«Путешествие по экологической тропе». (подготовительная группа). Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе детского сада

ирина письмак
«Путешествие по экологической тропе». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

в подготовительной группе

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ »

Цель :

1. Систематизировать представления детей о значении природы в жизни людей, об изменениях в природе в результате деятельности людей.

2. Сформулировать Правила друзей Природы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

1. Образовательные : Расширить представления детей о красоте природы родной страны;

2. Развивающие : развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;

3. Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе и сохранению экологии .

Материалы и оборудование : презентация, конверты с заданиями Методические приемы : игровая ситуация, беседа - диалог, рассматривание слайдов презентации и беседа по ним, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель :

"Я сорвал цветок, и он увял, я поймал мотылька, и он умер, и тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Воспитатель :

Дети, как вы понимаете эти слова (Ответы детей) . Да, действительно природой надо восхищаться, любоваться, беречь её. Приходя в лес, надо быть гостем. Не сорить, не шуметь, не рвать, не топтать. А вы часто бываете в лесу (Ответы детей) . Я сегодня предлагаю отправиться на прогулку в лес. Согласны?

Дети : Да.

Воспитатель : Итак, начинаем с разминки.

Что делает ёж зимой? (спит)

Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

Лось теряет рога каждую зиму? (да)

Ястреб хищная птица? (да)

Кукушка хорошая мама? (нет)

Камень относится к живой природе? (нет)

Кувшинка растет в лесу? (нет)

Какая трава самая горькая? (полынь)

Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе . Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

Послушайте историю о лесе.

Слайд №1 Лес

– Жил был лес.

Слайд №2 Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Слайд №3 Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотрите слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Слайд №4 Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Слайд №5 Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Слайд №6 Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Слайд №7 Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Слайд №8 Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Слайд №9 Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой) .

Слайд №10 Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Ребенок :

Я - лес! Я - в беде!

Взгляните, люди, на меня :

Пылаю я в дыму огня.

Меня взрывают, роют, жгут.

Меня совсем не берегут

Бутылки, банки, коробки.

Я плачу дождевой слезой

Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу.

Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистым и здоровым!

Очнитесь, люди!

Воспитатель : Почему в лесу никто не живет?

Дети : Человек разрушил жизнь леса.

Воспитатель : Все организмы на планете связаны между собой : живое и неживое, растения и животные, человек и природа. Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Воспитатель : Конверт №1. Задание «Угадай по описанию»

Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, некоторые из них растут на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы : снегири, свиристели. (Рябина) .

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает : «Ах, какой аромат!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха) .

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа)

Слайд №11 Деревья

Воспитатель : Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Воспитатель : Конверт № 2 : Задание «Экологический »

Надо закончить предложение :

Что будет, если прольется нефть в реку или в море….

Что будет, если вырубить лес….

Что будет, если уничтожить хищных птиц….

Что будет, если осушить водоемы…

Воспитатель :

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Дети : Не хватает птиц и зверей

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)

2. Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадёт (лиса) .

4. Вьется веревка, на конце головка (змея) .

На столе у вас лежат конверты. Достаньте из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадай животное или птицу. (на пазлах фотографии : медведя, лисы, совы, енота, дятла)

Воспитатель : Вот, оказывается, как трудно решать экологические проблемы . Мы славно потрудились, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Он произносит одно из четырёх слов : земля, вода, огонь, воздух. Играющие должны изобразить того, кто обитает в этой среде. При слове «огонь» все должны прыгать на месте. Сюжет повторяется 3-4 раза.

Слайд №12 Звери в лесу

Воспитатель : Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.

Звери и птицы благодарят нас за помощь.

Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии . А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе .

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Воспитатель : На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску) .

(Работа с природоохранительными знаками.)

Итак, что нельзя делать в лесу?

Не лови красивых насекомых.

Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

Не жги костры

Не рви цветы

Не руби деревья

Не ломай ветки

Не ломай ветки

Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

Воспитатель : Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит :

Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе. Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце. (дети прикрепляют листики) . Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

Не разрушайте природы дом,

Девчонки и мальчишки!

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Организация: МБДОУ № 76

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель . Продолжать знакомить с законами природы. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде.

Планируемые результаты. Дети имеют представление об охране окружающей среды, знают правила поведения в природных условиях и соблюдают их. Эмоционально реагируют на проблемы поведения людей в природе. Умеют доброжелательно договариваться со сверстниками и распределять действия в процессе игры.

Ход занятия.

Шагая по импровизированной тропе, участники делают семь остановок, которые можно назвать привалами. Ведущие могут быть на каждом привале. Можно привлечь родителей.

Привал 1. «На опушке леса».(Здесь предоставлена наглядность по теме «Лес»: знаки поведения в лесу, плакаты, иллюстрации и т.д.)

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. Здесь ждут вас грибная поляна, следы неизвестных животных, лесной доктор и много других лесных приключений. Сейчас вы находитесь на опушке леса. Мы пропустим вас на тропу, проверив ваши знания, что нельзя и что можно делать в лесу. Дети, вы будете получать жетоны. В конце тропы мы определим лучших знатоков природы.

Игра «Да, нет». (Ведущий приводит примеры, дети говорят).

Ветки не ломайте, деревья не рубите, ни травинку, ни лист зря не рвите.

В лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не мешать.

Пучеглазую лягушку, неповоротливую жабу, ползучего ужа нужно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

В лесу можно листьями побросаться, букеты нарвать, венки сплести. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

Нельзя топтать поганки, ими лечатся лесные животные.

(Пропускают детей на тропу.)

Привал 2. «Отгадай загадку». (У каждого листок, вырезанный из бумаги, а на нем написана загадка. Если ребенок умеет читать, то сам прочитает. Если не умеет читать, то читает ведущий).

Ползун ползет, иголки везет.(Еж)

Рыжая хозяюшка из леса пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

Не дровосек и не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

И тонок и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь)

Четыре листа вроде креста, да черный глаз глядит на нас. (Вороний глаз)

Растет стеной, ее не тронь, обожжет, как огонь. (Крапива)

Сидит-зеленеет, падает- желтеет, лежит- чернеет. (Лист)

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Кто отгадал, получает жетон).

Привал 3. «Чьи шишки?».

(Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев: кедра, ели, лиственницы, сосны.)

Ведущий . Ребята, помогите, пожалуйста, разобрать шишки. Назовите, от какого дерева вы взяли шишку и потом данную шишку нужно положить в корзинку.

(Кто назвал правильно, получает жетон).

Привал 4. «Грибы-грибочки».

Ведущий . Дети, давайте будем собирать грибы. Берите по одному грибу, а я буду задавать вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в свое лукошко и дам вам жетон.

Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)

Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями. (Опята, лисички, грузди)

Какой гриб растет очень быстро и также быстро превращается в пыль? (Дождевик)

Можно ли собирать грибы около дороги? (Нет. Они впитывают в себя вредные вещества, так как рядом проходит большое количество машин.)

Как правильно собирать грибы? (Нужно аккуратно срезать ножиком, не повреждая корни.)

Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик)

Привал 5. «Осторожно!»

Ведущий. На моем привале очень опасная обстановка. Здесь вас окружают ядовитые растения. Но они не все ядовитые. Вы будете брать по одному и класть их в разные корзины. На корзинах написано «Опасно!», «Не опасно». Взяв растение, нужно его назвать и положить в соответствующую корзину.

(На столе картинки растений: белена, василек, клевер, вороний глаз, лютик ядовитый, ромашка, волчье лыко, купальница, ландыш.)

(Тем детям, которые ответили все верно, вручают жетоны.)

Привал 6. «Чьи следы?».

Оформление: рисунки следов животных(белки, зайца, волка, лося, кабана, сороки, воробья, лисы, утки).

Ведущий.(Дает участникам карточку с изображенными следами, они должны отгадать, чей след. Если правильно, получают жетоны.)

Привал 7. «Кто я?».

Мои листочки всегда дрожат, хотя мне и не холодно. Осенью я самая красивая. А еще из меня делают спички. (Осина)

Я такая трава, которую можно узнать даже в темноте. (Крапива)

А я даю такой же сладкий сок, как и береза. (Клен)

Я днем сплю, а ночью летаю, урожай спасаю. (Сова)

Все думают, что я на себе ношу запасы продуктов, но это не так. (Еж)

(Отгадавшим детям, вручаются жетоны).

На последнем привале дети сдают жетоны. Ведущие подводят итоги.

(Пока идет подсчет жетонов, с детьми проводят игру «Великаны, карлики»-это, если называют деревья-дети поднимают высоко руки. А если кустарники или траву- дети присаживаются).

Называют победителей, вручают медали. Всех благодарят за активное участие и вручают сувениры.

Используемая литература.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с. В пособии рассматриваются учебно-методические вопросы начального этапа в системе непрерывного экологического образования и воспитания личности детей.
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил. Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания.

ГБОУ г. Москвы «Школа 967»

Структурное подразделение №6 (детский сад №2575)

Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе»

(подготовительная группа – 6-7 лет)

Подготовила: воспитатель группы №41

Юманова Валентина Александровна

Москва, 2015

Цель: Знакомство детей с экологической тропой. Формирование знаний о деревьях (что у них общего и в чем отличия и т.д.)

Задачи:

1. Формировать основы экологической культуры.

2. Познакомить детей с новыми знаниями о растительном мире и приборами, находящимися на экологической Тропе.

3. Воспитывать бережное и сознательное отношение к окружающей среде. Развивать интерес к природе.

4. Закрепить и расширить знания детей о «хвойных» и лиственных деревьях.

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина) учить рисовать листья деревьев разными способами: примакиванием или пятнами (кончиком кисти).

Развивать технические навыки в рисовании. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Предварительная работа. Экскурсия по экологической тропе. Рассматривание изображение деревьев. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. Тонированные листы бумаги.

Материалы, инструменты, оборудование.

Кукла « Незнайка»,2 корзины для сбора шишек, листья деревьев.

У детей тонированные листы бумаги, которые они накануне раскрасили акварельными красками: одну треть листа занимает земля (трава), две трети – небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца; гуашевые краски, кисточки разных размеров, мягкие и щетинистые, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавершенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща».

Ход экскурсии:

Ребята сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он узнал, что мы пойдем на экскурсию, и захотел пойти с нами, чтобы мы ему показали экологическую тропу.

Мы с вами подошли к экологической тропе, находящейся на территории нашего детского сада. Экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой и бережем ее. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (ели и сосны)

- Правильно, это ели и сосны. А какое дерево выше? (сосна)

Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

- А как называются листья сосны и ели? (Хвоя.)

Ель и сосна – это хвойные деревья.

А на какое животное похожи эти деревья? В чем заключается их сходство?

(На ежа, есть иголки.)

- Да, ель на ежика похожа: еж - в иголках елка - тоже. Кто знает загадки о хвойных деревьях?

Что же это за девица?

Ни швея ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(елка)

Зимой и летом одним цветом

(елка)

Я хочу вам рассказать об этих деревьях.

Ель

Ботаники ель называют «математическим деревом». Как вы думаете, почему? (ель похожа на пирамидку)

Потому что очертания этого дерева изысканные и геометрически правильные. Еловые ветки, их еще в народе называют «лапами», загнуты вверх. Существует предположение, что крыши домов и храмов в Японии, Китае, Корее - копия еловых крон.

Хвоя елей держится на дереве 4-8 лет, в городе - 3- 4 года. Опадают иглы постепенно и незаметно. Дерево живет до 300 лет, иногда до 500 и более. Размножается только семенами. А где находятся семена ели? (В шишках.)

Еловые семена любят белки, мыши, дятлы, зяблики и клесты. Птенцы клестов выводятся зимой, и родители их кормят хвоей, немного переваренной в желудке у птицы, такой вот кашицей. И от этой еды птенцы растут здоровыми.

Мелкие птицы прячутся от хищных своих собратьев в колючих еловых ветках. А у подножия елей растет множество грибов.

Ель называют «королевой промышленности». Из нее строят корабли, дома. Поэтому раньше говорили: «Хоть изба еловая, да сердце - здоровое».

Из ели делают дубильные вещества, бумагу, картон, древесину, искусственный шелк, фанеру, телеграфные столбы, мебель и музыкальные инструменты (скрипки, арфы). Лучшие скрипки получались из деревьев, в которые ударяла молния. Также из ели получают витамины, масла.

Посмотрите, что находится рядом с елью. На табличке написано название этого прибора. (Барометр)

- Может быть, кто-то из вас знает, для чего он нужен? (для определения солнечной и дождливой погоды)

- Есть барометры, которые изготовляют на заводах. По ним можно определять погоду. А наш барометр - деревянная плоская и длинная дощечка. Что на ней написано? (0,+, - )

- Обратите внимание на кончик ветви ели, на какой знак она показывает? (+)

- А теперь представьте, если пойдет дождь, капли его сядут на ветки ели. А если капель будет много, что произойдет с веточкой. (От тяжести капель она опустится.)

- И тогда какой знак покажет ветвь? (-)

- Правильно. А если выглянет солнце и будет ярко светить, что произойдет с капельками дождя на иголках ели? (Они испарятся.)

Что тогда произойдет с веткой? (Она поднимется вверх.) (0)

Но солнце светит долго, и тогда веточка выше поднимается еще вверх и показывает знак «+». Так по ветке ели можно определять влажность воздуха и погоду.

А теперь поговорим о другом хвойном дереве, стоящем на экологической тропе.

Сосна

Существует 20 видов этого дерева. Все деревья растут в Северном полушарии. Живет сосна до 4000 лет, высотой достигает 30 метров в возрасте 250 лет. Сосна и грает огромную роль в жизни человека. В Крыму растут корабельные сосны. Как вы думаете, почему их так называют? (Предположения детей.)

Из таких сосен строят корабли. Еще из сосны делают мебель. Также ее используют в 70 отраслях промышленности. Из сосны делают ванилин, из молодых шишек с сахаром варят варенье. Из нее делают бумагу, краски, лак, пластмассу, канифоль, духи, изготовляют витамин С. Под соснами растут разные грибы, в том числе и любимый грибниками белый гриб.

Сосну называют санитарно - гигиеническим деревом. От ее запаха гибнут микробы и туберкулезная палочка. Поэтому санатории для туберкулезных больных строят в сосновых лесах. Смола сосны укрепляет десна и зубы. А из иголок дерева делают хвойный концентрат для принятия успокоительных ванн. Вот какое это лечебное дерево (дети трогают, нюхают ствол кору разных деревьев)

Подвижная игра «Кто быстрее наберет шишек»

Мальчикам и девочкам дается по одной корзинке и предлагается собрать шишки: девочкам - еловые, мальчикам - сосновые

Кто это сделает быстрее. Потом идет счет шишек.

Посмотрите, что это на нашей тропе? (Пень.)

- Пень - это остаток ствола дерева. А какое дерево здесь росло? (Предположения детей.)

- Как вы определили, какое это было дерево? (По коре дерева.)

Вы спрашиваете, что стоит на пне? Давайте попробуем разгадать вместе.

(Осадкомер )

- Это тоже прибор. Из чего он сделан? (Из пластиковой прозрачной бутылки.)

- Что на ней нарисовано? (Черточки и цифры.)

- А что находится на дне прибора? (Вода)

- Что попадает к нам на Землю из атмосферы, кроме дождя? (снег, град)

- Как можно назвать одним словом дождь, снег, град? (Осадки)

Для чего нужен такой прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)

С помощью этого нехитрого прибора можно определить. Сколько дождя выпало за день, неделю, месяц и т.д.

- Как бы вы его назвали? (Дождемер)

Поднимите вверх глаза. Перед вами еще один прибор. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)

Как вы думаете, для чего он нужен? (Для определения направления ветра) Стрелка прибора доказывает направление ветра, а буквы у основания прибора

помогут определить, какое направление у ветра по сторонам горизонта.

- Давайте определим, какой дует ветер. (Идет определение.)

- Какие приборы есть на экологической тропе? (Барометр, осадкомер, флюгер)

Для чего они нужны? (Барометр – для определения погоды.)

(Осадкомер – для определения сколько осадков выпало)

(Флюгер – для определения направления ветра)

- А какие деревья еще растут на экологической тропе? (Тополь, осина, дуб береза и т.д.)

У этих деревьев нет хвои, а есть листья.

А как их можно назвать? (Лиственные деревья)

Ребята, все деревья условно можно разделить на: хвойные деревья: у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр лиственные деревья: у которых листочки, береза, дуб, осина, тополь и т.д.

Тополь

У тополя - высокий ствол зеленого цвета тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков, поэтому листья очень подвижны: трепещут и дрожат даже при легких порывах ветра. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей. Они не прихотливы и быстро растут.

Дуб

Дуб – это крупное лиственное дерево с крепкой древесиной, мощной шатровидной кроной, глубокой корневой системой. Толстый морщинистый ствол с толстыми ветками Листья дуба кожистые продолговатые, до 15 с длиной, сверху они блестящие, темно – зеленые, снизу светлее. Плоды дуба - желуди созревают ранней осенью. Живут дубы около тысячи лет.

Осина

Осина – это листопадное дерево с кроной округлой формы, с прямым зеленоватым гладким стволом и желтовато - белой кроной. Высокие, стройные осины очень красивы. Листья дрожат на высоких вершинах даже в самый тихий безветренный день. Кажется, осинки переговариваются друг с другом.

Листья осины зеленые, зубчатые по краю, на длинных черешках. Цветки мелкие, собранные в свисающие сережки.

Береза

Береза получила свое название за белую кору. Листья березы зубчатые по краю. Ранней весной во время цветения с ветвей березы свешиваются длинные желтоватые сережки. Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

Ива

Крупное дерево 20-25 м высотой, с мощным стволом, покрытым трещиноватой, серой корой. Очень эффектны молодые ветви, тонкие, свисающие, на концах серебристо-опушенные. Листья очередные, продолговатые, длиной до 15 см, У ивы много разновидностей: ветла – белая серебристая ива, и краснотал, и ракита, и лоза. Издавна люди ценят иву за ранний целебный ивовый мед, за цветы, из которых готовят лекарства для лечения ран и нарывов, да и гибкие ивовые ветки – прекрасный материал для плетения корзины и коробов.

Липа

Липа относится к семейству липовых. Это листопадное дерево с черной растрескивающейся корой и раскидистой кроной. Цветки липы желтовато – белые душистые. Из них заваривают полезный липовый чай. Цветет это дерево в конце июня – в начале июля.

Воспитатель напоминает детям, что кора – это одежда дерева, которая защищает его от холода.

Хорошо любоваться деревьями в любое время года, хорошо отдыхать здесь весной, когда деревья распускают листья, цветут, слышится пение птиц. В жаркий день тихо, пахнет травами. Осенью можно видеть все оттенки листвы, от желтых и желто-зеленых до багряных. Зимой на голых деревьях сразу бросается в глаза яркое оперение синиц, снегирей, свиристелей.

Я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель показывает детям, листок, а они должны подбежать и дотронуться до того дерева, с какого сорван лист.

Ребята, незнайка хочет поблагодарить вас за интересную экскурсию. И просит нарисовать красивые картины «Деревья в нашем парке». Нарисуем! Да!

Занятие по рисованию «Деревья в нашем парке»

Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Ребята рассмотрите внимательно эти картины.

Мы уже с вами знакомились с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. - они любили рисовать природу. Выбирали очень красивые или чем – то другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать из далека, чтобы посмотреть на них.

Ребята посмотрите на картину И. Левитана «Березовая роща»

Что изображено на картине? (лес)

Какое время года изобразил художник? (лето)

А какое время суток? (день)

Как об этом догадались? (На деревьях зеленые листья и светит солнышко)

А какой это лес? (Березовая роща)

А какое настроение в таком лесу? (Веселое, радостное)
Перед нами – изображение уголка березового леса в яркий солнечный день. Художник великолепно передает движение солнечных бликов на белых стволах берез, переливы оттенков зеленой травы и листьев деревьев, сияние искорок белых и лилово-синих цветов в траве. Игра света и теней на картине делает ее живой, трепетной, создает «настроение».

Березки бесконечно рады жизни, и нам даже кажется, что они весело улыбаются солнцу и траве. Все вокруг цветет, излучая чувство радости, причастности к энергии жизни. Зритель словно оказывается посреди благоуханного, нагретого солнцем, леса, под сенью шумящих зеленью берез. Картина словно пронизана солнцем, она как будто излучает волшебный изумрудный свет.

Полотно «Березовая роща» любима многими поколениями людей и воспринимается нами как национальный образ родной природы.

Береза – необычайно красивое дерево, ему посвящено много песен и стихотворений. Неудивительно, что и Левитан, залюбовавшись живописным уголком березовой рощи, решил перенести на холст белые стволы берез, зеленую листву, лучезарную траву под деревьями.

Но даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго – долго учились и каждый день много рисовали, И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали этюды - небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит то или иное дерево, тот или иной предмет.

Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды – рисовать отдельные деревья – Березу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научится рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие это деревья.

Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, осина ива и др.)

Ребята чем деревья похожи? (У всех деревьев есть ствол, ветки, листья)

А чем отличаются? (По высоте и толщине ствола по размеру и форме листьев и т. д.)

Правильно, деревья отличаются друг от друга по форме и толщине ствола, толщине веток, форме кроны, окраске и т.д.

Загадка:

Русская красавица стоит на поляне

В зеленой косынке, в белом сарафане

(береза)

У березы белый ствол с черными пятнами, ветки от ствола растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Листья зубчатые по краю. Крона березы напоминает удлиненный треугольник (воспитатель обводит крону дерева)

Стоит над кручей

Богатырь могучий:

Плечи пораздвинул

Руки пораскинул.

(дуб)

У дуба толстый морщинистый ствол с толстыми ветками, с мощной шатровидной кроной, почки у дуба расположены по несколько штук на кончиках веток и листья продолговатые темно – зеленые (воспитатель обводит крону дерева)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит

(осина)

У осины ствол гладкий, серо – зеленого цвета. Листья у осины особенные, крепятся на гибких сплюснутых череночках, чуть подует ветерок, и застучат листочки друг о друга. И острые почки серые. С кроной округлой формы.

Весна еще не сшила

Лесам, лугам рубашки,

Лишь ива распустила кудрявые барашки.

У ивы гладкий серебристый ствол, гибкие ветки украшенные узкими продолговатыми листьями. В марте – апреле появились на ивовых ветках пухлые почки, сбросила она с них колпачки, и сережки стали ярко – желтыми, похожими на цыплят. Крона у ивы раскидистая (воспитатель обводит крону дерева).

Ребята, вы уже умеете рисовать деревья. А сегодня вы будете рисовать разные деревья по вашему выбору.

(Дети рисуют деревья по своему желанию)

Вы, уже знаете, что ствол дерева и ветви рисуют разными приемами: Ствол будем рисовать всем ворсом кисти: начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая; а книзу ствол утолщается мы, спускаясь вниз, постепенно нажимаем на кисточку, а в самом внизу нажимаем на кисточку на всю силу).

У дуба нарисуем морщинистый ствол.

У березы – белый ствол с черными черточками по бокам ствола.

У ивы – гладкий серебристый ствол.

У осины – гладкий ствол серо – зеленого цвета.

Большие ветки отходят от ствола, рисуем не сильно нажимая на кисточку, их всего 4 или 5, они все смотрят наверх. А тонкие - рисуем кончиком.

Ветки березы как и у других деревьев, растут вверх, но потом плавно закругляются и опускаются вниз. Нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы свисающими вниз. У дуба толстый ствол с толстыми ветками растущими вверх. У осины ветки растут вверх.

Листья и цветы на деревьях следует рисовать в последнюю очередь. Это избавит вас от лишнего промывания кисточки.

Физкультминутка: «Деревья»

Исходное положение: расположить кисти рук перед собой ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

(Покачивают руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

(Машут руками себе в лицо)

Закачалось деревцо!

(Руки вверху, наклоны из стороны в сторону.)

Продолжаем рисовать листья: (Воспитатель показывает прием рисования листьев).

Листву дуба лучше изображать вертикальными мазками мягкой кистью, используя темно – зеленую и светло – зеленую краски.

Затем прием вертикального мазка жесткой кистью листву березы.

Сначала показываем, как набрать краски убрать лишнюю о бумажную салфетку и движениями, держа кисть вертикально к бумаге, нарисовать листву так, чтобы были видны просветы между мазками. Листья ивы рисуем тонкой мягкой кистью и т.д.

Когда работа близится к концу, воспитатель советует вносить дополнения, которые сделают рисунки более интересными.

После занятия: Оформление экспресс – выставки «Деревья в нашем парке». Незнайка поблагодарил всех ребят за их старание и труд.


Елена Гадеева
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «»

Основная образовательная область «Познание»

Интеграция : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Труд» , «Социализация» .

Тема : «Путешествие по экологической тропе » .

