Отношения между родными сестрами. Братья и сестры - история взаимоотношений

Гармоничное воспитание в семье невозможно без учета отношений между братьями и сестрами. Какими они бывают? Разными!

Порой в них больше любви, понимания и поддержки; но нередко - конкуренции и жестокости.

Одна из самых волнующих проблем для родителей, когда они решают завести второго или третьего ребенка: как будут относиться дети друг к другу маленькими, и тогда, когда они вырастут? Будут ли поддерживать друг друга в сложных жизненных ситуациях?

Вот сегодня возник конфликт, и как помочь им выйти из него, так чтобы обида не осталась на всю жизнь?

Может возникнуть вопрос: почему так важны хорошие отношения между братьями и сестрами? Как они могут помочь в формировании детского характера?

Дело в том, что семья - это своеобразная модель мира для ребенка. Общаясь с братьями и сестрами, маленькие члены семьи учатся общаться с людьми вообще.

Известно, что дети, у которых не сложились отношения с близкими, испытывают трудности с друзьями и учителями в школе.

А когда они становятся взрослыми, у них нередки проблемы с супругом, с коллегами по работе и с начальством.

Отношения между братьями и сестрами могут быть поддерживающими и доверительными. Дети, растущие в одной семье, часто знают самые сокровенные тайны друг друга, защищают друг друга в школе и в семье.

Чтобы подчеркнуть особую доверительную связь с кем-то, говорят: "Она мне как сестра", а слово "братство" подразумевает единение близких по духу, живущих одной целью людей.

С другой стороны, отношения между братьями и сестрами могут быть напрямую связаны с соперничеством, конкуренцией и ревностью.

Дети соперничают за родительское внимание, за успех среди окружающих, что нередко приводит к тяжелым и затяжным конфликтам.

Как избежать таких проблем? Ответ однозначный: начинать воспитывать в детях любовь и уважение друг к другу с момента появления на свет нового члена семьи.

Семейные психологи не зря подчеркивают, насколько важно, как старший ребенок прореагирует на появление младшего.

В беседах с ребенком не назойливо, но постоянно подчеркивайте, насколько он значим для родителей; а с появлением брата или сестры их любовь к нему не станет меньше!

После рождения малыша мамам и папам важно выделять время для игр и совместных занятий со старшим ребенком; по мере возможностей привлекать его к уходу за маленьким братом или сестрой.

В то же время уход за малышом не должен становиться скучной обязанностью старшего ребенка.

Зачастую родители замечают, что характер старшего ребенка с появлением младшего испортился или резко ухудшился: он начинает драться, дразниться.

Если разница в возрасте между детьми небольшая, то изменения в поведении порою носят катастрофический характер: старший теряет приобретенные навыки, перестает самостоятельно есть, ходить в туалет, начинает хуже говорить. Если ребенок уже школьник, возникают проблемы с успеваемостью.

Зачастую все эти явления связаны с естественным желанием ребенка привлечь родительское внимание.

Так, в беседах с психологом одна мама рассказывала, что во время кормления младенца ее пятилетний сын залезал на спортивную стенку и с криком и плачем требовал снять его оттуда. Это происходило почти при каждом кормлении малыша.

Выяснилось, что с рождением младшей сестры произошли существенные изменения в жизни старшего ребенка: он стал посещать детский сад, все чаще проводить время у бабушек.

Такие изменения вполне понятны: у мамы уже попросту не хватает ни времени, ни сил общаться с ним по-прежнему. Однако в данном случае не стоило отдавать ребенка в детский сад именно тогда, когда появилась младшая сестра.

Это можно было сделать за некоторое время до ее рождения или же чуть позже. Ведь ребенку тяжело справиться с двумя важными событиями одновременно, тем более что они напрямую связаны с частичной утратой материнского внимания.

Самое неблагоприятное - когда старший ребенок начинает проявлять агрессию, причем не только в отношении сверстников или родителей, но и в отношении малыша, вплоть до того, что требует избавиться от него.

Один четырехлетний мальчик предлагал выкинуть новорожденную сестру, а другой вообще перешел к действиям: перевернул коляску с маленьким братом.

В таких случаях родителям совершенно необходимо обратиться к психологу - он поможет справиться с агрессивным поведением.

Сама обстановка в семье также очень сильно сказывается на том, как дети ведут себя друг с другом.

Если мама и папа часто ссорятся, делая свидетелями этих ссор детей, то у тех возникает сильнейший стресс, который потом и порождает агрессивное поведение.

Даже малыши начинают кричать, плакать, швыряться игрушками и бить окружающих, когда видят, как люди кричат друг на друга или дерутся.

Хуже всего, когда родители ради достижения собственных целей используют детей. Мама объединяется с дочкой против папы и сына, папа и сын "дружат" против жены и дочери.

Тут, конечно, конфликтов между детьми не избежать, хотя причина этих конфликтов не в плохом отношении брата к сестре или сестры к брату, а в том, что их настраивают друг против друга родители.

Правда, бывают и обратные ситуации: когда в семье разлад, старший начинает ограждать младшего от всех неприятностей, становится терпимым, заботливым и нежным.

Родителям важно помнить: какая бы катастрофа ни происходила в их супружеской жизни, дети не должны о ней знать!

Это правило касается и тех случаев, когда один из родителей в депрессии; например, после развода.

Мать и отец заняты своими собственными переживаниями и перестают обращать внимание на детей, становятся холодными, отстраненными в общении.

Все это отрицательно влияет на детей, на их эмоциональное состояние; следствие: они начинают ругаться и ссориться.

Всех этих проблем можно избежать, если даже в самой неблагоприятной ситуации родители находят в себе силы оградить детей от своей депрессии и не менять стиля поведения и воспитания.

Дети растут, и если родителям удалось избежать ревности старшего после того, как родился младший, все равно никто не застрахован от ссор и конфликтов.

Именно старший ребенок, его качества и поведение в большей степени влияют на то, каким образом сложатся отношения между детьми в дальнейшем: будут ли они близкими и теплыми - или конфликтными.

Старшие дети (независимо от пола и возраста) главенствуют в отношениях с братьями и сестрами, чаще становятся инициаторами и руководителями игр, их поведению присуща где-то даже строгость.

Известно, что если в детские ссоры не вмешивается родитель, то верх возьмет старший ребенок и получит то, чего он хочет, - за счет младшего.

С другой стороны, в разумных пределах доминирование не только не вредит, но может и помогать развитию как младшего, так и старшего.

Если старший обучает младшего, играя роль учителя, то в будущем и тому и другому будет проще учиться в школе.

Однако следует помнить, что старший, каким бы развитым он ни был, как бы прекрасно ни учился в школе и как бы хорошо ни относился к своему брату или сестре, никогда не сможет дать ему или ей столько, сколько могут дать родители.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы младшие дети полностью оказывались на попечении старших.

Итак, старшие дети чаще всего лидеры. А младшие? Те обычно более эмоциональны, они в большей степени привязаны к своим братьям и сестрам, чаще скучают в их отсутствии, болезненно переживают расставание. В совместных играх они скорее берут на себя роли ученика и ведомого.

Многие младшие дети зачастую более замкнуты, у них меньше друзей в школе и во дворе по сравнению с первенцами.

Это связано с тем, что для младших детей брат или сестра - друзья "от рождения": им проще общаться с ними, чем со сверстниками.

Именно младшие тяжело переносят уход первенца из семьи во взрослую жизнь.

Часто психологам приходится сталкиваться с такими случаями, когда выясняется, что дети по-разному воспринимают друг друга и отношения между ними.

Одному ребенку может казаться, что отношения близкие, тогда как другой будет считать, что они с сестрой/братом практически не общаются.

Английская исследовательница Джудит Данн, которая занимается изучением отношений между братьями и сестрами, проводила интервью и выяснила, что только четверть из опрошенных пар одинаково любят друг друга.

В своей книге "Почему братья и сестры так отличаются друг от друга" она приводит такие примеры:

Нэнси (12 лет, сестра Карла): Он очень хороший. Думаю, мне было бы одиноко, если бы не было Карла.

Мы много играем вместе, у него всегда много идей, и это так здорово. Он очень добрый. Не знаю, что бы я делала, если бы у меня не было брата.

Карл (9 лет брат Нэнси): Она довольно противная, и мы почти не разговариваем. Я ее совсем не знаю. А когда я делаю что-то не так, она очень грубо меня обрывает.

Часто подобное расхождения в оценках детских отношений связано с продолжительным конфликтом. Дети злятся друг на друга, но в общении с психологом или даже родителями один или оба стараются это скрыть.

За видимо дружелюбным фасадом могут скрываться серьезные обиды. А так как известно, что характер и качество отношений между братьями и сестрами может оставаться неизменным даже во взрослом возрасте, скрытые конфликты лучше всего разрешать как можно быстрее.

С другой стороны, дети действительно могут воспринимать отношения по-разному. И тогда они могут даже не осознавать, что их брат или сестра испытывает к ним негативные чувства. Тут необходимо выяснить, с чем это может быть связано.

Следует сказать, что ссоры и конфликты между детьми не всегда вредны. Конфликты позволяют выразить свои эмоции и чувства. И вовсе не обязательно, чтобы "воюющие" дети не любили друг друга.

Их хорошее отношение друг к другу может быть таким же сильным, как и негативные эмоции, которые они высказывают в пылу ссоры.

Главное тут то, как они "выходят" из конфликта, как учатся его завершать. Так, все может сводиться к шутке или к поиску компромисса - тогда все довольны.

В будущем любой ребенок может не раз попадать в сложные ситуации; в отношениях с братом или сестрой он приобретает знание, как выйти из любого конфликта с достоинством, учится понимать переживания других людей, слушать их аргументы, старается посмотреть на все с позиции другого человека.

Хуже, когда в семье дети видят, что ссоры завершаются взаимными оскорблениями или физическим насилием. Такое поведение закрепляется, и велика вероятность, что именно его ребенок и будет использовать во взрослом возрасте.

Нет пар братьев и сестер, отношения которых были бы идеальными, а ссор вообще не возникало бы.

Но родителям важно обращать внимание на то, что является причиной конфликта, насколько затяжными являются обиды, как быстро мирятся дети, как быстро забывают о том, что произошло.

В некоторых семьях мальчики и девочки могут спорить из-за мелочей по нескольку раз на дню, тогда как в других столь же незначительные поводы приводят к тому, что дети (чаще всего подростки) по нескольку месяцев не разговаривают друг с другом.

Грамотное и своевременное разрешение конфликтов между детьми позволит им сохранять дружеские и теплые отношения, помогать друг другу в любых сложных ситуациях на протяжении всей жизни.

Мне повезло, что у меня есть родная сестра. Она самый важный человек в моей жизни. У нас, в отличие от многих других сестер, сложились крепкие идеальные отношения, как если бы мы родились близнецами. Мысленно мы связаны, как Гита и Зита.

Начало наших взаимоотношений

Дружными мы были с детства, но в нашей жизни были разные периоды. Иногда разница в возрасте (5 лет) становилась заметней и сказывалась на наших отношениях, например, в переходный период, когда ей было 14, мне 9.

Но сестра моя оказалась очень мудрой в подходе к моему воспитанию. Она всегда вела себя со мной, как с равной. Мы были подружками. Хотя, думаю, ей не всегда со мной было интересно. В нашем видеоархиве остались интересные записи нашего детства. Смешно смотреть и вспоминать, что я когда-то была ей почти по пояс. Мы этого не замечали и всегда общались наравне. Не было дискриминации.

Мудрый подход

В переходный период ее жизни мы отдалились. У нее появилась лучшая подруга, заменившая меня. У меня своя компания. Она была правильной девочкой, я - развязанной. Стала покуривать. Она узнавала об этом, устраивала мне истерики, мы конфликтовали, я не слушалась никого.

И она поменяла тактику. Приняла меня такой, какая я есть. Мы опять сблизились и стали лучшими подругами друг для друга. К этому времени мы уже так не отличались внешне, мы выглядели одногодками. Стали вместе гулять, ходить в кафе, ночные клубы. Знакомились и встречались с парнями. Именно она научила меня общаться с мужчинами.

Жизнь - праздник


Мы радовались жизни, и вокруг нас всегда был праздник. Подруги тянулись к нам. Помню, как мы смеялись над любой своей неудачей. Если со мной что-то происходило неприятное, я сразу представляла, как приду домой, расскажу об этом сестре, и мы вместе будем долго хохотать над этим.

Начало перемен

Потом в нашей жизни появились мужчины, и мы стали жить раздельно. Это не помешало нашему общению. Но прожили мы так недолго. Через какое-то время я рассталась со своим парнем, а чуть позже она.

После чего мы с ней стали жить вместе, отдельно от родителей. Было весело. У нас появилась квартира, машина, мы были самостоятельными и независимыми. Иногда я скучаю по этому времени.

Беременность

Позже появились новые постоянные мужчины. Опять же почти в один период. Через какое-то время я неожиданно забеременела, хотя они еще раньше начали планировать ребеночка, но никак не получалось. Сестра немного расстроилась, что я ее опередила в этом вопросе.

Я вышла замуж и переехала к мужу. Они же уехали жить в Москву. Через 1,5 месяца она забеременела тоже. Это было огромной радостью для нас. Жаль, что в эти прекрасные моменты, мы были далеко друг от друга. Она прилетала в Омск пару раз за беременность. Мы вместе ходили с животами, вместе боролись с токсикозом.

Женское царство

Потом появились наши малышки. У обеих девочки. Как только моя девочка подрастет, мы с мужем тоже переедем в Москву, поближе к моей сестре, мы уже давно планировали переезд.

Я не знаю, специально так сложилось все или случайно, но мы с сестрой очень близки мысленно и духовно. Многие события жизни происходили у нас одновременно. Может, конечно, потому что мы всегда были вместе и, возможно, где-то подстраивались друг под друга.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
(А. Барто)

Всем, особенно родителям, хотелось бы, чтобы взаимоотношения между братьями и сестрами, такими близкими кровными родственниками основывались на любви и взаимоуважении (а как же иначе, ведь родные друг другу люди, одна кровь, одна семья!), но далеко не всегда так получается.

Ненависть, злость, обида, зависть частые спутники в отношениях братьев и сестер. Почему так происходит и что делать родителям для того, чтобы их дети не выросли лютыми врагами друг другу?

Родные люди, чужие люди

Начнем, пожалуй, с анализа причин плохих взаимоотношений между братьями и сестрами. Перечислю самые популярные: в семье не без урода, такие дети уродились, что мир их не берет, родители виноваты, не любят всех детей одинаково, загружают старших, балуют младших, что и приводит к зависти, ревности, агрессии между ними, современное общество конфликтное, злое, воспитывающее, что каждый сам за себя, что любые средства хороши ради достижения поставленной цели, можно и родственными отношениями пренебречь, наплевать на брата или сестру — с волками жить по-волчьи выть, как известно.

Поиск виновных в негативных взаимоотношениях братьев и сестер (они сами, семья, общество?) нам ничего полезного не даст, нужно смотреть глубже, искать причину, а не разводить напрасный шум вокруг последствий.

Главную причину системно-векторная психология определяет как непонимание родителями природных особенностей своих чад, того, что каждый ребенок с рождения уникален и наделен собственным векторальным набором, своим темпераментом.

Из этого глобального непонимания вытекает все остальное: попытка воспитывать всех детей одинаково, одними и теми же воспитательными методами, воспитывать детей, исходя из своих детских воспоминаний, своего представления о должном и нормальном, о правильных целях и мечтах в жизни.

Пример

Скажем, одна девочка была младшей в семье и ей доставались обноски от старшей сестры, включая обувь, одежду, школьные принадлежности, при этом она по своим психическим свойствам — кожно-зрительная девочка, для которой значима материальная составляющая, которой важно иметь свое, выглядеть на все "сто % ". Конечно, она испытывала зависть к сестре, которой родители покупали новые наряды, ненависть к родителям, игнорирующих ее интересы.

И вот девочка выросла, выросла с четким убеждением, что детей надо заводить только при материальном благополучии — нечего нищету плодить и чтобы никаких обносок для младших деток. Она удачно вышла замуж, родила двух детей. О своем детском опыте не забыла, помнила. Ей хотелось, чтобы дети ее любили, а не испытывали неприязнь и желание поменять родителей.

Детям всего было вдоволь – отдельные комнаты, множество красивых, модных вещей. Только вот незадача — младшенькая дочка была с анальным вектором, она ждала от мамы не навороченных подарков, она хотела простого человеческого тепла и ласки, похвалы, добрых слов. Маме же было некогда на «всякую ерунду» время тратить, время – деньги, к тому же, главное для счастья дочки она обеспечила, живи и радуйся. По ее мнению, исходя из ее детского опыта.

Дочь же, будучи другой по внутренним свойствам, чем мама вынесла из детства горькую обиду на мать и заодно на старшего брата – не любят, не ценят, не поддерживают, не понимают. Таким образом взаимоотношения между братом и сестрой ушли корнями в предыдущее поколение.

От осинки родятся и апельсинки, и яблочки

Следует особо подчеркнуть, что дети из одной семьи не только не отражение своих родителей, но и не отражение друг друга. Вектора не передаются по наследству и не являются одинаковыми у братьев и сестер, даже у близнецов. Общие родители, одна социальная среда развития и воспитания, но совершенно разный результат именно потому, что общие гены — вовсе не одинаковые психические свойства.

Соответственно, к каждому ребенку требуется подбирать свой, индивидуальный подход, чтобы он получил нужное для развития векторов, данных ему от рождения в базовых свойствах.

Чем лучше братья и сестры будут развиты и найдут применение своим талантам в обществе, тем более взаимоотношения между братьями и сестрами будут гармоничны, и никто не будет наполнять свои психические нехватки за счет другого.

К примеру, анальный ребенок, получая требуемую ему материнскую любовь, правильное воспитание не будет садистировать (обзывать, бить) своих братьев и сестер.

Те негативные чувства, что открыто ребенок не проявляет к родителям (до поры до времени), он вполне может демонстрировать по отношению к брату или сестре. От родителей ребенок чувствует свою зависимость, а от брата или сестры - нет. Нет существенных препон, чтобы накопленный негатив сбрасывать на находящегося рядом члена семьи.

Таким образом, плохое состояние одного ребенка в семье вследствие неправильного воспитания (без учета векторов ребенка), как правило, больно отражается на другом.

Дети не ангелочки

Жизнь детей в одной семье не обязывает их к взаимной любви, вместе с молоком матери они не впитывают любовь к своим братьям и сестрам. Они не рождаются ангелами во плоти, они рождаются «зверенышами», не отягощёнными нормами морали, которым только предстоит путь взросления и становления настоящими людьми. Взаимоотношения между братьями и сестрами - свойство не врожденное, а приобретаемое в процессе совместной жизни.

Родителям нужно воспитывать и еще раз воспитывать, причем воспитывать правильно ребенка, чтобы животная неприязнь к себе подобному, с которым предстоит делить кров и многое другое, с которым часть жизни придется проводить вместе исчезла и появилась любовь, взаимоуважение.

И дело не в возрастной разнице между детьми. Да, каждый возраст решает разные задачи и в каждом возрасте ребенок по-разному воспринимает происходящее вокруг. Да, в зависимости от возрастной разницы между детьми находится загруженность родителей. Но как будут ладить дети друг с другом напрямую зависит от их воспитания, от того насколько они будут развиты и реализованы.

Резюме

Итак, первое, что нужно сделать родителям, дабы улучшить взаимоотношения между братьями и сестрами – это понять внутренние особенности каждого из своих детей. Тогда станет понятно, почему они себя именно так ведут, а не иначе. Почему дети с кожным вектором склоны к зависти, конкуренции, хотят быть первыми во всем, почему для анальных детей так важно, чтобы было поровну, честно и справедливо, почему уретральный ребенок не понимает слово «нет», почему дети дерутся и ругаются и прочее…

Второе – родителям неплохо бы понять себя и четко осознавать: что нужно ребенку для развития, а что нужно им самим. Не использовать детей для «работы над ошибками» собственной жизни. Нельзя родителям переносить свой опыт из детства на своих детей. Можно ой как ошибиться, не различая их врожденных наклонностей и не обеспечивая им то, что им действительно нужно для полноценного развития.

Помните: вы – это вы, ребенок – это ребенок, другой ребенок – это не вы и не первый ребенок. Каждый – личность, у каждого своя дорога к счастью.

Разница в возрасте между детьми, материальное положение семьи, уровень образования родителей не имеет превалирующего значения в том, какие сложатся взаимоотношения между братьями и сестрами — важно то, как их воспитали, развили родители.

Семья объединяет людей разных по возрасту, по способностям, по типам темперамента в единую систему благодаря кровнородственным связям и ведению общего хозяйства, но этих двух факторов недостаточно для складывания гармоничных отношения внутри семьи. Нужно больше - понимание друг друга. Родителям необходимо создавать условия для развития детей согласно их истинным потребностям. Воспитывать правильно.

Мысли о брате и сестре всегда вызывают у меня теплые чувства. Хотя в детстве мы неоднократно спорили, дрались и издевались друг над другом. В других семьях отношения между единоутробными отпрысками нескрываемо холодны, сдержанны или их вообще нет. «Мы не общаемся!» Но почему? Что объединяет и что разделяет нас с братьями и сестрами: зависть, ревность, благодарность, соперничество, любовь? Брат или сестра, пожалуй, самые родные после родителей люди. Взрослея, мы разлетаемся по городам и весям, общего становится все меньше, каждый волен поступать, как ему хочется, но память об общих переживаниях остается навсегда.

Что такое братство

Детский психиатр Марсель Руфо определяет братство как одну из форм привязанности. «Братство создается тем, что вы вместе что-то переживаете и вместе строите общие воспоминания». Братские связи устанавливаются во времени, причем не в предоставленном, а в разделенном. Они, как и большинство форм привязанностей, основываются на повседневных отношениях и общих впечатлениях, когда приходится жить под одной крышей, различать запах другу друга, пользоваться одними и теми же вещами и по шагам узнавать, кто прошел в ванную. Дети наследуют общие чувства, так сложилось, что у них одна история.

Братско-сестринские отношения строятся уже на предложенной им эмоциональной основе. Родители передают часть накопленного багажа в виде атмосферы любви или сдержанности. Независимо от того любящая семья или нет, дети, похожие друг на друга внешне, будут абсолютно разными по характеру, поскольку последний формируется именно в конкурентных условиях. Когда появляется брат или сестра - появляется соперник. Кто не слышал возгласов старшего о том, что он хотел бы вернуть малыша обратно в больницу или выкинуть в окно. В библейском мифе о Каине и Авеле рассказывается именно об этом скрытом братском насилии. Каин был безразличен к своему брату, и только, когда вмешался Бог и наказал его, он почувствовал свою вину. В силу важности закона «не убий» он осознает необходимые правила человеческого общежития - уважение к другому человеку и возможности выстроить с ним глубокую связь, основанную на любви.

По сути, братско-сестринские отношения - первый опыт любви к себе подобному, и легче всего такие отношения выстраивать под присмотром родителей. Именно их веское родительское слово устанавливает запрет на убийство и воцарение мира. Братство - уникальный шанс ощутить богатство отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и признательности друг другу. Вместе с тем, это единственная долговременная семейная связь. Родители умирают, браки распадаются, дети разлетаются , а братьями и сестрами мы остаемся до конца жизни.

Школа общения

Братская любовь, а речь идет именно о любви, проходит важные этапы. Соперничество, ссоры, драки - необходимая часть опыта, формирующего личность. Роль брата или сестры подчас важнее, чем борьба за обладание материнской любовью. Современные психологи рассматривают братьев и сестер, в первую очередь, как детей по отношению к одним и тем же родителям. Они одного происхождения, вышли из одного чрева и мыслят себя кусочками единого целого. Поэтому они могут идентифицироваться и заботиться друг о друге. Чтобы эта изначальная связь не была испорчена, важна позиция родителей, которые должны создать условия, чтобы дети могли жить отдельной от взрослых жизнью и укреплять отношения. У них должны быть свои секреты, свои правила и сообщества, которые позволяют ощутить единство. В многодетной семье малыш приобретает опыт социализации раньше, чем в детском саду. И главный ее инструмент - игра.

Эксперименты с ролями, установление правил, успех и неудачи позволяют ребенку понять свое место в жизни и выработать стратегию, которая будет потом работать во взрослой жизни. Если отношения между детьми были построены на зависти, то один из них бессознательно переносит этот стиль общения во взрослую жизнь. И, наоборот, опыт теплого общения и взаимопонимания, вероятнее всего, позволит создать подобные отношения с другими людьми.

С самого начала появление второго ребенка в семье окрашено ревностью старшего. Младшему приходится страдать не меньше, ведь он подспудно завидует старшему, опережающему его в развитии. Но подобное соперничество парадоксальным образом очень полезно и той, и другой стороне и несет созидательное начало. Ребенок сравнивает себя с другим, чтобы понять различия, определиться с собственной ролью и стать самим собой. Опыт соперничества позволяет в будущем легче включаться в конкурентные отношения в любом коллективе. Тот, кто жил с братом или сестрой понимает, что он не центр вселенной, что ему полагается только часть чего-либо. Меньше, чем единственный ребенок, он ощущает несправедливость мира и чувствует себя защищенным. Вражда между братьями и сестрами во взрослом возрасте - результат недоделанной работы родителей в период их детства.

Если старший ребенок старше младшего менее чем на два года, то ревность оказывает организующее воздействие, потому что она помогает дифференцироваться от других: есть «ты» и есть «я», мы - разные. Разница в 3-4 года позволяет старшему негативно воспринимает тот факт, что младший пытается ему подражать. Когда нет разницы между «я» и «другие», процесс интеграции не завершен. Реакция старшего на появления младшего разная и зависит от степени зрелости эдипова комплекса. Поэтому специалисты советуют уделять каждому ребенку отдельное время или отдавать младшего ребенка на некоторое время бабушке. Идеальная разница в возрасте между детьми - 6-7 лет. К этому возрасту ребенок уже сформировал собственные воспоминания о семье, насладился положением единственного ребенка и научился идентифицировать себя с ролью родственника.

Но по большому счету, важно не то, старший ты или младший, важна личность и умение адаптироваться к ситуации. Рождение младшего ребенка может послужить катализатором для выявления трудных отношений между старшим и родителями, а порой между мамой и папой. Ведь рождение каждого ребенка - это школа совершенствования и для родителей тоже.

Характер зависит от порядка рождения

По мнению психологов, очередность рождения определяет особенности личности. Старший ребенок, как правило, ответственный, добросовестный, честолюбивый, уверенный и смелый. Боится не оправдать возложенных на него надежд, в нем развиты лидерские качества и наблюдательность. Средний обычно чувственный и добрый ребенок, предпочитает действовать в угоду окружающим, а не подчиняться правилам. Отличается изобретательностью, склонностью к творчеству, это самый независимый ребенок, толерантен и легковерен. Он с легкостью воспринимает ценности других людей. Младший - беззаботный баловень, привязан к матери и склонен принимать чье-либо покровительство, нежели решать самому, часто обходит правила. Копирует поведение старших детей, скорее ведомый, чем ведущий.

Характер ребенка формируется также и в соответствии с его половой принадлежностью. При рождении ребенка другого пола положение первенца более легкое, так как он не видит в нем прямого соперника. Ребенок одного пола провоцирует борьбу за любовь матери. Старшему приходится стараться стать лучше и умнее, чтобы заслужить похвалу. На формирование личности старшего также оказывает влияние пол и количество рожденных после него детей. У всех старших детей есть общие черты, но устаршего брата братьев, у старшей сестры сестер, у старшего брата братьев-сестер, у старшей сестры братьев-сестер характеры будут немного различаться.

Старший брат братьев часто авторитарный, жесткий, строгий, явный лидер среди мужчин. Стремиться к руководящей должности, внимание женщин принимает как должное, но относится к ним с опаской. Предъявляет высокие требования к людям, в том числе, к жене и детям. Строгий отец и неустойчив в браке, меняет жен. Лучшая пара для него - младшая сестра братьев, худшая - старшая сестра сестер, которая обладает властным характером и независимостью.

Старшие братья сестер - менее жесткие и авторитарные, но тоже лидеры. Заботливы и внимательны по отношению к женщинам. Жена для них важнее детей. Слывут знатоками женщин. Лучшая пара для них - младшая сестра братьев. Самая неподходящая - старшая сестра сестер, хотя и с ними эти мужчины могут ужиться, благодаря способности понимать женщин. Любимы всеми женщинами, даже работу чаще всего находят в женском коллективе. Хорошие отцы, они внимательные и не очень строгие.

Старшая сестра братьев - обычно волевая, справедливая и независимая женщина, готовая принести жертву ради мужчин. Очень хорошо понимает мужчин и хорошо к ним относится. Даже среди друзей у нее больше мужчин, чем женщин, так как женщинам она склонна не доверять. Если братьев много, ей трудно выбрать одного мужчину. В мужья ей наиболее подходит младший брат сестер, потому что оба привыкли к таким ролям. Худшая пара - старший брат братьев, из-за борьбы за лидерство. Старшая сестра братьев с удовольствием заботится о муже, а с появлением детей отношения между супругами улучшаются, она добрая и заботливая мать. Любит работать в мужском коллективе, если сама начальница, то очень справедливая.

Старшая сестра сестер - ответственный, независимый человек, хороший организатор. Младший брат сестер может стать ей хорошим мужем, поскольку привык принимать лидерство старшей сестры. Самая неподходящая пара для нее - старший брат братьев, так как у нее нет опыта общения с противоположным полом. Постоянная борьба за власть в таком браке провоцирует недовольство и непонимание между супругами. Старшие сестры сестер могут стать властными и гиперопекающими матерями и женами. Больше внимания уделяют детям, чем мужу. Старшие сестры обладают, как и все женщины, невероятной способностью поддержания семейных связей.

Старший брат братьев-сестер может совмещать в себе черты характера старшего брата братьев и старшего брата сестер. Так же старшая сестра братьев-сестер сочетает свойства старшей сестры братьев и старшей сестры сестер. Благодаря такому сочетанию их характеры становятся более гибкими, они более успешны и в семейной, и в общественной жизни. Опыт общения с противоположным полом они потом легко переносят в собственные. К средним детям можно также применить эти ролевые характеристики, поскольку они являются старшими по отношению к младшим. Младшие дети склонны быть ведомыми, поэтому в паре с младшими детьми возникает борьба за право уступить пальму первенства. По наблюдениям за тысячами семей перечисленные порядково-ролевые характеристики встречаются наиболее часто, но под влиянием различных причин они могут варьироваться.

Когда дети стали взрослыми

Идеальная эволюция братско-сестринских отношений - стать другом или подругой своему брату или сестре во взрослом возрасте. Половое взросление, первый сексуальный опыт, географическое удаление - важные этапы этих отношений. Каждый живет своей отдельной жизнью, находит точки отсчета вне жизни брата или сестры. Общность ценностей рождается из потока установленной памяти. Крепость уз между братьями и сестрами во взрослом возрасте определяется качеством отношений в прошлом. Именно история помогает понять настоящее и построить будущее. Устойчивость братско-сестринских отношений демонстрирует, что полезного ты извлек из этого опыта.

Из-за отсутствия ежедневных придирок появляется чувство принадлежности к одной и той же группе. Уменьшается возможность встреч, а значит и ссор. Случается, что некоторые продолжают конфликтовать, но бурные ссоры становятся способом общения. В отдельных случаях, чтобы наладить отношения с собратьями и полюбить их, необходимо полюбить самого себя. Многие вещи зиждутся на построении собственного образа независимо от поведения родителей. Чтобы окончательно повзрослеть, надо смириться с тем, что родители дали столько, сколько смогли. Смена взгляда на мать и отца позволяет составить представление и о своем месте в семье. Братско-сестринские отношения во многом основываются на подобном опыте родителей. Чтобы показать своим детям достойный пример, стоит присмотреться, как мы живем сегодня со своими братьями и сестрами, и требовать от себя того, что хочешь передать потомкам. Ведь неоплаченные долги негласно переходят к следующему поколению.


Отношения между братьями и сестрами часто бывают конфликтными и наполнены непониманием. Нередко между братом и сестрой ситуация доходит до острого обмена мнениями, ударов, и даже явного физического насилия. Братья могут вести борьбу на кулаках, сестры, как правило, используют психологические методы, чтобы выиграть у серьезного соперника. Степень конфликтов зависит от пола детей, порядка их рождения и разницы в возрасте. Неужели борьба за любовь и внимание родителей, это единственная тема споров между детьми? Как складываются отношения по линии брат-брат, сестра-сестра и сестра-брат?

Соперничество между братьями и сестрами

Укусы зубами, насмешки, оскорбления, удары ногами, щипание, таскание за волосы, крики и бесконечные скандалы между детьми - это реальность одного из родителей, который испытывает тяготы воспитания. Некоторые утверждают, что ссоры между братьями и сестрами происходят из-за конкуренции за благосклонность и любовь родителей. Другие считают, что конкуренция между братьями и сестрами - это естественный дух соперничества со сверстниками , который вызывает разногласие или конфликт интересов - друг у друга забирают игрушки, не отдают взятые взаймы вещи или переключают канал по телевизору с другой сказкой.

Есть группа людей, которая считает, что соперничество между братьями и сестрами - это форма удовольствия и удовлетворения эмоциональных или социальных потребностей, которые находят свое отражение в дальнейших этапах развития. Например, в зрелом возрасте в отношениях с другими людьми. Невозможно спорить с тем фактом, что старшие братья и сестры является примером и образцом для подражания для молодого поколения . Несмотря на то, что сестры или братья могут выйти „на тропу войны”, то нет сомнений в том, что они учатся друг от друга многим вещам. Задачей родителей является не допустить споров, которые могут разрушить отношения между братьями и сестрами.

Чему братья и сестры могут друг у друга научиться?

Ссоры позволяют познакомиться с другой стороной проблемы, ее особенностями, характером, предпочтениями, потребностями и ожиданиями, что способствует изучению ведения споров и направление к компромиссу. Братья и сестры проходят „быстрый курс социализации”, учатся уверенности в себе, состраданию, уважению к другому человеку и сопереживанию. Конструктивные конфликты между братьями и сестрами дают возможность научиться распознавать свои и чужие эмоций и контролировать проявления негативных чувств, например, гнева или злости, способствуя тем самым развитию эмоционального интеллекта.

Старшие братья и сестры - это мотивация для работы, саморазвития, повышения квалификации и поиска скрытых талантов. Отношения между братом и сестрой способствуют соблюдению их прав, учат терпению, умению ждать, настойчивости и последовательности в достижении цели. Конфликты с братом или сестрой иммунизированы на стресс и невзгоды взрослой жизни. Контакты между братьями и сестрами, требуют от детей особых социальных и эмоциональных навыков. Они учатся коммуникации, ведению переговоров для разрешения конфликтов.

Семьи, в которых есть двое и более детей, очень часто сталкиваются с проблемой детской ревности, когда братья или сестры становятся настоящими соперни...

Тревожными являются случаи, когда дети ссорятся друг с другом, потому что имитируют способ общения родителей. Если вы со сваей второй половиной скандалите на глазах у ребенка, кричите друг на друга, не удивляйтесь тому, что ваша восхитительная малышка дочь воспроизводит эту схему в отношениях с братом или сестрой. Разногласия между братьями и сестрами ухудшаются, особенно тогда, когда родители не серьезно воспринимают конфликты своих детей. Дети наделены огромным чувством справедливости и могут выражать свой бунт через острые конфликты с братьями и сестрами. В теории, дети наблюдают за родителями и копируют их поведение. На практике оказывается, однако, что младшие дети в семье не только реагируют на действия отца и матери, но также и на поступки старшего отпрыска. Младшие дети в такой же степени перенимают от своего старшего брата хорошее и плохое поведение или привычки. В то время как родители усердно учат своих наследников хорошим манерам и достойному поведению в обществе, младшие дети учатся жизни от старших, копируют манеры, чтобы показаться „крутыми”. Если речь идет о знакомстве, неформальном поведении, то для подрастающих детей образцом для подражания является старший брат или сестра.

Отношения брата с сестрой

Особенно часто бывают конфликтные отношения между братом и сестрой. Это связано не только с ревностью к любви родителей или конфликтом интересов, но и с половыми различиями. Психологи обращают внимание, однако, что в системе отношений преобладают, как правило, неоднозначные чувства. С одной стороны - ненависть, гнев, злость, желание получить реванш, а с другой - любовь, забота, сострадание и поддержка. Отношения по линии брат-сестра, содержат большой эмоциональный заряд. Кроме того, поведение брата содержит в себе большой воспитательный эффект, так же, как у родителей.

В начале такие отношения проходят три последовательные фазы развития:

  • Первые восемь месяцев после рождения второго ребенка - это время любопытства и желания познания „компаньона на площадке”.
  • Позже появляется „время бури и нажима” - младшие братья и сестры начинают ходить, портить игрушки, забирать внимание и любовь родителей. То есть, как правило, в восприятии старшего брата или сестры младший ребенок становится грозным соперником, от которого нужно как-то избавиться, например, с помощью разжигания конфликтов.
  • Между 17 и 24 месяцами жизни дух соперничества немного слабеет, но появляются заблуждения в других темах.

Изменение отношений между братьями и сестрами в течение жизни.

В течение жизни, отношения между братьями и сестрами изменяются характерным образом. Что это значит?

  • Это означает, что в детстве между братом и сестрой существует большая близость, хотя бы из-за того, что они проводили вместе большое количество времени.
  • В период полового созревания дороги братьев и сестер немного расходятся из-за идентификации с другими социальными ролями.
  • Потом контакт становится еще более размытым, потому что взрослые братья и сестры основывают свои семьи и делают карьеру.
  • В зрелом возрасте отношения между братом и сестрой, как правило, приобретают огромной интенсивности, как в период детства.

Отношения брата и сестры характеризуется обычно меньшим количеством конфликтов, чем на линии сестра-сестра или брат-брат. Связано это с различными интересами, объектами для подражания. Наиболее гармоничные отношения наблюдаются в системе " старший брат-младшая сестра» , потому что их отношения вписываются в традиционное разделение ролей. Мальчик может проявить свою мужественность, защищать сестру, выполнять тяжелые обязанности по дому, а младшая дочь будет помогать дома маме, и охотно пользовалась добротой брата. Макет модели «старшая сестра-младший брат» уже менее стабилен и у них чаще доходит до конфликтов, особенно в период полового созревания мальчика, который может начать преобладать физической силой над собственной сестрой и захотеть взять на себя доминирующую позицию в отношениях между братом и сестрой.

15 1

Для того чтобы население страны увеличивалось, в каждой семье должно быть, как минимум, три ребёнка. С такой задачей справляются не все родители, так...

Роль родителей в воспитании детей.

Как правило, отмечается, что чем меньше разница в возрасте между братьями и сестрами, тем больше интимность между ними, но и чаще, доходит до конфликтов. Братья в возрасте от 3 до 5 лет, как правило, очень яростно конкурируют друг с другом , соревнуясь за любовь и признание со стороны матери. Сестры не настолько ядовиты . Они могут спорить друг с другом, но, как правило, без ударов, хотя есть исключения из правил. Старшая сестра - это, как правило, несравненный образец для подражания во всех аспектах жизни (моде, макияже, отношениях с мальчиками). Обидные системы взаимоотношений между братьями и сестрами случаются, тогда, когда между ними существует значительная разница в возрасте.

О чем должны помнить родители, которые воспитывают в семье братьев и сестер?

Не выступайте в роли арбитра . Пусть дети учатся сами искать компромиссные решения. Старайтесь относиться к детям честно - не делайте одного из них фаворитом. Не позволяйте себя шантажировать детей или использовать их во время отсутствия консенсуса, относительно методов воспитания. Воспринимайте каждого ребенка индивидуально , избегая маркировки по принципу: „Ты старше, уступи”. Давайте четкие и конкретные правила поведения и весело проводите время с детьми, уделяя всем внимание. Награждайте детей за правильное поведение, хвалите их, когда вежливо играют. Подчеркивайте индивидуальность каждого из детей, чтобы они чувствовали себя важными, ценными и помнили, что их любят.Во время ссор детей не реагируйте криком и агрессией. Это свидетельствует только о вашей беспомощности и представляет собой отрицательный образец поведения для малышей. Наверное, нет братьев и сестер, которые, живя под одной крышей, обходились без конфликтов, драк, недоразумений, скандалов и синяков.

Но жизнь детей - это не только зависть, ненависть и желание мести, но и дружба, взаимопонимание и взаимная помощь . Братья и сестры представляет для себя, естественно, конкуренцию, которая провоцирует их соперничество и ссоры. Если недоразумения происходят в пределах разумного, нет причин для беспокойства. Интервенция нужна там, где появляется неуважение, пренебрежение к правам и насилие. Одной из наиболее важных воспитательных задач для родителей является забота о том, чтобы с юных лет братья и сестры жили между собой в согласии. Не имеет значения, есть ли разница в возрасте, какой пол у детей. Главное, чтобы родители сумели научить братьев и сестер, взаимному уважению, поддержке и сотрудничеству.

2 1