Перспективный план бесед для детей младшей группы. Конспект беседы с детьми во второй младшей группе на тему: «Овощи, фрукты – полезные продукты



Разработчик Карсакова М.Г.

Лексическая тема: «Народная культура и традиции».
Стихотворение недели
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках – дедушка,
В других санках – бабушка,
В третьих санках – тётушка,
Вот какие гости!
Утреннее приветствие:
- Воспитатель:
Здравствуйте, мальчишки-шалунишки!
Здравствуйте, девчонки - длинные чёлки!
Встанем в Круг скорей, поздороваемся все быстрей.
Любим дружно мы играть,
Не ругаться, не кричать.
Улыбнёмся всем скорей,
И начнётся день светлей!
Пальчиковая гимнастика «СОРОКА – ВОРОНА».
(Водим пальчиком по ладошке круговыми движениями).
Сорока - ворона кашку варила,
На порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, каши не едали,
Всю свою кашу Сорока - ворона деткам отдала.
(Далее загибаем пальчики словно считая).
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
-Зачем дров не пилил?
-Зачем воду не носил?



В каком доме вы живёте? Из чего сделан ваш дом? Значит, он какой? Сколько в вашей квартире комнат? Как они называются? Есть ли у вас своя комната? Чем вы там занимаетесь?
Рассматривается коллаж «Русская изба» воспитатель даёт комментарий:
Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. В избе была только одна комната – горница. Горница была и кухней, и спальней, и гостиной. Вся семья жила в одной горнице. Как вы думаете, это было удобно? Почему?
Обыгрывание потешки- небылицы:
Наша хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работу к празднику дала: Мисочку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребёт.,
Половичку курочка веником скребёт. У вас дома тепло? А как родители обогревают вашу квартиру? А на чем готовят еду? Вкусно получается? Помните, как раньше назывался дом? Отапливали избу дровами, вот такую печь топили (демонстрация картинки). И готовили пищу себе и скотине, которая у них была, тоже вот в таких печках. Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.
«Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь люди, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.
Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показать иллюстрацию «Дети на русской печи».)
Загадка: Чего из избы не вытащишь?»
Пословица: «Кто на печи сидел - тот уже не гость, а свой!».
Загадки про печь
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
Для чего нужна вода? Дома у вас есть вода? А от куда она берётся?
А как вы думаете, как в старину мыли руки, посуду, ведь водопровода еще не было?
Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник и лохань с водой (показ картинок:рукомойник, лохань) .
Воду приходилось приносить в ведрах из колодца(картинки: ведра, коромысло, колодец).
Раньше зеркал не было, и люди смотрелись в воду, как в зеркало.
Детям предлагается посмотреть на своё отражение в емкости с водой.
Текст с движениями.
Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды!Чистая водичкаУмоет наше личико,Вымоет ладошки,Намочит нас немножко,Ай, лады, лады, лады,Не боимся мы воды!Чисто умываемся,Маме улыбаемся!
Д/и Вспомни и назови».
В какой сказке ведра с коромыслом сами ходили за водой? / « По щучьему велению»/.
Обыгрывание потешки « «Курочка Рябушечка». – Курочка Рябушечка,Куда пошла?– На речку.– Курочка-Рябушечка,Зачем пошла?– За водичкой.– Курочка-Рябушечка,Зачем тебе водичка?– Цыпляточек поить.– Курочка-Рябушечка,Как цыплята просят пить?– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи! Д/и « Узнай и назови».
/демонстрируются картинки современной мебели/. Для чего нужна мебель? Какая мебель есть у вас дома? На чём любите сидеть? Лежать?
Давным-давно в русской избе мебели было совсем мало /демонстрируются картинки: стол, лавки, сундук, полати, зыбка, люлька, полка/.

Д/и « Раньше – сейчас».
Лавка-…(табурет, стул, кресло, диван);
Сундук-…(комод, шкаф);
Полати-…(кровать),
Кроватка-…(люлька).
Малышей укладывали спать в люльки или зыбки /картинка/ и пели колыбельные песни:
Баю, баю, баю, бай. Ты, собаченька, не лай,
И Ванюшу не пугай,
И в рожочек не дуди,
До утра не разбуди,
А приди к нам ночевать,
В люльке Ванечку качать.
Как вас мама укладывает спать? -Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Всегда люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
Что же ещё в избе было?
Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать.
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе./картинки-отгадки /
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Вторая неделя.
Стихотворение недели
Падал снег на порог,Кот испек себе пирог.А пока лепил и пек -Ручейком пирог утек.Пирожки себе пекиНе из снега - из муки.(П. Воронько)
Утреннее приветствие:
В группе нашей каждый деньДелаем зарядку,Выполняем упражненьяСтрого по порядку:Все присели,Дружно встали,Повертели головой,Потянулись, повернулись
И друг другу улыбнулись!
Пальчиковая гимнастика « НАША БАБУШКА».
Наша бабушка идёт хлопать ладонями по коленям поочередно правой, левой руками
И корзиночку несёт пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки
Села тихо в уголочек положить руки на колени,
Вяжет деточкам чулочек имитировать движения вязания на спицах.
Вдруг котята прибежали мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
И клубочки разбросали.
Где же, где ж мои клубочки, развести руки в стороны, выполнять движение
Как же мне вязать чулочки? «вязание на спицах».
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Воспитатель: К нам сегодня пришла гостья. Чтобы узнать, кто это, надо отгадать загадку:
В деревянной МашенькеВнутри кукла Сашенька.Открой куклу Сашеньку,А там - крошка Дашенька.А в сестрице ДашенькеЕсть малютка Пашенька.(Матрешка)Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).
Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).
Воспитатель:
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
А хотите и вы, поиграть с матрёшкой?
Д/и «Собери матрёшку».
Хороводная игра «Матрёшечка,матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой!
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»).
Эх, матрёшечка,
матрёшка!
Аленький платочек-
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
В гости к нам сегодня пришел Чудесный мешочек. Хотите узнать, что внутри лежит?
Д/и «Узнай и назови». (дети по очереди достают народные музыкальные инструменты и называют их: бубен, колокольчик, ложки, балалайка, маракас, треугольник и др.).
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Листопада тихий шёпот,
Самолёта громкий рокот
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре.
Это звуки шумовые,
Только есть ещё другие.
Не шуршания, не стуки – МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки
«Угадай, какой инструмент прозвучал» .(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, маракас, бубен, балалайка, металлофон.
Воспитатель читает четверостишье, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на одном из музыкальных инструментов, дети отгадывают)Мы с ребятами играем,Что сейчас звучит узнаем,Кукла Катя поиграй!Быстро, Кирилл, называй!
Загадки.
За обедом суп едят,К вечеру «заговорят»Деревянные девчонки,Музыкальные сестренки.Поиграй и ты немножкоНа красивых ярких...(ложках).
Три струны, играет звонкоИнструмент тот - «треуголка».Поскорее узнавай-ка,Что же это?..(балалайка)
Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый... (барабан)
Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »
(Колокольчик) .
Он похож на погремушку,Только это не игрушка! (Маракас)
Отпускаем молоточки,На железные листочки,И летит весёлый звон.Что звенит?
(Металлофон)
В самый сказочный момент вступит этот инструмент.Но совсем не каждый знает, что в оркестре он играет!Тихо, нежно зазвенит, будто всё посеребрит.А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.Знает это каждый школьник. Что такое...
(Треугольник)
Посмотрите, что я вам сегодня принесла. /Показ, рассматривание игрушек/.
- Какие игрушки вам знакомы? Дети называют: /матрешка, погремушка, неваляшка, мяч, свистулька и т. д./ Давным-давно игрушки называли забавами, это потому, что они веселят детей.
Как можно поиграть в эти игрушки?
А вы, желаете поехать со мной на ярмарку, там много продают разных игрушек. Берите в руки вожжи, поедем на лошадке.Еду, еду на базар, покупать себе товар,На лошадке в красной шапкеПо ровненькой дорожке, на одной ножке.В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам,Все прямо и прямо, а потом вдруг… в ямку БУХ!Тпрууу! Приехали!
Наши девочки любят играть в куклы.
/ Показ картинок или игрушек/
-Раньше, ребята, не было красивых кукол и мамы своим детишкам делали такие тряпичные куклы: «Крупеничка» внутри у них крупа, «Сонюшка»- дети клали ее спать с собой, «Масленица»- это кукла, которую делали на праздник Масленицы.
Это что за игрушка? (матрешка). Из какого материала сделаны матрешки-игрушки?-Из дерева! Значит они деревянные.
А это кто?- Петушок-Это дымковская игрушка. Ее слепили из глины, значит она глиняная! А называется дымковская, потому что ее слепили и украсили в д. Дымковомастера умельцы! А как нужно играть с такой игрушкой?Дети:-Осторожно и аккуратно, так как она может быстро разбиться.
У вас сейчас много разных красивых игрушек, есть такие, которых раньше не могло быть: самолеты, машины, роботы и др., потому что в старину не было ни самолетов, ни машин, ни роботов. Люди еще не придумали их.
-Расскажите о своих любимых игрушках. Давным-давно и сейчас рядом с человеком жили домашние животные и птицы. Люди заботились о них - кормили, поили, устраивали им жилища.
Зачем?
.Д/и « Кто какую пользу приносит?».
Собака -, кошка-, корова-,
лошадь-, овца-, коза-, свинья-.?
Куры, гуси, индюки?
-Какие домашние животные и птицы есть у вас?
Как о них заботятся ваши родители?
Д/и «Потерялись?»
Цель: закреплять представления детей о семействе домашних животных и птиц.
Игра-имитация « Спой песенку» (коровы, овцы и т.д.) – звукоподражание.
Обыгрывание потешки «Еду – еду к бабе, к деду»
Еду-еду к бабе, к дедуНа лошадке в красной шапке,По ровной дорожкеНа одной ножке,В старом лапоточкеПо рытвинам, по кочкам,Всё прямо и прямо,А потом… в яму!Бух!
/ демонстрируется картинка «Посуда»/. Что это такое? Для чего нужна посуда? Какая посуда есть у вас дома? Без посуды можно обойтись? Почему?
/Каринки: старинные горшки/. В старину главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него защитной т.е. обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».
/ Картинка – чугунки, ухват/.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Д/и « Сравни по весу».
Цель: формировать представление о сенсорных понятиях: легко (легче) – тяжело (тяжелее).
/Сравниваются по весу горшок и чугунок с помощью ухвата и без ухвата./
«Сценарий познавательного общения с детьми второй младшей в утренние часы».
Разработчик Карсакова М.Г.
Содержание утренних бесед с детьми соответствует изучаемой лексической теме. Кроме того, в соответствии с лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли активного собеседника и исследователя.
Лексическая тема: «Я - человек».
Стихотворение недели
Как повезло тебе и мне -
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда ни глянь – кругом друзья!
Утреннее приветствие:
- Воспитатель:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,Здравствуй друг - берёмся другой рукой,Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.Мы стоим рука в руке, вместе мы большая сила,Можем маленькими быть - приседаем,Можем мы большими быть - встаём,Но один никто не будет.
Пальчиковая гимнастика « «Как живешь?»
- Как живешь?- Вот так! (большие пальцы вперед)- Как плывешь?- Вот так! (имитация плавания)- Как бежишь?- Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)- Вдаль глядишь?- Вот так! («бинокль»)- Ждешь обед?- Вот так! (Подпереть щеку кулачком)- Машешь вслед?- Вот так! (помахать кистью руки)- Утром спишь?- Вот так! (обе руки под щеку)- А шалишь?- Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Планирование на каждый день недели. Первая неделя
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Посмотрите на эти картинки (дети разного возраста в игровых ситуациях).
Как вы считаете, это взрослые или дети? Почему вы так решили? А вы кто?
Большие или маленькие? Сколько вам лет?
На кого из этих детей вы похожи? Почему?
Какими хотите вырасти? Как вы думаете, от того большой человек или маленький зависит хороший он или плохой?
(поясняет)
Читает стихотворение:
Если сам ты небольшой, но с высокою душой,
Значит твой реальный рост
Выше самых дальних звёзд
Д/игра «Кто кем был и кто кем станет?»
Цель: развивать познавательные способности
(кем был папа, бабушка, сестрёнка, т.д.) Ребёнку предлагается посмотреться в зеркало и сказать:
Что у тебя есть?
Какие у тебя глаза?
Какие у тебя волосы?
Какой у тебя нос?
Для чего человеку глаза, нос, рот, уши?
Что могут делать глаза, уши, нос?
Д/игра «Что есть у меня и игрушки».
Цель: воспитывать чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.
Сравни себя с игрушкой:
мишка лохматый, а у меня кожа гладкая и т.д.
Ты мальчик или девочка?
У тебя есть руки?
Для чего они тебе?
Что они умеют делать?
Что ещё у тебя есть?
Для чего?
Ты любишь себя?
Как ты бережёшь свои глазки, ушки, ручки?
Как ты ухаживаешь за ними?
Д/игра «Что я люблю».
Цель: сплочение детей
(передают по кругу клубочек и каждый, у кого он в руках, рассказывает, что он любит больше всего делать). В мешочек поместить муляжи фруктов: банан, яблоко, грушу.
Нам обезьянка прислала посылку, а что в ней находится, вы должны догадаться. Каждый ребёнок на ощупь определяет фрукты.
Как вы догадались?
Что вам помогало? (пальцы).
А теперь отгадайте, что лежит под салфеткой (кусочки фруктов на отдельных блюдцах). Что вам помогло отгадать? (нос).
А теперь закройте глазки, а я вас угощу фруктом. Что вы съели? Как отгадали? Что помогло? (язык).
(достаёт фрукты)
Какого цвета? Что вам помогало? (глаза)
Глаза, нос, язык, пальцы – наши помощники.
Ты любишь смеяться?
Когда ты смеёшься?
Когда ты радуешься?
Когда ты улыбаешься?
А когда плачешь? Почему?
Показ иллюстраций.
Почему плачет девочка?
Чему радуется мальчик? и т.д.
Раздаёт карточки с изображением людей с разным настроением, предлагает рассмотреть их, сказать какое у них настроение и попробовать изобразить на своём лице сходное выражение
Вторая неделя.
Стихотворение недели
Умываемся мы быстро, вытираемся мы чисто
Так опрятны, аккуратны, всем смотреть на нас приятно.
Утреннее приветствие:«Здравствуйте! »
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!
Пальчиковая гимнастика «В гости».
В гости к пальчику большому
(большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)Приходили прямо к дому:Указательный и средний,
(в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок
Постучался на порогВместе пальчики - друзья,
(сжать пальцы в кулак и разжать их)Друг без друга им нельзя.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Дети рассматривают фотографии. Кого вы видите на фото? Вы узнали себя?
Какие вы здесь? (маленькие, хорошие, смешные)
Какая у вас одежда?
А у взрослых одежда тоже маленькая?
Чем отличаются взрослые от детей?
Что делают дети?
А взрослые это делают?
А вы взрослые или дети?
Как вы догадались, что вы дети?
Зачем взрослые ходят на работу?
Игра «Курочка-хохлатка»
Учить выполнять действия в соответствии с текстом. У всех оно есть. И у мамы есть, и у папы есть, у дочки есть, у внучки есть, чтобы его узнать, надо вслух назвать (имя).
Как вы думаете, зачем человеку имя?
Д/и « Назови ласково».
Цель: использовать в речи разные формы одного слова.
А еще у человека есть фамилия. Назовите свою фамилию. Зачем нужна фамилия?
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?/По фамилии/.
А у нас в группе есть ребята с одинаковыми именами? Как же понять, кого зовут?
Когда вы вырастите и будете взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество», т.е. Родина.
Игра-шутка «Мое тело».
Все дети должны заботиться о своем здоровье, а помогают нам в этом наши помощники – части тела. Давайте похвалим их!
Головушка – соловушка (гладят голову)
Носик – абрикосик (с закрытыми глазами дотронуться до кончика носа)
Щечки – комочки (мнут щечки, надувают их)
Губки – голубки («трубочка»)
Зубочки – дубочки (постукивают зубами)
Бородушка-молодушка (гладят подбородок)
Глазки – краски (широко открывают глаза)
Реснички-сестрички (моргают)
Ушки-непослушки (трут уши)
Шейка – индейка (вытягивают шею)
Плечики-кузнечики (поднимают и опускают плечи)
Ручки-хватучки (обхватывают себя)
Пальчики-мальчики (шевелят пальчиками)
Пузик- арбузик (выпячивают живот)
Спинка – осинка (выпрямляют спинку)
Коленки – поленки (поочередно сгибают ноги в колене)
Ножки-сапожки (топают ногами)
Чистота для здоровья очень важна. Есть такая пословица: «Чистота – залог здоровья!»Давайте вспомним правила чистоты: чисти зубы, не забывай следить за чистотой ушей, всегда носи при себе носовой платок, обязательно мой руки перед едой и после туалета, следи за чистотой ногтей, расческа, зубная щетка и полотенце должны быть у каждого свои.
Вы хотели бы дружить с неряхой? Почему?
Д/и « Сделай, что попрошу?».
Воспитатель:
– Наше тело действует, как чудесная машина, которая умеет смеяться, плакать, ходить, бегать, а также играть, любить, рисовать, кушать кашу.
– Давайте проверим, что умеет тело каждого из вас.
/предлагается детям набор предметов и игрушек для совершения с ними различных действий: машина на верёвочке, мяч, большая пирамида, книга с картинками, бумага и карандаши и др. Дети производят различные игровые действия по своему желанию/. – Вот видите, ребята, как много умеет ваше тело.
« Загадки- добавлялки».
Воспитатель:
А сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы будете их отгадывать и отгадку показывать на себе.
Не снимают на пороге Вместе с сапогами (ноги).
Оля весело бежит
К речке по дорожке,
А для этого нужны
Нашей Оле (ножки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки,
Но для этого нужны
Нашей Оле(ручки).
- Скажите, ребята, что можно делать руками? (Ответы детей).
Запах пирожков от роз
Отличать умеет (нос)
Всё что мы положим в рот,
Попадает к нам в (живот)
Маму с папой слушать
Помогают (уши)
Красоту кругом увидеть
Помогают нам(глаза).
В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши...» (лица).
Я братишку пожалею:
Обниму его за (шею).
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы (рот).
Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский (нос).
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий (глаз).
Просят беленькие зубки:
«Улыбайтесь чаще!» (губки)
Первым пробовать привык
Угощенья все (язык).
Разгрызёшь стальные трубы,
Если часто чистишь (зубы).
-В середине человечка
День и ночь стучит (сердечко). Беседа « Я- человек, мы-люди».
– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! И я вам улыбнусь: и Мадине, и Тимоше, и Ксюше.
-А как можно назвать всех нас одним словом? Кто мы? ((люди).
– А как можно назвать Сашу? Кто она? (человек.)
– А Ярослава кто? Тоже – человек. И я человек, и Рома тоже. Все вместе – мы кто? (люди).
– Когда один – называют как?(человек), когда много нас? (люди).
- Я и все, кто работают в детском саду, ваши родители – взрослые, а кто вы все вместе? (дети).
-Как можно назвать одним словом Вику, Мадину, Настю,Соню- кто они? (девочки).
- Как можно назвать одним словом Владика, Кирилла, Серёжу, Тимошу- кто они? (мальчики)?
Д/игра «Мы – разные».
Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.
Дети встают в круг, и по желанию вызывается один из детей. Воспитатель, выступающий в роли ведущего, задаёт вопросы:
- Кто из мальчиков самый высокий?
- Кто из девочек самая низкая?
- У кого из детей светлые волосы?
- У кого сандалии с цветочками? и т.д
- Сейчас мы возьмемся за руки, чтобы почувствовать тепло друг друга и улыбнемся.

