Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей. Музыкальная театрализация как основной художественный опыт детей в современной школе

Авторы: Чибисова Елена Ивановна, Юхан Нинель Шмувеловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№978, детский сад №117
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: дошкольное образование

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

«Музыкально – театрализованная деятельность в

детском саду»

Подготовили: Воспитатель первой категории Чибисова Е. И.

Музыкальный руководитель: Юхан Н.А.

Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором

будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное,

художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей

того, на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним

из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление

является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – это

организованный педагогический процесс, направленный на развитие

музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности,

сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.Это хорошая

возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания

творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость.

Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый

интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки

детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию

новых образов.

Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько

разделов:

Основы кукловождения;

Актерское мастерство;

Игровое творчество;

Имитирование на музыкальных инструментах;

Песенное и танцевальное творчество детей;

Проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты

музыкального развития:

Инсценировка песен;

Развлечения;

Фольклорные праздники;

Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает

ребенку развиваться всесторонне.

В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым

увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства,

она заметно для самого ребенка становится источником

творческого развития.

В основу нашей работы входят следующие принципы :

Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность,

направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску,

импровизации;

Последовательность и систематичность занятий – залог успешного

применения знаний, умений и навыков на практике;

Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности

Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе

каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной

деятельности;

Учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

Целенаправленность.

Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

использование тех или других характерных для театра выразительных

средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному

концерту художественного образа.

Основная задача работы воспитателя:

Раскрытие творческой личности ребенка в целом;

Его артистические способности в частном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи , касающиеся:

Формирования выразительности речи;

Интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление

художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как

самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как

любая другая, она имеет свои этапы :

Ориентировка;

Замысел;

Подготовка;

Исполнение.

В нашей группе была создана музыкальная развивающая предметная среда:

Музыкальные игрушки и инструменты;

Куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной

деятельностью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны,

ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и

желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы

побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети

приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов

творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся

литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать

различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память,

умение действовать согласно замыслу.

Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю

по театрализованной деятельности. В младшей группе , мы с музыкальным

руководителем ставили небольшие спектакли, драматизации, сказки которые

показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:

«Репка», «Курочка Ряба».

В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»,

«Три медведя» дети показывали перед родителями. В старшем возрасте

ставили сказки как, «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Лубяная и

ледяная избушка». Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли

сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в

театрализованных играх.

Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным

средством социализации дошкольника в процессе осмысления им

нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованной игры.

Действия детей с кукольными персонажами;

Непосредственные действия детей по ролям;

Литературная деятельность через диалоги и монологи;

Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные,

приплясывание и т.д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике

движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую

атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

применять собственные возможности и способности. В процессе создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных

произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном

воспитании ребенка.

Театрализованные игры всегда радуют детей,

пользуются у них успехом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и

воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального

воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к

театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный

музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается

количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,

слуховых, двигательных).

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,

танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями,

пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость,

формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство,

музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим

обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные

сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей,

эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы,

становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных

представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и

координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность,

умение использовать интонацию, выражающую основные чувства,

формируется уважительное отношение друг к другу.

Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим

удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться

со злом и побеждать.

Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество,

импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет

музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно

использовать и современную музыку, доступную детям.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический,

поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает

работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных

видах театрализованной деятельности

Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в

волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Театрально-игровая деятельность в развитии музыкальных способностей дошкольников


Эффективно развивать музыкальные способности ребенка помогает театрально-игровая деятельность. Это совокупность отдельно взятых видов искусств. Музыкально – театральное творчество включает в себя практически все виды детской деятельности: песенную, танцевальную, игровую, речевую, художественную, импровизации на детских музыкальных инструментах, а также практически все виды театра – от пальчикового до драматического. Этот вид творческой деятельности обладает сильным воздействием на внутренний мир ребенка, вызывает яркие эмоции.
В своей профессиональной практике я широко использую театрально – игровую деятельность. Причем, эту игру ввожу в каждый вид музыкальной деятельности. Через творческую игру дети раскрепощаются, фантазируют, сочиняют. У них развивается речь, воображение, снимается зажатость.
Занимаясь с детьми театральной деятельностью, решаются следующие задачи:
Воспитательные - направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальности, а также на развитие коммуникативных особенностей ребёнка.
Образовательные задачи - связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
На своих музыкальных занятиях с дошкольниками я применяю следующие этапы обучения театрально-игровой деятельности.

1.Движения -
Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Сначала учимся ходить по одному, затем в группах, и постепенно переходим к ходьбе по кругу, соблюдая расстояние и «не ломая круг». Самым маленьким воспитанникам показываю и прошу повторить образы
«мишки», «зайки», «лисы», «собачки», «кошечки» и другие. Здесь уместны такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Воспитанники учатся бегать в рассыпную и собираться «кучкой».
Дети постарше закрепляют умение ориентироваться в пространстве:
ходить и бегать «змейкой», двигаться в парах, распределяться в том или ином
углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и
снова находить свое место, делать перестроение в колоны.

Начиная со средней группы, воспитанники обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и т.п.
Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мишка собирает малину, «зайка испугано убегает от волка», «лисичка танцует» и др.
2.Слушание-
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию выразительных движений.
Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они
стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются
интересные образы.
В младшей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки), скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т.п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки.
Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить.
Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку.
Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
3. Выразительное чтение-
Большое место в музыкальных занятиях занимают речевые упражнения. Это считалки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика. Мои воспитанники очень любят инсценировать различные детские стишки. Когда заучиваем их, распределяемся по ролям, и у нас получаются мини-спектакли. Например, «Как у бабушки Наташи, ели вкусную мы кашу», «Робин-Бобин-Барабек», «Ах, как страшно трусливому зайке» и т.п.
4.Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен-
При разучивании песен, дети лучше запоминают слова, если к ним подобраны движения. Причем воспитанники сами подбирают эти движения. Конечно, дети младших групп не смогут этого сделать. Они повторяют все жесты педагога, и тем самым учатся в дальнейшем придумывать свои движения. Начиная со средней группы перед детьми можно ставить задания: "давайте подумаем, как мы можем дальше показать движения этого хоровода?", "А я бы сделала бы вот так".
Ярким примером может быть песня «Два веселых гуся». Воспитанники сами додумывают движения –«спрятались в канавке», «кричит бабуся», «кланялись бабусе», «вытянули шеи» и другие.
В старших группах дети уже без подсказки педагога придумывают движения хороводов или танцевальные элементы под различную музыку.
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по
образам и содержанию деятельности.
Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от
начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные
персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.
Далее разучиваем текст и переходим к исполнению.
5. Игра-импровизация на музыкальных инструментах-
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах?
Я, применяю эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу»: дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
6.Постановка спектаклей, сказок, инсценировок-
Подготовка к спектаклю требует определенной подготовки. Сначала я знакомлю детей со сценарием, обсуждаем его, характеризуем героев. Затем идет процесс разучивание подобранных к спектаклю песен и танцев. Распределяются роли и заучиваются слова. Подбирается музыка, дети под определенную музыку лучше усваивают роль и даже начинают импровизировать. В работе над спектаклем привлекаются родители. С ними провожу консультации, и они с удовольствием помогают в создании костюмов и декораций. Ну и наконец, показывается спектакль. У детей на выступлении (по моему наблюдению) возникает большой эмоциональный подъем, воспитывается чувство ответственности.
В младших группах основные роли играют взрослые – воспитатели и даже привлекаем родителей, а дети подыгрывают им. Но младшие воспитанники здесь не зрители, а полноправные участники спектакля. Начиная со средней группы, подбираю простейшие сценарии с ролями для детей. В старшей и подготовительных группах мои воспитанники – самостоятельные актеры.

В результате применения этой методики дети учатся выстраивать взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации, анализировать свое поведение и поведение других, делать выводы. Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

« Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников »

Актуальность

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т.к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.

Природная предрасположенность дошкольников к “напеванию” и “пританцовыванию” объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём. Удовлетворение этих возрастных потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит ребенку массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание, зафиксировать его и оценить.

Восприятие музыкального искусства невозможно без субъективного и творческого принятия музыкального образа, поэтому возникает необходимость расширения содержания ознакомления дошкольников с музыкальным искусством и, прежде всего, пересмотра отношения к сенсорным эталонам, связанным с миром звуков.

Известно, что основой музыкального образа является звучащий образ реального мира. Поэтому для музыкального развития ребенка важно наличие богатого чувственного опыта, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания), реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит и т. д.).

Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т.д.), все это может быть обыграно при помощи театрализации.

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

В танцевальном творчестве ребенок получает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.

Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы.

Цель:

Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.

Также целью и основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля. Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)

Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.

Задачи и методы:

Создание условий для творческой активности детей и родителей.

Последовательное знакомство детей с видами театров.

Совершенствование артистических навыков.

Раскрепощение ребенка.

Работа над речью и интонацией.

Коллективные действия (в танцах, играх).

Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Принципы:

Импровизационность.

Гуманность.

Систематизация занятий.

Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.

Участники проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети 2 младшей группы, родители.

Вид проекта:

Творческий.

Длительность проекта:

Учебный год: сентябрь-май.

Предполагаемые результаты:

1.Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

2.Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.

3. Формирование опыта социальных навыков поведения.

Используемая литература:

Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2003г. – 103 с.

Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984 – 146 с.

Березина В.Г., Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. - 60с.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981 – 240 с.

Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92стр.

Головащенко О.А. Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра. // Дошкольное воспитание. – № 11. - 2002. – С. 12

Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

Картамышева А.И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.

Коленчук И.В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе.- 2007.- N 11.- С. 64-66.

Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21

Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.

Полуянов Д., Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М.: ВЛАДОС, 2001. – 71 с.

Основная часть.

План проекта - этапы

Подготовительный

1.Определение темы, цели, задачи, проблемы.

2.Составление плана-схемы проекта.

3.Сбор, накопление материала.

Основной

Работа с сотрудниками ДОУ.

Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.

1.Проведение теоретического семинара для воспитателей ДОУ на тему: «Виды театров и их рациональное использование в ДОУ».

2. Консультация для воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».

3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».

4. Смотр-конкурс театральных уголков в группах.

5. Проведение открытых занятий по театральной деятельности воспитателями младших групп.

6. Проведение педагогического совета на тему: «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Работа с родителями

Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развивающей среды.

1.Проведение бесед, консультаций, анкетирования.

2. Организация выставки – конкурса театральных кукол и декораций (сделанных руками родителей).

3.Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.

4.Викторина для родителей «Дети и театр».

Работа с детьми.

1.Проведение цикла занятий, игр.

2.Подготовка и показ открытого занятия «Мы играем в театр».

Заключительный

Презентация проекта, показ открытого занятия на КМО.

Этапы работы

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями изготовили декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

В лице родителей мы нашли поддержку не только в подготовительной работе (изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек), но увидели в них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего малыша, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания; потому, что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности

Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

С малышами уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. В процессе обучения дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе с детьми сочиняем маленькие истории, все вместе придумываем диалоги героев.

В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

В процессе работы добиваемся выразительной речи, развития представления о нравственных качествах, правилах поведения зрителей на спектакле. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Проект рассчитан на год обучения, занятия строятся по принципу увеличения объёма действий детей.

I. “Театральный букварь”, так называемая “первая ступенька”, представляют собой цикл интегрированных занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, воображения, на развитие и дифференциацию вокально-слуховой и музыкально-двигательной координации, а также музыкально-слуховых ощущений.

Освоение театрального творчества начинается с пропедевтического этапа - специально организованного общения дошкольников в рамках театрального творчества, который постепенно вводит ребёнка в занимательнейший мир театра. Данное общение осуществляется в форме игрового тренинга, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе; средством выработки у него целенаправленных действий по освоению окружающей реальности; условием для личностного развития и творческого роста ребёнка.

Этот вид деятельности помогает проживанию и осознанию детьми той или иной ситуации, активизирует желание детей действовать, развивает готовность к позитивному принятию позиций другого человека, способствует выработке качеств, необходимых для дальнейшей жизни в обществе.

В процессе занятий у детей формируются:

Навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей, соизмерение своих действий с действиями других детей, взаимодействие);

Развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые и тактильные анализаторы и умения психофизического и эмоционального раскрепощения посредством активизации мышц лица и тела;

Формируются первоначальные обобщённые представления о понятиях “художественный образ”, “средства создания художественного образа”

Формируются конкретные элементарные навыки создания этого образа различными художественно-сценическими и музыкальными средствами (пантомима, речеинтонация, тембры детских музыкальных инструментов);

Закладываются основы сценической речи;

Формируются вокально-хоровые навыки и навыки музыкально-ритмических движений.

II. “Музыкальный театр”, так называемая “вторая ступенька”, представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке спектакля. Навыки, полученные в процессе занятий на “первой ступеньке”, развиваются и закрепляются детьми в продуктивной музыкально-сценической деятельности.

Таким образом, этот этап является репродуктивно-творческим. Занятия в разделе программы “Музыкальный театр” призваны объединить все способности ребёнка и приобретённые умения и навыки для максимального использования его творческого потенциала при создании музыкального спектакля как творческого продукта большого коллектива маленьких актёров.

Методики

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

Восприятие музыки;

Песенно-игровое творчество;

Пластическое интонирование;

Инструментальное музицирование;

Художественное слово;

Театрализованные игры;

Сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективными, которые мы используем при слушании музыки, являются следующие методические приёмы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяем такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития:

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, театрализованные представления.

На занятиях широко используем методы развивающего обучения, с помощью которых решаем стоящую перед нами учебную задачу - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их «зажигает». Метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям выступает и метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

Основной формой проведения занятий является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе музыкально-театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С. Станиславский, Л.А. Волков), основополагающими компонентами актёрской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

В работе также используем ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. В ритмопластике движения должны соответствовать музыке, быть доступными двигательным возможностям детей, поэтапными по содержанию игрового образа, разнообразными, нестереотипными. В современном ритмопластическом танце полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией.

Выводы:

С самого раннего возраста ребенок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, воспитателем, музыкальным руководителем и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, проект позволил проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

В процессе наблюдения за деятельностью детей дошкольного возраста я выявила, что дети не достаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы, имеют ограниченный словарный запас, у многих отсутствуют навыки связной речи, некоторые не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Беседы с родителями показали, что во многих семьях утеряны традиции семейного чтения, и причиной этого, как правило, является занятость родителей.

Проведя педагогическую диагностику детей подготовительной к школе группы на определение уровня развития театрализованных навыков и умений детей, я выявила, что:

– у детей отсутствует устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

– не всегда умеют правильно давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности;

– слабо владеют выразительностью речи;

– не в полной мере способны сопереживать героям сказок, реагируя на поступки действующих лиц;

– не всегда удается вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать свое, умение вживаться в создаваемый образ и использовать мимику и жесты.

Я решила обратить свое внимание на музыкальные игры-сказки.

Дети любого возраста любят играть, игра – часть их жизни. При этом они очень любят в кого-то или во что-то превращаться. Маленькие дети – замечательные актеры – стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часть какого-то костюма, как он сразу входит в образ.

Начиная заниматься театрально-игровой деятельностью, я столкнулась с рядом трудностей:

– скованность детей;

– неуверенность в правильности выбранных движений;

– дети не знают, как изобразить того или иного героя;

– затрудняются передавать различные состояния персонажей;

– детям трудно совмещать речь и движения, пение и движения;

– трудно владеть мимикой и пантомимой.

Поэтому я поставила перед собой следующую цель: создать условия для раскрытия творческого и артистического потенциала ребенка посредством использования театрализованных игр-сказок на музыкальных занятиях.

Для решения поставленной цели сформированы следующие задачи:

– приобщение детей к театральному искусству;

– обогащение и активизация словаря детей;

– стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);

– развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умения довести дело до конца;

– поддерживание желания участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

Эти задачи я решила реализовать через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и интеграцию образовательных областей:

– «Познавательное развитие». Расширение кругозора в части театрализованной деятельности (в процессе познания окружающего мира, отношение к другим людям).

– «Речевое развитие». Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи, расширение словаря), развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе театрализованной деятельности. Создание предметно-развивающей среды: оформление театрализованной зоны; изготовление ширм, масок; пошив костюмов; рисование с детьми масок, билетов и афиш; изготовление кукол для пальчикового театра; настольного театра; изготовление театра мягкой, резиновой игрушки, театра «Би-ба-бо», изготовление декораций к разным сказкам; изготовление мнемотаблиц (для эффективного запоминания и воспроизведения сюжетной линии произведения).

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:

1. Принцип целенаправленности.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип наглядности обучения.

5. Принцип интегрированного подхода.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

7. Принцип прочности.

– рассматривание иллюстраций, открыток, посвящённых театру, рассказ о театре, о театральных профессиях;

– просмотр кукольных спектаклей, поставленных силами воспитателей и беседы по ним; отражение своих впечатлений в самостоятельном художественном творчестве: рисовании, лепке, разыгрывании сценок в детском саду и дома;

– выполнение различных творческих заданий на развитие детской пластики, речевой интонационной выразительности, упражнения на развитие дикции, выразительной мимики, ритмические минутки (логоритмика); игры с элементами театрализации; игры-этюды; обыгрывание стихотворений, ситуативных игр-историй с элементами театрализации; пересказ сказок с использованием мнемотаблиц.

Начала я с того, что стала много внимания уделять игровой и театральной деятельности на музыкальных занятиях, где каждый ребенок может себя попробовать в роли: трусливого зайчика, сердитого волка, хитрой лисички, осторожной мышки и т.д.

Постепенно музыкальные игры переросли в игры-сказки. Например: «Волк и семеро козлят» (из сборника А.Н. Зиминой «Образные игры и упражнения»); «Магазин игрушек» (из сборника М.А. Михайловой «Развитие музыкальных способностей детей»); «Колобок» (из сборника Л.А. Блохиной «Начинаем наш концерт») и др.

Н.А. Метлов писал: «Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада. Они оказывают огромное воспитательное влияние на детей, способствуют развитию художественного вкуса, певческих навыков, вызывают радостные эмоции, способствуют развитию двигательной сферы, творческой активности».

Театральное искусство требует от исполнителя навыков перевоплощения. А если говорить о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток – свободный игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет. Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия.

Советский психолог Л.С. Выготский писал: «Театрализация представляет собой распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – и как сочинения, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей».

Когда я стала вводить в музыкальные занятия элементы игр-сказок и театрализованных сценок, то заметила, что дети стали меняться. Начала исчезать скованность, нерешительность, застенчивость. Во время театрализованных игр я старалась предоставить детям свободу в выборе движений для импровизации. Такая свобода благотворно влияла на развитие детской активности.

Постепенно я стала вводить музыкальные игры-сказки в утренники. Например: сценку «Какая мама лучше?» я включила в утренник, посвященный дню 8 Марта; сценку «Спор овощей» – в осенний праздник и мн.др. Постепенно я стала усложнять музыкальные игры-сказки и вводить их в утренники.

Во время спектакля мы разыгрываем настоящую праздничную театральную атмосферу – приглашенные приобретают в кассе билеты, дети-контролеры проверяют их, раздают приготовленные программки. Постоянными гостями наших представлений являются дети младших групп, родители, сотрудники детского сада. После спектакля проводим обсуждение, где дети оценивают свои успехи и неудачи. Во время осуждения, беседы можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Направляя беседу в нужное русло, стараюсь указать на основные промахи и недостатки, но, в то же время, похвалить детей, отметить наиболее интересные моменты выступления. Неоднократно мы становились участниками районных конкурсов, в которых мы становились дипломантами.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим его миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребенку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день – это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребенка «Увидеть, удивиться, рассказать».

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, т.к. тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т.д. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

1. У детей расширились и углубились знания об окружающем мире.

2. Расширился словарный запас.

3. Дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх-драматизациях, театральных постановках, проявлять активность и инициативность.

4. У детей стали развиваться нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести общее дело или роль до конца), установились отношения сотрудничества и взаимопомощи, появилось чувство коллективизма.

5. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

6. Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).

7. У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

8. Привлечение родителей к созданию атрибутов, костюмов, декораций также сыграло положительную роль: взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлеченным важным делом.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода. Причем, такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели. Нахожу работу по развитию творческих способностей в театральной деятельности интересной и увлекательной, она открывает творческие возможности детей.


Содержание: Музыкальный руководитель Оснащение музыкального зала Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» - театральные фантазии, детское творчество - инструментальное музицирование Наши звездочки Творческий коллектив Мы - артисты Сотрудничаем Наши награды Заключение Архивные материалы


Музыкальный руководитель Закончила Магнитогорское музыкальное училище Имени Глинки в 1975 г., специальность «Дирижер хора, преподаватель сольфеджио». Стаж педагогической работы 35 лет. Высшая квалификационная категория. Моё педагогическое кредо: «Ребенок- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»!


Театрально-музыкальная студия «Золотой ключик» Задачи: Формировать устойчивый интерес к театрально-постановочной деятельности Раскрепощать творческие возможности дошкольников Научить детей владеть простейшими музыкальными инструментами Развивать память, внимание, мышление и восприятие








Заключение Театрально-музыкальная деятельность в жизни ребенка, это не только эстетическое образование и приобщение к ценностям культуры, но и эффективный способ развития способностей детей, путь их к одухотворенной счастливой жизни и самореализации, как личности.


Архивные материалы Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят»Конспект праздника «Весна в гостях у дошколят» Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки»Занятие по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе: «Чудо-ложки» Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»Опыт работы «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей»