О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания. О сосательном рефлексе у грудничка (почему может быть слабым)

У детей, которые только что появились на свет, присутствует несколько естественных врождённых рефлекторных навыков. Среди них: хватательный, сосательный, Галанта, Моро, Переса и другие.

Свойства рефлекса

У здорового малыша все рефлекторные способности должны быть развиты на должном уровне. Если обнаруживается, что у крохи слабое умение высасывать пищу, то нужно разбираться в причинах. Умение сосать формируется у детей ещё в утробе матери. Он очень важен, ведь от него зависит питание и рост маленького организма. В последствии, данная способность накладывает свой отпечаток на психологическое состояние человека. Благодаря умению высасывать пищу, младенец утоляет своё чувство голода, которое появляется через 2-4 часа после рождения.

Сосательный рефлекс у новорождённых первых 2 дней жизни бывает недостаточно сильным. Он ещё довольно слаб и не умеет удобно захватывать сосок, чтобы раздобыть молочко. У роженицы настоящее молоко ещё не появилось, вместо него течёт молозиво.

Добывать еду из маминой груди не так просто. Многие малыши потеют и сопят при такой трудной работе. Если сосательные нервы и мышцы лица в порядке, то при любом прикосновении к губам или щёчке ребёночка, он откроет рот и начнёт сосущие движения губами.

Почему его не бывает?

Часто на такую ситуацию влияют тяжёлые роды или неправильное внутриутробное развитие, последствием которого является умственная отсталость. Отсутствие умения сосать бывает свидетельством:
Умственной отсталости;
Сомантического состояния;
Дефектов лицевых нервов.

Наиболее часто отсутствием сосательных движений страдают детки, у которых поставлен диагноз гипоксии. Изредка встречаются случаи такой проблемы из-за стоматитов, ангин, ОРВИ и ОРЗ. Такие младенцы получают питание через специальный зонд. Естественно, всех мам волнует то обстоятельство, когда у новорождённого нет сосательного рефлекса.

Если дело не в нарушении умственной деятельности, то помочь могут регулярные тренировки рефлекторных навыков. Нужно постоянно перед кормлением прикладывать палец к губам малыша. По мере устранения проблем со здоровьем рефлексы будут возвращаться. Это потребует от родителей и их родственников большого терпения.

Дело может быть и не в малютке

Первые пару дней ребёнок не берёт грудь, но дело может оказаться совсем не в рефлекторных нарушениях. Часто у женщин, которые рожают впервые неразработанные соски. Их форма не позволяет грудничку нормально питаться. Попробовав разок и не получив питания, он может противиться такому способу насыщения.

В этом случае мамочка не должна нервничать. Ситуацию необходимо исправлять в двух направлениях: разрабатывать соски матери и тренировать навыки высасывания у грудничка. Если при осмотре педиатра крошку не отправили к невропатологу, то дело не в мозговых или нервных нарушениях.

Уменьшение желания высасывать

Если у ребёночка пропало желание питаться ГВ, то этому могут быть разные объяснения. В первую очередь необходимо проверить полость рта на наличие ранок или язвочек. Если таковые имеются, то во время лечения кормите грудничка из шприца.

Приучать к бутылочке не стоит, потом он может отказаться питаться ГВ. Во вторую – заболевания гортани. Это бывает при ангине и простуде. Обычно такие заболевания сопровождаются температурой. В этих случаях осмотр врача необходим.

Причиной может стать молоко матери. Возможно, по каким-то причинам оно перестало устраивать ребёнка. Попробуйте дать смесь или молоко животных (козы, коровы), если малыш проявил к нему интерес, значит дело в маме.

Потребуется консультация с доктором и различные диеты. Если причиной явилось разовое употребление какого-то продукта, который малютке не понравился, то исключив его из своего меню, мамочка очень скоро приведёт своё молочко к прежнему вкусу.

В этом случае, не гарантируется, что кроха опять захочет питаться таким способом.

Дети рождаются с определенными базовыми навыками, которые помогают им выживать, набираться сил и развиваться. Сосательный рефлекс у новорожденных это один из важнейших, заложенных природой инстинктов. Именно наличие или отсутствие сосательного рефлекса отвечает за своевременное и полноценное развитие новорожденного.

