Как организовать семейный досуг

Обоснование выбора темы. Меня, как будущего работника социально - культурной сферы в главной степени волнует не только формы досуга семьи, но и проблемы и взаимоотношения между членами семьи. Воспитание ребёнка начинается в семье. Родители являются первыми воспитателями и учителями своих детей. Семья - первичная ячейка общества - является важным фактором формирования личности ребенка, его мировоззрения, характера, поведения.

В наше время очень актуальна тема семейного отдыха в культурно-досуговом учреждении (далее - КДУ). Все функции КДУ направлены на организацию культурного досуга и формирование разумных потребностей, запросов и интересов семьи.

Дни отдыхов родителей с детьми - такие мероприятия привлекают значительно большое количество посетителей. Их цель организовать активный отдых родителей с детьми, преодолеть пассивность отдыха в семье и вывести его за рамки домашнего времени провождения, дать возможность узнать друг друга. И самое главное культурно облагораживать свой духовный мир, мир своих детей, друзей и т.д.


ОГУ «Молодежный центр»: клуб «Молодая семья». Руководитель Кузьмина Н.В. (справа) (выпускница отделения «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»)

Семья как социально-культурный институт. Семья - ячейка (малая соц. группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе семейного бюджета.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь, и от того, насколько крепок и твёрд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека. Режим внутри семьи, в квартире, занимаемой семьёй, находится в почти полной власти родителей. Этого нельзя сказать о режиме вне дома.

Известную часть времени ребенок проводит с товарищами во дворе, а часто вне двора, на прогулках, на площадках, катках, иногда на улице. Чем старше становятся дети, тем товарищеское окружение играет всё большую и большую роль. Взять на себя полное руководство этим товарищеским влиянием родители, конечно, не могут, но за ними остается полная возможность наблюдать за этим товарищеским влиянием, а это в большинстве случаев бывает совершенно достаточно, если в семье уже образовался опыт коллективной связи, доверия, правдивости, если правильно создан родительский авторитет. В таком случае для родителей нужно только одно: более или менее основательно знать, что окружает вашего сына или вашу дочь.

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного быта, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умение поддержать любовь и теплоту друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царят любовь и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.

Проблемы современной семьи. Семья - один и самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религий, государства, армии, образования, рынка. Семья - единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от неё, но и от общества. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушало её и жизнь людей, её составляющих, доводило её до нищенского существования.

Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис. Средний возраст вступления в первый брак в наши дни у женщин достиг рекордно низких величин. Негативными последствиями распространения ранней рождаемости стал и нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов: семьи одиноких матерей; военнослужащие срочной службы с детьми; семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов; семьи с детьми - инвалидами; взявшие детей под опеку; многодетные с малолетними детьми до 3 лет; студенческие семьи с детьми; социально неблагоприятные семьи.

Для обеспечения качественного роста работника и подрастающего поколения в семье должны быть созданы соответствующие жизненные условия и материальные средства, включающие в себя уровень образования и культуры, жилищные условия, качество питания, здравоохранение сферы услуг, возможности отдыха, снятие нервного напряжения.

Функции семьи. Семья, как социальный институт реализует свое бытие через различные сферы отношений:

  • Социально - биологические отношения: охватывают сферу численности и половой зрелости семьи, проблемы рождаемости, планирования потомства, родственных связей,
    наследования. Хозяйственно - экономические отношения: ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, материальное обеспечение совершеннолетних, распределение обязанностей.
  • · Юридические отношения: брак, развод, раздел имущества, содержание детей.
  • Нравственные отношения: любовь и долг, родительская любовь, любовь к детям, мужское и женское достоинство.
  • · Эстетическое отношение: культурная преемственность, эстетика общения в семье, поведения, речи, роли искусства.

Семья несет в себе определенные функции: репродуктивная - воспроизведение потомства; хозяйственно - потребительская - хозяйство, управление семьей; воспитательная - проектирование личности, гражданское воспитание, нравственные качества; восстановительная - взаимное поддержание здоровья, организация отдыха.


ОГУ «Молодежный центр»: клуб «Молодая семья». Руководитель Кузьмина Н.В. (выпускница отделения «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество») Праздники в кругу семьи.

«Есть люди, которые любят детское общение и умеют занять его и рас­сказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней участие; дети со своей стороны встречают этих людей с шум­ной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с бесконечной доверчивостью, как на своих друзей. Про всякого из таких говорят: «Это детский праздник» (В.Г. Белинский). Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети - тем более. Та радость, которую они получают, остаётся с ними навсегда, воспоминания о праздниках будут согревать их в трудные минуты жизни, радостное ощущение жизни сделает их добрее, щедрее, отзывчивее к людям. Ребенку для полноценного развития праздник необходим, как воздух.

Самое дорогое - это семейные праздники, а участие в них детей должно быть семейной традицией. Наследуя традиции или рождая их, мы возвращаем в наши дома смысл жизни, любовь и радость. Можно собраться семейным кругом, чтобы осудить план праздника. Решение этих вопросов на равных со взрослыми будет большой радостью для ребенка. Но всё же, для полного счастья детям нужны их сверстники, и дальновидно поступают те родители, которые охотно, не боясь за хрустальную вазу или новый ковер, принимают в своём доме друзей своих детей, знают их характеры, особенности жизни в семьях, всегда не просто терпят таких гостей, но и приветливы к ним. Чтобы устроить праздник ребенку, потребуется не так уж мало: украсить квартиру, позаботиться о нескольких призах для награждения. На праздниках можно устроить спектакль, маленький концерт, викторины. Особенно важно, чтобы в подготовке домашних праздников участвовали подростки. Вместе вам будет легче выбрать игры, отказаться от того, что у нынешних подростков непопулярно, чтобы не ставить своих детей в неловкое положение перед сверстниками, они же так болезненно самолюбивы. Подготовка к домашнему празднику должна идти в 3-х направлениях.

1. Создание и поддержание праздничного состояния, т.е. эмоциональной готовности действовать и реагировать на всё так, чтобы испытывать подъем, искреннюю радость.

2. Обеспечение простора для самостоятельной, активной, разнообразной Деятельности детей.

3. Представление ребенку возможности насладиться игрой, вволю пообщаться со сверстниками.

Это три кита педагогики детского праздника. Педагогические задачи семейного воспитания:

1. Заботиться о нравственном облике ребенка.

2. Развивать умственные способности ребенка, расширяя его кругозор.

3. Формировать правильное отношение к труду, жизни, людям.

4. Учить чувствовать прекрасное в природе, жизни, искусстве; развивать
художественный вкус, создавать для этого благоприятные условия.

5. Формировать устойчивый интерес к общественным событиям и к
общественной деятельности.

6. Помочь школе в общении с детьми, в возможности развития их интересов.

Задачи школ и семей по организации свободного времени подрастающего поколения: создать максимально приемлемые условия для культурного использования свободного времени; организационное разнообразие видов деятельности отличных от учебных. «Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших школах с воспитанием семейным, создает замечательное поколение людей» (А.С.Макаренко). Клубы по интересам и любительские объединения создаются с учетом привлечения детей и родителей.

Начинать стоит с детей. Ведь, если ребенка увлечь интересным и полезным делом, то в следующий раз он приведет с собой за руку родителей. Всё большее распространение получают семейные клубы по интересам. Проводя работу по организации семейного досуга, можно реализовать все направления деятельности организации. Не говоря уже о том, что семейные мероприятия учат разумному использованию свободного времени, укрепляют семейные взаимоотношения, пропагандируют здоровый, трудовой образ жизни.

Семейный отдых может быть организован в различных формах: просмотр концертов профессиональных или самодеятельных артистов; участие в спортивных состязаниях, эстафетах, играх; встречи с интересными людьми; беседы всей семьёй; участие в конкурсах. Тематика этих встреч может быть самой разнообразной, в зависимости от местных условий, времени года, необходимости привлечь внимание к решению той или иной проблемы. Эти встречи можно назвать: День женщины - матери; День семейных трудовых династий; День быта; День семейного отдыха; День молодой семьи; День семейного спорта; День золотых и серебряных юбиляров.

Можно организовать дни, недели, декады, специально посвященные семье. Доброе слово о крепкой и дружной семье, чествование трудовых династий может быть включено в праздник города, района, поселка. Самое важное, что внимание общественности в течение праздника приковано к семье, что в мероприятиях отдаётся дань уважения семье прочной, дружной, крепкой, что чествуют лучших.

При подготовке семейных досуговых мероприятий нужно чётко представлять социально-демографические характеристики участников вечеров и принимать во внимание не только их возраст, как это часто бывает, но и образование, уровень знаний, социальное положение, профиль предприятий, находящихся в микрорайоне КДУ. Анализ практики показывает, что жизнедеятельны, перспективны такие мероприятия, программа которых подготовлена с учетом интересов всех членов семьи, различных возрастных категорий дошкольников, средних и младших школьников и их родителей. Дни отдыха должны быть цикличными (желательно, чтобы они проходили каждое воскресенье или два раза в месяц). Праздник семьи можно проводить один или два раза в год, сконцентрировав и объединив в его подготовке все силы культурно - спортивного комплекса района.

Виды семейных праздников. Широкое распространение получили в практике такие праздники как «День семьи», который пропагандирует лучшие семейные традиции, раскрывает их способности, которые чаще, в повседневной жизни не могут проявиться в полной мере. Эти вечера можно назвать по-разному, например:

«ОТДЫХАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЁЙ». В программу этого вечера включается смотры семейных коллективов художественной самодеятельности, спортивные состязания, выставки семейного творчества, выставки детского рисунка. Одним словом - можно использовать все формы клубной работы, главное, чтобы досуг был интересен всем присутствующим: и взрослым и детям.

«ИЗ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА». Этот вечер можно посвятить одной семье или объединить тематически истории нескольких семей.

«НАШ СЕМЕЙНЫЙ КИНОКЛУБ». Этот вечер включает в себя показ любительских документальных фильмов.

«ЭСТАФЕТА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ». Интересно и разнообразно можно провести этот вечер. Здесь семьи - ветераны передают молодёжи эстафету верности родной земле, своему городу, посёлку, ремеслу. В программе праздника проведение нового или наоборот, давно забытого семейного обряда, народные гуляния.

Совместные игры родителей и детей. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

а) Клубы молодой семьи являются хорошей формой организации семейного досуга. Здесь работникам КДУ нужно больше опираться на активность и инициативу самих молодых семей. Скажем, какой-нибудь молодой паре поручить провести вечер. Они станут хозяевами праздника. Как правило, такие праздники проходят живо и интересно.

Хороший, весёлый настрой внесут в эту встречу плакаты с рисунками и пословицами на соответствующую тему: «Без мужа, что без головы, а без жены, что без рук»; «Первое богатство - здоровье, второе богатство - жена»; «Коли муж умён, то и жена послушна». В фойе можно организовать выставку книг, брошюр, статей из журналов о вопросах семейной жизни. Поставить шуточную лотерею с предсказаниями, шутками.

В клубе молодой семьи время можно провести по такой программе: в фойе знакомство с выставками фотографий, произведений народного творчества, детских поделок и рисунков, технического творчества; в актовом зале для детей может быть показан спектакль, мультфильм, проведена игротека; блиц - турнир по шахматам и шашкам для пап; для мам в это время организована встреча с кулинаром, обмен кулинарными рецептами; в заключение программы в кафе, баре, за чашкой чая музыкальная программа для взрослых и детей.

При разработке программы Дня отдыха семьи необходимо предусмотреть много вариантов видов деятельности, рассчитанных на интересы различных групп участников. Причём и для детей и для взрослых организуются подвижные игры, викторины, аукционы, дискотеки. Такие вечера могут иметь различные названия: для молодёжи, для молодых супругов, для молодой семьи. Эти встречи помогут обратить внимание на то, что нельзя замыкаться только в домашнем кругу, а поддерживать отношения со старыми друзьями, заводить новых.

б) Праздник семьи можно приурочить к какой-либо знаменательной дате, например, к началу или окончанию учебного года в школе и назвать его «Праздник первого (последнего) дня в школе».

Подготовка к вечеру - важный этап в проведении праздника. К этой работе необходимо подключить сами семьи - родителей и детей. Работа при этом будет двигаться значительно быстрее и творчески. Для пригласительных билетов можно выбрать эмблему, например силуэты мужчины, женщины и ребенка. Объявления и реклама должны быть яркие, броские и запоминающиеся. Праздник можно начать на площади города. И в назначенный час перед собравшимися появилась Королева Грамота со свитой. Звучат поздравления, пожелания.

И вот ребята в городе Знаний. Участники детской художественной самодеятельности в костюмах известных сказочных персонажей проводят игры, викторины, аттракционы.

Праздник можно продолжить в КДУ. Ребята приглашаются на мультипрограмму или детский спектакль, а в это время для родителей, бабушек, дедушек в лекционном зале организованы квалификационные консультации педагогов, врачей, психологов по вопросам воспитания, организации отдыха и досуга детей. Позже Королева Грамота может провести импровизированные уроки для детей и родителей. Поиграть в различные игры.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношения со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе.

Любовь и бережное отношение к книге сохраняются у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником, во время внеклассного чтения, предлагают разные формы работы с книгой, выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей, оформляют выставки книг.

в) НЕДЕЛЯ СЕМЬИ. Праздник семьи можно провести в течение недели. Необходимо использовать опыт лучших семей, ярче, полнее показать тех энтузиастов, которые занимаются в коллективах художественной самодеятельности, спортивных секциях, увлекают ребят полезными делами.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. В этот день состоится торжественное открытие Недели Семьи, чествование семей, отметивших золотые и серебряные юбилеи. Завершит этот день большой праздничный концерт.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Пусть этот день будет днем открытых дверей в школах и детских садах или слёт выпускников всех поколений.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, Совместно с предприятиями, учреждениями района можно провести чествование лучших работников района. Возможно, это будет профессиональный праздник, какой либо отрасли.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. День кино. В кинотеатре пройдут киновечера и кино программы, посвященные семейной жизни, воспитанию детей.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. Единственный день, посвященный вопросам семьи и воспитания молодёжи, когда пройдут беседы, диспуты и встречи со специалистами по вопросам психологии и этики семейных отношений.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. В этот день можно провести праздник улицы или массовое народное гуляние.

Конечно, такое крупное мероприятие, как Неделя Семьи, трудоёмкое дело и требует большой подготовки. Поэтому его можно проводить один раз в год, лучше весной или летом, потому, что часть мероприятий разумнее проводить на открытых площадках, с привлечением большого количества участников. Праздник семьи может проходить и в иной форме, все зависит от местных условий, времени проведения, фантазии и изобретательности организаторов праздника. Очень важно, чтобы в проведении таких праздников принимали участие сами семьи. Главное - семья должна знать, что в КДУ ей всегда рады.

г) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ: свободный выбор форм игрового общения; демократизм, неофициальность отношений; мобильность установления межличностных связей.

д) ФУНКЦИИ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ:

  • · Компенсаторные: снятие физического и психического напряжения, повышение общего тонуса, приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственности.
  • Воспитательные: развитие чувства коллективизма, смелости, дисциплинированности, инициативы, творчества в разрешении игровых ситуаций, воспитание морально - этических качеств, развитие и совершенствование физический движений.
  • Познавательные: обогащение знаний новой информацией.
  • Гедонистические: переживание неизведанных ранее необычных ощущений, формирование оптимистического, жизнерадостного восприятия действительности.

е) УСЛОВНО ИГРЫ КЛАСИФИЦИРУЮТСЯ:

  • · по возрастным категориям: для детей, юношей и взрослых;
  • · по месту действия: на воздухе, на воде, в помещении;
  • · по времени действия: летние и зимние;
  • · по содержанию: спортивные, деловые, обрядовые и клубные игры;
  • · по физической и интеллектуальной нагрузке: подвижные, малоподвижные, настольные головоломки, плакатные игры, настенные, игры с эстрады, танцевальные, игровые конкурсы и сюжетно - игровые программы.

Общие методические требования к подбору игрового материала:

1. Учет возрастных особенностей аудитории.

2. Соответствие их культурному уровню и эрудиции.

3. Соответствие условиям, в которых проводятся игры (мероприятия).

4. Связь с общей темой и идеей проводимого мероприятия.

5. Большое значение придается музыкальному оформлению, а так же художественному оформлению (декорации, реквизит, эмблемы, призовые жетоны)

6. Игры, в которых принимают участия родители и дети: по зоопарку; назови имена; назови себя; достань мяч; как тебя зовут; различные эстафеты и викторины.

Ведущий – организатор действа, имеет основные задачи: интересно и весело организовать досуг; использовать в работе важнейшие сведения культурной жизни страны, достижения науки и техники; создать дружелюбную и доброжелательную атмосферу общения; методически правильно подобрать игровой материал. Свойства личности ведущего: такт, чувство юмора, доброжелательность, обаяние, решительность, находчивость, владение собой, самокритичность. Способности ведущего: организаторские, актерские, режиссерские, импровизаторские, ораторские, музыкальные, творческое воображение, память. Умения ведущего: подготовить программу с учетом аудитории; уметь обращаться с разными категориями людей; уметь танцевать, петь, дирижировать, подобрать музыкальный и художественный материал, реквизит, правильно выбрать площадку и место ведения на ней, использовать разговорно-эстрадные жанры.

Заключение. Сплоченная, дружная, жизнерадостная, здоровая, энергичная семья - что может быть лучше? Семейный отдых - именно он помогает родителям и детям сблизиться, узнать друг друга получше, разрешить проблему, конфликт. Проявить внимание и любовь к своим близким, если это не всегда получается сделать в повседневной жизни. Мне очень хочется, чтобы в КДУ проводилось как можно больше мероприятий связанных с семейным отдыхом.


Праздник семьи «Весеннее настроение» май 2009г. ОГУ «Молодежный центр»: клуб «Молодая семья». Руководитель Кузьмина Н.В. выпускница отделения «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»)

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие гости!

Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодняшняя встреча посвящается открытию года семьи в г. Магадане. Для каждого человека на планете нет ничего важнее мира, уюта, взаимопонимания в семье. Только взаимная любовь делает человека по-настоящему счастливым.

Ведущий 1: 2008 год Владимиром Владимировичем Путиным объявлен годом Семьи - для усиления семейных связей и традиций. Благодаря этой программе делается все возможное, что бы в наше время семьи ни в чем не нуждались. И я предоставляю слово гостям нашего вечера.

Предоставление слова гостям праздника.

Ведущий 2: Сегодня в это зимний вечер мы проводим конкурсно-игровую программу «Семья источник вдохновения».

Ведущий 1 (обращается к соведущему): А вот ты знаешь, как появилось слово семья?

Ведущий 2: Нет, но хотелось бы узнать.

Ведущий 1: Когда- то о нем не слыхала земля, Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила: - я. Кто пищу сготовит, радость моя? И Ева все так же ответила - я. Кто платье сошьет, постирает белье? Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы подруга моя. Я, я - тихо молвила Ева - я, я. Вот так появилась семья.

Ведущий 2: А сейчас я хочу пригласить сюда к нам семьи, которые хорошо знают и уважают в нашем поселке.

Проводится церемония награждения.

Ведущий 1: Родить ребенка, вырастить как сад, Нет счастья выше и трудней от века. Но только тот, кто сам душой богат Даст миру не жильца, а человека!

Ведущий 2: Все вышесказанное по праву адресовано Литуевой Л.В. Семью Литуевых в п. Снежном знают все. Любовь Витальевна - зам директора по воспитательной работе в школе №9. Сама из потомственной семьи учителей. Человек, который беззаветно предан своей работе. За добросовестный труд Любовь Витальевна награждена почетной Грамотой управления образования, Почетной грамотой Департамента образования, Благодарственным письмом Департамента образования. Несмотря на всю свою занятость, главным делом своей жизни Любовь Витальевна считает воспитание детей. Своих детей у нее двое: дочь Ирина и сын Анатолий. Все члены семьи Литуевых - люди увлеченные. Оба ребенка на протяжении 10 лет занимаются в творческих коллективах Дома культуры «Снежный». Оба окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Постоянно участвуют во всех городских и областных праздниках и конкурсах. А Любовь Витальевна повсюду их сопровождает, чаще не в зале, а за кулисами: помогает переодевать костюмы, переживает во время конкурсов и радуется успехами всех своих воспитанников и, конечно, собственных детей. И мы с большим уважением хотели бы предоставить слово зам. директора по учебно-воспитательной работе школы № 9 Литуевой Любовь Витальевне,

Слово зам. директора МОУ « OOШ № 9»

Ведущий 1: А знаете ли вы, уважаемые гости, что библиотека нашего микрорайона носит статус библиотеки семейного чтения? Но лучше об этом расскажет зав.филиалом № 3 Куваевской библиотеки - Мухаметдинова Ирина Николаевна.

Слово зав. филиала № 3 Куваевской библиотеки

Ведущий 2: Семья - это самое дорогое, что есть у человека его опора, его радость, его тыл. Каждому из нас дорог свой дом. «Мой дом - моя крепость» - говорили англичане и запирали дверь. А мы предлагаем открыть ворота, распахнуть окна и впустить в наши дома побольше тепла и света.

«Ясные дни» - исп. солист вокальной «Студии S» Баутев Б.

Ведущий 1: В каждой семье бывают грустные минуты и радостные. И их так хочется с кем-то разделить! Во тут-то без родни не обойдешься. Любая семья - родней сильна.

Ведущий 2: Ох, и много родни, всех и не упомнишь! Как их там - шурин, свояк. Кто ещё? Помогите-ка, дорогие гости, вспомнить.

Конкурс «Дружная родня» - каждому столику задается по в onр ocу.

Свою заботу и любовь снохе подарит кто? (свекровь)

Сидит невеста с папой вместе, а папа стал на свадьбе... (тестем)

Любимую готов обнять муж, супруг, а также... (зять)

Сегодня весел, не нахмурен брат жены, а также... (шурин)

Не потянет зятя на рыбалку в рощу, коль на блины его ждет... (теща)

Жизнь сына будет не плоха, коль постарается... (сноха)

Ну, а это кто такой? Он у мужа брат родной. (деверь)

Есть две мамы, два отца. Они в волненье с утреца! Узнаем их без суеты. Те и другие кто? (сваты)

Ведущий 1: А теперь индивидуальный вопрос? (Вопрос задается женщине) Кем вы приходитесь отцу мужа, матери мужа, брату мужа, сестре мужа, а также жене брата мужа? (невесткой)

Ведущий 2: Вот мы и разобрались, кто кому приходиться, весело поётся - весело живется.

Ведущий 1: А еще веселей, если вместе - дуэтом.

Ведущий 2: Вот свидетелями такого единения душ Вы, уважаемые гости, сейчас и станете.

Ведущий 1: Это мы про вас говорим, любимые наши сестры Елена Гайдук и Александра Викулова. Просим выйти к нам и порадовать всех семейным дуэтом.

Песня - исп. семейный дуэт солисток вокальной «Студии S».

Ведущий 1: Семья - это сила земли российской, ее гордость и слава, и не секрет, что чем больше семья, тем сильнее наш край.

Ведущий 2: Многодетная семья! Когда-то в этом не было ничего удивительного. Нынче же только в произведениях классиков можно прочитать о «ячейках общества», которые действительно отвечают названию - Семь Я. Это семья Кузнецовых и семья Князьковых. И сейчас мы определим какая же из этих семей более сплоченней.

Ведущий 1: Сейчас члены этих семей должны как можно плотнее прижаться друг к другу. Можно вырасти вверх, взяв кого-нибудь на руки или посадив на плечи. А мы обмерим каждую семью на уровне талии.

Ведущий 2: Сравнив результаты, мы определим не только самую стройную, но и самую дружную семью!

Конкурс «Стройная семья»

Ведущий 1: На востоке говорят: у дружной семьи много рук. Сейчас мы это и проверим.

Ведущий 2: Мы приглашаем две семьи для участия в следующем конкурсе. И этими семьями будут: Литуева Любовь Витальевна с дочерью Ириной и Раевская Лилия Павловна с дочерью Анной.

Ведущий 1: Вам надо упаковать этот пакет с книгой. Только сделать это необходимо взявшись за руки, а свободными руками упаковывать. Знайте в случае удачи, эти книги будут ваши! Готовы? Начинайте!

Конкурс «А ну-ка, упакуй»

Ведущий 1: А еще восточная мудрость гласит: Один сын не сын, два сына - пол сына, три сына - сын. И эта мудрость как нельзя лучше подходит семье Батуевых. В семье три сына - да каких: средний сын - золотой медалист, старший - почти компьютерный гений, а младший ЗВЕЗДА нашего Дома культуры.

Ведущий 2: Да, что там Дома культуры, всего нашего поселка. Он поет, танцует, играет на гармони и гитаре. Соло на гитаре - исп. Батуев Б.

Ведущий 1: Все вы наверно знаете и любите сказки. Если помните, есть такая сказка про мальчика, который среди нескольких одинаковых мам - а они были заколдованы злым кощеем - должен был найти свою. Для любящего сердца задача вообще-то не сложная. И мы сейчас сказку сделаем былью.

Ведущий 2: И мама, и мальчик - тоже есть. Да не один, а сразу двое. На этот конкурс мы приглашаем вас - уважаемая семья Горбуновых.

Ведущий 1: А еще для этого конкурса нам понадобиться еще семь мам, которые помогут нам запутать этих двух милых сыновей. Все мамы становятся в линию, а Илья и Саша должны будут с завязанными глазами найти свою единственную и дорогую им маму.

Конкурс «Милая мама»

Ведущий 1: Есть у нас свои таланты,

Гармонисты, музыканты! И волшебной этой музыке

Думаю, что рады будут все. Ведь выступать они готовы

И с их репертуаром вы давно знакомы.

Ведущий 2: Вы догадались о ком идет речь? Скулкин Анатолий, Литуев Анатолий и Дроздов Павел - наши гармонисты.

«Попурри» - исп. ансамбль гармонистов.

Ведущий 1: Пять лет назад наш поселок Снежный обогатился - он стал богат тремя замечательными семьями, которые подарил нам поселок Атка.

Ведущий 2: Для нас это действительно подарок, потому что семья Андриенко, семья Гнида и семья Князьковы радуют нас из года в год своими талантливыми, жизнерадостными, и активными детьми, которые дарят изо дня в день свет нашему поселку. Двери нашего Дома культуры для этих семей всегда открыты.

Ведущий 1: Сейчас мы дадим вам по замку и по связке ключей. Ваша задача - найти подходящий ключ к этому замку. Победит та семья, кто сделает это быстрее всех. И тогда точно двери для вас станут открытыми в любое время.

Конкурс «Замок».

Ведущий 1: Императрица Александра Федоровна Романова через 5 лет после свадьбы, когда она уже имела троих детей, записала в дневнике - «Первый урок, который нужно выучить и исполнять, - это терпение».

Ведущий 2: Действительно, родительское понимание, материнская любовь и терпение Бригиды Надежды Васильевны помогли ей воспитать в детях важные, нравственные ценности, трудолюбие, доброжелательность и скромность.

Ведущий 1: Некоторые люди сравнивают женщину с зонтом. Зонт защищает от дождя в непогоду, в жару - от солнца. Он как своеобразный оберег. У нашего поселка тоже есть свой оберег - мама нашего поселка Коротенко Надежда Николаевна.

Ведущий 2: Более 38 лет Надежда Николаевна проработала в детской объединенной поликлинике №4 участковой медсестрой. Через ее ласковые, заботливые руки проходят все дети нашего поселка. Спасибо вам огромное за труд, за детей, за то, что вы сегодня с нами!

«Губки бантиком» - исп. солистка вокальной «Студии « S»» Ладунова О.

Ведущий 1: На нашем празднике есть две молодые семьи - семья Молчановых и семья Ромашко. Они нам очень дороги еще и потому, что папы этих семей танцевали в нашем ансамбле песни и танца «Рябинушка». Да как танцевали - весело, задорно, даже с каким-то спортивным азартом. Теперь их сыновья продолжают семейные традиции и занимаются в младшей танцевальной группе.

Ведущий 2: А давайте проверим, какой из пап выглядит наиболее спортивно? Я попрошу их подойти ко мне. Не правда ли очень симпатичные мужчины?

Ведущий 1: Но мне кажется, что они могли бы выглядеть и помощнее. Внимание, семьи! Вам дается ровно 1 минута. За это время Вы должны «нарастить» своим папам мускулы, то есть «напихать» под одежду как можно больше воздушных шаров, а мы потом подсчитаем. Какая семья оказалась более проворней.

Ведущий 2: Условия всем понятны? Тогда, вперед!

Конкурс «Качки».

Ведущий 1: Стоп! Какая красота. Не знаю, как вам, а у меня сложилось впечатление, что я нахожусь между Арнольдом Шварценеггером и Сильвестром Сталлоне. А теперь давайте вместе с вами хором считать.

Объявление победителей конкурса «Качки».

Ведущий 2: А теперь конкурс на внимательность, в котором могут поучаствовать все родители и дети, которые находятся в нашем зале. Мы будем задавать вопросы, а вы давать нам свои ответы. Проверим, кто внимательнее и сообразительнее - родители или дети?

Проводится конкурс «Дети и родители».

Кого вы родили, все эти годы растили? - Детей!

Гордо кто гулял с коляской, спать укладывал со сказкой! - Родители!

Кого добрым быть учили и за шалости журили? - Детей!

В первый класс кто провожал и из школы кто встречал? - Родители!

Колыбельку вы кому качали и пеленки, памперсы меняли? - Детям!

За пятерки кто хвалил, на собрания ходил? - Родители!

За кого от счастья плача радовались всем удачам? - За детей!

Ведущий 1: Верно! За детей мы переживаем и радуемся каждому их самостоятельному шагу.

Ведущий 2: И сейчас для вас, дорогие наши родители, прозвучат интереснейшие признанья от ваших милых Детей.

Конкурс «Детское признанье».

Ведущий 1: Дорогие родители, я думаю, что когда вы растили своих детей, они радовали вас детскими песнями, а когда- то так же и вы радовали этими песнями своих родителей.

Ведущий 2: Так давайте вспомним песни, которые любят и знают родители и дети.

Вед.1: Задача каждой семьи спеть один куплет или припев из детской песни. И та семья, которая смоет дружнее и победит.

Конкурс «Детские песни» - караоке.

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш сегодняшний семейный вечер отдыха. Как много семей этот вечер собрал. Пусть семьи сейчас поприветствует зал. Праздник семьи - он дорог нам всем. Семья, коль крепка, нет в жизни проблем!

Ведущий 2: Желаем, чтобы в жизни вашей долгой

Вас окружали дети, как цветы.

Семья пусть будет пристанью надежной,

Счастливой, светлой, полной доброты!

ВМЕСТЕ: До новых встреч!!!

1. Фролов Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками. М. «Просвещение». 1986.

2. Аникеева Н.И. Воспитание игрой. М. «Просвещение». 1987.

3. Шпагин З.М. Досуг в кругу семьи. М. «Просвещение». 1989.

4. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. М. «Сфера». 2000.

5. Крайнева И.Н. В часы досуга. С-Пб. «Кристалл». 1996.

6. Анкеева Н.П. Воспитания игрой: ко дню учителя. М. «Просвещение». 1987.

7. Соломина А.Г., Зазерский Е.Я. Организация и методика клубной работы. «Просвещение». 1975.

8. Гель Фане М., Шмакова С.А. От игры к самовоспитанию. М. Педагогика, 1971.

10. Светов А., Школьников Н. Физическая культура в семье.

Ужин съеден и домочадцы хмуро разбрелись по своим комнатам (углам) или просто уселись у телевизора… Обычно, бывает так. Но длинные зимние вечера лучше потратить на куда более полезные и увлекательные занятия.

Холода неумолимо приближается и самое время подумать над тем чем заполнить длинные зимние вечера. Интересный совместный досуг — укрепляет семейные связи, формирует семейные традиции и дарит мощный позитивный эмоциональный заряд всем членам семьи. Поэтому, научиться грамотно организовывать домашние вечера и выходные — это обязанность каждой женщины. И здесь не столь важно чем именно занимается семья, главное что бы процесс нравился и приносил удовольствие всем участникам.

Вот несколько идей для проведения увлекательного домашнего досуга

Игра в “Показуху”

Весёлая и увлекательная игра. Понравится взрослым и детям. Игра раскрепощает и развивает артистизм, учит не боятся публичных выступлений. Ведущий загадывает игроку одно слово, которое он должен “показать” другим участникам игры, говорить при этом запрещается, можно использовать только позы, жесты, мимику и т.п. Другие игроки должны угадать какое слово было загадано. Тому кто отгадал, в свою очередь загадывают новое слово и так пока не надоест.

Настольные игры (Лото, шашки, монополия и т.п.)

Вы можете выбрать любые, которые придут по вкусу вашим домочадцам. Таких игр существует великое множество: от лото до монополии и мафии. Настольные игры — весьма полезное увлечение, развивают внимание, сообразительность, учат детей взаимодействовать с другими и адекватно реагировать на собственные победы и поражения.

Совместный просмотр семейных комедий или сериалов

Такой вариант домашнего досуга будет очень кстати, если вы хотите провести ленивый вечер, ну или просто нет желания что-то выдумывать (да, такое тоже бывает). Выберите подходящее кино, нажарьте попкорна и усаживайтесь поудобнее на диване все вместе.

Кстати, как вариант вы также можете “подсесть” на какой-нибуть сериал, и смотреть его вечерами всей семьёй. Это тоже довольно весело и объединяет.

Домашние театральные представления и концерты

Если у вас творческая семья, то вы обязательно должны устроить домашний спектакль, со всеми атрибутами: сценарием, распределением ролей, подготовкой декораций и костюмов. На представление можно, также пригласить друзей и соседей.

Это может быть не только театральная постановка, но и концерт с песнями и музыкой. Дети и подростки, наверняка, с удовольствием примут участие.

Приготовление вкусняшек

Кто же не любит вкусно поесть? Из приготовления пищи, тоже можно устроить полезное развлечение для всей семьи. Главное что бы в приготовлении блюда принимали участие все члены семьи. И блюдо лучше подобрать подходящие, не какой-то банальный суп или винегрет… Подросткам и детям обычно нравится готовить уличную еду: хот-доги, шаурму, чебуреки, чипсы и т.п. Довольно необычно готовить такие блюда дома, зато потом можно сразу съесть, например, за просмотром семейной комедии. Можно это превратить в хорошую традицию. Я знаю семью, в которой по субботам обязательно готовят хачапури, а потом с удовольствием сьедают за кинопросмотром.

Собирание пазлов

Замечательный вид вечернего досуга! Пазлы можно и нужно собирать всем. Вы можете подобрать любой размер и сюжет. Если пазл очень большой, тогда его лучше разделить на части — самые простые кусочки пазла с крупными деталями доверить малышам, ну а тем кто постарше подойдут сложные части с пейзажами и мелкими рисунками. Собирание пазлов тренируют усидчивость, терпение, логику и абстрактное мышление. Взрослым — такой досуг помогает отвлечься от ежедневных, мелких и не очень забот.

Чтение книг “в голос”

Если в доме есть маленькие дети — почитайте им книги в голос. Ведь малышам так приятно слышать голоса родителей. Возьмите в руки интересную детскую книгу и читайте. Чем артистичнее вы будете озвучивать героев, тем веселее будет это занятие.

Делайте гирлянды и всякие поделки

Зима — это длинная череда Новогодних и Рождественских праздников. Почему бы не сделать украшения на ёлку, подарки и открытки самостоятельно? Для этого вам нужно будет только запастись материалами, терпением и подключить фантазию. Малыши с удовольствием будут резать, клеить, рисовать и лепить. Очень развивает фантазию и творческое мышление. Ну и конечно же приносит массу положительных эмоций.

Досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. На сегодняшний день многие исследователи разграничивают такие понятия как «досуг» и «свободное время». Хотя досуг признается структурным элементом свободного времени, наметилась тенденция к выделению досуга как самостоятельной сферы жизнедеятельности. Это объясняется возрастанием роли досуга в жизни общества и усилением его влияния на формирование личности человека.

Досуг - синоним словосочетания «свободное время». Словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяет досуг как «сферу свободного от учения и работы времени». В современных справочниках и энциклопедических словарях даются сходные определения досуга. Их анализ позволяет сформулировать более обобщенное определение. Итак, досуг - это часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения обязательных непроизводственных обязанностей (время на дорогу на работу или учебу, сон, прием пищи, занятия домашним хозяйством и т.п.).

Потребность в отдыхе - это физиологическая потребность организма человека, досуг выступает средством ее удовлетворения. Однако досуг выполняет не только психофизиологическую, но и социокультурную функцию.

Научное обоснование досуговой деятельности, как одного из ведущих видов деятельности наряду с игровой, экспериментированием, учебной, общением, трудовой, впервые было сделано В. А. Воловиком (1984, 1998). Досуг, как любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив, задачу и действия (операции). Автором определены особенности досуговой деятельности:

  • ее мотивом является потребность личности в самом процессе деятельности;
  • она может быть разнообразна по своему предмету;
  • цели и содержание досуговой деятельности детерминированы уровнем нравственного развития и культурного уровня человека;
  • досуговая деятельность может носить социально-полезный, нейтральный и асоциальный характер.

Данные особенности создают определенную уровневую структуру досуга, которая определяется развитием потребностей человека. Автором выделены следующие его уровни.

  • 1. Потребление.
  • 2. Творчество.
  • 3. Экстериоризация (социальная активность).

Данные уровни взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный и просветительный процесс путем целенаправленной организации досуговой деятельности путем перевода ее на все более высокий уровень развития (В. А. Воловик).

Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова. Это различные формы коллективного и индивидуального освоения культуры: посещение музеев, выставок, театров, зрелищных мероприятий, чтение книг и периодики, просмотр телепередач и т.п.

Другую группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самостоятельные или организованные (в учреждениях культуры, спортивных организациях, клубах) занятия и увлечения (хобби). Перечень их очень широк и всецело зависит от уровня развития науки, техники, культуры в целом. Это и традиционные (коллекционирование, занятия хореографией, музыкой, живописью, фотографией, физкультурой и спортом, туризмом и т.д.), а также более современные направления (шопинг, виртуальные игры, экзотические виды досуга).

Важное место в структуре досуга занимает общение с другими людьми (семейный досуг, дружеские встречи в домашних условиях, на природе, а также в местах массового отдыха: развлекательных центрах, игровых залах, клубах, кафе и пр.).

Всего исследователи насчитывают до 300 форм проведения досуга. Наше общество в последнее время меняется в духовном и психологическом плане. Трансформации, произошедшие в досуговой сфере жизнедеятельности, обусловлены прежде всего процессами глобализации, технологическими и культурными новациями. К их числу можно отнести появление и развитие глобальной сети Интернет. Изменения в сфере досуговой жизнедеятельности произошли в основном на содержательном уровне. Изменился состав читаемой литературы, телеи кинопристрастия, что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности человека (А. С. Батнасунов, 2004). Возникли новые формы досуга. Их характерными особенностями стали развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность содержания.

Особенности досугового поведения определяются возрастом. Для молодой части населения характерны восприимчивость к инновациям, склонность к риску, большее, в сравнении с другими возрастными группами, количество свободного времени. К сожалению, основное содержание досуга молодежи составляет виртуальное общение в социальных сетях, посещение развлекательных клубов. В то же время, постепенно возрастает количество молодых людей, проводящих свое свободное время в спортивных клубах, фитнес-центрах, в путешествиях и пр. Вступая в брак, молодые люди формируют свой уклад жизни, семейные традиции, которые определяются их интересами и потребностями.

В практике дошкольного образования досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Однако такой подход нам представляется достаточно узким. У ребенка необходимо формировать умения самостоятельно заполнять свое свободное время интересной и содержательной деятельностью. Однако отсутствие представлений о многообразии форм интересного времяпрепровождения и навыков самоорганизации являются причинами инфантилизма старшего дошкольника и его зависимости от воли, желаний и наличия свободного времени взрослого. Когда ребенок становится школьником, проблема организации внеу- чебного времени без участия взрослых становится особенно актуальной. Отсутствие навыков организации полезного досуга в семье часто замещается компьютерными играми.

Большинство дошкольников предпочитают проводить свой досуг на уровне потребления развлекательных программ, шоу и т.п. К сожалению, причинами этого является неспособность организовывать свое свободное время у родителей, которые часто рассматривают досуг как развлечение, а не способ удовлетворения своих потребностей в познавательном, духовном, эстетическом, физическом развитии.

В практике семейного и дошкольного образования достаточно часто встречаются перегибы как в сторону предоставления абсолютной свободы ребенку в праве определения для себя предпочтительного содержания и формы досуга, так в сторону излишней его заорганизованно- сти. В первом случае взрослый снимает с себя функцию формирования культуры досуга и контроля за его содержанием, а во втором - лишает ребенка возможности проявлять свою творческую активность (познавательную, речевую, двигательную, художественную и пр.).

Искусство воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребенку возможность свободного выбора вида деятельности под прямым или опосредованным контролем взрослого и тем самым обеспечить развитие его способностей, интересов, потребностей.

Современные образовательные программы дошкольного образования определяют содержание и направления культурно-досуговой деятельности. По мнению М. Б. Запепиной (2009) культурно-досуговая деятельность дошкольников характеризуется следующим:

  • целенаправленностью и продуманностью;
  • возможностью осуществления в свободное время ребенка и протекания в индивидуальной и коллективной формах;
  • относительной свободой выбора содержания и форм досуговых мероприятий;
  • обусловленностью региональными особенностями и традициями;
  • возможностью формирования базовой культуры детей посредством участия в совместной творческой деятельности со взрослым (педагогом, родителями).

Организация досуга - одна из значимых функций семьи по восстановлению и укреплению здоровья, удовлетворению духовных потребностей. Семейный досуг, по определению С. В. Лавренцовой (2007), - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.

Для семейного досуга характерны отсутствие норм, жесткой регламентации, свобода выбора видов и содержания досуговой деятельности.

В качестве оценки полноценности досуга используются два основных критерия.

  • 1. Объем свободного времени, отводимого на семейный досуг.
  • 2. Содержание досуга.

Оба показателя определяются уровнем общей культуры родителей, финансовыми возможностями семьи, а также всем укладом жизни. Если большую часть времени мать вынуждена тратить на занятия домашним хозяйством, то у нее не остается свободного времени на организацию семейного досуга и свой личный отдых. Поэтому очень важно, чтобы у каждого члена семьи был определенный круг обязанностей по дому, что позволит высвободить время для содержательного времяпрепровождения.

Содержание семейного досуга должно определяться интересами КАЖДОГО члена с учетом их возрастных, психологических особенностей, а также интересов и потребностей. Хорошо, когда интересы совпадают. Ведь в семье, где все ее члены занимаются спортом или увлекаются туризмом, гораздо проще организовать совместный досуг, чем в той, где в свободное время отец занят рыбалкой, мать - рукоделием, сын - роликами, а дочь - танцами. Однако часто даже внешне

ю разные интересы можно объединить одной идеей. Например, совместной поездкой за город, на дачу, в дом отдыха, на турбазу, где каждый сможет заняться своим любимым делом. Безусловно, это не идеальный способ времяпрепровождения, так как в нем отсутствует главный показатель совместного отдыха - общение. Но гораздо лучше варианта, когда каждый член семьи настаивает на своем и не учитывает интересы других.

К сожалению, в практике семейного воспитания в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом чаще в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно. В тоже время внутрисемейные досуговые отношения обеспечивают благоприятный психологический климат в семье и выполняют реабилитирующую функцию. Ориентация на совместный досуг взрослых и детей положительно сказывается на укреплении и сплочении семьи.

В семье с малолетними детьми процесс формирования традиций семейного отдыха только зарождается, и молодые родители постепенно вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них и будут полезны для ребенка. Например, малыш, которого уже с года родители берут с собой в многодневный поход в рюкзаке, как правило, вырастает заядлым туристом. Если двухлетнего ребенка родители берут с собой на занятия в фитнесс-клуб, то он не останется равнодушным к занятиям физкультурой и спортом. В доме, где доброй традицией является подготовка семейных концертов к каждому празднику, вырастает ребенок, чуткий к музыке, поэзии. Таким образом, если у родителей уже есть совместное увлечение, то дети охотно разделяют их, но только в том случае, если они становятся активными участниками процесса подготовки и организации совместных мероприятий.

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. По данным С. В. Лав- ренцовой, две трети современных семей в России не имеют увлечений. Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», в которых воспитанию детей не придается никакого значения. Достаточно часто дети из таких семей посещают клуб или секцию только для того, чтобы в лице тренера и друзей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой совместный досуг. Такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.

Интересы ребенка формируются под влиянием семейных традиций, которые могут передаваться от одного поколения к другому. Атмосферу отношений с родителями, подготовки семейных мероприятий ребенок переносит в свою будущую семью. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом крепкой дружной семьи, в которой не остается

и места вредным привычкам (химическим и нехимическим зависимостям, малоподвижному образу жизни), озлобленности, скуке. У детей, отчужденных от семейной стороны бытия, возникает духовная разобщенность с родителями. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи от совместного времяпрепровождения в путешествиях, играх, чтении, тренировках, посещении театра, выставок и пр. Если во время досуга удовлетворяются интересы ребенка (в движении, познании, общении) и интересы взрослых, тогда он оказывает развивающее воздействие на тех и других.

Формы семейного досуга можно сгруппировать по следующим признакам:

  • по количеству детей;
  • составу и структуре семьи;
  • типу лидерства в семье;
  • семейным укладам;
  • социальному составу;
  • семейному стажу;
  • качеству отношений и психологической атмосферы в семье;
  • уровню культуры взрослых членов семьи и др.

Выделяют следующие формы организации семейного досуга.

Организованные в домашних условиях:

  • - любительские занятия (рукоделие, рисование, музицирование, пение, цветоводство, коллекцонирование, уход за домашними животными, видео- и фотосъемка и т.п.);
  • - совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, использование Интернета и других средств СМИ);
  • - организация домашних театров, концертов, игровых программ и т.п.);
  • - семейное чтение;
  • - игры (с детьми, настольные, подвижные и т.д.);
  • - праздники (дни рождения, тематические домашние детские праздники с включением игровых программ и конкурсов; семейные традиционные праздники).

Организованные вне дома:

  • - рекреативный семейный отдых (на даче, турбазе, в природных условиях, спортивный и познавательный туризм);
  • - оздоровительный и спортивный семейный отдых (посещение фитнесс-клуба, бани, спортивные соревнования, турниры, массовые забеги, велопробеги и т.д.);
  • - посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
  • - участие в массовых праздниках, зрелищных мероприятиях, конкурсах;
  • - посещение игровых и развлекательных центров;
  • - хождение в гости.

По данным мониторинга Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2010 г., предпочтительными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей - 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных - 37%. Таким образом, данные исследований подтверждают, что общение с друзьями и родственниками традиционно является для россиян предпочтительной формой проведения досуга.

В настоящее время многие исследователи обращают внимание на необходимость возрождения традиций организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях. Как отмечает Т. А. Куликова (2000), в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с поиском и сбором информации о родословной своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов с родословной, посещение мест, памятных для предков и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция совместных обедов, которые восполняют дефицит ежедневного общения членов семьи, подтверждают ее цельность и единство. Традиция общесемейных трапез всегда являлась символом семейственности.

Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательную сторону некоторых форм мы рассмотрим в следующих параграфах.

Проверь себя!

  • 1. Дайте определение досуга, перечислите его уровни, группы, формы.
  • 2. Перечислите особенности досуговой деятельности.
  • 3. Составьте схему классификации форм семейного отдыха.
  • 4. Выделите группы факторов, определяющих содержание совместного семейного досуга.
  • 5. Перечислите формы досуга, используемые в вашей семье, в семье ваших друзей. Какие из них стали традиционными? Чем это можно объяснить?
  • 6. Составьте тезисы выступления на собрании перед родителями на тему: «Семейный досуг как средство профилактики вредных привычек у детей».

Семья - это не только постоянная любовь и радость, но и сложная работа над собой каждого ее члена. Чтоб всегда в вашей семье царило взаимопонимание и тепло, необходимо приложить определенные усилия. Вы должны осознавать тот факт, что помимо вас в квартире или доме живут также ваши родные, которые как и вы имеют право на свое собственное мнение и досуг.

Многие семьи тратят массу времени на то, чтоб обустроить все в доме, приобрести нужную покупку и обеспечить себя всем необходимым для дома и . Но единицы семей умеют правильно организовать свой досуг, чтоб потом было о чем вспомнить и поговорить. Если у вас нет времени на то, чтоб отдыхать от работы и учебы вместе с семей в будни, то вы просто обязаны на выходных находить время для самых близких и родных. Психологи доказали, что те семьи, у которых есть общие увлечения, являются более дружными и крепкими. Вам стоит обратить внимание на этот факт, чтоб изменить что-то к лучшему конкретно в вашей семье.

Есть и такие виды хобби , которые являются интересными для каждого члена семьи отдельно, но не приносят пользы для единства и сплочения.
1. Интернет
2. Компьютерные игры
3. Чтение книг или журналов
4. Просмотр телевизионных программ
5. Посещение театров, музеев, выставок с друзьями.

Вам необходимо обратить внимание на такие виды хобби, которые станут общим любимым делом как для мамы и папы, так и для детей. В особо дружных семьях участие принимают даже представители старшего поколения: бабушки и дедушки. К сожалению, в современном мире мало места для тесного общения в широком семейном кругу, поэтому если вы хотите сохранить гармонию и взаимопонимание, то уже сегодня научитесь правильно планировать время. Вы всегда сможете найти интересное занятие, которое будет по душе абсолютно всем членам семьи.

Как грамотно рассчитать время для семейного досуга?
- В самом начале рабочей недели составьте план для совместного проведения досуга. Обязательно учтите все особенности каждого человека, чтоб никто не остался без внимания. Если вы выберете просмотр премьеры в кинотеатре, то обязательно выбирайте только тот фильм, который будет интересным как супругу, так и детям.
- Спланируйте свой день тщательно. Например, если вам необходимо сделать генеральную уборку, то сделайте это утром, а вечер посвятите своей семье.

Предупредите за несколько дней своих родных , что у вас есть планы для каждого, чтоб все были в курсе и могли подстроиться под ваше расписание. Ни в коем случае нельзя сообщать за день, что вы, например, уже купили на всех билеты в театр. Необходимо дать время детям и мужу спланировать также и свое свободное время.

Предложите вашим родным несколько вариантов досуга на рассмотрение. Пусть каждый проявит активность и выберет тот вариант, который будет ему подходить. Если мнения разойдутся, то выбирайте общий досуг методом голосования.

Сделайте традицией проводить совместные выходные с семьей. Например, сообщите всем, что теперь вечер субботы официально объявляется вашим семейным. Предупредите всех, чтоб никто ничего не планировал на это время, и чтоб все отложили свои дела на другой день.
- Если кто-то из членов семьи сильно против определенного занятия, то придумайте ему поощрение.


Далее вашему вниманию предлагаются самые универсальные и полезные виды семейного .
1. Совместный поход в кинотеатр . Такое времяпровождение понравится абсолютно всем, главное - правильно выбрать фильм или мультфильм. Обязательно проконсультируйтесь с продавцом билетов, чтоб знать, подойдет ли конкретный сеанс для детей, мужчины и женщины. Вы можете купить попкорн, сладкую вату и газированные напитки и отлично провести время.

2. Развивающие игры . Посетите магазин для детей и выберите игру в соответствии с полом и возрастом ваших детей. Для мальчиков отлично подойдут игры со спортивной тематикой, а девочкам можно купить интересные игры на тему животных, кулинарии или красоты. Обязательно посоветуйтесь с мужем, чтоб он также принял участие в выборе игры, ведь вам придется играть всем вместе. Отдайте предпочтение ярким красочным играм с обучающей направленностью. Карты и шашки оставьте на потом.

3. Танцы . Сегодня есть огромное количество танцевальных кружков, в которых могут заниматься как взрослые, так и дети. Это будет отличной возможностью заняться спортом и весело провести время. Выберите стиль танцев, который будет по душе абсолютно всем. Вы сможете подтянуть тело, а дети с самого детства будут привыкать к активному досугу.

4. Мастер-классы, кружки . Тут вы можете довериться выбору детей и отдать предпочтение тому виду деятельности, который понравится им. Некоторые родители предпочитают ждать малышей в коридоре до окончания занятий, но для укрепления семьи обязательно ходите все вместе. Потом вам будет что вспомнить и обсудить за столом в процессе ужина. Вам необходимо добиться того, чтоб все с нетерпением ждали следующего занятия. Рисование, пение, оригами, моделирование, поделки, курсы английского языка - все это станет не только увлекательным, но и полезным.

5. Выставки, музеи, галереи . Конечно, классика живописи врядли будет интересна детям школьного возраста, но есть масса интересных выставок с животными, рисунками и поделками в виде героев мультфильма. Обязательно посетите сайты вашего города с афишами мероприятий и подберите что-то, что будет интересно как взрослым, так и детям. Вы можете обратиться за помощью к консультантам, которые забронируют вам билеты и посоветуют выбрать самый интересный вариант.

6. Пикник, игры на свежем воздухе . В теплое время года вам обязательно стоит пойти в парк вашего города или выехать всей семьей за город на природу. Это станет отличной возможностью подышать свежим воздухом, сделать интересные фотографии и насладиться общением с детьми. Вы можете взять с собой еду, напитки и подстилки, чтоб быстро организовать обед на природе. Также придумайте интересное занятие на природе: теннис, волейбол, прятки, спортивные эстафеты и т.п. Поручите мужу приготовление шашлыка, а сами станьте судьей в соревнованиях детей. Заранее купите утешительные призы в виде сладостей или небольших игрушек.

Играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В их обязанности входит научить своих любимых чад отдыхать с пользой для здоровья.

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его.

Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми. Правильно и интересно организованный досуг - это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления. Родители по своему опыту знают, что счастливые моменты детства запоминаются на всю жизнь.

5 идей активного семейного отдыха с детьми на выходные

Дети любят бегать, прыгать, преодолевать различные препятствия, поэтому активный отдых всей семьей для них будет настоящим праздником. Рассмотрим, 5 вариантов семейного активного отдыха, которые можно организовать на выходные.

В поход

Не стоит думать, что в поход можно отправиться всей семьей лишь летом. Конечно, в солнечный летний день легко поставить палатку, надуть резиновую лодку, наловить рыбу, сварить вкусную и душистую уху. Можно поиграть с ребенком в мяч, научить его разводить костер, вместе под гитару попеть походные песни. Летом есть прекрасная возможность отправиться в поход и на велосипедах. Велопробег – это ведь так здорово. Но сейчас на дворе поздняя осень, выпал первый снег. Так что же, семейные походы отменяются. Ничего подобного.

Почему бы не отправиться в поход зимой на лыжах, когда снег скрипит под ногами, а солнышко освещает покрытые снегом вершины елей. Если ваш малыш еще слишком мал и не умеет стоять на лыжах, тогда он с удовольствием прокатиться с горки на санках, «на ватрушке» или ледянке, поиграет в снежки и вместе с папой построит снежную крепость. Если летом можно устроить пикник на полянке и пожарить шашлыки, то зимой на лесной опушке можно выпить чашечку горячего душистого чая и с удовольствием полакомиться мамиными пирожками.

А можно устроить поход, например, в . Походом это мероприятие назвать сложно, но ведь после службы в храме можно походить по окрестностям монастыря. Это будет приятное соединение приятного с полезным!

Парк аттракционов

Это мечта каждого ребенка. Если в вашем городе он есть, то вопрос с организацией досуга в выходные решается очень просто. Ведь в этой «сказочной стране» детишки готовы проводить хоть каждый день. Однако родители в обязательном порядке должны оговорить с ребенком правила поведения в развлекательном центре и заранее определиться с аттракционами, подходящими вашему ребенку по возрасту. Поверьте, взрослые ничуть не с меньшим удовольствием проводят время в таком парке.

Бассейн или аквапарк

Практически в любом городе есть бассейн. А, как известно, плавание укрепляет мышечный корсет, повышает иммунитет, оздоравливает нервную и сердечно-сосудистую системы. Посещать бассейн любят абсолютно все мамочки, ведь плавание позволяет сохранять стройную фигуру. Про детей и говорить нечего. Они с удовольствием учатся плавать с кругом, дети постарше осваивают плавание на спине с ластами. А папы демонстрируют умение прыгать с вышки.

Культурный туризм

Активный отдых на природе можно и нужно чередовать с культурным туризмом. Отправляясь на экскурсию, выбирайте такие маршруты, которые будут интересны всем членам семьи без исключения. После экскурсии обязательно обменяйтесь мнениями об увиденном.

Зимняя мастерская

Позовите во двор соседских детей и родителей и организуйте конкурс на лучшую ледяную скульптуру. Для изготовления интересных ледяных поделок можно заранее сделать заготовки. Подержите в холодильнике несколько часов пластиковые бутылки, формочки, пластиковые коробочки, наполненные водой. Когда вода застынет, получится идеальный строительный материал для создания разнообразных фигур. Кстати, зимние фигурки несложно раскрасить. Для этого прекрасно подойдут акварельные краски или обычный пищевой краситель.

А можно заняться граффити или нарисовать на снежном «покрывале» прекрасную картину. Таким образом, вы не только весело проведете время, но и преобразите свой двор к Новому году. Кстати, ничто так не сближает, как совместный труд. Ваши детишки подружатся со сверстниками, а вы поближе узнаете своих соседей.

В этой статье мы более подробно остановились на зимних развлечениях, но ведь и зима, вот она!

5 вариантов спокойного отдыха семьей

Интересно отдохнуть всей семьей можно и дома, играя в спокойные и интересные игры. 5 идей игр для такого досуга предлагаем вашему вниманию ниже.

Настольные игры

В продаже имеется бесчисленное количество самого разного возраста. Мы приведем примеры всего трех игр, которые получили самые восторженные отзывы от потребителей.

Настольная игра «Мышки-малышки» или треугольное домино

Чтобы интересно и с пользой провести , его обязательно необходимо спланировать заранее.

5 советов по планированию досуга

  1. Для начала следует переговорить со своими домочадцами и выяснить, чем бы они хотели заняться в ближайшие выходные. Если желания у всех разные – найти компромиссный вариант. Составить список, в который включить интересы каждого члена семьи. Согласовать с ними план действий на ближайшие выходные.
  2. Начать подготовку к предстоящему мероприятию. Например, вы решили в выходные всей семьей отправиться кататься на лыжах. Значит, мама должна приготовить соответствующее обмундирование для всей команды лыжников, а папа приготовить лыжи.
  3. Всегда нужно иметь запасной вариант. Вы собрались кататься на лыжах, а на улице метель. Замените поход на просмотр интересного фильма или займитесь подготовкой игрушек к Новому году. К этим занятием у вас должно быть все готово.
  4. Как известно, лучший отдых – это перемена вида деятельности. Это условие необходимо учитывать в первую очередь. Если папа всю рабочую неделю выкладывался физически, то ему явно не захочется идти в поход. В этом случае, может, будет лучше, если вы дадите ему отдохнуть, а вечером поиграете в интересную настольную игру.
  5. Организация семейного досуга предполагает подготовку «плацдарма». Что это означает? Если вы собрались всей семьей посетить бассейн или парк аттракционов, нужно чтобы после возвращения был готов обед. Поэтому его нужно приготовить заранее. Если вы с утра отправляетесь в поход – палатки, спальные мешки, провизия и т.д. должны быть приготовлены уже с вечера.

– это не только общая радость и веселье, это прочный мостик к взаимопониманию, дружбе и любви.