Особенности работы малокомплектного детского сада и организация воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы в летний период. Какой должна быть игровая площадка на территории детского сада

Спортивная площадка, предназначенная для спортивных игр на свежем воздухе, помогает сохранить и приумножить здоровье нации.

В наше время спортивная площадка представляет собой место, где дети и взрослые с использованием разнообразного оборудования занимаются физкультурой и спортом. Они могут быть специализированными и универсальными. От этого зависит и оборудование спортивной площадки.

Характеристики площадки

Когда создается проект универсальной спортивной площадки, должны быть соблюдены такие параметры:

  • эксплуатация при любой погоде;
  • возможность заниматься несколькими видами спортивных состязаний;
  • оборудование спортивной площадки должно сохранять устойчивость против действий вандалов;
  • покрытие должно подходить для занятия различными видами спорта;
  • должна быть предусмотрена инфраструктура в виде скамеек, раздевалок и дополнительных помещений.

На универсальной площадке можно круглый год заниматься разными видами спорта на воздухе. Помимо многоцелевого игрового, здесь расположен еще гимнастический комплекс и тренажеры. Они необходимы для игровых видов спорта и занятий силовыми упражнениями.

Строительство универсальной спортплощадки включает такие этапы:

  • готовится асфальтовое или бетонное основание;
  • возводится сетчатая ограда;
  • настилается искусственное покрытие;
  • монтируется осветительная система и оборудование для спорта;
  • устанавливаются зрительные места.

Оборудование

Устройство спортивных площадок регулирует Р 55677-2013 ГОСТ “Оборудование спортивных площадок”.

Комплектация спортивной площадки включает:

  • стойки для баскетбола и стритбола;
  • стойки для волейбола и тенниса с сетками;
  • вышки судей;
  • ворота.

Стойки могут встраиваться в края ограждения спортплощадок.

  • должно обеспечивать обзор всей площадки;
  • не должно слепить;
  • соответствует требованиям санитарных норм.

Полноценное освещение спортплощадок дает возможность как соревноваться, так и проводить тренировочный процесс. Освещение низкого качества негативно сказывается на уровне игры и опасно для здоровья спортсменов.

Равномерное освещение площадки требует не меньше шести осветительных мачт. Если площадка предназначена для профессиональных занятий спортом, количество мачт освещения рекомендуется доводить до 8.

Высота находится в пределах 6-12 метров. На опорах монтируется 1-4 прожектора на металлогалогеновых лампах. Мощность прожекторов - 150-400 Вт.

Спортплощадка в детсаду

При устройстве территории детсада обязательно наличие площадки для игр, оснащенной качелями, песочницами. Нужно также другое оборудование для спортивной площадки в детском саду. Помимо игровой зоны, должно быть место для занятий физкультурой в различные времена года. Из спортивных снарядов на площадке можно разместить брусья из дерева, турники, кольца.

Проект

Проект спортплощадки должен быть разработан под необходимую выделенную на эти цели площадь. Проектируя оборудование спортивной площадки, исходить надо из того, чтобы на одного ребенка приходилось по 1 м 2 от территории площадки. Грамотно спроектированная спортивная площадка годится не только для физкультурных занятий, но и для того, чтобы проводить детские праздники.

Кто занимается оборудованием спортивных площадок? Изготовить спортивные снаряды и выполнить дизайн детской площадки - работа, выполняемая обычно компаниями по благоустройству и озеленению. Но до обращения к специалистам нужно прежде определиться со спортивными снарядами для каждой из возрастных групп.

Так, детям средних групп потребуется мишени из дерева для метания. Оборудование спортивной площадки в ДОУ должно быть комплексным. Так, опоры для выполнения прыжков могут дополняться сеткой для баскетбола и верёвкой для лазания.

Материалы

Изготавливать снаряды лучше всего из дерева, пластика и металлических труб. Дополнительно необходимо устроить беговые дорожки, приспособления для тренировки равновесия. Полоса для прыжков должна завершаться ямой для приземления, наполненной крупнозернистым песком.

Школьная спортплощадка

Оборудование для спортивных площадок школ нужно для того, чтобы дети полноценно занимались на уроках физкультуры. Для всех школ производят выделение земельных участков для устройства спортивной площадки. Площадь таких участков зависит от того, где расположена школа и сколько в ней учащихся.

В условиях мегаполисов участки занимают мало места, населенные пункты поменьше могут порой позволить себе площадки размером со стадион. Это определяет, какое нужно оборудование школьных спортивных площадок. Такие участки могут быть комплексными или комбинированными.

Комплексная спортплощадка содержит футбольное поле 90 х 60 метров, одну баскетбольную и две волейбольные площадки.

В комбинированной площадке имеется круговая беговая дорожка, дорожка для прыжков с ямой из песка, игровая площадка, гимнастический городок.

Уличные площадки

Проведение занятий физкультурой круглый год на открытом воздухе ставит перед теми, кто разрабатывает оборудование для спортивных площадок на улице, ряд специфических проблем. В первую очередь нужна спортивная площадка, оснащенная твердым покрытием, дающим возможность заниматься после осадков и в межсезонье. Площадка имеет покрытие из дерева, битумной резины или асфальта. Она должна возвышаться на 50-70 мм над поверхностью, чтобы на ней не задерживалась вода.

Использование площадки можно расширить, пристроив к ней беговую дорожку. Таким образом, площадка приближается к стадиону. Асфальтовая площадка, по данным многочисленных исследований, не вредит здоровью стоп детей. Обувь со стелькой из войлока и носки из шерсти в достаточной степени амортизируют стопу во время бега и прыжков, укрепляя ее.

Наличие площадки с твердым покрытием не означает, что не нужна площадка с покрытием из травы. Такая площадка будет востребована в летнюю хорошую погоду. Покрытие размечается линиями, делающими легче занятия спортом.

На ее краях располагается вспомогательное оснащение. Это стенка для гимнастики, баскетбольные щиты, Высота гимнастической стойки выбирается равной 3 метрам. Перекладины на высотах 1,5 и 3 метра окрашиваются другим цветом. Так, для ребят разного возраста упрощается дозировка высоты, на которую можно лазать. Детали гимнастических снарядов из дерева покрываются битумным лаком, чтобы предотвратить порчу.

Все остальное покрывает лак. Он предохраняет гимнастическое оборудование от влияния влаги, улучшая внешний вид.

Обучение детей основам баскетбола требует наличия баскетбольных щитов. Простейший такой щит делается из досок, покрывается белой краской. На щит крепится кольцо с сеткой. Кольцо должно устанавливаться на высоте 2 м.

Стойки для крепления сетки для волейбола представляют собой трубы, которые забетонированы в землю.

Рядом с краем площадки размещается яма для прыжков. Ее длина составляет 3 метра. Края ямы обшиваются досками. В яму, выкопанную на глубину 40-50 сантиметров, насыпается Гимнастические снаряды размещаются около спортплощадки.

19. Гигиенические требования к участку ДОУ

Гигиенические требования к участку детского сада направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей дошкольного возраста вредных факторов, сопровождающих игровую деятельность и занятия физической культурой с использованием спортивного и игрового оборудования. Правильно спланированный и хорошо организованный участок, где дети проводят до 5–6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Целью работы является изучение гигиенических требований к территории ДОУ. Для достижения данной цели ставятся задачи, такие как:

    Территория ДОУ

    Зона игровой территории

    Хозяйственная территория

Территория ДОУ

Обособленный земельный участок – обязательная составляющая территории дошкольного учреждения. К нему предъявляются следующие требования:

    Не допускается расположение на участке посторонних учреждений, построек, сооружений, функционально не связанных с ДОУ.

    Обязательно ограждение территории участка забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Основным приемом зонирования участка также может служить живая изгородь из кустарника.

    Участок должен быть обеспечен инсоляцией в течение 5 ч светового дня, иметь достаточно тени, особенно в южных районах, и хорошо проветриваться.

    В целях профилактики травматизма детей и обеспечения их безопасности к участку должны быть организованы удобные подходы с пешеходных дорог, а не с проездов улиц с движением автотранспорта.

    Размер площади участка зависит от вместимости детского сада. Он определяется из расчета не менее 40 м 2 на 1 место. Если вместимость ДОУ не превышает 100 мест, этот показатель составляет 35 м 2 на 1 место. Для встроенного здания ДОУ при вместимости до 100 мест – не менее 29 м 2 на 1 место. В северных районах, а также в крупных городах в условиях затесненной застройки допускается некоторое уменьшение площади участка, но не более чем на 30%. При недостаточной инсоляции или неинсолируемой территории ДОУ часть или всю игровую территорию по согласованию с территориальным управлением Роспотребнадзора допускается размещать в отрыве от здания или участка на расстоянии не более 50 м.