Цель: формировать понятия «друг», «дружба».

Задачи:

  • учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу;
  • развивать выразительность речи, пантомимики;
  • воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Планируемые результаты:

может поддерживать беседу о дружбе и о вежливом обращении, высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).

Используемые материалы:

— шапочки петушка и птички (для инсценировки);

— конверт с фотографией друга, открытки, карандаши.

Словарная работа: конверт, дружба.

Методы и приёмы:

— вопросы;

— «педагогическая поддержка»;

— проблемная ситуация;

— наблюдение за детьми.

Предварительная работа:

— разучивание слов Петушка (мальчик) и Птички (девочка);

— решение проблемных ситуаций.

Используемая литература:

1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.

2.Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.

3.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.

Ход беседы.

  1. Вводная часть.

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.

Об этих ребятах не зря говорят:

«Они друг за дружку горою стоят».

Их двое, а кажется – топает взвод,

Когда подготовка к сраженью идёт.

Жуков изучают, сидят у реки,

и очень охотно едят пирожки.

Один завздыхает, вздохнёт и другой.

Один зачихает, чихнёт и другой.

Они не дерутся почти никогда,

Ведь драка – не спорт,

Борьба – это да.

Где первый, там, стало быть, будет второй!

Стоят друг за дружку ребята горой!

(Ответы детей.)

  1. Основная часть.

Воспитатель: — Верно. Это стихотворение о друзьях. Давайте уточним: кто такой друг? Что значит дружить? (Ответы детей.) Действительно, настоящие друзья те, кто заботится о своём друге или друзьях, помогают им во всём. Давайте вспомним о муравье, который попал в беду.

Физкультурная пауза «Друзья помогли».

От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,

Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.

Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро её обмотал, Ритмично бегут на месте.

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.

Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.

Муравьишку домой принесли.

МО – ЛОД – ЦЫ! Делают ритмичные хлопки.

Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказки «Петушок и птичка».

Воспитатель : — Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!

Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок. А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.

Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».

Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.

Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!

Воспитатель. А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» — это значит будь здоров, не болей!

Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»

Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.

Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.

Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.

Воспитатель. — Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята, пришло время вспомнить о нашем друге, который давно не приходил в детский сад. Кто это? (Ответы детей.) Правильно, это Юля Р. Она находится дома, потому что у неё в гипсе нога. Не разрешает доктор пока приходить Юле в детский сад. Юля очень скучает, поэтому я предлагаю сделать для нашего друга, для Юленьки сюрприз. Вы согласны? (Ответы детей.) Вот конверт. В него можно положить письмо и открытку, в которых мы пожелаем Юле быстрее поправиться и прийти к нам в детский сад. Затем мы этот конверт заклеим и передадим Юле. В письме я напишу такие слова: «Хорошо, когда с тобою рядом друг! Юля, мы любим твою улыбку и тепло твоих рук. Ты всегда с нами играешь, понимаешь и прощаешь. Без тебя мы так скучаем! Выздоравливай, друг!» А вы, ребята, на открытках изобразите своё теплое отношение к Юле.

  1. Заключительная часть.

Звучит фонограмма «Настоящий друг». Дети рисуют открытки, вкладывают в конверт.

Воспитатель: — Вы – настоящие друзья. Я думаю, Юля будет рада получить от нас сюрприз. Именно для этого и нужен друг!

Конспект беседы во II младшей группе по патриотическому воспитанию

«Дружная семейка».

Цели: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. Вызывать положительные эмоции во время игры и сопровождать их жестами и движениями.

Активизировать словарь: ласковая, добрая, красивая, любимая мамочка.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, беседы детей о своих близких.

Материал: силуэт ладошки из плотного картона, шапочки на каждый пальчик с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребёнка.

Дети, посмотрите как нас сегодня много. Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнёмся друг другу.

Здравствуйте! Присаживайтесьна стульчики.

Дети, вы любите играть? (ответы детей). Покажите мне свои ладошки.

Давайте поиграем с нашими пальчиками. Сожмите кулачок. (Разгибаем из кулака пальцы и сопровождаем их текстом).

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья».

О чём же, ребятки, эта игра? (о семье). У меня есть вот такая ладошка

(демонстрация силуэта).

Давайте найдём на ней самый маленький пальчик. (Дети показывают).

А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? (Ответы детей). Как ласково мама называет вас? (Ответы детей).

У меня есть вот такие шапочки с изображением маленькой девочки с бантиками и маленького мальчика, давайте приклеим их на самый маленький пальчик ладошки. Хорошо.


А кто же ещё есть в семье – послушайте стихотворение:

«Мы с мамой делали котлеты,

А за окошком дождик шёл.

Мы с мамой думали при этом,

Как вместе быть нам хорошо!»

О ком я вам прочитала? А вы маме помогаете по дому? Что вы делаете? Замечательно. А какая у вас мама? (Ответы детей).


Давайте найдём шапочку для мамы и наденем её на следующий пальчик.

Хотите узнать о ком следующее стихотворение?

«Не терпит папа мой безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки.

И если кому-нибудь надо помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь».

О ком стихотворение? А у вас папа какой?


(Ответы детей). Найдите шапочку для папы, приклейте её на следующий пальчик.

Хотите ещё поиграть?

Давайте поиграем с нашими ладошками. (Дети вместе с воспитателем сопровождают текст жестами и движениями):

Где были? У бабушки!

А у бабушки ладошки (показывают руки ладошками вверх)

Все в морщинках собраны.

А у бабушки ладошки (поглаживают ладошки друг о друга)

Добрые – предобрые.

Всё работали ладошки (постукивают кулачком по ладошке0

Долгими годами

Пахнут добрые ладошки (подносят к лицу, принюхиваются)

Щами, пирогами.

По кудрям тебя погладят (имитируют поглаживание)

Добрые ладошки

И с любой печалью сладят (подносят к лицу, дуют на них)

Тёплые ладошки.

«Ладушки, ладушки. (хлопают в ладошки)

Где были? У бабушки!

Что же умеет делать бабушка? А вы что любите делать со своей бабушкой? А какая у вас бабушка?


Возьмите шапочку для бабушки. Давайте приклеим ее на следующий пальчик.


Ребятки, у нас остался один пальчик –как вы думаете для кого он?(Ответы детей) Правильно.

У меня есть дедушка, как зима «седой»,

У меня есть дедушка с белой бородой.

Мне на всё мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!»

У вас есть дедушка? (Ответы детей). Какой он?(Ответы детей)


Возьмите шапочку для дедушки. Давайте приклеим ее на следующий пальчик.


Посмотрите, у нас получилась большая, дружная семья на нашей ладошке.

В семье все любят друг друга, заботятся и помогают. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А наша семья будет жить у нас в группе!

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

«Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14 «Добрый - злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда - неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..

карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.