Информация о смертельных играх. «Убей себя — или мы убьем твоих родных»: подростковые «группы смерти» мигрировали в Twitter и Instagram

Кто-то доводит наших детей до самоубийства. Кто? Зачем? А главное – как уберечь свое родное дитя?

В Петербурге сейчас идет беспрецедентный процесс: расследование по делу Филиппа Лиса, основателя и администратора так назыаемых «групп смерти» в соцсетях. Дети, которые подписываются на эти группы, получают задания, которые заканчиваются одинаково страшно. Самоубийством.

Филипп Лис сейчас находится под стражей, в тюрьме «Кресты». И, что самое страшное, ему каждый день приходят сотни писем от поклонников организованной им страшной игры. Письма со словами поддержки. Понимаете? Он кумир для подростков. Смертельно опасный кумир.

Игра, которая убивает

Они ставят на аватарки картинки китов или тела, истекающие кровью. Они постят картинки про самоистязание или унижение. Они общаются странными для непосвященного глаза хэштегами #тихийдом #няпока #морекитов #хочувигру. Они часами зависают в соцсетях. Пишут на страницах стихи. Например, такие:

«Хочу утонуть в #морекитов

а потом попасть в #Тихийдом

хочу домой к звездам в #млечныйпуть

я так #хочувигру

найди меня

дай мне инструкции

дай мне номер

я жду тебя

А потом просто выходят… в окно. Или прыгают с моста. Или режут вены. Россию захлестнула волна подростковых самоубийств на фоне смертельных «игр» в интернете.

Один из администраторов групп смерти, Филипп Лис, уже под стражей. Статья – доведение до самоубийства. С другими работают следователи. Но вся эта борьба детей, наоборот, вдохновляет на страшные шаги: с начала года специалисты регистрируют новый всплеск интереса к убийственной игре.

Кто в ответе

За один только день в сети появляется порядка 4 тысяч тегов, характерных для групп суицидальной тематики, – бьют тревогу представители общественной организации РОЦИТ. - Такие группы регулярно блокируют, но появляются новые.

Кому и зачем это надо, пока непонятно. Эксперты из организации РОЦИТ уверены в одном: с детьми работают взрослые люди – системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Работают со знанием психологии и техники внушения.

Уличить их в такой работе крайне сложно, – говорит психолог-криминалист Михаил Виноградов. - Зачастую администраторы групп даже сопровождают детей к месту суицида. Например, на крышу. Говорят, что шагнут вместе со своими жертвами. Но, разумеется, только делают вид. А потом, когда их ловят, говорят, что действительно хотели спрыгнуть вниз. Но в последний момент испугались и передумали.

В итоге доказать причастность администраторов к гибели детей практически невозможно. И они остаются безнаказанными.

Причем влиянию организаторов суицидальных групп подвержены далеко не только и не столько дети из сложных семей.

Хочу обратить внимание, чаще всего дети из хороших, внешне благополучных семей сводят счеты с жизнью, – добавляет уполномоченный по защите прав детей в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. - Поэтому, дорогие родители, будьте начеку и чаще узнавайте, чем интересуются ваши дети.

Психолог Дарья Грошева объясняет: ребят буквально «поймали» на особенностях, свойственных переходному возрасту. В это время идет становление подростка, определение его идентичности, интересов. И на желании быть интересным и нужным, которое остро свойственно детям.

Проблемы будут возникать, если нет доверия. И тут один выход: быть интереснее интернета, интереснее компьютера. Ребенок сейчас остро нуждается во внимании взрослых, даже если не показывает этого. А взрослые часто совершают ошибку, считая, что уже можно немного отступить на задний план.

9 признаков тревоги…

Обычно активный ребенок вдруг подавлен, неразговорчив, не спит по ночам.

Начал рисовать китов или бабочек, много времени проводит в интернете, не участвует в социальной жизни школы.

Уходит в полную изоляцию, не идет на контакт.

Снижается успеваемость.

Появляются вредные привычки.

Он скрывает от вас круг своих друзей, непонятно, с кем он общается.

В интернете он посещает странные непонятные сайты, в том числе для взрослых.

…и 5 способов защиты

Многие папы и мамы считают: установил контент-фильтр на компьютер – и дело с концом. Но это заблуждение.

Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а соцсети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне! - говорят в Центре защиты детей от интернет-угроз.

Поэтому одними фильтрами не надо ограничиваться. В ваших же интересах:

Добиться полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности.

Объяснить, что интернет является не надежным источником информации, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.

Оговорить правила работы с компьютером и гаджетами, установить временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что интернет в первую очередь является средством развития и обучения и только второстепенно – развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.

Ввести ограничения по использованию смартфонов и планшетов. Дошкольникам, а также ученикам младших классов мобильный интернет не нужен в повседневной жизни.

Запретить общение в сети с неизвестными людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице.

Личный опыт

Читая новости о подростковых самоубийствах, первое желание – отрубить ребенку доступ в интернет полностью. Это, конечно, не выход. В наш-то век вездесущего вай-фая. Пытаясь защитить ребенка, родители зачастую перестраховываются. Появился, к примеру, слух о том, что любители аниме чаще сводят счеты с жизнью, – запрещают смотреть аниме. Проявляет ребенок интерес к японской культуре – впадают в панику.

Хочется сказать по этому поводу: не перегибайте палку. Не кидайтесь запрещать все подряд, не разобравшись. Как говорится в популярном анекдоте, иногда банан – это просто банан. А аниме – просто мультфильм. Если подросток увлекся мультсериалом «Тетрадь смерти», это его не убьет.

Что за бред. «Тетрадь смерти» – о том, как круто быть умным. О противостоянии двух гениев, добра и зла. А вовсе не о самоубийствах, – пожала плечами 17-летняя Александра, с десяти лет фанатеющая по японским мультфильмам и манге (в том числе и по «Тетради смерти». До сих пор жива).

И помните: ребенка скорее убьет ваше собственное невнимание и зацикленность на работе, внешних проблемах, его оценках. На чем угодно, только не на нем самом.

У ребенка, который не чувствует себя заброшенным, с которым родители разговаривают, которого не просто слушают, а слышат, таких мыслей никогда не возникнет, – говорят психологи.

Больше общайтесь. Доверяйте друг другу. Цените своих детей, и пусть они об этом знают.

Здравствуйте, Инга.

Почему подростки склонны к самоубийству?

Суицид среди подростков является актуальной темой. Среди остальных групп людей, склонных к суицидальным наклонностям (одинокие, в разводе, после смерти близких и т.д.), именно подростки составляют самую многочисленную.

На сегодняшний день отмечается "эпидемия"склонности к самоубийству среди подростков. В абсолютном большинстве случаев суицид среди подростков является попыткой уйти от сложившейся жизненной ситуации. Ребенку не хватает мудрости прийти к умозаключению о том, что сложности происходят постоянно и их необходимо переживать. Единственно правильным выходом, по мнению подростка, является суицид.

Некоторые вопрошают и не понимают эту склонность к драматизации, т.к. им не понять точки зрения подростка, ведь ребенок впервые в своей жизни сталкивается с серьезными проблемами, решение которых далеко не всегда проходит бесследно и гладко.

К основным провоцирующим факторам, которые подталкивают ребенка к мыслям о суициде, относят: конфликты в семье и со сверстниками, отсутствие поддержки, а ведь мало кто задумывается над тем, что ребенок на этом этапе развития проходит через сложнейший этап взросления. Этап этот сложен именно с психологической стороны: непонимание родителей и друзей, унижения и оскорбления, чувство одиночества, отверженности, непонимания. Эти чувства у подростков гипертрофированы, усилены, если можно так выразиться, ведь они склонны к излишней драматизации и агрессии.

Если дети чувствуют непонимание, то им кажется, что весь мир смотрит на них как на отверженных. Если родители ругают за поведение или оценки, то им кажется, что самые близкие люди их ненавидят. Если друзья подтрунивают и посмеиваются, то подростку может показаться, что он "белая ворона", объект для издевательств и унижения. Одним словом, все чувства ребенка в период полового созревания чрезвычайно обострены и гипертрофированы.

На этом фоне подросткам кажется, что уход из жизни может стать выходом из сложившейся ситуации. Таким способом они хотят доказать всем, что они неправы, привлечь их внимание и доказать свою значимость. Родителям, сверстникам, всему белому свету посредством попыток ухода из жизни дети хотят показать, каким благородными и героичными могут быть их поступки, насколько смелым и бесстрашным был человек, которого вокруг все считали неудачником и объектом для насмешек.

Продумывая сценарий смерти, подросток в мельчайших подробностях представляет, как все будут горевать и жалеть о его кончине, как все будет пафосно, драматично и театрализовано. К сожалению, реальность далека от представлений ребенка о смерти. Немаловажным этапом профилактики подросткового суицида являются рассказы о некоторых физиологических нюансах смерти, которые очень далеки от красивых фантазий подростков.

Какое значение в подростковом суициде имеют компьютерные игры?

Многие подростковые субкультуры (аниме, готы и т.д.) в буквальном смысле вызывают у детей интерес к смерти и идеализируют ее. Преподносят уход из жизни эти субкультуры в качестве красивой картинки, где подросток - центр вселенной и всеобщего внимания. Именно этого и хотят все подростки, испытывающие психологические трудности и помышляющие о самоубийстве.

Основная опасность компьютерных игр в контексте данной проблемы заключается в том, что герои могут сколько угодно раз быть убитыми и воскреснувшими. Находясь в психологической зависимости от компьютерных игр, подростки не видят грани между реальностью и виртуальным миром. И победы, и поражения героев компьютерных игр дети воспринимают всерьез. Часто даже живут жизнью виртуального героя, полностью отторгая реальность.

Чередование жизни и смерти в сознании ребенка становится настолько естественным, что он перестает понимать, что после смерти никакой жизни в реальности уже быть не может. Если на этом фоне возникают мысли об уходе из жизни, то подросток не до конца понимает, что вернуться назад уже будет невозможно.

С уважением, Наталья.

Новая деструктивная игра активно распространяется в соцсетях на Урале. Ее организаторы предлагают подросткам уйти из дома, отключить телефон и скрыться от всех на двое суток. Чем больше сообщений о пропаже детей от родителей и друзей появится на страницах поисковых отрядов, в СМИ и перепостов в соцсетях, тем больше участнику начисляется баллов.

Практически все эти социальные игры, от которых у родителей встают дыбом волосы, направлены на самоутверждение подростков, - отмечает практикующий психотерапевт Дмитрий Рассохин. - Ты крутой, если способен совершать смелые, экстремальные поступки. Для подростков, личность которых еще только формируется, почувствовать уверенность, собственную значимость в глазах окружающих, особенно сверстников, очень важно. "Я набрал 50, 100 баллов", "Я на 5-м, 7-м уровне" - все эти этапы захватывают детей. В погоне за баллами они не отдают себе отчета, насколько это может быть опасно, как это отражается на близких.

По словам Дмитрия Рассохина, подобные игры-вовлечения, когда подросткам выдают баллы "за крутость", могут быть одним из этапов на пути в группы смерти, когда постепенно задания становятся все опаснее и воздействие на сознание детей все изощреннее.

Как отметил пресс-секретарь ГУ МВД по Свердловской области Валерий Горелых, пока не отмечено ни одного случая пропажи детей из-за новой игры, но это не повод расслабляться родителям, ведь методы воздействия на неокрепшую психику подростков постоянно совершенствуются.

Практически эта игра и подобные ей направлены на самоутверждение подростков

На Среднем Урале за 11 месяцев этого года объявлялось о пропаже 3270 несовершеннолетних. При этом больше половины детей - 1799 - ушли из семей, остальные - из соцучреждений. Получается, что в среднем ежедневно только в Свердловской области теряется по 10 детей, и 29 из них не нашли до сих пор. Если сравнить с предыдущим годом, всплеск пропаж несовершеннолетних составил 21,3 процента, - заключил Валерий Горелых.

По словам руководителя поискового отряда волонтеров "Сокол" Сергея Широбокова, в подавляющем большинстве случаев причины, по которым дети решают уйти из дома, - это стремление проявить самостоятельность, особенно когда возникают конфликты с родителями, когда не складываются дела в школе, когда не воспринимают сверстники и подросток ищет новых друзей. Часто дети просто боятся возвращаться домой, если знают, что там их ждет наказание. Так на днях случилось с девятилетним мальчиком, которого полиция и волонтеры после 14 часов прочесывания заброшенных зданий и подвалов в итоге нашли в соседнем доме - после того как его родителей вызвали в школу, он просто решил переночевать у знакомого.

Действия организаторов экстремально опасных игр ложатся на уже подготовленную почву. Поисковики советуют в случае пропажи детей начинать бить тревогу сразу: если ребенок должен прийти из школы в 14.00, но его нет, звоните в полицию или в поисковый отряд. Иначе время может быть упущено.

По словам Дмитрия Рассохина, привлечь к ответственности организаторов разрушительных социальных игр очень сложно. Кураторы требуют от подростков удалять всю переписку. На прямые встречи с участниками они никогда не выходят.

Недавно в Красноярске погиб подросток, выбросившись из окна 7 этажа. Явных причин для суицида у парня не было - ни острых конфликтов в семье или среди сверстников, ни серьёзных проблем с учебой. Однако появились свидетельства того, что мальчик мог состоять в так называемых «группах смерти», где подростков по шагам доводят до самоубийства. Следственный комитет пока проверяет эту информацию.

Подростки - группа риска

Каждый месяц в СМИ появляются сообщения о самоубийстве подростка или его попытке.

16 ноября недалеко от станции Камарчага и таким образом покончил с жизнью. Возбуждено уголовное дело по ст. «Доведение до самоубийства». Следователи выясняют, кто мог воздействовать на подростка.

20 декабря в общем туалете общежития в микрорайоне Солнечный было . Известно, что юноша очень переживал из-за расставания с девушкой. Перед смертью он отправил своей возлюбленной прощальное смс.

7 февраля 13-летняя школьница в Минусинском районе пыталась покончить жизнь самоубийством. После ссоры с матерью девочка . Но когда почувствовала себя плохо, вызвала «Скорую помощь». Врачи успели спасти подростка. На первый взгляд, у ребёнка не было серьёзных конфликтов в школе и в семье.

Правоохранители подсчитали, что в 2016 году в Красноярском крае 18 подростков покончили с собой. Чаще всего на такой отчаянный шаг решаются дети в возрасте от 11 до 16 лет. Именно в это время они вступают в пубертатный период. Кроме того, было совершено более 200 суицидальных попыток. Это средний общероссийский показатель. Пока следователи не находили связи между общением подростков в соцсетях и суицидом. Однако при расследовании смерти одной из девочек из Свердловского района Красноярска следователи обнаружили важную деталь. В последнее время она увлеклась комиксами «манго» и аниме и стала любить одиночество. По мнению экспертов, это и могло стать причиной добровольного ухода из жизни.

Психологи утверждают, что в 90% случаев дети пытаются просто напугать родителей или таким страшным образом заявить миру о своей проблеме.

«То, что вокруг моих детей вызрела массовая субкультура суицидальной школоты, а я этого не заметил, привело меня в ужас, - , отец троих детей. - И это не только страх за ребёнка и оскорблённое отцовское самолюбие. Я считал себя внимательным и современным родителем, чутким к трендам, которые могут повлиять на моих детей. Я себя переоценил. Вся эта история не про маргинальных эмо, готов и фанатов блэк-метал. Самые обычные ребята состояли в «группах смерти» и играли в «самовыпиливание». Я утрирую, но раньше выявить угрозу было просто: стал ребёнок носить чёрное и делать макияж, как у Дракулы, - тревога! Теперь всё сложнее. Привычные индикаторы не работают. Это значит, что нужно быть во сто крат внимательнее к своим детям. К тому, чем они живут. И тому, от чего могут умереть.

15-летний мальчик лег на рельсы. Фото: Восточно-Сибирское ЛУ МВД РФ

Взрослым нужно помнить, что подростки психологически уязвимы. В этом возрасте происходит становление личности, и оценка со стороны социального окружения крайне важна. Проследить, чтобы ребёнок не попал под дурное влияние - задача родителей, учителей. Про алкоголь и наркотики знают уже все, но сейчас появилась новая опасность, грозящая из социальных сетей.

Красноярское время - 4:20

2 февраля в Красноярске на глазах очевидцев 14-летний подросток выпрыгнул из окна дома на 7 этаже. С тяжёлыми травмами школьника доставили в больницу, где он . Следствие выясняет, что это было - несчастный случай, самоубийство? Опрашивают родителей, учителей и друзей погибшего. Семья, где произошло несчастье, характеризуется как благополучная.

Тем временем общественники обнаружили на страничке мальчика в социальной сети свидетельства того, что подросток состоял в «группах смерти», где пропагандируется суицид, и принимал участие в так называемой «игре». Смертельная игра состоит в том, что руководитель группы даёт подросткам задания, которые по шагам подвигают их к тому, чтобы в финале покончить с собой. По словам друга семьи, на стене мальчика в его комнате были написаны цифры 4:20 - именно в это время «игроки» должны выходить на связь и получать задания.

Отметим, информация о «группах смерти» появилась в федеральных СМИ ещё в прошлом году и вызвала бурную общественную дискуссию. Расследование проводили журналисты совместно с родителями погибших подростков. Дети в течение 50 дней выполняли задания - смотрели видео о самоубийстве, резали себе руки, писали сочинения про уход из жизни. Администраторы групп угрожали подросткам, которых им удалось туда затянуть, убийством родных, если те не решатся на последний шаг. В результате материалом занялись правоохранительные органы, было обнаружено 8 сообществ с пропагандой суицидов среди подростков, один из организаторов групп арестован. На данный момент нет информации о том, как продвигается расследование уголовного дела.

Мнение эксперта

Олег Сударенко, психолог:

Подростки - это одна из групп риска по самоубийствам, такова специфика возраста. Родителям нужно побеспокоиться об этом чуть раньше, с 7-8 лет: обеспечить ребёнку здоровое социальное окружение - записать в кружки, секции. Когда подростку 13-15 лет, родители теряют авторитет. Это один из важных факторов его взросления, выхода из родительской семьи. Должен быть какой-то грамотный взрослый - тренер, руководитель кружка, учитель - человек не семейного круга, который поддержит его как проводник из переходного возраста, поможет укреплению самооценки. Надо понимать: слово, обычное для взрослого, для подростка может оказаться настолько критичным, чтобы шагнуть с балкона.

Если родители упустили момент и контакта с подростком нет, восстановить его в этом возрасте практически невозможно. Тогда нужно контролировать активность в социальных сетях. Чтобы предотвратить угрозу жизни, допустимо даже жесткое вмешательство.

Обязательно нужно поговорить с ребенком заранее о таких «группах смерти». Умалчивать не нужно, значимость скрытой информации резко возрастает, это как запретный плод. Лучше, если расскажут не только родители, но и в социальном окружении, например, учителя в школе. Подросткам надо объяснять, что с ними происходит, какие риски есть. Мы же говорим: вот машина, тебя может сбить, смотри налево, смотри направо. Социальная сеть может быть опасной - обращай внимание вот на такие вещи. Опасности должны быть обозначены прямо, честно и открыто.

Для подростка нормально задумываться о жизни и смерти. Многие из них думают о суициде. Если мысли остаются в голове, это усиливает внутреннее напряжение. Когда проговариваешь то, что беспокоит состояние облегчается.

" выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация "Вестей"

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов - ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне - все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет - это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием - техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные - Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть - это чувствовать боль» - Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» - Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, - это временное, это подделка, это смерть!» - протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? - Жду ответ».

В хештеге - символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. - это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква - с нее начинается имя администратора, цифра - его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное - интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, - изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь - боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то - и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом - чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных - очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек - они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры - 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 - название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, - это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра - порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки - демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях - там, как ему кажется, «цифровое племя» - его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел - тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы - это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» - подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве - это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом - убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное - дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты - это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, - насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте - собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами - это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет - ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы - явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, - покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, - это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов - после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» - «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» - так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» - закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности - признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите - подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут - такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска - дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг - боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного - ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков - в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .