Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Новорожденный ребёнок. Анатомические и физиологические особенности новорожденного ребёнка

Цель занятия: обучить студентов особенностям физиологического течения периода ранней адаптации новорожденных и ознакомить с современными перинатальными технологиями, направленными на формирование здоровья в первые минуты жизни.

Студент должен знать : первичную оценку функционального состояния новорожденного при рождении, проведение первичного туалета, перевязки пуповинного остатка и антропометрии, параметры физического развития и морфо-функциональной зрелости новорожденных, особенности физиологической адаптации органов дыхания, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, уход за здоровым новорожденным, исключительное грудное вскармливание и профилактика транзиторной гипогалактии, парафизиологические состояния, профилактику туберкулеза, особенности пребывания и ранней выписки ребенка из родильного стационара.

Студент должен уметь : определить клинико-функциональные параметры здоровых доношенных новорожденных, проводить первичные мероприятия новорожденным в родильном зале при физиологическихродах.

Неонатология - раздел педиатрии, изучающий физиологические особенности и болезни детей первого месяца жизни. Развитие неонатологической помощи на современном этапе характеризуется созданием узкоспециализированных служб для семьи, беременных женщин, новорожденных, младенцев и детей раннего возраста, объединенных в перинатальные центры. Этапы медицинской помощи новорожденным детям обеспечены работой акушерской и педиатрических служб.

С момента рождения и перевязки пуповины прекращается лишь одна, пуповинная связь матери с ребенком, начинается дальнейшее развитие его в неонатальном периоде, который продолжается 28 дней. Он делится на ранний (первые 168 часов жизни) и поздний неонатальный период. Функциональное состояние ребенка в первые минуты и часы жизни характеризуется реакциями адаптации органов и систем к новым - внеутробным условиям. Адаптационные особенности функциональных систем плода и новорожденного зависят от организма матери, течения беременности и родов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДЫ

Родовой акт является значительной нагрузкой на плод. Три периода родов отличаются друг от друга. Сократительная деятельность матки сопровождается изменением метаболических процессов у роженицы и ухудшением жизнеобеспечения плода. Каждое сокращение матки приводит к уменьшению маточно-плацентарного кровотока. В первом периоде родов в паузах между схватками давление в полости матки 8-10 мм рт.ст. На высоте схватки - 20-50 мм рт.ст. Во втором периоде родов при потугах давление может увеличиваться до 70 мм рт.ст. Кровоток в матке прекращается, формируется кровяное депо, которое обеспечивает питание плода во время схватки. Ухудшение жизнеобеспечения плода проявляется приспособительными реакциями в виде усиления двигательной активности его между схватками и учащением числа сердечных сокращений не более 160 ударов в минуту. В период изгнания может наблюдаться урежение сердцебиения плода до 80-110 ударов в минуту во время потуг и выравнивание частоты через 10-30 секунд после нее.

Организм матери помогает плоду справиться с родовым стрессом и адаптироваться к внеутробному существованию за счет увеличения продукции кортизола выше уровня ее кортикосвязывающих возможностей плазмы крови, что способствует переходу некоторой концентрации кортизола к плоду.

Период новорожденности, или неонатальный, начинается с момента рождения ребенка, первого вдоха и перевязки пуповины. Первые минуты и дни жизни характеризуются реакциями адаптации систем и органов к новым условиям окружающей среды. Адаптация ребенка протекает благополучно при продолжающейся тесной физической, иммунобиологической и психоэмоциональной связи с мамой.

Время пережатия пуповины небезразлично для ребенка. За счет дополнительного плацентарного объема крови происходит адаптация легочно-сердечной системы, и повышаются запасы железа в организме. В то же время поздняя перевязка пуповины приводит к гиперволемии, гипербилирубинемии и влияет на развитие полового криза. У преждевременно рожденных детей немедленная перевязка пуповины создает дефицит объема циркулирующей крови, риск развития синдрома дыхательных расстройств и болезни гиалиновых мембран.

У доношенных детей целесообразно пережимать пуповину через 1-1,5 минуты после рождения, у недоношенных - через 1,5-2 минуты, т.е. после первого вдоха.

Пережатие пуповины и выключение плацентарного кровотока приводит к перестройке кровообращения у ребенка: повышению давления в большом круге кровообращения. С началом самостоятельного дыхания кровоток через легкие увеличивается в 5-10 раз по сравнению с внутриутробным периодом. Соответственно увеличивается возврат крови в левое предсердие, где, как и в аорте, повышается давление. Высокое давление в левой половине сердца способствует захлопыванию заслонки овального окна (за несколько часов). Закрытие артериального (боталлова) протока происходит вследствие сужения его просвета. Шунтирование крови слева направо (из аорты в легочную артерию) может сохраняться до 4 дней жизни и клинически проявляться шумом.

Легкие плода заполнены жидкостью, которая продуцируется клетками дыхательного эпителия. С момента развития родовой деятельности начинается подготовка к расправлению легких: происходит механическое сдавливание грудной клетки и вытеснение фетальной жидкости. Под воздействием первого вдоха и рефлекторного сокращения дыхательных мышц (в большей степени диафрагмы) в грудной клетке создается отрицательное давление, способствующее засасыванию атмосферного воздуха в дыхательные пути. В механизме расправления легких большое значение имеет сосудистый компонент. Заполнение кровью легочных сосудов приводит к медленному расширению мелких ветвей легочной артерии и заканчивается к 4-5 дням жизни.

Сурфактантная система , выстилающая эпителий бронхов и бронхиол, изменяет в них силу поверхностного натяжения во время вдоха и выдоха. Эта саморегулирующая многокомпонентная система, в которой большое значение имеют дисдилимеры, отличающиеся высоким содержанием ненасыщенных жирных кислот, играет особую роль в расправлении и остаточной функциональной емкости легких.

В первую неделю жизни у новорожденного частота дыхания колеблется от 30 до 60 в минуту и зависит от функционального состояния органов и систем и особенностей метаболизма.

В первую неделю жизни выявляется физиологический ацидоз и снижение напряжения кислорода в крови, изменяются глюкоза и липиды крови. В качестве источников энергии в этот момент используются высокие концентрации неэстерифицированных жирных кислот. Метаболические процессы в жировой ткани протекают активно.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НОВОРОЖДЕННЫМ В РОДИЛЬНОМ ЗАЛЕ

Сразу же после рождения головки необходимо отсосать из полости рта и носоглотки с помощью катетера, соединенного с электровакуумным прибором, массы, состоящие из околоплодных вод, слизи и крови.

Ребенка принимают на согретый лоток, покрытый двумя стерильными пеленками, расположенный у ног матери и осуществляют:

· повторную аспирацию из полости рта и носоглотки;

· профилактику бленореи;

· первичную перевязку пуповины;

· показывают ребенка матери и выкладывают на живот;

· оценивают состояние по шкале Апгар на первой минуте.

Проведение вторичной обработки пуповины и вторичной профилактики бленореи осуществляют в специально отведенном месте для новорожденных детей на подогретом пеленальном столе и, только, при условии переодевания акушерки в стерильный халат и подготовки ее рук с соблюдением правил асептики и антисептики. Скобу на пуповинный остаток не накладывают, а заменяют лигатурой при условии: толстой и сочной пуповины, резус-отрицательной принадлежности крови матери, маловесным новорожденным и детям в тяжелом состоянии. Проводят первичную обработку кожных покровов, взвешивание, измерение длины, окружности головы, окружности груди и пеленание. Непременно перед переводом матери и ребенка в послеродовое отделение малыша прикладывают к груди матери.

Первичная оценка функционального состояния новорожденного проводится по шкале Вирджинии Апгар (США), предложенной в 1953 году. В России принята двухкратная оценка по шкале Апгар: на 1 и 5 минутах после рождения всех новорожденных независимо от срока беременности и массы тела при рождении. Основными показателями жизнедеятельности являются: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, активность рефлекторных ответов и цвет кожных покровов, которые оценивают 0, 1, 2 балла. Здоровый новорожденный имеет оценку 8-10 баллов. Прогностическое значение шкала имеет в группе доношенных детей. Клинические симптомы, указанные в шкале Апгар зависят от многих факторов, прежде всего от степени зрелости, метаболических изменений и тяжести асфиксии.

ШКАЛА АПГАР

Зрелость новорожденного определяют по совокупности клинических, функциональных и биохимических параметров. В каждый возрастной период, начиная с зиготы, особенности адаптации плода, новорожденного и младенца соответствуют его календарному возрасту в совокупности со средой, окружающей его и взаимодействующей с ним. Состояние центральной нервной системы является информативной характеристикой зрелости. При исследовании ребенка оценивают позу, положение, спонтанную моторику лица, эмоциональные реакции, врожденные безусловные рефлексы и активность сосания. По клиническим признакам зрелость новорожденного определяют с помощью оценочных таблиц по сумме балов каждого признака.

Особенности физиологии и анатомии детей до 1 года

Появление малыша на свет – настоящее чудо. Однако, для того, чтобы ваше «чудо» было здоровым, росло и развивалось так, как это необходимо, родителям необходимо знать некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденных. Зная о них, родители не только сумеют избежать некоторых заболеваний, но и смогут следить за развитием своего малыша и анализировать – проходит ли оно в рамках необходимого темпа развития, или в нём наблюдаются отклонения.

Итак, секреты организма новорожденного, а в частности – анатомо-физиологческие особенности организма малыша

Центральная нервная система новорожденного

Ведущая роль в развитии организма новорожденного в первый год жизни ребёнка принадлежит центральной нервной системе. Это первая скрипка организма-оркестра. И, такая центральная нервная система не только связывает в единое целое все внутренние органы и системы, но и регулирует их работу, выступая в роли посредника и связующего звена между органами и системами детского организма.

Так, к примеру, к моменту появления на свет малыша, самым развитым органом у ребёнка является… спинной мозг, доказательством тому служат развитые простейшие рефлекторные движения вашего крохи. А, вот что касается головного мозга и в частности его полушарий – правого и левого, то относительная масса мозга у ребёнка достаточно небольшая, но, тем не менее, именно в первый год жизни ребёнка внутри слоя коры в обоих полушариях происходят сложные процессы по формированию нервных клеток.

А, вот известным русским физиологом Павловым было даже сделано следующее открытие – оказывается,

показатель возбудимости центральной нервной системы у всех детей разный – у одних деток преобладают процессы торможения, тогда как у других могут преобладать процессы раздражения, тогда как у третьих – оба эти процесса уравновешивают друг друга.

Именно поэтому, реакция детей на происходящее – действительно разная, и эту особенность необходимо учитывать, когда рассматриваются процессы развития ребенка и его соответствие определённым критериям такого развития.

Мы все знаем о том, что нашим поведением руководят условные и безусловные рефлексы, а вот наш кроха – им руководят только безусловные рефлексы, а формирование условных рефлексов у него начинается только в конце первого месяца жизни, параллельно с процессом развития подкорковых отделов головного мозга. Так, на выработку как положительных, так и отрицательных условных рефлексов в организме малыша, влияют органы восприятия – зрение, слух, осязание, обоняние... Именно они на этом этапе представляют периферические отделы анализаторов. А, вот к концу 5-го месяца жизни малыша участвуют в формировании естественного поведения у ребёнка уже все существующие в его организме анализаторы.

Зрение новорожденных

Только к 6-ти месяцам дети начинают различать цвета

Одним из главных органов чувств и восприятия является зрение. Мигательные движения глаз у новорожденного очень слабые, поэтому, малыш практически не моргает, а вот на прикосновения ребёнок реагирует реакцией зрачка – зрачок может расширяться, а может сужаться. У некоторых детей в первые недели после рождения , однако, оно должно пройти к концу первого месяца. Если косоглазие не проходит – рекомендуется консультация офтальмолога.

Со 2-го месяца жизни ребёнок уже может концентрировать свой взгляд на достаточно ярких предметах и даже следит за их движением. А, вот к 5- ти месяцам ребёнок уже сможет видеть предметы на близком расстоянии, а к 6-ти – различать цвета.

Слух новорожденного

Когда ребёнок рождается, только очень громкие звуки, но со временем его слух обостряется и расширяется звуковой диапазон восприятия, так ребёнок уже слышит ваш шепот, шорохи в комнате. К 3-му месяцу жизни ребёнок начинает поворачивать голову для того, чтобы определить источник звука.

Вкус, обоняние, и осязание новорожденных

С первого своего дня рождения ребёнок уже различает вкус – он знает что сладкое - это вкусно, а вот от горького, кислого - он предпочитает отказаться. И, хотя обоняние у детей в первые месяцы жизни развито слабее, чем вкусовое восприятие, но маленькие детки всё равно уже чувствуют запахи. Так, они узнают свою маму не только по голосу, но и по запаху…

Наиболее же ярко развито чувство осязания – ребёнок чувствует весь наш мир всем своим телом, и у него повышена болевая и кожная чувствительность к перепадам температур, поэтому, подвергать ребёнка таким стрессам, как то раздевать, а то кутать – не стоит – для детского организма это самое настоящее потрясение.

Кожные покровы новорожденных

Кожа здорового младенца - эластичная, мягкая, упругая, имеет розовый цвет. Высыпание на коже, синюшность, бледность кожных покровов – повод для обращения за консультацией к педиатру. Потовые и сальные железы практически не функционируют, подкожной жировой прослойки тоже практически нет – однако, она начнёт быстро формироваться после 1-го месяца жизни малыша.

Кожа ребёнка выполняет несколько функцией – защитную (следите за те, чтобы на коже не было высыпаний, покраснений, трещинок, ссадин и царапин – всё это может стать «воротами» для проникновения инфекции в детский организм), дыхательную (углекислый газ и вода выделяется интенсивнее, чем у кожи взрослого), теплорегулирующую (развита плохо, поэтому, ребёнок легко перегревается и переохлаждается).

Мышечная система

Мышечный тонус у детей до 1 года принято считать нарушением

14% от общего веса новорожденного составляет мышечная масса, тогда как у взрослого человека такое соотношение приравнивается к 40%. Сами мышцы у новорожденных тонкие, сокращения мышечные - слабые, мышечный тонус, если нет никаких патологий – также не наблюдается, Когда же – то, это воспринимается, как отклонение от нормы и ребёнку прописывают расслабляющий массаж.

Костная система новорожденного

Скелет у только что появившегося на свет малыша состоит из хрящевых тканей, поэтому, при неправильном положении тела – кости младенца (вернее - хрящевые ткани) быстро деформируются и приобретают неправильную форму. Что касается черепа, то он имеет правильную форму, а вот родничок (большой и малый) зарастает в течение первых 1, 5 лет жизни малыша, вначале зарастает малый родничок, а потом и большой.

Позвоночник младенца, до того момента пока он не начинает держать голову, абсолютно прямой, но, с момента, когда ребёнок предпринимает попытки поднять и удержать голову - образуется первая шейная кривизна, к 6-7 месяца, когда малыш уже сидит – образуется изгиб грудного отдела, а когда ребенок начинает ходить - у него появляется поясничная выпуклость.

Органы дыхания

На самом деле, органы дыхания новорожденного отличаются от органов дыхания взрослого человека. Так, к примеру, слизистая оболочка, как носового прохода, так и самой ротовой полости, полна кровеносных сосудов и очень легко травмируется. А, когда происходит такая травма или ребёнок заболевает простудным заболеванием – слизистая отекает и это препятствует нормальному дыханию младенца. А,

до достижения 1 года ребёнок просто не умеет дышать ртом, поэтому, во время насморка он задыхается

– родители должны стараться избегать простудных заболеваний и насморка в таком раннем возрасте у малыша, так как это очень опасно и доставляет большой дискомфорт грудничку. К тому же, как правило, любые заболевания верхних дыхательных путей у ребёнка сопровождаются и заболеванием среднего уха – а это грозит осложнением и проблемами со слухом... Аналогично, голосовая щель в гортани также достаточно узкая и короткая и даже самое незначительно воспаление в гортани приводит к набуханию слизистых и сужению прохода – как результат, ребёнок испытывает трудности с дыханием и может наступить удушье.

Тип дыхания малышей до 1 годы диафрагмальный – это объясняется тем, что дети больше времени проводят в горизонтальном положении, тогда как после года, когда ребёнок начинает ходить, дыхание становится грудобрюшным или грудным.

Поскольку обменные процессы в организме крохи проходят более интенсивно, чем в организме у взрослого человека, малыш дышит чаще, чем мы с вами – так, это 40-60 вдохов и выдохов в 1 минуту. К 6 месяцам темп дыхания замедляется и составляет уже 30-45 вдохов и выдохов в 1 минуту, тогда как к 12 месяцам ребёнок дышит, как и мы с вами - 30-35 вдохов и выдохов в минуту.

Выделительная система у новорожденного

Органы выделительной системы у малыша функционируют непосредственно с момента появления на свет, и работают более интенсивно, чем те же органы, но у взрослого человека. Так, в первые дни жизни у малыша мочевой пузырь имеет объём 50 миллилитров, тогда как 3-му месяцу жизни его объем увеличивается до 100 миллилитров, а к 12 месяцам – до 200 миллилитров. Поэтому, в первые 6 месяцев ребёнок может производить до 25 мочеиспусканий в сутки, тогда как уже в 12 месяцев – он делает это произвольно и реже (15-16 раз в сутки)

Гормональная система новорожденного

Нарушения и сбои в работе гормональной системы новорожденного приводят к задержкам в процессах формирования скелета, нарушениям роста зубов и отставании в психическом развитии малыша.

Сердечно-сосудистая система новорожденного

Поскольку, первый год жизни ребёнок проводит практически постоянно находясь в горизонтальном положении - его сердце и диафрагма располагаются выше, чем у взрослого, но стоит ребёнку встать на ноги, как сердце занимает своё естественное положение.

Процессы кровообращения в детском организме происходят интенсивнее, чем у взрослых, поэтому, у ребёнка и такой учащённый пульс – до 140 ударов в минуту, но уже к 6 месяцам ритм пульса выравнивается и снижается до 100 -130 ударов в минуту. Но, на частоту сердцебиения влияет состояние нервной системы ребёнка, поэтому, объективные показатели пульса лучше снимать, когда ребёнок находится в состоянии покоя.

Что касается артериального кровяного давление, то у деток до 1 года, оно, как правило, низкое, затем наблюдается тенденция к повышению, но здесь у каждого ребёнка, в зависимости от особенностей его организма и состояния здоровья наблюдаются свои оптимальные показатели такого давления.

В крови у новорожденных содержится большее количество лейкоцитов и эритроцитов, и гемоглобин, как правило, высокий. Однако, к 12 месяцам картина выравнивается…

Видео-фильм о развитии ребёнка с рождения и до года:

Благодаря этим общим, но таким полезным сведениям, родители детей до 1 года сумеют лучше понимать, как развивается их ребёнок, и что и почему происходит в его организме.

Кожа - нежная, бархатистая на ощупь, эластичная, розовая, могут быть остатки пушковых волос на спине и плечевом поясе. Ее богатство сосудами и капиллярами, слабое развитие потовых желез и активная деятельность сальных приводят к быстрому перегреванию или переохлаждению ребенка.


У него легко ранимая кожа, что также важно учитывать, т.к. при неправильном уходе появляется опрелость, через поры легко проникает инфекция и возникают гнойнички. На затылке, верхних веках, между бровями могут быть синюшного или красноватого цвета пятна, вызванные расширением сосудов (телеангиоэктазии), или точечные кровоизлияния.


Иногда на крыльях и спинке носа имеются желтовато-белые узелки (милиа). Все эти явления исчезают в первые месяцы жизни. В области крестца также может быть скопление кожного пигмента, т.н. «монгольское пятно». Оно остается заметным в течение долгого времени, иногда всей жизни, однако не является признаком каких-либо нарушений. Волосы у новорожденного длиной до 2 см, брови и ресницы почти незаметны, ногти доходят до кончиков пальцев.


Подкожно-жировая клетчатка - хорошо развита, более плотная, чем станет в дальнейшем - по химическому составу в ней преобладают сейчас тугоплавкие жирные кислоты.


Костная система - содержит мало солей, придающих ей прочность, поэтому кости легко искривляются при неправильном уходе за ребенком. Младенческая особенность - наличие в черепе неокостеневших участков - т.н. родничков. Большой, в виде ромба, расположен в области соединения теменных и лобных костей, размеры 1,8-2,6 × 2 - 3 см. Малый, в форме треугольника, находится в месте схождения теменных и затылочной костей и у большинства детей при рождении закрыт.


Такое мягкое соединение костей черепа имеет практическое значение, когда головка проходит по узким родовым путям. Ее закономерная деформация в вытянутую «грушу» не страшна и не должна вызывать «паники». Правильные очертания - вопрос времени. Не должна пугать родителей и бросающаяся в глаза несоразмерность частей тела младенца. Действительно, голова выглядит слишком крупной, потому что на 1-2 см больше окружности груди, руки гораздо длиннее ног.


Существующая диспропорция тоже дело времени, которое исправит все. Грудная клетка бочкообразная: ребра расположены горизонтально, а не наклонно, как в будущем. Состоят в основном из хряща, так же как и позвоночник, который не имеет пока физиологических изгибов. Им предстоит сформироваться позже, когда ребенок начнет сидеть и стоять.


Мышечная система - преобладает их повышенный тонус - руки согнуты в локтях, ноги прижаты к животу: поза утробная по сохранившейся инерции. Шея не держит головы - мышцы у нее некрепкие. Ручками и ножками дитя «сучит» непрерывно, но цленаправленные движения и двигательные навыки придут со зрелостью нервной системы.


Органы дыхания - слизистые оболочки дыханительных путей нежные, содержат большее количество кровеносных сосудов, поэтому при инфекциях, чаще вирусных, быстро развивается отечность, выделяется большое количество слизи, что сильно затрудняет дыхание. Ему препятствует и анатомическая узость носовых ходов новорожденного, а также его трахеи (дыхательного горла) и бронхов.


Слуховая, или евстахиева, труба шире и короче, чем у детей старше возрастом, что облегчает проникновение инфекции и развитие отита (воспаление среднего уха). Но зато никогда не бывает воспаления лобной пазухи (фронтита) и гайморовой, или верхнечелюстной, пазухи (гайморита), т.к. они еще отсутствуют. Легкие недостаточно развиты, дыхание поверхностное и в основном осуществляется за счет диафрагмы - мышцы, расположенной на границе грудной и брюшной полостей.


Поэтому дыхание легко нарушается при скоплении газов в желудке и кишечнике, запорах, тугом пеленании, оттесняющих диафрагму вверх. Отсюда пожелание - следить за регулярным опорожнением кишечника, не пеленать ребенка слишком туго. Так как при своем поверхностном дыхании младенец не получает достаточного количества кислорода, он дышит часто. Норма 40-60 вдохов-выдохов в минуту, но такая частота увеличивается даже при незначительной нагрузке. Поэтому обращать внимание надо в первую очередь на одышку, которая сопровождается ощущением нехватки воздуха и может быть признаком заболевания.


Сердечно-сосудистая система - с появлением на свет у новорожденного происходят изменения в системе кровообращения, вначале функциональные пупочные сосуды и вена прекращают свою деятельность, а затем и анатомические - закрываются внутриутробные каналы кровотока.


С первым вдохом включается в работу малый круг кровообращения, проходя по которому кровь насыщается в легочной ткани кислородом. Частота пульса 120-140 ударов в минуту, при кормлении или плаче увеличивается до 160-200 ударов. Артериальное давление в начале первого месяца 66/36 мм. рт.ст., а к концу его - 80/45 мм рт.ст..


Пищеварительная система - незрелая в функциональном отношении, и так как у новорожденных повышен обмен веществ, несет большую нагрузку - незначительные погрешности в диете кормящей грудью матери и режиме питания ребенка могут вызвать расстройство пищеварения (диспепсию). Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами, тонкая, нежная, легко ранима.


Язык большой. На слизистой оболочке губ имеются т.н. «подушечки» - небольшие беловатые возвышения, разделенные полосками, перпендикулярные длиннику губы (валики Пфаундлера-Люшка); слизистая оболочка образует складку вдоль десен (складка Робена-Мажито); упругость щекам придают т.н. комочки Биша - располагающиеся в толще щек скопления жировой ткани.

Они имеются как у здоровых, так и у рожденных с гипотрофией - расстройством питания, сопровождающимся снижением массы тела. С переходом гипотрофии в тяжелую форму организм теряет практически всю жировую ткань, кроме комочков Биша. Пищеварительные железы, в том числе слюнные, еще не развились: слюны в первые дни выделяется очень мало.


Мышцы, перекрывающие вход из пищевода в желудок, тоже недоразвиты - это влечет частые необильные срыгивания. Для предотвращения его после кормления надо подержать ребенка минут 20 на руках, вертикально, прислонив к груди. Вначале желудок вмещает около 10 мл жидкости, к концу первого месяца его емкость возрастает до 90-100 мл.


Мышцы кишечника еще мало тренированы и продвижение пищи по нему замедлено. Поэтому новорожденных так мучают скопления газов, образующихся при переваривании молока и вздутия живота - метеоризм. Нередки запоры. Испражнения в первые 1-3 дня жизни (называются «меконий») имеют характерную вязкую консистенцию темно-зеленого цвета, запаха практически нет. Меконий образуется из околоплодных вод, слизи, желчи, которые попадают в желудок икишечник плода.


По наличию этих выделений в первые часы после рождения судят об отсутствии у ребенка пороков в развитии пищевода, желудка, кишечника, заднепроходного отверстия. Непроходимость органов требует немедленного хирургического вмешательства.В течение первых 10-20 часов жизни кишечник ребенка почти стерилен, затем начинается заселение его бактериальной флорой, необходимой для переваривания пищи.


Меняется и вид испражнений - появляется кал - масса желтой окраски, состоящая на 1/3 из слюны, желудочного, кишечных соков и на 1/3 из остатков пищи. В этом заметна и работа пищеварительных желез. Самая из них большая, являющаяся также защитным барьером организма на пути токсических соединений - печень - относительно велика у младенцев. Но у здоровых край печени может выступать из-под самого нижнего ребра (на границе груди и живота) не более чем на 2 см.


Мочеполовая система - к моменту рождения почки, мочеточники, мочевой пузырь сформированы достаточно хорошо. Однако сильный стресс, испытанный ребенком во время родов, кратковременно нарушает обмен веществ. В зонах, где образуется моча, происходит отложение кристаллов мочевой кислоты и первые несколько дней функция почек несколько снижена.


Ребенок мочится всего 5-6 раз в сутки. Со 2-й недели обмен веществ постепенно стабилизируется, число мочеиспусканий увеличивается до 20-25 раз в стуки. Эта частота нормальная для первых месяцев, учитывая сравнительно небольшой объем и недостаточную растяжимость стенок мочевого пузыря. Наружные половые органы сформированы. У мальчиков яички чаще всего опущены в мошонку, если же находятся в нижней части живота, то могут опуститься самостоятельно в первые 3 года. У девочек большие половые губы прикрывают малые.


Обмен веществ - повышена потребность в углеводах, усилено всасывание жиров и их отложение в тканях. Водно-солевой баланс легко нарушается: суточная потребность в жидкости - 150-165 мл /кг.


Кроветворение - у новорожденных основной очаг кроветворения - красный костный мозг всех костей, дополнительные - печень, селезенка, лимфоузлы. Селезенка по величине приблизительно равна ладони самого ребенка, нижний край ее находится в проекции левой реберной дуги (самое нижнее выступающее ребро на границе груди и живота). Лимфатические узлы, как правило, при осмотре выявить не удается, защитная функция их снижена.


Эндокринная система - надпочечники во время родов несут наибольшую из всех желез нагрузку и часть их клеток погибает, что определяет течение некоторых пограничных состояний. Вилочковая железа, играющая защитную роль, при рождении относительно велика, впоследствии уменьшается в размерах.


Щитовидная и околощитовидные железы, гипофиз продолжают развиваться после рождения. Поджелудочная, участвующая в пищеварении и принимающая участие в обмене углеводов (вырабатывает гормон инсулин) к моменту рождения функционирует хорошо.


Нервная система - незрелая. Извилины головного мозга едва намечены. Сильнее развиты в тех отделах, где находятся жизненно важные центры, отвечающие за дыхание, работу сердца, пищеварение и т.д. В младенческом возрасте спят большую часть суток, просыпаясь только от голода и неприятных ощущений. Врожденные рефлексы, такие, как сосательный, глотательный, хватательный, мигательный и др., выражены хорошо, а к 7-10 дню жизни начинают складываться т.н. условные рефлексы, реакция на вкус пищи, определенную позу, обычно связанную с кормлением, к его часу ребёнок скоро начинает просыпаться сам.


Органы чувств - в первые недели органы обоняния почти не ощущают запаха, разбудить может только чрезвычайно громкий звук, побеспокоить лишь слишком яркий свет. Неосмысленный взгляд ребенка не задерживается на чем-либо, у многих наблюдается физиологическое косоглазие, обусловленное слабостью глазных мышц, непроизвольные движения глазных яблок - нистагм.


До 2 месяцев он плачет без слез - слезные железы не вырабатывают жидкость. Ему помогают познавать мир пока лишь вкусовые ощущения, осязание и температурная чувствительность. Но про двухмесячного уже не скажешь, что он «слеп и глух». Верная примета - упорно смотрит на звонкую яркую погремушку.


Иммунитет - некоторые факторы, выполняющие защитную роль в организме, вырабатываются еще внутриутробно. Часть иммунных веществ ребенок получает от матери с молозивом, в котором их концентрация очень высока, и с грудным молоком, где их содержание намного ниже, но в достаточном количестве. Но в целом иммунная система несовершенна, ребенок раним в плане инфекции.

Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное - первый вдох. В процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный (боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция, начинает выделяться моча.

Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.

Дети, рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г - к родившимся с малой массой, до 1000 г - к родившимся с экстремально низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.

Доношенность определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40 нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние (37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед может быть незрелым.

В настоящее время отмечается акселерация физического развития детей, начиная с периода новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500 до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у доношенных новорожденных равен 60.

Особенности доношенного ребенка. Кожные покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос (лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев. На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен слизистая оболочка образует складку.

Сразу после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки - в тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности, между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек - родовая опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.

У новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба, расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры 1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника, находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.

В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное - 40-60 дыхательных движений в минуту.

ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.

При надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции. После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий, край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

Некоторое возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.

1. Поисковый рефлекс . Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.

2. Сосательный рефлекс .

3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.

4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.

5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.

Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).

В течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно исчезают.

В течение нескольких часов или нескольких суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.

В первые три дня может наблюдаться олигурия.

У всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).

У 60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная (физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного периода.

В результате попадания в кровоток ребенка половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа (беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек), которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.

Для более точной характеристики состояния новорожденного в настоящее время пользуются шкалой Апгар (предложено Верджинией Апгар в 1953 г.) производя оценку в течение первой минуты после рождения и на пятой минуте. Оценка складывается из суммы цифровых показателей пяти признаков. Основные признаки шкалы Апгар:
 Частота сердцебиений уд/мин;
 Дыхание;
 Мышечный тонус;
 Рефлекторная возбудимость;
 Окраска кожи.
При показателе 7-10 баллов состояние новорожденного оценивается как удовлетворительное; 6-4 балла – средней тяжести; 3-1 балл – тяжелое; 0 баллов – соответствует понятию мертворожденный.

Физиологические (переходные) состояния у доношенных новорожденных :
1. Физиологический катар кожи (эритема) – яркая гиперемия всей кожи новорожденного, иногда с цианотичным оттенком стоп и кистей, от нескольких часов до 2-3 суток.
Состояние ребенка не нарушается. После исчезновение эритемы появляется шелушение. Больше на стопах и ладонях. Эритема может отсутствовать при ателектазе легких, при внутричерепных кровоизлияниях, при интоксикациях. Нередко у новорожденных бывает токсическая эритема-это мелкие инфильтративные пятна. Сыпь может быть на руках, на туловище, на лице, держится 2-3 дня. Это объясняется поступлением аллергенов от матери в сенсибилизированный организм ребенка. Нужно дать ребенку достаточно жидкости. У доношенных в первые часы жизни эта краснота имеет цианотичный оттенок, на 2-ые сутки эритема становится наиболее яркой и далее интенсивность ее постепенно уменьшается, к середине – концу первой недели она исчезает.
2. Телеангиоэктазии — это расширенные кожные капилляры, остатки эмбриональных сосудов.
Представляют собой красные пятна с цианотичным оттенком, величина различная, форма неправильная, локализуются на затылке, на лбу, на переносице или верхних веках. С возрастом исчезают.
3. Физиологическая желтуха – наблюдается у 60% доношенных и у 80% недоношенных новорожденных. Появляется между 2-4 днем жизни, усиливается до 4-5 дня и исчезает в течении 1-3 недель. Кожа становится желтушной, склеры субъектеричные слизистые полости рта тоже желтушные. Состояние не нарушено, кал и моча обычной окраски. Печень, селезенка не увеличены. В моче нет желтых пигментов. Желтуха развивается в следствии гемолиза (распада) части эритроцитов и функциональной незрелости печени: активность ферментов недостаточная и печень не может обеспечить выведение из организма большого количества билирубина. Желтуха уменьшается к 7-10 дню. При сильно выраженной желтухе детям дают пить 5-10% раствор глюкозы, физиологический раствор 50-100 мл/сут., аскорбиновую кислоту 100-200 мг в сутки.
4. Половые кризы обусловлены переходом экстрогенных гормонов от матери к плоду в период
внутриутробного развития и с молоком матери. В первые же дни появляется физиологическая
мастопатия – нагрубание молочных желез с двух сторон, может выделяться жидкость, по цвету и
составу напоминающая молозиво. Набухание начинается на 3-4 день, деле размеры железы
увеличиваются и достигают максимальных размеров на 7-8 день жизни, иногда на 5 или 10 день, а
исчезают через 2-3 недели. У девочек могут появиться метроррагии кровянистые выделения из
влагалища, держатся 1-2 дня. Девочек необходимо подмывать для предупреждения инфицирования. У мальчиков может быть отек мошонки.
5. Физиологическая убыль массы или МУМТ (максимальная убыль массы тела). Масса уменьшается на 6- 10%. У большинства МУМТ происходит в первые дни, но не позднее 4-го дня. С 4-5 дня масса начинает восстанавливаться. Полное восстановление происходит к 10 дню. Причины снижения массы: недоедание, потери воды с мочой, испражнениями, через кожу, легкие, срыгивание, высыхания пуповины.
6. Транзиторная лихорадка. В дни МУМТ на 3-4 день наблюдается подъем температуры до 39-40 0 С, держится 3-4 часа и мало отражается на состоянии ребенка. Объясняется недостаточным поступлением воды при высоком содержании белка в молозиве, несовершенством терморегуляции и перегреванием. Назначается достаточное питье: 5% раствор глюкозы, физиологический раствор, раствор Рингера, воды 50 мл/кг
7. Мочекислый инфаркт почек . На 3-4 день жизни у половины новорожденных с максимальным
снижением массы выделяется большое количество мочекислых солей. Цвет мочи коричневый. Это связано с распадом клеточных элементов, повышением основного обмена, сгущением крови. Длится в течение 2-х недель. Лечения не требует.
8. Физиологическая альбуминурия – увеличение содержания белка в моче может быть обусловлено повышенной проницаемостью капилляров. Вследствие этого в первые 2 дня жизни мочеиспускание происходит лишь 4-5 раз в сутки, в последующие дни частота мочеиспусканий увеличивается, достигая к 10 дню 20-25 раз в сутки.
9. Транзиторный катар кишечника (физиологическая диспепсия новорожденных или переходный катар кишечника). Расстройство стула наблюдается у всех новорожденных в середине первой недели жизни из выделений зародышей эпителия пищеварительного тракта, околоплодных вод. После него появляется переходный стул, который богат слизью, водянистый, иногда пенистый, негомогенный по консистенции (т.е. с комочками), а по окраске участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми, желтыми и даже беловатыми. Через 2-4 дня стул становится гомогенным по консистенции кашицеобразным, по окраске желтый.

Морфологическая и функциональная характеристика:
Голова новорожденного относительно велика. Она составляет ¼ общей длины тела, а у взрослого 1/8. Лицевая часть черепа сравнительно небольшая. Открыты некоторые швы (сагиттальный и др.). Открыт большой родничок, он имеет форму ромба и ширина его около 20 мм. Малый родничок открыт у 25% новорожденных (состояние и размер родничков имеет большое диагностическое значение). Шея у новорожденных короткая и поэтому кажется, что голова у них расположена прямо на плечах.
Конечности относительно короткие – 1/3 общей длины тела; разница в длине верхних и нижних конечностей почти отсутствует. Конечности располагаются близко к туловищу и согнуты в локтевых и коленных суставах.
Кожа новорожденного – гладкая, эластичная, богата водой. Поверхностно расположенная сеть капилляров придает ей красноватый цвет. Кожа только что родившегося ребенка покрыта первородной сывороткой смазкой серовато-белого цвета, которую легко удалить при помощи небольшого количества растительного масла или при первом купании. Часто кожа покрыта нежным пушком-лануго, особенно у недоношенных. Сальные железы хорошо развиты,
потовые — слабо. Через кожу ребенок получает первые ощущения тепла и холода, соприкосновения и боли. Она является хорошим органом дыхания. Выделительная способность кожи хорошо выражена. Защитная функция кожи новорожденных вначале еще недоразвита, поэтому она часто служит входными воротами инфекций. Бледный, цианотичный, желтый, желтовато-зеленый или сероватый цвет кожи говорит о болезни ребенка. Подкожно-жировой слой, как правило, хорошо развит, хотя и существуют индивидуальные различия. Из-за
относительно большего содержания стеариновой и пальмитиновой кислот подкожно-жировой слой значительно плотнее у новорожденных, чем у детей старшего возраста.
Слизистые в период новорожденности нежные, но сухие из-за недостаточного количества желез в них. Эластичная ткань развита слабо и характеризуется обилием кровеносных и лимфатических сосудов. Этим и объясняется их розово-красный цвет.
Мышечная система развита сравнительно слабо . Мышечные волокна тонкие. Мышцы у н/р составляют 23% общего веса тела, а взрослых 42%. После рождения раньше всего развиваются мышцы шеи и значительно позднее мышцы тела и конечностей. Сразу посте рождения мышцы ребенка вялые (гипотония), а затем наступает их гипертония. Это объясняется особенностью нервной системы новорожденных. Раздражения не достигают коры головного мозга,
задерживаясь в более низко расположенных центрах.
Костная система новорожденных содержит меньше плотных веществ и больше воды. Кости мягкие, эластичные, с большим количеством кровеносных сосудов. В большей своей части по строению они близки к хрящевой ткани. Зрелость плода иногда определяют по наличию или отсутствию некоторых точек окостенения, рентгенологически
Органы дыхания. Как и все остальные системы, органы дыхания в момент рождения еще не достигли своего полного развития. Нос новорожденного мал, с мягкими хрящами и узкими ходами. Слизистая носа нежна, отечна, затрудняет дыхание. Слезо-носовой канал широк. Слезные железы функционируют с первого дня рождения, но совсем слабо. Новорожденный обычно плачет без слез. Евстахиева труба коротка и широка, расположена горизонтально, и поэтому при воспалении носа инфекция из носоглотки легко распространяется к среднему уху.
Глотка, гортань, трахея и бронхи узкие, с мягкими хрящами. Гортань расположена несколько выше, чем у взрослых. Это обстоятельство и особый наклон полости рта дают возможность пище беспрепятственно спускаться под вход дыхательного горла, таким образом, ребенок может спокойно дышать во время сосания. Легкие плотные, богаты кровеносными сосудами и бедны эластической тканью. С первым вдохом воздух втягивается в легкие новорожденного, и кровь устремляется в их кровеносные сосуды. Наполняются мелкие кровеносные сосуды легочных долей. Легкие приобретают пористую структуру, и ребенок начинает дышать
самостоятельно. Дыхание новорожденного отличается неритмичностью. Частота дыхательных движений от 40 до 60 в минуту.
Сердечно-сосудистая система. До родов плод получает кислород через плаценту. Кровь, движущаяся в артериальной системе плода, представляет собой смесь венозной крови и артериальной, окисленной в плаценте. После рождения ребенка в сердечно-сосудистой системе наступают сложные изменения. Приток плацентарной крови прекращается, начинается легочное дыхание. Элементы эмбрионального кровообращения – Аранциев проток, Боталов проток, овальное окно – постепенно закрываются, а позднее облитерируются .
Сердце новорожденного относительно больших размеров. Мышечные волокна нежные и короткие. Соединительная и эластическая ткань слабо развиты. Сердце занимает более высокое и почти горизонтальное положение. Сердечный толчок определяется на уровне IV межреберья на ½ -1 см кнаружи от сосковой линии.
Частота пульса колеблется от 120 до 140 ударов в минуту.
Артериальное давление – 45 мм рт ст, в последующие дни оно достигает 60-80 мм. Низкое давление объясняется широким просветом кровеносных сосудов. У новорожденных кровеносные сосуды хорошо развиты, но проницаемость капилляров повышена.
Органы пищеварения. В период новорожденности пищеварительный аппарат ребенка приспособлен лишь для усвоения грудного молока. Правильному акту сосания содействуют некоторые особенности строения полости рта. Полость рта у новорожденного небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно большой, но короткий и широкий. В толще щек хорошо выражены жировые комочки Биша, которые вместе с большим языком создают условия для выделения грудного молока. Вдоль альвеолярных отростков имеется
валикообразное утолщение, а на слизистой оболочке губ имеется поперечная исчерченность. Это способствует лучшему охватыванию соска при сосании. Слюноотделение до 3-х месяцев незначительное. В 3-4 месяца слюнные железы становятся вполне развитыми, и у детей наблюдается физиологическое слюнотечение. Т.к. способность глотать слюну еще не выработалась. Обилие кровеносных сосудов и сухость слизистых полости рта у
детей раннего детского возраста (РДВ) способствует легкой ее ранимости. Поэтому в первые месяцы жизни недопустимо протирание полости рта, т.к. можно повредить слизистую оболочку.
Пищевод у детей РДВ относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму, слизистая сухая, нежная, богата кровеносными сосудами. Желудок у детей первого года жизни лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить, желудок занимает вертикальное положение. Широкий вход в желудок замыкается не полностью, что нередко является
причиной срыгивания детей. Емкость желудка у новорожденного 30-35 мл, у недоношенных с массой тела менее 800 г, объем желудка при рождении 3 мл; к году увеличивается в 10 раз (250-350 мл), к 8 годам-1000 мл.
Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности. Кишечник у грудного ребенка относительно велик, его длина в 6 раз превышает длину тела, а у взрослого длина кишечника превышает длину тела лишь в 4 раза. У детей легко возникает перистальтика кишок, особенно при дефектах вскармливания, что обуславливает более частые расстройства пищеварения. Важной особенностью
кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость ее стенки. Поэтому при многих заболеваниях токсины легко проникают в кровь и обуславливают токсикоз. Сразу после рождения кишечник стерилен. Спустя несколько часов он заселяется микрофлорой. В разных отделах пищеварительного тракта она различна. В полости рта она обильна и разнообразна. В желудке и верхних отделах тонкого кишечника микробов
очень мало, в толстом кишечнике микробов содержится в огромном количестве. Основным микробом кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, является бифидобактерии и в небольшом количестве энтерококки и кишечные палочки. По мере перехода детей на смешанное питание число бифидобактерий уменьшается и микрофлора становится такой же как у взрослых (т.е. преобладает кишечная палочка и энтерококк). При вскармливании ребенка коровьим молоком преобладает кишечная палочка. Положительное значение микрофлоры: 1) защитные, антитоксические свойства, т.е. может подавлять, уничтожать патогенные и
гнилостные микробы; 2) участвует в синтезе 9 витаминов (В1, В2, В6 и др.); 3) обладает ферментными свойствами. Отрицательным моментом является то, что при определенных условиях кишечные палочки приобретают патогенные свойства и могут являться причиной различных заболеваний.Толстая кишка у детей 1 года недоразвита, относительно короткая, слабо фиксирована слизистая оболочка, что является причиной ее выпадания при запоре, крике, кашле у ребенка.
Поджелудочная железа (pancreas) к рождению анатомически сформирована, но в первые 3 месяца снижена активность ферментов, участвующих в пищеварении крахмала, белка, жира. В 3-4 года активность ферментов достигает уровня свойственного ферментам взрослого человека.
Печень у новорожденных большая и занимает все правое подреберье. Нижний край печени можно
прощупать у детей до 7 лет. Но функция печени, которая обеспечивает нейтрализацию токсических веществ, несовершенна, этим объясняется более тяжелое течение заболеваний, выраженную интоксикацию у детей РДВ.
Мочеполовая система. Почки выводят из организма обработанные продукты обмена. После рождения почки работают усиленно из-за интенсивного основного обмена. Почки у новорожденного располагаются относительно низко – верхний полюс на уровне XI ребра, нижний – на уровне V поясничного позвонка. Мочеточники извилисты, широки, длина их 6-7 см.
Мочевой пузырь располагается высоко. Вместимость 50-80 мл.
Мочеиспускательный канал имеет хорошо развитые эпителиальные складки и железы. Длина у мальчиков 5- 6 см, у девочек – 2-2,5 см. в первые три дня после рождения бывает 4-5 мочеиспусканий в сутки. В начале второй недели число мочеиспусканий доходит до 15-25 раз. Высокое содержание уратов вызывает иногда боли при мочеиспускании.

Эндокринная система. Данные о функции эндокринных желез в период новорожденности очень скудны. Несмотря на то, что их секреторная деятельность начинается сразу после рождения, гормоны выделяются в ограниченном количестве. Это компенсируется гормонами, полученными и получаемыми новорожденными от матери.
В период новорожденности особое значение имеет вилочковая железа и щитовидная железа. Эти две железы последовательно вступают в действие, как факторы роста. Особое значение имеют и надпочечники.
Нервная система. Головной мозг относительно больших размеров – 350-400 г. Кора больших полушарий относительно тонкая. Серое вещество мозга недостаточно ограничено от белого. Ганглиевые клетки слабо дифференцированы. Намечены большие борозды мозга, но они не всегда ясно выражены и вообще не глубокие. Кора головного мозга после рождения функционирует слабо. Отмечается недостаточная ее возбудимость и быстрая
утомляемость. Нижестоящие отделы мозга частично замещают ее функции. Для всех жизненно важных процессов особое значение имеет подворье, хорошо развитое у новорожденных. Вследствие недоразвития ЦНС у новорожденных появляются безусловные (врожденные) рефлексы, которые после первых месяцев жизни не могут быть получены – сосательный, глотательный рефлексы, хоботковый, хватательный (р. Робинзона) рефлексы, а также рефлексы обхватывания (р. Моро) и ползания (р. Бауэра) и др. На основе безусловных рефлексов идет формирование условных рефлексов.
Такие рефлексы как сухожильные и коленные, как правило, могут быть вызваны в период новорожденности и остаться на всю жизнь.
Рефлексы – это закономерные ответы организма, осуществляемые при посредстве ЦНС на внешние и внутренние раздражители.
Спинной мозг к моменту рождения имеет сравнительно хорошо законченное строение и функциональную зрелость.
Движения новорожденных нескоординированы, непрерывны (атетозоподобны)
Органы чувств. Характерной особенностью периода новорожденности является несовершенство органов чувств. Уровнем развития органов чувств определяются этапы социальной адаптации.
Осязание. Дети с рождения обладают достаточной чувствительностью. Новорожденный более чувствителен к холоду, чем к теплу.
Слух. Ухо новорожденного морфологически достаточно развито. В среднем ухе содержится эмбриональная соединительная ткань, которая исчезает к концу 1 месяца жизни. На сильные звуковые раздражители ребенок вздрагивает, поворачивает голову на звук со 2-ой недели жизни.
Зрение. В первые дни после рождения у детей высокая степень дальнозоркости (плохо видит
близкорасположенные предметы). Для новорожденных характерна умеренная фотофобия, глаза почти всегда закрыты, зрачки сужены. Около 2-х недельного возраста ребенок начинает фиксировать взгляд. Нередко у новорожденного бывает косоглазие, нистагм (дрожание глазных яблок), которое проходит спустя две недели.
Обоняние. Резкие запахи воспринимает уже в 1-ые дни жизни.
Вкус. Плод и недоношенный ребенок хорошо реагирует на подслащенную воду, негативно на соленное и горькое.

Психомоторное развитие ребенка к концу периода новорожденности проявляется следующим: младенец способен фиксировать взгляд на заинтересовавшем его объекте, следить за его движением, а также смотреть на источник звука. Дети первого месяца жизни фиксируют взгляд на лицах, на контрастных точках, следят за движением или изменением интенсивности освещения предметов, которые находятся в поле зрения. При вертикальном положении может на мгновение удерживать голову. Таким образом «ведущие линии» развития , т.е. функциональные системы, которые наиболее бурно развиваются в период новорожденности, это:
 Сенсорное развитие – анализатор слуха «Ас» и анализатор зрения «Аз»;
 Движения – общие «До».

Физическое развитие.
Масса тела новорожденного за 1-ый месяц увеличивается на 600-800 г.
Длина тела – увеличивается на 1,5-2 см.
Окружность головы – увеличивается на 2 см.

Оценка антропометрических данных осуществляется с помощью центильных таблиц.
Центиль, т.е. процент.
Социальное развитие. Ребенок, родившись, попадает в социальную обстановку, в которой он уже на некоторое время становится центром внимания, олицетворяя собой надежды и опасения родителей. Возникновение чувства близости между родителями и ребенком состоят из эмоциональных уз и обязанностей и характеризуют семейные взаимоотношения. Утрата взаимопонимания может быть причиной эмоциональных расстройств у ребенка, а также препятствием к достижению ребенком своего потенциального уровня интеллектуального или социального развития.
Облегчает установление взаимоотношений то обстоятельство, что уже в первые минуты жизни
малыш реагирует преимущественно на фигуры, напоминающие лицо человека. В первые недели жизни ребенок воспринимает окружающий мир преимущественно через осязание. Прикосновение к мягкий, теплой коже матери закладывает основы навыков общения с миром. Во время
кормления грудью ребенок не просто насыщается, но и обретает спокойствие. Физический контакт с матерью возникает у ребенка, когда она берет его на руки и прижимает к груди. Помимо осязания, у новорожденных хорошо развито чувство гравитации. Когда мать носит ребенка в
платке или рюкзаке за спиной, ребенок, постоянно покачиваясь, быстро успокаивается. Подобный эффект возникает, когда малыша кладут в колыбель, которая создает у ребенка впечатление присутствия матери.