Отсутствие сосательного навыка у детей не позволяет им принимать пищу. Даже если влить молоко в ротик младенца, он не сможет его сглотнуть. Таких детей кормят зондально или внутривенно и жизнь их зависит от того сможет эта привычка в дальнейшем развиться или нет.

Наличие рефлекса свидетельствует о здоровье малыша и его центральной нервной системы. Ослабление навыка обычно связано с неправильными действиями мамы или приобретенными заболеваниями.
О том, как проверить наличие инстинкта удовлетворения голода, как его развивать и почему он отсутствует или ослабевает, поговорим более подробно в данной статье.

Формирование сосательного рефлекса

Формирование сосательного рефлекса у новорожденного происходит внутриутробно. Новорожденный малыш готов сосать грудь мамы или бутылочку, его этот процесс не только насыщает, но и успокаивает.

Кстати, именно поэтому многие малыши сосут пальчики, кулачки или пустышки. Если у ребенка отсутствует данный природный навык полностью, то, к сожалению, развить его невозможно. Исключения составляют недоношенные дети, у которых в силу слишком раннего появления на свет, могла просто недосформироваться данная привычка. Обычно через определенный промежуток времени происходит восстановление сосательного рефлекса.

У здорового новорождённого данный навык ярко выражен при рождении и сохраняет высокую активность до года. Угасание сосательного рефлекса происходит к 3-4 годам.

При рождении врачи первым делом оценивают наличие и степень данной врожденной привычки. Для этого необходимо просто дотронуться к щечке или к губкам ребенка. Если рефлекс повышен, то грудничок сразу начнет причмокивать, как бы имитирую сосание. При отсутствии реакции на такой раздражитель ребенку вводится пальчик в рот, чтобы оценить сосательный навык. Если малыш реагирует вяло и неактивно, то это свидетельствует о слабом навыке, что будет препятствовать необходимому поглощению пищи и набору веса, все это повлечет общее недоразвитие как физических, так и психосоматических показателей.
При слабом сосании принимается ряд мер для разработки навыка.

Почему рефлекс отсутствует или очень слабый?

Отсутствующий или слабый сосательный рефлекс это серьезный повод для беспокойства взрослых. И в первом и во втором случае необходима врачебная помощь.

Сосательный рефлекс у недоношенных может полностью отсутствовать или быть слабо выраженным. Когда отсутствие сформированной привычки обусловлено лишь недоношенностью ребенка, связанную с его ранним появлением на свет, то его можно приобрести, набрав необходимый вес и чуть-чуть подрастив малыша. Все это время новорожденный будет находиться в больнице, а питание ему будет доставляться зондом прямо в пищевод или внутривенно с помощью инъекций. Если привычка отсутствует в силу поражения центральной нервной системы, то, к сожалению, помочь малышу очень трудно, а порой и просто невозможно.

У своевременно рожденных малышей ослабленный навык может быть врожденным или приобретенным по одной из указанных ниже причин:

  1. Скованность лицевых нервов, которые не позволяют малышу производить сосательные и глотательные движения.
  2. Заболевания соматического характера.
  3. Умственная отсталость в высокой степени.
  4. Недоразвитая или очень слабая мышечная система, находящаяся вокруг рта и двигающая язык.
  5. Приобретенные простудные заболевания, влекущие насморк и отеки, а также стоматит, который вызывает крайне болезненные ощущения у ребенка при сосании.

Неудобные для захвата и сосания соски, также могут ослабить сосательный рефлекс малыша. Если ему приходится очень много прикладывать усилий для добывания молока из груди мамы, то он может просто засыпать от усталости во время кормления, а постепенно выработает привычку постоянного недоедания, что скажется на наборе веса, формировании мышечной системы и общем развитии ребенка.

Восстанавливаем рефлекс

Выявленный слабый рефлекс при рождении не позволит мамочке с малышом вовремя попасть домой, так как врачи будут устранять причины ослабленной привычки. Выписка будет возможна только после восстановления функции.

Если сосательный рефлекс был ослаблен уже в процессе жизнедеятельности малыша, то первое действие матери это обращение к врачу педиатру и неврологу. Только после их консультаций и рекомендаций следует устранять причину.

Ослабление сосательной функции происходит на фоне одной из вышеперечисленных причин. Рефлекс можно улучшить, если подойти к этому ответственно и системно. В большинстве случаев ослабленная функция восстанавливается при помощи организации более частого кормления. При грудном вскармливании, возможно, понадобиться сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Дополнительным методом развития рефлекса может стать прописанный массаж лицевых мышц. Доктор должен научить маму правильным массажным движениям, которые она будет регулярно производить на лице малыша.

Важно не только обучать малыша заново навыку, но и следить за динамикой развития. Самолечение в этом случае категорически запрещено, а во время восстановления функции обязательно регулярно консультироваться с врачом до того момента пока не закончится проблема.

Неудовлетворенный сосательный рефлекс может приводить к атрофированию функции, поэтому очень важно кормить грудничка, если он нагрудном вскармливании, по требованию. Новорожденных на искусственном вскармливании следует кормить из бутылочки с небольшим отверстием, чтобы он принимали пищу не меньше 15-20 минут. Положительно для поддержания и развития сосательного рефлекса действует соска.

Здоровье ребенка формируется целым рядом причин, как внешнего, так и внутреннего порядка. Сохранение необходимого баланса ложится полностью на плечи родителей, именно от них зависит, как будет расти, и формироваться ребенок, насколько здоровым и полноценным будет его будущее.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

Привожу статью, полностью с ней согласна.

К слову как педагог, психологией занимаюсь как в профессиональной деятельности, так и в сфере личных интересов - поэтому не нужно ее воспринимать как копирование безмозглой домохозяйки и фанатки ГВ.

Каждая фраза статьи полностью подтвержается современными концепциями психологии новорожденных и детей малого возраста. Поэтому прощу не спорить - Уважаемые мамы ИВ, которые не совсем адекватно иногда реагируют на подобные посты, я пишу для тех кто согласен с данной точкой зрения и хочет узнать что то новое по теме, и для тех кто еще не определился, и возможно заинтересуется коцепциями психологически обоснованного естетвенного родительтва.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные - и приведеннные возрастные рамки показывают минимальный и максимальный возраст угасания данного рефлекса).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Рефлекс - самопроизвольно совершаемая реакция на определённый внешний фактор. Он может быть безусловным или условным. Первый способствует существованию человека во внешней среде. Каждый ребёнок рождается с определённым набором таких реакций, и среди них - сосательный рефлекс, обеспечивающий малышу условия для выживания.

Иногда с его формированием возникает проблема, т. е. он либо полностью отсутствует, либо просто ослаблен. Это чревато различными осложнениями при выкармливании новорождённого. Молодым родителям обязательно нужно разобраться в этом вопросе, чтобы, столкнувшись с подобного рода патологией, знать, как себя вести и что предпринимать.

Отвечают за сосательный рефлекс у новорождённых сегменты головного ствола. В его активизации участвуют ядра нервных пар, находящихся в продолговатом мозге (его стволовой части):

  • тройничный;
  • вестибулярный;
  • лицевой;
  • блуждающий;
  • языкоглоточный;
  • подъязычный.

Взаимосвязь этих нервов строго координирует весь процесс сосания от начала до конца. После кормления рефлекс ослабевает, а через 1-1,5 часа вновь активируется. Новорождённый будет сосать всё, что окажется в его ротике: грудь мамы, соска (если он искусственник), собственные пальчики. Это вовсе не привычка, так как начинает формироваться в период внутриутробного развития.

Учёные выявили, что эта безусловная реакция организма оказывает большое влияние на здоровье детской психики. Благодаря владению ею, малыш может утолять голод, что обеспечивает ему выживание. Поэтому плохой сосательный рефлекс должен стать тревожным сигналом для родителей о том, что нужны меры по его быстрому восстановлению, пока ещё не поздно. Но как узнать о патологии? Только сравнив с нормой и проверив её симптомы.

Это интересно! Закладывается сосательный рефлекс уже после 15 недели после зачатия, т. е. задолго до появления ребёнка на свет.

Норма

Существует норма, когда сосательный рефлекс у ребёнка появляется (в каком возрасте) и когда угасает. Это важно знать, чтобы отследить, всё ли в порядке с развитием малыша. Любого рода отклонения свидетельствуют о том, что нужна врачебная помощь и коррекция.

  • Задатки

Зачатки сосательного рефлекса видны уже на УЗИ, т. е. в материнской утробе. На мониторе можно наблюдать, как малыш держит пальчик во рту, - это и есть норма.

  • Формирование

Окончательно сосательный рефлекс формируется в самые первые минуты жизни новорождённого. Если он здоровый и доношенный, его прикладывают тут же к груди матери. Получив несколько капелек драгоценного молозива, кроха успокаивается. Таким простым, но очень важным способом происходит активизация сосательного рефлекса, поддерживается врождённый инстинкт.

  • Угасание

Учёные выяснили, когда у ребёнка угасает сосательный рефлекс в норме, осуществляя для организма защитную функцию. Однако мнения могут расходиться, до какого возраста эта реакция организма сохраняется. Чаще всего называют 1-1,5 года, когда как раз советуют отучать малыша от соски. Хотя многие советуют кормить грудью до 2,5 лет, что тоже связано непосредственно с сосательным рефлексом. Так что возрастные рамки, когда у ребёнка пропадает сосательный рефлекс, достаточно размыты и неопределённы.

Это - типичный путь формирования данной безусловной реакции. Но иногда врачи вынуждены диагностировать (это могут самостоятельно заметить родители), что нет сосательного рефлекса у новорождённого: определённый ряд проблем с его здоровьем нарушают либо его развитие ещё на этапе беременности, либо его активизацию после появления ребёнка на свет.

Вот это да! Существуют также случаи, когда чрезмерно добросовестные мамочки продолжали грудное кормление до 6-7 лет, тем самым растягивая возрастные рамки угасания сосательного рефлекса.

Причины патологии

Родители должны понимать, что если у ребёнка отсутствует сосательный рефлекс, у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые нужно немедленно решать с помощью медиков. Существует несколько причин такой патологии:

  • гипоксическое или травматическое повреждение центральной нервной системы, которое может произойти либо в утробе, либо при родах (о гипоксии плода, читайте );
  • нарушение одного из нервов, участвующих в формировании сосательного рефлекса, чаще всего - парез или паралич, в частности - лицевого нерва;
  • родовая травма продолговатого мозга;
  • слабость языка, круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры;
  • соматическая болезнь в тяжёлой стадии;
  • умственная отсталость;
  • некоторые заболевания рта и глотки: ярко выраженный стоматит, ринит, респираторные вирусные инфекции ( , ОРЗ);
  • плоская форма сосков у матери;
  • глубокая недоношенность, когда вес крохи не превышает 1,5 кг.

Если течение беременности или родов было осложнено данными факторами, у новорождённого отсутствует сосательный рефлекс вовсе или снижен до минимума, что чревато голоданием малыша и его неполноценным развитием (как физическим, так и психическим) в дальнейшем. Если вы попадаете в группу риска, необходимо с первого момента появления ребёнка на свет проверить степень сформированности данной безусловной реакции маленького организма. Есть несколько способов сделать это. Причём сами родители могут увидеть патологию, представляя её явные симптомы.

К Вашему сведению. Плоская форма сосков - не причина отлучать малыша от груди. Существуют способы, позволяющие их вытянуть. Есть ряд специальных упражнений, корректоры в аптеках, хирургическое вмешательство. Позаботьтесь об этой проблеме заранее, ведь от неё тоже зависит формирование сосательного рефлекса у ребёнка.

Симптомы

На отсутствие сосательного рефлекса или его недоразвитость у малыша могут указывать некоторые признаки. Обычно они выявляются ещё в роддоме, где и предпринимаются все меры по спасению ребёнка. Но если по какой-то причине врачи не распознали патологию, мама сама сможет увидеть, что данная реакция маленького организма недоразвита. Симптомы отклонения могут быть следующими.

Полное отсутствие

При прикладывании новорождённого к материнской груди:

  • он даже не пытается схватить сосок;
  • если положить грудь ему в рот, он не будет делать никаких попыток её сосания, не будет удерживать её во рту;
  • такое состояние длится более 12 часов после рождения ребёнка.

Если сложилась именно такая ситуация, нужна срочная врачебная помощь. Родители часто спрашивают, когда у недоношенных детей появляется сосательный рефлекс, так как у таких деток данная защитная безусловная реакция развивается гораздо позже, чем у здоровых, плохо развивается или отсутствует вовсе.

Даже при недоношенности при соответствующей медицинской помощи рефлекс должен появиться в течение суток (это считается нормой). Более продолжительный отрезок времени будет свидетельствовать о серьёзной проблеме.

Недоразвитость, частичная несформированность

После прикладывания ребёнка к груди сразу после рождения:

  • он делает несколько слабых чмоков;
  • не может удержать сосок во рту, хотя пытается это сделать;
  • не успокаивается, а напротив - начинает ещё сильнее плакать.

В течение последующих дней плохой сосательный рефлекс может проявляться в следующем:

  • малыш не столько сосёт грудь (соску), сколько громко чмокает;
  • постоянно выпускает сосок изо рта, не может его удержать;
  • кормление может длиться долго, но при этом грудь остаётся практически полной, а малыш - голодным;
  • редко сглатывает;
  • вялый;
  • засыпает прямо в начале кормления;
  • капризничает, громко плачет, плохо спит, выгибается - всё это из-за голода.

Если вы замечаете слабый сосательный рефлекс у новорождённого, но не уверены, правы вы или нет, лучше проконсультироваться у врача. Он точно опровергнет или подтвердит диагноз. Самостоятельно можно лишь положить в ротик крохи собственный палец и пронаблюдать за его реакцией. В норме здоровый малыш сразу же схватит его и начнёт интенсивно сосать. Недоношенный или травмированный ребёнок совершать сосательных движений не будет. Самолечение в данном случае исключается: требуется квалифицированная помощь.

Полезная информация. После обнаружения отсутствия сосательного рефлекса нужно сразу же проконсультироваться у врача, лучше - у детского невролога или невропатолога. Это его сфера деятельности.

Лечение

Чтобы развить сосательный рефлекс у новорождённого, потребуется стационарное лечение под обязательным наблюдением врача. Здесь уже работают не только педиатры, но и неврологи. Курс восстановления может длиться разное время, в зависимости от индивидуальных особенностей маленького организма и причины, повлекшей патологию. Обычно реанимация безусловного рефлекса происходит следующим образом.

При полном отсутствии

  1. Лечение первопричины (травмы, кислородного голодания, соматики и т. д.).
  2. Если в течение 12 часов сосательный рефлекс у малыша не проявился и он не был приложен к материнской груди, назначают парентеральное (т. е. идущее мимо кишечного тракта) питание, обычно - раствором глюкозы.
  3. Зондовое кормление практикуют при рождении недоношенных деток при явном снижении сосательного рефлекса. Объём питания дозируется шприцем из расчёта веса малыша.
  4. К бутылочному кормлению разрешают переходить после полного восстановления рефлекса.
  5. Вопрос кормления грудью решается в каждом отдельном случае индивидуально. При этом учитывается общее состояние новорождённого и устойчивость его рефлекторных знаков. Рекомендуют начинать с 1 или 2 раз в сутки. Однако ребёнок может очень сильно уставать от этого, и тогда приходится докармливать его из бутылочки. Обычно таких деток отправляют на кормление до 10 раз в сутки. Главное здесь - не торопить события.

При частичной несформированности

  1. Докармливание: так как при плохом сосательном рефлексе малыш постоянно недоедает, его поят с ложечки или из бутылочки сцеженным молоком
  2. Чёткий график кормления: каждые 2-2,5 часа.
  3. Пустышка.
  4. Массаж лица перед едой.

При грамотном подходе к проблеме происходит полное восстановление сосательного рефлекса у новорождённого, которое практически никак не сказывается на его дальнейшем развитии. Это возможно, если на реанимационные мероприятия ушло не более 1-2 недель. Если же они затянулись, рефлекс может не возвратиться к ребёнку совсем или это произойдёт лишь частично. В этом случае утешительных прогнозов ждать не приходится.

В дополнение. При нарушении лицевого нерва или неразвитости жевательных мышц назначается лечебный массаж, который даёт хорошие результаты.

Прогнозы

Процесс восстановления безусловного рефлекса сосания может быть достаточно длительным. Успех гарантирован при грамотном совместном подходе врачей и родителей малыша. Согласно статистике, такие детки догоняют сверстников к концу 1 (максимум 3-его) года жизни. Если сосательный рефлекс у детей не был своевременно восстановлен, у него два прогноза:

  1. Летальный исход вследствие голода, так как именно сосательный рефлекс не даёт людям умереть от истощения.
  2. Питание через зонд, насколько это будет возможным, но обычно такие детки в 90% случаев умирают на первом году жизни, у остальных 10% продолжительность жизни составляет не более 2-3 лет, так как происходит нарушение в первую очередь желудочно-кишечного тракта, да и остальные внутренние органы и системы развиваются патологически.

Учёные также отмечают, что у детей, рано отлучённых от материнской груди, вскормленных смесями, наблюдается в дальнейшем синдром сосательного рефлекса, не до конца реализованного. Это приводит к неврозу навязчивых движений, проявляемому в разной степени. Проявления могут быть самыми разными:

  • у дошкольников - привычка брать в рот самые разные предметы (пальцы, ручку, карандаш, кукол, ложку и т. д.);
  • у школьников - привычка грызть ногти;
  • у взрослых - курение в больших количествах, при этом они подолгу не вытаскивают сигареты изо рта.

Ребёнок для полноценного развития в дальнейшем обязательно должен пройти оральную, начальную стадию формирования сосательного рефлекса, чтобы невротические реакции были в норме. Малыши, обделённые материнским молоком, должны расти с соской-пустышкой как объектом сосания. В ином случае, повзрослев, они могут активно проявлять настоящую оральную агрессию (кусаться, ехидничать, огрызаться), это может выражаться и пассивно (плохой аппетит, болезненные состояния). Чтобы таких неприятностей не случилось с вашим малышом, необходимы профилактические меры, причём начинать применять их надо ещё во время беременности.

А вы знали, что... Ругать ребёнка за сосание пальцев в любом возрасте категорически запрещено врачами. Это лежит в области его бессознательного, т. е. он не может этим управлять. Это чревато серьёзными психологическими проблемами для него.

Профилактика

Достаточно сложно развить сосательный рефлекс у недоношенных и новорождённых даже в стационарных условиях, так как он заложен самой природой. Гораздо проще предупредить его, т. е. не допустить тех факторов, которые становятся причиной этой патологии. Что в состоянии сделать будущая мама в качестве профилактики?

  1. Избежать гипоксического или травматического повреждения центральной нервной системы можно, если беречься при беременности и слушать врача при родах.
  2. На протяжении 9 месяцев постоянно наблюдаться у гинеколога, проходить все исследования и сдавать все анализы, назначенные им, - это поможет выявить внутриутробные заболевания.
  3. К моменту появления малыша на свет родовые пути женщины должны быть совершенно чистыми и здоровыми - это снижает риск инфицирования ребёнка.
  4. Постоянно проверять малыша на наличие стоматита, который часто является причиной снижения сосательного рефлекса.
  5. Научиться к груди с самого начала (т. е. нужно пройти соответствующие курсы ещё на этапе вынашивания).
  6. Стараться сделать всё, чтобы полноценно доносить беременность до конца.

Сосательный рефлекс у новорождённых - одна из самых важных врождённых реакций маленького организма, которым наделила его природа для обеспечения комфортных условий жизни и дальнейшего развития. Его отсутствие - настоящая беда, чаще всего не совместимая с жизнью, а его частичное снижение - тревожный сигнал о серьёзных неврологических проблемах, которые необходимо начинать искать немедленно и так же быстро устранять любыми доступными способами с привлечением невропатологов и других детских специалистов.