Как развивается речь ребенка. Когда начинать развивать речь у ребенка? Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно: советы, рекомендации, памятка по развитию речи у ребенка

В этой статье:

Развитие речи у детей является важнейшим показателем того, что физическое и психическое состояние соответствует возрастной норме. Существует многочисленные методы улучшения речевых способностей, но главное условие благополучного развития крохи - родительское общение с ним с первых дней жизни.

Важно знать основные вехи становления речи у малыша и контролировать их своевременность.

Почему развитие речи так важно?

Речь - высшая корковая функция, форма общения людей с помощью звуков и знаков.

Речь формируется параллельно с мышлением, нарушение ее становления сказывается на общем развитии человека, в том числе, на следующих моментах:

  • познавательные способности;
  • психическое развитие;
  • особенности поведения и характера;
  • успешность коммуникаций.

С развитием моторной и сенсорной речи тесно связаны формирующиеся функции письма и чтения.

От чего зависит развитие речи

Нарушения речевого развития могут быть обусловлены следующими факторами:

  • патология беременности и родов;
  • родовая травма с повреждением головного мозга;
  • аномалии строения ротовой полости, дыхательной системы, органов слуха;
  • отставание в психофизическом развитии;
  • хронический стресс из-за плохих взаимоотношений в семье;
  • частые заболевания;
  • многоязычная социальная среда;
  • отсутствие в семье полноценного речевого общения с малышом.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста во многом зависит от социальной адаптации. Посещение детского сада, различных развивающих кружков, активное общение со сверстниками, интерес к чтению книжек способствуют нормальному развитию малыша.

Главным условием адекватного речевого развития является ежедневное языковое общение родителей с ребенком любого возраста.

Стадии развития речи

Речевое развитие ребенка проходит несколько важных периодов.

Первый период - подготовительный

Длится с момента рождения до достижения малышом возраста одного года. Именно в это время начинается формирование словесной речи.

Первые звуки лишены функции речи. Хныканье кроха издает уже сразу после рождения. Является типичным крик грудничка в ответ на негативные внешние раздражители и внутренний дискомфорт. Звуки окружающего мира и собственный плач важны для грудничков, так как при этом развивается слуховая зона коры головного мозга.

Развитие речи у новорожденных с двух до трех месяцев имеет следующие особенности:

  • младенец произносит гласные звуки (а-а-а, ы-ы-ы);
  • появляются сочетания гласных и согласных звуков (бу-у, ге-е).

Все звуковые сочетания произносятся только на выдохе. Для детей это является тренировкой дыхательного аппарата.

С трех до пяти месяцев начинается активное речевое развитие младенца. Услышав голос, он ищет глазами говорящего, поворачивая голову в сторону звука. Часто дети бессознательно подражают интонации и ритмике, обращенной к ним речи взрослых.

Этап лепета начинается в возрасте пяти месяцев. Речь ребенка в это время содержит гласные и согласные звуки, соединенные в короткие слоговые цепочки (ма-ма, ба-ба). В семь-девять месяцев количество произносимых слогов увеличивается.

Ребенок в 10 месяцев лучше понимает обращенную речь. Что должен говорить ребенок в 10 месяцев? Если развитие младенца протекает нормально, он откликается на имя, имитирует звуки, которые слышит от взрослых.

Сколько слов говорит ребенок в 1 год? При нормальном развитии малыш произносит от пяти до десяти слов. Для детей 1 года жизни характерно удвоение слогов с ударением на первом (ма-ма, ду-ду). При попытках произнести разнослоговые слова ребенок в 1 год пропускает или меняет некоторые звуки. Это объясняется несовершенством артикуляционного аппарата и слуховых реакций у годовалого малыша. Детьми в этом возрасте легко выполняются простые инструкции (иди ко мне), используются жесты и звуки для привлечения внимания взрослых.

Второй период - первоначальное овладение языком

Длится до достижения трехлетнего возраста. Особенности периода:

  • слова всегда связаны с определенными действиями, предметами;
  • при произношении слова ребенок пропускает звуки или слоги, меняет их местами;
  • одним словом называет разные вещи;
  • предложение включает в себя одно слово, чаще существительное;
  • нет абстрактных понятий;
  • знает и показывает разные части тела на себе и куклах.

Эти особенности относятся к первой части второго периода, когда ребенок использует слова-предложения.

Ближе к трем годам предложения, произносимые детками, состоят уже из двух-трех слов, которые используются в разных падежах, числах, в речи появляются наречия и местоимения, предлоги и союзы. Количество произносимых слов достигает 200-300. Малыши называют домашние предметы, узнают различных животных на картинках и при просмотре телевизионных передач.

Развитие речи ребенка в 3 года предполагает постепенное овладение произношением свистящих и шипящих звуков, букв «р» и «л», появляются попытки сказать о том, что не связано с текущим моментом.

Третий период - совершенствование речевой практики

Длится с трехлетнего возраста до поступления малыша в первый класс. Здесь речь развивается в процессе речевого общения, а не в связи с конкретной ситуацией, эмоцией, действием, и способствует развитию интеллекта малыша.

У детей дошкольного возраста речевое развитие включает умение произносить длинные фразы. Постепенно увеличивается количество используемых слов и совершенствуется грамматика. Характерно преобладание пассивного словаря над активным, то есть знает больше слов, чем может произнести и не всегда правильно понимает их значение. Речевое развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от семьи, окружающих взрослых.

Четвертый период - овладение письменной речью

Происходит дальнейшее расширение словарного запаса и углубление языковых знаний. До школы малыши овладевают речью в процессе практики, вступая в диалоги со взрослыми. Поступив в школу, они начинают изучать язык, речь становится более осознанной. Развивается письменная речь, способствующая развитию устной.

Как развивается речь в домашних условиях

Развитие речевой деятельности ребенка происходит постепенно и только в процессе общения. Специалисты подскажут, какие простые методы помогут улучшить речевые навыки в разных возрастных группах.

С рождения до года

Развитие речи ребенка до года должно контролироваться родителями, наблюдающим педиатром и детским неврологом.

У младенца развитие речи определяется окружающей средой, информацией, которую он воспринимает на слух: погремушки, звуки музыки, природы, голоса родных людей. Важно, чтобы мама словесно комментировала все свои действия - кормление, пеленание. Родители должны показывать и называть имена близких людей, игрушки и предметы.

Развитие речи грудничка будет проходить быстрее при ласковом обращении, свободном пеленании, проведении легкого массажа и гимнастики. Развитие речи можно стимулировать, называя новые продукты, вводимые в рацион: творожок, кашка, сок. Параллельно мама должна рассказывать, что молочко дает коровка, говорящая «МУ» и поедающая зеленую травку. Это расширяет познания малыша об окружающем мире.

Как научить ребенка говорить в 9 месяцев? Нужно стимулировать желание малыша произнести что-либо. На десятом месяце будут полезны такие игры, как «сорока», «ладушки», «в прятки».

С года до двух лет

Как научить ребенка говорить в 1 год? Речевое развитие ребенка в год будет проходить быстрее, если ежедневно читать ему интересные книжки с яркими картинками, вместе петь, повторять слова.

Что должен говорить ребенок в 1 год? В этом возрасте малыш знает названия многих окружающих предметов и частей тела, произносит отдельные слова-предложения. Развитие речи у ребенка в 1 год можно стимулировать частыми прогулками, посещением цирка, зоопарка. Обязательны подвижные игры и развитие мелкой моторики (массаж кистей, пальчиковые игры). Необходимо постепенно и тактично заменять упрощенные слова в лексиконе малыша на правильное обозначение предметов («гав-гав» на «собака»).

С двух до трех лет

Речевое развитие детей раннего возраста можно стимулировать, вырабатывая у них навыки самообслуживания: приучить мыть свою чашку, регулярно чистить зубки, самостоятельно застегивать пуговицы и молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и кеды.

Малыша, говорящего короткими предложениями, нужно ласково поправлять, способствуя обогащению его речи новыми словами. Обязателен взаимный контакт между родителями и ребенком: на любой вопрос малыша нужно обязательно ответить и всегда выслушать его ответ на заданный вопрос.

В дошкольном возрасте

Логопед советует научить малыша последовательно выполнять инструкции: сходи на кухню и позови бабушку. За правильно выполненное задание его обязательно нужно похвалить.

У детей дошкольного возраста развитие речи тесно связано с получением новой информации, а не только с собственным опытом. Поэтому методика развития речи детей дошкольного возраста включает следующие мероприятия:

  • активное общение с ребенком;
  • чтение сказок, детских книжек и их обсуждение;
  • приучить рассказывать о своих впечатлениях, событиях прошедшего дня.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит путем не только воспроизведения уже известных слов, но и быстрого усвоения и повторения того, что они слышат от взрослых. Поэтому нужно, чтобы окружающие говорили грамотно, четко, не допуская нецензурных слов.

В дошкольном возрасте речевое развитие детей по ФГОС подразумевает свободное владение языком, как средством общения со взрослыми и сверстниками.

Что делать при нарушении развития?

Ребенок любой возрастной категории развивается своими темпами, это касается и формирования речи.

Если ребенок не заговорил к двум-трем годам, необходимо пройти полное обследование у педиатра и узких специалистов. Затем малыш должен быть осмотрен логопедом и дефектологом. Если у детей диагностировано нарушение речевого развития, специалист подберет оптимальную методику формирования речевых навыков.

Занятия по развитию языка нужно проводить с первых дней жизни. Стихи для грудничков для развития речи должны быть короткие и ритмичные. Маме нужно декламировать их с ласковой интонацией, поглаживая ребеночка, сопровождая стихами купание, кормление.

Как развивать речь ребенка в 1 год? Занятия по развитию речи у детей 1 года включают несколько простых приемов:

  • побуждать повторять слова, произнесенные мамой;
  • просить договорить выученный стишок;
  • называть увиденные предметы, игрушки;
  • вместе с мамой перебирать мелкие предметы (горох, крупа).

Занятия с ребенком для развития речи должны сопровождаться зрительным контактом с ним, говорить с маленьким человечком следует всегда ясно и четко, не упрощая слова. Упражнения для развития речи у детей включают различные техники для развития подвижности языка и улучшения артикуляции. Любые развивающие методики эффективны только при их регулярном выполнении.

Методы развития речи детей дошкольного возраста направлены на усложнение фраз, формирование правильного произношения и появления абстрактных понятий. Эффективно развитие речи детей через театрализованную деятельность: разыгрывание сценок с игрушками, чтение стихов и басен с выражением, монологов. Нужно поощрять театральную «практику» малыша, так как это способствует развитию эмоциональности речи, учит сопереживанию.

Методика развития речи детей дошкольного возраста подразумевает не только увеличение словарного запаса, но и улучшение дикции. Поэтому широко применяются скороговорки для развития речи для детей. Прекрасные средства развития речи детей дошкольного возраста - лепка, конструирование, рисование, составление аппликаций и гербариев. В процессе обучения ребенка каким-либо навыкам, нельзя ругать его за ошибки, неточности.

Раннее речевое развитие ребенка более вероятно, если родители хвалят малыша за любую попытку что-то сказать, приветствуют его желание общаться.

Диагностика речевого развития

Диагностика речевого развития детей различается в зависимости от возраста пациента. Применению логопедических методов диагностики развития речи должно предшествовать тщательное изучение особенностей состояния здоровья ребенка. Это важно, так как любые расстройства соматической, неврологической и психической сфер могут быть причиной речевых проблем.

У детей грудного и раннего возраста крайне важно выявить малейшее нарушение органов речи. Для этого логопед определяет подвижность языка и мягкого неба, наличие аномалий строения и пороков развития органов слуха и зрения. Также производится оценка голосовых реакций: эмоциональная окраска плача, лепета, ее изменчивость в зависимости от ситуации.

Все методы обследования имеют одну цель - выявить, умеет ли ребенок пользоваться речью. Для этого логопед должен сделать следующее:

  • установить контакт с маленьким пациентом;
  • попросить назвать предметы, изображения на рисунках;
  • сочинить короткий рассказ по предложенной картинке или рассказать о чем-то интересном.

Для анализа звукопроизношения врач-логопед предлагает маленькому пациенту повторить фразу, содержащую много звуков. Например, «Черный щенок сидел на цепи возле будки»; «Старая бабушка вязала шерстяные чулки».

Адекватное развитие речи детей раннего возраста предполагает выполнение следующих моментов:

  • показать на себе или на кукле предметы одежды, части тела;
  • ответить, что из одежды нужно надевать на ножки, что на голову;
  • выполнить то, что сказала мама (принеси чашку, дай ручку);
  • отличить большой предмет от маленького;
  • ориентироваться во временных и пространственных соотношениях (сегодня или вчера, справа или слева).

Логопед определяет развитие речи детей до трех лет, анализируя понимание ребенком обращенных к нему слов, правильность его ответов на заданные вопросы и выполнение данных малышу заданий. Для этого разработаны разнообразные методы логопедических и дефектологических обследований.

Признаки в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

  • не плачет, испытывая дискомфорт;
  • после трех месяцев отсутствует гуление;
  • в 5-7 месяцев не реагирует на музыку, интонации, голоса родных людей;
  • в 9 месяцев нет лепета;
  • в 12 месяцев не произносит ни одного слова и не понимает обращенной к нему речи;
  • в 2 года не может выполнить простейшие задания, не узнает близких людей;
  • в 3 года не может пересказать короткие сказки, прочитать стихи.

Правильное развитие речи детей младшего дошкольного возраста предполагает понимание сложных предложений и правильное выполнение многоступенчатых заданий. Ребенок начальных классов должен понимать метафоры, пословицы и уметь истолковать их смысл, написать названия предметов или короткий рассказик.

Речевое развитие ребенка является важным показателем его здоровья. Как любую функцию, речь можно тренировать и этим нужно заниматься ежедневно. Специалистами для разных возрастов разработаны многочисленные методы, способствующие овладению речевыми навыками. Выбрать подходящий способ поможет логопед после консультации педиатра и невролога. Нужно выполнять рекомендации врача и терпеливо заниматься с малышом. Тогда ребенок будет разговаривать и нормально развиваться, доставляя радость близким.

Полезное видео про игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет


Пока ваш малыш не умеет разговаривать и предпочитает общаться с окружающими при помощи жестов, поведения, реакций. Тем не менее, вскоре ребенок поймет, что для общения может использовать слова и описывать с их помощью свои желания, чувства, наблюдения. Но прежде чем произнести первое слово, малыш внимательно слушает и запоминает все то, что происходит вокруг него.

Как речь малыша развивается в первый год жизни?:

С самого рождения ребенка процесс развития речи уже запускается. И первой формой общения становится... плач! Малыш плачет, когда ему необходимо сказать родителям о чем-то важном, например, о голоде, неудобной позе, мокрой пеленке или усталости.
Ближе к трем месяцам начинается возникать гуление. Ребенку нравится произносить различные звуки, и он в восторге от собственной «речи», что проявляется смехом. Возможно, к этому возрасту кроха уже реагирует на свое имя!
В полгодика карапуз начинает осваивать слоги. Он учится произносить «ба», «ма» - именно эти звуки произнести легче других. Ребенку нравится, как звучат слоги в собственном исполнении, поэтому он старается произносить их снова и снова.

Когда ребенок научится разговаривать?:

От 1 до 1,5 лет

Примерно в годовалом возрасте стоит ожидать, что малыш произнесет свое первое слово. Вполне возможно, что первое слово будет несколько изменено по звучанию. К примеру, ребенок научится говорить не «мама», а «ама».
Постепенно в лексиконе ребенка будут появляться все новые и новые слова. В 15 месяцев большинство детей подключает жесты, чтобы указывать на предмет или человека, о котором идет его «речь».
Ребенок уже способен понять и выполнять простые инструкции, к примеру, « Подойди к столу» или «Возьми игрушку».

От 1,5 до 2 лет

К 18-ти месяцам лексикон вашего малыша может быть довольно «богат», и составлять от 6 до 20 простых слов. К двум годам (24 месяца) ребенок осваивает 50 и даже больше новых несложных слов.
В этот временной период ребенок учится связывать два слова между собой, из которых получается простое предложение. Он в состоянии сказать «Неси меня», «Дай воды», «Возьми куклу». Когда вы поете детский стишок, малыш попытается петь вместе с вами. Поэтому делайте в песне паузы, пусть малыш добавит строчки от себя.
Ребенок начинает разговаривать во время игры. Послушайте, о чем говорит ваш ребенок, пока создает свой маленький мир при помощи игрушек. Даже если детская речь во время игр на первый взгляд лишена смысла, она очень важна в развитии.
Если речь ребенка до 2-х лет звучит нечетко, вам все равно не о чем беспокоится. Детская речь развивается, и различные звуки становятся доступными на различных этапах формирования этого навыка.

От 2 до 3 лет

С каждым месяцем ребенок все лучше и лучше разговаривает. Часто детская речь переходит на крик, ведь ребенок еще не моет контролировать свой тембр голоса в полном объеме. Со временем ваш малыш поймет, как изменять голос, чтобы найти правильную высоту для разговора.
В речи ребенка появляются местоимения, он часто использует слова «Я» и «Ты». Кроме того, в детской речи все чаще и чаще звучит слово «нет», и это своеобразный способ отстаивания своей независимости от вас!
За этот год ребенок научится говорить примерно 300 слов! Он будет формировать простые предложения, используя местоимения и глаголы, например, «Я иду сейчас». Ребенок вступает в возраст «почемучки», поэтому вскоре вопросов "Что?", "Где?" и «Кто?" будет очень много. Будьте терпеливы, ведь ваш любопытный малыш хочет знать ответ на все!
К трем годам ребенок в состоянии вести простой диалог со взрослыми, он может рассказать, что он делал недавно или чем планирует заниматься в ближайшем будущем. Иногда ребенок неправильно использует падежи или допускает другие грамматические ошибки в словах. Не укоряйте малыша в ошибках, просто повторите за ним, как сказать предложение правильно.
В этом возрасте ребенок свободно называют свое имя, пол и возраст. Некоторые дети уже знают даже свою фамилию.

Как ускорить развитие речи?:

Разговаривайте с вашим малышом как можно больше, рассказывайте о том, что происходит вокруг, куда вы собираетесь пойти, что будете с ним делать. Чем больше речи ребенок слышит, чем больше новых слов узнает и запоминает.
Общение с ребенком не останавливается даже во время кормления, купания или смены пеленок. Во время разговора делайте паузы, давая малышу возможность «ответить», разговаривайте с улыбкой, дружелюбным тоном, поддерживайте зрительный контакт.
Упрощайте речь, когда вы говорите с ребенком. Используйте короткие предложения и подчеркивайте ключевые слова. Это поможет малышу сосредоточиться на важной информации. Постепенно расширяйте и усложняйте предложения, обращенные к ребенку. Например, если ребенок говори «Рыба», вы скажите ему «Да, это большая рыба!».   Вы можете увеличить словарный запас ребенка, давая ему выбор. К примеру, скажите не просто «Ты хочешь яблоко?», а «Ты хочешь яблоко или апельсин?». Покажите ребенку оба фрукта. Так вы свяжите слово и картинку воедино, и ребенку будет легче запомнить названия плодов.
Когда вы читаете ребенку книгу, не стоит усаживать его к себе на коленки. Посадите малыша напротив себя, пусть он видит, КАК вы разговариваете, наблюдает за артикуляцией. Это поможет быстрее освоить разговорную речь.
Как можно больше читайте с ребенком. Даже если малыш не следит за сюжетом книги, это занятие однозначно пойдет на пользу.

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  2. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода - коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  3. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию - первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па - папа, ба-ба - бабушка, ля-ля - кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  4. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом - па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы по месяцам

Средние показатели речевого развития имеют значение для определения нормы или патологии. Они могут сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша и условий его роста. Известно, например, что каждое перенесённое ребёнком раннего возраста серьёзное заболевание «отбрасывает» его немного назад в плане развития умений и навыков.

  1. Первые полтора месяца жизни. Появляются звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь матери и других близких людей. Это преимущественно гласные звуки и их сочетания (о, а, у, я, ау, уа). Ребёнок в состоянии сосредоточить взгляд на лицах родных, на показываемых ему игрушках, прислушаться к звукам человеческой речи. В этот период дети с предпосылками будущего расстройства речи могут быть выявлены по оценке характера их крика – пронзительного или очень тихого, возможны всхлипывания или вскрикивания на вдохе, а не на выдохе, как полагается при нормальном развитии.
  2. На 2–3 месяце «комплекс оживления», состоящий из характерных движений ручек и ножек при виде матери, сопровождается гортанными звуками и их комбинациями с гласными (а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га). Такое гуканье возникает не только при контакте со знакомыми близкими людьми. Оно может возникнуть спонтанно, когда малыш сыт и доволен, или при рассматривании игрушки. Ещё одно достижение этого этапа – слуховое и зрительное сосредоточение на источнике звука или движения.
  3. На 3–5 месяце ребёнок ищет контакта со взрослыми своим взглядом, улыбкой, произносит протяжные звуки - гулит. Они чаще всего состоят из таких звукосочетаний, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Иногда эти сочетания настолько причудливы, что их сложно воспроизвести. Патологией на этом этапе считаются однообразные звуки гуления в сопровождении хаотических движений рук и ног, отсутствие интонационной выразительности.
  4. На 6 месяце жизни в речи ребёнка появляются лепет, состоящий из таких сочетаний звуков, как «га, ка, па, ма». Постоянно повторяясь, они уже достаточно сильно становятся похожи на модели слов, как бы произнесённых по слогам: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Появляются такие импровизации только в хорошем настроении, и пока ещё они не могут быть средством общения. В этот период можно диагностировать врождённую глухоту, потому что у глухого ребёнка лепет отсутствует, постепенно угасают звуки гуления.
  5. На 7 месяце жизни появляется связь между предметом и обозначающим его словом. Если родители специально уделяют внимание этому умению, показывают предметы и игрушки, называя их по нескольку раз, то ребёнок быстро научится отыскивать их взглядом по просьбе взрослого. Слова должны быть чётко различимы по звучанию. У ребёнка с задержкой развития речи лепет отсутствует или проявляется отдельными элементами, малыш не подражает движениям взрослого, не выполняет простейшие словесные команды.
  6. К окончанию первого года жизни в активном словаре ребёнка в среднем имеется от 10 до 25 слов. Наряду с правильно произносимыми словами (папа, баба, дядя, ляля), это могут быть и лепетные слова (ам, бобо, бах), и частично произносимые формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), а также звукоподражания голосам животных и окружающим звукам (мяу, га-га, би-би). К этому времени связь между словом и предметом, который оно обозначает, должна быть установлена. Речь к концу первого года жизни в идеале является средством общения ребёнка со взрослыми.

Стоит насторожиться, если малыш предпочитает вместо слов выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием. К концу первого года жизни такие проявления не считаются отклонением от нормы, если кроме них при общении используются ещё и слова.

Как способствовать речевому развитию ребёнка

Поскольку развитие речи детей первого года жизни напрямую связано с развитием головного мозга во внутриутробном периоде, от нормального течения беременности и родов зависит очень многое. На развитие мозговых структур может повлиять большое количество факторов:

  • генетическая предрасположенность к наследственным патологиям развития плода;
  • стрессовые перегрузки во время беременности;
  • воздействие никотина и алкоголя на организм матери;
  • недостаточное питание мамы;
  • нехватка кислорода (гипоксия) у ребёнка во время беременности и родов;
  • отрицательный резус-фактор;
  • негативное действие инфекций и хронических патологий.

У процесса внутриутробного развития мозга есть очень важная особенность – его нервные связи и структуры развиваются не только под влиянием генов наследственности, но и под влиянием потоков информации, поступающих по ещё пока незрелым, но всё-таки действующим органам чувств.

Ещё не родившийся малыш способен слышать звуки окружающего мира и биение сердца матери, чувствовать её движения. Именно поэтому очень правильно поступают женщины, которые ещё до рождения ребёнка читают ему сказки, разговаривают с ним, вместе слушают хорошую музыку. Это поможет ему получить через несколько лет отличную речь.

Речь годовалого ребёнка включает в себя:

  • активный словарь – от 8 до 12 слов, которые он может произнести;
  • пассивный словарь - слова, значение которых малыш понимает.

Сильный скачок в развитии пассивного словаря происходит после первых шести месяцев жизни малыша при условии, что родители активно знакомят его со значениями слов. Родители могут передавать ему информацию жестами, интонацией голоса, мимикой, но ведущая роль здесь принадлежит слову.

Разговаривая с малышом при кормлении, одевании, гигиенических процедурах взрослые передают ему смысл слов, обозначающих предметы и действия. Даже не понимая вначале значения слов родителей, ребёнок улавливает эмоциональную окраску речи, он осознаёт, что обращаются к нему, у него возникает желание ответить. Поэтому правы те мамы и папы, которые разговаривают с малышом с первых месяцев его жизни.

Ещё на первом году жизни нормально развивающемуся ребёнку доступна особенность речи – понимать, что одним словом называют разные предметы. «Киса» – это и живая кошка, и мягкая игрушка, и фарфоровая фигурка за стеклом шкафа. «Би-би» - это и настоящий автомобиль, и пластмассовая машинка на верёвочке, и картинка в детской книжке. Способность понимать обобщающие слова может быть развита к концу первого года внимательными родителями, неустанно знакомящими малыша с различными предметами и явлениями его окружения.

Очень важное умение первого года жизни – понимание значений большого количества слов, обозначающих действие. Ребёнок понимает не только обозначения крупных движений (стоять, бежать, есть), но и слова, означающие мелкие действия, выполняемые рукой (разожми кулачок, дай руку, покажи, что у тебя в руке, отпусти).

Речевое развитие – процесс, тесно связанный с развитием сенсорных способностей малыша. Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка, различение формы и цвета окружающих предметов. Сенсорные способности можно развивать с первых дней жизни малыша, окружая его выразительными по цвету предметами интерьера и игрушками. Для развития слуха можно чаще предлагать ему гармонично звучащие игрушки, музыкальные инструменты, эмоционально общаться с ребёнком.

Произносимые им звуки следует дублировать, повторяя неоднократно. Все манипуляции, связанные с едой, умыванием и прочими процедурами, нужно проговаривать, и чаще общаться с ребёнком не по необходимости, а для установления контакта. Повторяя за малышом произносимые им сочетания звуков, взрослые как бы стимулируют его к новому подражанию. Важно помнить, что такие занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно, он устал и т.п.

Во втором полугодии нужно чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка. Для стимуляции детской речи очень важно вызвать у малыша потребность говорить. Для этих целей можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

Можно задавать ребёнку вопросы, ответом на которые служат слова «да», или «нет», предлагать звукоподражания, если малыш затрудняется в назывании предмета: «Что тебе дать? Собачку? Ав-ав?», «Где машина? Где би-би?» Такая стратегия родительского поведения принесёт весомые плоды в виде активной речевой деятельности.

Моторика малыша первого года жизни делится на два вида:

  1. крупная или общая моторика – умение сесть, наклониться, подойти, встать;
  2. мелкая моторика – ощупывание предметов, пинцетный захват (двумя пальчиками) мелких игрушек, катание машинки, рисование «каракулей».

Развитие мелкой моторики ведёт за собой скачок в развитии речи. Если родители учили ребёнка махать ручкой при прощании, протягивать её, здороваясь, то годовалый ребёнок выполнит эти движения, стоит только взрослому попросить его об этом.

Внимательные мама и папа стимулируют движения малыша словами: «Встань, ложись, садись, возьми, положи, подними». Чуть позже, как только ребёнок пойдёт, к ним прибавляются: «Иди, подойди, стой». Можно приучить малыша воздержаться от неправильного действия или побуждения словом «нельзя», произнесённым со строгой интонацией. Важно помнить, что этим словом не нужно злоупотреблять, иначе запрет просто не будет действовать. Бесконечные «нельзя» станут просто шумовым фоном и будут «пролетать мимо ушей».

При неправильном поступке ребёнка нужно предложить замену его неправильным действиям, например: «Кису нельзя бить по спинке, можно гладить». И затем показать, как «гладить». С первого раза возможно и не получится, но при регулярном повторении всё усвоится очень прочно. При активном обследовании окружающего мира слово-запрет станет своеобразной границей личного пространства. Большой мир страшит малыша, и такие границы ему жизненно необходимы, чтобы чувствовать себя увереннее.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

  • у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
  • нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
  • запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
  • «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
  • язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
  • к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
  • ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
  • у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
  • ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
  • к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

В этой статье мы рассмотрели развитие речи до года, определили помесячные нормы речевого развития и возможные патологии, характерные для этого периода. Приведённые примеры отклонений дают родителям возможность понять насколько хорошо идёт речевое развитие их малыша, и нет ли проблем, требующих срочного вмешательства специалистов.

Если у вас остались вопросы формирования речи ребёнка с рождения до 1 года, вы можете смело задать их нам.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 28.03.2019

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам. Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом. Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов. А это является толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей, можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Развитие речи ребенка по месяцам до года

Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало «агуканья». Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные «г», «к», «н». При общении малыш смотрит на «собеседника»
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки «на распев», возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним «диалог»
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова — малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как «ма-ма-…», «ба-ба-…», «бу-бу-…»
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов — «мама», «папа», «баба», «на»…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки — с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек — свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами «диалог». В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития.

Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?

Да! Нет

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Продолжается крик примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период? Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте! Чаще произносите звуки, доступные для повторения малышом.

Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр. Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться. Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Любая мама трепетна ко всему, что касается здоровья и развития своего малыша. И, нуждаясь в ориентирах «правильности», часто становится заложником статистических норм. Это касается зубов, роста, веса, двигательной активности и, конечно, речи. Ребенок, который не укладывается в таблички, вызывает у мамы повышенную тревогу и, как следствие, истязания в виде активных занятий, обследований, усиленного питания, строгого режима – все, на что хватит сил и финансового ресурса.

Как развить речь ребенка?

Нормы речевого развития для детей

Познакомимся со станда ртными нормами речевого развития для детей в возрасте от года до трех :

  • В 1,5 года – произносить простую фразу связки действие-предмет (дай чашку, дай мяч). Допускаются пропуски и неполное произношение предмета или действия.
  • В 2 года – произносить предложение из трех или четырех слов. Очень желательно употребление разных окончаний, множественного числа, предлогов и тд. Именно это умение является критерием оценки уровня развития речи, а не количество слов в багаже ребенка.
  • После 2х лет – безошибочно понимать речь, выполнять просьбы. Без пропуска строить фразы с использованием всех членов предложения (прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, местоимения). Допускается, если ребенок не выговаривает отдельные звуки, как правило, это шипящие, Р и Л.

Как мы видим «нормы» очень расходятся с действительностью. Из встречаемых мною детей на площадках только один ребенок поспевает уложиться в «Норму». Попробуем последовательно разобраться..

Что такое речь и как она формируется?

Механизм речи состоит из двух частей – понимания речи взрослого и собственной речи ребенка. Оба механизма формируются постепенно с разной успеваемостью, как правило к трем годам ребенок сносно говорит. Первые шаги к освоению речи лежат через жесты. Еще во младенчестве дети тянут ручки к желаемому предмету. Далее осознанно использует указательный жест, отрицательный (мотание головой), жест-просьба «дай» (сжимать ладонь) и тд. Многие малыши не спешат переходить из жестовой речи в устную. Не торопите ребенка, это очень важный этап. Жестовая речь является неотъемлемой частью разговорной. Продолжайте реагировать на жесты, проговаривая вслух просьбу ребенка и ваши действия, таким образом озвучивая полный диалог. Также для обучения любым навыкам ребенку необходимо проявить внимание и любознательность. Это называется произвольным вниманием, то есть внимание, сознательно переключаемое с объекта на объект. Именно оно лежит в основе любого обучения.

Что замедляет формирование речи ребенка?

Многие родители недооценивают степень влияния окружающей среды и неосознанно тормозят развитие новых навыков, в том числе и речи. Вредные привычки:

  • Телевизор и прочие производные. Бесспорный факт — экранная речь замедляет речевое развитие. Речь часто искаженная, быстрая, не обращена к ребенку, не требует от него ответа или действий. В дополнение просмотр телевизора тренирует непроизвольное внимание (вынужденное). Ребенок не в состоянии оторваться от нескончаемых ярких картинок, громких звуков. Это касается и так называемых развивающих мультиков. Помните, все экранные просмотры имеют только два направления: испортить зрение малышей и освободить родителей от общения с детьми.
  • Непрерывно звучащая музыка. Слова в песнях звучат протяжно или слишком быстро, ребенок не понимает их, не видит артикуляции. Детские песни не исключение. Наилучшее исполнение — от лица родителей, в таком случае выбирайте медленный темп, понятные слова. Музыка без слов допустима, но дозировано и негромко.
  • Развивающие приложения, компьютерные игры — крайне вредны. Кроме мощного фактора торможения речи, они также лишают ребенка творческого воображения, предлагая шаблонные ситуации с готовыми решениями. Дети должны знать о богатстве выбора поведения в той или иной ситуации. Именно родители знакомят с вариантами поведения в жизненных ситуациях, если: отнимают игрушку, упал и ударился, как поделить игрушку, как попросить пить и тд.
  • Речевые игрушки – ничему не научат ваших детей. Произношение оставляет желать лучшего, артикуляции нет, фраза говорится в воздух. Дети должны играть с реальными объемными и понятными героями (кукла, собака, кошка и тд). В какой-то момент игрушка в его руках скажет «мяу», или «ав ав» — это и будет вашей победой. А зачем озвучивать то, что и так говорит?!… Именно «ручные» игры положительно влияют на развитие мышления и речи. С живыми игрушками можно проигрывать то, что происходит с малышом в течение дня. Говорить, одевать, кормить, уснуть с куклой или трактором. Их можно любить! Однако помните – избыток игрушек способен вызвать у ребенка пресыщение, как следствие притупление любознательности и потеря интереса ко всему новому.

Уделите должное внимание вашему общению с ребенком. Не позволяйте себе общаться «глядя в телевизор» или с высоты своего роста. Старайтесь находиться на одном уровне лицом к лицу. Найдите в себе силы отвечать на 101-е «Мама». Поставьте себя на его место. Наверняка вас раздражает, когда близкие люди не реагируют на ваши слова, делая вид, что ничего не произошло. Или разговаривают с вами, но держатся принужденно, отвечая невпопад, почти не смотрят на вас. Проведите эксперимент. Поставьте у кухонного стола взрослого, возьмите малыша за руку и подойдите максимально близко к ногам. Опуститесь, так что бы ваши глаза были на одном уровне и посмотрите глазами ребенка на взрослого. Это вы — Мама, которая готовит, и малыш, который хочет что-то сказать. Вам много видно? Интересно? Хочется поговорить в таком положении? Удобно говорить с задранной головой? Вы зовете Маму, а она даже не смотрит на вас…

Организуйте место для игр. Идеально играть по разные стороны детского столика, располагаясь друг напротив друга. Так малыш увидит артикуляцию и со временем попытается повторить. Следите за собственной речью, она должна быть понятной, не быстрой. Во время общения соблюдайте тишину, желательно с рождения. В тишине ребенок может сосредоточиться на речи взрослого, а также услышать и оценить качество собственной.


Научите малыша играть с куклой или машинкой. Разыгрывайте ежедневные дела: кормление, поход в гости, прятки, с диалогами между игрушками. Так малыш научится проводить время самостоятельно, проигрывая любимые сценки и стараясь их озвучивать.

Задавайте заведомо неверные вопросы, провоцируя реакцию опровержения. Допустим: — «У кошки есть хвост? А у мамы есть хвост? Собака говорит «мяу?». Вне зависимости от ответа проговаривайте развернутое опровержение – «Нет, собака не говорит «мяу», она говорит «ав-ав». При построении вопроса используйте слова, значение которых хорошо знакомо ребенку.


Пальцы в ротике — плохая привычка , однако это необходимое исследование органов речи. Язык, десна, зубы. Позвольте ребенку изучить их. Поощряйте стремление пить из чашки, кушать ложкой. Язык совершает разнообразные движения, что готовит его к произношению. Тренируйте выдох через рот, именно на выходе мы произносим звуки. Дуйте на свечку, на горячее, на ватку, пену. Уделяйте внимание мелкой моторике рук, найдите занятие по душе. Делайте массаж пальчиков.

Речь будет медленно развиваться, если ребенок «зажат» физически. Голова смотрит вниз, руки крепко прижаты к телу, преобладают напряженные, стесненные позы. Боязливость дотронуться до другого ребенка или взрослого. Для работы органов речи мышцы лица и тела должны быть расслабленны. Будьте в постоянном физическом доступе. Ребенок не разделяет контакт физический и речевой. Помогая преодолеть барьер физического контакта, вы приблизите речевое обращение. Для этого обнимайте ребенка чаще, старайтесь не отказывать в желании побыть на ручках или подурачиться вместе. Дайте ощущение защищенности, если малыш просит уйти от объекта, не настаивайте. Пробуйте расслабить мышцы ребенка в подвижных играх. Например, падать на спинку или на животик с невысокого трамплина или ваших рук на диване. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка физически, даже если он сделал вам больно. Ваша задача раскрепостить, расслабить, сделать так, чтобы движения и поза малыша были доверительными, свободными,полными уверенности в вашей поддержке.


Наделите ребенка правом голоса. Спрашивайте чаще – можно я надену тебе носочки, поменяю подгузник? Какую футболку ты хочешь надеть — эту или эту? Если вы спросили у ребенка его мнение, следуйте его ответу. Это поддержит его стремление выражать более полно свои желания.

И самое главное — речь способна развиваться только в общении с настоящим, живим собеседником. Интересно, что для малыша «не испорченного» мультиками, игрушка способна его заменить.

Пусть ваш малыш еще маленький, но ему нужно многое вам сказать. Ведь это так приятно, когда тебя слушают 🙂