Педагогический совет по здоровьесбережению воспитанников доу. Педагогический совет«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

В общую канву работы коллегиального органа управления - педагогического совета - должны быть вписаны не только установочные и итоговые, но и тематические заседания. Педсовет по здоровьесбережению в ДОУ принято проводить следующим после установочного. На мероприятие приглашаются все педработники учреждения, медсестра, логопед, дефектолог, преподаватель физвоспитания, музработник и представители администрации. Важность мероприятия продиктована тем, что реализация образовательных программ может быть под вопросом ввиду низкой посещаемости и высокого уровня заболеваемости детей.

В соответствии с требованиями ФГОС, педсовет по здоровьесбережению должен преследовать важные для ДОУ и его воспитанников цели:

  • укрепление и поддержание структуры здоровья дошколят;
  • применение эффективных форм мотивации воспитанников и педработников к (далее - ЗОЖ);
  • стремление к популяризации ЗОЖ;
  • создание у дошкольников, их родителей и воспитателей навыков ответственности в вопросах сбережения здоровья.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

!!! Как заведующему провести педсовет, чтобы не нарушить нормативные требования
!!! Что такое психологически безопасная образовательная среда: обсуждаем на педсовете

Для осуществления целей планируются краткосрочные и долгосрочные задачи, которые участники собрания должны выполнить в ходе заседания или за определенный установленный ими период. К ключевым задачам, направленным на сохранение здоровья детей, относят:

  1. Добиться максимально эффективного взаимодействия педагогов, преподавателей физкультуры и медработников детского сада.
  2. Систематизировать оздоровительную работу и физвоспитание дошкольников.
  3. Упорядочить знания педагогов по вопросам профилактики заболеваемости детей, их оздоровления и внедрения методик сохранения здоровья.
  4. Развивать творческий потенциал, здоровьесберегающие навыки и знания педработников в контексте социальных изменений и актуальных требований.
  5. Воспитать у детей навыки культурно-гигиенического поведения.

По ФГОС, педсовет по здоровьесбережению в ДОУ может включать методы активизации педагогов, а потому тематическое заседание, посвященное профилактике детской заболеваемости и сохранения здоровья воспитанников, проводится как в традиционной форме, так и в формате круглого стола, дискуссии, «мозгового штурма», викторины.

Заседание в традиционном ключе начинается с постановки целей и задач встречи, оглашения повестки дня, уточнения присутствующих и отсутствующих педагогов. Секретарь педагогического совета ведет протокол педсовета по физическому воспитанию и здоровьесбережению в ДОУ в соответствии с ФГОС. Заведующий или старший воспитатель оглашает тему заседания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Взаимодействие с родителями воспитанников в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Педсовет должен быть полезным и интересным каждому педработнику, потому следует вовлечь каждого в ход обсуждения, решения педагогических задач, планирования. Важным дополнением встречи будут таблицы, схемы и плакаты, демонстрация видео или информативных слайдов. Чтобы встреча была эффективной, ей должна предшествовать , в том числе создание информационных справок, поиск статистической информации, актуальных сведений городского отдела здравоохранения.

К обязательной подготовительной работе относят:

  1. Создание информационного стенда или стенгазеты о теме предстоящего мероприятия.
  2. Подбор специальной литературы, изучение и анализ источников касательно физкультурно-здоровьесберегающей работы.
  3. Предварительное консультирование педагогов по данной теме.
  4. Посещение уроков коллег, организация открытых мероприятий по теме сбережения здоровья детей.
  5. Работа с родителями (анкетирование, оформление стендов, посещение родительских собраний).
  6. Планирование сценария (для нетрадиционного педсовета) и повестки дня (для традиционного мероприятия).
  7. Создание наработок .

На мероприятии:

  • Анализируется состояние здоровья детей и распределение воспитанников по группам здоровья, которое происходит в начале учебного года, динамика изменений, число пропусков по болезни, организация санитарно-гигиенических условий. Отмечаются случаи травматизма (если имели место), эпидемий, график и результаты проведения профилактических медосмотров и прививок. Оценивается физическое развитие детей (вес, рост, физиологические показатели здоровья).
  • Заслушиваются отчеты профильных специалистов (логопеда, медсестры, дефектолога, преподавателя физвоспитания) и педработников, которые резюмируют итоги работы организации гимнастики, ежедневных увлекательных прогулок, процедур закаливания, профилактических мер.
  • Проводится анкетирование педагогов по оценке состояния их здоровья и способности к сбережению здоровья детей, анализируются результаты анкетирования родителей, которое было проведено накануне.
  • Просматриваются видеоматериалы и слайды, создающие комфортную атмосферу дружелюбия, расширяющие кругозор педагогов, демонстрирующие передовой опыт внедрения технологий, сберегающих .
  • Выполняются игровые упражнения, применяются элементы дидактических игр - разгадывание педагогических кроссвордов, игры на продолжение пословиц, поговорок, составление стихотворений или сказок, отгадывание загадок и прочее.
  • Проводятся дискуссии с обсуждением противоположных точек зрения и аргументацией каждой из них.
  • Вырабатываются рекомендации для воспитателей групп: регулярное наполнение оборудование «Физкультурных уголков», соблюдать график и длительность прогулок, обновлять стенд с информацией для родителей, обновлять картотеку игр и прогулок с детьми.

Если заседание педсовета по здоровью в ДОУ проводится в нетрадиционной форме, заведующая и представитель детсадовского методобъединения выбирают среди ряда популярных форматов мероприятия.

Стулова Екатерина Александровна старший воспитатель МАДОУ №25 р.п.Приютово
«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство»
Франсуа Вольтер

I. Страница первая «Вводная»
Игровое упражнение.
Если бы я была добрым волшебником, чтобы я сделала для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
Вводная часть /притча/: “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.
Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
А как относитесь к своему здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)
Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.
Вывод: слайд «Здоровый человек - …»
Упражнение «Ассоциации»: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы думаете о здоровье ребёнка? Педагоги озвучивают ассоциации, ведущий педсовета записывает на полосках и выставляет вокруг модели «Здоровье ребёнка». После того, как ассоциации названы, подводится итог, обобщающий ответы.
По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше само по себе больно, а ситуация с окружающей средой у нас по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью. Поэтому нам необходимо выполнять следующие задачи: развивать осознанное отношение к своему здоровью; формировать потребности в здоровом образе жизни; продолжать создавать условии для охраны жизни и укрепления здоровья детей.
О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на нашем педсовете.
II. Страница вторая «Информационная»
Представим здоровье ребёнка в виде чудесной планеты, которую мы должны беречь, охранять от всех напастей и невзгод (Выставляется модель).
Для начала нам нужно выяснить, что же такое здоровье?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Так что же такое «здоровье»? (Ответы воспитателей)
1. Здоровье - это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
2. Здоровье - это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3. Здоровье - это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
4. Здоровье - это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
5. Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
6. Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.
Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета.
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов»
Основное внимание мы уделим физическому здоровью ребёнка. Чтобы выстроить действенную систему физкультурно-оздоровительной работы нужно знать, что для жизни и здоровья человека, и ребёнка в частности, является самым главным. Попробуйте определить, на каких «трёх китах» держится жизнь и здоровье ребёнка? (выставляется модель «ТРИ кита»)
Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на моделях «китов» прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему).
Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.
Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы являются движения. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность?

III. Страница третья «Педагогическая копилка»
Воспитатель разновозрастной группы Газизуллина В.С. нам расскажет об организация двигательно-оздоровительных моментов в ходе непосредственной образовательной деятельности.

VI. Страница шестая «Только у нас!»
По словам Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.) , с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Сегодня я Федотова О.Г., инструктор по детскому фитнесу, познакомить нас с инновацион¬ными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Игровой стретчинг».

VII. Страница седьмая «Взаимодействие с родителями»
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Важным элементом семейного воспитания является физическое воспитание. Однако и в этом направлении мы наблюдаем явно недостаточную активность родителей в физическом воспитании детей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей. Шарифуллина И.Б.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. При этом педагогу всегда необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может научить, подсказать нужный материал, дать правильный совет, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.
Советы родителям «Решите педагогические задачи»
А) Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?
1. Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
2. Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
3. Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.

В) Ребёнок не хочет есть.
Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки.
Мать обещает купить новую игрушку.
Отец говорит: «Не хочешь – не ешь». Кто прав?

VIII. Страница восьмая «Зарядка для ума»
«Мозговой штурм»
Продолжи фразу:
Процесс изменения форм и функций организма человека - … (физическое развитие) .
Основное специфическое средство физического воспитания - … (физические упражнения) .
Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии) .
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание - (основные виды движения).
От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т. п.
ПОСЛОВИЦЫ О ЗДОРОВЬЕ.

IX. Страница девятая «Экспертное заключение»
Знакомство с результатами тематического контроля
ВЫВОД: упражнение «Формула здоровья»

X. Страница десятая «Страница мудрых мыслей» (Аналитическая)
Подведение итогов и проект решения педагогического совета.
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось услышать ваше мнение по поводу данных выступлений. Могут ли они, став основой физического воспитания в ДОУ, решить проблему двигательной активности дошкольников (ответы педагогов) .
Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам - педагогам-дошкольникам необходимо:
- Уделять особое внимание организации подвижных игр, как средство повышения двигательной активности дошкольников.
- Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности
- Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами
- Наращивать резервные возможности организма ребёнка за счёт регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений.
Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета.

Счастливец тот, кто добротой богат,
Кто сам цветет, чужому счастью рад,
Чужое счастье для людей хороших
Порой дороже собственных наград.
А тем, кто зол, всегда живется плоше,
Своим же злом они себя казнят.
Злость человека – тягостная ноша,
И наказание его и ад.
Мирза Шафи Вазех

XI. Решение педагогического совета.

Используемая литература.

1.Адашкявичене Э. И. Методика физического воспитания детей в дошкольных учреждениях / Э. И. Адашкявичене. - Минск: Ушверсггэцкас, 1998.
2.Безносиков И. Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / И. Я. Безносиков. - Минск: «Четыре четверти», 1998. - 66 с.
3.Безруких М. М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - С. 360
4.Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -1997. - № 4. - С. 12 14.
5.Вайнер Э. Н. Общая валеология: Учебник / Э. Н. Вайнер. - Липецк: Липецкое издательство, 1988. - 183 с.
6.Иовва О. А. Воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей санаторных групп дошкольного образовательного учреждения / Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов н/Д, 2010. № 11. - 0,6 п.л.

Предлагаю вашему вниманию задание «Найди правильный ответ», выполнив которое мы выделим компоненты здорового образа жизни, итак первый вопрос:
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие:
Здоровье
Сон
Питание
2. Закаливание это -
Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов
Физические упражнения
Прогулки
3. Система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья всех субъектов образования:
Физическая культура
Здоровьесберегающие технологии
Компьютерные технологии
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:
Красота
Чистота
Доброта
5. Как называется наука о здоровье:
Физиология
Геронтология
Валеология
6.Существует множество пословиц и поговорок о здоровье. В какой из перечисленных пословиц допущена ошибка:
Здоровье за деньги не купишь
Здоровье дешевле богатства
Здоровье дороже всего на свете

7. Состояние, при котором замедляется большинство
физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма
Сон
Игра
Отпуск
8. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу:
«Двигаюсь, значит, живу» -
Музыка
Здоровье
Физическая культура
9. Рациональное распреде¬ление времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
Игра
Занятие
Режим дня

Елена Клинкова
Педагогический совет «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Цель : повышать педагогическое мастерство воспитателей по направлению «Физическое развитие» ; продолжать формировать опыт работы ДОУ по здоровьесбережению детей .

Задачи : проанализировать работу педагогов по сохранению и укреплению здоровья дошкольников ; стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы; пополнить банк идей новыми инициативами педагогов по оздоровительной работе с детьми , взаимодействию с семьей.

Форма проведения : смешанная.

Повестка педагогического совета :

1. Вступительное слово по теме педагогического совета старшего воспитателя «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ использованием ) ».

оздоровительная работа ДОУ . ».

3. Продуктивная рефлексивно-ролевая игра «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым ?». Анализ выдвинутых педагогами идей . Разработка «Программы действий» педагогического коллектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников .

4. Упражнение «Часы»

5. Анализ заболеваемости детей по возрастным группам.

6. Презентация учителя-логопеда «

7. Сообщение музыкального руководителя детского сада . Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика.

8. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физкультурных занятий»

10. Принятие решений педсовета с указанием сроков и ответственных

11. Упражнение «Подарок» .

1. Вступительное слово старшего воспитателя «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ» (с ) .

Здоровый малыш – это радость , счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. Чтобы помочь родителям сохранить здоровье своего ребенка , наш детский сад выбрал физкультурно-оздоровительную работу приоритетным направлением.

Каждое образовательное учреждение несет ответственность за здоровье детей . Большую часть времени дошкольники проводят именно в детском саду, под присмотром педагогического и медицинского персонала. Коллектив активно проводит профилактическую работу по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка , решает задачи психофизического развития ребенка, подготовки его к школе, широко используя здоровьесберегающие технологии .

Эффективность оздоровительной работы напрямую зависит от организации образовательного процесса, поэтому его нужно так организовать, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью . Наш педсовет посвящен этой важной теме.

Сообщение на тему «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ» (приложение 1) .

(Знакомит педагогов с повесткой педсовета .)

2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ . Использование здоровьесберегающих технологий ».

С целью выявления уровня работы ДОУ по направлению физическое развитие в январе, феврале 2017 года был проведен тематический контроль физкультурно-оздоровительных мероприятий и , по его итогам, была составлена аналитическая справка.

3. Проведение старшим воспитателем продуктивной рефлексивно-ролевой игры «Что поможет ребенку в нашем детском саду быть здоровым ?».

Педагогам предлагаю разделиться на 3 группы, выбрав для своего стола соответствующую табличку : «Воспитатели (педагоги ) », «Родители» , «Администрация» (заведующая ДОУ, старший воспитатель, заместитель заведующей по хозчасти). Каждая группа определяет со своей точки зрения причины заболевания дошкольников и предлагает любые, даже самые неожиданные и смелые, идеи для их решения. Все идеи заносятся в протокол.

Теперь проанализируем данные идеи. На их основе разработаем «Программу действий» педколлектива ДОУ по сохранению здоровья дошкольников .

Проанализировав идеи педагогов , выделили основные проблемы и сформулировали задачи для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ :

1) обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов;

2) организовать деятельность педагогов по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни ;

3) повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в ; внедрение наиболее эффективных

4) создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ ;

5) регулярно проводить диагностику состояния здоровья детей ;

6) разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового

В соответствии с выводами составляется примерная «Программа действий» , заполняется таблица (приложение 3) .

4. Упражнение «Часы» . Участники сидят в кругу. Между всеми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соответствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши; тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом» . Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «Бом» .

6. Презентация учителя-логопеда «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речи детей дошкольного возраста».

7. Сообщение «Музыкотерапия в детском саду» музыкальный руководитель. Сеанс релаксации под музыку. Психогимнастика.

8. Сообщение «Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников» воспитатель.

9. Аукцион народных подвижных игр.

Предлагается называть народные подвижные игры, поднимая при этом флажок. Тот, кто назовет игру последним - победил, получает приз- папку, для создания копилки "Народных игр"

10. Решения педсовета с указанием сроков и ответственных.

1 Создать папку-копилку здоровьесберегающих технологий , пополнять ее систематически. Срок : постоянно. Ответственные : ст. воспитатель, педагоги .

2 Педагогам активно внедрять в свою работу не использовавшиеся ранее технологии , подготовить отчет-презентацию по данному решению. Срок : до 1 сентября 2017 г. 3 Ответственные : педагоги .

Изготовить нестандартное физкультурное оборудование (1 вид-1 воспитатель) . Срок : до 1 сентября 2017 г. Ответственные : воспитатели.

11. Упражнение «Подарок» . Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок» , то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Домашнее задание. Создать рисунок - автопортет. Особенностью этого автопортрета будет необходимость подчеркнуть в нем свои профессиональные грани. Для рисования можно использовать любые изобразительные средства.

Приложение 3 Программа действий ДОУ

Задачи ДОУ Что уже выполняется Трудности в выполнении Что еще можно выполнить

1. Создавать условия для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ .

2. Повышать квалификацию коллектива по вопросам активного внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий

3. Организовывать правильно двигательный режим в ДОУ – важнейшего оздоровительного и профилактического фактора, а также общего режима дня

4. Создать условия для укрепления здоровья сотрудников ДОУ

5. Внедрять наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс

6. Разработать новые формы взаимодействия с родителями по формированию здорового образа жизни в семье, профилактике вредных привычек.

7. Организовать кружковую работу по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни

№ п/п Группа Примерные идеи 1 2 3

1 Воспитатели : 1) необходимо принять инструктора по ЛФК, так как в ДОУ есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

2) «Начни с себя!» педагога надо научить заботиться о своем здоровье ;

3) самообразование воспитателей по вопросам использования технологий здоровьесбережения . Проведение семинаров, консультаций специалистов по этому вопросу;

4) следует проанализировать эффективность используемых педагогических приемов воздействия на здоровье детей ;

5) недостаток мебели в групповых комнатах, соответствующих росту детей;

6) проводить беседы с родителями о пользе здорового образа жизни . Организовать клуб «Здоровая семья » .

2 Родители : 1) надо найти способ «оторвать» детей от телевизора и компьютера;

2) надо найти время для занятий спортом с детьми. Например, по дороге из детского сада пробежаться, сделать на свежем воздухе несколько физических упражнений;

3) принцип «Начни с себя» эффективен для всех;

4) надо чаще брать пример со своих детей. Они ежедневно укрепляют свое здоровье в детском саду ;

5) беседы с педагогами о здоровом образе жизни приносят пользу.

4 Администрация :

1) необходимо организовать обучение педагогов методам и технологиям , сохраняющим здоровье детей ;

2) провести беседы, консультации с родителями о необходимости соблюдения режима дня дома, правильном питании детей (с показом видеоматериалов) ;

3) увеличить двигательную активность детей в течение дня с целью профилактики гиподинамии, нарушений осанки;

Приложение 1 «Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ»

С введением ФГОС образование должно стать еще более безопасным, здоровьеформирующим , здоровьесберегающим .

Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и, в будущем, способны заниматься производительно-полезным трудом. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья . До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни , осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников . Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии » . Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов , психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья .

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных , коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога , ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Главное для работников детского сада - обеспечить ребенку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети были счастливыми, они обязательно должны быть здоровыми , поэтому работа нашего коллектива по сохранению и укреплению здоровья детей - это не дань моде, а настоящая необходимость. Ни одна система, направленная на сохранение и развитие здоровья детей , не может дать полноценных результатов, если в этом направлении работает только один специалист, например медицинский работник или педагог . Поэтому, только созданное в ДОУ детско-взрослое сообщество может дать положительные результаты в процессе оздоровления детей .

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих.

Коллектив нашего детского сада прежде всего :

Изучил особенности физкультурно - оздоровительной работы ;

Проанализировал исходное состояние здоровья дошкольников , а также здоровьесберегающей среды в ДОУ ; освоение педагогами методов и приёмов здоровьесбережения ; внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья ;

- просмотрел : взаимодействие валеологической направленности воспитателей с родителями ДОУ.

Так, в детском саду постепенно сложилась система здоровьесбережения :

Различные оздоровительные режимы (адаптационный, на время каникул) ;

Комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам здоровья ", профилактика плоскостопия; максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после дневного сна);

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре всех типов;

Оптимизация двигательного режима : традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки);

Организация рационального питания;

Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

Соблюдение требований СанПиН к организации педагогического процесса ;

Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов .

Основные направления системного подхода к содержанию физического воспитания детей в ДОУ :

ПЕРВОЕ направление – комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей специалистами :

Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;

Диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.

ВТОРОЕ направление включает в себя рациональную организацию двигательной деятельности детей :

Утренняя гимнастика;

Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);

Занятия с использованием мини – тренажеров ;

Ритмика;

Гимнастика после сна;

Ежедневный режим прогулок;

Создание необходимой развивающей среды;

Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

Музыкальные занятия;

Занятия по формированию здорового образа жизни .

ТРЕТЬЕ направление определяет систему эффективного закаливания по ступеням : от щадящих до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур :

Босохождение;

Умывание;

Ходьба босиком по «дорожкам здоровья » (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия) ;

Воздушные ванны в облегченной одежде;

Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.

ЧЕТВЕРТОЕ направление связано с осуществлением лечебно – профилактической работы. В его рамках проводится следующие мероприятия :

Постоянный контроль осанки;

Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

Подбор мебели в соответствии с ростом детей;

Сбалансированное питание;

Потребление фитонцидов (чеснока и лука) ;

Употребление соков и фруктов;

использование очистителей воздуха , кварцевание групп.

ПЯТЫМ направлением является использование практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей :

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, рекомендованная для использования в ДОУ ;

Дыхательная и звуковая гимнастика по А. Стрельниковой;

Психогимнастика по методике М. Чистяковой;

Игровой массаж А. Уманской.

ШЕСТЫМ направлением считается комплекс психогигиенических мероприятий :

Элементы аутотренинга и релаксации;

Элементы музыкотерапии;

Обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ.

СЕДЬМЫМ направлением является реабилитация и коррекционная работа :

Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;

Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движений;

Индивидуальная работа в спортзале и на прогулке;

Индивидуальная работа в группе и на прогулке, проводимая воспитателями групп.

ВОСЬМЫМ направлением является консультативно – информационная работа :

Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

Открытые просмотры ОД с использованием оздоравливающих технологий ;

Активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ ;

Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов;

Проведение ООД с детьми с использованием оздоровительных технологий .

Здоровьесберегающая технология - это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников . Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Педсовет

«Здоровьесберегающая среда МДОУ – условия физического и психического здоровья детей»

В 2011г. одна из годовых задач - Сохранять и укреплять здоровье воспитанников через сложившуюся в саду систему физкультурно-оздоровительной работы и закаливающих процедур. Наш педсовет посвящен теме: «Здоровьесберегающая среда МДОУ – условия физического и психического здоровья детей» Форма организации – деловая игра.

Цель нашего педсовета: Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.

Задачи:

Познакомить педагогов с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс.

Изучить и проанализировать опыт работы МДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий.

Выявить и проанализировать показатели социально – психологического здоровья воспитанников.

Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в детском саду.

Предварительная работа с воспитателями:

Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

Исследований состояния здоровья детей,

Диагностика физической подготовленности дошкольников;

Анализ профессиональной компетенции воспитателей;

Тематическая проверка состояния физкультурно - оздоровительной работы;

Исследование среди родителей - анкетирование "Какое место занимает физкультура в вашей семье".

План педагогического совета.

Актуальность данной темы – сообщение зав. МДОУ.

Классификация здоровьесберегающих технологий. зам. зав. по УВР

Система оздоровительной работы - ст. м/с,

Здоровье сберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей. Старший воспитатель

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании . Руководитель по физ. вос.

Технология обеспечения социально – психологического благополучия ребенка. Педагоги –психологи – , :

а) Релакционные упражнения;

б) Групповая релаксация под музыкальное сопровождение;

в) Презентация информационных папок «Советы психолога».

Практико-аналитическая часть.

Утверждение решения педсовета.

Эпиграф "Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".

Успех в жизни каждого прямо зависит от состояния здоровья. Это нам с детства пытаются внушить все вокруг. Повзрослев, мы понимаем о пользе здорового образа жизни, но, как всегда, начинаем его “с понедельника”. Надо что-то срочно менять! Нам нужны здоровые и счастливые дети! Мы не будем вас убеждать в пользе здорового образа жизни. За нас это сделают известные, успешные и мудрые люди. Цитаты для того, чтобы вы выбрали для слова и в конце педсовета их озвучили.

С каждым днем я все больше убеждаюсь, что успех в жизни зависит от состояния здоровья. Когда мы себя плохо чувствуем, у нас неважное настроение - мы капризничаем и живем в состоянии «оставьте меня в покое». А вот когда мы здоровы – мы готовы горы свернуть. Очень жаль, что ценность и важность здоровья многие из нас понимают, становясь уже очень взрослыми.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий.

Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий , составляющих здоровьесберегающую технологи, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!

Актуальность проблемы. - Заведующий

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Ведущий.

Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.

1. Что такое “технология”?

Какие составные части входят в понятие “технология”?

Ведущий.

Ваши ответы верны. Необходимо объединить их в определение. (Данное определение предлагается -канд. пед. наук)

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

2.Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ведущий:

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

3.Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Ведущий:

Верно. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

4.Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов.

Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

Педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.

Ведущий.

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Необходимо классифицировать их различные виды.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Ведущий прикрепляет на доске (или записывает) виды здоровьесберегающих технологий.

5.Назовите составляющие элементы медико-профилактической технологии.

(Педагоги называют, ведущий прикрепляет на доске или записывает элементы медико-профилактической технологии)

Организация мониторинга здоровья дошкольников

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,

Физического развития дошкольников,

Закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

8.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Ведущий: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

9.Технологии валеологического просвещения родителей.

папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.

Ведущий:

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

наиболее значимые из всех вышеперечисленных на здоровье детей. Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в работе?

в работе используются элементы здоровьесберегающей технологии (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Рисунок

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости .

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др: в работе педагога можно использовать и элементы технологии У. Бейтса. Она достаточно эффективна интересна как для педагогов (так и для детей).

Ведущий: Какие из данных элементов можно использовать в работе педагогов с детьми?

(Педагогам предлагается назвать элементы технологий. В случае если педагоги не называют, ведущий сам прикрепляет названия элементов технологий)

Педагоги называют:

режим смены динамических поз (по Базарному),

схемы зрительных траекторий (по Базарному),

метка на стекле (по Аветисову),

зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

(Тем самым педагоги закрепляют еще раз названия элементов здоровьесберегающих технологий, а ведущий может проверить правильность запоминания педагогами названий)

10. Педагогам предлагают карточки с заданием. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если педагог приводит пример - дополнительный балл. Максимальное кол-во баллов-12

Примерный образец заполненный педагогом карточки:

Приведите пример

Дайте определение “технология”

Инструмент профессиональной деятельности педагога.

Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с мед. правилами и нормами

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании

Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, закаливания, организация профилактических мероприятий в детском саду, организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании

Становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Целью технологий является становление осознанного отнош. реб к здоровью и жизни человека

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взр. в дет. саду и дома

К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

С какой целью применяется в ДОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов

С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни

Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)

Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей

Технологии валеологического просвещения родителей

Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т. д.

Карточки с ответами педагогов собирают. (На следующем педагогическом часе подсчитывают количество баллов).

«Здоровье сберегающая среда как условие физического и психического здоровья детей»

Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформировавшаяся личность, оберегаемая взрослым.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». .

Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием в ДОУ эффективной здоровьесберегающей, педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребёнка.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Педагоги добиваются благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям, что способствует сбережению здоровья детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия детей в процессе общения в детском саду и дома.

В каждой группе создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учётом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.

Также во всех группах созданы условия, способствующие реализации потребности детей в движении.

Предметно-развивающая среда:

В группах оборудованы зоны двигательной активности (физкультурным инвентарём, игрушками-двигателями, спортивными игрушками), дорожками здоровья;

Физкультурный инвентарь и оборудование соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (безопасны для детей, легко моются);

Физкультурные пособия соответствуют возрастным особенностям, пространству двигательной зоны, периодически меняются с учётом выполнения программы, интересов детей и результатов индивидуальной работы;

Обеспечено безопасное хранение физкультурного инвентаря, удобство его расстановки;

Установка физкультурного оборудования, в группе (ковровая дорожка) и зале защитное покрытие гарантируют безопасность занятий детей физическими упражнениями;

Физкультурный инвентарь предусматривает удовлетворение потребности детей разного уровня физической подготовленности в движении и их двигательных предпочтений в зависимости от пола.

Физкультурный зал оборудован. Два дня в неделю (среда и четверг) вечером он пустует, а можно проводить совместные мероприятия с родителями.

На территории МДОУ две спортивные площадки, для регулярной работы с детьми в плане физического воспитания, имеется выносное спортивное оборудование для развития двигательной активности и проведения физкультурных занятий (скамейки, дуги, кубы).

Проект решения педсовета:

1.Разработать стратегию организации работы по здоровьесбережению воспитанников.

2.Проанализировать и усовершенствовать систему методической работы по повышению компетентности педагогов.

3. Сделать картотеку здоровьесберегающих технологий для ДОУ.

Педсовет № 3 «Социально-нравственное воспитание – важный фактор социализации воспитанников»

«Приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со

сверстниками и взрослыми» (образовательная область «Социализация») Уроки вежливости

Использование технологии проектной деятельности в ДОУ по теме «Мой город Романов-Борисоглебск»

Педсовет № 4 «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства в ДОУ по речевому развитию воспитанников»

«Новое словечко» - 2 мл. гр. ГолубковаН. В.

«Мир звуков» - средняя группа.

Большакова

«Умную речь приятно слушать»- старшая группа

«Творим, выдумываем, сочиняем»- подготовительная к школе группа

Цель:

  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • поиск эффективных форм для формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни,
  • формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Начать педсовет с анализа выполнения решения предыдущего педсовета.

Уважаемые коллеги, повестку педсовета вы видите на экране (СЛАЙД 2)

Ход педсовета

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают.

Уважаемые коллеги! Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это..." (блиц опрос педагогов) (СЛАЙД 3)

Мы уточнили, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни.

(СЛАЙД 4) По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. Дети сами, естественно, не могут обеспечить себе здоровый образ жизни. Но это могут сделать взрослые: дома – родители, в детском саду – сотрудники детского сада.

В дошкольных учреждениях в целом сложился системный подход к организации оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей.

(СЛАЙД 5) Согласно данным НИИ педиатрии сегодня только 14% детей можно назвать условно здоровыми, то есть не имеющими патологий, серьёзных психологических и физических заболеваний, в то время как порядка 40% страдают хроническими заболеваниями практически с самого рождения, а 50% имеют проблемы в развитии опорно-двигательного аппарата.

Неутешительная статистика, правда? И это только официальные данные. В реальности же дела могут обстоять гораздо хуже.

(СЛАЙД 6) К тому же, состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы образовательные программы. Поэтому здоровьесбережение в ДОУ – одна из самых актуальных проблем современного общества.

Сегодня на педсовете выясним, какие условия созданы в нашем детском саду для работы по здоровьесбережению, какие здоровьесберегающие технологии используют педагоги нашего ДОУ.

Для начала разберёмся в понятиях.

Наиболее всеобъемлющей и общепринятой является формулировка ЗДОРОВЬЯ, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: (СЛАЙД 7) “Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Что же является самым главным для физического здоровья человека, и ребёнка в частности?

Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская, Юрий Фёдорович Змановский главные “киты”, на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма (СЛАЙД 8)

Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм, не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые “КИТЫ”, поддерживающие здоровье ребёнка.

(СЛАЙД 9) Основным же средством развития сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы являются циклические движения (бег, ходьба, плавание, прыжки и т.д.), при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Именно циклические виды движений наиболее естественны для ребёнка дошкольника.

Развитие дыхательной системы также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но...только на свежем воздухе! Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день и должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью.

Как обстоят дела в нашем детском саду? (озвучить результаты контроля выхода на прогулку)

Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включается система иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Не зря говорят: “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

Определим понятия “Технология” и “Методика”? Очень часто эти понятия путают. (СЛАЙД 10)

Технология - в широком смысле - совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности,

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, пошаговая инструкция, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

(СЛАЙД 11) Здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса.

В каждом дошкольном учреждении используются разнообразные программы. В каждой – здоровьесберегающие технологии.

(СЛАЙД 12) Комплексные (направленные на формирование у ребёнка универсальных способностей)

“Программа воспитания и обучения в детском саду” под ред. М.А. Васильевой

(Разделы “Физкультурно-оздоровительная работа”, “Воспитание КГН”, подраздел “Физическая культура” раздела “Обучение на занятиях”)

  • “Детство” Авторы: Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина (раздел “Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными”)
  • “Радуга” Автор Л.Д. Гусарова (Разделы “Формируем привычку к здоровому образу жизни”, “Физическая культура”)
  • “Истоки” автор М.А. Рунова (раздел “Физическое развитие”)
  • “Преемственность” авторы В.Г. Большенков, В.К. Бальсевич (раздел “Здоровье и физическая культура”

(СЛАЙД 13) Парциальные (или специализированные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Среди них выделены программы физкультурно-оздоровительного направления, валеологического направления и узкоспециализированные.

К программам физкультурно-оздоровительного направления отнесены:

  • “Физическая культура – дошкольникам” (Л.Д. Глазырина)
  • “Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми” (В.Т. Кудрявцева)
  • “Здоровье” (В.Г. Алямовская)
  • “Театр физического воспитания дошкольников” (Н.Н. Ефименко)
  • “Программа по физической культуре от 3 до 17 лет” (В.П. Щербаков)

К программам валеологического направления отнесены:

  • “Здоровье с детства” (Т.С. Казаковцева)
  • “Здравствуй” (М.Л. Лазарев)
  • К узкоспециализированным программам отнесены:
  • “Старт” (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина)
  • “СА-ФИ-ДАНСЕ” (Ж.Е. Фирилёва, Е.Г. Сайкина), которую уже несколько лет использует в работе наш инструктор по ФИЗО

Выделяют так же технологии, в частности: социально-оздоровительная технология “Здоровый дошкольник” Ю.Ф. Змановского

В комплексной программе “От рождения до школы” содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач (СЛАЙД 14):

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Вы, конечно, обратили внимание, что3 эти задачи присутствуют во всех возрастных группах. Но если 1 и 2задачи дополняются незначительно, то задачи формирования начальных представлений о здоровом образе жизни становятся всё более обширными и глубокими.

Давайте разберёмся, какие виды технологий используются в ДОУ

(СЛАЙД 15) Медико-профuлактические технологии обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Задачи этой деятельности организовать:

  • мониторинг здоровья детей
    (Анализ документации: наличие в группах карты физического развития и здоровья, листа здоровья /заболеваемости.
  • разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • контроль за питанием детей, физическим развитием, закаливанием;
    (Озвучить результаты тематической проверки)
  • профилактических мероприятий в детском саду (иммунизация, щадящий режим в период адаптации и т.д);
  • контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
  • здоровьесберегающая среда в ДОУ.

Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медиками и педагогами. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

(СЛАЙД 16) Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

  • развить физические качества,
  • контролировать двигательную активность и становление физической культуры дошкольников,
  • формировать правильную осанку,
  • осуществлять профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата
  • оздоравливать при помощи средств закаливания,
  • воспитывать привычку к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, а так же в виде различных гимнастик, закаливающих процедур (босохождение, воздушные ванны и т.д.), физминуток, П/и, организация прогулок, и т.д.

(СПРАВКА ТП: Выполнение оздоровительных мероприятий в режиме дня)

(СЛАЙД 17) Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника.

Основная задача этих технологий

  • обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. (Вежливое обращение к детям, спокойная речь воспитателя, внимательное, заботливое отношение и т.д.)

(СЛАЙД 18) Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на

  • развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья,
  • развитие потребности к здоровому образу жизни.

Педагог, стоящий на страже здоровья ребёнка, воспитывающий культуру здоровья ребёнка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, заботиться о своём здоровье, не переутомлён работой, должен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.

Как оценивают педагоги своё здоровье и готовность к деятельности по здоровьесбережению?

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ – (Анкета для педагогов – приложение №1)

(СЛАЙД 19) Технологии валеологического просвещения родителей

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в

  • формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
  • в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
  • информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
  • привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В нашем детском саду взаимодействие с родителями по вопросам здоровьесбережения ведётся с помощью различных мероприятий. По результатам анкетирования педагогов это: родительские собрания, консультации устные и письменные, папки-передвижки, спортивные праздники, и др.

(Анализ наглядной агитации в родительских уголках – по результатам ТП)

Озвучить результаты анкетирование родителей. (Анкета – приложение №2)

(СЛАЙД 20) Здоровьесберегающие образовательные технологии – это, прежде всего, технологии воспитания культуры здоровья дошкольников.

  • формирование у ребёнка осознанного отношения к здоровью и жизни,
  • накопление знаний о здоровье,
  • развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нём, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. (т.е., всё то “наполнение” 3 задачи образовательной области “здоровье” программы “От рождения до школы”)

Опрос показал, что педагоги недостаточно компетентны в теоретических вопросах по здоровьесбережению

Давайте посмотрим, как обстоят дела на практике.

Какие здоровьесберегающие технологии используются в группах? (СЛАЙД 21)

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ГРУПП

(по ходу выступления ставить галочки в соответствующих графах)

1 гр 2 гр 3 гр
УГ
Гимнастика после сна
Прогулки
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Профилактика плоскостопия
Профилактика нарушений осанки
Полоскание рта
Обширное умывание прохладной водой
беседы
Закаливание (Босохождение, топтание по мокрым дорожкам и т.д.)

Итак, В нашем детском саду используются различные формы организации (здоровьесберегающие технологии) работы по физическому воспитанию детей. Особое внимание в режиме дня важно уделять проведению закаливающих процедур

Заостряю Ваше внимание на том, что одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Кроме того, во время прогулки происходит закаливание органов дыхания, тренировка сердечнососудистой системы, укрепляется иммунитет ребёнка – те самые 3 кита, на которых держится здоровье и жизнь ребёнка.

Так чем же обеспечивается здоровье ребёнка? Предлагаю вам составить модель ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА в виде ДЕРЕВА (работа в группах) (СЛАЙД 22)

  • Ствол – это здоровье
  • Корни – факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
  • Крона – следствие, т.е. каким будет ребёнок

(Факторы: (правильное питание, соблюдение режима дня, ЗОЖ, полноценный сон, закаливание, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и т.д.)

Следствие – интегративные качества:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
  • любознательный, активный
  • эмоционально отзывчивый
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • способный управлять своим поведением и соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
  • овладевший необходимыми умениями и навыками)

Таким образом, у нас получилась модель здорового ребёнка. (СЛАЙД 23)

И наша с вами задача - “питать” корни – создавать условия, обеспечивающие крепкое здоровье ребёнка.

Итак, наш педсовет подходит к концу. Предлагаю приступить к выработке решений (СЛАЙД 24)

(работа в группах: педагогам предлагается перечень ключевых фраз для принятия решения:

  • Включить в работу (изучить, продумать..)...
  • Апробировать.....
  • Повышать компетенцию педагогов в....
  • Создать на группах...
  • Проанализировать заболеваемость за....
  • Принять к сведению замечания по....
  • Представить результаты работы на......
  • Ввести в практику работы....
  • Неукоснительно выполнять.....)

Пока формулируется проект решения, предлагаю вам ознакомиться с 10 правилами здорового образа жизни. (СЛАЙДЫ 25-36)

Решение педсовета:

Список литературы.

  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. “Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI ВЕКА”
  2. Антропова М.В., Кузнецова Л.М. “Как наблюдать за развитием и здоровьем ребёнка”
  3. Соловьёва Н.И., Чаленко И.А. “Здоровый образ жизни”
  4. Тарасова Т.А., Власова Л.С. “Я и моё здоровье”. Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет
  5. “Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях” под ред. В.И. Орла, С.Н. Агаджановой
  6. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста” составитель С.С.Бычкова