Классический тип патриархальной семьи. Патриархальная семья: определение, особенности, признаки

Многие люди мечтают иметь большую семью, в которой может объединяться несколько поколений родных людей. Патриархальная семья, как раз и является таким видом семейных отношений, где в одной семье объединены как близкая по крови родня, так и двоюродные, троюродные братья и сестры, дяди и тети, более пожилое поколение и юное.
В патриархальных семьях восточных арабских стран, до сих пор существующих в нашем мире, где официально разрешено многоженство, многочисленный состав родственников разбавляют многочисленные жены мужа. Наибольшая концентрация таких патриархальных семей сосредоточена именно там - на востоке. Имели широкое развитие такие семейные традиции во многих американских, европейских и восточных цивилизациях.
Мужчине в такой семье предоставляется намного больше свобод и прав, чем представительницам слабого пола. Мужчина здесь является главным кормильцем и добытчиком провизии и денежных средств. Его жены не работают, ведут домашнее хозяйство, воспитывают общих детей и беспрекословно подчиняются воле своего мужа. Дети воспитываются в строгости, и с самого раннего детства им прививается послушание и уважение к старшим родственникам. Специалисты в социальной области изучения современного общества считают, что такой вид отношений является для женщины особенным унижением, порабощением и дискриминацией.
Патриархальная семья является основой понятия семейного бизнеса, когда несколько поколений дела передаются от отца к сыну, а родственники работают во благо развития этого бизнеса.
В современном обществе патриархальная семья состоит, в основном, из родителей и их детей. Иногда сюда присоединяются бабушки и дедушки, но общая атмосфера имеет демократичный характер. Супруги все более часто спрашивают совета друг друга, но все же, основные решения остаются за мужчиной.
Часто выстроить уважительные и дружные отношения между членами патриархальной семьи, состоящей из проживающих под одной крышей братьев и сестер со своими семьями, а также более старшего поколения, является довольно сложно. Здесь вероятен конфликт интересов. Жить по одинаковым правилам является проблематичным, также ситуацию накаляют неравнозначные имущественные права на жилье, в котором вынуждены ютиться все члены одной большой семьи.
Именно поэтому можно сказать, что на практике патриархальные семьи являются далеко не идеальными. Скорее всего, в основе их лежат желание отдать дань традициям или невозможность молодых семей приобрести собственное жилье и жить самостоятельно. Данный тип семей для кого-то приемлем, а для кого-то и нет.

Большая патриархальная семья имеет в литературе и другие названия: семейная община, домовая община, домашняя патриархальная община. Это - хозяйственная группа, включающая в себя три-четыре поколения самых близких сородичей, потомков единого отца, вместе с женами их и детьми, порою с зятьями и прочими родными, принятыми в семью. Численность ее достигает ста иногда больше человек. Классический образец патриархальной семьи — югославянская задруга. В России такая группа именовалась в различные эпохи и в разных местностях - «огнище», «печище», «дым», «дом» и пр.

В основе хозяйства патриархальной семьи лежит коллективное землевладение и использование основных производственных орудий. Тогда, как в индивидуальном обладании находятся только предметы личного использования. Как само производство, так и потребление ведется всем коллективом.

Большая семейная община дифференцируется в составе рода, становится основной производящей и потребляющей ячейкой развитого патриархального общества, в большой мере замкнутым натуральным хозяйством, вырастает в самостоятельную, экономически прочную силу, приобретает все растущее общественное значение. Управление патриархальной семьей формируется изначально на демократических основаниях. Глава ее - «старший» мужчина, старший по возрасту, иногда и моложе - выборный. Только он лишь организатор и руководитель хозяйства. В процессе своей деятельности «старший» строго считается с мнением всех взрослых членов семьи. Совместно со «старшим» мужчиной патриархальная семья, как правило, имеет во главе и «старшую» женщину, обыкновенно жену «старшего». В семейном хозяйстве она управляет всеми женскими работами. Довольно стойко переживаются , и «старшая» обладает немалой властью не только в среде женской, но и среди мужчин молодого возраста дома. Женщина все-таки надолго остается «хозяйкой дома». С разрастанием патриархальной семьи, управление всем домашним хозяйством претерпевает определенные затруднения или становится и вовсе невозможным. Это в большей степени сказывается в области потребления. Готовка пищи, например, на очень многочисленную семью становится все более затруднительной. Это хорошо выражает старинная осетинская формула: «огня не хватает на всех». Семья делится на несколько частей, причем раздел совершается между старшим поколением.

Однако на данном этапе раздел семейной общины бывает не полный. Каждая выделившаяся семья получает индивидуальное жилое помещение, находящееся смежно с основным домом, и живет в определенных отношениях, ведя отдельное хозяйство. Из имущества делится только движимость, земля же остается общей. Такая группа родственных, происшедших от размежевания одной семейной группы, семей, тоже разрастающихся в крупные семьи, образует в ряде отношений все же единый хозяйственный и общественный коллектив, получивший название патронимии.

— первичная ячейка общества, первый круг общения людей: здесь человек впервые вступает в общественные отношения — семейные отношения родителей и детей.

Семья — круг устойчивых отношений, основанных на браке между мужем и женой и на кровном родстве между родителями и детьми, братьями и сестрами. Члены семьи связаны общностью имущества и быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейные отношения, таким образом, и естественные (биологические), и общественные (социальные). Биология человека неизменна, но социальные отношения меняются, и вместе с ними меняются формы семьи.

В доисторические времена семья объединяла только кровных родственников: братьев, сестер, их детей. А мужья? Они не входили в кровнородственную семью. Два дружественных рода (семьи) заключали «брачный союз»: мужчины одного рода вступали в брачные отношения с женщинами другого рода. Такие отношения были непрочными, поэтому мужчины в женском роду принимались как гости, дети оставались в материнском роду. Со временем брачные отношения отдельных пар стали более устойчивыми, появляется первый, еще очень слабый элемент избирательности. Однако мужчины — по-прежнему гости в роду своих брачных партнеров. Они. мужчины, принадлежат другому союзному роду. Кровнородственную семью возглавляла женщина, и соответствующий исторический период называется матриархатом.

Патриархальная семья

С появлением частной собственности и накоплением богатств возник вопрос о наследовании. Для мужчины было важно устранить все сомнения относительно происхождения его наследников. Возникает патриархальная семья, где власть главы семьи распространяется на жену (или нескольких жен), детей, домашних рабов и рабынь. Патриархальная семья существовала не только, скажем, в рабовладельческом Риме, но и в российской дореволюционной деревне. Здесь, конечно, не было рабов, но были сыновья, их жены, их дети, незамужние дочери, престарелые немощные родители. Патриархальная семья осуществляла производительную функцию как основная единица сельскохозяйственного производства.

В Средние века формируется моногамная (единобрачная) семья, с устойчивой связью между мужем и женой. В такой семье власть мужчины становится менее жесткой, женщина получает более почетное и свободное положение. С развитием промышленности и городов семья утрачивает свои производственные функции, она занята теперь воспитанием детей, организацией быта и потребления.

Нуклеарная семья

Утрата семьей производственной функции ускорила процесс суживания семьи, ее дробления, избавления от «лишних» родственников, которые, впрочем, сами рады зажить своей семьей. Сегодня большинство семей состоят из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних. Такая семья называется нуклеарной (от лат. nucleus — ядро). Глубокие перемены внутрисемейных отношений в индустриальных и постиндустриальных странах произошли в течение XX века в связи с сильно изменившимися положением и ролью женщины в обществе. Народному хозяйству потребовался женский труд, и женщина получила свой, независимый от мужа источник существования. Ее экономическая зависимость от мужа либо ослабевает, либо упраздняется вообще. Женщина получила свободу распоряжаться своей судьбой. Теперь се удерживают в браке общие дети, духовная и сексуальная близость с мужем, его сердечное уважительное отношение к ней, готовность снять с ее плеч часть домашних забот.

Во второй половине XX века происходит коренная ломка ряда этических семейных ценностей, изменяется этика семейных отношений. Во-первых, падает ценность и даже непреложность официально зарегистрированного брака; возникает много семей, где муж и жена не регистрируют брак, полагая, что таким образом они сохраняют свободу. Такие семьи могут быть и мимолетными, и очень прочными. Во-вторых, сдан в архив моральный принцип, согласно которому жена отдана мужу, а муж — жене на всю жизнь. Даже церковь вынуждена отказаться от данного принципа. Сегодня Анна Каренина спокойно ушла бы от мужа к Вронскому, и никто ее не осудил бы. В-третьих, изменилось отношение к внебрачным сексуальным отношениям, они перестали быть запретными. Одновременно по-новому общество смотрит на женщин, имеющих внебрачных детей, и на самих таких детей. Матери-одиночки не подвергаются осуждению, а их дети никак не ущемляются в общественном положении. Подрывают или укрепляют подобные кардинальные изменения прочность семьи? И подрывают, и укрепляют. Подрывают семьи, основанные не на свободном выборе супругов, а на какой-то зависимости одного супруга от другого. Таким семьям в новых условиях трудно сохраниться. Напротив, семьи, возникшие по свободному выбору супругов, не испытывают никакого давления на разрыв со стороны внешних обстоятельств.

Массовый распад семей в настоящее время — всемирный феномен. В некоторых странах число разводов равно числу браков. В чем причины такого явления? Помимо уже указанных причин, назову следующие.

Во-первых, в современных условиях молодой человек раньше, чем когда-то его родители, вступает в самостоятельную жизнь. В странах Западной Европы дети, едва достигнув 17-18 лет, покидают родительский дом и живут самостоятельной жизнью. Они заключают скороспелые браки, которые чаще всего распадаются через короткое время.

Во-вторых, распространены всякого рода социальные пороки, в частности пьянство и наркомания. Многие, страдающие такими пороками, делают семейную жизнь невыносимой. Из-за пьянства мужа или жены, например, распадается множество семей.

В-третьих, основные интересы многих супругов лежат не в семье, а вне се: на службе, в делах, в общественной деятельности. Семья, дом становятся только «спальней», что отчуждает супругов друг от друга.

Кризис семейных отношений особенно сказывается в демографическом плане: Россия вымирает, то есть число умерших людей превышает число родившихся. У нас в среднем на семью приходится полтора ребенка, а для поддержания равновесия населения нужно 2,3. Последствия могут быть катастрофическими: страна с малочисленным населением не сможет удержать огромные территории; вскоре может образоваться дефицит трудоспособного населения; детей и стариков некому будет кормить.

Общество и государство заинтересованы в укреплении семьи, так как от нее во многом зависит благополучие и процветание общества. Задачу защиты и укрепления семьи решает семейное законодательство.

Мы с детства живем в семье. Нас окружают родители, бабушка с дедушкой, если есть, то дядюшки и тетушки. Это, конечно, в лучшем случае. Мы знаем, что семья — это ячейка общества, самая, пожалуй, крепкая. Она бывает полной и неполной, моногамной и полигамной. Делится на виды и типы. Самый распространенный ее тип — патриархальный. Вот о нем и пойдет речь в нашей статье.

Мужчина главный!

Из названия понятно, что патриархальная семья — та, в которой главенствует муж, отец. Именно он принимает самые важные и значимые решения, он вершит судьбу детей и является распорядителем Имеется в виду классический вариант этого понятия.

Почему произошел переход?

По этнографическим данным, патриархальная семья стала следующей после матриархальной, когда женщины главенствовали. С образованием общин женщины утратили свои права, которыми стали в полной мере пользоваться мужчины. Вся община была в подчинении одного человека — отца. Появились такие понятия, как наследник и

Наследнику — трон

Из истории мы знаем, что по в королем-отцом трон передавался старшему из сыновей. Не имел значения возраст наследника: пока он не достигал своего совершеннолетия, все функции монарха осуществлял опекун.

Стереотипы

Существуют различные патриархальная — самый распространенный вариант. Некоторые каноны уже в забытьи, как, например, право наследования. По-прежнему в таких фамилиях главным является мужчина. Хотя общество стало демократичным и равноправным, очень часто именно муж остается единственным кормильцем. Женщина, как и в давние времена, тянет за собой стереотип хранительницы домашнего очага.

Почему он глава?

В такой ячейке общества, как традиционная патриархальная семья, происходит подчинение жены мужу (правило негласное). Свою главенствующую роль мужчина получил в основном благодаря своей экономической независимости. Раз он работает, значит, получает доход. Сосредоточив в своих руках финансовые возможности фамилии, он принимает значимые решения для нее. Это касается дополнительных занятий ребенка, новой покупки для жены или в дом, планирования отдыха и тому подобного. Очень часто супруга тоже работает, но бюджетом все равно занимается супруг, даже если ее финансовая лепта не меньше доходов мужа.

Современная патриархальная семья имеет несколько типов:

1. Когда основной доход принадлежит супругу, а женщину вполне устраивает такое положение дел. Есть общие интересы, происходит общение, царит взаимопонимание. Это тип счастливой семьи: он и она довольны друг другом.

2. Когда муж не имеет основного заработка, а только временный, женщина является основной добытчицей. Ущемленный муж рано или поздно начнет бунтовать. Причина банальна: супруг стремится подчинить себе супругу, а ей не нравится, что муж не обеспечивает ее и детей. Этот союз обречен.

3. Третий тип, который зиждется на экономической выгоде. Муж не так молод, но богат, жена — молодая, но без образования и денег. Брак заключается по обоюдному согласию и договоренности.

Как показывает жизнь, патриархальная семья вполне устраивает женский пол. Мужчина, он же представитель сильного пола, является главной опорой их союза. В противовес ущемлению женских прав, она стоит за мужем, значит ей и ее детям обеспечена защита и забота.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о Структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: Традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная И Эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В Традиционной патриархальной Семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют Авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - Патрилокальность И Патрилинейность. Патрилокальность Состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность Означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх В работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «…авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи… В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, Одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками Во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р. Зидер Пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В Традиционной матриархальной Семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели Материнское родоисчисление, Ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины В Действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о Русской семье, То в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И. С. Кон Напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И. С. Кон Говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В. Н. Дружинин: «…доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «…в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В. Н. Дружинин Видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть Вопрос о семейном лидерстве Или, точнее, Главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В Неопатриархальной Семье Стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, А Тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - Жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если Супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, Которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В Неоматриархальной Семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - Совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная Семья предполагает Полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют Биархатным, Или Кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.