Детский сад : № 65 Место проведения : территория д/сада Возраст : 5-6 лет

Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде.

Обучающие задачи :

Закрепить знания детей о природных объектах живой и неживой природы : берёзой, шиповником, цветником, огородом; их особенностями (строением - ствол, ветви, листья, корни) .

Расширять знания детей о растениях экологической тропы детского сада ;

Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.

Развивающие задачи :

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ .

Активизировать и обогащать словарь детей : шершавая, гладкая, прохладная, семена, кора, ажурные листочки, плодородная земля.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.

Развивать связную речь;

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Воспитательные задачи :

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Воспитание культуры труда, формирование понятие о красоте и гармонии, воспитание аккуратности.

Предварительная работа :

Наблюдения в природе.

Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.

Разработка маршрута.

Заучивание стихотворений.

Подбор игр, загадок.

Выполнение физкультурных разминок;

Чтение произведений художественной литературы с описанием.

Развивающая среда : воздушные шары, конверт (письмо, ведерко с перчатками, ведра для опыта с сухим и сырым песком, савки, лейка, маски птиц, корзинка с угощением, Берендей – хранитель экологической тропы /резная поделка из дерева /

Тип занятия : комбинированный

Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.

Методы и приёмы : создание игровой ситуации, беседа о деревьях, рассказывание и рассматривание птиц, подвижная игра «Скворушки» , правила поведения на природных объектах, чтение стихотворения о березе, сюрпризный момент.

Этапы создания и оформления тропы :

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов : общая, которая будет находиться в экологической комнате , и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки .

3) Подбор хозяина экологической тропы – сказочного персонажа.

4) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оборудование.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам-объектам отмеченным указателями. В состав экологической тропинки входят объекты , такие как :

1. «Береза» .

2. «Огород» .

3. Летняя лаборатория. (Песочница)

4. «Птичий городок»

5. Спортивная площадка - «Тропа здоровья »

6. «Кустарник » .

7. «Цветник»

Вывод :

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

В результате реализации :

Повысился уровень экологических знаний , познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей : взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы .

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие потому , что проводим мы его не в группе , а на улице.

И, сегодня, у нас на занятии гости , поприветствуем их.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро» .

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Ребята, утром я обнаружила необычное письмо. Послушайте его.

«Дорогие мои маленькие друзья! Я – хранитель экологической тропы Берендей .

Я присматриваю за природой вокруг. Вам, как моим помощникам, я поручаю сегодня вместо меня пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. Все ли в порядке? Я буду вам благодарен за работу. Предлагаю вам карту-путеводитель , которая приведет вас к природным объектам, расположенных на территории д/сада, которые я отметил воздушными шарами».

А вот и карта - путеводитель , по которой предлагает нам пройти хранитель экологической тропы Берендей .

Ребята, а вы, знаете, что такое экологическая тропа ? /нет/ А, простая, тропа ? /да/

Это путь, по которому куда-то идут люди;

Это дорожка, у которой есть начало и конец;

Она обязательно куда-то ведет.

Да, конечно, путь, обязательно приводит куда-то или до чего-то. Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе , а по экологической . Значит, путешествие наше будет с определенной целью – сохранить природу в наилучшем ее состоянии, а если придется (необходимо, то и спасти ее от непредвиденных ситуаций.

Ребята, кто знает, что такое природа? /это все вокруг нас, это животный и растительный мир/

Скажите, природа бывает какой? /живой и неживой/

Какие объекты природы относятся к живой природе? /деревья, кустарники , трава, цветы, птицы, насекомые, животные /

Объясните, почему? /Потому что, они могут расти, дышать, питаться, болеть, плодиться (размножаться) /

А, что относится к неживой природе? /небо, тучи, облака, солнце, вода, песок, земля, воздух, ветер/

Почему? / потому что не растут, не дышат, не питаются и т. д. / --Хорошо, ребята.

Воспитатель смотрит на карту и объявляет : Первый объект «Дерево» . Отгадайте загадку.

Стоит Алёна, Платок зелёный,

Тонкий стан, Белый сарафан. /Береза/

Правильно. Ребята, скажите, береза – это объект живой природы или неживой? /живой/

Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи. А кто из вас расскажет стихотворение о березе :

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Молодец. Давайте, прикоснемся к стволу и поздороваемся с ней. /Здороваются/ --Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?

/корень, ствол, ветки, листья, сережки- плоды/

Корни, какие? /. / Ствол белый с черными отметинами -- у основания шире; чем выше, тем тоньше. Ветви-тонкие, длиные (раскидистая крона) . Листья – резные. Сережки.

Вот, мы и осмотрели березу, скажите, все ли в порядке, ничего ей не угрожает? (ответы) . Растет, живет. Тогда посмотрим в путеводитель и продолжим путь к следующему объекту «Чудесный огород» отмеченного шариком по стрелкам-указателям направления.

речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Ребята, а что такое огород? /это огражденное место, где выращивают овощи, зелень, ягоды /

Для чего выращивают овощи? / мы из них готовим пищу, и едим свежими /

Как называют профессию человека, который выращивает овощи? /овощевод /

Рассмотрите наш огород, назовите знакомые вам растения /ответы детей/. Какие вы еще знаете?

Скажите, растения нашего огорода являются объектами какой природы? / живой /

А как их выращивают? /рассаду, семена высаживают в грунт (почву) на грядки, поливают, рыхлят почву, удаляют сорняки/

Что еще нужно для роста растений? /Солнце – согревает своим теплом, дает свет;

Воздух – попадает в почву и они дышат;

Вода – увлажняет почву;

Почва – питает растения.

Посмотрите, в порядке огород : нет ли на грядках сорняков? /есть /. Уберем огород от сорняков.

Детям предлагается выдернуть сорняки (инвентарь - перчатки)

Молодцы, теперь посмотрим в карту, следующий объект «Летняя лаборатория»

Пройдем к ней, не забудем про речёвку

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Ребята, что перед нами? /песок/. Является ли песок живой природой? /нет, он не умеет питаться и размножаться. Значит это неживая природа. /

А что же он умеет делать? / двигаться, сыпаться, впитывать воду/ Давайте проверим.

Опыты с песком :

1) Наберем в ведро песок, теперь очень медленно будем высыпать его в одно и то же место струйкой. Образуется конус /горка/, растущий в высоту. Если долго сыпать песок, на поверхность конуса; то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка, похожее на течение.

Вывод : Песчинки могут передвигаться из-за силы тяжести или из-за ветра

2) Песок может впитывать воду. Используя воду в лейке, поливаем песок и наблюдаем, как впитывается вода. Куда подевалась вода? Она впиталась.

Вывод : вода впитывается в песок.

3) Опыт «Свойства мокрого песка»

МОКРЫЙ ПЕСОК нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ, пока не высохнет.

Взять 2 ведра или 2 формочки, одно наполнить сухим песком, другое сырым, перевернуть и снять ведро с одной горки, затем с другой. Результат : мокрый песок сохранил форму ведра, сухой рассыпался.

Объясните, почему из мокрого песка можно сделать фигурки : когда песок намокнет,

воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.

Вывод : МОКРЫЙ ПЕСОК МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ НУЖНУЮ ФОРМУ

Ой, ребята, я что-то слышу, а вы? / Нет, что?/

Давайте присядем на скамеечку и прислушаемся, /пауза/ что слышите? Птицы поют.

Ребята, а как вы думаете, птиц можно отнести к живой природе? /Да, это живая природа, они как и всё живое - питаются растут болеют, размножаются/

Скажите, каких птиц вы знаете? (ответы)

Ребята, отгадайте загадку : Между веток новый дом

Нет ни двери в доме том

Только круглое окошко

Не пролезет даже кошка

/Скворечник/- это объект, сделанный руками человека

Для каких птиц делают скворечники? / для скворцов /

Откуда он взялся на участке? /мы повесили весной /

Кто приготовил это искусственное гнездовье для птиц? / наши папы, дедушки /

Какие еще птицы могут селиться в них? /синички, воробьи, трясогузки/

Дети, а как мы с вами заботимся о птицах?

--зимой мы их подкармливаем : насыпаем корм в кормушки : семечки, хлебные крошки, зернышки, крупу;

Весной мастерим для них скворечники и вешаем их на деревья.

Мы потрудились хорошо, на территории нашего сада скворечников много.

Давайте поиграем в П/игру «Скворушки» -- объект «Спортивный отдых»

Правила :

Число игроков, принимающих участие в игре, должно быть нечетным. В разных местах игровой площадки чертятся круги по числу пар играющих. Это «домики-скворечники» . В каждом таком «скворечнике» размещается по два «скворца» - дети. В результате один «скворец» останется без домика и пары.

По сигналу воспитателя «День» скворцы вылетают из своих домиков и разбегаются («летают» ) по игровой площадке. Они бегают, прыгают, машут руками- «крыльями» . По сигналу воспитателя «Ночь» : «Скворцы прилетели.» дети спешат вернуться в любой свободный домик-«скворечник» , чтобы занять его в паре .

Опоздавший «скворец» остается без пары и без дома, игра повторяется несколько раз. По окончании игры воспитатель подводит итоги, хвалит детей. – Молодцы, повеселились и размялись.

Пора к следующему объекту, ребята, смотрим на карту -- объект «Кустарник »

Ребята, кто из вас знает, что это за растение? / это кустарник/

Куст это живая природа или неживая?

Здесь растет куст шиповника. Осторожно, у шиповника есть колючки или шипы, как у розы. Потому его и называют «шиповник» . У него и цветы похожи на розу. В июне он весь покрыт зелеными колбочками. Их почти незаметно в густой листве. В начале июля на верхушке колбочки расцветает розовый цветок. В августе лепестки цветов облетают, колбочки краснеют. А плоды у шиповника очень целебны. Оболочка колбочки сладкая на вкус, но внутри очень много колючих семян. Есть эти колбочки нельзя! Осенью их собирают, сушат и зимой заваривают вкусный, витаминный чай.

Чем кустарники отличаются от дерева? /

1. Кусты не имеют главного ствола, а имеют несколько или много стеблей.

2. Дерево выше, чем кустарник .

3. Корень дерева во много раз мощнее, чем у кустарника .

Ребята, мы осмотрели с вами шиповник : - живой-зеленый, растет, и плодоносит. Все в порядке?

Ребята, теперь посмотрим на карту, есть еще природный объект «Цветник» , давайте перейдем к нему.

Дети передвигаются от объекта к объекту с речевкой : Береги природу друг,

будет красота вокруг.

Вот наш цветник. Посмотрите внимательно на эти цветы. Кто из вас вспомнит их названия? /Георгины, циннии, лен, октябринки, касмея, ирисы, календула (ноготки, хризантема, пионы, ромашки/

Посмотрите, есть цветы цветущие, а некоторые из них не цветут. В чем дело?

Ирисы цвели в мае; Пионы – в июне; Лен, октябринки и хризантема зацветут позже осенью.

Скажите, как можно любоваться цветами, не срывая их?/ понюхать, зарисовать, любоваться, наблюдать, фотографировать/

Как вы думаете, что необходимо всем растениям для роста и развития? / хороший уход и природные условия/

Кто знает, как нужно ухаживать за ними? /нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики/

Ребята, в нашем цветнике есть засохшие листики? /да, есть / Давайте наведем порядок - уберем сухие листья.

Детям предлагается убрать засохшие листики (инвентарь - перчатки)

Ну, вот мы и закончили нашу работу. Теперь наш цветник в порядке? Красивый и благоухает. Хозяин экологической тропы Берендей будет доволен. Ребята, посмотрите, а вот и он, наблюдает за нами, как мы трудимся. Посмотрите, он приготовил нам угощение. Давайте скажем – спасибо.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ :

Вот, и, закончилось наше путешествие по экологической тропе . Ребята, какие природные объекты д/сада мы с вами сегодня осмотрели? / Березу, шиповник, цветы, огород, скворечник, летнюю лабораторию/

Скажите, что вам запомнилось больше всего?

Вспомните как мы помогали Берендею. /мы смотрели все ли в порядке с березой и шиповником, в огороде удаляли сорняки, увлажняли песок в песочнице, убирали сухие листья в цветнике. /

Молодцы, ребята. Наше занятии подошло к концу . Спасибо за внимание.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА :

Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом – занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина/ - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 192с.

Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры .

Попова, Т. И. Мир вокруг нас.

Рыжова, Н. Игры, путешествие в мир природы .

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Ребенок в детском саду. №5, 2007 Лес – наше богатство.

Конспект внеклассного занятия для 4 класса

Тема: «Экологическая тропинка».

Цель: формирование у детей экологической культуры.

Задачи:

Расширить знания об экологически грамотном взаимодействии человека с природой, формировать представление и элементарные знания об экологии;

Расширить опыт общения с природой через практическое выполнение заданий, формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях;

Развивать коммуникативные умения и навыки, познавательный интерес;

Способствовать межличностному взаимодействию, воспитывать толерантное отношение друг к другу, активную жизненную позицию ребенка, любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма «Звуки леса», маршрутные листы (по количеству групп), экологические знаки, карточки с экологическими ситуациями, карточки с приметами, мозаика (пейзаж).

Форма: игра – соревнование.

Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры, а именно, готовности действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия, а также повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу.

УУД, формирующиеся в ходе занятия:

Личностные УУД:

- смыслообразование, т. е. установление обучающимися свя зи между целью деятельности и её мотивом;

Умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временн ы ´х характеристик);

Самоконтроль, взаимоконтроль;

Коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами);

Оценка

(выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы);

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия :

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оцен ка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения ; извлечение необходимой информации из текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации.

Группа общеучебных универсальных действий - знаково­символические действия :

Моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая));

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия :

Анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

Синтез (составление целого из частей);

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно­следственных связей ;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы :

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем твор ческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и со трудничество со сверстниками и взрослыми;

планирование учебного сотрудничества с учителем и свер стниками;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксиче скими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствует обучающихся, организует на работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Приветствуют педагога, настраиваются на хорошую работу.

Мотивационный этап

Сегодня у нас не совсем обычный классный час.

Внимание! Внимание! В нашу школу пришло SMS – сообщение. Послушайте его внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы (чтение сопровождается показом иллюстративного ряда).

Подготовленные обучающиеся читают стихотворение:

1 ребенок:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Сообщение темы

О чем это говорится? О каком таком храме?

Молодцы! Храм природы… Какие красивые слова. Чтобы жить в этом храме, быть в нем желанным гостем, человек должен знать и выполнять правила. А вам знакомы некоторые из них?

Тогда я приглашаю вас совершить прогулку по лесным тропинкам и проверить, а может, и расширить свои знания. А какой будет эта прогулка, зависит от вас, вашего настроения и готовности помочь друг другу.

Принимаете приглашение?

Ребята отвечают на поставленный вопрос. Предполагаемый ответ: о природе.

Предполагаемый ответ: да.

Предполагаемый ответ: да.

Формирование новых знаний

На прогулку мы отправимся группами. Разбиться на группы поможет нам игра «Атомы и молекулы»

Прежде чем отправиться по экологической тропинке, вспомните правила взаимодействия в группах.

- «Кузовок дружбы и понимания» полон, можно отправляться в путь.

Первое, что мы с вами сделаем – это вспомним правила поведения на природе. Каждая группа получает для обсуждения экологические знаки.

Даю вам 2 минуты на обсуждение, после чего вы выбираете человека, который будет отвечать, вы сможете дополнить его ответ, после того как он закончит. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Молодцы!

Отправляясь в поход, хорошо было бы вспомнить и народные приметы. Предлагаю провести викторину «Прогноз погоды по приметам». Прошу подойти по одному представителю от группы и вытянуть карточку с приметами (приложение 2), затем вы обсудите данную примету, примите общее решение и представьте нам свой ответ. За правильный ответ – 1 балл.

Итак, в путь! И вот мы с Вами попадаем на поляну загадок.

Послушайте загадку скажите, о чем в ней говорится?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Ваню – хворостинкой!

Правильно, лес. А знаете ли вы, что человеку лес - самый щедрый друг. Что дает нам лес?

Правильно. Если перечислить, что делается из древесины, и напечатать перечень, то получился бы толстый том: сейчас из древесины изготовляют около 30 тысяч различных предметов, вещей. Ученые подсчитали, что одному человеку требуется 400 деревьев, чтобы быть обеспеченным в течение жизни нужными изделиями.

А сейчас, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы, за каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Итак, начнём?

Каждая группа получает вопросы:

1. Из какого дерева делают спички? (из осины)

2. Какое дерево применяется для изготовления лыж? (береза)

3. Какое дерево «поет», из него изготавливают пианино? (из ели)

4. Какие дрова самые жаркие? (из дуба и березы)

5. Из чего в лесу можно сделать постель, одеяло, подушку? (Ответ на этот вопрос можно найти в книге Н.Верзилина "По следам Робинзона": постель можно сделать из веток сосны и ели; подушку - пух семян иван-чая или пух соцветий рогоза, или пух пушницы.)

6. О каком дереве сказано: «Стоит дерево кудряво. В этом дереве пять угодьев: первое угодье – хворому здоровье, другое угодье – разбитому крепость, третье угодье – людям колодец, четвертое угодье – малому угроза, пятое угодье – ночной свет»?

Предполагаемый ответ: о березе. Хворому здоровье – банный веник, разбитому крепость – береста для связывания горшка, людям колодец – сок березовый, посуда из бересты, малому угроза – в старину прут для наказания, ночной свет – лучина.

7. Доскажите словечко и найдите пару (лист – дерево):

Клейкие раскрылись почки,

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? Это... (тополь)

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась... (ива)

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это... (клен)

- Предлагаю отправляться дальше.

Следующая полянка, на которой мы остановимся, имеет романтическое название «Ах, этот мир!»

Собрать разрезанный рисунок с пейзажем.

Только на нашей планете можно встретить такие красивые места. А вокруг нас столько предметов, которые не нужно спешить выбрасывать.

Задание:

Придумать несколько способов использования пустой консервной банки; лампочки, одноразового стаканчика (на выбор). За каждую идею вы получаете 1 балл.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Подсказка». Я называю слова, а вы должны отгадать, о чём идёт речь.

Вода, рыба, течёт, берега. (Река)

Кислород, деревья, птицы, грибы. (Лес)

Дождь, молния, ветер, гром. (Гроза)

Горы, пепел, землетрясение, лава. (Вулкан)

Северный, холодный, бриз, облака. (Ветер)

Вода, впадины, течения, киты. (Океан)

Костёр, рюкзак, карта, котелок. (Поход)

А вы любите ходить в поход?

Я предлагаю вам ребята обсудить «Экологические ситуации в туристическом походе» (приложение 1). Выбирайте карточку, прочитайте текст, дайте ответ: «Правильно ли поступили ребята и почему?».

Вот мы с Вами оказались на берегу красивейшего озера. Посмотрите, к нам плывет кораблик. Он доставил телеграмму, которая адресована Вам, ребята.

Расшифруйте послание и поясните, что это значит.

Молодцы!

Обучающиеся играя, разбиваются на группы:

Все беспорядочно двигаются (в этот момент все являются атомами). Атомы могу превращаться в молекулу. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов (в зависимости от количества необходимых групп). По команде ведущего играющие создают молекулы (несколько игроков хватаются за руки). Если ведущий говорит, что молекула состоит из трех атомов, то это значит, что три игрока берутся за руки. Самым последним называется число – количество игроков в группе.

Разбившись на группы, обучающиеся занимают места за столами.

Заполнение «Кузовка дружбы и понимания» - называют по одному правилу, выходят к интерактивной доске и перетягивают «ладошку» в кузовок.

В течение двух минут обучающиеся рассматривают рисунки и обсуждают их, после чего выбирают человека, который будет отвечать. После того как отвечающий закончит, члены группы дополняют его ответ.

Предполагаемый ответ: Не трогай, не убивай зверей. Не трогай гнезда птиц.

Не кричи в лесу. Ходи в лесу по тропинкам. Правильно собирай грибы, не пинай ногами несъедобные грибы. Не разводи костров в лесу. Не рви цветы, не ломай ветки деревьев, не разрушай муравейники и жилища зверей.

Обучающиеся дослушивают загадку до конца и высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: лес.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ: древесину, топливо, пищу, лекарственные растения, меха, кислород и т.д.

Работа в группах: читают вопрос, высказывают мнения, принимают решение о правильном ответе, записывают ответ. По окончании группы обмениваются работами, фронтально проводится обсуждение ответов и взаимопроверка, затем представитель ото каждой группы сообщает результат.

Обучающиеся встают, шагают под музыку «Топ, топ, топает турист».

Работа в группах: складывают из частей пейзаж и представляют продукт деятельности.

Работа в группах: выдвигают идеи и представляют их.

Фронтальная работа.

Работа в группах.

Работа в группах: Каждая группа получает часть послания, в которой буквы нужно расположить в соответствии с порядковым номером. Затем из частей нужно составить текст, прочитать его и объяснить.

Предполагаемый ответ: Следы человека не должны превращаться в шрамы на теле земли. Берегите ее.

Рефлексия. Подведение итогов

Настало время подвести итог путешествия по экологической тропинке. Я думаю, что путешествие было полезно для вас. Помните, что природа – это наш дом. От вас зависит, каким он будет. Ваша обязанность сделать так, чтобы вашим детям не пришлось сидеть на синтетической траве и любоваться искусственными птицами. Уважайте, оберегайте и сохраняйте природу всегда и везде. Помните, что в природе нет ничего случайного, помните о важности сохранения экологического равновесия в природе.

А сейчас давайте подсчитаем количество баллов, которые набрали группы, путешествуя по лесным тропинкам.

Громкие аплодисменты всем участникам сегодняшней игры.

Понравился ли вам классный час? Если «да» - хлопаем, «нет» - топаем (на раз, два, три).

А что же нового узнали вы сегодня? Закончите одну из предложенных фраз.

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем! Помогайте друг другу в трудную минуту, будьте добры и внимательны друг к другу, любите друг друга и окружающий мир.

Хором подсчитываются баллы, определяется команда - победитель, дарятся всем участникам игры громкие аплодисменты.

На раз, два, три обучающиеся «да» - хлопают или «нет» - топают.

Ответы детей.

Приложение 1

Экологические ситуации

Ситуация 1 . Ребята пошли в поход. Вечером они решили разбить лагерь в молодом сосняке. Мы знали, что рубить деревья нельзя, поэтому растянули палатку между стволами сосен, стойки для палатки сделали из веток, которые лежали на земле.

Предполагаемый ответ: дети сделали правильно.

Ситуация 2 . Перекладины, для приготовления еды мы не нашли, поэтому подвесили котелок на ветку сосны, которая низко свисала, а потом развели костёр.

Предполагаемый ответ: разжигать костёр можно на открытой местности, далеко от деревьев.

Ситуация 3 . По дороге мы насобирали полное ведро грибов.

«Кто знает, что это за грибы?» - спросила Таня.

«Я знаю – ответил Витя - у меня есть книга о грибах, я её перед походом прочитал. Этот гриб, наверное - сыроежка».

«Если это сыроежка, наверно его можно есть сырым» - сказал Коля, слегка поджарил гриб на костре и съел.

Предполагаемый ответ: никакие грибы есть сырыми нельзя, и точно знать, что это за гриб.

Ситуация 4 . Утром мы собрали вещи, тщательно убрали место ночёвки. Огонь затушили, а пластиковые бутылки и стаканчики закопали в землю.

Предполагаемый ответ: Дети сделали неправильно. Ведь пластиковые бутылки, пакеты в земле перегнивают тысячи лет. Нужно было сжечь их или забрать с собой.

Приложение 2

Карточка 1

Если вечером на растениях роса, то погода утром …(ясная).

Если лес шумит без ветра, то будет …(дождь).

Цветки кувшинки не поднимаются из воды, то будет …(холодно, ливень).

Карточка 2

Если всю ночь поют соловьи, то утро будет …(ясным, тёплым).

Чайка ходит по берегу и кричит, то скоро будет…(буря, шторм, дождь).

Поздно вечером громко поют сверчки и цикады, день будет…(солнечным).

Карточка 3

Воробьи купаются в пыли и песке, то будет…(дождь).

На прудах и реках раскрытые белые лилии и желтые кубышки, то погода будет…(хорошая).

Если кошки долго умывается, погода…(ухудшится).

Карточка 4

Ласточки и стрижи низко летают, то будет…(дождь).

Раки и жабы выходят на берег перед …(непогодой, дождём).

Муравьи прячутся в муравейник и закупоривают вход перед…(дождём).

Карточка 5

Усиливается запахи цветов и трав, то будет…(дождь).

Если закат красный, то день будет …(ветреным).

Если поздно вечером долго слышна звонкая песня зеленого кузнечика, утро будет ….(тихим, солнечным).