Понятие «физическая культура». Основные понятия физической культуры и спорта

Определение понятий «физическая культура» и «физическое воспитание»

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «СПОРТ» (sport) , происходит от англ. Disport - игра, развлечениеФизическая культура вобрала в себя многовековой опыт подготовки человека к жизни. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в человека природой психофизические способности. Физкультура развивает моральные и нравственные начала человека, т.е. в отличие от спорта, достигается не только физическое совершенствование, но в значительной степени развиваются психические и нравственные качества. Физкультура формирует здоровый образ жизни. После распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура - это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физкультура - это цель, а спорт - средство ее достижения (игры, соревнования).

Сегодня широко распространяется понятие - «спорт для всех», которое продиктовано изменением социально-политической доминанты современной России, при этом не учитывается, что спорт включает в себя несвязанные с физической культурой виды деятельности (шашки, шахматы, бильярд, бридж...). Физическая культура включает в себя, только те виды спорта, которые основаны на выполнении физических упражнений и высокой двигательной активности.

Основы физической культуры были заложены в древнегреческой гимнастике, которая объединила - военное обучение, обряды и танцы в системуфизического воспитания. На Руси физическая культура также объединяла военную подготовку, многочисленные обряды и танцы, например «Боевой пляс в присядку».

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей -- силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования.Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2)«физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4)«физическое совершенство»; 5) «спорт».

Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт.

1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений , навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка . Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков .

Воспитание физических качеств - является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты , выносливости , гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств».

2. Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности.

3. Физическая подготовка - есть результат использования физических упражнений , воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка - направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта , профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека.

4. Физическое совершенство - это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;

2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;

4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;

5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.

5. Спорт - представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

Определение

Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Определение

Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

  • 2.1. Подготовка спортсмена
  • 2.2. Спортивная тренировка: ее принципы, средства и методы
  • 2.3. Принципы спортивной тренировки
  • 2.4. Основные средства и методы спортивной тренировки
  • 2.5. Планирование и построение спортивной тренировки
  • 2.6. Формы организации спортивной тренировки
  • 2.7. Учебно-тренировочные занятия (тренировочные уроки)
  • 2.8. Физические качества
  • 2.9. Соревнования и их виды
  • 2.10. Основные положения при проведении самостоятельных занятий
  • 2.11. Планирование самостоятельных занятий
  • 2.12. Формы и организация самостоятельных занятий
  • 3. Физическая культура и здоровье студентов
  • 3.1. Определение здоровья
  • 3.2. Здоровье - ведущий фактор безопасности нации
  • 3.3. Заболевания
  • 3.4. Показатели здоровья населения
  • 3.5. Основные факторы здорового образа жизни
  • 3.6. Физическое воспитание и здоровый образ жизни студентов
  • 3.7. Влияние физических упражнений на организм занимающихся
  • 3.7.1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему
  • 3.7.2. Физические упражнения и система дыхания
  • 3.7.3. Воздействие физических упражнений на опорно-двигательный аппарат
  • 3.7.4. Физическая культура и нейроэндокринная система
  • 3.7.5. Влияние физических упражнений на другие системы организма
  • 3.8. Особенности занятий для девушек
  • 3.9. Рациональное питание при повышенных умственных и физических нагрузках
  • 3.10. Основы гигиены массовой физической культуры
  • 3.11. Самомассаж
  • 3.12. Особенности методики занятий со специальными медицинскими группами
  • Распределение студентов на медицинские группы
  • 3.13. Средства физической культуры, применяемые на занятиях со специальными медицинскими группами
  • 3.13.1. Упражнения без предметов
  • 3.13.2. Упражнения с предметами
  • 3.13.3. Упражнения на снарядах
  • 3.13.4. Упражнения специальной направленности
  • 3.13.5. Прикладные упражнения
  • 3.13.6. Спортивные и подвижные игры
  • 3.13.7. Плавание
  • 3.13.8. Лыжный спорт
  • 3.14. Повреждения опорно-двигательного аппарата
  • 3.14.1. Остеохондроз и сколиоз
  • 3.14.2. Комплекс упражнений при остеохондрозе и сколиозе
  • 3.14.3. Плоскостопие
  • 3.14.4. Комплекс специальных упражнений при плоскостопии
  • 3.15. Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • 3.15.1. Гипертоническая болезнь
  • 3.15.2. Комплекс упражнений при гипертонии
  • 3.15.3. Облитерирующие заболевания артерий
  • 3.15.4. Комплекс физических упражнений при облитерирующих заболеваниях артерий
  • 3.16. Заболевания желудочно-кишечного тракта
  • 3.16.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
  • 3.17. Заболевания органов дыхания
  • 3.17.1. Комплекс физических упражнений при заболеваниях органов дыхания
  • 3.18. Миопия
  • 3.18.1. Комплекс упражнений при миопии
  • 3.19. Врачебный контроль при занятиях физическими упражнениями
  • 3.19.1. Цели, задачи и формы организации врачебного контроля
  • 3.19.2. Оценка физического развития
  • 3.20. Контроль и самоконтроль в процессе проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом
  • 3.20.1. Субъективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.2. Объективные показатели контроля и самоконтроля
  • 3.20.3. Показатели физического развития
  • 3.20.4. Показатели развития физических качеств
  • 3.20.5. Профилактика травматизма на занятиях по физическому воспитанию
  • Ч а с т ьii
  • 1. Легкая атлетика
  • 1.1. Краткая историческая справка
  • 1.2. Характеристика легкоатлетических упражнений
  • 1.3. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике
  • 1.4. Программа физического совершенствования студентов по легкой атлетике
  • 2. Лыжный спорт
  • 2.1. Краткая историческая справка
  • 2.2. Виды лыжного спорта
  • 2.3. Выбор и подготовка лыжного инвентаря, одежды и обуви лыжника-гонщика
  • 2.4. Техника способов передвижения на лыжах
  • 2.5. Организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий, методика обучения способам передвижения на лыжах
  • 2.6. Подготовка лыжных трасс
  • 3. Гимнастика
  • 3.1. Краткий исторический обзор
  • 3.2. Создание национальных систем гимнастики
  • 3.3.1. Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности
  • 3.3.2. Спортивные виды гимнастики
  • 3.3.3. Прикладные виды гимнастики
  • 3.4. Гимнастика как раздел учебного предмета
  • 3.5. Основные сведения о гимнастической терминологии
  • 3.6. Страховка и помощь в гимнастике
  • 4. Спортивное ориентирование
  • 4.1. Краткая историческая справка
  • 4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании
  • 4.3. Содержание и методика физической подготовки спортсменов-ориентировщиков
  • Список литературы
  • Приложения Приложение 1 Отечественные легкоатлеты - победители олимпийских игр
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Содержание
  • В.В. Чешихина, в.Н. Кулаков, с.И. Филимонова
  • 1.2. Физическое воспитание

    Для уточнения представлений о соотношении физической культуры и физического воспитания следует отметить, что при всем органическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенном отношении той ценности, какую представляют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям культуры, поскольку в нем реализуются достигнутые или достигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро переходящие явления практики физического воспитания по существу “не вяжутся” с понятием культуры). Социальная практика физического воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто воспринимают прежние достижения, но и приумножают их.

    Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении. Развитие физической культуры и спорта - одно из важнейших слагаемых сильной социальной политики, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей.

    Из сказанного о физической культуре понятно, что она имеет существенное значение для личности и общества в целом. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные системы знания, средства, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. В данном качестве физическое воспитание относится к физической культуре общества.

    Понятие “физическое воспитание” – о чем говорит уже сам термин – входит в общее понятие “воспитание” в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими признаками и т. д.) либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс использования физических упражнений, направленный на формирование двигательных навыков и воспитание так называемых физических качеств (способностей) человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическое развитие, физическую подготовленность, а следовательно, его работоспособность.

    Физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении физическое воспитание представляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной, учебной и т. д.). В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.

    В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей).

    Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, то есть системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Понятие “физическое образование” впервые раскрыто на научной основе в трудах П.Ф. Лесгафта (1837-1909) видного отечественного ученого, педагога, общественного деятеля, создателя учения о физическом образовании. Суть физического образования, по мысли П.Ф. Лесгафта, состоит в том, чтобы научиться “...изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...” (Цит. по: Собр. пед. соч. – М.: ФиС, 1951. – Т.1. – С. 295). Первая сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая, не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим (двигательным) качествам человека (силе, быстроте, выносливости, ловкости): стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных тренировочных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств. К основным физическим качествам человека относят силу, быстроту и выносливость, проявляемые в двигательной деятельности, а также ловкость (или двигательно-координационные способности) и непосредственно обеспечивающие их морфо-функциональные свойства организма. Эти качества определяют различные физические или двигательные способности человека (силовые, скоростные, координационные и т.д.) и реализуются в них.

    В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием.

    Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность их приводит не только к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким путем физические качества, достигают при известных условиях существенного изменения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Развитию физических качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный характер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Такое управление, строго говоря, не может рассматриваться как полное, поскольку развитие человека, и в частности развитие его физических качеств, зависит от многих внешних факторов и условий, лишь частично охватываемых физическим воспитанием.

    Физическое воспитание характеризуется двумя направле-ниями: обучением двигательным действиям и развитием фи-зических качеств , благодаря чему происходит формирование у человека системы знаний и двигательных на-выков, необходимых для максимального использования в про-цессе жизнедеятельности.

    Современное физическое воспитание молодёжи, имеющее валеологическую и профессиональную направленность, — это социально значимый педагогический процесс, нацелен-ный на создание у будущих специалистов устойчивой мо-тивации и потребности к ЗОЖ, физическому совершенство-ванию, приобретению знаний, личному творческому ис-пользованию средств и методов повышения уровня профессиональной психофизиологической подготовленности к со-временным видам труда, предъявляющим повышенные требования к здоровью специалиста, к его нервно-эмоциональной сфере.

    Профессиональная направленность физического воспитания

    Современная профессиональная деятельность требует от спе-циалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психо-физической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и ду-ховных возможностях человека:

    • высокую профессиональную ра-ботоспособность;
    • наличие резервных физических и функциональ-ных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объёму и интенсивности труда;
    • способность к полному восстановлению в заданный отрезок времени;
    • стремле-ние к достижению цели.

    Поэтому преподавание физической куль-туры в учебных заведениях должно быть направлено прежде всего на фор-мирование физических, физиологических и психических ка-честв, способствующих достижению и поддержанию достаточ-ной готовности к успешной профессиональной деятельности.

    Валеологическая направленность физического воспитания

    Целью физического воспитания явля-ется формирование ЗОЖ и основ физической культуры лич-ности человека. Весь процесс физического воспитания направлен на повы-шение уровня здоровья молодёжи, от которого зависят её интеллектуальный и физический потенциал; работоспособ-ность; формирование жизненных, социальных и профес-сиональных мотиваций.

    Цель системы физического воспитания заключается в фи-зическом совершенствовании и содействии гармоничному раз-витию людей, способных успешно осваивать и выполнять со-циально значимые виды деятельности, активно участвовать в прогрессивных преобразованиях в обществе .

    Перед курсом физического воспитания с оздоровительной, социальной и профессиональной направленностью стоят вос-питательные, образовательные, развивающие и оздоровитель-ные задачи:

    • сохранение и укрепление здоровья молодёжи;
    • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
    • ознакомление с научно-практическими основами ЗОЖ и ролью физической культуры в становлении личности про-фессионала;
    • формирование мотивационно-ценностного отношения к фи-зической культуре, физическое самосовершенствование и самовоспитание потребности в регулярных занятиях физи-ческими упражнениями и спортом;
    • овладение системой профессионально и жизненно значи-мых практических умений и навыков, обеспечивающих со-хранение и укрепление здоровья, психическое благополу-чие; развитие и совершенствование психофизических спо-собностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре;
    • обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую готовность к будущей профессии;
    • приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизнен-ных и профессиональных целей.

    Цель конкрети-зируется в группах задач: оздоровительных , образовательных , воспитательных .

    Разделение задач на оздоровительные, образовательные и воспитательные довольно условно, так как в целостном процессе физического воспитания они решаются во взаимосвязи с учётом целевых установок.

    Оздоровительные задачи

    В группе оздоровительных задач выделяют три основ-ные:

    • повышение морфофункциональных (имеющих отноше-ние одновременно к структуре и функции системы) показате-лей организма человека;
    • обеспечение адекватного возрасту развития физических качеств;
    • повышение устойчивости ор-ганизма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    Образовательные задачи

    В группу образовательных задач входят следующие:

    • формирование специальных знаний в области валеологии, ЗОЖ и двигательной активности;
    • формирование двигатель-ных умений и навыков для успешного их использования в про-цессе жизнедеятельности;
    • формирование гигиенических зна-ний и навыков при организованных и самостоятельных заня-тиях физическими упражнениями.

    Воспитательные задачи

    Группа воспитательных задач включает:

    • формирова-ние социальных, нравственных, интеллектуальных, волевых качеств, познавательной активности;
    • воспитание этических и эстетических представлений на основе двигательной деятель-ности.

    Воспитательный эффект зависит от личности преподавате-ля физического воспитания, тренера, его профессионализма и морально-этических качеств, так как сами по себе физиче-ские упражнения общего и спортивного характера желаемого воспитательного эффекта не дадут. Движения, музыка, добрые отношения сотворчества в процессе физического воспитания — наиболее доступные и простые факторы воспитания личности и приобщения её к красоте.

    Средства физического воспитания включают физические упражнения , гигиенические факторы и оздоровительные силы природы . Все категории средств применяются во взаимосвязи, ком-плексно.

    Физические упражнения

    Физические упражнения являются основными средства-ми, так как без них направленное воздействие на физический потенциал человека невозможно. Таким образом, физические упражнения — это двигательные действия, которые используют для целенаправленного воздействия на человека. Для физического воспитания характерен комплексный подход в выборе и применении многообразных видов физических упражнений.

    Гигиенические факторы

    Гигиенические факторы — это совокупность факторов, влияющих на работоспособность и здоровье человека. К ним относятся: режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена, должное гигиеническое состояние мест за-нятий физическими упражнениями и проведения соревнова-ний. Материал с сайта

    Оздоровительные силы природы

    Под оздоровительными силами природы понимают условия, сопутствующие занятиям физическими упражнени-ями (открытый воздух, солнечное облучение, горный или мор-ской климат и др.), а также специальные процедуры (сеансы закаливания; воздушные, солнечные, водные ванны), которые являются относительно самостоятельными средствами оздо-ровления (при определённой их дозировке).