Метод игрового моделирования как элемент деловой игры. Консультация для воспитателей «Метод моделирования в образовательном процессе ДОУ

Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я.А.Коменского. Моделирование наглядно - действенное, основано на практических действиях и в его основе лежит принцип замещения, что значит замещение реальных предметов в деятельности детей другими предметами, изображениями и знаками. Этот метод является действием, направленом к созданию и оперированию моделями. Можно сказать, что моделирование выполнило свою познавательную функцию только когда раскрывает сущность заменяевого содержания, обективизируя его в разных видах моделей.

Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные переобразования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Идеализированный объект тоже вид моделирования, но воображаемого конструированного предмета, не имеющего аналога в действительности. Моделирование это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия. В основном, модели бывают: предметные, предметно схематические и графические.

Понятием „модели" подразумеваются разные вещи: определенную конструкцию, воспороизведение объекта с определенной целью, идеальный образец. Не каждый объект модель, но может стать моделью, если у него есть резепрентативность, знания об объекте, правдивость знания и действия для овладения им. Чтобы выполнить эти свойства моделирующий и моделированный объект должны быть в зависимости подобия. Воспроизводство не полностью, а объект представлен в форме для анализа. Он может быть идеальным или материальным в естественной или в искусственной форме. Содержание объекта определяется тем, что получили в процессе моделирования. В нем могут быть представлены вещи, свойства или отношения структурного, функционального или генетического типа. У моделей есть: наглядность, абстрактность и фантазия, гипотетичность и подобие. Имея ввиду свойства объекта, которого воспроизводят, модели могут быть: субстратные, структурные и функциональные. Они еще бывают: познавательные и непознавательные /учебные/. Имеют креативную, репрезентативную и евристическую функцию. Обеспечивая проникновения в обект и воспоизведения его свойств и отношений, модель воплощает цель и является инструментом для ее достижения. Моделирование предполагает предварительные знания об объекте, переношение знаний от модели к объекту, практическую проверку полученных знаний. Моделирование всегда имеет предварительно фиксированную цель и является не просто формой материализации предварительно открытого в сознании отношения, а действие его конструирования, что придает ему евристический характер. Познавательные модели обеспечивают получение нового знания, а учебные - для овладения этим знанием.

В.В.Давидов и А.У.Ваданяк выделяют следующие особенности моделирования для овладения знаниями:

  • знаковость, наглядность и искусственность
  • единство знаковости и образности
  • оперативность - дает организацию познавательных действий и их осмысленность
  • евристичность

По мнению В.В.Давыдова, евристичность моделей выражается в возможности открыть сущность.

Моделирование это познавательный акт, обеспечивающий оперирование заместителями объектов. Развитие познавательной деятельности в раннем онтогенезе непосредствено связано с развитием моделирования, как форма его опосредствования. В игре ребенок моделирует взаимоотношения с взрослыми, в рисовании и в конструктивной деятельности создает наглядные схематические модели. Моделирование лежит в основе обвладения символикой языка. В процессе моделирования окружающей среды ребенок не только создает наглядные модели, но и предлагает замену адекватными символами. На этом Выготский обосновал свою гипотезу, что детский символизм не просто построение индивидуальных символов, а и усвоение общественно выработанных знаков, как овладение елементарными математическими представлениями, елементами живой природы, добиться грамотности, овладеть пространством. Тиха Делчева определяет моделирование как систему действия по построению, переобразованию, использованию видимо воспринимаемых моделей. Л.М.Фридман говорит, что модель определяется обычно как некий объект, систему, исследование которых служит как средство для использования знаний о другом объекте. В.В.Давидов обращает внимание на одну очень важную характеристику модели „она динамическая и визуализирует содержание объекта. С помощью моделирования можно осуществить определенное действие." В.А.Шоффт подчеркивает, что модель не только заместитель объектов, а и „его елементы отделены и закреплены и есть связи между ними, осуществленные и необходимые связи между ними, которые образуют определенную структуру". Универсальный характер моделирования определяется его спецификой, которая позволяет ребенку усваивать обобщенные знания о связи и закономерностях между явлениями в действительности. Основные характеристики, которые утверждают его как универсальный метод это:

  • наглядное моделирование, которое является специфической формой опосредственной мысловной деятельности ребенка
  • овладение моделирования стоит в основе общих интелектуальных способностей, которые необходимы для решения определенного круга вопросов
  • источник формирования умений для наглядного моделирования это моделирующий характер детской деятельности
  • при формировании умений для наглядного моделирования овладевается действием „замещение"

Использование модели объектов, процессов и явлений, бывающих в природе позволяет глубже осмыслить и гарантировать точность детских знаний. Замещение одного предмета другим в деятельности ребенка или в его воображении делает его целесообразным мотодом формирования природо поведенческих знаний. Как метод моделирование предполагает определенную степень в развитии общих умственных способностей, как и умение детей анализировать, синтезировать, абстрахировать, обобщать и открывать связи и зависимости между явлениями, происходящих в природе и причины, которые их пораждают. Для познания ребенком окружающей среды самые подходящие три типа моделей, описанных в педагогической литературе:

  • предметные модели, которые должны быть аналогичными объектам. Все они орудия труда, при помощи которых мы можем онаглядить педагогический процесс.
  • предметно - схематичные модели, используемые широко в практике, так как с их помощью точнее моделируется объект, явление или процесс, при помощи рисования можем онагледить
  • графические модели, которые обобщенно пересоздают характерные свойства и шрам предметов. Они очень подходящие для отражения изменений, наступающих в процессах во время проведения элементарных опытов с участием детей. Например, природные календари.

Благодаря моделированию, как педагогическое взаимодействие, дети открывают причины, зависимости, связи и изменения в природе.

Может быть, главная причина для создания этого метода практическая и выражается в том, что в детских садах нет возможности, нет базы показывать детям все полезное и интересное. Моделирование помагает оформить в детских представлениях правила поведения экологического воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе. Детское сознание чистое, градивное. На него можем оказать всякое воздействие, но главная цель педагога состоит в том, чтобы это воздействие помогало в развитии ребенка и в правильных представлениях о мире. Очень важна основа, которую будущее поколение получит и, в основном, эту основу можно укрепить в дошкольном возрасте. Моделирование основной метод для получения обощенной картины представлений о мире в сознании ребенка. Значение моделирования для формирования умений, навыков и эстетических критериев у детей очень большое. Моделирование это деятельность, при выполнении которой ребенок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всем, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.

Если ученик в школе не научится
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.

Начальная школа – это особая область образования. И, несомненно, здесь произошли изменения, которые превратили начальную школу в нечто новое по сравнению с тем, что было когда то.

Начальная школа дает огромные возможности для становления личности ребенка, которые сегодня, к сожалению, далеко не всегда реализуются. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, с вполне развитой для его возраста речью и мышлением. Перед учителем стоит задача поддерживать и развивать стремление ребенка узнать новое. Но как это сделать, чтобы ученик мог играючи стать сам создателем нового, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста развивали индивидуальные способности.

И мы обратились в первую очередь к развивающим играм, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно. Они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями.

  1. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов и т.д.
  2. Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
  3. Задачи имеют широкий диапазон трудности.
  4. Нельзя подсказывать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  5. Развивающие игры позволяют детям составлять новые варианты, то есть заниматься творческой деятельностью.

Развивающие игры это «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамино» и другие. Эти игры:

  • во-первых, дают «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • во-вторых, всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
  • в-четвёртых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых, незаметно для себя дети приобретают важное умение – размышлять и принимать решения.

Начиная с детского сада целесообразно предложить детям набор «Сложи узор» по методике Б.П. Никитина. Этот набор состоит из 16 одинаковых по размеру и форме деталей (показ). Каждая из четырех сторон куба имеет свой цвет: красный, белый, желтый, фиолетовый (синий). Две другие стороны-двух цветов по диагонали.

В начале детям лучше давать набор таких кубиков для самостоятельной деятельности, не ставя перед ними каких- либо задач. Дети начинают создавать машину, дом, мебель и т.д. Как правило, в начале, при создании конструкции дети не обращают внимания на разные цвета кубиков. После того, как они в течение нескольких дней освоят новый для них материал, воспитатель на следующих занятиях может дать задания: Например, предложить построить крепость, имеющую фасад белого цвета (или любого другого цвета).

Постепенно можно перейти к созданию разноцветных узоров по методике Б.П. Никитина. Создавая узоры, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет. Далее они начинают заменять практические повороты мысленными, что способствует развитию у них пространственного мышления, столь важного для творческого конструирования.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы. К 5-6 годам ребенок сам начинает создавать придумывать новые узоры.

На определенном этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Дети учатся создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами траекторию движения. Большинство заданий строятся на основе двумерного рисунка, поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двумерный зрительный образ. Дети дошкольного возраста хорошо различают правую и левую стороны, верх, низ в реальном пространстве, но не всегда могут это сделать на листе бумаги. Поэтому обучение направлено на объяснение принятых условностей плоскостью изображения. К семи годам дети должны уже уметь осознанно выбирать точку зрения и с нее описывать пространство рисунка. Для тренировки этого умения включены графические диктанты. Далее формируются умения работать с координатной плоскостью, картой, шахматной доской. Дети знакомятся с общепринятыми условными обозначениями, используемыми при создании двумерных схем и учатся их читать.

Мы все любим играть в игру «Морской бой». Это игра захватывает всех, особенно мальчишек. Эту игру забыли; так как появились другие, компьютерные игры. В классе можно и нужно играть в эту игру, чтобы ребенок в ходе игры научился определять любую точку на местности, пользуясь методом построения координатной плоскости.

Игра «Сокровище пиратов» увлечет мальчишек и девчонок на необитаемый остров с целью найти клад пиратов. При работе с координатной плоскостью ученик неоднократно может менять расположение точек, размеры единичных отрезков, что требует от обучающихся высокого развития графических навыков и логического мышления и, следовательно, способствует его развитию. Это позволяет научить учащихся соединять точки плавной линией, сочетать манипулятивную, зрительную и мыслительную деятельность, а это, в свою очередь, создает благоприятные условия для обучения учащихся со слабой графической подготовкой.

Задачи с координатной плоскостью интересны и разнообразны. Для того, чтобы работу с координатной плоскостью сделать более веселой, повысить интерес, задаются такие координаты, что в результате получается какой-нибудь рисунок: животное, растение или предмет.

Ребенок должен уметь рисовать схему квартиры, школы, дом, где он живет, маршрут его движения в школу и другие аналогичные задания. Эти задания формируют целостное видение пространства объектов, умение абстрагироваться от конкретных ситуативных деталей. Очень важно при этом обратить внимание на правильное соотношение различных частей схематического образа между собой, их ориентировку относительно друг друга.

С третьего класса дети начинают работать с изображением трехмерных фигур. Они учатся определять по рисунку длину, ширину и высоту объемной фигуры, анализировать ее структуру и состав. При этом дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, спереди, сзади. Они знакомятся с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге. На данном этапе учащиеся развивают умение работать с аксонометрическим изображением объекта, приобретают навык конструирования объемного образа этого объекта. В будущем эти умения помогут ребенку без труда «читать» чертежи любой сложности. В дальнейшем, изготавливая модели, дети учатся мысленно представлять последовательность пространственных преобразований, планировать трудовые операции, творчески относиться к труду.

Одна из наиболее трудных задач конструирования и моделирования – построение развертки объемных изделий. Для развития конструкторского мышления важно уметь самим делать чертеж той или иной поделки. Прежде всего, необходимо найти закономерность построения изделия.

Большую роль в развитии конструкторского мышления младших школьников играет создание технических моделей. Их можно сделать из различных материалов: пластилина, глины, фанеры, жести, дерева и т.д. Наиболее простыми для них являются бумага и картон. Мы предлагаем схемы изготовления и развертки не только геометрических фигур и игрушек, также несложные модели или макеты домиков, мебели, машин, тракторов и т.д.

Для создания моделей, как и других поделок, прежде всего, необходимо выделить основные детали конструкции и общий принцип построения. Например: автомобили (грузовики) состоят из несущей рамы, кабины, кузова, колес. Прежде всего, выполняется эскиз машины, которую хотят сделать, находят конструктивные особенности, формы деталей. Кузов и кабина различных машин имеют отличия, различны по форме. Такие наиболее общие принципы необходимо найти для каждой группы или отдельной конструкции: это намного облегчит процесс моделирования. Модели могут быть сложными и упрощенными, то есть лишь обобщенно передающими внешне сходства с действительными машинами.

После выполнения работ можно предложить детям внести изменения в отделку моделей и попробовать самостоятельно разработать конструкции по собственному эскизу.

Конструирование – это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом.

Настоящее время выпускаются конструкторы самых различных видов, изготовленные из разных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные и т.д. Если наши дети до этого знали только склеивание и пользовались ножницами, линейкой, карандашом, то в игре «Конструктор-механик» учащиеся самостоятельно занимаются сборкой и монтажом технических моделей и макетов. При этом пользуются отверткой, гаечным ключом, закручивают винты, болты, шарниры, тем самым получают сведения о ранее неизвестных инструментах.

В каждом наборе конструктора имеется таблица деталей, рисунки или фотографии поэтапного сбора моделей, по которым можно изготовить конструкцию. Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединения в разных комбинациях позволяет, в основном, отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого.

Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо, как уже говорилось ранее, умение правильно их «читать»: мысленно переводить объемные предметы, части деталей в плоскостные и наоборот. В противном случае, дети часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения и обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости ее разбирать и начитать все с начала. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «Робота», «Великана» и т.д.

Рекомендуемые нами игры, занятия, упражнения направлены на то, чтобы дети незаметно для себя выполняли логические задачи. Роль взрослого в этом процессе -поддерживать интерес детей и направлять их деятельность.

В современном обществе, когда быстрым темпом идет развитие технического прогресса, когда в Якутии на одном из первых мест стоит развитие промышленности, Вилючанский лицей им. В.Г. Акимова определил свое направление – техническое образование.

Так как детский сад и начальная школа являются фундаментом образования, наше методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей ДОУ, проанализировав свой многолетний опыт, создали программу «Конструирование и моделирование» для дошкольного и начального образования. В течение трех лет эта программа прошла апробацию и в 2006 году утверждена улусной экспертной комиссией. Кроме того, выпущено учебное пособие по конструированию и моделированию.

Полученные в начальной школе навыки по этому курсу помогают детям в дальнейшем при изучении геометрии, черчения, технологии, начертательной геометрии в старших классах лицея.

Преемственность и партнерство нашей работы видны в разработке проектной деятельности обучающихся по различным предметам, как изготовление мебели в УПМ, проектирование одежды старшеклассницами, написание рефератов и докладов.

Введение предмета «Конструирование и моделирование» в учебный план как один из предметов стандарта общего образования второго поколения стало велением времени.

Предлагая данный материал для обучения детей, мы стремились к тому, чтобы радость развлечения постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Конструирование и моделирование.

Цели и задачи:

  1. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, речь, мышление, усидчивость, творческие способности
  2. Научить логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления.
  3. Развивать умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур, различных предметов, транспортных средств.
  4. Формировать умение работать с изображениями трехмерных фигур, целостного видения.
  1. Работа со строительными материалами.
  2. Работа по образцу.
  3. Аппликация из геометрических фигур.
  4. Сложи узор.
  5. Оригами.
  6. Лего.
  7. Мозаика.
  8. Развивающие игры.
1 класс
  1. Оригами.
  2. Графический диктант.
  3. Геометрическая аппликация.
  4. Головоломки со спичками.
  5. Танграм.
  6. Сложи узор.
  7. Работа по контуру.
2 класс
  1. Сложи узор.
  2. Развивающие игры:
    • Пифагор.
    • Танграм.
    • Вьетнамская игра.
    • Монгольская игра.
    • Колумбово яйцо.
    • Пентамино.
    • Сложи квадрат.
    • Сложи фигуру.
  3. Головоломки со спичками.
  4. Моделирование на плоскости.

3 класс

  1. Танграм (14 танов).
  2. Составление схем-карт.
  3. Фигуры из полосок бумаги.
  4. Работа с аксонометрическим изображением.
  5. Работа с чертежом объемной фигуры.
  6. Координатная плоскость.
4 класс
  1. Моделирование.
  2. Проекция.
  3. Координатная плоскость.
  4. Предметная модель.
  5. Конструирование из деталей металлического конструктора.

Наталья Сафонова
Использование метода моделирования в ДОУ

Метод моделирования - достаточно распространенный способ познания оригинального объекта (предмета) посредством разработки его модели и её анализа .

Внедрение в практику моделирующего метода предполагает , что представленная воспитателем информация будет осмысленна детьми самостоятельно. Ведь фундаментом моделирования является создание и оперирование моделями . Раскрывая содержание заменяемого объекта, метод моделирования осуществляет познавательную функцию. Дети познают предмет через его признаки. Познавательные преобразования выполняются непосредственно на объекте, которым выступает модель . Моделью может выступать конструкция или идеальный образец. Но далеко не все предметы можно использовать в качестве модели . Необходимо соблюдать условие, при котором объекты - моделирующий и моделируемый- были взаимоподобны .

Зависимость подобия, естественно, не должна и не может выделяться по всем признакам, которыми обладает моделируемый объект . Важнейшее условие при использовании моделирующего метода- это обладание моделирующим предметом теми свойствами моделируемого , знакомство с которыми осуществляется на конкретном задании.

Использование метода моделирования на практике предполагает использование различных видов моделей :

1) Графическую;

2) Предметную;

3) Предметно- схематическую.

Графическая модель характеризуется познанием предмета или явления посредством использования графика или схемы . Например, воспитатель использует календарную форму при изучении светового дня и его продолжительности. Графическая модель передает отдельные , характерные для явлений или предметов , характеристики, взаимосвязь этих свойств и их отношение.

Предметная модель несет в себе конструктивную и пропорциональную основу составляющих предмет частей. Такая модель аналогична изучаемому объекту. Предметная модель при формировании элементов математических представлений выступает инструментом в педагогическом процессе. Использование таких моделей воспитывает у дошкольников внимание, что особенно актуально в математической работе.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста можно применять и более сложные модели - предметно- схематические, которые позволяют более тонко представить особенности объекта, нежели это делают предменые модели . В основе таких моделей лежит замена признака предмета предметами- заменителями. В качестве заменителей выступают, макеты, графические знаки. В настоящее время использование указанного вида моделей достаточно распространено. Например, широко применяются модели величины - больше- меньше, численность группы -мало- много.

В тоже время, использование на практике моделей предметно-схематического характера, подразумевает использование определенной иерархии этапов :

1)На первом этапе воспитатель дает детям возможность отработать новый материал по старой, уже усвоенной детьми, схеме.

2) Воспитатель позволяет детям самостоятельно (или используя наводку ) выделить определенные признаки, сравнивая предмет/ явление с другими предметами/явлениями.

3)На третьем этапе необходимо увеличить предметы или объекты не менее, чем до трех.

4)Группа отбирает и моделирует значимые признаки объектов, например, геометрические фигуры.

5) На пятом этапе воспитатель наталкивает дошкольников на создание модели элементарных свойств объектов (круг или треугольник) .

Не зависимо от вида используемых моделей , необходимо верно организовывать процесс моделирования . Так, процесс моделирования включает в себя следующие составляющие :

1)Субъект-дошкольники;

2) Объект-исследуемый предмет или объект;

3)Модель , отражающую взаимоотношение субъекта и объекта.

Кроме того, классификация моделей осуществляется и в соответствии с временным фактором.

В этой группе выделяют следующие виды моделей : 1) статистический вид;

2) динамический вид.

Статистические модели наиболее распространены у детей дошкольного возраста. Данные модели предоставляют сведения по объекту в определенный временной момент

(знакомство детей с частями суток- утро или день) .

Динамические же модели основаны на процессе изменения объекта (его свойств и признаков) во времени (знакомство детей с сутками) .

По признаку назначения выделены модели :

1)игровая,

2)учебная,

3)опытная.

Игровая, она же ролевая, модель используется в процессе определения сценария поведения объекта в определенный временной промежуток при определенных условиях. Учебные модели в ДОУ используются достаточно редко и предполагают глубокое изучение признаков одного объекта. Опытные модели по сути представляют собой уменьшенную или увеличенную копию моделируемого объекта . Зачастую воспитатель использует данный вид модели при демонстрации прогноза будущих свойств предмета.

Стоит отметить, что использование моделей любого вида стимулирует познавательную деятельность и активность ребенка. Кроме того, ребенок- дошкольник обладает способностью самостоятельно вводить отдельные модели благодаря наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению.

Абсолютно любое понятие из области математики воспитатель преподносит детям, как модель , существующую в реальной действительности, в тоже время, модель рассматривается , как средство дидактики.

Рассмотрев множество видов моделей , можно сделать вывод о том, что модели играют и множество ролей. Выделим из них базисные : 1)Воспроизведение внешних связей, незамечаемых дошкольниками;

2) Воспроизведение, наоборот, искомых, но скрытых связей, содержание которых не воспринимается ребенком в должной мере. Модель помогает выразить содержание новых, неизвестных для детей математических понятий через их образ. Включение резерва образного мышления облегчает усвоение дошкольниками материала, помогает разгрузить память, так как образ по своей природе- компактное представление.

Кроме того, как показывают результаты последних психологических исследований, у детей, часто работающих с моделями , развитие психических процессов - внимания, мышления, памяти- протекает быстрее. На практике воспитатель использует сочитание разных видов моделей . Этот способ оптимизирует процесс овладения знаниями и позволяет : 1)Поэтапно усложнять систему работы по формированию знаний в области математике; 2) Повышать интерес дошкольников к получению знаний, а также обучать их наблюдению за предметами/ явлениями; 3) Использовать в жизнедеятельности детей модели , изученные на занятии; 4) Повышать уровень мышления посредством познания содержания объектов; 5) Накапливать непосредственный опыт работы с моделями .

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование метода проектов в ДОУ. Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» Проект: долгосрочный Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Библиотека изображений:

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения ) .

Моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей

Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями , схемами : вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора, значки машин и т. п).

Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Поэтому использование опорных схем только поможет детям выделять главное, находить взаимосвязи.

Для активизации умственной работы детей можно использовать различные виды моделей , придерживаясь ряда требований к ним :

Аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;

Доступность для познания;

Расчленённость элементов объекта;

Обобщённость.

Действия с моделями осуществляются в следующей последовательности :

Замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

Использование готовых моделей (начиная с 3-4 лет) ;

Построение моделей : по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (с 5-6 лет) .

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Преимущества использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что :

Дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит : “Когда учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей :

Первый вид - предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов , закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету , воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид - предметно-схематическая модель . Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов -заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид - графические модели , обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т. д.

Приемами наглядного моделирования являются :

заместители,

пиктограммы,

мнемотаблицы.

Замещение - это вид моделирования , при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера :

геометрические фигуры или полоски;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Перед вами на слайде использование приема замещения к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах :

как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;

как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;

как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.

как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.

Перед вами на слайде использование приема пиктограммы к сказке В. Сутеева «Под грибом» .

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Перед вами на слайде мнемотаблица к русской народной сказке «Три медведя» .

Схемы - модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В работе наглядное моделирование , позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов , пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями , отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель . В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату) которое представлено пятью компонентами :

  1. Постановка цели и мотивация трудового процесса.
  2. Отбор предметов труда .
  3. Трудовое оборудование.
  4. Порядок трудовых действий.
  5. Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели , устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность. Дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода «моделирования» в различных видах детской деятельности

1.Моделирование в математическом развитии детей.
а) Логические блоки Дьенеша - набор объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине.
б) Палочки Кюизинера - комплект счётных палочек разного цвета и разной длины. Палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и тоже число. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
в) Метод моделирования в математике часто встречается в виде «цепочек символов». Например, используются сочетания символов при ориентировке на листе бумаги.
г) Так же можно обратиться к опорным схемам при использовании аббревиатур для обозначения месяцев года.

  1. Моделирование в разделе « Ознакомление с художественной литературой» и «Развиваем речь детей».
    а) Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация (приложение 1)
    Мнемодорожки несут обучающую информацию, но в небольшом объёме.
    б) Развитию у детей умения моделировать, замещать способствует «зарисовка» загадок (приложение 2)
    в) С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине (приложение 3)
    г) Так же при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
    д) При произношении чистоговорок можно использовать различные символы.
  1. Моделирование в экологическом воспитании детей .
    а) Наблюдая за животными и растениями, воспитатель с детьми обследует объект, и вычленяют на этой основе признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы, можно использовать карточки-символы.
    б) Можно использовать карточки-модели, отражающие признаки, общие для целой
    в) Можно выделить функции живых организмов: дышит, двигается, и обозначить их схематическими моделями
    г) С помощью картинок-моделей можно обозначать выделенные признаки (цвет, форму, численность частей и др.)
    д) Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.).
    е) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
  1. Моделирование в изобразительной деятельности.
    Моделирование в этом виде деятельности проявляется больше всего в использовании технологических карт. Такие карты показывают последовательность и приёмы работы при лепке коллективной поделки, рисовании коллективного предмета или сюжета. Последовательность работы в них показана с помощью условных обозначений.
  1. Моделирование в разделе «Ознакомление с окружающим миром».
    Яркий пример моделирования в этом разделе - создание модели в виде лесенки из 5-ти ступеней под названием «структура трудового процесса». В результате освоения этой модели у детей формируется чёткое представление о трудовом процессе, о том, что он «условно» состоит из 5-ти компонентов. Использование схем и карточек - символов уместно в бытовой деятельности, игре.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Работу по введению символов, опорных схем, мнемотаблицы целесообразно начинать в средней группе. В полном объёме эта работа должна разворачиваться в подготовительной группе.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех.

Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно.

За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов.

Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми.

Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.
  • Раскрыть метод игрового моделирования.
  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.
  • Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Наталья Геббасовна увлекается чтением художественной литературы, разгадыванием кроссвордов, интересуется программным обеспечением для ПК, принимает активное участие в педагогических конкурсах.

Метод игрового моделирования как элемент деловой игры

тод игрового моделирования как элемент деловой игры

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Все методы активизации педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно сочетание разнообразных методов активизации в разных вариантах.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации педагогов с целью оказания помощи воспитателям в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы с детьми. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы заключается в эффективности использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

2. Раскрыть метод игрового моделирования.

3. Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций по методу использования игрового моделирования на основе деловой игры в дошкольном образовательном учреждении, и может быть использована руководителями детских садов.

Теоретико-методологической основой явились работы Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчиковой, М.М. Бирштейн,В.Н. Бурковой, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комаровой, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича,В.А. Трайнева и др.

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогиче-ских действий и приемов, направленных на организацию учеб-ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициатив-ному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на акти-визацию познавательной, коммуникативной, профессиональ-ной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу-ется с экспериментальными данными, которые свидетельству-ют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30%информации, при самостоятельной работе с литерату-рой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой иг-ре) - до 90%). (см. Прил.1).

Традиционные формы методи-ческой работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачива-ют значение из-за низкой эффек-тивности и недостаточной обрат-ной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение пе-дагогов в активную учебно-позна-вательную деятельность с приме-нением приемов и методов, полу-чивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учеб-ная деятельность носит творчес-кий характер, формируются позна-вательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основ-ном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о пу-тях решения той или иной пробле-мы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в про-цессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, ак-тивные методы обучения характе-ризуются высоким уровнем актив-ности как обучающих, так и обуча-емых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной дея-тельности различны и зависят от природы и содержания соответ-ствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формиру-ет умения и навыки профессиональ-ной деятельности, при этом развива-ются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам ак-тивных методов обучения отно-сятся: развитие самостоятельнос-ти, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, раз-витие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обу-чения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить опти-мальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные мето-ды обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методичес-кой работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к актив-ным методам обучения относит дело-вые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ро-лей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обуче-ния: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода ана-лиза конкретных ситуаций обуча-емым предъявляется ситуация, свя-занная с некоторым моментом функ-ционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким мето-дам относится решение педагогичес-ких ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведе-ния, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комп-лекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и пара-метры игрового комплекса. Для ро-левой игры принципиально важно наличие именно модели управляю-щей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» пе-дагогом организации занятия с деть-ми, роли которых выполняют воспи-татели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируе-мая роль, не моделируется деятель-ность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспита-телей в чрезвычайных обстоятель-ствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельност-ные игры применяют для решения сложных социально-производствен-ных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки програм-мы развития ДОУ, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкрет-ных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управ-ления, и управляющую систему.

Классификацию активных мето-дов обучения дают в своей работе «Деловые игры»Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, бази-рующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руково-дителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

. деловые игры;

. дидактические или учебные игры;

. игровые ситуации;

. игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1.Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят сред-ства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других тра-диционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с ис-пользованием метода анализа конкретных ситуаций в видеил-люстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запла-нированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лек-цию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискус-сию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалоговогооб-щения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализо-ванной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дис-куссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с неза-планированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, кри-тика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр,театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реа-лизующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для ме-тодов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют моти-вацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессио-нальных умений и навыков, освоение передового опыта, конт-роль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации про-цессов и структур; проектировании и конструировании объек-тов; выборе тактики действий в управлении, общении и кон-фликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологи-ческой задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, вы-думке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предпола-гающие работу участников в диадах и триадах. По месту проведения различают аудиторные и внеаудитор-ные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выде-ляют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая играв педагогической системе

После рассмотрения все-го комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» час-то используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и прак-тическое применение деловых игризложены в работах Г.С. Абрамо-вой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в раз-ных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоция-ми. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окру-жают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, спо-собствующие возникновению игро-вого интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих воз-можностей как игрока, азарт ожида-ния непредвиденных игровых ситу-аций, удовлетворение от успеха, ко-рыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использо-вание игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опира-ются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Оп-ределений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игра в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленчес-ких решений в различных произ-водственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - счита- ет, что деловую игру можно рас-сматривать как новую область деятельности и научно-техничес-кого знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, ис-следования и решения производ-ственных задач.

В.Н. Бурков и его последовате-ли называют деловой игрой ими-тацию на модели производствен-ной, хозяйственной и организаци-онной деятельности в учебных и исследовательских целях. Дело-вая игра - это имитация реаль-ных производственно-экономичес-ких процессов на игровой модели с целью формирования у обучае-мых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркиваетС.Н. Павлов, активный метод обу-чения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной дея-тельности в роли лица, принима-ющего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особеннос-тей деловых игр.В первом подчер-кнута роль компьютера, во вто-ром - не только учебная, но и ис-следовательская цель, в третьем - развитие экономического мышле-ния, в четвертом - ролевая осо-бенность деловой игры и отнесе-ниеее к активным методам обуче-ния.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять се-минары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассмат-ривать весь комплекс методовактивного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определе нии и распределении ролей,

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы дей- ствий участников определяют правила, которые описываются отдельно илив сценарии игры. Условия,в которых осуществ-ляется игровое взаимодействие, называют игровой обстанов-кой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации прин-ципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидакти-ческим целям служат такие игровые элементы, как погруже-ние, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают ус-пешность игрового действия и поэтомув наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех иг-ровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

Метод игрового моделированиякак элемент деловой игры

по опыту работы МДОУ № 86 «Колокольчик»

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередномуметодическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Старшие воспитатели часто включают в педсоветыи консультации элементы деловой игры - такие как- метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем ДОУчастью педагогического совета на тему: «Игра - это серьезно!» стало игровое моделирование «Учим детей, играя! (см. прил.2)

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогови состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. - М.:Политиздат,1996. 123 с.

2. Абрамова И.Г. Игротехнические приемы. - СПб.: Образование, 1992. 84 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

4. Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia , 2003. 144 с.

5. Дошкольное образование в России./Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1995.

6. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. -. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

7. Елжова Н.В.Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В.Ежова. - Изд. 2 -е, перер. и дополн. - Ростов н/Д.:«Феникс», 2010.-250 с.

8. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. - Челябинск: ЧГПИ, 1978.

9. Прокопьева М.М. Ксендзова Г.Ф. Менеджмент в ДОУ: теория и практика. Учебное пособие. Якутск. 2003. 47 с.

10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

по использованию метода игрового моделирования

Непосредственная разработка материалов метода игрового моделирования включа-ет в себя следующие этапы:

· создание проекта;

· описание последовательности действий;

· описание организации проведения игры;

· составление заданий для участников;

· подготовка оборудования.

Проект

1. Название игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру

в целом.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литература для предва-рительного

изучения.

Для разработки метода игрового моделирования необходимо создать имитацион-ную и игровую модели, которые должны органически наклады-ваться друг на друга, что и определяет структуру игры, необходимо чет-ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы-работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор-ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен-ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.

Подготовка игры - это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте-но, где, когда, кеми какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно.

Приложение 1


Приложение 2

Игра - это серьезно!

(Тематический педсовет)

Цель : систематизация знаний педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание вДОУ условий для их самореализации.

План проведения педсовета:

1. Краткий отчет раннее принятых решений от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

2. Анализ создания предметно-развивающей среды для игровой деятельности - выступление и.о. заведующей Никифоровой Т. И.

3. Сообщения из опыта работы:

Влияние игровой терапии на познавательную сферу ребенка - сообщение психолога Павловой М.А. (слайд-шоу)

4 . Игровое моделирование« Учим, детей играя!» - ответственный ст. воспитатель Сметанина Н.Г. (слайд-шоу)

5. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Ход проведения педсовета:

1.Краткий отчет раннее принятых решений на установочном педсовете от 1.10.2009.г. - Т.И.Никифорова

На установочном педсовете педагогами были приняты решения о своевременном посещении ипостоянном контроле утренней гимнастики, закаливании, режиме, проветривании, прогулки. Были проведены оперативные контроли за всеми группами детского сада. В ходе такого контроля все группы выполняют предписанные решения.

2.Выступление и.о.заведующей Никифоровой Т.И. по второму вопросу:

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогикив поиске путей совершенствования среды. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Практическая, продуманная реализация развивающей функции среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

В ходе тематического контроля «Развивающая среда в группах» было выявлено, что исследуя развивающую среду ДОУ можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются систематически, для этого имеются условия. Воспитательв соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» старается модернизировать условия развивающей среды. Педагогом подбираются художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов самостоятельной деятельности.

Анализируя программы обучения и воспитания можно сделать вывод, что перед педагогами выдвигаются задачи по организации и оснащению развивающей среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержаниеми новыми средствами.

3.Выступление психолога Павловой М.А. по третьему вопросу. (слайд-шоу)

4. Деловая игра « Игра - это серьезно!»

Цели : в нетрадиционной форме показать свои знания в области психологии и педагогики игровой деятельности; формировать способность быстро и логически мыслить,культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенные одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.

Все участники делятся на две команды и выбирают себе капитана и название команды. Выбор состава жюри, ответы оцениваются баллами, каждый правильный ответ - 1 балл. В конце игры подсчитываются общий балл каждой команды.

1. Разминка. Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.

1.Средство общения (язык),2. восхваление лучших чертчеловека (комплимент), 3. партнер в диалоге (собеседник), 4. свободное от работы время (досуг), 5. парадное спасибо (ура), 6. подставка под обед (стол).

2. Великие имена - великие идеи. Конкурс «Кто автор высказывания?»

1-вопрос. Кому принадлежат следующие слова: «…игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего» (Н.К.Крупская) 2-вопрос. «Овладеть правилом игры - значить овладеть своим поведением» (Леонтьев) 3-вопрос. «Игрушка, по образному выражению …..- «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности» (Макаренко) 4-вопрос. «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности» (Е.А.Флерина)

Я предлагаю вам следующие варианты ответов:

1. Макаренко 2. Леонтьев 3. Крупская 4. Сухомлинский 5. Флерина 6. Ушинский 7. Усова

8. Выготский

3 . «Мозговая атака» Замените предложения пословицей (кто быстрее)

Учись всю жизнь (век живи, век учись). Беречь время (делу время, потехе - час).

Береги здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду). Не болтай (держи язык за зубами). Не торопись, делай все аккуратно (поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю насмех). Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело гуляй смело).

  1. «Педагогика за рубежом 1-вопрос. Это направление в педагогике возникло при

работе с трудными детьми. Основополагающими словами в нем являются: «Развивающая среда и действие» А помогающие предметы - богатый сенсорный и дидактический материал». Кто автор этого направления (Монтессори.)2 -вопрос. Это направление имеет два принципа:- действие по подражанию;- близость с природой.Здесь предполагается большое количество взрослых, принимающих активное участие в воспитании, и действии детей с предметами натурального происхождения. О какой педагогике идет речь? (Вальдорфская)3-вопрос. То, что в российской педагогике называется ТРИЗом. Имеет аналог и в зарубежной педагогике. Кто из зарубежных авторов интеллектуальных задач для детей? (Джанни Родари)

4. Игра «Личность» Каждая команда жестами, мимикой показывает выдающуюся личность; если противник угадал, то зарабатывает балл.

5. «Черный ящик» Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, споров и горечи, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот прельщало. Это предмет встречался не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (яблоко)

6 . «Ты мне - я тебе» Каждая команда предлагает команде-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера игровой деятельности.

7. Конкурс капитанов 1-вопрос: В каких народных играх используется палочка? (Р.Н.И. «палочка-выручалочка», р.н.и. «Шар», «Городки», башк.н.и. «палка-кидалка», дагест.н.и. «палочка-стукалочка».) 2-вопрос: В каких народных играх используется мяч? (р.н.и. «Мячик кверху», «Лапта», «Большой мяч», «Блуждающий мяч», «Выгони мяч», «Гонка мяча по улице»)

8. Фантазеры Команда выбирает самого эрудированного педагога. За 1 минуту ответить быстро на вопросы. Побеждает та команда у кого больше баллов.

«холод» (мороз). Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)

Что такое психология? (Наука о душе.) Основоположник ТРИЗа. (Алътшуллср Т. С.)

Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач.) В какой стране и в каком году начата работа по ТРИЗу? (В нашей в 1946 г.) Уверенность в доброжелательности, добросовестности, искренности другого. (Доверие.) Признак, присущий от рождения. (Врожденный?) Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (За-висть) Стремление сознательно искажать истину. (Лживость.) Способность мыслить и действовать без посторонней по-мощи. (Самостоятельность) С какого возраста начинать развитие творческого вообра-жения. (3-5 лет.) Человек, не унывающий всегда верит в хороший исход. (Оп-тимист.) Врожденная форма поведения. (Инстинкт.)

В какой области науки была начата работа по ТРИЗу? (Тех-нической.) Человек,которыйможет свернуть горыради достижения своей цели. (Одержимый.) Следование поведению другого. (Подражание) Совокупность высших нравственных принципов личности.
(Честь)
Культурная потребность, свойственная человеку. (Духовная) Чувство и сознательная моральная ответственность за себя и других людей перед самим собой. (Совесть) Заимствованныйобразец,которомуслепоподражают. (Шаблон)

4. Решение педагогического совета

1. Продолжать создавать в детском саду условия для развития игровой деятельности;

v пополнить в группах игровым материалом уголки (ответственные воспитатели,срок - в течение года);

v оформить фотостенд для родителей «Развитие ребенка в игровой деятельности» (ответственные - заведующая, ст.воспитатель; срок - в течение года).

2. отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста (ответственный ст. воспитатель, анализ планов - ежемесячно)

Присутствовало:

Отсутствовало:

Председатель педсовета:

Секретарь: