Патриархальная семья: определение, особенности, признаки. Патриархальный тип семьи

В патриархальной семье мужчина является основным кормильцем и добытчиком, а женщина, как правило, не работает, а лишь ведет хозяйство, присматривает за домом и детьми.

В эпоху Средневековья патриархальная семья объединяла несколько поколений родственников, работающих вместе. Отсюда и пошли традиции семейного бизнеса, которые имеют место и в наши дни. При этом сюда относились не только близкая родня, но и троюродные братья и сестры и даже наложницы и любовницы мужа.

Моногамной такая семья является исключительно для женщины. Мужчинам предоставлялось намного больше свобод. Наиболее яркие примеры патриархальных семей до сих пор существуют в арабских странах, где, как известно, официально разрешено многоженство. Некоторые социологи считают, что в патриархальных семьях происходит порабощение женщины и дискриминация слабого пола.

В современном мире патриархальная семья состоит преимущественно из супругов и детей. Порой в нее входят родители мужа и жены, а отношения имеют более демократичный характер. Если раньше решения в такой семье принимались исключительно мужем, сейчас супруги чаще всего советуются друг с другом, однако мужчина продолжает играть ключевую роль.

Недостатки патриархальной семьи

Наверное, многие считают, что большая семья – это просто мечта. Но на практике все выглядит совершенно иначе. Представители разных поколений попросту мешают друг другу жить. Порой ситуация доходит до абсурда, к примеру, если бабушка и дедушка стараются не вмешиваться в жизнь своих детей и внуков, их обвиняют в холодности и отсутствии помощи, а в обратной ситуации – в назойливости.

С другой стороны, главенство принадлежит самому старшему мужчине в семье. Тем не менее, это не значит, что он самый мудрый или интеллектуально одаренный. Все внимание приковано исключительно к его биологическому возрасту. Не мудрено, что его высказывания порой ставят в тупик более юных членов семьи.

Если под одной крышей живут несколько семей примерно одинакового возраста, к примеру, родные братья с детьми и женами, то вероятен конфликт интересов, так как вполне закономерно, что жить совершенно одинаково не представляется возможным. Иногда ситуацию усугубляют имущественные приоритеты, потому что не все родственники являются в равной степени собственниками жилья, в котором они проживают.

Иными словами, выстроить гармоничные и уважительные отношения между всеми членами патриархальной семьи достаточно сложно. Чаще всего в их основе лежит желание отдать дань традициям, а не истинные чувства.

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип - симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В своем классическом варианте патриархальная семья кратко характеризуется следующим образом: муж - единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность - естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда. Благодаря освящению церковью брак в глазах общества приобретал черты постоянства и долговечности. Жизненность брака определялась прагматическими целями: он позволял упрочить материальные позиции семьи мужа.

Известный патриархальный образ - добродетельная жена. Социальная активность женщины ограничивалась кругом домашних дел и повседневной заботой о духовных и физических потребностях детей. Воспитывать детей нужно было в послушании и набожности. Лучшими качествами женщины были признание зависимого положения и служение в браке своему мужу. Уместно здесь вспомнить родные русские слова «выйти замуж», «замужем». Смысл женской сексуальности усматривался в деторождении. Супруг - представитель превосходного пола, обладающего природной физической и интеллектуальной силой.

Этот культурный стереотип подкреплялся религиозными и легитимными формулами господства мужчины, которые и локализовали социальное пространство женщины.

Отличительные признаки патриархальной семьи - патрилокальность и патрилинейность. Патрилокальность состоит в том, что женщина следует за мужем, т. е. поселяется в доме его отца. Сыновья, женатые и неженатые, живут в родительском доме; дочери покидают его, лишь когда выходят замуж. В этом проявляется почтение к отцовскому роду. В современных российских семьях вопрос о месте проживания молодоженов решается гораздо более свободно. Патрилинейность означает исчисление родства по мужской линии. Следовательно, материальные ценности передаются наследникам мужской линии, и отец вправе решать, вознаградить сыновей или нет. Отцы семейств и по сию пору заинтересованы в рождении мальчиков, «продолжателей фамилии», по крайней мере, в качестве первого ребенка. Такая позиция молодых российских мужчин подвержена неосознаваемому «давлению» многовековых традиций.

В науке встречаются противоречивые взгляды на проблему взаимоотношений патриархальной семьи, общества и государства. Выдающийся психоаналитик Вильгельм Райх в работе «Психология масс и фашизм» недвусмысленно выразил свою точку зрения: «...авторитарное общество воспроизводит себя в индивидуальных структурах масс с помощью авторитарной семьи... В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти». Для сыновей глубокая идентификация с отцом служит основой эмоциональной идентификации с любой формой авторитета. В авторитарной семье существует не только конкуренция взрослых и детей, но и конкуренция среди детей в их взаимоотношениях с родителями, которая может иметь более серьезные последствия.

Согласно другой точке зрения, патриархальная семья защищала права личности от посягательств на них со стороны государства. Первичными в ней были отношения стихийного сотрудничества в процессе семейного производства, благодаря которым и преодолевался индивидуальный эгоизм. Взгляды Элтона Мэйо, одного из создателей знаменитой теории человеческих отношении, можно отнести к так называемому неопатернализму.

Идея патернализма предполагает, что взаимоотношения на предприятии, в фирме следует строить на основе патриархальных, семейственных связей, когда руководитель выполняет функцию «отца».

Вплоть до середины XX в. традиционные ценности сохраняли свое влияние как в Европе, так и в Азии. Но процесс преобразования семьи в «умеренно патриархальную» неуклонно набирал силу. В 50-е годы в послевоенной Европе наблюдается ослабление главенствующих позиций отцов практически во всех социальных слоях.

Принятие/неприятие патриархальной модели современниками во многом определяется снижением социальной и экономической зависимости жены от мужа. При этом работающие женщины выполняют подавляющую часть дел в домашнем хозяйстве и обеспечивают психологическую разгрузку мужа и детей. Немецкий историк Р.Зидер пишет, что отношение жены к мужу все еще носит служебный характер: «Как и прежде, удовлетворение объективных и субъективных потребностей «главного добытчика» имеет абсолютный приоритет над потребностями жены и детей. Патриархат вовсе еще не преодолен. В любом случае, однако, патриархальные базовые отношения членов семьи, по сути своей социально-экономические и определяемые культурной традицией, перекрываются все более партнерскими формами обращения».

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества - тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Более резок в своих суждениях В.Н. Дружинин: «...доминантную роль русской женщине навязали советская власть и коммунистическая идеология, лишив отца основных отцовских функций». Отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими. Мужчина лишается социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и воспитывать детей, его роль как главного агента социализации сводится на нет. Тоталитарное государство берет на себя весь груз ответственности и заменяет собой отца.

Одновременно повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Нарушение этой связи приводит семью к катастрофе. Тогда государство и общество снова вынуждены обратиться к проблемам материнства. Возникает «порочный круг мнимых причин и реальных следствий»: «...в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность и, соответственно, быть образцом для подражания». Выход из сложившегося положения В.Н. Дружинин видит в создании социальных условий для проявления мужской активности вне семьи.

Разделение семейной власти реализуется и в современных брачных парах. С целью предупреждения разрушительных конфликтов необходимо, чтобы такое разделение устраивало обоих супругов и содействовало выполнению семьей ее функций. Традиционная модель семьи может быть вполне приемлемой, если достигнута согласованность позиций супругов касательно структуры власти. Применительно к семье знаменитый вопрос о власти есть вопрос о семейном лидерстве или, точнее, главенстве. Глава семьи объединяет в себе и лидера, и менеджера.

В неопатриархальной семье стратегическим и деловым (инструментальным) лидером выступает муж, а тактическим и эмоциональным (экспрессивным) лидером - жена. Супруг определяет долгосрочное направление развития семьи, устанавливает приоритетные цели ее существования, выбирает способы и средства достижения этих целей, формулирует соответствующие указания и предписания для членов семьи. Он хорошо знает настоящее положение дел и предвидит возможные последствия принятых решений. Именно супруг выполняет роль полномочного представителя семьи в обществе, от его действий зависит позиция семьи в окружающем мире. Внесемейная активность мужа (отца) - профессиональная, общественная, политическая и т. п. - поощряется домочадцами. Сам мужчина обладает высокими притязаниями в этой области, отличается деловой направленностью, прагматизмом, заботится о материальном благосостоянии и социальном статусе своих близких. Мировоззрение и жизненная стратегия мужчины служат ориентиром для всех членов семьи. Он задает стиль семейной жизни и обеспечивает его реализацию. Подрастающее поколение видит в отце образец волевых качеств и организаторских способностей.

Отцу импонирует стремление детей к выражению своего мнения, реалистичной оценке людей и событий, успешному освоению навыков самостоятельной деятельности. Супруга находит в муже жизненную опору, а его трудовые достижения становятся предметом гордости для всей семьи.

Если супруг несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел, то супруга вырабатывает краткосрочные планы, которые легко и быстро соотносятся с конкретными действиями взрослых и детей. Прерогативой женщины является выстраивание каждодневных контактов между членами семьи. Она развивает отношения взаимопомощи и сотрудничества. Будучи заинтересованной в повышении сплоченности членов семьи, организует совместные мероприятия, спектр которых может быть чрезвычайно широк, от генеральной уборки и воскресных обедов до юбилейных торжеств. Восхищает ее компетентность в тонкостях домашнего быта. В ее ведении находится и сфера семейного досуга. Она наделена чувствительностью к потребностям и эмоциям всех членов семьи. Супруга корректирует психологический климат в семье, создает атмосферу эмоциональной и моральной поддержки, вырабатывает свой стиль лидерства и «стиль поддержки». Жена (мать) обеспечивает функционирование семьи как среды для эмоциональной разрядки. В неопатриархальной семье отец выступает для детей экспертом в деловых и производственных вопросах, а мать - в интимно-личностных отношениях.

В неоматриархальной семье дело обстоит противоположным образом. Общая черта рассмотренных вариантов семей - совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер их влияния. Конфликтность в супружеской диаде может возникнуть вследствие нечеткого распределения сфер влияния или притязаний кого-либо из супругов на другую роль.

Эгалитарная семья предполагает полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни. В действующей Конституции Российской Федерации и Семейном кодексе РФ заявлен принцип равноправия мужчины и женщины, что является юридическим основанием для развития эгалитарной семьи.

Муж и жена вносят (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием.

Роль и значение каждого из супругов в формировании психологического климата семьи равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется обоими супругами. Этот супружеский союз именуют биархатным, или кооперативно-симметричным браком. Быть супругами - значит «бежать в одной упряжке». Видимо, так это делать удобнее?!

В эгалитарной семье принцип согласованности позиций супругов обретает особое значение. Необходимо прийти к договоренности о весьма гибком разделении сфер влияния, о высокой степени взаимозаменяемости. Каждый должен быть готов стать лидером, хозяйственником или воспитателем. Возникающие разногласия должны решаться путем взаимных соглашений, компромиссов или обоюдно выгодных обменов.

Дети являются полноправными членами семьи, по мере своих возможностей участвуют в обсуждении и выполнении принимаемых решений. В их воспитании используются гуманные методы, опирающиеся на доверие к личности ребенка, признание его прав. Поощряется инициативность и самостоятельность ребенка, уважаются его потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к использованию подобной модели отношений в своем браке.

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака, согласно которой считается, что в браке каждый из супругов может оставаться самим собой, раскрывать свои способности, сохранять индивидуальность. Супруги не должны быть «одним телом и одной душой». Брак строится на взаимном влечении и доверии, супруги не стремятся к манипулированию поведением друг друга, подчинению себе партнера.

Принципы открытого брака:

· Жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний.

· Следует уважать личную жизнь партнера.

· Общение должно быть открытым и строиться из соображения: «скажи, что видишь и чувствуешь, но не критикуй».

· Семейные роли должны быть подвижными.

· Партнерство должно быть открытым: следует уважать право каждого на собственные интересы и увлечения.

· Утверждается равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

· Следует предоставлять другому возможность жить согласно его представлениям; знать себе цену и сохранять свое достоинство.

· Следует доверять друг другу и уважать внесемейные интересы.

Создание эгалитарного союза является сложным делом, поскольку требует, во-первых, тщательного и скрупулезного описания прав и обязанностей супругов; во-вторых, очень высокой культуры общения, уважения другой личности, взаимоинформированности и доверительности в отношениях.

Некоторые ученые высказываются об эгалитарной семье как о конфликтной: властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта. Эгалитарной модели в России при этом отводится роль переходной. Ее появление обусловлено ростом экономической самостоятельности семьи от тоталитарного государства, возрастанием экономической, социальной и политической роли мужчины. Предпочтительной для нашей страны считают такую семью, в которой, наряду с равенством прав, ответственность за воспитание и содержание детей возьмет на себя отец при сохранении за матерью и детьми других семейных обязанностей.

В России более молодые и лучше образованные мужчины настроены более эгалитарно и берут на себя больше домашних, в том числе отцовских, обязанностей, чем это было принято раньше.

Становление общества как социальной среды, в которой могут жить и трудится все его члены проходило несколько этапов развития, одним из которых была патриархальная семья. Термин патриархат уходит корнями в глубокое прошлое, во времена, когда от добытчика, хозяина, воина, мужа зависели не просто достаток, но и все существование семьи.

Небольшие семьи в условиях постоянной нехватки ресурсов, войн и насилия, выжить просто не могли, потому было принято селиться одной большой семьей. Сыновья не покидали родительского дома, а приводили в него своих жен, дочери в свою очередь уходили в чужую семью. Женщина при патриархальном укладе ценилась куда меньше, чем мужчина, в связи со своим полом и положением в обществе, она не могла охотиться, рыбачить, воевать, что делало ее менее полезной для семьи.

Рождение мальчика в патриархальной семье рассматривалось как большое счастье, девочка была обузой, от которой спешили избавиться по достижению брачного возраста.

Естественно, что в современных условиях существования патриархальная семья давно изжила себя, и все же на Востоке – в странах Азии и Африки, обычай превозносить мужчину и ставить именно его на первое место в семье, сохранился.

Взаимоотношения в семье

Патриархальная семья

Современная семья

В настоящее время не пользуется интересом, но является объектом исторического исследования.

Итак, для патриархальной семьи ведущее отношение – кровнородственное, явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

Данный вид семьи, характеризуется равноправием супругов и детей. Для создании такой семьи требуется только согласие вступающих в брак, регистрированный брак подразумевает возникновения определенных прав и обязанностей.

Каждый пытается навязать свое мнение супругу, в данной семье часто используют диктат, и меры давления, запрещенные законам.

Благополучие семьи выражается не только в материальном достатке, хотя играет не последнюю роль. Нет навязывания свои интересов и пренебрежение желаниями другого. Отношение друг к другу в первую очередь как к человеку равному

В патриархальной семье наиболее уважаемые были пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца.

Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в присутствии других членов задруги выражать свои чувства

Создать семью – это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки. Дети – еще одна причина взаимоуважения друг к другу

Создание семьи – не личное дело.

Но для современной семьи характерно, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин.

И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто сегодня заключение брака обуславливается собственной выгодой, собственными желаниями

Условия существования, достаток

Родители – основная финансовая поддержка, обеспечивающая стабильную жизнь супругов. Семья имеет необходимые средства для удовлетворения основных потребностей.

Финансовая обеспеченность семьи зависит от каждого супруга в частности,

Зачастую расходы семьи превышают доходы. Достаток нестабильный, в значительной мере зависит от каждого члена семьи.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением главных целей, стоящих перед обществом.. Роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья способствует развитию общества и его прогрессу. Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как наркомания, преступность, так как личностные качества человека формируются семьёй.

Большое значение имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов . Грубость, нетерпимость, диктат, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению семьи, к разрушению того целостного, тех частей без которых семья, словно сломанный механизм перестает функционировать.

Мне кажется, что проблемы распада семьи , обусловлены негативной семейной обстановки, а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших моральных затрат.

Времена меняются, вместе с ними преобразуются общественные отношения. В древности неоспоримым авторитетом в племени являлась женщина, такой союз называется матриархальным. Сейчас особенно популярным является эгалитарный тип отношений, где оба партнера равны.

Однако наибольшее распространение во всем мире получил семейный уклад патриархального типа. Возникает вопрос: патриархальная семья – что это, каковы признаки и особенности подобных межличностных отношений?

Традиционная патриархальная семья – это ячейка общества, где главенствующее место занимает мужчина. В переводе с греческого «патриархат» означает «отцовская власть», это определение описывает не только отношения внутри семьи, но и в обществе.

В данной форме социальной организации мужчина является моральным авторитетом и лицом, обладающим политической властью.

Женщина в союзе патриархального типа является ведомой, она полностью подчиняется мужу, следит за бытом, обустраивает домашний очаг.

Мужчина обеспечивает домочадцев, не позволяет жене работать ни при каких обстоятельствах. Дети воспитываются очень строго, им с раннего возраста прививается глубокое уважение к старшим.