    Должна быть обеспечена удаленность земельного участка от шумных пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей, площадок мусоросборников, что является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнений воздуха территории ДОУ. Удаленность участка ДОУ от проездов автотранспорта, стоянок машин, от интенсивного пешеходного движения должна быть не менее 5 м. Защита будет более надежной, если эта полоса выполнена из зеленых насаждений.

    Уровень шума на участке ДОУ не должен превышать 60 дБ.

    Обязательно освещение участка детского сада в вечернее время. Уровень искусственной освещенности на земле должен составлять не менее 10 лк.

    Необходима разработка комплекса мероприятий, предупреждающих затопление и загрязнение игровых площадок паводковыми и ливневыми водами. В условиях сурового климата в районах Крайнего Севера необходимо обеспечить ветро- и снегозащиту территории.

Гигиеническое значение зеленых насаждений на участке ДОУ весьма велико и многосторонне. Зеленые насаждения являются мощной защитой от пыли, газов, ветра и шумов. Они регулируют тепловой и радиационный режим, благоприятно воздействуют на органы чувств, центральную нервную систему. Многообразное положительное влияние зеленых насаждений явилось обоснованием для гигиенического нормирования площади зеленой зоны, которая должна составлять не менее 50% участка. В площадь озеленения включают защитные полосы (от пыли, ветра, шума и др.) между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы.

Для озеленения участка наиболее предпочтительны насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники, имеющие ядовитые плоды, колючки или засоряющие участок при цветении. Из древесных насаждений рекомендуют: липу, березу, клен, сосну, ель, лиственницу, вяз, ясень, рябину. Для травяного покрытия лужаек и газонов лучше высевать виды трав, устойчивые к вытаптыванию. Устройство цветников не только украшает территорию детского сада, но и позволяет проводить занятия с детьми, приучая их наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Важно только помнить, что некоторые цветы, особенно с сильным запахом, могут быть причиной аллергических реакций у малышей.

Участок детского сада нуждается в регулярном уходе. Ежегодно проводят декоративную обрезку деревьев и кустарника, вырубку сухих и низких веток и молодой поросли. Убирают участок ежедневно утром за 1–2 ч до прихода детей и по мере загрязнения территории. Траву на газонах своевременно скашивают. При сухой и жаркой погоде участок поливают не менее двух раз в день, а после этого осуществляют его уборку.

В зимний период регулярно очищают территорию от снега, в первую очередь дорожки, групповые площадки, навесы. В случае необходимости обрабатывают участок, особенно дорожки, ступеньки, противогололедными средствами, которые должны быть безопасны для детей, безвредны для зеленых насаждений и не должны загрязнять почву.

Участок ДОУ должен делиться на две части – зону игровой территории и хозяйственную зону.

Зона игровой территории

Зона игровой территории включает в себя групповые площадки – индивидуальные для каждой группы (из расчета не менее 7,0 м2 на одного ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на одного ребенка дошкольного возраста) и общую физкультурную площадку.

Высокая способность детей дошкольного возраста реагировать на воздействие извне, недостаточная регуляция в системах, отвечающих за адаптацию к внешней среде, относительно низкая сопротивляемость организма и вследствие этого повышенная заболеваемость диктуют необходимость такой планировки участка ДОУ, которая бы обеспечивала групповую изоляцию детей. Поэтому количество площадок должно соответствовать числу детских групп. Групповые площадки для детей ясельного возраста располагают в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневые навесы площадью не менее 40 м 2 , защищенные с трех сторон от ветра ограждением высотой не менее 1,5 м от пола. Они позволяют проводить прогулки в любую погоду. Площадь навеса не входит в общую площадь групповой площадки. Пол навеса должен иметь дощатое покрытие. Чтобы его не заливало водой, он должен быть поднят над уровнем земли на 10 см.

Покрытие групповых площадок должно быть беспыльным, быстро высыхающим после дождя или полива.

Групповые площадки следует ограждать кустарником и соединять кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения).

Общая физкультурная площадка предназначена для круглогодичного проведения обязательных и дополнительных физкультурных занятий, подвижных игр, спортивных развлечений и праздников. В общую физкультурную площадку следует включать: зону с оборудованием для подвижных игр, зону с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами, беговую дорожку, ямы для прыжков, полосы препятствий. Большое разнообразие движений и их вариантов, выполняемых на спортивных площадках, позволяет развивать и совершенствовать такие важные физические качества детей, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость.

Размеры и конструкция спортивно игрового оборудования должны отвечать анатомо-физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. Строго следует соблюдать доступную высоту снарядов. Диаметр перекладин должен быть удобен для обхвата детской рукой. Оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, иметь привлекательную форму и цвет.

Игровые площадки следует оборудовать турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Занятия на свежем воздухе с использованием игрового оборудования обеспечивают режим высокой двигательной активности детей, позволяют им закреплять и совершенствовать знакомые движения, осваивать новые, требующие сосредоточенности, четкости, ловкости, координации.

На участке дошкольного учреждения допускается устанавливать серийно выпускаемое или сделанное по индивидуальному заказу оборудование, соответствующее возрасту и росту детей, имеющее документ, подтверждающий его качество и безопасность. Используемые при изготовлении оборудования материалы должны быть прочными, высокого качества, выдерживать большие нагрузки и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее их безопасность для здоровья детей. Расстановку оборудования на групповых площадках производят, компонуя его в игровые комплексы. Оборудование для детей раннего возраста должно быть выполнено из твердых пород дерева, обеспечивающих высокую прочность снарядов. Все части деревянного оборудования должны полироваться или покрываться масляной краской. Поверхность оборудования не должна иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для покрытия конструкций применяют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Оборудование не должно быть постоянным, по возможности его надо обновлять. В приложении приведены рекомендуемые СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" оборудование и инвентарь для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе детей дошкольного возраста.

Оборудование на площадке должно быть надежно закреплено. Важна и эстетическая сторона: оборудование должно быть окрашено в сочетающиеся, а не случайные тона, привлекать детей цветовой гаммой. Необходимо следить за его исправностью, вовремя ремонтировать, восстанавливать утраченные детали. При невозможности восстановления во избежание случаев травматизма поломанное оборудование подлежит демонтажу.

При выполнении детьми на земельном участке таких работ, как полив растений, перенос песка, расчистка снега, используется исправный, соответствующий росту детей инвентарь с прочным креплением рукояток. Нельзя применять инвентарь, предназначенный для взрослых. Переноска тяжестей не более 2–2,5 кг на небольшие расстояния допускается, как и указанные ранее виды работ, только для дошкольников старшего возраста.

Для игрового и спортивного инвентаря, который используется на участке, необходимо выделить специальное хранилище или кладовую.

На игровых площадках устанавливают песочницы. На ночь их требуется закрывать крышками. Наиболее удачной конструкцией считается та, при которой открытые крышки служат удобной подставкой для игры детей с песком. Для профилактики перегрева детей в жаркую погоду песочницы оборудуют зонтами.

Весной в песочницах проводят полную смену песка. В теплое время года один раз в месяц песок надлежит исследовать на степень биологического загрязнения. В случае обнаружения возбудителей кишечных инфекций, гельминтов и других примесей, опасных для здоровья детей, необходимо полностью сменить песок.

Для профилактики травматизма в тех местах, где расположены оборудование для лазания, горки для катания и другие устройства, связанные с активными движениями детей, необходимо предусмотреть песчаное покрытие. Для предохранения детей от ушибов толщина слоя песка должна составлять не менее 20–30 см.

К оборудованию, расположенному на травяном покрытии, должны подходить песчаные дорожки.

Хозяйственная территория

Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка, вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и прачечной. Въезды и входы на территорию ДОУ, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора следует покрыть асфальтом, бетоном или другим твердым материалом.

При отсутствии теплоцентрали на территории хозяйственной зоны может размещаться: котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения – сооружения водоснабжения с санитарно защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 м2 и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий.

При достаточной площади участка в состав хозяйственной зоны могут быть включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада. Однако использовать в питании детей урожай, выращенный на участке детского сада, возможно только при наличии санитарно эпидемиологического заключения территориального управления Роспотребнадзора.

В хозяйственной зоне оборудуют площадку с твердым покрытием для установки промаркированных контейнеров с крышками для сбора мусора и пищевых отходов. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Очистку мусоросборников производят при их заполнении на 2/3 объема. Затем их очищают и обрабатывают с помощью дезинфицирующих средств. В целях предупреждения выплода мух один раз в 5 или 10 дней места сбора отходов обрабатывают одним из разрешенных Роспотребнадзором средств.

Сжигание мусора на территории ДОУ и вблизи него не допускается, его следует убирать в контейнеры.

Приложение

Наименование

Размеры, мм

Кол-во, шт.

Башня для влезания

Нижнее основание: длина – 2000, ширина – 2000 Верхнее основание: длина – 1000, ширина – 1000 Высота корпуса башни – 1500–2500

Бум разновысокий (из трех брусов)

Длина бруса – 2000 Ширина рабочей поверхности – 100–150 Высота брусьев – 150, 250, 300

Ворота для подлезания

Ширина створа – 500 Высота – 500–600

Заборчик с вертикальными перекладинами

Длина – 2500–3000 Высота – 600 Диаметр перекладины – 30–35 Расстояние между перекладинами – 250–300

Качели подвесные

Качели -доска

Длина доски – 2000–2500 Ширина – 220–250 Высота над поверхностью земли – 350–400

Диаметр – 120, 150, 200 Высота – 150, 250, 300

Перекладина низкая

Высота – 1000–800

Перекладина средняя

Высота – 1200–1000

Перекладина высокая

Высота – 1500

Рукоходы

Длина – 2000–2500 Ширина – 400–500 Диаметр перекладин – 25–30 Расстояние между перекладинами – 250–300 Высота над поверхностью земли – 1500–1800

Стенка гимнастическая

Высота – 1800–2300 Ширина пролета – 800 Диаметр перекладин – 27–30

4-5 секций

Стенка сплошная для лазания

Высота – 2300 Длина – 1500–1800

Стойки для натягивания сеток, веревки

Высота – 2000

Устройство для подвески спортивных снарядов, качелей

Длина перекладин – 3500 Высота над поверхностью площадки – 3000

Фишки, конусы для разметки площадки

Щит-мишень (навесной)

Длина – 1000

Щит баскетбольный

Ширина – 1000

Уроки физического воспитания - одна из наиболее важных составляющих дошкольного образования. Именно занятия спортом в раннем возрасте формируют крепкое здоровье и адекватную активность каждого ребенка. Детские сады - первая ступень ребенка на пути получения образования. Очень важно, чтобы уже на этом этапе у него были оптимальные условия для комфортного выполнения физкультурных упражнений. Для этого на территории дошкольных учреждений строятся специальные спортивные и игровые площадки. На их базе проводятся утренние разминки и некоторые детские праздники. В первую очередь площадка должна соответствовать таким требованиям:

  • безопасность;
  • полифункциональность;
  • эстетичность;
  • удобство.

Для игровой зоны объекта предполагается травяное покрытие. Оставшаяся площадь должна быть покрыта специальным спортивным покрытием.

Размер площадки должен соответствовать количеству детей

Очевидно, что небольшая спортивная площадка не подойдет для большой группы детей. По стандарту на каждого ребенка должно прилагаться не менее одного квадратного метра пространства. По требованиям САНПИНа 2.4.1.1249-03, в ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 кв.м., при вместимости свыше 150 мест предполгается строить две спортивне площадки размером 150 кв.м. и 150 кв.м.. Основное пространство фикультурной или спортивной площадки, как правило, остается свободным. Стоит грамотно рассчитывать не только размеры спортивной площадки в детском саду, но и ее месторасположение. Специалисты рекомендуют строить такие объекты вблизи участков, предназначенных для детей постарше. В таком случае она будет служить не только местом заранее спланированных мероприятий, но и площадкой для самостоятельных игр дошкольников.

Для экономии пространства выделите компактные зоны

В зависимости от типа физической активности следует подбирать определенную ориентацию площадки. Для удобства площадку можно разделить на специальные зоны в соответствии с физическими упражнениями:

  • прыжки в длину;
  • лазание;
  • метание в цель;
  • волейбол;
  • бадминтон и другие.

Следует стремиться к такой ориентации объекта, при которой солнце и ветер не будут создавать рисков для здоровья детей.

Территория дошкольного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка-дошкольника, здесь он проводит чуть не половину всего своего времени, я думаю, со мной согласится каждый здесь присутствующий. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

Но даже большой объём знаний, усвоенных ребёнком, не гарантирует экологически грамотного поведения в настоящем и будущем, не отражает его реального отношения к природе. Если ребёнок будет лишь отстранённым наблюдателем, то ему не понять, для чего нужно беречь и охранять природу. Важно сформировать у ребёнка-дошкольника неравнодушное отношение к окружающей природе, интерес к ней через использование проблемных ситуаций, игр природоведческого характера, художественной литературы, наблюдений в природе, поисковую, исследовательскую деятельность.

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

На первоначальном этапе перед нами стала серьезная задача: благоустроить и оборудовать тематические площадки для детей.

Следует отметить, что до недавнего времени на эстетику оформления тематических площадок, а так же оборудования не обращали должного внимания. Обычно мы наблюдаем типичный комплект оборудования игровых площадок. Но улучшение условий жизни, технический прогресс и новые задачи развития общества обострили сегодня внимание к данной проблеме. Однозначно, наш коллектив так же решил вплотную заняться благоустройством территории, созданием условий для деятельности детей на участках. Но вот возник вопрос, да и не один, а целая цепочка образовалась.

  • Как преобразовать территорию дошкольного учреждения в пространство с наличием новых тематических площадок, привлекательных для детей, предоставляющих возможность выбора деятельности, реализации своих возможностей?
  • Как создать эффективную систему эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении?
  • Как сделать так, чтобы идеи экологического пространства реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
  • Как организовать работу в данном направлении и кто должен этим заниматься? На мой взгляд, необходимо создать определенные условия, и прежде всего – систему работы коллектива, где каждый сотрудник берет на себя определенные функции в реализации данного плана.

И как результат мы увидели первые ростки. Следует подчеркнуть, за всем этим стоит работа коллектива, для которого дети – самое главное богатство.

Итак, мы ознакомились с планом озеленения, с его проблемой, целью, задачами; подготовили необходимые материалы, используемые в дальнейшем для преобразования территории, подвезли плодородную землю на территорию дошкольного учреждения, приобрели семена растений, которые будут использованы для озеленения территории, собрали пиломатериалы, необходимые для строительства новых объектов, согласно плана.

Наш опыт свидетельствует о том, что в дошкольном учреждении и вокруг него на воспитание дошкольников должен работать каждый квадратный метр.

План озеленения предполагает создание на территории тематических площадок, таких как: «Метеоплощадка», лаборатория неживой природы «Летняя академия», «Уголок уединения», «Питомник хвойных пород», «Лесная поляна», мини-водоем «Царевна-лягушка», «Бабушкин дворик», «Овощной огород», «участок поля», площадка по ПДД «В гостях у светофорика», «Театральная площадка», «кафе «Дюймовочка»», «Сад плодовых деревьев», и спортивная площадка «Богатырские забавы».

Так как наш участок большой мы воссоздали фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для нашей местности (леса, луга).

Эта зона может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников. Он дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса), их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей. Это помогает знакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемы леса, луга.

Аптекарский огород, где рассаживаются лекарственные растения неприхотливые в выращивании: ромашка лекарственная, ромашка аптечная, мята перечная, мелисса лекарственная, зверобой, подорожник.

Для пополнения дефицита посадочного материала, организации длительного наблюдения за развитием растений и практической эколого-ориентированной деятельности разбит питомник хвойных пород деревьев.

Следует отметить, что отличительной особенностью этого оборудования является то, что оно сделано из отходов производства и без особых дополнительных затрат.

Мини-водоем «Царевна-лягушка» с водными растениями и его обитателями, создающий свой особый микроклимат, так необходимый для отдыха на природе.

Это дает положительный эффект и с познавательной, и эстетической точки зрения.

«Бабушкин дворик» - игровая площадка, организованная в деревенском стиле с использованием предметов интерьера деревенского старинного двора. Избушка строится из цельных бревен с дверным и оконным проемом. Крыша покрыта камышом снаружи небольшая скамеечка, на которой сидят бабушка с дедушкой, Невдалеке « колодец» собранный из бревен заполняется землей и превращается в клумбу для плетистых растений: петуния и зеленый горошек.

А также во дворе пасутся овцы, цыплята, семейство поросят. Имеется сарай для животных, невдалеке конура и собака Организованная таким образом детская площадка может стать основой для организации работы в краеведческом направлении, в патриотическом воспитании.

Через асфальтированную дорожку вдоль здания детского дошкольного учреждения разбит мини-огород и участок поля, где выращиваются:

лен, подсолнух, кукуруза, зелень, богатая витаминами, овощи - это листовой салат разных оттенков, петрушка, укроп, лук репчатый, капуста белокочанная и краснокочанная, картофель, кабачки, томаты, огурцы, фасоль.

Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

Наша спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей немного доработана и имеет:

  • беговую дорожку;
  • стенку для лазанья из четырех секций;
  • турник на две высоты;
  • «кочки» для развития координации, глазомера, и укрепления мышц ног, состоящие из вкопанных в землю на небольшом расстоянии друг от друга низких пеньков (4-5 см);
  • «ворота для футболиста», тренирующие меткость;
  • «тропу здоровья», используемую для босохождения: травяное покрытие, мелкая галька, шишки, каштаны бревнышки, речной песок.

Добротно оборудованная спортивная площадка – залог качественной организации физкультурной и оздоровительной работы в летний период, поскольку именно в это время года дети проводят особенно много времени на воздухе.

Площадка по ПДД «В гостях у Светофорика» - асфальтированная площадка, обозначенная, дорожной разметкой и оборудована, с целью ознакомления детей с правилами безопасного и культурного поведения на дорогах. Развития навыков ориентировки в пространстве, различения дорожных знаков.

Хочется отметить, что огромную радость доставляет детское кафе «Дюймовочка» , которое является эффективным средством создания у детей хорошего настроения, благоприятного микроклимата. Совместное его использование с театральной площадкой позволяет максимально использовать определенный участок для игры, общения, театрализованной деятельности. В летний период мы его используем для организации питьевого режима.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Летний парк на территории детского сада

Воспитанники детского сада № 198 - «проблемные» дети. Среди них есть часто болеющие и те, кто с малолетства страдает хроническими заболеваниями. Есть дети с неврологическими нарушениями, с физическими недостатками и с поведенческими проблемами.

Работа с ними не прекращается в течение всего года. Если в других детских садиках малыши на летний период, как правило, разъезжаются, и в это время года наступает «мертвый» воспитательный сезон, в сто девяносто восьмом по-прежнему кипит работа. Но теплая погода позволяет большую ее часть перенести под открытое небо. Все дела и основные события лета проводятся в рамках проекта «Солнечный город».

Для этого территория детского сада оборудована специальным образом.

Пространственно-предметная среда участковой территории садика максимально приближена к условиям детского летнего парка и имеет все присущие парку атрибуты: фонтаны, бассейны, спортивные и игровые аттракционы, уголки отдыха, скульптуры сказочных персонажей, летний театр.

На свежем воздухе организуются все виды детской деятельности:

    физкультурно-оздоровительная работа (физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения, закаливающие процедуры, лечебно-оздоровительные мероприятия);

    студийная работа (детские студии: музыкальная студия «Веселая нотка», спортивная секция «Спортландия», детский театр «Театр очень юного зрителя», изостудия «Волшебный карандаш», студия по ПДД «Светофорик», экологическая студия «Зеленая страничка», конструктивная - «Юный конструктор» и др.);

    совместная деятельность детей и взрослых (экспериментально-исследовательская деятельность, трудовая деятельность, индивидуальная логопедическая и коррекционная работа);

    экологическая работа (занятия на экологической тропинке).

В теории и на практике существует два принципиально отличных подхода к проектированию предметно-пространственной среды для детей.

Одни исследования в области психологии доказывают, что дети стремятся к активному взаимодействию со своим окружением, предпочитают строить свой мир, а не получать его готовым. Большинство специалистов этого направления считают, что дети должны иметь собственную среду, отличающуюся от предметной среды взрослых.

Другие специалисты считают, что детям присуще желание иметь все «как настоящее»: отсюда их усиленное подражание миру взрослых. Поэтому ребенка должны окружать вещи, воспроизводящие настоящий предметный мир взрослых. Такая среда способствует их правильной социализации и формированию готовых понятий.

При проектировании и формировании предметного наполнения развивающей среды нашего детского сада учитывалось гармоничное сочетание двух подходов. На территории была создана предметная среда, сомасштабная ребенку, в которой органично сочетаются сказочные и реальные объекты, в совокупности своей удовлетворяющие потребности в новизне и одновременно дающие ощущение стабильности и устойчивости окружающего мира. Согласно тематическому принципу организации вся территория детского сада разделена на несколько основных пространств (зон):

1) участки групп,
2) тематические площадки для занятий детских летних студий,
3) мини-центры и экологической тропинки.

В процессе деятельности в этих зонах дети реализуют свои потребности в игре, общении, двигательной активности, исследовательской деятельности. Например, зона для моторных и спортивных игр (тематическая площадка «Спортландия») оборудована лабиринтами, лестницами, сетками - всем, что помогает овладеть основными видами движений, побуждает к самостоятельной двигательной активности.

Тематический комплекс «Город мастеров» включает трансформируемые модули, разные виды конструктивных материалов, бассейн и песочный городок.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения, привития им навыков безопасного поведения в условиях современного города спроектирована тематическая площадка «Страна дорожных знаков», имитирующая часть города с тротуарами, магистральными дорогами, перекрестками. Площадка оборудована элементами дорожного движения - дорожными знаками, светофорами, транспортными средствами и т.д.

Пребывание в коммуникативно-тренинговых зонах «Азбука общения» и «Лабиринт эмоций» обеспечивает развитие у детей коммуникативных навыков, создает благоприятный психологический микроклимат для общения детей с родителями, взрослыми, друг с другом.

С целью реализации задач экологического воспитания оборудована экологическая тропинка. Для удобства проведения занятий, повышения их познавательной и коррекционной ценности все объекты объединены в мини-центры с учетом видовой принадлежности, условий обитания, требований ландшафтного дизайна (мини-центр «Дом Боровичка» - отправной пункт экологической тропинки, «Экзотика», «Сельский уголок», «Эко-дом», «Метеоплощадка», «Привал», «Бабушкино подворье», «Поле», «Огород», «Уголок леса» и т.д.).

Работа в каждом тематическом центре строится в игровой форме с привлечением знакомых детям персонажей. К примеру, на занятия по ПДД детей приглашает Светофорик, в изостудии детей учит рисовать Карандаш, в «Городе мастеров» дети превращаются в конструкторов, а студию по ручному труду проводит сам Мастер Самоделкин. Почитать интересные книги дети вместе с воспитателем могут на «Поляне сказок», провести наблюдения - в «Сельском уголке» или на «Болоте», поухаживать за животными на «Бабушкином подворье». Хозяин экологической тропинки Боровичок приглашает ребят в уголок леса, на рябиновую аллею, в вишневый садик или в сиреневый сквер, на мини-огород или на луг и т.д.

Большое внимание при организации работы в летний оздоровительный период в нашем детском саду уделяется проектированию территории в свете новых тенденций и требований ландшафтного дизайна. Наряду с традиционно используемыми на территории дошкольного учреждения элементами (функциональные МАФы: беседки, навесы, сад, мебель, заборы, арки и т.д.), мы используем декоративно-функциональные объекты: садовые скульптуры, металлоконструкции, полифункциональные модульные элементы, контейнеры, фонтаны. Продумывая, чем насытить игровое пространство, мы стремились не столько к тому, чтобы создать индивидуальный образ территории нашего сада, сколько к тому, чтобы ребенок здесь мог выплеснуть свою неуемную энергию, развиваться физически, психически и духовно.

Публикация статьи произведена при поддержке технического центра «Кунцево». На сайте техцентра, расположенном по адресу http://www.volkswagen-kuntsevo.ru/shop/golf-plus , Вы узнаете все о новом Volkswagen Golf Plus: доступные комплектации и цены, базовые характеристики модели и многое другое. Техцентр «Кунцево» занимается не только продажей автомобилей марки Volkswagen, но также производит сервисное обслуживание, ремонт и ТО.

В.Д. ЕРМАКОВИЧ,
заведующая детским садом № 198,
г. Тольятти