Социальная адаптация ребенка. Особенности социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста

В современной науке термин «адаптация» выступает многоаспектным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

Следует отметить, что если психологическая наука изучает преимущественно адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогика рассматривает вопросы управления и педагогической поддержки адаптации подрастающего поколения, осуществляет поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации и изучает роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

Цель данной работы – изучить социальную адаптацию ребенка.

Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

1. Дать понятие социальной адаптации.

2. Проанализировать особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

3. Рассмотреть особенности социальной адаптации ребенка к школе.

Структура работы представлена введением, тремя параграфами, заключением и библиографическим списком, что соответствует поставленным цели и задачам.

1 Понятие социальной адаптации

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания - рыбы живут в воде, птицы - в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный.

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка - яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения. Различают легкую адаптацию, при которой ребенок проявляет имеющееся у него состояние напряжения в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния, у него в первое время после поступления в дошкольное учреждение ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми. Но все эти явления проходят в течение первого месяца после поступления.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, па протяжении первого месяца после поступления он переносит заболевание, которое длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев), может протекать в двух вариантах. Это либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями - отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесенной из дома. Часто стараются спрятаться, уйти куда-нибудь. Сидят в приемной и зовут маму, спят только сидя и т. д. У таких детей бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского учреждения, наблюдающиеся в первые дни, сменяются очень часто вялым, безразличным состоянием.

Проведенные исследования (Тонкова-Ямпольская В., Голубева Л. Г., Мышкис А. И.) показали, что такие дети в более старшем возрасте находятся на учете у психоневролога. При аналогичных стрессовых ситуациях - переход из яслей в детский сад, поступление в школу - дети повторно дают неадекватные поведенческие реакции. В случаях тяжелой адаптации детей направляют на консультацию к психоневрологу.

Оба варианта тяжелой адаптации отрицательно влияют как на развитие, так и на состояние здоровья детей, поэтому первостепенной задачей является предотвращение тяжелой адаптации при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими и изменение условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до полутора лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации. Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что родители не обеспечивают малышу правильный режим, соответствующий возрасту, достаточный дневной сон, не следят за правильной организацией бодрствования и т. д. Это приводит к тому, что у ребенка возникают элементы утомления, задерживается нервно-психическое развитие, не формируются те навыки и личностные качества, которые соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Социальная адаптация ребенка

(англ. adaptation of child in society) - по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы (ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»**).


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная адаптация ребенка" в других словарях:

    Социальная адаптация ребенка - (англ. adaptation of child in society) по законодательству РФ о гарантиях прав ребенка процесс активного приспособления ребенка (т.е. лица до достижения им возраста 18 лет), находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе… … Энциклопедия права

    Социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;... Источник: Федеральный закон… … Официальная терминология

    адаптация - Состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и… … Большая психологическая энциклопедия

    Адаптация - – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… … Словарь-справочник по социальной работе

    Адаптация - 1. в эволюционной теории любое структурное или поведенческое изменение, имеющее значение для выживания особи и вида; 2. в социальной психологии изменение системы отношений индивида в социально психологическом и культурном плане, служащее цели… …

    Адаптация социальная (в психологии развития) - [лат. adaptare приспосабливать; socialis общественный] процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Первоначально (в младенческом возрасте) общество представлено для ребенка непосредственным семейным окружением. Этот этап А. с.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогический словарь

    Адаптация социальная - 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

    адаптация социальная - (от лат. adapto приспособляю и socium общество) активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А. с. происходит… … Дефектология. Словарь-справочник

    Методика «Межличностные отношения ребенка» - Рене Жиль. Адаптация И. Н. Гильяшевой, Н. Д. Игнатьевой. Предназначена для выявления структуры межличностных отношений ребенка. Под межличностными отношениями ребенка понимаются не только отношения, складывающиеся между родителями и детьми, но и… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

  • Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1, 5 до 3 лет. Планирование образоват. деятельности. Взаимодействие с родителями , Мохирева Е.А.. ФГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных… Купить за 113 руб
  • Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1, 5 до 3 лет. Планирование образовательной деятельности, взаимодействие с родителями. ФГОС ДО , Мохирева Елена Анатольевна, Назарова Елена Леонидовна, Тимошенко Ирина Вадимовна. ФГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных…

Детская дружба очень важна для ребенка, прежде всего тем, что ребенок сам выбирает себе друга. Слова известной детской песенки «Если с другом вышел в путь, веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!», раскрывают основные чувства ребенка к своим сверстникам и ощущение своей личности в их кругу.

В процессе взаимодействия у людей возникают разнообразные взаимоотношения, которые можно определить как общественные отношения. Они могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения — это те, которые в некотором смысле контролируются обществом, официально и документально оформляются. Неофициальные же — возникают в неформальных структурах, могут поощряться и обществом, но они не закреплены документально. Различают еще деловые и личные (межличностные) отношения. Где именно деловые взаимоотношения могут быть у ребенка? Это садик, школа, клубы и кружки, спортивные секции. Там, где его и сверстников связывает учебная или трудовая совместная деятельность. Личные отношения связаны с потребностью ребенка в общении с близкими ему людьми. Это неформальное общение, которое «навязывает» ему взрослый. Ходи в садик, в школу, посещай спортивную секцию, музыкальную школу! Личные отношения на то и личные, что они близки лично ребенку.

В психолого-педагогических источниках они получили название межличностные. Их характеризует уровень понимания между людьми, межличностная привлекательность партнеров по общению и взаимодействие в поведении. Общение связано с развитием эмоциональной сферы ребенка.

На уровень общения влияет наличие положительных или отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться. Дети страстно защищают друга от нападок взрослого, даже если эти нападки обусловлены плохим поведением детей. Нередко приходится наблюдать, как различными « гримасами » дети пытаются помочь друг другу в разрешении каких-либо жизненных задач. Общаясь с другом или друзьями, ребенок проявляет чудеса изобретательности. С возрастом им становится интереснее все делать вместе. Конечно, нельзя еще сказать, что ребенок готов взять всю ответственность за совместные с другом проступки, но уже есть первые всходы «жертвенной дружбы». От меры этой жертвенности во многом зависит отношение детей друг к другу во время общения. В свою очередь, «качество» и длительность общения зависит от развития познавательных процессов и участников общения (мышление, память, внимание, воображение и пр.).

У каждого ребенка есть своя, индивидуальная «история» удовлетворения потребности в общении. Одни растут, окруженные вниманием и любовью близких людей. Их потребность в общении удовлетворяется на всех уровнях. Другие дети лишены подобных условий, они растут в атмосфере холодности и слабо выраженной эмоциональности. Но и в том, и в другом случае они могут испытывать трудности в адаптации к условиям жизнедеятельности. Общительные дети могут попасть в коллектив класса или группы со слабыми установками к общению, с ярко выраженной индивидуалистической направленностью взаимодействия. И, наоборот, малообщительные дети могут попасть в коллектив широко и красиво общающийся. В любом случае, межличностное общение для ребенка очень важно и взрослым, интересующимся его жизнью, тоже должно быть небезразлично, как использует их ребенок те механизмы, которое позволяют ему «спрятаться» в общении от своих детских невзгод.

Межличностное общение функционально. Оно имеет характеристики, позволяющие судить о роли общения в жизни ребенка. Если мотивом межличностного общения является одиночество, то, как правило, ребенок будет тянуться к более самостоятельным, «смелым» в его понимании, наделенным житейским опытом, сверстникам или более старшему ребенку. Это как раз и приводит к дружбе с детьми из «группы риска». Ребенок, выросший на улице или в неблагополучной семье, знает жизнь и понимает, чего именно не хватает ищущему дружеских отношений вне дома, семьи ребенку. Вот это опасно! Тогда родителям необходимо задуматься, почему ребенку одиноко дома, чего не хватает ему в семейной лодке. Скорее всего, понимания, участия в его детских, но таких важных, делах. Пока не поздно, следует изменить свои взгляды на личность ребенка. Вспомнить, что он такой же полноправный член семьи. Уделять ему больше времени для общения. Мобилизовать усилия всех членов семьи для участия в жизни ребенка. В этом случае можно изменить ситуацию. Если потребности в общении будут удовлетворены в стенах дома, то теряется смысл в поиске друга на стороне. Ребенок будет общаться со сверстниками, но такое общение уже не будет носить «болезненный» оттенок.

Эмоционально-нравственные начала, на которых строятся межличностные отношения, формируют личность ребенка. Важен выбор субъектов общения. У дошкольника и младшего школьника этот выбор очень велик. Ребенок положительно настроен на построение большого количества взаимосвязей. Можно наблюдать, как легко дети этого возраста сходятся и также легко расхо-дятся. У них еще не выработаны привязанности и эмоциональная привлекательность собеседников не так велика. Но уже с поступлением в школу ребенок учится управлять своими чувствами, поведением. Его симпатии или антипатии к другим детям могут выражаться более рельефно. В это период особенно важно, какой круг общения формируется вокруг ребенка.

➠ Поэтому внимание родителей должно сосредотачиваться не только на учебных достижениях ребенка, но и на том, какого рода друзья его интересуют. И не паниковать, если ребенок вдруг задружит с «хулиганом». Помните, что его связи еще не крепки. Главное, не запрещать, а действовать педагогическими методами, позволяющими вовремя правильно реагировать на изменение пристрастий ребенка. Выбор объектов общения в дошкольном и младшем школьном возрасте может определить нравственный потенциал его дальнейшей жизни.

Обобщая вышесказанное, сделаем вывод о том, что потребность в общении создает основные условия адаптации ребенка к жизни во взрослом мире. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка, и вы не пропустите появляющиеся проблемы. Следует всегда помнить о том, что ребенок строит свои отношения по-разному в раннем детстве, дошкольном, в младшем школьном и подростковом возрасте.

Основная задача родителей — бережно и уважительно относиться к выбору друзей своим ребенком. А если выбор неудачен с их точки зрения, избегать авторитарных, запретительных методов «разрушения» дружбы. Но это действует в том случае, если ребенок общителен, экстравертен. Если же он замкнут и не общителен, интравертен — то ему необходимо помочь в преодолении робости в отношении взаимодействия со сверстниками. Этому во многом способствуют специальные упражнения на формирование коммуникативных навыков.

психический адаптация дети эмоциональный

Сам термин «адаптация» вошел в научный обиход в 30-е годы 20 века. Первоначально этой проблемой занимались биологи, которые под адаптаций понимали «приспособляемость организма к условиям внешней среды» или «взаимодействие организма со средой в условиях определенной экосистемы». Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятия норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития:

1) Фиксация социального несоответствия;

2) Стресс - синдром и активизация всех систем организма и личности;

3) Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями;

4) Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда проявляется личностный рост;

5) Достижение адаптивного равновесия, или истощения адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации.

В современном педагогическом контексте социальная адаптация представляет собой гармонизацию отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, именно в этом и проявляется существенный результат социализации, воспитания, самовоспитания и саморазвития личности. Социализация и социальная адаптация существует в едином пространстве, в единых условиях.

В социуме ребенок проявляет и утверждает своё «Я», обретает свою социальную сущность. В таких случаях говорят «среда воспитывает», имея в виду, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему представило социальное пространство. К слагаемым социального пространства, которые оказывают формирующее и развивающее влияние на личность, относятся в первую очередь, контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Это - семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия. Во многом выраженность влияния повседневной группы на личностное становление ребёнка индивидуальна и в некоторой степени определяется его возрастом. Для малыша решающим будет семейное психологическое пространство. Его влияние первичны. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и представителями социума, помогающими детям входить в сообщество людей, быстро адаптироваться к его особенностям.

Особое значение для социализации и социальной адаптации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности. Дошкольнику совсем скоро предстоит войти в новое пространство жизни - школьное. Картина мира будет расширяться и обогащаться, способы её познания, присвоения социального опыта совершенствоваться. Процессы социализации и социальной адаптации вносят в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы его познания, накладывают на ребёнка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. Поэтому именно в дошкольном возрасте перед педагогами и родителями стоит задача подготовить ребёнка к этому новому этапу в его жизни.

Успех социальной адаптации, и как следствие социализации, во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного учреждения, в первом классе общеобразовательной школы.

Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других. Успешной адаптации ребёнка способствует благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге. Общение в этих группах необходимо строить таким образом, чтобы дети становились равноправными участниками жизни социума. Задача организовать такие отношения, которые бы обеспечивали личностный рост ребёнка, лежит на плечах взрослого и, прежде всего, педагога. Помочь в работе психологу, логопеду, воспитателю или учителю могут различные игровые упражнения, их можно включить в любое занятие или использовать в повседневной жизни вне занятий. В процессе их разработки, были использовали материалы О. Н. Бережной, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. С. Спиваковской, Т. А. Тарасовой, М. И. Чистяковой. Особенно актуальны такие упражнения для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в детском саду, группы подготовки к школе. Также на адаптацию влияет полная - неполная семья, образования родителей, группа здоровья детей, достаток семьи, эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, процессы социализации и социальной адаптации детей в современных условиях протекают непросто, поэтому дошкольникам необходимо более активно помогать развивать потребности и умения взаимодействовать с другими людьми.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ представляет большой интерес для современной педагогики детства.

Анализ исследований (Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Г.Г. Григорьева, Р.В. Тонково-Янпольская и др.) показывает, что педагогике основательно изучена адаптация в раннем возрасте к условиям детского сада. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.).

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии старшего дошкольника и его психологической готовности к школе.

В психолого-педагогических исследованиях уделяется внимание проблеме межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками и взрослыми (В.Н. Белкина, М.И. Лисина, Е.А. Кудрявцева, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова, и др.): изучению межличностных отношений, складывающих в детской группе (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, А.С. Логинова, А.П. Усова и др.). Эти исследования (М.И. Лисина, Р.С. Буре, Л.С. Коломинский, Т.А. Репина, Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, Т.А.Владимирова и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.

Термин “адаптация” трактуется разнообразно. В философии адаптация рассматривается как аспект жизнедеятельности, в котором реализуется одной из фундаментальных свойств живой материи – способность к самосохранению и развитию в конкретных условиях;

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе “человек-среда”, в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет понимание социальной адаптации , как процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также как результат этого процесса, проявляющийся в формировании самосознания и ролевого поведения, самоконтроля, способности к адекватным связям к окружающим.

Само понятие “социальная адаптация” рассматривается как “процесс приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм взаимодействия, а также форм предметной деятельности”. Результатом социальной адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценности социума, развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура).

Анализ научной литературы показал, что социальная адаптация – это многофакторное явление, детерминированное социально- экономическими, демографическими, экономическими, психофизиологическими факторами.

Наше исследование было направлено на определение причин социальной адаптации старших дошкольников к группе ДОУ. С этой целью мы выделили отдельные параметры:

1. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует, свой оптимальный или желательный уровень тревожности - так называемая полезная тревожность.

2. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности: она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичностью, требовательностью к себе, отношение к успехам и неудачам

3. Взаимодействие - совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнеров.

4. Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней жизни ребенка.

5. Социальный статус - положение человека в системе межличностных отношений и мера его психологического влияния на членов группы.

Так же, как показал анализ исследований и психолого-педагогической литературы, на процесс социальной адаптации ребенка дошкольного возраста огромное влияние оказывает взрослый как носитель общественного опыта и ценностей.

Анализ исследований показал, что для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Во многом это зависит от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Успешность социальной адаптации дошкольников обусловлена предметно - развивающей образовательной средой, включающей в себя предметное окружение и систему социальных отношений между участниками образовательного процесса в освоении реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий.

Опираясь на анализ исследований и психолого-педагогической литературы мы разработали и провели констатирующий эксперимент.

Исследование социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ проводилось на базеГосударственного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детский сад № 37 Приморского района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие 75 детей старшего дошкольного возраста, а также воспитатели и родители детей.

Представим краткие результаты констатирующего эксперимента, который осуществлялся по двум направлениям:

Первое направление было направлено на выявление уровня социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ и осуществлялось с помощью комплекса методов.

Посредством метода экспертных оценок, который проводился в два этапа, первый - начиная с третьей недели посещения ребенком группы ДОУ, второй проводился в декабре. Сравнение полученных данных позволило выявить детей, проявляющих признаки проблемной адаптации: отказ от еды, сна, негативное отношение к ситуации детского сада, снижение общего эмоционального фона (плаксивость, беспокойство). Выявленные проблемы позволили выделить детей, относящихся к группе риска в плане социальной адаптации.

Результаты изучения самооценки позволили выявить детей с разным уровнем самооценки, в том числе и заниженным. Субъективное переживание собственной незначительности и недооцененности в глазах других может быть источником межличностных и внутриличностных конфликтов и трудностей социальной адаптации в группе сверстников и может оказывать отрицательное влияние на социальную адаптацию ребенка.

В результате наблюдения были выявлены следующие проблемы во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми:

1. Несформированность коммуникативных умений, соответствующих возрасту: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому.

2. Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации.

3. Негативно окрашенный стиль общения: грубость, дразнение, упрямство и пр.

5. Неуверенность, робость, снижение самооценки, что мешает ребенку проявить свою активность в группе ДОУ.

Проведенное социометрическое исследование позволило выявить детей, не принимаемых коллективом сверстников: это именно те дети, у которых по результатам наблюдения выявлен целый ряд коммуникативных проблем.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента позволили выявить детей с ярко выраженными проблемами в общении. Кроме того, были определены основные группы проблем во взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми. Первое направление констатирующего эксперимента позволило выделить 18 дошкольников с нарушением социальной адаптации. Этих детей характеризует неуверенность в собственных силах, отсутствие мотивации достижений, особенности эмоционально-волевой сферы, недостаточная сформированность коммуникативных умений. К последним относится: неумение войти в игру, обратиться к сверстнику или взрослому; неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности.

Кроме того, были установлены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

1. Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанны.

2. Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.

3. Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.

Вторым направлением было изучение уровня компетентности педагогов по проблеме социальной адаптации старших дошкольников в группе сверстников.

Результаты анкетирования выявили “проблемные зоны” педагогов по вопросу социальной адаптации дошкольников в ДОУ. Воспитатели показали различную глубину теоретических знаний и представлений о социальном развитии и социальной адаптации. Следует отметить, что выделились педагоги, показавшие полное непонимание этих терминов. Ни один педагог не указал на роль воспитателя в процессе адаптации. Такая ситуация может быть связана, как с недостаточным пониманием роли воспитателя в процессе адаптации, так и с завышенной профессиональной самооценкой.

В результате наблюдения было установлено, что воспитатели используют различные подходы к педагогическому общению и руководству детьми, имеющими проблемы социальной адаптации. Анализ результатов наблюдения выявил низкую степень понимания педагогами особенностей и потребностей дошкольников с проблемами социальной адаптации, недостаточное эмоциональное принятие таких детей. Педагоги не проявляли терпимость к недостаткам воспитанников, не уделяли нужного внимания их личным делам и проблемам, тем самым не обеспечивая им необходимый уровень поддержки и психологического комфорта в группе детского сада. Следует отметить, что педагоги, указавшие при анкетировании некоторые методы и приемы работы с детьми, имеющими проблемы социальной адаптации, редко применяют их на практике. Некоторые воспитатели пытались учитывать в своей работе особенности дошкольников с проблемами социальной адаптации, но делали это бессистемно, ситуативно, используя для этого не специальную технологию, а лишь отдельные приемы и методы.

Проведенный констатирующий эксперимент позволяет сделать следующие выводы:

1. В каждой из обследованных групп выявились дошкольники с проблемами социальной адаптации ДОУ.

2. В ходе исследования определены факторы, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ: заболевания, нарушающие работу нервной системы; особенности эмоционально-волевой сферы и отношение детей к пребыванию в детском саду не сформированность коммуникативных умений, что приводит к трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

3. В целом эксперимент показал, что проблема социальной адаптации связана с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов. Особо значимой причиной нарушения социальной адаптации старших дошкольников в группе чаще всего является несформированность 3 групп коммуникативных умений (Л.Р. Мунирова): группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению; доверять, помогать и поддерживать тех с кем общаешься; применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; оценивать результаты совместного общения группа аффективно-коммуникативных умений состоит из умений делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

4. Выявлен недостаточный уровень педагогической компетентности воспитателей по вопросам социальной адаптации ребенка в группе ДОУ. Воспитатели не осознают необходимость целостного подхода к проблеме социальной адаптации старшего дошкольника в единстве с нарушением мотивационного, содержательно-деятельностнного и регуляционного компонентов этого процесса, используемые ими методы и приемы по отношению к детям с трудностями социальной адаптации не достаточно эффективны.

Проведенное нами исследование подтверждает актуальность данной проблемы, и позволяет утверждать, что имеется острая необходимость в поиске решения вопроса социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста.