Теоретическое изучение сенсомоторного развития старших дошкольников средствами аппликации из соломки. Развитие сенсомоторных навыков как условие успешного умственного развития дошкольников

На современном этапе проблемы сенсомоторного развития дошкольников широко обсуждаются в педагогической практике. Сенсомоторные способности развиваются у ребенка параллельно с физическим и умственным развитием, служат показателем его социального развития.

Сенсомоторное развитие дошкольника предполагает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, а также развитие моторных навыков. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсомоторное развитие – это база умственного развития, поскольку познание начинается именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Одним из важнейших направлений умственного развития дошкольников и залогом успешной подготовки ребенка к школьному обучению является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Однако, процесс развития речи дошкольника весьма сложен, неоднозначен и зависит от многих факторов. В числе таковых выделяется уровень развития сенсомоторных навыков у ребенка-дошкольника.

Почему же так важно развивать сенсорику и мелкую моторику еще в дошкольном возрасте?

Известно, что развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общений первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков, слогов, все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени развития движений пальцев. Опытным путем доказано, что наиболее высокие результатыв работе над развитием речи достигаются именно у тех детей, мелкая моторика которых достаточно хорошо развита и соответствует возрастной норме.

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в детской игре. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому важно стимулировать умственное развитие детей, организуя различные игры на развитие сенсомоторных навыков. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы эти игры были лишены монотонности, а наоборот, стали увлекательным занятием для малышей. Мы предлагаем вниманию читателей несколько наиболее интересных игр, направленных на развитие сенсорики и мелкой моторики у дошкольников разного возраста. При освоении образовательных областей игры можно организовать в различных видах деятельности.

Приклей-ка.

Для игры понадобится пленка-самоклейка различных цветов. Можно сделать заготовки в виде геометрических фигур, облаков и др. Для основания – плотная полиэтиленовая пленка. Игру можно проводить в свободной деятельности детей с задачей: “приклей – отклей”, а можно организовать в ходе продуктивной деятельности (аппликация) при освоении образовательной области “Художественное творчество”.

Для игры готовим непрозрачные емкости одного размера и цвета с плотными крышками. Это могут быть бутылочки или коробочки. В емкости насыпаем различный “материал”: крупа, горох, монетки, стружка, металлические шарики или гвоздики. Воспитатель выбирает любую шумелку, встряхивает ее. Задача для ребенка – найти такую же шумелку, как у воспитателя.

Разноцветные стаканчики (мыльницы, тарелки).

Пластиковые разноцветные стаканчики можно широко использовать в разных видах деятельности. Например, сжать стаканчик и послушать, как он хрустит, или построить пирамидку. Незаменимы они и при развитии пространственного мышления при освоении предлогов. Задания могут быть такими:
– построим мостик через речку,
– загоним машину в гараж,
– построим домики для зверюшек.

1. Помоги Золушке разложить семена (“Чтение художественной литературы”).

Материал: горох, бобы или фасоль.

Ход игры: смешать все семена, предложить ребенку разложить семена по отдельным ячейкам (можно использовать пластиковые контейнеры для яиц).

3. Фрукты на веревочке (Коммуникация”).

Материал: яблоки, груши, бананы, ножницы, веревка

Ход игры: на веревке привязаны фрукты. Ребенку завязывают глаза. Он должен подойти к веревке, срезать фрукт ножницами, угадать его на ощупь и описать.

4. Картина (техника – ниткопись) (“Художественное творчество”).

Материал: заготовка из цветного картона с контуром рисунка, цветные шерстяные нитки из распущенных клочков (волнообразные или “кудрявые”), клей, кисточка, салфетка.

Ход игры: ребенок выбирает нитки нужных цветов для своего рисунка, наносит клей с помощью кисточки на картон по контуру рисунка и аккуратно кладет нитки, не натягивая их. Промокает салфеткой весь рисунок. Получается “живая”, теплая картинка.

5. Попади в цель (“Физическая культура”, “Здоровье”)

Материал: мячики или мешочки с песком, мишень.

Ход игры: дети по очереди бросают мячик в цель.

Информационные источники.

  1. Магид С.М., Тунина Е.Г. Игры из тайничка. – Спб.: Паритет, 2007.
  2. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. – № 7. – 2009.
  3. 7ya.ru – Пономаренко Анна. Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики.
  4. club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp066/rabot…index.htm – Косенкова Оксана. Развитие мелкой моторики.

Прежде чем раскрыть значение сенсомоторного развития для детей старшего дошкольного возраста нам необходимо рассмотреть, что собой представляет сенсорное и моторное развитие детей.

Сенсорное развитие дошкольников

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия. Непосредственное чувственно восприятие окружающего составляет основу представлений. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятий. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве.

Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению и речи, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе. Логическое мышление и речь перестраивают чувственное познание. Восприятие становится «думающим», приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания ускоряют распознавание, накопление новых чувственных данных, способствуют включению этих новых данных в ранее накопленные системы. Таким образом, мышление и речь становятся условием дальнейшего сенсорного развития человека, культуры чувственного познания.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. Это показывает, что сенсорное развитие человека - одно из условий успешного овладения любой деятельностью.

Богатство и разнообразие чувственных впечатлений человека, получаемых из окружающей действительности, являются необходимым условием и его эмоционального состояния, оптимальной деятельности коры головного мозга. Известно, что недостаток впечатлений, бедность их понижает тонус, обусловливают появление отрицательного эмоционального состояния человека, а их однообразие вызывает утомление. Важно формировать у человека умение пользоваться системами анализаторов, обеспечивая живую и многогранную связь с окружающим миром, активность коры головного мозга, положительное эмоциональное состояние.

Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объём определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего мира ребенка, а с другой - разнообразием видов деятельности, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют сенсорные основы.

Для каждого вида деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений), а также анализирующего восприятия и представления.

Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность направление, величину размаха движения, усилие и т.д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.

Для выделения белее сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не единое действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала: прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности и т.д.

Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения.

В программу сенсорного воспитания, кроме перечисленных свойств, качеств, отношений, имеющихся в окружающей действительности и соответствующих им перцептивных действий, включена и система эталонов.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материал, звуков, количественных и пространственных отношений. Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величин (метр, килограмм, литр и др.), длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.

Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственно сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний - обобщенных, систематизированных, в известной мере отвлеченных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т.е. способов обследования).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Развитие мелкой моторики дошкольников.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

Моторика - это сфера двигательных функций организма. У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению.

Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Специалисты в области детской психологии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Развитие моторной функции улучшает (способствует) развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.

Анализ и синтез при обработке информации в центральной нервной системе обеспечивает, сознательны отбор наиболее отточенных моторных функций. Ребенок осознает, что при улучшении моторных функций он чувствует себя более комфортно в любой среде.

Моторная функция ребенка - это интегрированная составная часть познавательной функции головного мозга.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Таким образом, нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

Сенсомоторное развитие

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие.

Обратимся к понятиям, что такое сенсомоторика?

Дословно: «сенсомоторика» - «сенсо» - чувство, «моторика» - движение. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость… Таким образом ощущения и восприятие - непосредственное, чувственное познание действительности.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние », - писал Лев Николаевич Толстой. Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия, человека. Поэтому нам надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Крик новорожденного - первая реакция на земной мир, первое непосредственное чувствование этого мира.

Ребенок сначала познает окружающий мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том, как же помочь ребенку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека и почему детская восторженная и трепетная оживленность сменяется иногда школьной апатией?

Чем больше дети дошкольники познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты около глазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижными или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Если он не может схватить этот предмет, то его не сможет и ощутить. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем больше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми. Все это, безусловно, облегчает развитие и обучение детей.

Здоровье ребенка, физическое и духовное, зависит от того, каким он видит окружающий мир, каким его представим. Одна из главных задач - дать ребенку как можно больше естественных заданий для более точного выражения себя и своего видения. Важно чтобы задание было обогащено развивающей предметной средой. Дизайнеры пытаются разрешить поставленные нами вопросы. Разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Используется широкая цветовая гамма во всех видах изобразительной деятельности. Учитывается сила цвета. При грамотно подобранной цветовой гамме снимается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социоэмоционального взаимодействия.

Дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя.

Природное желание ребенка узнавать новое постепенно сталкивается с педагогической схоластикой, с упрощенной и сухой подачей знаний об окружающих предметах и явлениях. У ребенка не реализуются одна из главных способностей этого возраста - эмпирическое, то есть чувственное, познание мира. Ребенок ждет не объяснения путем логических выкладок, а демонстрации качеств предмета. Суть предмета постигается через качества, а не через абстрактный для ребенка утилитаризм предмета. Если ребенок не приобретает живого непосредственного опыта, не переживает эмоций, связанных с приобретением этого опыта, он становится рабом уже сформированных суждений. Жизнь, данная в описаниях, снижает у ребенка интерес к явлениям.

Поначалу ребенок доверяет тому, что говорит ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительными последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями.

Каким образом открыть перед малышом мир, в котором он пришел, помочь не потеряться в нем, воспринять добро, красоту с трепетом и улыбкой - это то, что волнует педагогов.

Чтобы легче, понятнее и нагляднее было понять и изучать сложные процессы сенсомоторного развития необходимо изучить структурно-функциональные изменения в развитии организма ребенка. Это поможет открыть наиболее короткие и продуктивные пути развития и обучения ребенка.

Психофизиологические особенности развития дошкольника

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др.), которое формирует систему восприятия.

Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов.

Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития:

В младенчестве - высшие анализаторы - зрение, слух - опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.

Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте:

Ш складывается акт рассматривания предметов;

Ш формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения;

Ш устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки;

Ш устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

В раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.

Особенности сенсорного развития в раннем детстве:

Ш складывается новый тип внешних ориентировочных действий - примеривание, а позднее - зрительное соотнесение предметов по их признакам;

Ш возникает представление о свойствах предметов;

Ш освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.

В дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

Ш зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

Ш осваиваются сенсорные эталоны;

Ш возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

Ш с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Сенсомоторное развитие в процессе деятельности

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалась в психологии, и либо восприятие изучалось вне практической деятельности, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия.

В начале 30-х годов, известные педагоги-психологи определили, что как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы, развиваются не спонтанно. Их развитие определяется условиями жизни и обучения, в процессе которого, как справедливо указывал Л.С. Выготский, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности, предполагает, усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (система геометрических форм, цвета спектра и др.). Индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств.

Начиная с 3-4-х месяцев, у ребенка формируются простейшие практические действия, связанные с захватыванием предметов и манипулированием ими, с передвижением в пространстве

Позже, начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых, начинает воздействовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразований меж предметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.).

Переходя к дошкольному возрасту (3-7 лет), дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Исследование роли конструктивной деятельности (А.Р. Лурия, Н.Н. Подьяков, В.П. Сохина и др.), а также рисования (З.М. Богуславская, Н.П. Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.

Так Вайнерман С.М., Большов А.С. считают, “что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста:

1-й этап - сенсорной и моторной стимуляции,

2-й этап - сенсомоторной координации,

3-й этап - психосенсомоторной координации.

А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями”. С.Л. Рубинштейн утверждал, что отрыв психического образа от физиологического процесса отражения приводит к «уничтожению самого предмета психического исследования». Процессу восприятия свойственна динамика, зависящая от особенностей и этапов формирования поведенческого акта и характера ответной деятельности организма. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий». А.Н. Леонтьев предполагал, что возможные нарушения в системе восприятия на любом этапе увеличивают «неосознаваемость» сигнала, отражая его меньшую «презентированность».

Системное развитие (пластичность) позволяет объяснить многие функции и определенные механизмы развития моторных функций у ребенка.

Конечный эффект стимуляции сенсорной системы состоит в поведенческой реакции организма. При этом рефлекторный ответ необязателен; в большинстве случаев создаются внутреннее воспроизведение, внутренне осознаваемый образ стимула, после чего мы соответственно действуем. Этот процесс формирования внутреннего образа называется восприятием (перцепцией). Оно включает опознание того, что стимуляция имела место, и нашу способность различать разные свойства стимула.

Все системы в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Развитие соматической сенсорной системы выглядит в виде последовательных этапов формирования восприятия. Если рассматривать все эти этапы, то можно установить связь между развитием соматической сенсорной системы и других сенсорных систем (функций) и развитием моторной системы ребенка. Эти этапы условны, но они отражают направление развития (рис. 1).

структура

структура

структура

Рис. 1. Система структурно-функционального развития

сенсомоторный развитие дошкольник аппликация

Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни ребенок может и должен не только различать размер и объём предмета (маленький, большой, короткий и др.), но и определять его структуру (мягкость, жесткость, плотность и др.). Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитии тактильной чувствительности. С помощью этих движений совершенствуются способности ребенка определять вес предмета и его структуру. При совершенствовании бимануального (двумя руками одновременно) исследования ребенок может изучать форму, объем предмета; так развивается объемное восприятие.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к этому. Если ребенок не может схватить и ощутить его. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) тоже, прежде всего, основана на моторике. Значение моторики заключается в том, что прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства).

У ребенка пространственное восприятие четко связано с перемещением положения мышц шеи, т.е. происходит постоянное лоцирование (поиск) этого предмета с разных сторон. Если у ребенка развито бинокулярное зрение, то ему не надо двигать головой.

Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

Развитие происходит благодаря созданию совершенной карты чувствительности в коре головного мозга, в которой каждая функция (моторная, сенсорная, перцептивная) получает свои специфические представительства. В итоге в процессе образования многочисленных связей в моторной и сенсорной коре и интеграции систем получается картирование перцептивной зоны коры. В этом плане очень важно применять на занятиях по изотворчеству технику и методику, соответствующие уровню психосоциоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций.

Улучшая локомоторную (перемещение в пространстве) функцию ребенка, одновременно развивают его интеллектуальные функции.

Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования.

Из визуальной области коры импульсы поступают в нижнетемпоральные области, где расположен центр узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают речевой центр (таким образом, ребенок не только узнает предмет, но и говорит, что это за предмет).

Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить (рис. 2).

Рис. 2.

Уже с первых дней жизни у ребенка существует связь между визуальным контролем и поисковым движениями руки, другими словами, к моменту рождения у ребенка запрограммирована глазо-кистевая координация, но еще не сформировалась координация, но еще не сформировалась координация системы глаз - туловище - рука. Если фиксировать голову ребенка рукой, поддерживая её, то его движения становятся более точными и аккуратными. Растопыренные пальчики в период поиска свидетельствует о том, что еще не сформировано пространственно-визуальное восприятие.

Первый раз выполняемое упражнение сильно тормозится, поэтому оно не такое быстрое и эффективное. При тренировке движение становится четким и аккуратным. Если ребенок делает движение под контролем зрения, то движение должно быть сбалансированным как минимум между тремя суставами, и главная задача заключается в развитии координации в работе всех суставов, участвующих в движении.

Отдельно следует выделить рефлекторный компонент на уровне развития глазо-ручной координации. Если у ребенка не интегрированы (реализованы, отработаны) шейно-тонические рефлексы, то он находится как бы «в плену» своих же движений шеи; при повороте головы в сторону рефлекторно изменяется мышечный тонус верхних и нижних конечностей на этой же стороне.

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит по трем схемам.

1. Познание через крупную моторику - это схема взаимодействия, формирования, развития и тренировки органов чувств, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также висцеральных (внутренних) органов через движение. Моделирование в нервной системе образов движения, способствующих формированию нервных центров подкорки и коры, их взаимосвязей (белого вещества), межполушарной асимметрии будет замедлено и даже видоизменено.

2. Развитие нервной системы через тонкую моторику. После формирования в нервной системе человека геометрии образа движения объекта внешнего мира и построения движения ребенок моделирует движение во внешней среде через тонкую моторику на уменьшенной копии внешней среды - на листе бумаги, при лепке и др.

Двигательная система включает пассивную и активную части. Подвижность запястья относительно лопатки и подвижность предплюсны относительно таза насчитывают по 7 ступеней, кончика пальца относительно грудной клетки - 16 ступней. Например, движение кончика пера, пока он не отрывается от поверхности бумаги, отличается двумя ступенями свободы. При этом очевидно, разнообразие доступных траекторий движения совпадает с разнообразием всего того, что когда-либо могло быть или было написано и нарисовано пером на листе бумаги.

Н.А. Бернштейн указывал, что переход от одной степени свободы, т.е. от вынужденного типа подвижности, к двум или нескольким степеням знаменует собой возникновение необходимости выбора. Между одной и несколькими степенями свободы выбора существует очень важный качественный скачок.

3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения или восприятия, через создание образа модели (образца) с включением в социоэмоциональную среду совосприятия своих собственных движений.

Целостность созданного образа определяет границы его содержания согласно смысловой и чувственной составляющим, характеризует уровень восприятия информации.

Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах и естественных химических соединениях, неисчерпаема. Наблюдатель может до конца своих дней открывать все новые и новые факты о мире, в котором он живет, и у этого процесса нет и не может быть конца.

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатления о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это психосоматический акт.

Этапы восприятия:

Ш Афферентный синтез; анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения.

Ш Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействие анализаторов, тренировка ассоциативных процессов в полушариях головного мозга.

Построение движения (модели движения) в нервной системе:

Ш Формирование сенсорной модели объекта предметной среды, траектории движения на различных уровнях организации мозга, на уровне пространственного поля и корковых центров анализаторов зрения, движения, вестибулярного аппарата.

Ш Формирование в нервной системе эфферентной модели копирования объекта в зоне отображения через согласование чувствительного образа с двигательными системами коры, ствола мозга, мозжечка и спинного мозга.

Осуществление движения рукой, кистью, функционирование кинематической цепи опорно-двигательного аппарата по программе нервной системы; параллельное обогащение афферентации через мышечно-суставное чувство (проприорецепцию) - обратную связь с суставом и сухожилий мышц руки в центральный отдел двигательного анализатора. Образование глазо-ручной двигательной координации.

Ш Формирование обратной связи, сличение, повторный афферентный синтез.

Понимание взаимосвязи между психическим и моторным развитием ребенка имеет непосредственное отношение к реализации целей и использованию методов развивающей педагогической работы с детьми.

Тонкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

Под термином «тонкая моторика» мы понимаем высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях это движения пальцев руки и элементов артикуляционного аппарата.

Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкую моторику необходимо развивать в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа.

Таким образом, у ребенка поэтапно моделируются и апробируются основополагающие свойства пространства внешнего мира, происходит социоэмоциональное развитие, взаимосвязь между психическим и моторным развитием. С развитием высшей нервной деятельности произвольная двигательная деятельность в целом приобретает все большее значение в поведении ребенка.

Консультация для родителей

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста

Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсорном развитии.

Опытный воспитатель, логопед, психолог всегда обратит внимание родителей на недостаточное развитие общей и мелкой моторики у ребенка. Важно знать, что не всегда возможно только педагогическими воздействиями это устранить. Часто просто необходима консультация невролога. Но сейчас хотелось бы подробнее остановиться на том, как помочь своему ребенку сможете вы сами.
Пуговицы, бусины, колесики…Как много таких важных мелочей собирают дети! «Это моя колецкая, мои билианты», - говорила в 3 года мне с важным видом дочь, с трудом удерживая в ладонях горсть разноцветных пластмассовых камешков.
Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, которые и игрушками-то не назовешь можно найти в каждом доме, где есть дети. Взрослые лишь вздыхают, потихоньку втягивая пылесосом весь этот «мусор», с которым нашим детям так нелегко расстаться. Не стоит выяснять зачем ребенку нужны все эти «богатства», разумнее использовать их в развивающих целях.
Такого рода материал принято называть «бросовым»: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества.
Каковы же цели?
Во-первых, мелкие детали, перебираемые детским пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Цитирую популярный информационный ресурс: «учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики».
Во-вторых, вы сможете обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве. Это значит, что ребенка надо:
- знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами;
- развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
- Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий.

1. «Большой – средний - маленький». Попросите ребенка разложить его любимые мелочи по 3-м стаканчикам или тарелочкам.
2. «Мягкий - твердый». Расскажите ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте насколько хорошо эти знания усвоены им.

Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать)
1. «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его сред остальных или в миске с крупой (песком)


2. «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

А еще можно заняться творчеством: сделать аппликацию, панно, поделку с использованием пластилина, теста, глины и других материалов. Аппликация может быть как из одноименных материалов (например, из пуговиц), так и из разноименных. Удивительно, но можно наклеивать яичную скорлупу и макароны различных видов, крупы и семена, дополняя работу «бросовым» материалом.
Клей лучше использовать нетоксичный и прозрачный (любой синтетический клей будет удерживать мелкие детали). Клей ПВА - идеальное решение!
Помните и о безопасности вашего ребенка: при работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, быть на чеку, чтобы предотвратить случайные или намеренные проглатывание, раскусывание или попадание в носовые ходы!

Организуйте дома уголок (полку), где будут храниться материалы для сенсомоторного развития. Кроме всего вышеперечисленного там могут находиться пазлы, мозаика, шнуровка, вкладыши разных цветов и размеров в соответствии возрасту вашего ребенка.

Оставьте комментарий, если статья показалась вам полезной

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст.

У грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. Это связано с тем, что речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается импульсами первой сигнальной системы, которая отражает объективную реальность (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В Чиркина). Первая сигнальная система обладает сигналами, образующими чувствами.

При помощи слуха ребенок овладевает умением подчинять деятельность своего артикуляционного аппарата сигналам, которые поступают от слухового анализатора. При помощи слуха ребенок учится понимать речь окружающих, подражать ей и контролировать свое произношение. Зрение также играет важную роль в овладении речью - ребенок внимательно наблюдает за движениями губ и языка разговаривающих с ним людей. Он повторяет эти движения, подражает им. Таким образом, совместная работа зрительного, слухового, речедвигательного и двигательного анализаторов является основой для развития речи.

В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В это возрасте устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым.

Именно в этот период двигательное развитие наиболее интенсивно, что обусловлено высоким темпом созревания мозга. Если ребенок развивается нормально, то в возрасте одного - трех месяцев он фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову к яркому предмету, удерживает вложенную в руку погремушку. С 3–4 месяцев ребенок тянется к яркой игрушке, хватает ее рукой и таким путем (тактильно-двигательным) знакомится с формой и фактурой предметов.

В 4-5 месяцев хватание предметов приобретает выработанный, то есть условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони.

В возрасте шести-восьми месяцев у ребенка развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки, ребенок может брать двумя руками, перекладывать предмет из руки в руку. Еще преобладает хватание ладонного типа, однако все более координированное. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие. Только на 9-м месяце ребенок начинает брать предметы пальцами. В девять - восемнадцать месяцев ребенок узнает предмет на расстоянии. В захватывании предмета участвует большой палец и конечные фаланги других, а на 11- 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т. д. Большую роль в овладении двигательными функциями играет подражание, которое выражается в повторении собственных движений, повторении знакомых движений взрослого и в повторении новых движений. Повторение собственных движений заключается в том, что ребенок вертит и рассматривает перед лицом ладонью одной руки, затем другой. На следующем этапе развития ребенок с удовольствием имитирует заученные ранее движения, если взрослый показывает их. К концу первого года жизни малыш внимательно следит за действиями взрослого. Они являются для него новыми и после наблюдения за ними ребенок начинает их повторить. Сначала эти движения у ребенка неточны, он часто промахивается, но затем эти движения становятся все более координированными. При этом к полутора годам эти движения становятся настолько точными, что близки к движениям взрослого.

В раннем детстве восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. У ребенка начинает складывается новый тип внешних ориентировочных действий (примеривание), а позднее и зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов. При этом освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности. Так, у детей уже примерно с 11 месяца жизни появляются функциональные действия, отличающиеся от манипулятивных тем, что они выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Дети начинают целенаправленно использовать предметы, например, катают машинку, угощают куклу чаем. В этот период совершенствуются действия рук, а также ранее выработанные действия, обобщение и перенос их на новые объекты.

Ранний возраст.

В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. Начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.

По данным Е.М. Мастюковой, которая описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации, на втором году жизни ребенок может удерживать два предмета в одной руке, держит чашку, поднимает ее и пьет. Начинает воздействовать одним предметом на другой, чертит карандашом штрихи и "каракули", повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий . Переворачивает страницы книги, ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.

На третьем году жизни при нормальном развитии ребенок открывает крышки, пользуется ножницами, может крутить пальцем диск телефона, Он удерживает карандаш пальцами, копирует отдельные геометрические формы, рисует черточки, красит пальцем и нанизывает бусы. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ребенок продолжает брать двумя руками, но с выделением преобладающей руки. Преобладающая рука часто меняется.

Рисуя, дети в этом возрасте часто стараются копировать движения взрослых или опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями не играет особой роли. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Рука как бы учит глаз.

Дошкольный возраст.

С.М. Вайнерман, А.С. Большов считают, что «…наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация), обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями».

В дошкольные возрасте наиболее быстро развивается способность совершать движения телом большой амплитуды (крупная моторика). Развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (мелкая моторика) происходит медленнее, так как в центральной нервной системе ребенка еще продолжается процесс миелинизации. К тонкомоторным движениям можно отнести пользование вилкой и ложкой, письмо, нанизывание бусинок на нитку, вдевание нитки в иголку, отщипывание бумаги или пластилина и т.д.

В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Наиболее значимым в предметно-практической деятельности 3-4-летних детей является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще незрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.

В три – четыре года может копировать формы (например, крест), обводит по конурам, собирает и строит постройки из девяти кубиков.Хватает катящийся к нему мяч.

В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека от двух до трех частей его тела. Копирует квадрат. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями, развитие умения выполнять мелкие движения с предметами.

К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.

В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

К возрасту 6–8 лет формируется достаточно совершенная система межсенсорной интеграции . С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее место в регуляции графомоторных движений и в формировании соответствующих навыков.

Таким образом, сенсомоторное развитие происходит в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.


Завьялова Светлана Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС ОВ "Белочка" г. Тарко – Сале
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко – Сале
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
Дата публикации: 15.06.2018
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕЛОЧКА»

Г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

«Организация сенсомоторного центра, направленная

на сенсомоторное развитие и воспитание

дошкольников»

Статью для выступления подготовила:

Завьялова Светлана Витальевна –

воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ

«Белочка» г. Тарко - Сале

Тема: «Организация сенсомоторного центра, направленная на

сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Сухомлинский В.А.

В контексте требований ФГОС дошкольного образования развивающая предметно -

пространственная среда, которую мы организуем в детском саду, должна соответствовать

возрастным особенностям детей, быть содержательно – насыщенной, трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной и самое главное - пронизана

сенсорными ощущениями.

Дошкольный период - это один из важных критических периодов развития,

характеризующийся

высокими

психофизиологического

созревания. Малыш

появляется

сформировавшимися

органами

способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями

он должен научиться. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и

других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он

знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша

окружает

сенсорными

признаками

многоцветием,

запахами,

шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного

педагогического

руководства

взрослых,

оказывается

поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсомоторное развитие осуществляется

только в процессе воспитания.

Сенсомоторное

развитие

дошкольника

развитие

восприятия

формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Сенсомоторное

развитие

составляет

фундамент

умственного

развития

дошкольника.

С восприятия

предметов

окружающего

начинается

познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся

восприятия,

являются

результатом

переработки.

нормальное

умственное

развитие

невозможно

полноценное

восприятие. Сенсомоторное

развитие

является

планомерного развития и воспитания дошкольников.

Психологиче ская

и практика

(В. Н. Аване сова,

Э. Г. Пилюгина,

Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова, А. В. Запорожец, и др.) убедительно доказали, что знания,

получаемые

словесным

и неподкрепленные

чувственным

неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное

умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М.

Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной

справедливо

сенсомоторное

воспитание,

направленное

обеспечение

полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного

воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное

восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для

многих видов труда.

Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные

педагогические

воздействия,

обеспечивающие

формирование

чувственного

познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений

ознакомление

сенсорной

культурой

человека.

Проблема

сенсорного

развития

признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное

расстояние», - писал Л. Н. Толстой. Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и

радостный, он приносит много разных встреч и открытий. Чем больше дети познают, тем

богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это

позволит легче учиться.

Что же такое моторика?

Моторика, в

п е р е в од е

л ат и н с ко го

д в и ж е н и е.

Р а з л и ч а ю т

– крупную

моторику и мелкую моторику.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег,

ползание, прыжки, ходьба, наклоны и т.д. – все это относится к крупной моторике. Если,

например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет

к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот сколько действий

ребенок сделает, что бы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к

крупной моторике. Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную

моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять

более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание

пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание

– это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) - это

взаимокоординация

сенсорных

моторных

компонентов

деятельности:

получение

сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь,

служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

Сенсомоторика - это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность

глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой,

ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет,

то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании

предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает

развитие других систем. Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер

предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц

обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают

функцию восприятия.

Данные факты позволяют вести речь о единении процессов сенсорного

и психомоторного развития детей

Целью создания развивающей предметно - пространственной среды является развитие

всех видов восприятия, перцептивных действий, внимания, логического и наглядно -

образного мышления; формирование навыков общения со сверстниками; создание условий

реализации

речевого,

психического

развития

эмоционально

положительного отношения к предметам и действиям с ними.

Сенсомоторное развитие предполагает обогащение чувственного опыта ребенка

через совершенствование работы всех видов анализаторов, поэтому посредством каждого

группового

пространства

необходимо

формировать,

развивать

совершенствовать:

зрительное восприятие;

тактильно - двигательное восприятие;

слуховое восприятие;

восприятие пространственно - временных отношений;

восприятие

внутренних

предметов

развитие

осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

мелкую и общую моторику, графомоторные навыки.

Сенсомоторное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие

сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе,

когда происходит использование одновременно двух или более органов чувств.

Становление сенсомоторного опыта ребенка успешно осуществляется:

повседневных

деятельности

выполнения

режимных

моментов;

участия в художественных видах деятельности;

спортивных

подвижных

соревнованиях,

музыкально

спортивных

развлечениях, досугах детей;

в познавательно - игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию,

уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

несомненно, способствует развитию восприятия и мелкой моторики:

рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;

лепка из глины, пластилина, теста, игры с водой, песком;

игры с мозаикой, конструктором, пазлами, разрезными картинками;

застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, молний, шнурков;

всевозможные шнуровки, нанизывание колец на тесьму, бус на леску;

вырезание, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга),

макраме, конструирование из бумаги;

сортировка

предметов

(камушки,

пуговицы,

ракушки), игры с массажными мячами, игровой самомассаж и т.д.

Организация сенсомоторного центра в группах детского сада

Современный

испытывает

недостаток

тактильных,

слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное

назначение

сенсомоторного

создаваемого

дошкольных

учреждениях.

Функции сенсомоторного центра в ДОУ

Сенсомоторный центр предназначен главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

Снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния

релаксации и комфортного самочувствия детей;

Создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности

Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Повышения

мотивации

самостоятельной

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Этапы организации сенсомоторного центра

При организации сенсомоторного центра в первую очередь необходимо выбрать место его

расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным для доступа детей.

концепции

оформления.

Дизайн центра должен соответствовать и дополнять общее оформление группы. Можно

оформить

следующим

«Волшебный

сундучок»,

«Таинственный

«Сказочный остров», «Развивай-ка», «Веселые пальчики»,

Особое место следует уделить подбору сенсомоторных объектов для центра. Они должны

быть безопасными для жизни и здоровья ребенка. Центр должен содержать постоянные и

дополнительные

вносятся

зависимости

потребности

С енсомоторный

использует ся

в о с п и т а т е л ь н о -

образовательном

процессе

организованной

непосредственно

образовательной

деятельности

воспитателями

педагогами

дополнительного

образования,

самостоятельной игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторное развитие ребенка

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития

мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация

движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Движения

развивающее

воздействие.

наделены

количеством

рецепторов,

посылают

импульсы

(сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность

важнейших систем организма.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен.

Упражнения с каменными и металлическими шарами, грецкими орехами, шестигранными

карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие

упражнения

улучшают

умственные

способности,

устраняют

эмоциональное

напряжение, развивают координацию движений, улучшают почерк, снижают усталость,

повышают работоспособность. Они способны улучшить произношение многих звуков, а

значит, развивать речь ребенка. Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой

показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем

развития речи у детей.

Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения развития мелкой моторики у дошкольников.

Дети, имеющие низкий уровень развития мелкой моторики, испытывают трудности в

обучении, они медлительны, тонкие дифференцированные движения

трудом, графические навыки формируются более длительное время, переключаемость и

последовательность движений нарушены.

Основные принципы организации сенсомоторного центра

Доступность;

Безопасность;

Креативность;

Разнообразие объектов.

Система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников

Работа состоит из нескольких этапов.

Подготовительный

этап

включает

изучение

литературы

проблеме,

упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом, знакомство и

практическую отработку с педагогами приемов и упражнений развития мелкой моторики,

пополнение

инструментария

воспитателей

педагогов

дополнительного

образования

информационными и дидактическими материалами.

2 . Диагностический этап – включает:

Проведение диагностики мелкой моторики по возрастам (3-6лет) по методике Н.О.

Озерецкого и тест зрительно-моторной координации Бендера (6-7лет);

Определение

развития

моторики

обследования;

Проведение анализа диагностики по возрастным группам;

Подготовку

развитию

моторики детей.

3. Этап апробации – содержит практические мероприятия по развитиюмелкой моторики

воспитанников и включает в себя:

пальчики»

участием

участников

воспитательно-

образовательного

процесса

(воспитателей,

педагогов

дополнительного

образования,

родителей, детей);

«Сенсомоторный

созданию

возрастной

сенсомоторного центра с определением места и авторской концепции оформления центра,

с учетом существующих сенсорных систем.

Оформление

возрастной

практических

материалов

пальчики»

подбором

упражнений

развития

моторики

координации

движений пальцев рук.

4. Этап анализа – включает анализ проведенной работы – методической, диагностической,

практической.

Зрение:

Светящиеся шнуры, всевозможные необычные лампы, дающие отсветы, любые

приспособления с интересными световыми эффектами.

Картинки-иллюзии (крутящиеся спирали, объемные изображения).

Цветовые пятна-кляксы различной формы.

Разноцветные полупрозрачные шарфы.

Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).

Картинки-прятки (на картинке «спрятаны» предметы, ребенок должен их найти).

Разноцветные песочные часы, переливающиеся капельки, «вечные двигатели».

Слух:

Кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и птиц, животных жарких

стран, звуки транспорта, звуки природы (крики дельфинов, кваканье лягушек, стрекотание

кузнечиков), звуки воды (водопады, ручейки, море, дождь и т.д.), звуки грозы, шелест

листьев и т.д.

Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистульки, необычные

музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

Осязание:

Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги – различные материалы с разной

фактурой.

Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).

Выпуклые буквы, цифры.

Разные по форме мелкие предметы.

Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Обоняние:

Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм.

Приспособления для создания запаха (аромолампы и т.д.)

Разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.

Естественные природные запахи (кофе, мята, апельсиновые корки)в разнообразных

емкостях.

Вкус:

Стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок

для подачи детям различных вкусов.

Лимоны, бананы, леденцы, чеснок (по необходимости, для конкретных занятий).

Примерный перечень материалов для развития мелкой моторики:

Природный

материал: горох, орехи, фасоль, каштаны, крупа, шишки, камни,

пальчикового

бассейна,

творческих

выкладывания

пластилине, нанизывания и т.д.)

Бытовые

материалы: шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки,

шнурки, пуговицы, липучки, платки, шарфы и т.д.)

Дидактические

игры

материалы: объемные

плоскостные

геометрические

игрушки-вкладыши,

различные

шнуровки,

конструкторы.

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она

приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный

является

дальнейшего

развития

психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:

Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами:

песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса,

обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой,

должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает

по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о

безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Таким

образом,

сенсорное

развитие

осуществлять

единстве

психомоторным

развитием. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с

двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-

моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

Сенсомоторное

воспитание

необходимые

предпосылки

формирования

психических

умелости,

первостепенное

значение

возможности дальнейшего обучения.

Литература

Каралашвили

Антоненкова

Малаховой

“Организация

сенсомоторного уголка в группе детского сада” - “Справочник старшего воспитателя” №

Никитина Е. “Сенсорные уголки для диагностики” - “Обруч” № 2 – 2006.

Сольцева О.Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-

Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез,

2009. – 72 с.

Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для

воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1998 .- 144 с.

Рогов Е.И. Общая психология. - М.: Владос, 2002.

Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие

для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия

цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до

младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.