Конспект с приёмами нетрадиционного рисования в старшей группе, зимой «Зимний лес животным в подарок. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес

«Зима»

Выполнила: Джирингова Флюра Гамидовна

Класс: 3 «б»

2015 г.

Конспект урока

2) Название учебной дисциплины : изобразительное искусство

3) Вид занятий : рисунок на тему

4) Тип урока : комбинированный

5) Тема урока : « Зима»

6) Цели урока :

- образовательная : способствовать формированию изобразительных умений и навыков;

- развивающая : развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы;

- воспитательная : воспитывать у детей любовь к природе.

7) Задачи урока : Учить детей отражать впечатления полученные

при наблюдении зимней природы, использовать полную гамму красок для передачи зимнего колорита.

8) УУД:

- Личностные : навыки организации рабочего места; осознание своих творческих возможностей; развитие чувства прекрасного и эстетического чувства.

- Познавательные : умение делать обобщения, сравнения; умение анализировать представленные работы и давать им характеристику.

- Коммуникативные : умение обмениваться мнениями, слушать учителя.

- Регулятивные : осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя.

9) Оборудование :

- для учителя : репродукция художественных произведений, наглядный образец, компьютер, интерактивная доска, проектор.

- для учащихся: альбом, краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, палитра, салфетка, баночка с водой.

10) План урока:

Этапы урока

Время

Содержание учебной работы

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. момент

1-2

Здравствуйте!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Тихо сядут девочки,

Еще тише сядут мальчики.

Для сегодняшнего дня вам необходимо: альбом, краски, кисточки, карандаши, ластик, точилка, палитра, салфетка, баночка с водой.

Проверьте все ли у вас есть?

Здравствуйте!

Проверяют.

Вводная беседа

5-7

Что же мы сегодня будем рисовать?

А для того чтобы узнать, угадайте загадку:

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то ….

Совершенно верно - это зима.

Тема нашего урока связана с этим временем года.

Сегодня будем изображать зиму.

Посмотрите на работу русского художника И.И. Шишкина «Зима».

Что изображено на картине?

Что изображено на переднем плане?

А что на дальнем плане?

Какие краски использует художник?

А теперь посмотрите на следующую картину «Волшебница-зима» художника К. Юон.

Какое время суток изобразил художник?

Какое настроение создает картина?

Что изобразил на переднем плане?

Что вы видите на дальнем плане?

Итак, чем сходны эти картины и чем отличаются?

Зима

Множество деревьев, стволов и веток, огромные снежные сугробы.

Поваленные старые стволы, маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега.

Множество деревьев.

Всего два цвета- черный и белый.

День.

Эта картина задорного зимнего настроения, она рассказывает о радостях зимы, о белоснежно сказке, преобразившей земли, укрывшей под снегом все скучное, серое и некрасивое.

На переднем плане застывший пруд, где дети катаются на коньках. Несколько наездников едут верхом, также проезжают мимо сани с лошадьми. Немало людей вышло просто прогуляться.

На заднем плане художник изобразил деревянные дома. Виднеется белый заснеженный лес.

На обеих картинах изображена зима. В первой картине присуще холодные цвета, и на не изображена природа. Во второй картине преобладают теплые тона, и на ней изображены люди.

Определение после-дова-тельности

Указание к способам изображения.

    Расположение листа.

    Показать линию горизонта.

    Показать дальний, средний и передний планы.

    Показать падающие тени.

Физ. минут-ка

1-2

Гимнастика для глаз.

Работа учащихся над рисун-ком

Вы должны правильно определить композицию (Что такое композиция?) своего рисунка: что будете изображать? Сколько будет занято небо, землю, какие деревья и т.д.

Не забудьте что предметы, которые находятся ближе к нам, на рисунке больше, а те которые дальше меньше.

А теперь приступаем к работе.

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

Подве-дение итогов работы

3-5

Что сегодня рисовали?

С какими художниками мы познакомились? http://img-fotki.yandex.ru/get/5606/82881001.40b/0_7fce7_a7bf98d9_XL

Самоанализ урока по ИЗО на тему: «Зима»

Считаю, что урок соответствовал принципам обучения. Материал был доступным.

Урок соответствовал психофизическим особенностям младших школьников.

Дидактический материал, используемый на уроке, соответствовал теме урока и способствовал реализации целей, поставленных мною.

Этапы урока логически взаимосвязаны.

При самостоятельном рисовании дети тоже справились с работой. Рисунки получились у всех разные, яркие, красочные. Считаю, что урок был целостным и законченным. Достиг поставленной цели. Использована максимальная плотность урока.

Ольга Кушпа

Вид проекта: информационный –творческий, групповой, познавательный, исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта:дети 3-5 лет, родители, воспитатели младшей разновозрастной группы.

Этапы реализации проекта:

19.12 – 30.12 -2016г.

Цель проекта: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Рисовать предметы состоящие из сочетаний линий. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Учить детей описывать внешний вид животных. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой.

Задачи проекта:

Образовательные:Познакомить детей с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Формировать представление о свойствах снега (цвет, бывает рыхлый и липкий, тает, превращается в воду). О свойствах льда (твердый, прозрачный, тает). Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета. (ватными палочками, штампики). Вызвать у детей положительные эмоции.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желания и умения взаимодействия при создании коллективной работы. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Обогащать словарный запас слов. Прививать трудолюбие кмастерству, терпение. Воспитывать бережное отношение к животным.

Развивающие: Развивать эстетические восприятие окружающей природы,наблюдательность, умение получать радость от прогулки. Развивать логическое мышление. Продолжать работать с техникой получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Углубить знания детейо диких животных. Развивать внимание, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Актуальность:

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. С помощью нетрадиционного рисования, можно достичь желаемого результата. Знакомясь с разными материалами приобретает опыт в изодеятельности. Ребенок творчески развивается, проявляя свою фантазию. Познание нового, интересного. Развивается логическое мышление. Повышается словарный запас слов. С заботой относится к животным. В изобразительной деятельности проявляет самостоятельность. Учиться работать в коллективе. Формирует представления о свойстве снега и льда. Экспериментируя проявляет интерес. Развивается зрительная активность умений и навыков.

Предполагаемый результат:

Дети уточняют представление о окружающем нас мире природы. Знакомятся с зимним пейзажом, новой техникой «тычок»- полусухой щетинной кистью. Разнообразные задания обогащают словарный запас слов. Развивают логическое и творческое мышление. Дети знакомятся с загадками о зиме. Рассматривают деревья и кустарники. Развивая моторику рук. Появляется интерес к рисованию. Узнают о прекрасном и добром, научаться любоваться красотой. Создание папки о «Зиме» выставка рисунков родителями и детьми. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка». Разучивание стихов о зиме, о животных-зайка, козленок. Потешки и песенки.

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный:

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Составление плана мероприятий. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных);стихов, загадок, сказок, иллюстраций. Оформление информационного стенда для родителей.

2. Этап-основной:

Определение темы проекта,его актуальности. Определение цели и задачи. Подбор литературы, дидактического материала. Консультация с родителями о проведении проекта. Знакомство с новой техникой «тычок» сухой, жесткой кистью. Рассматривание иллюстраций о зиме. Разучивание стихов, загадок, потешек,чтение сказок. Проведение физминутки. Пальчиковые игры. Создание альбома «Зима». Изготовление елочных игрушек.

3. Этап-заключительный:

Выставка рисунков: «Первый снег», «Белоснежная зима», оформление коллективной работы «Елочка пушистая,нарядная». (использование нетрадиционной техники рисования, ватные палочки, «тычок» жесткой кистью., оттиск ластиком). «Мои рукавички» Рассказывание стихов, потешек, знание загадок. Раскраски (восковые мелки). «В лесу родилась елочка». Изготовление игрушек на елку.

Методы ОД:

Метод обследования , наглядности .Словесный ,- (беседа, стихи, рассказы, загадки наблюдения, художественное слово. Практический - (самостоятельная деятельность) Проблемно- мативационный (включения детей в проблемную ситуацию в ходе занятия. Сотворчества взаимодействия педагога и ребенка. Мативационный, убеждения, поощрения.

Образовательная область: художественно-эстетическоеразвитие, изобразительная деятельность. Интеграция образовательных областей, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, исследовательское. Социально-коммуникативное развитие.

Деятельность педагога:

Подбор соответствующего материала, литературных источников,иллюстраций натему: «Зима». Подготовить учебно-методические пособия, наглядность, картотеку дидактических игр. Материалы и оборудование. Предложить родителям принять в реализации проекта.

Работа с детьми:

Проведение ОД по художественному творчеству познание. Беседы на тему: «Почему снег скрепит под ногами», «Из чего состоит снег». Рассматривание иллюстраций о зимнем пейзаже, дети на прогулке,Чтение и заучивание стихотворения «Белый снег.» И. Суриков «Елочка О. Высотской Защита книжек-малышек по проекту «Зима». Организация и выставка детских работ, чтение сказки «Заюшкина избушка» развитие кукольного театра. Выставка игрушек на елку.

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда. Оформление альбома на тему «Зима». «Животные зимой»Изготовление елочной игрушки.

План реализации проекта:

Беседа: «Белоснежная зима».

Задачи: Рассматривание иллюстраций о зиме. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Отвечать на вопросы о цвете, объяснять понятие «хвойный лес». Подбор цвета на палитру. Знакомство с холодными тонами. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать вкус, чувство цвета. Воспитывать любовь к природе.

Д\И «Когда это бывает» пальчиковая игра «Помощники».

Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый…»

Почемучкины рассказы: Почему снег скрипит под ногами? С. В. Альтшулер

Занятие: «Маленькие елочки»(вырезанные из плотной бумаги елочки, техника «тычок», укрась елочку (рисование пальчиками, ватными палочками)

Прогулка на участок.

Чтение сказки «Два Мороза»

П/И «Мороз красный нос»

Беседа: Знакомство со свойствами снега.

Задачи: Рассказать детям о природном материале---снеге;формировать представление о свойствах снега (цвет,бывает рыхлый и липкий,тает,превращается в воду); воспитывать наблюдательность,любознательность.

Загадки о снеге,вопросы; исследовательские действия (опыты со снегом,тает на руке, лепится).

Чтение Б. Заходера «Первый снег» физминутка «Вдоль по улице


Объект наблюдения-снег, формочки для снега, совочек,салфетки.

Занятие: В лесу родилась елочка.

Задачи: Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе. Устанавливать взаимосвязь в природе: наступила зима---стало холодно-выпал снег, замерзла река---исчезли растения---насекомые спрятались---птицы улетели;Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество,навыки коллективной деятельности. Воспитывать чувство прекрасного.

Д\И «Узнай по описанию», «Волшебная палитра»

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Стихотворение С. Я. Маршак «В декабре, в декабре…»

Занятие:Знакомство со свойствами льда.

Задачи:Продолжать учить детей наблюдать за объектами неживой природы; формировать представление о свойствах льда (твердый, прозрачный, тает);воспитывать интерес к окружающему.

Загадки о льдинке; снеге,вопросы детям;исследовательские действия.

Чтение стихотворения В. Берестова «Гололедица»

Объект наблюдения-лед; салфетки. Изготовление цветных льдинок.

«Почему при сильном ветре холодно?»-почемучкины рассказы С. Альтшулер

Занятие:Мои рукавички-аппликация.

Задачи:Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Учить правильно наносить клей. Прививать аккуратность.

Вопросы детям «Для чего рукавички нужны?»

Физминутка «Воробьи».

Из чего состоит снег? С. Альтшулер (почемучкины книжки)

Занятие:Экскурсия в зимний лес.

Задачи:Расширить представление детей о парке в зимний период:

Земля покрыта снегом, растительность исчезла, показать отличия деревьев друг от друга в зимнем лесу. Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Чтение стихотворений о зиме. Рассказ педагога с рассматриванием объектов живой и неживой природы.

д/и «Раз,два, три-к дереву беги»;Вопросы поискового характера.

Чтение о зиме Л. Воронкова «госпожа Метелица».

Занятие: Хвойный лес (пластилинография).

Задачи:Учить детей изображать предметы,состоящие из сочетаний линий; создавать композицию. Развивать мелкую моторику пальцев. Уточнить представление - хвойный лес.

Загадка про елку.

Чтение сказки «Снегурочка»

Д\И «Летает-не летает».

Занятие: Животные зимой.


Задачи: Углубить знания детей о диких и домашних животных,о приспособленности к сезонным изменениям в природе. Развивать интерес к жизни животных зимой. Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать представление о внешнем виде зайца.

Рассказ педагога об изменении в поведении животных зимой с рассматриванием иллюстраций.

Физминутка: «Заинька»

д/и «Что изменилось?» «Назови по описанию». «Следы», картинки к д/и

Чтение произведений И. Соколов-Микитов «Беляк» Е. Чарушин «Лиса»

Занятие: Заяц на снегу.

Задачи: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Закреплять навыки смывания кисточки и вытирания о салфетку. Тренировать мускулатуру пальцев. Развивать умение слушать потешки и имитировать движение зайца по ходу текста. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой.

Народная потешка «Заинька ходит»

д/и «Какой формы следы?»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик» психоэтюд - «Настроение», упражнения на эмоциональное состояние; чтение стихотворения С. Маршак «Котята»

Самостоятельная деятельность детей.

Задачи: Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности, эстетическое восприятие, художественный вкус. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Воспитывать аккуратность во время работы.

Материалы: ватные палочки,кисточки с щетиной, ластиковые печатки,

Восковые мелки, гуаш, раскраски.

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. —

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят —
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима —
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице … (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный … (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел … (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый … (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Программные задачи:

1. Образовательная:

  • Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
  • Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
  • Обогащать словарь детей образными словами и выражениями (снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная) .
  • Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

2. Развивающая:

  • Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение.

3. Воспитательная:

  • Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы, оборудование:

Снежинки, разрезные картинки, мольберт, бумага для рисования, акварель, кисточки «белка» №4, ватные палочки, стакан-непроливайка, клеенка, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент) .

Ход занятия:

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года» .

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!» .

1. Приветствие:

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем…

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка) .

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся - тихие, нежные,

И тают, тают, тают…

2. Сюрпризный момент.

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке) .

3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь» .

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его) . Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

4. Целевая установка:

1). Вот первое задание:

  • Задам я вам сейчас вопросы

Дать ответ на них не просто!

Слушайте внимательно:

Снег на полях,

Лед на реках.

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой)

Что принесла с собой зима?

Воспитатель: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.

Для чего природе зимой нужен снег?

Из чего состоит снег?

Кто больше всего страдает от капризов зимы?

А без чего деревья зимой погибнут?

Чем питается белка в зимнем лесу?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Справились с заданием. Проходите, садитесь на стульчики.

2). Воспитатель: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме и о животных. Кто знает их больше? Слушайте внимательно. (На каждую загадку вешаю отгадку на мольберт) .

Эту зимнюю хозяйку,

Все боятся, даже зайка.

Не боится лишь апрель,

Снежно - белую… (Метель)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц)

Воспитатель: почему заяц зимой меняет шубку?

Дети: Чтобы зайца не было видно на снегу.

Слушайте следующую загадку.

Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Потому что зимой нет ягод, растений, насекомых, которыми питается медведь.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили, морковку. (Снеговик)

С неба падают зимою,

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки,

Белые... (Снежинки)

3). Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Посмотрим, что же еще в сундуке лежит? Встаньте вокруг.

Это снежинки! Рассмотрите рисунок снежинок, опишите их. Какие они?

(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают) .

Дети: Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная.

Воспитатель: Мы описали с вами снежинку! Как много замечательных слов вы назвали!

На что похожи снежинки?

Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками, похожие на сказочные зимние цветы. Поэт собрал вместе ваши слова и у него получилось вот такое стихотворение:

Красивая, блестящая,

Загадочная ты!

Лети, снежинка наша,

Волшебной красоты!

4). Воспитатель: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол частички разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .

а) Д/и: «Собери картинку» .

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

б) Д/и: «Найди пару» .

5). Молодцы ребята, вы хорошо справились и с этими заданием. Где наш волшебный сундук? Здесь следующее задание. А теперь, Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее перед Новым годом очень много забот. Нужно снегом укутать деревья, чтобы корни не промерзли, и они не погибли. Засыпать берлогу медведя, чтобы он спал спокойно всю зиму. А вас он попросил укрыть елочку снегом. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников.

5. Целевая установка на рисование:

Занимайте свои места, и мы начнем наше волшебство.

(Рисуем снежинки небольшими группами. Одна группа рисует – кисточками, вторая группа рисует с помощью ватных палочек (прием «тычка» ) .

6. Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре Загибают пальцы начиная с большого

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий Гладят руки

И совсем со всем не сладкий Грозить платьем

Раз- подбросить

Два- поймай

Три- уронит и сломает

7. Подведение итогов:

Ну что же, маленькие волшебники, посмотрите, какую работу все вместе проделали. Возьмите свои снежинки и давайте укутаем нашу елочку снежным покрывалом. Посмотрите, какая она стоит нарядная, красивая и ей теперь будет тепло. Вот мы и помогли Зимушке-Зиме, укрыли корни елочке, чтобы она перезимовали, а весной продолжала нас радовать.

Так для чего нужен снег зимой?

Выполнила: Митрофанюк Л.В.

Ирина Шулепова

Тема : «Зимний лес »

Цель : Продолжать учить рисовать сюжетную композицию на мятой бумаге с помощью различных художественных материалов. Упражнять детей в сминании и аккуратном разворачивании бумаги. Помочь детям освоить способ рисования - оттиск смятой бумагой при изображении кроны деревьев.

Задачи : Побуждать детей передавать в рисунке форму дерева, его крону, расположение, цветовую гамму. Развивать творческое воображение, создавать условия для развития творческих способностей детей.

Материалы : Альбомные листы бумаги, гуашевые краски, стаканчик с водой, салфетка, кисти разных номеров, палитры.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей . Наблюдение на прогулке за деревьями. Составление описательных рассказов о зимней природе , разучивание стихов русских поэтов о зиме.

Ход НОД:

Воспитатель :

Сегодня мы с вами в нашей волшебной мастерской. И будем учиться волшебству.

Показ презентации и чтение отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Идёт волшебница зима!»

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Какое время года изображено на картинах?

Ребята, а вы знаете стихотворения о зиме(2-3 ребенка)

Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Декабрь» (демонстрируются слайды зимнего леса )

В небе снежинка кружится тихо,

Ветер по полю проносится лихо,

Лес притаился, сгущаются краски,

Шепчутся в нём небылицы и сказки.

Наступает время сказок и чудес,

Ты пусти нас в сказку зимний лес !

Звучит музыка «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского.

Прилетает снежинка.

Смотрите ребята, снежинка! Интересно, что она хочет нам сообщить?

Ой, ребята, что-то здесь написано? (читает)

«Ребятам от Зимы!»

Странно, что за чудеса! Для чего зимушка прислала нам снежинку?»

(ответы детей) .

Поможем зимушке укрыть лес зимними шубками ? (Да) .

А как мы сможем это сделать? (ответы детей) .

Физкультминутка.

Мы пришли в зимний лес . (Ходьба на месте) .

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны) .

Берёзка в шубке стоит, (Руку отводят в указанную сторону и смотрят) .

Ёлка на нас глядит. (Отводят в сторону другую руку и прослеживают взглядом) .

Вот и зайка проскакал. (Прыжки) .

От лесы он убежал. (Имитируют «лисью» походку).

Лишь медведь берлоги спит,

Так всю зиму он проспит. (Имитируют сон) .

В лесу красота и покой, а нам пора уже домой.

– Вот теперь можно начать рисовать.

Мы с вами будем рисовать зимний лес , а рисовать будем необычным способом - на мятой бумаге, крону деревьев смятой бумагой. Как же это сделать, давайте посмотрим.

(Мнем бумагу, разглаживаем лист, рисуем фон для зимнего дня )

(Звучит спокойная музыка)

Сядьте удобно, спину выпрямите, ноги поставьте прямо, голову низко не наклоняйте. (Дети рисуют. Воспитатель наблюдает, оказывает необходимую

Молодцы, ребята, хорошо нарисовали! А теперь предлагаю вам отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика.

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (Каждый пальчик левой руки прижимаем к ладошке) .

Я зиму и снег, и снежинки люблю. (Каждый пальчик правой руки прижимаем к ладошке) .

Но где же снежинки? В ладошках вода. (Пальчики выпрямляем, смотрим на ладошки) .

Куда же исчезли снежинки? Куда? (Пальчики обеих рук сгибаем, выпрямляем) .

Растаяли хрупкие льдинки – лучи, (Постукиваем кулачками) .

Как видно ладошки мои горячи. (Трём ладошку о ладошку) .

Ребята, а теперь вам предлагаю изобразить зимний лес . Стволы деревьев мы будем рисовать кистью (показ образцов ранее выполненных работ) .

Крону наших деревьев рисовать мы будем необычным способом, а смятой бумагой. Волшебные шарики смятой бумаги заменят нам кисточки. У вас на столах несколько листов, давайте помнём бумагу и сделаем волшебный шарик. (По показу воспитателя дети сминают шарики из бумаги)

У нас получились шарики смятой бумаги, они-то нам и помогут в изображении снежной кроны деревьев.

(Воспитатель показывает способы изображения кроны, путём примакивания, смоченного в краске смятого шарика к альбомному листу.)

Детям показываются образцы изображения заснеженных деревьев, выполненные в данной технике.

Дети изображают крону деревьев в нетрадиционной технике рисования смятой бумагой.

(Дети рисуют. Воспитатель наблюдает, оказывает необходимую помощь)

Ребята, кто закончил рисовать, наведите порядок на своём столе. Вытрите руки салфеткой, задвиньте стул и несите работы на выставку.

Рефлексия.

Ребята, а вам самим нравится зимний пейзаж ?

С помощью чего вы его нарисовали? Какими способами?

Засверкал снежок, заискрился, красивый зимний лес у нас получился !

Как вы думаете, ребята, помогли мы Зимушке - Зиме?

Публикации по теме:

«Путешествие в зимний лес». Конспект НОД в старшей группе Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. задачи: - Уточнить и расширить представления детей об образе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Прогулка в зимний лес» Тема: «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»,.

Конспект НООД по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе Тема: «Путешествие в зимний лес» Цель: Совершенствовать навыки счета.

Конспект открытого занятия НОД в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Конспект занятия по физкультуре «Прогулка в зимний лес» в первой младшей группе Задачи: Обучающая: упражнять детей в ходьбе стайкой за воспитателем, в ходьбе на носочках по узенькой дорожке; Обучать детей в метании в.