Он снова стал названивать, писать, что скучает, звонить по ночам.... А потом я увидела в городе его машину сильно помятую, друзья рассказали, что он пьяный попал в аварию, его лишили прав. В тот момент, я не радовалась, я просто думала, что есть СПРАВЕДЛИВОТСТЬ НА СВЕТЕ.

Звонит он мне регулярно, интересуется моими делами. Недавно я решилась расставить все точки, и встретиться. Проверить себя, остались ли у меня чувства к этому человеку после всего. Мы встретились, я -вся такая красивая на новой тачке))) и он весь такой уставший, измученный, безработный и женатый....

И вы не поверите он пытался вернуть отношения, вновь предлагал встречаться и быть его любимой....

Но главное-я поняла, что не любовь это была, и Бог меня уберег от человека этой национальности.