“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
- Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
Проектирование предметно-развивающей среды:
- Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
- Особенности его эмоционально – личностного развития.
- Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
- Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
- Возрастные и полоролевые особенности.
Тема занятия Форма |
Цель | Месяц | Дополнения | |
1. Беседа –
диалог: “Мы
идем в театр” 2. Игра: “Попробуем измениться” 3. “Рифмованные движения” |
1. Активизировать творческие
проявления детей. 2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового. 1. Развивать способность понимать собеседника. 1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия. |
Сентябрь | Театральная зона
детского сада Музыкальное сопровождение |
|
1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что
делали – покажем” 2. “Словесное комментирование” 3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша” 4. Игрушки, народные игры и забавы |
1. Учить детей адекватно
передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике,
интонации (хвастовство, испуг, радость). 2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы. 1. Учить доводить до детей замысел сказки. 1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду. 1. Продолжать знакомить детей
с условиями быта и жизни людей. |
Октябрь |
Чтение сказки “Зайка – зазнайка” Педагоги, Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные
игрушки. |
|
1. “Театральные профессии” (2 недели) 2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство” 3. Теневой театр: “Птицы улетают” |
1. Уточнить знания детей о
театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер,
оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки. 2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию. 3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству. 1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа
воплощения действий, образа литературного персонажа. 1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме
рисования, вырезания, оформления любой техникой. |
Ноябрь | Картинки с профессиями
Педагоги, родители, дети |
|
1. Психогимнастика
2. Драматизация 3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка” 4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии” |
1. Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния. 2. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. 1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам. 1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке. 1. Расширять кругозор детей. |
Декабрь |
Театральная зона, костюмы, маски Кроссворд |
|
1. Посещение новогодних
представлений в драмтеатре (2 недели) 2. Оформление фотоальбома: |
1. Развивать у детей интерес к
сценическому мастерству. 2. Активизировать познавательный интерес к театру. 3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”. 4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д. 1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских
взаимоотношений. |
Январь | Родители, дети | |
1. Чтение скороговорок
2. Чайнворды, 3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев” 4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”. 1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем” 2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки” 3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко” |
1. Продолжать знакомить с
жанровыми особенностями скороговорок. 2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. 1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре,
театральных жанрах, средствах художественной выразительности на
определенную букву: р, к, а. 1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев. 1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи
взаимосвязи между создаваемыми образами. 1. Создать положительный эмоциональный настрой. 1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок. 1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина,
папье-маше, ткани. |
Февраль |
Чайнворды, головоломки Видеосалон доу Педагоги, дети, Картинки по сказкам |
|
1. Игра: “Угадай по музыке”
2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь” 3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей” 1. Психогимнастика 2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки” 3. “Сказочная |
1. Учить детей словесно фантазировать по
музыкальной композиции. 2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии. 3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции. 1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг
другу. 1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке. 1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные
ситуации. 1. Закреплять умение детей использовать различные средства
выразительности в передаче образов героев. 1. Развивать художественно – творческие способности детей. |
Апрель | Музыкальный зал
Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта Педагоги, дети Картинки, Родители, дети, |
Предположительные результаты детей:
- Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
- Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
- Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Наталья Емельянцева
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»
Введение. Актуальность опыта работы . …1-4
Глава 1. Особенности .
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников … .7-10
11-12
Глава 2. .
2.1. Развитие театрализованной деятельности… .…. 13
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками
средней группы… …14-26
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность… . 27-28
Заключение….29
Введение.
«Театрализация – это волшебный мир ,
в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающее.»
О. П. Радынова
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающая, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития .
Является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Актуальность опыта .
Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память , мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.
Знакомясь с различными видами театра , а так же участвуя в , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста .
Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы , содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы , предложены рекомендации для родителей. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта .
Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.
1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности .
2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.
3. Расширять представления детей об окружающей действительности.
4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров .
5. Обогащать и активизировать словарь детей.
6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
7. Развивать диалогическую и монологическую речь.
8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
9. Развивать память , мышление, воображение, внимание.
10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
11. Воспитывать желание играть театральными куклами .
12. Развивать умение использовать игровые импровизации в
самостоятельной деятельности .
Формы и методы работы
1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
2. Игры драматизации.
3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей .
4. Коррекционно-развивающие игры .
5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) .
6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.
7. Игры – превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения.
8. Упражнения на развитие детской пластики .
9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук .
10. Упражнения на развитие выразительной мимики.
11. Упражнения по этике во время драматизаций.
12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.
1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников .
Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.
Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.
В сфере познавательного развития :
-развитие разносторонних представлений о действительности;
Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;
Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;
-развитие памяти , предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
В сфере социального развития :
Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;
Воспитание культуры познания взрослых и детей;
Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие эмоций .
В сфере речевого развития :
Содействие развитию монологической и диалогической речи;
Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;
Овладение выразительными средствами общения.
В сфере эстетического развития :
Приобщение к высокохудожественной литературе;
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;
Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
Создание выразительного художественного образа;
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;
Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;
Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.
В сфере развития движений :
Согласование действий и сопровождающей их речи;
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа ;
Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности .
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности , что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности .
Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр »
Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.
Основные задачи : последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) .
Программа «Театрализованная деятельность в детском саду » Е. А.
Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через .
Таким образом, рассмотренные мною программы и технологии
направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности .
Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников .
2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности .
Работая в детском саду «Радуга» , я очень долго наблюдала за детьми средней группы. Наблюдая за играми дошкольников , обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры , я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.
Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности , расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах :
1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей .
2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников , потому что мышление носит наглядно – образный характер.
5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.
2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками средней группы .
В начале года я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 4-го года жизни в количестве16 человек.
В качестве критериев я использовала следующие положения :
Устойчивый интерес к театрализованной деятельности ;
Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности ;
Владение выразительностью речи;
Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;
Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Каждый критерий я оценивала :
Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность . Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности . Не способен к самостоятельности.
Результаты диагностики 16-ти исследуемых детей показали :
1. Интерес к театрализованной деятельности :
Средний уровень - 6 человек (36%,
Низкий уровень - 10 человек (64%,
2. Умение давать оценку поступкам :
Средний уровень - 10 человек (72%,
Низкий уровень - 6 человек (28%,
Высокий уровень - не выявлено;
3. Владение выразительностью речи :
Средний уровень - 4 человека (12%,
Низкий уровень - 12 человек (88%,
Высокий уровень - не выявлено;
4. Понимать эмоциональное состояние :
Средний уровень - 3 человека (20%,
Низкий уровень - 13человек (80%,
Высокий уровень - не выявлено;
5. Сопереживание героям сказок :
Средний уровень - 8 человек (60%,
Низкий уровень - 6 человек (40%,
Высокий уровень - не выявлено;
6. Вживание в образ :
Средний уровень - 5 человек (28%,
Низкий уровень - 11 человек (72%,
Высокий уровень - не выявлено. (Приложение №1)
Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности , слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться
в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности .
2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.
3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров .
5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности .
6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .
Свою практическую работу я построила следующим образом :
1. Работа с детьми .
2. Работа с родителями .
3. Работа с воспитателями .
4. Создание развивающей среды .
В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме : «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников » в соответствии с календарно-тематическим планом. (Приложение №2) . При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети » Н. Ф. Сорокиной.
Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, я включала театрализацию во все виды детской деятельности .
Методы применяемые в работе с детьми :
1 .Игровые.
2. Наглядные.
3. Словесные.
Приёмы применяемые в работе с детьми :
1 .Чтение художественнойлитературы.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра.
4. Театрализованные игры и драматизация .
5. Танцевальное и песенное творчество.
6. Литературные игры и викторины.
7. Художественное творчество.
8. Подвижные игры.
Для улучшения памяти детей, в своей практике, я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод направлен на развитие памяти (разные виды : слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения, развитие творческого познания.
В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. (Приложение №3) .
В группе оборудован уголок «ряженья» , где ребёнок может выбрать себе понравившийся костюм, маску и т. д. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра :
Пальчиковый театр .
Театр кружек .
Театр игрушек Би- ба – бо .
Деревянный настольный театр .
Тетра на фланелеграфе.
Театр теней .
Театр на лопатках и на ложках.
Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова : «Жили - были.» , «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. (Приложение №4) .
аботая над театрализацией сказки , я использовала следующий план :
I. 1. Чтение сказки.
2. Беседа по содержанию.
II. 1. Рассказывание сказки по ролям.
2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
III. 1. Работа с артистами :
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Индивидуальная работа по ролям .
3. Закрепление.
IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.
2. Закрепление.
V. Генеральная репетиция.
VI. Премьера.
Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики , развитие речи , интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.
И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией . Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.
В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности , на праздниках и развлечениях . (Приложение № 6) .
В конце учебного года была проведена контрольная диагностика .
Результаты оказались следующими :
1. Интерес к театрализованной деятельности :
Средний уровень - 12человек (68%,
Низкий уровень - не выявлено,
Высокий уровень - 4человека (32%) ;
2. Умение давать оценку поступкам :
Средний уровень - 12 человек (68%,
Низкий уровень - 1 человек (8%,
Высокий уровень- 3 человека (24%) ;
3. Владение выразительностью речи :
Средний уровень - 8 человек (44%,
Низкий уровень- 2 человека (16%,
(40%) ;
4. Понимать эмоциональное состояние :
Средний уровень -12 человек (68%,
Низкий уровень - 1 человек (12%,
(20%) ;
5. Сопереживание героям сказок :
Средний уровень - 9 человек (56%,
Низкий уровень - 1 человек (4%,
Высокий уровень - 6 человек (40%) ;
6. Вживание в образ :
Средний уровень – 10 человек (60%,
Низкий уровень -3 человека (20%,
Высокий уровень - 3человека (20%) .
(Приложение №1) .
2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность .
Благодаря проделанной работе :
1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности .
2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарь детей.
5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
6. Развивалась память , мышление, воображение, внимание детей.
7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти , мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
6. Посещение театров .
7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях .
Наблюдая положительную динамику проводимой работы , считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми . В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром , расширять кукольный арсенал, создания музея театральной игрушки в детском саду, больше
привлекать родителей к совместной деятельности с детьми . Ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.
Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности и позволяет мне дать несколько советов педагогам, работающим в этом направлении .
Воплощайте в действительность свои творческие способности и желания.
Создавайте условия для формирования своего творческого потенциала и ребёнка.
Открывайте в ребёнке маленького артиста.
Учите ребёнка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить.
Заключение.
В заключение следует отметить, что развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности .
Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме ; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми , ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Театрализованная форма деятельности является универсальным средством гармоничного развития ребенка и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает детей принять активное участие в действии. Также такой вид деятельности решает и познавательные задачи: закрепляет знания о сезонных изменениях в природе, знакомят с повадками диких животных и т.д.
Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширению зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Игровая театрализованная деятельность помогает детям освоить элементарные этические понятия, воспитывает культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.
Театрализованная деятельность активизирует мышление ребенка, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал так: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную роль в этом играет театрализованная деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Театрализованная деятельность помогает решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Занятия с включением театрализованной деятельности являются одной из форм работы с детьми, уже начиная с первой младшей группы. Целью их является обогащение детей радостными впечатлениями. В первой младшей группе лучше начинать знакомство с театральной куклой – би-би-бо, и театрализованными играми. Начиная со второй младшей группы детей последовательно необходимо знакомить с видами театра, основами актерского мастерства. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе ребята чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость и стеснение, обычно участвуют в инсценировке как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт. В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.
Значение театрализованной деятельности Театрализованная деятельность позволяет решать
многие педагогические задачи, касающиеся
выразительности речи ребенка,
интеллектуального и художественноэстетического воспитания.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый
источник развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
В результате театрализованной деятельности
ребенок познает мир умом и сердцем, выражая
своё отношение к добру и злу; познаёт радость,
связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.
эмоции
маленького
артиста
Театрализова
нная
деятельност
ь
Театрпомощник в
воспитании
Развитие речи,
фантазии,
воображения
Мы становимся
смелее
(уверенность,
раскованность)
Мы становимся умнее
(память,
сообразительность,
находчивость,
кругозор)
Мы становимся
добрее
Задачи по развитию речи: 1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков); 2. З
Задачи по развитию речи:1. Пополнение и активизация словаря (за
счёт слов, обозначающих названия предметов,
действий, признаков);
2. Закрепление навыка использования прямой
и косвенной речи;
3. Совершенствование монологической и
диалогической форм речи;
4. Воспитание культуры речевого общения,
умения действовать согласованно в
коллективе.В театрализованной деятельности активно
развивается диалог как форма
социализированной (коммуникативной) речи.
Сценические диалоги идеальные,
«правильные», то есть выверенные
хронологические, логические, эмоционально.
Заученные во время подготовки к спектаклю
литературные образы речи дети используют
впоследствии как готовой речевой материал в
свободном речевом общении.
Театральная игра Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на за
Театральная играЗадачи: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнёром на
заданную тему. Развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять
отдельные группы мышц, запоминать слова
героев спектаклей, развивать зрительное
слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение
произвольно реагировать на
команду или музыкальный
сигнал, готовность
действовать согласовано,
развивать координацию
движения, учить запоминать
заданные позы и образно
передавать их.
Основные направления работы с детьми
Работа над спектаклем
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и
правильною артикуляцию, чёткую
дикцию, разнообразную интонацию
логику речи; учить сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие
рифмы; произносить скороговорки и
стихи, пополнять словарный запас.
Задачи: Учить сочинять этюды по
сказкам; развивать навыки действий
с воображаемыми предметами;
развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно,
сердито, удивленно, восхищённо,
жалобно и т.д.).
Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знан
Формы организациитеатрализованной
деятельности
Выбирая материал для инсценировки, нужно
отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и
умений детей, обогащать их жизненный опыт,
побуждать интерес к новым знаниям, расширять
творческий потенциал:
1Непосредственно-организованная образовательная
деятельность:
-театральное занятие;
-театрализованная игра на других занятиях
2. Образовательная деятельность в процессе
режимных моментов:
-театрализованная игра;
-игра-драматизация;
3 Самостоятельная театрально-художественная
деятельность, театрализованные игра в повседневной
жизни.
Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творч
Предметно-пространственная средаобеспечивает совместную
театрализованную деятельность детей,
является основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования.
Разнообразие театров способствует
повышению интереса детей к
театрализованной деятельности.В педагогике и психологии активно обсуждается проблема
взаимосвязи личности и творчества.
Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в
сугубо детских видах деятельности в противовес обучению
школьного типа.
Именно игра и должна преимущественно использоваться
педагогами.
Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность
в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым,
чтобы ведущая деятельность составляла основное
содержание
жизни самих детей.
Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг
которого сосредоточиваются главные интересы и
переживания детей.
Театрализованная деятельность является разновидностью
игры.Театрализованная деятельность в детском саду
организационно может пронизывать все режимные
моменты: включаться во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время,
осуществляться в самостоятельной деятельности детей.
Театрализованная деятельность может быть органично
включена в работу различных студий и кружков;
продукты театрализованной деятельности
(инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и
др.) могут вноситься в содержание праздников,
развлечений и сладких пятниц.Из всех видов кукольного театра в детском саду
наибольшей популярностью пользуется:
- театр картинок (на фланелеграфе, картоне,
столе).
- театр игрушек и петрушек (перчаточный)
По способу управления театральные куклы делятся на два
основных вида – верховые и напольные.
К верховым относятся те, которыми кукловод управляет
из-за ширмы.
В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.
Напольные куклы «работают» на полу, кукловод
управляет ими на глазах у зрителей.
К напольным относятся марионетки и большие (ростовые)
куклы.Театральная деятельность представлена в
ДОУ
кукольным театром и театрализованными
играми,
которые делятся на две группы:
режиссерские игры и игры-драматизации.К режиссерским играм в ДОУ относятся:
1. настольные театрализованные игры:
- настольный театр игрушек (театр
шагающий, конусный (или цилиндр, коробка)
- настольный театр картинок (театр игрушектопотушки, баночный театр (на кружках,
прозрачных стаканах), плоскостной театр)
2. стендовые театрализованные игры:
- стенд-книжка,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
Театр на руке.
Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.
Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробо
Театр кукол на столе – способствует владениютехникой управления куклами настольного театра
(куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек.
Театр игрушек
КонусныйтеатрБаночный театрПлоскостной
театрПлоскостной театр «Заяц-хваста».Театр
шагающий
Театр теней
Кукольный театрТеатр на фланелеграфе: может быть использован как самостоятельное развлечении как часть образовательной деятельности
игры-драматизации
Видами драматизации являются:игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений (потешек, небольших
сказок, песен, небольших литературных текстов;
постановки спектаклей по одному или нескольким
произведениям (драматический спектакль,
музыкально-драматический спектакль, детская опера,
спектакль на хореографической основе, спектакль
ритмопластики, пантомима, мюзикл).К играм-драматизации в ДОУ относятся:
Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты
ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации,
сам действует за персонажа.
(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди».
Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей,
которые располагаются за ширмой).
Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх
на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы,
рук, туловища осуществляются с помощью движений
пальцев, кисти руки.