Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».

В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.

В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.

Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения - правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.

Мораль - явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.

Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.

Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

1 . Во прос о происхождении воспитания

Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то, что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX - начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

2 . Ос обенности воспитания в первобытном обществе

Вопрос о происхождении воспитания. Вопрос о возникновении воспитания имеет большое принципиальное значение. По-разному к нему подходят буржуазные ученые и ученые, стоящие на марксистско-ленинских методологических позициях. Несмотря на то что среди буржуазных социологов существуют различные мнения по этому вопросу, всем им свойственно игнорирование тесной связи, которая существовала между экономической жизнью и трудовой деятельностью первобытных людей и воспитанием детей на самой ранней ступени общественного развития. Ряд концепций буржуазных ученых о происхождении воспитания создан под влиянием вульгарно-эволюционных представлений о развитии человека, что ведет к игнорированию социальной сущности воспитания, к биологизации воспитательного процесса.

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники таких концепций (например, Ш. Летурно, А. Эспинас) отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к неверному выводу о том, что единственная основа воспитания - инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Среди буржуазных ученых распространено также мнение, сформировавшееся в конце XIX-начале XX века, о том, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим (эту теорию развивал, например, американский автор П. Монро). Таким образом, биологической интерпретации причин возникновения воспитания противопоставлялась психологическая. Эта теория, как и всякая попытка объяснить возникновение социального явления исключительно факторами психологического порядка, носит явно идеалистический характер, хотя, конечно, элементы подражания и имеют место в процессе воспитания, общения детей со сверстниками и взрослыми.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.

Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Ф. Энгельс в своей классической работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» писал: «труд создал самого человека». Биологические предпосылки становления человека могли послужить основой для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду. Человеческое общество возникло с того времени, как началось изготовление человеком орудий труда.

Трудовая деятельность первобытных людей, направленная на удовлетворение их естественных потребностей выживания и размножения, преобразовала животного в человека, создала человеческое общество, в котором формирование человека стало определяться социальными закономерностями. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям.

Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.

3 . Во спитание в первобытном обществе

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно-биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода.

4 . Воспитание в период разложения первобытного общества

первобытный воспитание школьник общественный

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40-35 тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания.

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественно-биологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина - мать и хранительница семейного очага, мужчина - добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т.д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т.е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Воспитание в период разложения первобытного общества.

С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Семейное воспитание стало массовой формой воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи», стали возникать школы.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы, вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения - школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных людей были освобождены от физического труда, учились в особом помещении и изучали такие науки, которые не были известны детям простых людей (например, пиктографическое письмо, наблюдения за звездами, расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.

Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных.

Список литературы

1. Корнетов Г. Б. Воспитание в первобытном обществе. M., 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные проблемы воспитания в начальной школе. Психологические особенности младшего школьного возраста. Исследование средств воспитания художественной культуры младшего школьника в учреждениях социально-культурной сферы. Организация процесса воспитания.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Рассмотрение нравственного воспитания младшего школьника как психолого-педагогической проблемы. Определение эффективных условий формирования нравственных качеств детей и проверка их на практике. Разработка рекомендаций по развитию системы воспитания.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов, их психолого-педагогические особенности. Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта в личности младшего школьника. Особенности культурологического подхода.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2012

    Проведение исследовательской работы по изучению организации правового воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе. Развитие правосознания личности школьника. Формирование у учащихся правовой культуры путем воспитания общественного поведения.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Воспитание как социальное явление, усвоение культуры, общественных ценностей и норм. Закономерности, критерии и принципы воспитания. Роль педагога в формировании личности. Содержание и система методов воспитания и самовоспитания в педагогическом процессе.

    презентация , добавлен 02.11.2016

    Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Взаимосвязь нравственного и физического воспитания. Динамика мотивов при усвоении нравственных норм. Осуществление нравственного воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Педагогические основы нравственного воспитания. Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации. Формирование культуры поведения детей средней группы дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2008

    Организация и проведение опытно-экспериментального исследования по выявлению путей влияния на успешную социализацию младшего школьника посредством воздействия семейного воспитания. Методические рекомендации для родителей по воспитанию их ребенка.

Воспитание в первобытном обществе. Педагогика древних славян

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 – 35 тысяч лет назад. К этому периоду на Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания.

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественно-биологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина – мать и хранительница семейного очага, мужчина – добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

ПЕДАГОГИКА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Народы, заселявшие территорию будущей России, в первые века нашей эры жили родоплеменной формацией, тогда вряд ли кто задумывался над наилучшими методами воспитания детей. Люди все силы направляли на то, чтобы сохранить и продолжить свой род в жестокой схватке с природной стихией, дикими зверями и вражескими племенами. Дети – будущие кормильцы и защитники – не только должны были овладеть необходимыми навыками и знаниями, но стать продолжателями тех обычаев и традиций, которые способствовали развитию жизни. Вера в различных богов, защитников рода и человека, гостеприимство и радушие, умение защитить своих близких и отомстить за их гибель, храбрость, бесстрашие, воинская удаль – эти и многие другие качества впитывало молодое поколение в реальности ежедневного существования, участвуя в хозяйственных делах рода, военных походах, проявляя заботу о своих сородичах.

Маленького россича приучали никогда не брать того, что тебе не принадлежит; даже если вещь забыта или потеряна кем-то, ее нельзя присвоить. Нельзя завидовать силе и ловкости других людей, надо самому стремиться быть сильным, ловким и умелым. Знание жизни передавалось молодежи в словах народных песен и сказаний, в пословицах, поговорках, шутках, прибаутках, пестушках и потешках. Так формировалась и «отчеканивалась» народная педагогика. Первым педагогом ребенка была мать, она рассказывала, показывала, объясняла, создавала, как теперь говорят, обучающие ситуации и вводила малыша в реалии жизни.

Стараясь украсить свой скромный быт, люди вырезали из дерева фигурки человека, птиц и зверей. Ребенок не только видел их, но и сам пытался сделать подобное. Дети активно участвовали в хозяйственной жизни рода. Они помогали в ведении домашнего хозяйства, собирали для пропитания грибы и ягоды, обучались стрельбе из лука и, став старше, могли охотиться на мелкого зверя и птицу. С ранних лет девочек учили прясть нитку из шерстяных, льняных и конопляных шматков, и к семи годам они становились настоящими пряхами.

Мальчиков с двенадцати лет направляли в военную слободу, где жили воины, готовые в любую минуту к защите племени от вражеских набегов. Подростков обучали искусству боя. Они тренировались тупыми мечами, чтобы по неумению не поранить друг друга. Овладение воинскими навыками проходило с огромной трудностью: мечи были еще слишком тяжелы для них, а тела мальчиков от таких упражнений покрывались синяками и пятнами. Им предстояло научиться не только владеть оружием, но и не бояться чужого клинка, стрелять из лука, метать копья, ловить арканами животных. В них воспитывали выносливость и терпеливость, заставляя в любую погоду, в слякоть и снег, бегать с заплечными мешками, набитыми песком. Чтобы развить силу ног, к ногам привязывали камни.

Таким образом, можно отметить, что воспитание и образование детей древних славян происходило в процессе их труда и деятельности рядом с родителями и соплеменниками. Существовало четкое разделение в воспитании мальчиков, будущих воинов и защитников рода, и девочек, будущих матерей и хранительниц домашнего очага. Складывалась народная педагогика, принципы которой передавались от поколения к поколению и позже легли в основу различных педагогических теорий..

«Слава предков – свет потомкам».
«Знание прошлого – культура,
незнание - дикость».
А.С.Пушкин.

План:

1. Краткая характеристика первобытного
общества.
2. Источники изучения первобытного
воспитания.
3. Возникновение первобытного воспитания.
4. Воспитание в дородовом обществе.
5. Воспитание в родовой общине.
6. Воспитание в период разложения
первобытного общества.
7. Основные выводы.

1. Краткая характеристика первобытного общества.

Если всю историю человечества, а это свыше
двух миллионов лет, условно приравнивать к
24 часам или одному метру, то на долю
первобытного общества из них придется
соответственно 23 часа 46 минут или 99
сантиметров. Это был самый
продолжительный и невероятно трудный
период истории человечества, тяжелейшее
время его выживания и утверждения на
Земле.

Условно этот период можно разделить на три стадии:

1. Дородовое общество.
2. Родовая община.
3. Период разложения первобытного
общества.

2. Источники изучения первобытного воспитания.

1. Памятники материальной и духовной культуры;
2. Труды ученых и путешественников 18 начала 19 веков,
которые исследовали быт аборигенов Австралии.
Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной
Америки, находившихся в то время на стадии детства
человеческой цивилизации;
3. Современные этнографические данные о сообществах, не
затронутых современной цивилизацией.
4. Археологические находки – орудия и предметы быта,
детские игрушки, наскальные изображения;
5. Фольклор – сказки, народные игры, древние обряды;
6. Метафорический уровень языка – эпос, поговорки,
пословицы, в которых сконцентрирована мудрость
народного воспитания.

Явь, Навь и Правь

ЭТИ ТРИ силы олицетворяют Время в славянской космогонии,
управляя мирозданием.
Явь - мир земной, настоящий, сущий, явленный сейчас, теперь,
осязаемый, плотский, вещественный.
Навь -мир подземный, где обитают тени прошлого: предки,
бестелесные духи. В древности прошедшее время было особо
почитаемо: люди верили, что жизнь вершится по кругу и
предкивозвращаются в третьем поколении. Именнопоэтому с
помощью обрядов и ритуалов сноваи снова как бы
воспроизводили прошедшее.
И, наконец, Правь - всеобщий закон, установленный Дажьбогом,
воплощение правды и мудрости. Всякое земное существо,
пребывающее в Яви, выполняет волю Прави, само становясь ее
частицей. Смысл пребывания каждого человека на земле будучи исторгнутым из небытия по воле божественной Прави,
возвратится в нее, стараясь при жизни подняться вверх
по лестнице совершенства и праведности.

3. Возникновение первобытного воспитания

Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху
выделения человека из животного мира,
сопровождавшегося переходом к сознательной
передаче опыта собирательства и охоты.
Воспитание как социальное явление связано с
выделением человека из мира животных, с
систематическим занятием трудом и передачей
опыта от поколения к поколению. В этом смысле
воспитание существует столько же времени, сколько
существует и само человеческое общество. Однако
практика воспитания в разные периоды столь
продолжительного первобытного общества не была
одинаковой, она менялась.

Факторы становления воспитания как вида деятельности:

эволюция материальных связей между
людьми первобытной эпохи;
необходимость поддерживать и развивать
такие связи путем передачи опыта от
поколения к поколению, от человека к
человеку;
возникновение потребности людей в общении
как следствие эволюции форм примитивного
труда, когда усложнение производственного
опыта потребовало определенной
организации его усвоения.

Стихийно возникшие цели воспитания:

подготовка к простейшему виду существования вначале воспитание
было ориентировано на повседневную борьбу за
выживание;
осознание мира как анимистического феномена окружающий мир воспринимался первобытным
человеком как нечто живое, наделенное сознанием.
В первобытном обществе практически единственными
показателями при дифференциации обучения
являлись пол и возраст детей. Поскольку
первобытное воспитание проистекало из общинного
образа жизни, то
готовило к повседневной жизни всех одинаково - его
основу составляло
групповое, коллективное начало.

Социальная сущность воспитания
– преднамеренная и
целенаправленная передача
общественно-исторического
опыта подрастающему
поколению, в овладении им
практическими трудовыми
умениями, а также нравственными
нормами и опытом поведения.

Концепции происхождения воспитания:

1. Эволюционно-биологическая - сущность ее
в том, что происхождение воспитания
связано с деятельностью по интенсивной
заботе о потомстве, присущей высшим
животным (Ш.Летурно, Дж.Симпсон,
А.Эспинас).
2. Психологическая – происхождение
воспитания связано с проявлением у детей
бессознательных инстинктов подражания
взрослым (П.Монро).

Пол Монро американский педагог, историк педагогик.
Свыше 40 лет преподавал в Колумбийском
университете, первый директор Международного
педагогического института. Изучал школьное дело
в странах Латинской Америки и Азии, автор многих
проектов по реорганизации учебных заведений. В
истории педагогики предложил концепцию,
согласно которой в каждом историческом периоде
развития общества выделяется центральная
идея, лежащая в основе воспитания:
- первобытное общество – непрогрессирующее
приспособление;
- в Древней Греции - прогрессивное
приспособление;
- в Средневековье – дисциплина и так далее.

Монро противопоставил два метода обучение как повторение (активная роль
принадлежит учителю) и обучение как
творчество (главенствующую роль играет
активность учащегося). Он считал, что
обучение как повторение лежит в основе
восточной культуры, особенно китайской, и в
значительной степени характерно для
системы европейского образования.
Обучение как творчество связывал с
американским образованием.

Пол Монро писал:

«Мир первобытного человека
сосредоточен в настоящем. У него нет,
почти нет сознания прошлого и
будущего. Его воспитание есть лишь
непрогрессирующее приспособление к
среде». В первобытном обществе
ребенок обучался в процессе
повседневной жизни. Он не готовился к
жизни, как это стало значительно позже,
а прямо включался в нее.

4. Воспитание в дородовом обществе

Дородовое общество делилось на три возрастные группы:
- Дети и подростки;
- Полноценные и полноправные участники жизни и труда;
- Пожилые люди и старики.
На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом
обществе - люди присваивали готовые продукты природы и
занимались охотой. Процесс добывания средств существования был
по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных
зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в
условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было
общим, между членами коллектива отсутствовали социальные
различия.
Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с
кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем
базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего
существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а
также возрастное деление общественного коллектива.

Родившийся человек сначала попадал в общую группу
подрастающих и стареющих, где он возрастал в
общении со сверстниками и стариками, умудренными
опытом. Интересно, что латинское слово еducarе
означает буквально «вытягивать», в более широком
переносном значении «выращивать», соответственно
русское «воспитание» имеет своим корнем «питать»,
его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в
древнерусской письменности слова «воспитание» и
«вскармливание» - синонимы.
Войдя в соответствующий биологический возраст и получив
некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил
жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую
возрастную группу. С течением времени этот переход стал
сопровождаться так называемыми инициациями,
«посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых
проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить
лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной
группы и отношения с членами другой группы
регулировались неписаными, нестрого
выполняемыми обычаями и традициями,
которые закрепляли складывающиеся
социальные нормы.
В дородовом обществе одной из движущих сил
развития человека остаются еще и
биологические механизмы естественного
отбора и приспособления к среде. Но по мере
развития общества складывающиеся в нем
социальные закономерности начинают играть
все большую роль, постепенно занимая
главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в
процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к
жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в
доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их
руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в
этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали
всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и
повседневном общении со взрослыми дети и подростки
усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения,
знакомились с обычаями, учились выполнять обряды,
сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои
обязанности, полностью подчинять себя интересам рода,
требованиям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и
рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под
руководством женщин собирали и выращивали урожай,
готовили пищу, делали посуду и одежду.

5. Воспитание в родовой общине

На стадии патриархальной родовой общины появились
скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием
производительных сил и расширением трудового опыта людей
усложнялось и воспитание, которое приобрело более
многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к
уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла
необходимость в более организованном воспитании, родовая
община поручала воспитание подрастающего поколения
наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей
трудовыми умениями и навыками они знакомили их с
правилами зародившегося религиозного культа, преданиями,
обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все
народное устное творчество играло огромную роль в
воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община
стала «самоуправляющейся, вооруженной
организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки
военного воспитания: мальчики учились стрелять из
лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В
возрастных группах появилась четкая внутренняя
организация, выделились вожаки, усложнилась
программа «посвящений», к которым готовили
молодежь специально выделенные старейшины
рода. Стало уделяться больше внимания усвоению
начатков знаний, а с появлением письменности и
письму.
Осуществление воспитания особыми людьми,
выделенными родовой общиной, расширение и
усложнение его содержания и программы испытаний,
которыми оно завершалось, - все это
свидетельствовало о том, что в условиях родового
строя воспитание начало выделяться как особая
форма общественной деятельности. Воспитание
носит общественный характер.

6. Воспитание в период разложения первобытного общества

С появлением частной собственности, рабства
и моногамной семьи наступило разложение
первобытного общества. Возник
индивидуальный брак. Семья стала одним из
важнейших общественных явлений, основной
экономической ячейкой общества, к ней
перешли от родовой общины функции
воспитания детей. Семейное воспитание
стало массовой формой воспитания.

Основные черты семейного воспитания

Дети воспитывались на примере родителей. Они
воспринимали опыт, информацию
предшественников со слов родителей и путем
подражания.
2. Воспитание представителей различных социальных
слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов
общины) приобретало заметные различия.
3. Для детей элиты увеличивался срок детства и
соответственно усиливалось воспитательное
воздействие.
4. Действиям, связанным с воспитанием, придавали
магический смысл.
1.

Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,
вожди, старейшины) стремились отделить умственное
образование от обучения занятиям, требующим
физического труда. Зачатки знаний (обмер полей,
предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т.
д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках,
сделали их своей привилегией. Для обучения этим
знаниям создавались специальные учреждения - школы,
которые использовались для укрепления власти вождей,
жрецов, старейшин. Так, в Древней Мексике дети знатных
людей были освобождены от физического труда, учились
в особом помещении и изучали такие науки, которые не
были известны детям простых людей (например,
пиктографическое письмо, наблюдения за звездами,
расчеты площадей). Это возвышало их над остальными.
Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их
семьях дети рано приучались к труду, родители
передавали им свой опыт. Организованное воспитание
детей, проводимое в школах, становилось все более
уделом избранных.

Появление организованных форм воспитания

На исходе первобытнообщинного периода
появились Дома молодежи для детей и
подростков, как следствие коллективной
традиции воспитания.
Главная цель: подготовка подрастающего
поколения к процедуре инициации.
Основная форма воспитания: совместные
игры и занятия.
Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили
ИНИЦИАЦИЮ.

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магич

Инициация – процедура посвящения во взрослые: религиозный
обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями,
ритуальными танцами, магическими заклинаниями.
Программа подготовки к инициации: для
мальчиков была более длительной и
сложной (проверялась трудовая,
нравственная и физическая подготовка)
и включала усвоение знаний и
практических умений, необходимых
охотнику, земледельцу, воину и т. д.,
для девочек - обучение ведению
домашнего хозяйства.

Со временем характер деятельности, состав
воспитанников и наставников в домах
молодежи менялись:
- при матриархате женщины воспитывали
мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в
более старшем возрасте детей разделяли;
- при патриархально-родовом строе
воспитание мальчиков полностью переходит к
старейшинам и жрецам. Дома молодежи для
девочек и мальчиков становятся
раздельными;
- по мере роста имущественного расслоения
появляются отдельные дома молодежи - для
состоятельных и для рядовых членов
общины.

7. Основные выводы

1. Воспитание возникло в процессе трудовой
жизни первобытной общины.
2. Передача опыта от старшего поколения к
младшему так же, как и освоение этого
опыта осуществлялось в основном в
процессе самой жизни, игры,труда.
3. Заметно проявляются элементы свободного
воспитания, ненасильственной педагогики.
4. Физические наказания отсутствуют у
большинства

5.Воспитательная система этого исторического
периода не исчезла бесследно:
- Предложила два варианта формирования
новых поколений (через своеобразную
систему инициаций и посредством более
свободной организации воспитания,
исключающей насилие взрослых над детьми;
- Первобытнообщинное воспитание
убедительно продемонстрировало важную
роль педагога, обладающего качествами
мудрейшего и опытнейшего члена общины.

Происхождение воспитания, его становление

Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и продуктивно, по крайней мере, в двух отношениях: во-первых, оно помогает представить себе и понять сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий; во-вторых, осмысление этой проблемы позволяет более широко взглянуть на ставший столь привычным арсенал педагогических средств.

Социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно. Вос-питание является, таким образом, органичной частью общего социального развития и неотделимо от всей истории человеческого общества.

Важнейшим источником изучения происхождения человека, самых ранних этапов его истории служат материалы археологических раскопок. Восстановление историко-культурных процессов, происходивших на ранних этапах истории человечества, основывается прежде всего на использовании данных этнографии, которая собирает и описывает предметы и явления материальной и духовной культуры разных народов. Особое значение в данном случае имеют труды ученых и путешественников XVIII-XIX - начала XX в., описавших жизнь и быт аборигенных народов Австралии, островов Полинезии, Дальнего Востока, внутренних районов Сибири, индейских племен Южной и Северной Америки и др., которые находились на первобытной стадии развития.. Как ни парадоксально, но и в условиях современной постиндустриальной эпохи сохраняются оазисы, не тронутые цивилизацией. Этнографические параллели позволяют по принципу аналогии реконструировать некоторые важные историко-культурные явления первобытной эпохи.

В глубинах народной памяти зафиксированы вековые обычаи и традиции, в том числе и педагогические, в форме различных образцов устного народного творчества: песен, сказок, легенд, былин, поговорок и т. д. Эти формы памяти народа восходят к древним пластам культуры, в которой сконцентрирована и извечная мудрость народного воспитания. Педагогическая мысль и воспитательные традиции каждого народа отражают многообразную историю его духовно-нравственной жизни, являются важным подспорьем в деле восстановления общей картины воспитания в древнейшие периоды истории человечества.



При рассмотрении вопроса о происхождении воспитания в советской историко-педагогической литературе длительное время была традиционна критика таких концепций происхождения воспитания, как эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас), сближающая воспитательную деятельность людей первобытного общества с наблюдаемой у высших животных инстинктивной заботой о своем потомстве, или психологическая (П. Монро), объясняющая происхождение воспитания присущим детям инстинктивно-бессознательным стремлением подражать взрослым.

Ни в коей мере не отрицая наличие определенной преемственности между формами организации рассудочной деятельности некоторых высших животных и человека, едва ли можно согласиться с теми из исследователей, которые полагают, будто различие между животным и человеком может быть сведено к количественным характеристикам. Они рассуждают примерно так: если человек делает и использует орудия труда, то у некоторых животных также наблюдаются зачатки навыков изготовления их; люди строят жилище, плотины - и бобры создают подобные сооружения и т. п. В таких рассуждениях теряются качественные отличия человека от животного мира, не принимается во внимание, что количественные изменения в данном случае перешли в качественные, обусловившие перерыв постепенности, скачок от животного к человеку и принципиальное различие проявлений их деятельности.

Воспитание в первобытном обществе.

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественнобиологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т. е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.

Осуществление воспитания особыми людьми, выделенными родовой общиной, расширение и усложнение его содержания и программы испытаний, которыми оно завершалось, - все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

На первой ступени развития первобытного общества - в дородовом обществе - люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия.

Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными. Разделение труда и социальных функций в нем базировалось на естественно-биологических основах, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами, а также возрастное деление общественного коллектива.

Дородовое общество делилось на три возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда; пожилые люди и старики, не имеющие уже физических сил для полноценного участия в общей жизни (на дальнейших ступенях развития первобытнообщинного строя число возрастных групп увеличивается).

Родившийся человек сначала попадал в общую группу подрастающих и стареющих, где он возрастал в общении со сверстниками и стариками, умудренными опытом. Интересно, что латинское слово еducarе означает буквально «вытягивать», в более широком переносном значении «выращивать», соответственно русское «воспитание» имеет своим корнем «питать», его синоним «кормить», откуда «вскармливание»; в древнерусской письменности слова «воспитание» и «вскармливание» - синонимы.

Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. С течением времени этот переход стал сопровождаться так называемыми инициациями, «посвящениями», т.е. испытаниями, во время которых проверялась подготовка молодежи к жизни: умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость.

Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы.

В дородовом обществе одной из движущих сил развития человека остаются еще и биологические механизмы естественного отбора и приспособления к среде. Но по мере развития общества складывающиеся в нем социальные закономерности начинают играть все большую роль, постепенно занимая главенствующее место.

В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Он не столько готовился к жизни, как это стало позже, сколько прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к коллективному труду и быту. Все в этом обществе было коллективным. Дети тоже принадлежали всему роду, сначала материнскому, затем отцовскому. В труде и повседневном общении со взрослыми дети и подростки усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчинять себя интересам рода, требованиям старших.

Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.

На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей-дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».

На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера.

В результате дальнейшего развития родовая община стала «самоуправляющейся, вооруженной организацией» (Ф. Энгельс). Появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т.д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода.