Особенности работы воспитателя доу с одаренными детьми. Доклад «выявление и система работы с одаренными детьми в ДОУ

…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий. Ф. Бэкон

Одаренность - наличие потенциально высоких способностей у человека. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как правило, такие дети проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее.

Все педагоги согласятся, что приятно работать с детьми успевающими, способными. Они достаточно легко усваивают предлагаемый материал, выполняют определенный алгоритм действий; конечно, ошибаются, но после детального объяснения могут самостоятельно найти и исправить ошибку.

Есть дети, которым не так легко дается учебный материал. И тут на помощь и им, и педагогам приходят разнообразные приемы и методы обучения. Разрабатываются системы упражнений, направленные на развитие мыслительной деятельности трудно успевающих детей; ищется индивидуальный подход к каждому ребенку; педагог совершенствует приемы объяснения материала, придумывает новые, ориентируясь на первопричины проблем ребенка. Работа эта долгая, порой не дающая высоких результатов, но безусловно необходимая.

А вот как работать с детьми одаренными? Чему и как обучать их?

Порой мы, педагоги, не уделяем им достаточно своего времени и внимания. Ведь они и так со всем справляются лучше и быстрее своих сверстников. Да и в детском коллективе одаренных детей (действительно одаренных, а не просто способных) не так много. Два-три, а может, и того меньше. А ведь самое важное для взрослого - и родителя, и педагога - не упустить одаренного ребенка. Такие дети безусловно нуждаются в особых условиях, словно поддерживающих развитие их талантов и способностей.

Почему я говорю о родителях? К сожалению, мамы и папы часто необъективно оценивают способности своего ребенка - или чрезмерно их завышают, или недооценивают. Скорее всего, это связано с тем, что родители не могут продиагностировать способности ребенка или хотя бы сравнить их с умениями и навыками других детей. Они не видят своего ребенка в широком диапазоне различных видов деятельности, а видят лишь за какими-то определенными, чаще режимными занятиями (прогулка,
игры дома, укладывание на сон и т. п.).

Педагог же не только может увидеть, выявить, пользуясь педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.

Одаренность имеет сложную структуру, обуславливаемую совокупностью психических качеств личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными, литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. Как важно увидеть направление одаренности ребенка!

Среди моих воспитанников выделялся необыкновенным талантом выдумщика и рассказчика Алеша К . Он не просто придумывал истории, у него были «живые» герои, со своими характерами и манерой поведения. В его рассказах сплетались сюжеты и приходили к неожиданному концу. При этом у Алеши огромные сложности вызывало в дошкольном периоде и вызывает сейчас в школе обучение точным наукам. Но он продолжает теперь уже писать свои рассказы и сказки. Не без помощи родителей продолжает развиваться Алешин талант уже на более высоком уровне - кружок литературы и журналистики. Вполне возможно, что через много лет мы увидим на полках книгу автора Алексея К.

Итак, что же отличает одаренного ребенка от остальных?

Прежде всего наличие специфических подходов к усвоению материала:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Уже в самом раннем возрасте одаренные дети способны анализировать условия задачи, выходить за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и закономерности.

В младшей возрастной группе при изучении состава числа «4» я предложила детям выполнить следующее задание по математике: у каждого ребенка на столе лежат в кучке цыплята (плоскостной раздаточный материал), нужно разложить цыплят по четыре.

Все дети группы выполнили задание следующим образом: они отсчитывали цыплят по четыре и разбивали тем самым их по маленьким кучкам. И это правильное решение. Но не оптимальное.

Игорь М. выполнял то же задание, но по-другому: он выложил четырех цыплят в ряд, а затем под ними ряд за рядом выкладывал остальных. На мой вопрос: «А почему ты не считаешь цыплят?» он ответил: «Зачем? Этих (сверху) четыре, остальных тоже по четыре». Игорь проанализировал задачу и разработал свою, новую, отличную для других систему.

Юра А., раскрашивая ритмический рисунок «Бусы на нитке» с заданной последовательностью узора из трех цветов , не меняет постоянно три цветных карандаша - вначале он рисует бусины одного цвета, оставляя пустые места для других, потом заполняет эти места бусинами соответствующего цвета. Для Юры эта система выполнения задания проще и логичнее.

Таких примеров с одаренными детьми в моей группе я могу привести немало. Конечно, я сейчас описываю детей, одаренных в определенном направлении - в математическом развитии. Безусловно, эти ребята талантливы не во всем. К примеру, в художественной деятельности они не выделяются среди других детей. Но вот если говорить об их речи, об их эрудиции, об их интеллекте… Часто тут им нет равных.

К детскому празднику мы разучивали танец тарантеллу. Когда я начала рассказывать детям о происхождении названия этого танца, Юра А., задумавшись, сказал: «Странно, похоже на тарантула». Мальчик сумел вычленить корень слова «тарантелла» и сопоставить с известным ему названием паука. Хочется отметить, что Юра А. интересуется энтомологией. С помощью родителей собирает и изучает коллекцию насекомых, пауков, членистоногих. Он также посещает секцию спортивной гимнастики и кружок шахмат.

Хочется сказать несколько слов о математических способностях одаренных детей нашей группы (на данный момент им исполнилось 5,5-6 лет).

Для ребят не составило труда самостоятельно осознать принцип образования чисел в пределах ста и дальше, они легко оперируют числами в уме, называя следующее и предыдущее к предложенному. Могут складывать и отнимать числа через десяток, еще не освоив состав числа, но интуитивно используя поединичный счет. Думаю, если объяснить доступно их возрасту принцип умножения, они осознают его и будут оперировать и этим оперировать математическим действием.

Ребята легко сравнивают в уме без наглядной опоры два числовых множества: называют, какое больше и на сколько, какое меньше и на сколько. Порой предложение «А давайте это проверим и сравним, соединив в пары» вызывает у них недоумение: для них очевидно, что 8, к примеру, на 3 больше, чем 5, а 5 на 3 меньше, чем 8.

Кроме способности к вычислению, у этих детей уже есть достаточно развитые

  • логика (такие задания на слух, «Оля выше Пети, Петя выше Светы. Оля выше Пети, Петя выше Светы. Сравни детей по росту», не вызывают труда);
  • образное мышление (они без особого труда мысленно «вращают» плоские и объемные фигуры в пространстве);
  • умение классифицировать.

В соответствии с возрастом мы пока выполняем задания на классификацию по двум признакам . Ребята без труда распределяют предложенные предметы по двум признакам в четырех областях. При этом они очень точно и математически правильно объясняют свое решение.

К примеру, дается два признака - красный и игрушки: «Синяя машинка попадает в эту квартиру, потому что она не красная и игрушка; красная тарелка попадает в другую квартиру, потому что она красная и не игрушка; красная пирамидка попадает в середину (пересечение двух квартир), потому что она и красная, и игрушка; синий тапок становится „бездомным“, потому что он не красный и не игрушка».

Одаренные дети легко ориентируются в пространстве : спокойно «читают» планы и разбираются в них. Мною разработан комплекс дидактических игр и пособий по работе с планами: план мест детей за столами, план группового помещения, план участка, план кукольной комнаты для Ежика и так далее. Мы знакомимся с различными видами планов (план корабля, план эвакуации детского сада). Дети учатся ориентироваться по плану и самостоятельно его рисовать. В заключение обучения по этому блоку детям предлагается домашнее задание - нарисовать план своей комнаты. Затем несколько занятий мы посвящаем тому, что ходим друг другу в гости (виртуально): ребенок приглашает к себе домой, рассказывает и показывает на плане, что и где находится у него в комнате.

Не могу сказать, что талантливые дети никогда не ошибаются. Они совершают ошибки. Это естественно в процессе обучения. Но они способны после соответствующего объяснения осознать свою ошибку, исправить и не повторить. Нередко бывает, что они видят ошибки у других детей и даже у взрослых. С моей точки зрения, это очень высокий уровень развития для 5-6-летнего ребенка - увидеть ошибку, не побояться на нее указать и доказать свою правоту.

Для развития логического мышления одаренных детей я использую очень интересные загадки из цикла «Принцесса или тигр» книги Смаллиана Реймонда (американский математик, пианист, логик), адаптированные мною для старшего дошкольного возраста. При решении этих загадок используются логические операции конъюнкция («и») и дизъюнкция («или»). Предлагая загадки детям, я частично опираюсь на наглядность, так как найти решение в уме сложно и взрослым.

Пример загадки: король предлагает рыцарю открыть одну из дверей, только за одной из них спрятана принцесса, за другой - тигр. На одной двери написано: «В этой комнате находится принцесса, а в другой комнате тигр», на другой - «В одной из этих комнат находится принцесса, в одной из этих комнат сидит тигр». На одной двери написана правда, а на другой - ложь. Надо помочь рыцарю найти принцессу.