Исходя из этого, вытекает определение патриархальной семьи – это союз, состоящий из мужа, жены, детей, внутри которого создаются крепкие родственные отношения между поколениями. Право последнего слова принадлежит исключительно представителю сильного пола.

Признаки

Отличительные признаки патриархальной семьи помогут понять, что это такое. На самом деле подобный уклад просуществовал с древности до недавних пор, в некоторых культурах следы этого влияния обнаруживаются и сейчас. Что такое патриархальная семья – ясно, это подчинение женщины своему мужчине, но каковы ее характерные черты?

  1. Патрилинейность. Эта характерная черта заключается в том, что наследование социального статуса, имущества происходит только от отца к сыну. Отец имеет право распоряжаться детьми по своему усмотрению.
  2. Ответственность мужчины. Глава семейства полностью отвечает за благосостояние дома, честь рода. Он ответственен за женщину, детей, обеспечивает их всем необходимым. При том, что общество не осуждает право мужчины на «владение» женщиной, он относится к ней с огромным уважением. Она отвечает ему взаимностью.
  3. Моногамия. Русский семейный клан патриархального типа обязательно моногамен, то есть у мужа одна жена, и у жены, соответственно, один муж. В мусульманском обществе допускается многоженство, однако не может быть такого, чтобы у одной женщины было бы несколько мужей. Многомужество, или полиандрия, не допускается.
  4. Сосуществование нескольких поколений. Легко понять, что такое патриархальная семья, если обратить свое внимание на один из главных признаков. Основной характеристикой является то, что несколько поколений проживают под одной крышей. Сыновья, вступая в брак, приводят домой своих жен. Все члены такого большого клана беспрекословно подчиняются старшему мужчине.
  5. Многодетность. Наличие богатого потомства только приветствуется. Женщина, как правило, рожает, пока обладает физической силой, не имеет право прерывать беременность. Мать посвящает свою жизнь воспитанию детей, с юного возраста их учат быть ответственными за свои поступки, трудолюбивыми.
  6. Подчинение строгим правилам. Что такое патриархальная семья – это следование канонам, правилам, которые, безусловно, ведут к всеобщему благополучию и процветанию. Собственные интересы домашних отходят на второй план, первостепенными являются семейные ценности, обычаи, традиции.
  7. Заключение браков по расчету. При выборе партнера руководствуются его финансовым состоянием, выгодой для благосостояния всего семейства. Браки по любви обычно не заключаются.

Патриархальному укладу свойственна и такая характеристика, как консервативность. Крайне нежелательны различные переезды, смены места жительства, рабочего места. Все изменения принимаются исключительно самым старшим мужчиной, обладающим наибольшим авторитетом.

Нужно знать! Патриархат обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Преимуществом такой формы семейного уклада является то, что согласно статистике, в таких браках встречается крайне малое количество разводов.

Существует несколько типов подобных союзов в зависимости от степени контроля, осуществляемого мужчиной.

Семьи, где практикуется полный контроль, встречаются крайне редко в современном мире, разве только в мусульманских или религиозных семьях, однако позволяет наилучшим образом понять, что такое патриархальная семья и как происходит взаимодействие сторон.

Без участия мужчины в ней не происходит ничего. Тотальный контроль распространяется на все жизненные сферы, только муж принимает решения по любому вопросу.

Православной церковью пропагандируется почитание мужчины. Женщина полностью подчиняется мужчине, однако она уважаема и уважаема им. Мужчина оберегает свою спутницу от невзгод, доверяет ей и интересуется ее мнением. Это гармоничный союз, где доминирует уважение и любовь. Дети воспитываются спокойно, им прививается уважение, доверие, забота друг о друге.

Существует частичный патриархат, где власть представителя мужского пола распространяется только на одну из следующих сфер:

  1. Финансовую часть.
  2. Воспитание детей.
  3. Защиту чести жены и всех членов семьи.

Патриархальной русской семье присущи некоторые особенности. В отличие от семей Древнего Рима, где право обладания женщиной приравнивалось к рабовладению, то есть глава распоряжался женщиной как какой-либо вещью или рабом, у славян дело обстояло иначе – мужчина абсолютно не вмешивался в женские дела. В России союз патриархального типа состоял из нескольких пар, состоящих в браке.

Они владели общим имуществом и совместно занимались ведением хозяйства. Большак, то есть самый зрелый и опытный мужчина, всеми руководил, ему помогала советница, однако она не обладала высоким статусом.

Интересно! На Руси вдовы после смерти мужа не пользовались правом наследия.

К девятнадцатому столетию русская семья объединяла два или три поколения родственников. Однако в низших сословиях такое семейство состояло из отца, матери и детей. Изменения в укладе семейной жизни произошли накануне двадцатого века, вместе с переменами в экономике.

Во многом этому способствовали кризисы, происходящие внутри семьи. В шедеврах классической литературы того века можно проследить эту тенденцию неподчинения главе семейства. Вскоре ситуация в корне изменилась, а к восьмидесятым годам прошлого столетия женщины повсеместно взяли на себя функцию управления финансами. Тем не менее, влияние патриархата чувствуется и сегодня.

Полезное видео

Вывод

Патриархальный тип семейного уклада изжил себя во многих европейских странах, однако встречаются единичные случаи беспрекословного подчинения мужчине. Психологи утверждают, что в нем могут существовать только неуверенные в себе личности, обладающие низкой самооценкой.

Все же не стоит пренебрегать теми преимуществами, которые гарантирует эта форма отношений: отсутствие брошенных детей, обездоленных стариков, уважение и почитание старших, ответственность за свои действия, взаимопомощь.

(греч. pater - отец + arche - начало, власть), первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату вследствие закрепощения женщин в результате ослабления их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников-мужчин. Таким образом, единобрачие появилось в истории отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной, а как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до патриархата противоречия между полами. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у иных народов до настоящего времени. Строго моногамной такая семья была лишь для женщины. Перед мужчинами же развитие рабства и иных форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (см. Полигиния).
В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная семья включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц. Капиталистические производственные отношения разрушили характерную для феодализма связь между жизнью семьи и производством (прежде всего в городе). Для многих семей экономическая функция ограничилась организацией своего быта. При капитализме отпала необходимость в больших, "неразделённых" семьях и их патриархальной структуре. Большинство семей стало состоять лишь из супругов и их детей (см. Нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер. Социологические исследования показывают, что подавляющее большинство семей всю свою внутрисемейную деятельность организуют на началах равенства, где решения по основным вопросам семейной жизни принимают совместно. Демократизация семейных отношений не исключает наличия в семье лидера в той или иной сфере семейной деятельности. По данным социологических опросов, в Беларуси и России не более 15% семей отмечают мужа (отца) главой семьи. В значительной части этих семей главенство мужчины обусловлено его авторитетом, а не безоговорочным подчинением жены мужу.

(Источник: Сексологический словарь)

(большая семья), форма семьи, во главе к-рой стоит мужчина. Возникла при переходе от матриархата к патриархату; состояла из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство.

(Источник: Словарь сексуальных терминов)

Смотреть что такое "Патриархальная семья" в других словарях:

    - (большая семья) форма семьи, во главе которой стоит мужчина. Возникает при патриархате, состоит из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство …

    - (большая семья), форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников. * * * ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ (большая семья), форма… … Энциклопедический словарь

    Патриархальная семья - (гр. – отец, начало, власть) – семья, построенная на традициях старого отжившего общества, сходного с родовой общиной. Это семья, основанная на полной и безграничной власти отца, мужского начала. Родовая община как форма семейного сообщества… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    См. в ст. Семья … Большая советская энциклопедия

    Патриархальная семья (большая семья) - семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство, с абсолютной властью мужчины как главы семейства … Социология: словарь

    И; семьи, семей, семьям; ж. 1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей… … Энциклопедический словарь

    семья - семья, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких то иных отношениях (например, неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах. Семья характеризуется обязательной… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    СЕМЬЯ - СЕМЬЯ, основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя мн. социальные функции, С. играет важную роль в … Демографический энциклопедический словарь

    Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма… … Большой Энциклопедический словарь

    I. Семья и род вообще. II. Эволюция семьи: a) Семья зоологическая; b) Доисторическая семья; c) Основания материнского права и патриархального права; d) Патриархальная семья; e) Индивидуал., или моногамическая, семья. III. Семья и род у древних… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Мир русской женщины. Семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева Варвара Витальевна, Хорошилова Любовь Борисовна. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…
  • Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад. XVIII - начало XX века , Пономарева В., Хорошилова Л.. Со второй половины XIX века все больше русских женщин содержат себя сами - поступают на государственную службу, добиваются признания в педагогике, медицине, журналистике, даже в такой сугубо…