С каждым правильным ответом уровень сложности загадки возрастает. Для развития пространственного, наглядно-образного, комбинаторного мышления, умения анализировать традиционно используются такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и другие. Но это все плоскостные игры. А мне бы хотелось вывести мышление детей из двухмерного в трехмерное пространство. Это ведь очень сложно — оперировать в трехмерном измерении различными фигурами и предметами — не только детям, но и взрослым.

Простой пример: можете ли вы представить фигуру, получившуюся в результате пересечения двух цилиндров одинакового размера крест-накрест? Если смогли, значит, у вас хорошо развито пространственное трехмерное мышление.

Для развития трехмерного мышления детей хорошо использовать игры с палочками (раньше называли игры со спичками), так как часто решение загадки можно найти, только выйдя из плоскости; игры Б.П. Никитина «Уникуб», «Кирпичики»; кубик Рубика; изготовление поделок оригами .

Безусловно, для развития пространственного мышления способствует знакомство с объемными фигурами. Но помимо этого, я немного знакомлю детей с таким топологическим объектом, как лист Мёбиуса . Занятие проводится в форме совместной экспериментальной деятельности: «А что получится, если лист разрезать по линии, проходящей по середине ленты? А если разрезать, немного отступая от края?» (И т. п.)

Детям очень нравится выполнять эти задания, так как каждый раз они получают неожиданный итог, что воспринимают все это действо за фокус.

Отдельно хочется рассказать про использование флексагонов в процессе развития пространственного мышления .

Флексагоны - плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определенным образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности (плоскости), которые ранее были скрыты в конструкции, а прежде видимые поверхности уходят внутрь. Тем самым флексагон из плоскости выводит нас в пространство объема.

Видов флексагонов много, но, к сожалению, общепринятой системы наименований для них нет. Тетрафлексагоны и тригексафлексагоны легко сделать с детьми, используя заготовки. Ребята могут вначале самостоятельно раскрасить, а затем по схеме сложить и склеить флексагон. Получается замечательная математическая головоломка. Вот уже гексагексафлексагон сделать сложнее. Тут потребуется индивидуальная кропотливая работа. Но результат порадует всех. И конечно, интересно сложить флексор - это объемная фигура, полученная путем складывания по определенной схеме полоски бумаги, представленная вращающимися кольцами тетраэдров. Если кого-то эта тема заинтересовала, то она широко представлена в Интернете: выложены схемы сборки, видео с процессом изготовления моделей и так далее.

Начиная со старшего возраста, мы осваиваем с детьми настольную игру шашки . Тут не обходится без помощи родителей, так как в саду я могу ребятам только объяснить правила игры и заинтересовать ею. А вот играть несколько партий подряд не позволяет время. И только дома с родителями и другими родственниками дети могут отрабатывать навыки и приемы игры.

Прежде чем познакомиться с правилами игры в шашки, ребята учатся ориентироваться на шашечной доске, для чего я разработала серию дидактических игр и заданий . После освоения доски приступаем непосредственно к игре. Шашки необходимы для развития умственных и аналитических способностей. Игра в шашки только на первый взгляд кажется простой: шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен все время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника. Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках
применяются научные методы исследования, прежде всего - анализ. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьезно говорить об умении играть в шашки. Надо уметь правильно оценивать позиции, что нелегко. Здесь нужны и богатая практика, и знания, и интуиция.

Для поддержания интереса к игре в шашки два раз в год мы проводим шашечный турнир. Правила турнира не совсем такие, как у взрослых. К сожалению, как и во взрослых турнирах, проигравший покидает соревнование, но только после двух проигрышей. Ребенку дается возможность, раз проиграв, остаться в турнирной таблице и продолжить соревнование до следующего поражения или победы. Турнир длится примерно неделю. В общей сложности более 30 партий играют участники-шашечники. Причем с каждым турниром количество участников и соответственно партий увеличивается, так как уже большее количество детей втягиваются в эту игру.

Как я уже отмечала, ко многим знаниям и умениям одаренные дети приходят интуитивно. Уже с раннего возраста они отличаются высоким уровнем способности к самообучению. Поэтому такие дети нуждаются скорее не в целенаправленных учебных воздействиях, а в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Главный принцип работы с такими детьми, с моей точки зрения, должен строиться не на принципе «Делай как я; повтори за мной», а на принципе «Как ты думаешь, почему так?»

В этом году я разработала новый вид занятия для талантливых детей - «Занятие без воспитателя» и при поддержке старшего воспитателя детского сада провела его с одаренными детьми группы. Надо отметить, что идею мне подал все тот же Юра А. Как-то раз, увидев задание в тетради, он сказал: «А я понял, что надо делать». Потом закрыл уши и начал тараторить: «Только не говорите, только не говорите. Я сам». Увидев, сколько у мальчика желания сделать самостоятельно это задание так, как он это понял, я осознала, что именно таких заданий и игр ему не хватает. Заданий, где бы Юра и другие одаренные дети могли проявить способность самостоятельно без подсказки взрослого проанализировать проблему по вводным данным, принять решение, основываясь на полученных ранее знаниях. Я разработала серию занятий по принципу квеста (от английского quest - вопрос; один из основных жанров компьютерной игры, важнейшими элементами которой является обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий).

Конспект занятия предлагается ниже. Занятие включало несколько заданий, решая которые и получая за правильные ответы числа ребята в итоге смогли бы «запустить ракету в космос». Зачем числа, как запустить ракету, как выполнить то или иное задание, не объяснялось. Ребята должны были найти решение самостоятельно.

Конечно, что-то вызвало большие трудности, что-то — меньшие. Но в итоге «ракету отправили в космос». Ребята справились. Но было над чем поразмышлять нам, взрослым, по окончании занятия: и об уровне сложности заданий, и о звуковых сигналах, и об объеме приобретенного ранее опыта у детей. Но, несмотря на некоторые недочеты первого опытного занятия в такой форме, прежде всего было интересно наблюдать за детьми. Не все справились с поставленной задачей.

Благодаря нестандартным заданиям мы смогли продиагностировать ребят на способность к самостоятельному принятию решений. Была хорошо видна индивидуальность детей: кто в группе лидирует, дает много интересных версий и идей (совсем как в передаче «Что? Где? Когда?»); кто отмалчивается, кто не может «протолкнуть» свою идею в силу индивидуальных особенностей; кто предлагает идею, но отходит в сторону, не воплощая ее, лишь наблюдая за тем, как это делают другие и так далее.

Одна из самых больших проблем, замеченных нами, - это проблема общения детей.

Часто они не слышали друг друга, не слышали предлагаемых хороших идей. Пытались индивидуально решить задачу, не опираясь на помощь товарища. Хотя тот же Юра А. настойчиво твердил: «Прислушивайтесь к мнению другого!»

Эгоцентризм, неумение работать в команде - это одна из особенностей одаренных детей. И все-таки такие занятия в игровой форме необходимы для развития таланта ребят, так как смогут не только развивать их неординарные способности, но и помогут им адаптироваться в социуме, научат (пусть и не сразу) работать в команде, слушать и слышать чужое мнение.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «РАКЕТА НА СТАРТЕ»

Цель - диагностировать возможность детей самостоятельно находить решение проблемы.

Задачи:

Развивать:

  • умение детей осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение действовать по собственной инициативе;
  • умение выполнять задания без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить полученные ранее знания и действия в новые условия;
  • умение анализировать и обрабатывать полученную информацию в соответствии с вводными данными;
  • исследовательские умения;
  • креативное мышление - умение находить нестандартные решения и мыслить за рамками готовых шаблонов.

Закреплять:

  • навыки счета предметов;
  • умение соотносить число с количеством предметов;
  • навыки ориентировки по плану местности.

Формировать:

  • умение и навыки работы в команде;
  • умение отстаивать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других;
  • умение конструктивно воспринимать критику и признавать свои ошибки.

Воспитывать:

  • ответственность перед друзьями при выполнении своей части работы;
  • чувство товарищества (поддерживать команду во всех ситуациях, не дистанцироваться от командного решения даже в случае его неэффективности);
  • уважение и терпимость к мнению других членов команды.

Форма проведения - «занятие без воспитателя».

Материалы:

  • нарисованная ракета;
  • наборы цифр от 0 до 10;
  • пирамидка, схемы постройки пирамидки;
  • таблица кода;
  • раздаточный материал (планеты, звезды, месяцы);
  • кувшин с резиновым мячиком и знаками «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя»;
  • чашки с разным наполнителем (в двух-трех - сахарный песок, в других - соль, в трех-четырех - вода);
  • план группового помещения, игрушки с наклеенными на них цифрами;
  • нарисованные ворота с замком;
  • разрезные буквы;
  • бубен.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям «запустить ракету в космос», а для этого надо самостоятельно, без помощи взрослых выполнить несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание будут даваться какие-то элементы, которые и помогут запустить ракету. Воспитатель напоминает ребятам, что выполнить задания можно, только если действовать сообща и прислушиваться к мнению другого. Обращает внимание, что по ходу игры будут звучать звуковые сигналы, указывающие игрокам, что они идут в неправильном направлении и нужно искать другой путь решения задачи. (Звуковые сигналы необходимы, так как это дает возможность детям немного ориентироваться в вариантах решений и не топтаться на месте.)

Задание № 1 - «Кувшин с секретом».

Предлагается кувшин с резиновым мячиком на дне. На кувшине знаки «Переворачивать нельзя» и «Рукой вынимать со дна нельзя». Чтобы достать мяч (а на нем закреплена цифра «1»), дети должны сообразить налить в кувшин воду, и мяч всплывет.

Чашки с водой стоят на столе. Для возможности экспериментирования стоят чашки с разными наполнителями.

Задание № 2 - «Пирамида».

Предлагается разобранная пирамидка, которую надо собрать по схеме, лежащей рядом. Собрав пирамидку, дети получают еще цифры «4» и «10».

Задание № 3 - «План группы».

На плане группы в определенных местах указаны номера игрушек, которых надо в эти места поставить. Игрушки с номерами стоят рядом на столе. После правильного выполнения задания игроки получают цифры «0» и «9».

Задание № 4 - «Вход на космодром».

Предполагается, что на «воротах в космодром» в пустые места ребята положат круги с нарисованными стрелками в том направлении, как указано на заборе рядом с воротами. Открыв ворота, ребята получают цифру «3».

Задание № 5 - «Код запуска».

Предлагается таблица 3/3. В верхнем ряду изображения месяца, звезды, планеты. На столе лежат 5 месяцев, 8 звезд, 6 планет и цифры от 0 до 9. Предполагается, что дети сосчитают месяцы, звезды, планеты и выложат в таблице соответствующие числа «5», «8», «6». Это и есть код запуска. Разгадав код, игроки получают цифры «5», «8» и «6».

Задание № 6 - «К старту готова».

Предлагаются разрезанные буквы двух цветов, из которых собираются слова: красным - «ракета», синим - «старт». После правильного выполнения задания игроки получают цифры «2» и «7». Если ребята соберут все цифры от 0 до 10, то они смогут обратным счетом «запустить ракету в космос».

Литература

1. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети. - М., 1991.

2. Гарднер М. Hexaflexagons and Other Mathematical Diversions (русский перевод. Математические головоломки и развлечения). - М., 1999.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.

4. Математическая энциклопедия. Коллектив под руководством И. М. Виноградова. - М., 1985.

5. Смаллиан Р. М. Принцесса или тигр. - М., 1985.

6. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий. - М., 1982.

7. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 2008.

Материал предоставлен , сентябрь 2015 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29 «Стриж» г.Смоленска

Консультация для педагогов

Формы работы с одаренными детьми

Подготовила

Педагог-психолог

Моторыкина Е.А.

Смоленск, 2016

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Система воспитательно - образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей

Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

    Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

    Учет синзитивности дошкольного детства.

    Индивидуальный подход,

    Своевременное начало.

    Возможность выбора.

    Комплексный подход.

    Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы педагога должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

Исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы:
- работа в парах, в малых группах,

Разноуровневые задания,

Творческие задания;
- дискуссия;
- игры.

Очень важны:

Предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым детям выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в средней группе детского сада на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Педагог уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

Как правило, у одаренных детей проявляются:

Высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.

Используя дифференцированный подход, каждый педагог работает над развитием этих качеств.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования.

В нашем детском саду имеются 4 кружка:

Занимательная математика – гр.3

Грамотейка – группа 1 и 3

Правознайка - группа № 2

Маленький дизайнер - группа № 6.

Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники - это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Наши дети участвуют в различных мероприятиях и выступают на городской сцене. также в детском саду ежегодно проводится творческий отчет деятельности ДОУ на родительской конференции.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Ольга Чекушкина
Система работы с одаренными детьми в ДОУ

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты».

Фердинант Август Бебель

Одаренность – понятие поэтическое. Недаром Даниил Гранин очерк о Пушкине назвал «Священный дар» . Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность . Драгоценный, и может быть, непостижимый дар человеку. Дар природы…Конечно, но не только. Это как алмаз, который засверкает своими гранями только после того, как побывает в руках мастера…

Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Как бы ни был одарен ребенок , он нуждается в бережных и заботливых воспитателях, которые придадут природному «материалу» бриллиантовый блеск.

«Одаренный » , «способный» , «талантливый» - эти слова довольно часто произносятся нами – педагогами и родителями. Под способностями понимаются, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

Одаренность чаще всего трактуется как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность ученые характеризуют, как системное , развивающееся в течении жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.

Когда этот дар проявляется у малыша, о нем говорят – «одаренный ребенок » . Одаренный ребенок – это ребенок, отличающийся очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности, интенсивность выраженности и яркость которых выделяют его среди одногодок.

На сегодняшний день, получив право самостоятельно определять содержание и форму работы с воспитанниками , некоторые педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений выбирают развитие одаренности основным направлением своей деятельности. Подобный выбор актуализирует проблему выявления одаренных дошкольников , поиска педагогических условий, стимулирующих раскрытие одаренности в дошкольном детстве.

В нашем Центре развития ребенка систематически ведется работа с одаренными детьми . Реализация такой деятельности берет свое начало с проведения стартового мониторинга в начале учебного года и заполнения карт развития воспитанников. Следующим этапом было проведено заседание психолого – медико – педагогического консилиума, где присутствовали все педагоги нашего учреждения. На данном заседании, по результатам стартового мониторинга, было выявлено, что дети с особыми образовательными потребностями, имеющие несформированные знания, умения и навыки отсутствуют, и выявлены воспитанники, у которых достаточно высоко сформированы ЗУНы. Педагогами были сделаны запросы в письменном виде, направленные мне, как психологу, и мной была проведена дополнительная диагностика с целью выявления одаренных детей . Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними , накопленный в мировой психологии и педагогике, показывает, что детская одаренность наиболее проявляется у дошкольников в возрасте 5-7 лет. К таким предпосылкам одаренности относятся : высокая любознательность и исследовательская активность, умение отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличают способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Таким образом, опираясь на показатели одаренности , проявляющиеся в дошкольном возрасте, для дополнительного исследования детей мной использовались следующие методики : Клименко В. В «Словарная мобильность» - на определение уровня развития речи, Клименко В. В «Как спасти зайку» , «Солнце в комнате» - эти методики предназначены для выявления творческих способностей, Немов Р. С. «Придумай рассказ» - на определение уровня развития воображения, Черемошкина Л. В. «Диагностика природной памяти» - для определения силы природной памяти, Гуткина Н. И. «Сказка» - на выявление уровня любознательности. В ходе дополнительного тестирования все воспитанники, отнесенные к категории «одаренные дети » показали высокие результаты.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности , нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, т. е. нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Развитием детей занимается воспитатель, непосредственно имеющий дело с детской одаренностью . Именно его взгляду становятся доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуального и творческого развития детей. Это обстоятельство позволило многим исследователям доверять психодиагностической оценке педагога. Поэтому в рамках дополнительного исследования, для определения направленности одаренности , проводилось анкетирование педагогов и родителей одаренных детей при помощи опросника А. И. Савенкова «Определение склонностей ребенка» .

Данный опрос, позволил определить, в какой из шести сфер деятельности проявляется одаренность дошкольника .

Об одаренности в интеллектуальной сфере можно говорить, если ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность. Часто с головой уходит в то или иное занятие. Выделяется умением хорошо излагать свои мысли. Демонстрирует способности к практическому приложению знаний. Знает многое, о чём его сверстники и не подозревают.

Одаренность в сфере академических достижений характеризуется, если ребёнок быстро продвигается в различных областях знаний, таких как математика, обучение грамоте и т. д.) Дошкольник внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес к классификации; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с природой; часто задаёт вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к опытам и экспериментам.

Третья сфера одаренности – это сфера творчества (креативность) . Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен. Демонстрирует высокий энергетический уровень; часто делает всё по-своему; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость мышления) .

В сфере общение и лидерства одаренный ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с лёгкостью общается с другими детьми и со взрослыми ; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Сфера художественной деятельности. В изобразительном искусстве : ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием и лепкой; весьма серьёзно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; экспериментирует с использованием традиционных материалов; его произведения включают множество деталей; работы оригинальны . Музыка : ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнаёт знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.

В двигательной сфере. Дошкольник проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание) ; обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому) ; прекрасно удерживает равновесие.

По результатам дополнительного обследования воспитанников и опроса педагогов и родителей, был сформирован «Банк одаренных детей МДОУ ЦРР – д/с № 15» , и на данных воспитанников, педагогами были разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

В разработке индивидуального маршрута принимают участие педагоги, деятельность которых соответствует направленности одаренности воспитанника . (Схема) Обратите внимание на экран, здесь Вы можете увидеть шесть сфер одаренности и педагогов , которые принимают участие в разработке ИОМ , относящегося к определенной сфере. Так, например, для интеллектуально одаренного ребенка , ИОМ разрабатывают : воспитатели, педагог – психолог и старший воспитатель.

Работа с одаренными детьми требует от педагога особых умений. Профессия педагога (в широком смысле слова) особенно предполагает наличие креативного мышления, нестандартных, инновационных подходов в реализации поставленных целей, постоянного движения вперед по пути самосовершенствования.

Сегодня вашему вниманию я хотела бы предложить небольшое упражнение на проверку своего умения работать с одарёнными детьми .

Я буду перечислять личностные черты и деловые качества, которые педагог встречает у своих воспитанников. Если названное мной качество нравится вам в детях, ставьте себе плюс. А если качество не нравится – ничего себе не ставьте.

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на занятии с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо занимается) .

10. Занятый своими делами (индивидуалист) .

11. Быстро, «на лету» схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Если у вас получилось 9 плюсов и больше то Вы – нестандартный педагог, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость . К сожалению, на практике такие педагоги встречаются редко!

Очень важно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности , проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов и родителей. Ведь одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Этот дар не терпит застоя. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия

Пояснительная записка.

  1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
  2. Принципы организации педагогического процесса.
  3. Методы диагностики в ходе реализации программы.
  4. Реализация направлений работы.
  5. Ожидаемые результаты выполнения работы.
  6. Планирование.

Пояснительная записка

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование» : создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарѐнность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одарѐнность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей) . Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
  • Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
  • Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
  • Принципы развивающего обучения;
  • Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.) ;
  • Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Использование диагностических материалов.

I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.

Задачи:

  1. Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
  2. Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
  3. Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  4. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее) .
  5. Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.

Педагогические задачи:

  • Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
  • Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
  • Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
  • Повышение качества обучения;
  • Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.

II. Принципы организации педагогического процесса.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого - педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика» , «Краеведение» и др.

III. Методы диагностики в ходе реализации программы:

  1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи) .
  2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
  3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов) .
  4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности) .
  5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль) .
  6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
  7. Конкурсы, фестивали, выставки.

IV. Реализация направлений работы.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
  • организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
  • оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети» ;
  • организация консультаций для педагогов.

Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках

образовательного процесса:

Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.

  • Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
  • Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью) .
  • Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
  • Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.

Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной

деятельности:

  • Организация индивидуальной работы
  • Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные

Организация опытно-исследовательской деятельности

Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.

Организация предметных (персональных) выставок.

Организацию вечеров и праздников.

Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.

Создание спортивных центров в группах.

Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.

Выпуск стенгазет.

Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования

Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик» , но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:

  1. Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
  2. Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» - художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности - развитие творческих способностей детей.
  3. Хореографическая студия «Тюльпанчик»

Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.

Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:

  • родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
  • родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
  • подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
  • система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
  • детско-родительские проекты

Формы работы с педагогами:

  • педагогическое проектирование

Открытые показы, семинары-практикумы, консультации.

Взаимодействие с организациями:

  • ДШИ села Троицкое
  • Детские сады Целинного района
  • ОУ села Троицкое

V. Ожидаемые результаты:

В результате целенаправленной исследовательско - образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.

В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.

Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»

Материалы к статье

на педагогические чтения по теме

«Педагогические условия, способы,

формы работы с одаренными детьми

дошкольного возраста».

Выполнила воспитатель:

Осинцева Вера Антоновна.

Воспитатель высшей категории.

С. Омутинское 2016г.

Что же такое «одаренность» и как она проявляется маленьком ребенке? Что заставляет взрослых увидеть в малыше талант и потом искать подтверждение своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности – это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность («Она все замечает), ненасытное любопытство («Куда он только не лезет!») и отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).

Одаренность многогранна. Занимаясь вопросами детской одаренности, мы придерживаемся определения, которое было предложено Комитетом по образованию США (1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающих следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).

Дети, опережающие свой возраст, обладают чрезвычайной способностью к подражанию, к усвоению того, как говорят и мыслят старшие. Отсюда велика роль старшего, позволяющего ребенку достичь незапланированных высот, то есть идущего рядом с ребенком воспитателя.

Процесс обучения для таких детей предусматривает дифференциацию по помощи, которую будет оказывать взрослый.

В нашем детском саду мы определили следующие направления: создать банк данных об одаренных детях; составить карту индивидуальных достижений воспитанников; работать дифференцированно; осуществлять индивидуальный подход и консультировать детей; анализировать свою учебно – воспитательную деятельность и детей всей группы; обогащать учебные программы и построить воспитательную работу так, чтобы создать комфортные условия для одаренного ребенка ребенка.

Важно уважать и обсуждать любую его идею, какой бы странной она не казалась. Мы следим за здоровьем и психологическим состоянием воспитанника, так как для него характерны периоды подъема и спада. Требования должны точно соответствовать интеллекту одаренного ребенка, потому что легкий материал ведет к усталости. Информация, подаваемая ребенку, должна стимулировать вопросы к воспитателю. Мы стараемся создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, поддерживаем способности ребенка к творчеству, проявляем сочувствие к ранним неудачам, находим слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегаем критику первых его опытов – какими бы они были неудачны. Относимся к ним с симпатией и теплотой. Ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Мы считаем, что ранее выявление способностей и специализированные программы обучения способствуют развитию в ребенке плодотворного отношения к учебе и к самому себе. В нашем детском саду используется программа, которая ориентируется на собственную систему выявления одаренных детей, в которой рассматриваются некоторые важные вопросы разработки пригодного на практике плана выявления способных детей:

  1. Поиск. Ищем потенциально одаренных детей, которые имеют возможность посещать группы для обучения специальной программы;
  2. Оценка. Процедура оценки спланирована таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и двигательного развития ребенка поступала из двух независимых источников: от родителей ребенка и от специалистов, проводящих индивидуальное тестирование.
  3. Отбор. Это заключительная стадия выявления способных детей. Отбор преследует двойную цель: 1). Подобрать наиболее подходящий для обучения по специальной программе состав детей; 2).Обеспечить наиболее полный охват этой программой детей.
  4. Выводы. Выявление одаренных детей дошкольного возраста и их последующее обучение по специальной программе.

Интеллектуальные возможности детей мы определяем путем:

а). анализа списков победителей различных выставок, соревнований, конкурсов;

б). наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов;

в). опроса воспитателей и специалистов о детях, которые проявляют способности;

г). анализа кружковой занятости детей и ее результативности;

д). проведения занятий с точки зрения активизации творчества дошкольников, которые раскрывают возможности к стимулированию умственного развития.

При формировании групп по интересам нам предоставляется возможность отобрать детей:

а). с общими интеллектуальными способностями (которых отмечают воспитатель и специалисты);

б). с творческими способностями (их отмечают дети и воспитатель);

в). с лидерскими (руководящими) способностями (их отмечают дети и воспитатель);

г). с исполнительскими способностями (видны всем в повседневной деятельности).

Основными формами работы с одаренными детьми в нашем детском саду

Являются:

  1. Занятия с использованием специальных методик.

Программы для дошкольников обычно предусматривают определенное время на дополнительные занятия. На них рассказываются разные истории, проводятся дискуссии. Эти занятия таят в себе массу возможностей для активизации дивергентного мышления, одним из средств этого служит фантазия. На таких занятиях мы максимально внимательно относимся к подбору вариантов творческой активности для своих детей. Для того чтобы завоевать и удержать внимание своих маленьких воспитанников, мы обеспечиваем наглядность и используем игровые ситуации, стимулируя интерес детей собственным энтузиазмом.

  1. Сюжетно – ролевые и творческие игры. Мы заметили, что одаренные дети нередко оказываются способными участвовать в сложных ролевых играх уже в 2,6 года. Их раннее речевое развитие и наблюдательность делают тематику игр весьма разнообразной, богатой межличностными нюансами. Характерно, что в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт. В нашем детском саду при благоприятных условиях, созданных во время игры, дети развивают гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей, особенно одаренных.
  2. Индивидуальная работа. Для всех одаренных детей мы используем программу для одаренных дошкольников, которая предполагает организацию занятий в группе по свободной системе, которая способствует развитию независимости суждений, мыслительных способностей и творческого подхода.
  3. Кружковая деятельность, предусматривает более глубокое развитие ребенка в одном каком-то направлении. В нашем детском саду дети отдают предпочтение кружку «Умники и умницы» (на развитие логического мышления), где ребята делают свои умозаключения при решении поставленной перед ними задачи.
  4. Работа с родителями одаренных детей необходима для того, чтобы вовремя выявить у детей наиболее раннюю одаренность и какими способами

В дальнейшем своевременно достичь желаемых результатов в развитии ребенка.

6. Конкурсы, выставки, соревнования, проводимые в нашем детском саду способствуют выявлению одаренных детей, у которых проявляются таланты дошкольников к пению, танцам, рисованию, спорту.

7. Исследовательская работа, важнейшая черта одаренного ребенка - стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Развитие исследовательских способностей ребенка, мы рассматриваем, как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Таким образом, работая с одаренными детьми, мы используем различные педагогические способы и формы работы с ними, создавая при этом педагогические условия, которые благоприятно воздействуют на воспитание, обучение и общение детей.